Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Сравнительно-правовой анализ порядка оказания гуманитарной помощи в странах Таможенного союза
Научные статьи
20.03.13 12:29

вернуться

  
ЕврАзЮж № 2 (57) 2013
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Бакаева О.Ю., Малышева Т.А.
Сравнительно-правовой анализ порядка оказания гуманитарной помощи в странах Таможенного союза
В статье рассматриваются различные подходы российской и зарубежной доктрины международного права, а также судебной практики международных судебных органов к тем источникам, которые формируют принципы современного международного процессуального права. Исходя из этого, автор доказывает, что в современном международном праве международные судебные и квазисудебные органы при использовании тех или иных принципов международного процессуального права основываются на общих для всех правовых систем современности принципах права, устойчивой практике международных судов и трибуналов (несмотря на непризнание международным правом доктрины stare decisis) и международных договорах. При этом особое внимание уделяется исследованию о невозможности автоматического перенесения принципов национального процессуального права в международное процессуальное право.

        Роль вопросов оказания гуманитарной помощи нуждающимся слоям населения в международной политике трудно переоценить. Так, в 2010 г. на планете произошло более 370 стихийных бедствий, в результате которых погибли 300 тысяч человек. В целом от землетрясений, ураганов, наводнений и других стихийных бедствий в прошлом году в той или иной мере пострадали более 210 миллионов человек. Экономический ущерб составил 110 миллиардов долларов США. В таких условиях международное сообщество не может и не должно оставаться в стороне. Оно оказывает содействие нуждающемуся государству при отсутствии сопротивления с его стороны на получение гуманитарной помощи. Так, в странах ЕС одна из статей бюджетных расходов направлена на оказание гуманитарной помощи третьим странам, пострадавшим в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

   Крупнейшей межправительственной гуманитарной организацией является Международный комитет Красного Креста, в числе направлений деятельности которого: обеспечение пострадавших от стихийных бедствий и катастроф, а также жертв вооруженного конфликта, в первую очередь гражданского населения, предметами первой необходимости, временным жильем (например, палатками, сборными домами); водообеспечение и восстановление водоснабжения; медицинская помощь и т. д.

   Во многих случаях процесс доставки грузов связан с пересечением границы государства, на территории которого действуют правовые нормы, устанавливающие действия сторон при их ввозе. Порядок оказания гуманитарной помощи должен быть ориентирован на упрощенность процедур оформления документов, позволяющих сократить время поставок. При наличии «удобных» условий ввоза/вывоза гуманитарной помощи нуждающаяся сторона становится привлекательной для иностранных государств-доноров. В то же время соблюдается одно из главных требований к процессам такого рода – оперативность поставки.

    Термин «гуманитарная помощь» употребляется для обозначения широкого диапазона видов деятельности, включая помощь жертвам конфликтов и вооруженное вмешательство с целью восстановления демократии. Под гуманитарной помощью понимают также снабжение товарами, материалами и средствами для жизни, необходимыми при проведении гуманитарных операций, распространяемыми среди населения районов, охваченных катастрофой. Содействие может оказываться не только для предупреждения или ликвидации чрезвычайных бедствий, но и для поддержки малообеспеченных и социально незащищенных групп населения.

   Анализ содержания понятия «гуманитарная помощь» позволяет выделить ее следующие признаки:
– безвозмездность предоставления иностранными государствами помощи пострадавшим;
– льготный характер ввоза гуманитарных грузов на территорию пострадавшего государства;
– безопасность гуманитарных товаров (соответствие санитарным нормам, международным требованиям безопасности для человека);
– распространение товаров, не являющихся оружием, системами вооружения, боеприпасами и др. средствами и материалами, способными привести к летальному исходу;
– упрощенный порядок прохождения таможенных процедур с целью оперативной доставки грузов;
– условия оказания гуманитарной помощи (предупреждение или ликвидация чрезвычайных ситуаций, улучшение жизни малообеспеченных и социально незащищенных граждан);
 – запрет на коммерческую реализацию товаров, относящихся к гуманитарной помощи, а также наступление юридической ответственности при нецелевом использовании данных грузов.

   Законодательными положениями различных стран также определены специфические особенности, касающиеся понятия «гуманитарная помощь», а также действий сторон при ее вывозе с таможенной территории государства и ввозе на данную территорию.

   Достаточно актуальным представляется сравнительное исследование порядка оказания гуманитарной помощи в странах, таможенная территория которых с созданием Таможенного союза и введением в действие соответствующего Таможенного кодекса (далее – ТК ТС) стала единой – Российской Федерации, Республике Казахстан и Республике Беларусь.

   На территории Российской Федерации понятие «гуманитарная помощь» определяется как вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных происшествий и других чрезвычайных происшествий. Под безвозмездной помощью подразумеваются средства, товары, работы и оказываемые услуги в качестве гуманитарной или технической помощи. Данная помощь может быть оказана Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам на безвозмездной основе. Организациями-донорами могут выступать иностранные государства, их федеративные или муниципальные образования, международные и иностранные учреждения или некоммерческие организации. При этом гуманитарные грузы находятся в собственности донора до момента их фактической передачи получателю.

   На территории Российской Федерации порядок оказания гуманитарной помощи установлен законодательно и включает следующие процедуры:
– выдача удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к данной помощи;
– таможенное оформление товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в качестве гуманитарных грузов;
– учет, хранение и распределение товаров, а также порядок распоряжения легковыми автомобилями, предоставленными в качестве гуманитарной помощи.

   Решение о выдаче удостоверений, подтверждающих принадлежность товаров к гуманитарной помощи (содействию), выносит Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ (далее – Комиссия).

   Комиссия имеет право принимать решения по предлагаемым донорами проектам и программам в области безвозмездной помощи; вносить предложения с целью совершенствования правового обеспечения в области гуманитарной деятельности; принимать решения о подтверждении (неподтверждении) принадлежности к гуманитарной и технической помощи; выдавать удостоверении о принадлежности грузов к гуманитарной и технической помощи; принимать решения и внесении изменений в удостоверения; определять перечень документов, необходимых для подтверждения принадлежности к данной категории грузов; устанавливать контакты и вести переговоры с иностранными государствами по вопросам международной гуманитарной и технической помощи, а также участвовать в подготовке предложений по заключению международных договоров в области безвозмездной помощи; запрашивать у органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц необходимые для своей деятельности материалы, статистическую и иную информацию; осуществлять контроль за «правильностью» использования гуманитарной и технической помощи (содействия) получателями помощи (содействия) в Российской Федерации, привлекая для этого соответствующие компетентные органы; вносить в установленном порядке предложения об оплате расходов, связанных с транспортировкой, складированием гуманитарных грузов и проведением погрузочно-разгрузочных работ; осуществлять взаимодействие с российскими средствами массовой информации для распространения информации в СМИ о реализации проектов и программ международной гуманитарной и технической помощи (содействия) на территории Российской Федерации.

   Указанные вопросы должны быть решены максимально оперативно, поскольку при затягивании процедуры принятия решения «помощь может оказаться просто неэффективной, а с политической точки зрения может иметь даже негативные последствия».

    Решение Комиссии оформляется протоколом, на основании которого в течение трех дней выдается удостоверение, действующее один год. К удостоверению прилагаются перечни средств, товаров, работ и услуг, которые заверяются Комиссией штампом «гуманитарная помощь».

   Получателям гуманитарной помощи предоставляются льготы по уплате налогов и таможенных платежей при подаче удостоверения в Федеральную налоговую службу и Федеральную таможенную службу. Данные грузы имеют целевой характер использования и при выявлении фактов коммерческой реализации данных товаров органы исполнительной власти субъектов РФ направляют полученную информацию в Комиссию, а также в соответствующие налоговые и таможенные органы. В данном случае обязательный характер носит уплата налогов, таможенных и иных обязательных платежей, а также начисленных на эти суммы пени и штрафа в бюджетную систему Российской Федерации.

   Таможенное оформление при ввозе товаров гуманитарной помощи на единую таможенную территорию подлежит декларированию и, согласно ст. 178 ТК ТС, осуществляется в первоочередном порядке. Гуманитарная помощь обретает статус условно выпущенных товаров, т. к. не облагается налогами и таможенными платежами, а также обладает целевым характером использования (ст. 200 ТК ТС).

   Оформление гуманитарной помощи производит таможенный орган, в регионе которого находится получатель данного товара или его структурное подразделение. Данная операция может быть совершена и другим таможенным органом, расположенным в аэропорту или морском порту, при получении разрешения на производство таможенного оформления от таможенного органа, в регионе деятельности которого находится получатель этих товаров либо его структурное подразделение. Таможенный орган, производивший таможенное оформление товаров, направляет копию таможенной декларации грузов, копию удостоверения, копии прилагаемых к удостоверению документов, а также копии товаросопроводительных документов либо спецификаций в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится получатель товаров либо его структурное подразделение для последующего контроля.

    Учет, хранение и распределение товаров гуманитарной помощи обязаны обеспечивать все органы и организации, получающие данное содействие. Расходы по перевозке, выгрузке, складированию и передаче конечному получателю товаров осуществляются по согласованию сторон, в том числе за счет донора, или по решению органов исполнительной власти субъектов РФ за счет средств, предусмотренных в субъектах РФ на финансирование мероприятий по обеспечению оказания гуманитарной помощи (содействия). Сохранность при транспортировке данных грузов возлагается на соответствующие транспортные организации и органы внутренних дел.

   На территории Республики Казахстан также законодательно установлен порядок, определяющий действия участников процесса оказания гуманитарной помощи. Так, Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 7 августа 1995 г № 1090 «О порядке ввоза товаров в качестве гуманитарной помощи» (с изм. от 20 ноября 2001 г. № 1494) включает:
– утверждение Положения о порядке ввоза товаров в качестве гуманитарной помощи на таможенную территорию Республики Казахстан из-за рубежа (далее – Положение);
– создание Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Кабинете Министров Республики Казахстан;
– обеспечение выдачи виз для прибывающих граждан, заинтересованных в поставке гуманитарных грузов;
– информирование общественности о ходе поступления и распределения гуманитарной помощи.

   Положение определяет порядок приема, учета, транспортировки, складирования, охраны, распределения грузов гуманитарной помощи, поступающей на таможенную территорию Республики Казахстан, для органов государственного управления Республики Казахстан, юридических и физических лиц.

   Термин «гуманитарная помощь» на территории Республики Казахстан трактуется как имущество, предоставляемое безвозмездно в виде продовольствия, товаров народного потребления, техники, снаряжения, оборудования, медицинских средств и медикаментов, иных предметов, направленных из зарубежных стран и международных организаций для улучшения условий жизни и быта населения, а также предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций военного, экологического, природного и техногенного характера, распределяемое Правительством Республики Казахстан через уполномоченные организации.

  Поступающая в Республику Казахстан гуманитарная помощь должна быть безопасной для потребителя и соответствовать действующим в Республике Казахстан санитарным нормам и международным требованиям безопасности для человека. При этом условия ввоза продовольствия и медицинских препаратов на таможенную территорию Республики Казахстан регулируются нормативными документами соответствующих служб Республики Казахстан (санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фармакологической).

   Таможенный комитет Республики Казахстан обеспечивает первоочередное обслуживание и применение упрощенных таможенных процедур при ввозе гуманитарной помощи.

   При ввозе товаров гуманитарной помощи, за исключением подакцизных товаров, таможенному органу представляются следующие документы: транспортные и/или товаросопроводительные документы и/или подтверждение дипломатических или приравненных к ним представительств о ввозе товара в качестве гуманитарной помощи; документы, в том числе составленные на иностранных языках, подтверждающие факт безвозмездной передачи товаров; обязательство получателя о целевом использовании товаров исключительно для улучшения условий жизни и быта населения, а также предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций военного, экологического, природного и техногенного характера, заполняемое по установленной форме.

   После произведения таможенного оформления грузов гуманитарной помощи таможенные органы Республики Казахстан информируют Комиссию об их характере, объемах (вес и количество мест), стране отправления и грузополучателях в Республике Казахстан. Если же данные об адресатах отсутствуют, Комиссия самостоятельно устанавливает пункт назначения и пункт получателя. При этом она также определяет потребителей грузов, лимиты распределения грузов между ними, организации, которые обеспечивают доставку грузов, и сообщает эти сведения транспортным организациям, таможенным органам в пунктах пересечения границы и органам внутренних дел по месту нахождения потребителей грузов.

   В компетенцию Комиссии входит оперативное решение вопросов, связанных с оказанием Республикой Казахстан гуманитарной помощи и привлечением, получением и использованием зарубежной гуманитарной помощи; осуществление контроля за использованием гуманитарной помощи.

  Комиссия определяется как консультативно-совещательный орган при Правительстве Республики Казахстан по вопросам международной гуманитарной помощи, который образован для выработки предложений по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства. Состав Комиссии утверждается Правительством Казахстана по представлению министерств, иных центральных и местных исполнительных органов, других учреждений и организаций Республики Казахстан, занимающихся привлечением, получением и использованием международной гуманитарной помощи. Руководство Комиссией осуществляется одним из заместителей Премьер-министра Республики Казахстан. Рабочим органом Комиссии является Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, на которое возлагается организация деятельности Комиссии и контроль за исполнением ее решений. Решения Комиссии носят рекомендательный характер.

  Товары гуманитарной помощи становятся собственностью грузополучателей только после их фактической передачи юридическими (физическими) лицами. Учет, хранение, транспортировка грузов, поступающих в Республику Казахстан по линии гуманитарной помощи, а также их охрана и распределение производятся получателями – юридическими лицами, а конкретно специально созданными для выполнения перечисленных действий с гуманитарными грузами органами.

   Главной функцией Комиссии является контроль за распределением, использованием гуманитарной помощи. Распределение данных грузов требуется производить в соответствии с условиями поставки этой помощи. Использование данных грузов должно осуществляться по назначению: запрещается скупка товаров названной помощи юридическими и физическими лицами с целью реализации, равно как и продажа их другим юридическим и физическим лицам. При выявлении вышеперечисленных случаев исполнительные органы на местах информируют Комиссию и таможенные органы. Таможенные и налоговые органы взыскивают с указанных юридических и физических лиц установленные действующим законодательством Республики Казахстан налоги и обязательные платежи.

  Вся выручка, полученная юридическими и физическими лицами от операций с такими товарами и предметами, подлежит изъятию органами налоговой службы.

  Описанная схема оказания гуманитарной помощи является эффективной, так как не требует продолжительных временных затрат на оформление, что является основополагающим элементом в данном процессе. Действующий порядок упрощен наличием одного уполномоченного органа – Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи – который может самостоятельно решить вопросы, связанные с привлечением помощи в Республику Казахстан, оформлением, распределением и контролем грузов.

   Гуманитарная деятельность в Беларуси получила особо широкое распространение после аварии на Чернобыльской АЭС, но помощь продолжает поступать и сегодня. Распределением гуманитарной помощи занимается ряд общественных организаций и религиозных объединений.

   Следует отметить, что законодательство Республики Беларусь (в отличие от Республики Казахстан и Российской Федерации, которые в своих нормативных актах активно используют термин «гуманитарная помощь», подразумевая имущество, предоставляемое безвозмездно, или вид безвозмездной помощи) рассматривает понятие «безвозмездная иностранная помощь» для описания гуманитарной деятельности. Безвозмездная иностранная помощь подразумевает средства, товары и услуги, предоставляемые на безвозмездной основе иностранными государствами, а также включает такие разновидности, как гуманитарная и техническая помощь.

   Основополагающими документами в гуманитарной деятельности Республики Беларусь являются Декрет Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2003 г. № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» (далее – Декрет), Постановление Управления делами Президента РБ № 9 от 17 сентября 2010 г. «О порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи» (далее – Постановление № 9).

   Иностранной безвозмездной помощью являются денежные средства, в том числе в иностранной валюте, товары (имущество), безвозмездно предоставляемые в пользование, владение, распоряжение организациям и физическим лицам Республики Беларусь (далее – получатели) иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, а также лицами без гражданства и анонимными жертвователями.

    Декрет не распространяется на международную техническую помощь и иные виды иностранной безвозмездной помощи, предоставляемой по проектам и программам, одобренным Президентом Республики Беларусь, а также в соответствии с действующими для Республики Беларусь межгосударственными договорами. Наряду с этим, данный документ не затрагивает прав иностранных граждан, которым в соответствии с нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, предоставлены равные с гражданами Республики Беларусь права в области гражданских отношений.

    Оказание иностранной безвозмездной помощи требует регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее – Департамент) по заявлениям получателей. При этом Управлением делами Президента Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь с учетом характера и назначения этой помощи определяются размеры денежных средств, стоимости товаров (имущества) и виды иностранной безвозмездной помощи, не подлежащие регистрации.

  Департамент вправе отказать в регистрации безвозмездной помощи в случае: отсутствия основания для регистрации, предоставления получателем недостоверных сведений и в иных случаях, установленных законодательными актами.

   Также иностранная безвозмездная помощь может быть возвращена иностранным государствам, международным организациям, иностранным организациям, гражданам и лицам без гражданства, предоставившим иностранную безвозмездную помощь, либо переадресовывается другим получателям.

   Департамент после регистрации иностранной безвозмездной помощи выдает удостоверение, подтверждающее прохождение данной процедуры. При этом запрещается использование безмозмездной помощи до получения удостоверения. К удостоверению прилагаются следующие документы:
– при регистрации денежных средств, в том числе в иностранной валюте: план целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи, согласованный с Департаментом; документ, подтверждающий внесение (поступление) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, на благотворительный счет в банке Республики Беларусь;
– при регистрации товаров (имущества): план целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи, согласованный с Департаментом; копия акта приемки иностранной безвозмездной помощи.

    Управлением делами Президента Республики Беларусь определяется порядок регистрации иностранной безвозмездной помощи.

    Данная помощь должна быть направлена на следующие цели: ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведение научных исследований, разработок, обучения, а также для реализации научно-исследовательских программ, содействие охране, восстановлению, созданию историко-культурных ценностей, развитию природоохранных заповедников, оказание медицинской помощи, оказание социальной помощи малообеспеченным и социально незащищенным гражданам, иные цели, определяемые Управлением делами Президента Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

   Иностранная безвозмездная помощь в виде наличных денежных средств, в том числе в иностранной валюте, подлежит внесению в течение 5 дней со дня ее получения или ввоза на счета банков Республики Беларусь. При оказании иностранной помощи в виде наличных денежных средств государствами, не являющимися участниками Таможенного союза, требуется обязательное декларирование в письменной форме лицами, перемещающими эти денежные средства через таможенную границу Республики Беларусь.

   Иностранная безвозмездная помощь освобождается от таможенных сборов за таможенное оформление, таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц Управлением делами Президента Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

   Декрет обязывает получателей безвозмездной иностранной помощи к предоставлению заявления и копии удостоверения о регистрации иностранной безвозмездной помощи, спецификации на иностранную безвозмездную помощь в виде товаров (имущества) с указанием их (его) наименования, количества, стоимости и плана целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи, согласованного с Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь в таможенный орган и (или) в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту постановки их на налоговый учет.

  В организации-получателе создается комиссия для приема и оценки иностранной безозмездной помощи, которая должна осуществлять свою деятельность на основании положении о комиссии, утвержденного руководителем организации-получателя.

   Комиссия в присутствии представителя местного исполнительного и распорядительного органа осуществляет проверку соответствия товаров (имущества) сведениям, указанным в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах, в соответствии с которыми товар (имущество) доставлен, и составляет акт приемки иностранной безвозмездной помощи по установленной форме.

   Так, иностранная безвозмездная помощь в размере (стоимости), не превышающем 100 базовых величин в месяц на дату ее поступления (либо в эквивалентной сумме в иностранной валюте), может быть потрачена получателями на личные нужды, перечень которых установлен в Постановлении № 9, но при этом подлежит учету в Департаменте без оформления удостоверения о регистрации иностранной безвозмездной помощи. Физическое лицо заполняет в банке, отделении почтовой связи или таможенном органе уведомление по установленной форме.

   Государственный контроль за целевым использованием иностранной безвозмездной помощи ее получателями, а также имущества и средств, полученных от реализации такой помощи, осуществляется Комитетом государственного контроля, Министерством внутренних дел, Министерством по налогам и сборам, Комитетом государственной безопасности, Государственным таможенным комитетом и их территориальными органами, Управлением делами Президента Республики Беларусь, другими государственными органами и организациями в соответствии с законодательством.

   Последствия нецелевого использования иностранной безвозмездной помощи являютя достаточно жесткими: во-первых, это штраф или конфискация полученных товаров (имущества), которые зачисляются в доход республиканского бюджета; во-вторых, ликвидация (прекращение деятельности) определенных категорий получателей в установленном порядке, в том числе и за однократное совершение такого нарушения; в-третьих, прекращение деятельности представительствами иностранных организаций, международных неправительственных организаций в установленном порядке.

  Таким образом, нормативно установленный порядок оказания иностранной помощи Республике Беларусь можно назвать логичным и достаточно полным. Описанные действия при оказании гуманитарной помощи позволяют рассмотреть доставку всех возможных видов иностранной безвозмездной помощи: передача денежных средств, товаров как организациям-получателям, так и физическим лицам.

  Особого внимания заслуживает количество требований, выдвигаемых при оформлении гуманитарных грузов. Безусловно, товары, передаваемые в качестве безвозмездной помощи, должны быть безопасными, соответствовать качественным и количественным заявленным требованиям, иметь правильно оформленные сопроводительные документы. Однако указанные в законодательстве Республики Беларусь меры, как представляется, являются избыточными. Государство должно выдвигать условия, ориентированные на приток помощи извне. Обоснованными можно считать те санкции, которые будут применены к организациям при нецелевом использовании иностранной безвозмездной помощи – штрафы, изъятие товаров, лишение возможности продолжать свою деятельность. Предполагается, что организаций, рискнувших пойти на нарушение положений закона, будет немного.

  Кажется сомнительным, что в правовом документе, устанавливающем порядок обращения иностранной безвозмездной помощи в Республике Беларусь, содержатся отдельные нормы (ст. 4 Декрета), носящие политический характер и касаемые изменения политического строя или свержения государственной власти при использовании ввозимой помощи.

   В рамках проведения сравнительно-правового исследования порядка оказания гуманитарной помощи в обозначенных странах следует особо оценить, насколько условия ввоза и производимые дальнейшие действия, сопутствующие процессу доставки помощи нуждающимся, соответствуют такому параметру, как оперативность. Также немаловажное значение имеет признак «удобства» условий, установленных государством для привлечения иностранной безвозмездной помощи.

   В данной связи необходимо выявить общие черты порядка оказания гуманитарной помощи в Российской Федерацией, Республике Казахстан и Республике Беларусь.

   Во-первых, следует выделить целевой характер гуманитарной помощи, которая оказывается при следующих обстоятельствах: ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказание медицинской и социальной помощи малообеспеченной и социально незащищенной группе населения. При обнаружении фактов нецелевого использования данной помощи законодательством всех стран предусмотрена юридическая ответственность.

   Во-вторых, предъявляется ряд требований к ввозимым на территорию гуманитарным грузам, в том числе соответствие санитарным нормам, действующим на территории государства, международным требованиям безопасности для человека.

   В-третьих, прохождение таможенного оформления грузов гуманитарной помощи осуществляется в первоочередном порядке. Кроме того, данные товары имеют статус условно выпущенных, т. к. учитывается характер грузов, назначаются цели оказания помощи, не взимаются таможенные, налоговые и иные платежи.

   В-четвертых, во всех странах – участницах Таможенного союза действует орган, деятельность которого направлена на привлечение, учет, распределение и контроль за ввозимыми гуманитарными грузами. Комиссия по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве РФ и Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь уполномочены выдавать документы, подтверждающие характер ввозимой помощи и перечень товаров. Комиссия по вопросам международной гуманитарной помощи Республики Казахстан требует предоставления дипломатических (или приравненных к ним представительств) документов о ввозе товаров в качестве гуманитарной помощи, а также обязательство о целевом использовании помощи.

  Наравне с вышеназванными сходствами в порядке оказания гуманитарной помощи стран – участниц Таможенного союза наблюдаются следующие различия.

   Во-первых, законодательством Республики Беларусь представлен наиболее полный порядок, предусматривающий и описывающий действия сторон при любом виде безвозмездной помощи (денежная форма, товары первой необходимости, услуги).

   Во-вторых, законодательством Республики Казахстан не предусмотрена выдача документов, подтверждающих характер грузов, что упрощает процесс оформления и уменьшает время поставок.

  В-третьих, на территории Республики Беларусь предусмотрены жесткие меры контроля на всех этапах оказания гуманитарной помощи, что подчас негативно влияет на оперативность и привлекаемость иностранных государств к оказанию гуманитарной помощи.

  В-четвертых, существуют различия и в юридической формализации определения гуманитарной помощи. Так, данным понятием, установленным законодательством Российской Федерации, охватываются, в частности, средства. Между тем нечетко определено, что относится к данной разновидности: денежные средства, вещи, транспортные средства, иные предметы или что-либо другое. Обращаясь к нормам других стран, можно увидеть, что в Казахстане денежные средства не признаются одним из возможных видов содействия. А в Беларуси установлена возможность оказания помощи в виде денежных средств, а также определен порядок их учета на территории государства. Однако, термин «гуманитарная помощь» в белорусском законодательстве заменяется иными, более широкими по значению, формулировками.

  Вопрос о возможности отнесения денежных средств к гуманитарной помощи видится нам весьма спорным, поскольку адресаты гуманитарной помощи нуждаются в первую очередь в продуктах, медикаментах, товарах первой необходимости. В данной связи включение денежных средств в круг гуманитарных ресурсов, по нашему мнению, нецелесообразно. В литературе обсуждается и вопрос о правовом статусе международных грантов и отнесении их к гуманитарной помощи. Все это обусловливает важность четкого установления перечня товаров, относимых к гуманитарной помощи.

   Указанные различия неизбежно приведут к проблемам в правоприменительной практике в процессе оказания гуманитарной помощи в странах – участницах Таможенного союза. Учитывая взятый нашими государствами курс на создание единого экономического пространства, унификацию и упрощение таможенных процедур, единообразие таможенного регулирования, целесообразно было бы в рамках деятельности Комиссии Таможенного союза разработать международный договор, в котором содержался бы единый порядок оказания гуманитарной помощи, предусматривающий и условия ее перемещения через таможенную границу Таможенного союза.

   Следует обратить внимание и на возможность создания на единой таможенной территории Таможенного Союза централизованного органа, в компетенцию которого будут входить следующие функции:
– разработка и внедрение нормативной документации, устанавливающей особенности оказания гуманитарной помощи на единой таможенной территории Таможенного Союза;
– установление и расширение взаимодействия с донорами по вопросам международной гуманитарной помощи (содействия);
– учет ввозимых грузов в качестве гуманитарной помощи;
– контроль за целевым использованием данных грузов;
– оперативное решение вопросов, связанных с получением и распределением безвозмездной помощи;
– информирование общественности о мероприятиях, связанных с получением, распределением и использованием грузов гуманитарной помощи.

  Таким образом, в странах Таможенного союза порядок оказания гуманитарной помощи имеет как общие черты, так и некоторые различия. Приведение таможенного законодательства к «единому знаменателю» должно включать и меры, нацеленные на единообразное правовое регулирование и, как следствие, одинаковое правоприменение и в вопросах безвозмездной помощи (содействия), направляемой в адрес государств, входящих в Таможенный союз.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика