Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Международно-правовые основы формирования союзного государства России и Белоруссии.
Научные статьи
06.03.13 14:59


  
ЕврАзЮж № 6 (13) 2009
Право стран СНГ
Моисеев Е.Г.
Международно-правовые основы формирования союзного государства России и Белоруссии.
В последние годы Россия и Белоруссия ведут большую работу по формированию международно-правовых основ с целью создания Союзного государства. Соответствующий Договор между двумя странами был подписан в 1999 году. В Союзном государстве будут обеспечиваться равные права и свободы каждому гражданину России и Белоруссии. В настоящее время на основе указанного Договора осуществляется окончательная доработка Конституционного акта, который станет главным документом будущего Союзного государства. Конституционный акт должен быть вынесен на референдум в России и в Белоруссии. В течение истекшего после распада Советского союза периода Россия и Белоруссия осуществляют тесное сотрудничество в экономической, политической, социальной, гуманитарной, правовой и иных областях. Между ними заключено большое число международных договоров. В данной статье говорится о наиболее значимых направлениях сотрудничества России и Белоруссии, составляющих его международно-правовую базу.
     
   Россия и Белоруссия – два соседних государства братских славянских народов, история которых тесно переплетена. Многие столетия они вместе строили новую жизнь,  вместе защищались от внешних врагов. После распада Советского Союза в декабре 1991 г. Россия и Белоруссия первыми из независимых государств  – бывших союзных республик СССР  встали на путь экономической и политической интеграции.

   Следует отметить, что этот путь отвечает чаяниям белорусского и российского народов. 14 мая 1995 г. в Белоруссии состоялся референдум, в ходе которого около 83 % его участников высказались за экономическую интеграцию с Россией и за придание русскому языку статуса, равного белорусскому . В России на этот шаг белорусского народа отреагировали адекватно.  Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания приняли соответствующие Заявления о проведении курса на углубление интеграции между двумя странами .

   Следуя этому курсу, 2 апреля 1996 г. в Москве в торжественной обстановке президенты двух стран подписали Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии . Ровно через год, 2 апреля 1997 г., президенты двух стран подписали Договор о Союзе Беларуси и России, неотъемлемой частью которого стал Устав Союза .

   Оба документа были переданы на  ратификацию в парламенты, которыми они вскоре были одобрены. 6 июня 1997 г. их одобрила Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, а 10 июня того же года – Совет Федерации.

    Приняв решение не открывать прений по вопросу ратификации Договора о создании Союза Беларуси и России и Устава Союза, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь ратифицировали его. Присутствующие 85 депутатов палаты единогласно проголосовали «за». «Договор позволит нашим народам жить лучше», – заявил председатель Комиссии по международным делам палаты Леонид Рачков . Совет республики ратифицировал документ 11 июня 1997 г.

    Устав Союза Беларуси и России уравнивал в правах граждан обоих государств. В соответствии с ним был введен институт гражданства Союза. Предусматривалось постепенное формирование унифицированной валютной системы. Согласно решению Высшего Совета Союза, ранее созданные органы Сообщества были преобразованы в органы Союза.

    25 декабря 1998 г. президенты двух стран подписали Декларацию о дальнейшем единении России и Белоруссии . Тем самым Россия и Беларусь сделали исторический шаг на пути единения двух братских стран и народов . Помимо этого президенты подписали еще два важных соглашения: Договор о равных правах граждан  и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования . Принятие указанных документов означало переход России и Белоруссии на качественно новый уровень интеграции в политической, экономической и социально-гуманитарной сферах.

    8 октября 1999 г. одновременно в России и Белоруссии на всенародное обсуждение был вынесен проект Договора о создании Союзного государства . В тот же день опубликован проект Программы действий по реализации данного Договора .

   В ходе обсуждения проекта  было внесено 1159 конкретных предложений и замечаний . Более 400 их них нашли отражение в тексте Договора. Идею создания единого государства поддержали большинство граждан, политических и общественно-политических объединений России и Белоруссии, что, несомненно, подняло планку легитимности Союза России и Белоруссии.

   Особенностью проекта было то, что на первый план выдвигались не проблемы политического обустройства государства, а экономика. Предпосылки крепкого политического союза должны быть созданы в суверенных экономиках обоих государств. Что касается вершины экономической интеграции – валютного союза, то он возможен лишь после решения задач общеэкономического сближения, гармонизации законодательства, создания конкретных условий для свободного передвижения людей, капитала и товаров.

    После окончания обсуждения проекта Договора о создании Союзного государства все высказанные замечания и предложения были обобщены, Договор был доработан и в конце ноября 1999 г. представлен президентам России и Белоруссии для подписания.

   8 декабря 1999 г. в Москве прошло заседание Высшего Совета Беларуси и России, по завершении которого президенты Б.Н.Ельцин и А.Г.Лукашенко подписали Договор о создании Союзного государства и Программу действий по реализации его положений .

   По словам Президента России, «решение о создании Союзного государства созрело объективно. Оно отвечает национальным интересам и России, и Белоруссии и обеспечивает продвижение обеих стран в русле общеевропейских и мировых интеграционных тенденций» . «Наши страны получили действенный инструмент для создания единого экономического, таможенного, оборонного и гуманитарного пространства». Этот шаг к единству России и Белоруссии «продиктован нашей совместной историей, логикой нашего развития, а также общемировыми тенденциями к интеграции» .

    13 декабря 1999 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации ратифицировала Договор между Россией и Белоруссией о создании Союзного государства. 14 декабря 1999 г. то же самое сделал и парламент Белоруссии. 22 декабря 1999 г. Договор одобрил Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 26 января 2000 г. Договор вступил в силу .

   В 2001 г. началась разработка основных положений проекта Конституционного акта Союзного государства России и Белоруссии. 1 февраля 2002 г. был подготовлен проект документа «Принципы Конституционного акта Союзного государства» . Один из принципов Конституционного акта – сохранение суверенитета государств-участников, добровольность передачи полномочий государств-участников Союзному государству. За государствами остается право выхода из состава Союзного государства и возвращения переданных полномочий.

   На заседании Высшего Государственного Совета с участием президентов России и Белоруссии в Минске 20 января 2003 г. был утвержден состав совместной комиссии по разработке проекта Конституционного Акта во главе с руководителями нижних палат парламентов обеих стран. Комиссия подготовила проект документа Конституционного Акта Союзного государства России и Белоруссии .

    Глава первая определяет основы конституционно строя Союзного государства. Согласно ст. 1 Союзное государство является правовым, демократическим, социальным, светским государством, в котором признается политическое и идеологическое многообразие.

    Республика Беларусь и Российская Федерация являются суверенными и равноправными государствами – участниками Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. (далее — Договор), субъектами Союзного государства.

    Союзное государство открыто для присоединения к нему других государств, являющихся субъектами международного права, разделяющих цели и принципы Союзного государства и принимающих на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора и Конституционного Акта.

    Союзное государство действует на основе разграничения предметов ведения и полномочий между Союзным государством и субъектами Союзного государства.

    Союзное государство для реализации своих целей развивает взаимоотношения с другими государствами и международными организациями, в том числе заключает с ними международные договоры.

    Субъекты Союзного государства сохраняют с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, международную правосубъектность и правоспособность, самостоятельно решают вопросы своего государственного устройства, имеют свои конституции, государственные флаги, государственные гербы и другие атрибуты государственности (ст. 2).

    В соответствии со ст. 3 субъекты Союзного государства сохраняют свое членство в ООН и в других международных организациях. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Союзного государства являются составной частью правовой системы Союзного государства. Если международным договором Союзного государства установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законах и иных нормативных правовых актах Союзного государства, применяются нормы международного договора. Международные договоры Союзного государства не должны противоречить Конституционному Акту и Договору.

    Территория Союзного государства состоит из государственных территорий субъектов Союзного государства (ст. 4).

    Статья 5 проекта Конституционного Акта предусматривает, что в Союзном государстве признаются и защищаются равным образом все формы собственности, а хозяйствующим субъектам всех организационно-правовых форм обеспечиваются равные права и гарантии деятельности, устанавливаются равные обязанности.

    Союзное государство вправе иметь имущество в собственности. Собственность Союзного государства регулируется Конституционным Актом, Договором и нормативными правовыми актами Союзного государства (ст. 6).

    Согласно ст. 7 проекта Союзное государство имеет единую денежную единицу (валюту). Денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром. Введение и эмиссия другой валюты в Союзном государстве не допускаются. До введения единой денежной единицы и формирования единого эмиссионного центра на территориях субъектов Союзного государства продолжают хождение их национальные денежные единицы.

    Союзное государство имеет свой флаг, герб, гимн и другие атрибуты государственности. Государственная символика Союзного государства устанавливается Парламентом Союзного государства и утверждается Высшим Государственным Советом Союзного государства.

    Официальными языками Союзного государства являются государственные языки субъектов Союзного государства. В качестве рабочего языка в органах Союзного государства используется русский язык (ст. 9).

    Глава вторая проекта Конституционного Акта посвящена основам правового статуса человека и гражданина Союзного государства. Здесь в статьях с 10 по 31 закреплены основные права и свободы граждан Союзного государства. В Союзном государстве признаются, соблюдаются, гарантируются и защищаются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Запрещаются любые формы дискриминации по признакам пола и социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной или иной принадлежности.

    В Союзном государстве устанавливается гражданство Союзного государства. Граждане субъектов Союзного государства являются одновременно гражданами Союзного государства. Гражданство Союзного государства является равным независимо от оснований его приобретения. Вопросы приобретения и утраты гражданства субъектов Союзного государства регулируются законами субъектов Союзного государства. Вопросы гражданства Союзного государства регулируются Конституционным Актом, Договором и нормативными правовыми актами Союзного государства. Прекращение гражданства Союзного государства возможно лишь при условии прекращения гражданства субъекта Союзного государства. При прекращении гражданства субъекта Союзного государства гражданство Союзного государства сохраняется в случае приобретения гражданства другого субъекта Союзного государства.

    Граждане одного субъекта Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности с гражданами другого субъекта Союзного государства на территории этого субъекта Союзного государства, если иное не предусмотрено конституциями и законами субъектов Союзного государства, а также международными договорами между субъектами Союзного государства.

    Граждане Союзного государства имеют право участвовать в управлении делами Союзного государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Союзного государства имеют право избирать и быть избранными в выборные органы Союзного государства, а также участвовать в референдумах Союзного государства в соответствии с законами Союзного государства. Не имеют право избирать и быть избранными лица, признанные в субъектах Союзного государства в установленном порядке недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане Союзного государства имеют равный доступ к государственной службе в органах Союзного государства на условиях, определенных законом Союзного государства .

    В главе третьей говорится о предметах ведения Союзного государства, Союзного государства и его субъектов, а также субъектов Союзного государства (ст. 32–34).

    Четвертая глава (ст. 35) посвящена бюджету Союзного государства, который призван обеспечивать финансирование программ и проектов Союзного государства, его функционирование, включая расходы на содержание его органов. Бюджет Союзного государства формируется за счет ежегодных согласованных отчислений субъектов Союзного государства.

    Согласно главе пятой (ст. 36–53) государственную власть в Союзном государстве осуществляют Высший Государственный Совет Союзного государства, Парламент Союзного государства, Совет Министров Союзного государства, Суд Союзного государства.

    Глава шестая (ст. 54–59) предусматривает принятие в Союзном государстве следующих актов: законов, основ законодательства, декретов, постановлений, директив, резолюций, решений Суда Союзного государства.

    В главе седьмой (ст. 60–61) речь идет о поправках к Конституционному Акту Союзного государства,  о том, кто и каким образом может вносить в него поправки.

    Наконец, в главе восьмой (ст. 62–68) говорится о заключительных и переходных положениях, которые включают в себя вопросы вступления Конституционного Акта в силу и ряд других.

    Между тем в Беларуси и России идет активная практическая работа по формированию основ Союзного государства. Осуществляется многогранное сотрудничество в различных областях .

    Фундаментом формирования Союзного государства является сотрудничество в экономической сфере. На данном направлении за истекшие годы достигнут существенный прогресс. Если в 1999 г. годовой товарооборот между двумя странами составлял менее 5 млрд. долл. США, в 2004 г. – почти 18 млрд., то к 2009 г. он достиг 35 млрд. долл. Таким образом, с 1999 г. внутренний товарооборот Союзного государства увеличился в семь раз . Причем товарообмен не ограничивается сырьевыми товарами, год от года в его структуре растет доля товаров с высокой технологической обработкой.

   Очень важным является сотрудничество в сфере транспорта. Как известно, обе страны тесно связаны железными и автомобильными дорогами, газо- и нефтепроводами, воздушными трассами. Многие из них заканчиваются с одной стороны далеко за Уралом, с другой – у атлантического побережья Европы. Эти транспортные коридоры имеют огромное международное экономическое значение и способны приносить странам, по которым пролегают, весомые дивиденды. Вот почему Беларуси с Россией так важно проводить в этой сфере скоординированную политику, иметь единое транспортное пространство.
В первую очередь это касается автотранспорта. Около 60 процентов грузов, доставляемых в Россию из Европы или обратно на грузовиках, следует через Беларусь, причем часто – на ее же машинах. И очень важно сделать этот кратчайший путь между Россией и Европой как можно более комфортным и одновременно наименее затратным по сравнению с другими.

    В 2009 г. Беларусь выступила с инициативой создать общий рынок автотранспортных услуг. Это сделало бы излишним получение белорусскими перевозчиками разрешений на доставку в Россию грузов из третьих стран. Тем самым стало бы еще меньше различий в условиях хозяйствования на просторах Союзного государства.

   Создание мощной и протяженной транспортной сети способно изменить в лучшую сторону жизнь миллионов людей. По оценкам экспертов, в результате объем товаропотока возрастет в 60–70 раз, а скорость обмена информацией – в 10–14 раз. «Транспортный коридор» может стать самым блестящим союзным проектом.

    Весьма активно осуществляется сотрудничество в аграрном секторе Союзного государства. Общий аграрный рынок и единая ветеринарная служба, инновационное сотрудничество – главные направления работы на ближайшее время для союзных аграриев. Они закреплены в решении совместного заседания коллегии Минсельхоза России и коллегии Минсельхозпрода Белоруссии, состоявшегося в Минске в декабре 2008 года .

    Сотрудничество Беларуси и России в сельскохозяйственной сфере не прерывалось даже в самый непростой период начала 90-х гг., когда рушились годами наработанные связи. Сегодня это сотрудничество на подъеме, объем товарооборота между двумя странами только по продовольственной группе в 2008 г. составил 2,5 млрд. долл.

   Производство сельскохозяйственной продукции в Белоруссии давно превосходит потребности внутреннего рынка практически по всем ее видам. Не случайно в 2008 г. экспорт сельхозпродукции вырос в 2,3 раза, достигнув 2 млрд. долл. Покупателями являются более 50 стран, но главной остается Россия.

   В целях обеспечения равновесия экономических интересов обеих стран необходимо выработать механизм взаимной торговли в Союзном государстве. Таковым отчасти можно считать ежегодные прогнозные балансы спроса и предложения, разрабатываемые уже на протяжении 11 лет. Впервые они были сформированы в 2008 г. по мясу, молоку и сахару на пять лет. Эти балансы должны стать основным шагом к снятию проблемных вопросов во взаимной торговле.

   Согласование объемов поставок по основным видам сельхозпродукции и его соблюдение свидетельствуют о том, что страны готовы строить единый рынок сельхозпродукции. Ускорить процесс может единая аграрная политика Союзного государства, концепцию которой решено разработать до 1 июня 2009 г.

    Беларусь и Россия вступают в такой период сотрудничества, когда вопросы собственности, инвестиционной деятельности, организации бизнеса необходимо рассматривать как единое целое. В связи с этим нужно создавать совместные крупные компании. В этом случае бизнес двух стран не будет противостоять в борьбе за рынки, и тогда не нужно будет думать над тем, как организовать экспорт продовольствия во многие страны мира.

    Беларусь и Россия разработали и осуществляют союзные программы, которые по праву называют локомотивом интеграционного процесса. Они охватывают различные производственные отрасли: машиностроительный комплекс, высокие технологии и космос, оборонную промышленность, оборудование границы и таможенных пунктов, медицину и образование, дизельное автомобилестроение, сельхозмашиностроение, суперкомпьютеры и др. Реализация союзных программ позволила России и Беларуси занять половину рынка автомобилестроения и треть рынка по выпуску телевизоров на постсоветском пространстве. Они дают новый импульс для развития экономики, пополняют бюджет, что особенно важно в условиях нынешнего финансового кризиса.

   В настоящее время реализуются 42 совместные программы, еще шесть программ находятся в стадии разработки. Реализация союзных проектов дает гарантированные рабочие места сотням тысяч людей в обеих странах.

   Как известно, Беларусь и Россия создали совместную собственность. Соглашение о собственности Союзного государства было подписано главами правительств двух стран в январе 2006 г. и ратифицировано Государственной Думой РФ в июле 2007 г.

   В октябре 2008 г. был сделан еще один важный шаг к приданию союзным отношениям принципиально нового, более высокого качества. Речь идет о ратификации белорусской стороной Соглашения о собственности Союзного государства. Теперь, после ратификации документа белоруской стороной, по российскому законодательству союзная собственность будет регистрироваться. В Беларуси она уже подсчитана Государственным комитетом по имуществу и зарегистрирована на предприятиях отдельной строкой. В начале 2009 г. ее стоимость составляла 580 миллиардов белорусских рублей (один российский рубль равен примерно 80 белорусским).

    Ратифицированное соглашение определяет основания для возникновения и прекращения права собственности Союзного государства.  В нем указаны виды имущества, которое может находиться в его собственности, содержатся основные положения, касающиеся управления такой собственностью, в том числе связанные с владением, пользованием и распоряжением. Соглашение предусматривает участие Союзного государства в отношениях, регулируемых гражданским законодательством Беларуси и России, применение в отношении его собственности законодательства каждой из этих стран.

    С ратификацией соглашения о союзной собственности законотворческая деятельность в этом направлении не закончена. Чтобы оно вступило в действие, необходимо разработать ряд дополнительных правовых норм. А в перспективе с подписанием Конституционного Акта и унификацией гражданского законодательства должен быть принят и закон о собственности Союзного государства.

    Важную роль в развитии торгово-экономических отношений Беларуси и России играет сотрудничество на региональном уровне. Если в 1997 г. Беларусь имела устойчивые экономические связи только с несколькими регионами России, то в настоящее время установлены торговые связи практически со всеми субъектами Российской Федерации. При этом с 80 российскими регионами подписаны соглашения и протоколы в торгово-экономической сфере, в области науки, образования и культуры. Договорно-правовая база белорусско-российского сотрудничества на региональном уровне составляет более 170 договоров, соглашений и протоколов о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном строительстве.

   Наиболее тесные торгово-экономические связи Республика Беларусь имеет с Москвой, Санкт-Петербургом, Тюменской, Московской,  Смоленской и другими областями, на долю которых приходится около 70 % российско-белорусского товарооборота. Сегодня сотрудничество регионов Беларуси и России направлено прежде всего на эффективное использование имеющихся в регионах производственных потенциалов, развитие специализации и кооперирования предприятий, совершенствование ранее сложившихся экономических связей.

   Следует отметить, что Беларусь и Россия развиваются стабильно и динамично. Так, за 2007 г. ВВП Республики Беларусь вырос на 8,2 %, производство промышленной продукции – на 8,5 %. На 15,1 % увеличились инвестиции в основной капитал. Розничный товарооборот вырос на 15,3 %. В свою очередь, в России в 2007 г. ВВП вырос на 8,1 %, а индекс промышленного производства составил 106,3 %. Инвестиции в основной капитал увеличились на 21,1, розничный товарооборот – на 15,2 %. Высокие темпы экономического роста способствовали росту уровня жизни в обеих странах. Реальная заработная плата в Белоруссии выросла на 9,5 %, в России – на 16,2 % . Показатели у Белоруссии и России в 2008 г. несколько снизились из-за начавшегося во второй половине года мирового экономического кризиса.

    Важнейшей стратегической целью Союзного государства является обеспечение равных прав белорусов и россиян. 24 января 2006 г. в ходе заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства в Санкт-Петербурге президенты Беларуси и России подписали Соглашение об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства. В июне того же  года Соглашение было ратифицировано белорусской стороной.

    10 октября 2008 г. Государственная Дума Федерального Собрания России также ратифицировала указанное Соглашение, а 15 октября 2008 г. Федеральный закон о его ратификации был одобрен Советом Федерации. Таким образом, был сделан еще один шаг на пути достижения одной из важнейших целей союзного строительства – обеспечения равенства прав граждан Беларуси и России .

     Вступление Соглашения в силу освобождает граждан Беларуси и России от обязанности регистрации в компетентных органах в течение 30 дней с даты въезда. Соглашением также установлена упрощенная процедура получения вида на жительство для граждан Республики Беларусь и Российской Федерации: факт принадлежности к гражданству России или Беларуси будет являться основанием для подачи заявления о выдаче вида на жительство без учета срока временного пребывания и получения разрешения на временное проживание.

    Подготовка и принятие данного Соглашения входит в комплекс мероприятий, осуществленных Постоянным Комитетом  Союзного государства совместно с министерствами и ведомствами обеих стран по обеспечению равных прав граждан. Руководствуясь положениями Договора о равных правах граждан и Договора о создании Союзного государства, изучив практику их применения, Постоянный Комитет  подготовил План мероприятий по обеспечению равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, утвержденный Советом Министров Союзного государства еще в 2004 г. Реализация комплекса мероприятий, определенных Планом, позволила существенно продвинуться в вопросах обеспечения равных прав граждан Беларуси и России.

    В соответствии с Планом был заключен и вступил в силу ряд международных договоров, направленных на обеспечение равных прав граждан двух государств в области социального обеспечения, медицинского обслуживания, налогообложения. Так, Договором о сотрудничестве в области социального обеспечения 2006 г. подробно урегулированы вопросы государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний граждан Беларуси и России и членов их семей .

   В частности, при определении права на пенсию граждан Беларуси и России учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обоих государств – участников Союзного государства. Договором также упорядочены процедуры выплат ряда пособий (по временной нетрудоспособности и материнству, по безработице, для семей с детьми, в случае трудового увечья или профессионального заболевания, на погребение) постоянно проживающим гражданам государством их проживания и определен механизм их финансирования.

     Для определения четкого порядка действий компетентных органов государств – участников Союзного государства и его граждан, необходимых для реализации указанных выше прав, в настоящее время ведется подготовка проекта межведомственного соглашения о применении указанного Договора. В Соглашении определяется порядок финансирования расходов Беларуси и России на выплату пенсий и пособий, устанавливаются формы заявлений о назначении и выплате пенсии, о переводе назначенной пенсии и ряд других вопросов.

    Соглашение о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации позволяет решить ряд насущных проблем, связанных с предоставлением медицинской помощи . Соглашением закреплено право постоянно проживающих на территории одной из сторон граждан на бесплатное получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а временно проживающие граждане имеют право на получение скорой медицинской помощи и медицинской помощи в случае возникновения у них социально опасных заболеваний.

   Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 г. закрепляет равные условия налогообложения доходов для граждан Беларуси и России, полученных от работы по найму . В соответствии с Протоколом, если белорусским гражданином с российским работодателем заключен трудовой договор на срок не менее 183 дней, то в отношении его заработка применяется ставка налога на доходы 13 %, как и для российского гражданина.

   Необходимо отметить, что между Россией и Белоруссией создана правовая база, способствующая созданию режима наибольшего благоприятствования процессам трудовой миграции, реальному становлению общего рынка труда в Союзном государстве. Базовым документом в данной области является Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г., устанавливающий равные права на трудоустройство и оплату труда  граждан обеих стран . В соответствии с Договором белорусским и российским гражданам не требуется получения разрешений на работу. В отношении белорусов и россиян не распространяется также режим квотирования привлечения иностранной рабочей силы.

    Если брать ситуацию с нелегальными мигрантами, то эти вопросы постоянно находятся в центре внимания Пограничного Комитета Союзного государства, а также Объединенной коллегии министерств внутренних дел Союзного государства. Так, за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию и режима пребывания (проживания) в Российской Федерации в 2006 г. привлечено к административной ответственности свыше 1 млн. 403 тыс., а в 2007 г. – 715,5 тыс. лиц. В Республике Беларусь за аналогичные правонарушения были привлечены к административной ответственности в 2006 г. почти 25 тыс., а в 2007 г. – около 17 тыс. лиц .

    Несмотря на проделанную работу в сфере обеспечения равных прав граждан Беларуси и России, в этой области остается немало нерешенных вопросов. Взять, к примеру, Соглашение о порядке оказания медицинской помощи, о котором сказано выше. Оно не решает вопросов, связанных с получением медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Беларуси и России временно пребывающими и временно проживающими гражданами. Остаются нерешенные вопросы с оказанием медицинской помощи белорусским студентам, обучающимся в российских учебных заведениях, работникам дипломатических представительств.

   Не все вопросы решены и Договором о сотрудничестве в области социального обеспечения. В соответствии с его положениями и нормами российского законодательства Договор не распространяет свое действие на граждан Республики Беларусь, временно пребывающих и осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации. В отношении этой категории белорусских граждан заработок и стаж работы, полученные в России, для исчисления пенсии в расчет браться не будут, поскольку в отношении них российскими работодателями не уплачивались обязательные страховые взносы.

   Отсутствие в национальных законодательствах оговорок о неприменении их отдельных положений, ограничивающих права иностранцев в отношении белорусов и россиян, приводит к тому, что до настоящего времени на граждан Республики Беларусь распространяются положения российского законодательства о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации с учетом квоты, утвержденной Правительством России. На практике это приводит к тому, что белорусским гражданам, обратившимся за разрешением на временное проживание в России, уполномоченные органы Российской Федерации могут отказать в его получении со ссылкой на то, что утвержденная квота исчерпана.

   Установленная в одностороннем порядке российским законодательством обязанность по декларированию белорусскими гражданами автотранспорта, предназначенного для личного пользования на территории Российской Федерации; оформление таможенными органами России удостоверений временного ввоза транспортных средств (УВТС), зарегистрированных в Республике Беларусь, также является административным барьером, препятствующим реализации прав граждан на свободу передвижения.

   Безусловно, создание единых правовых условий для граждан Белоруссии и России – сложный процесс, требующий максимального сближения законодательств обеих стран. Сейчас, когда Союзное государство находится в стадии становления, такую же стадию проходит и его правовая система по обеспечению защиты прав и свобод граждан. Поэтому для достижения полного равенства прав граждан Беларуси и России органам Союзного государства, министерствам и ведомствам Республики Беларусь и Российской Федерации предстоит еще многое сделать.

    Следует отметить, что налажено тесное сотрудничество между правоохранительными органами Республики Беларусь и Российской Федерации. У правоохранительных органов Союзного государства богатый опыт по обмену служебной информацией. Вот уже несколько лет белорусские правоохранители не допускают на территорию Беларуси лиц, которые значатся в российских списках персон нон грата. Такой же информацией (базой данных с нежелательными для Беларуси визитерами) обладают российские спецслужбы и препятствуют появлению нежданных гостей. К тому же белорусы и россияне уже не первый год пользуются единой миграционной карточкой.

    Формирование единого миграционного законодательства России и Беларуси, начатое около четырех лет назад, продолжится и в 2009 г., – отметил министр внутренних дел Республики Беларусь Владимир Наумов .  На совместной коллегии, состоявшейся в январе 2009 г., рассмотрен ряд  совместных белорусско-российских проектов, в частности, связанных с безопасным передвижением граждан на автотранспорте по территории Союзного государства: обеспечением взаимного доступа к базам данных автотранспорта, о единых коридорах безопасности.

    В Беларуси база данных, в которую входит максимум информации обо всех автовладельцах и их транспортных средствах, существует восемь лет. Примерно такой же информационный каталог создан и российской милицией. Встретившись в декабре 2008 г. в Минске, представители двух государств впервые в тестовом режиме через закрытую корпоративную сеть черпали сведения из обеих баз. Оказалось, надо несколько секунд, чтобы выяснить, какое транспортное средство зарегистрировано, к примеру, на жителя Новосибирска, сколько раз он нарушал Правила дорожного движения и лишался ли водительского удостоверения.

    Еще один важный компонент – транспортный коридор безопасности: создание спутниковой системы наблюдения за перемещением грузов по автомагистрали Москва – Брест. Предположим, движется по территории Беларуси российская фура с ценным грузом. От Бреста до российской границы ее сопровождает белорусская система мониторинга: передвижение четко отслеживается на экранах как в Минске, так и в Москве. Если вдруг происходит нападение, к месту происшествия направляются дополнительные патрули, которые находятся ближе всего.

   В ближайших планах – оборудовать навигационно-связными терминалами все белорусские машины групп задержания департамента охраны. Это позволит видеть их месторасположение в любое время дня и ночи. В марте 2009 г. начато тестирование систем передачи данных на участке автодороги Минск – Москва. Таким образом, общий коридор безопасности становится еще длиннее.

   Весьма важным является тесное сотрудничество юристов Беларуси и России. В феврале 2009 г. они учредили Комиссию по правовым аспектам строительства Союзного государства. Первое учредительное заседание комиссии прошло в Москве в Посольстве Беларуси в России. Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации В.Долголев отметил тот факт, что комиссия собрала лучшие юридические силы двух стран, которые участвуют в подготовке самых важных соглашений о сотрудничестве Беларуси и России . Создание такой комиссии трудно переоценить, потому что нередко бывают случаи из-за разночтения терминологий.

    По мнению Госсекретаря Союзного государства Павла Бородина,  необходимо предпринять срочные меры по сближению законодательств двух государств, потому что отсутствие нормативно-правовой базы, в том числе Конституционного Акта, тормозит создание Союзного государства, формирование единого экономического пространства.

    Одной из первых задач комиссии председатель Высшего хозяйственного суда Беларуси Виктор Каменков считает установление взаимопонимания между юристами Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства. Очень важно объединить усилия юристов двух стран. И если они договорятся, к их мнению прислушаются и те, кто принимает ответственные решения.

    По мнению председателя Счетной палаты РФ, сопредседателя Ассоциации юристов РФ Сергея Степашина, создание Комиссии по правовым аспектам строительства Союзного государства – вопрос актуальный: «Время для этого не только пришло, но уже и перезрело».

    Между Россией и Беларусью сегодня создана солидная правовая база – действуют 140 соглашений, принято 400 подзаконных актов. Работа по разработке основных направлений совершенствования правовой системы Союзного государства, подготовке рекомендаций по унификации и гармонизации законодательств Беларуси и России – важнейшие задачи комиссии.

     В заключение остановимся на итогах заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства от 3 февраля 2009 г. На нем был одобрен План совместных действий правительств Российской Федерации и Республики Беларусь по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли . Документ подписан председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным и премьер-министром Республики Беларусь Сергеем Сидорским 30 января 2009 г. в ходе заседания союзного Совета Министров.

   План, в частности, предусматривает комплекс мер, направленных на расширение применения российского рубля во взаимных расчетах, и создание системы доверия платежей, а также развитие взаимной торговли и взаимодействия субъектов хозяйствования реального сектора экономики, развитие банковского сектора и проведение согласованной курсовой и денежно-кредитной политики, улучшение параметров платежного баланса и совершенствование условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли, включая таможенно-тарифное регулирование.

    Говоря об интеграционных процессах, участники Высшего Госсовета в Кремле заверили: бюджетные ассигнования на строительство Союзного государства будут увеличены. Как отметил Президент РФ, «увеличение бюджетных ассигнований позволит более эффективно и более уверенно организовать именно союзные программы. В числе приоритетных задач – формирование единого таможенного пространства. Мы готовы активизировать работу в этом направлении как в двустороннем формате, так и в рамках тройки ЕврАзЭС. Необходимо предметно проанализировать Концепцию социального развития Союзного государства, прежде всего в рамках обеспечения равных социальных стандартов для граждан России и Беларуси». Дмитрий Медведев напомнил, что «в последние годы вступил в силу целый ряд соглашений, которые подтверждают социальные гарантии по защите и медицинской помощи, а также параметры единой системы налогообложения».

    На заседании Высшего Госсовета были обсуждены и другие вопросы. Так, стороны подтвердили, что работа по созданию единой системы Противовоздушной обороны (ПВО) завершена. Она заметно повысит обороноспособность обоих государств. «Создание единой системы ПВО, на мой взгляд, – отметил Александр Лукашенко, – должно быть в одном пакете с углублением военно-технического сотрудничества». «Мы полны решимости принять кардинальные решения в области военно-технического сотрудничества», – добавил Дмитрий Медведев.

   На заседании Высшего Госсовета был рассмотрен и утвержден бюджет Союзного государства на 2009 г. в размере 5 млн. 872 тыс. российских рублей. При этом 3 млн. 167 тыс. руб. перечисляет Россия и 1 млн. 705 тыс. руб. – Белоруссия . Кстати, бюджет Союзного государства в 12 раз превышает бюджет Содружества Независимых Государств (СНГ), в 18 раз – бюджет Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и в 20 раз – бюджет Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

    В бюджете на 2009 г. предусмотрены расходы на промышленность, энергетику, строительство, транспорт, связь, военно-техническое сотрудничество, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства, социальную политику, здравоохранение и физическую культуру, экологию, ликвидацию чрезвычайных ситуаций, образование, культуру. Из союзного бюджета предусмотрено финансирование 42 программ, подпрограмм и мероприятий. Несмотря на непростую ситуацию, принято решение не сокращать в 2009 г. совместные программы минувшего года. На 20 % – до 2,5 млрд. рублей, или 160 млн. долларов, – увеличен объем средств союзного бюджета, направляемых на программы, связанные с высокими технологиями.

   Кроме того, на заседании Высшего Госсовета заслушана информация о ходе выполнения Концепции социального развития Союзного государства до 2010 г. В Концепции обобщен опыт предшествующих лет по интеграционному сотрудничеству, раскрыты основные перспективы дальнейшего развития социальных отношений. Их основой является равенство прав граждан наших стран-соседей в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, предоставлении медицинской помощи и других социальных гарантий.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика