Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Налоговое право Европейского Союза
Научные статьи
21.03.13 10:41

вернуться


 
ЕврАзЮж № 2 (57) 2013
ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО
Гусейнов О.Р.
Налоговое право Европейского Союза
Настоящая статья посвящена налоговому праву ЕС . В статье исследуется источники налогового права ЕС : учредительные документы, общие принципы права, нормативно-правовые акты вторичного права (регламенты, директивы, решения, заключения и рекомендации), решения суда ЕС и международные договоры. Анализируются различные виды налогов.



  Служит хорошим дополнением перед тем как сделать ставку и показывает подробную спортивную статистику команд. Спортивная статистика вся подробная информация на сайте http://chitatosporte.ru
В процессе международного делового и бытового общения и по мере расширения такого общения возникает все больше проблем, связанных с налогообложением, которые требуют международно-правового урегулирования.

   Налогообложение относится к исключительной компетенции государства, являясь одной из функций государственного суверенитета, следовательно, регулируется национальным законодательством.

   Налог – это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый с юридических и физических лиц на основе законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей.

   Основоположником концепции «налогового права ЕС» в России является профессор Г.П. Толстопятенко, высказавший в 2001 г. мнение о существовании отрасли, названной им «европейское налоговое право».

  Европейское налоговое право – более обширное понятие, чем налоговое право ЕС, и оно распространяется на национальное и международное право третьих стран европейского континента, которые не вовлечены в интеграционные процессы (например, Швейцария или Лихтенштейн).

  Понятие «налоговое право Европейского Союза» представляет собой совокупность правовых норм налоговых положений Договора о Европейском Сообществе (первичное право), нормативно-правовых актов институтов ЕС, принятых в рамках их компетенции и полномочий (вторичное право), общих принципов европейского права, применяемых к налоговым отношениям, а также практики Суда Европейского Союза и Общего суда по налоговым вопросам.

    Налоговое право ЕС занимает место между национальным налоговым правом и международным налоговым правом. Налоговые вопросы находятся как в компетенции ЕС, так и в компетенции государств-членов. В компетенцию ЕС в сфере налогов, которые непосредственно влияют на функционирование единого рынка, входят, например, налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. При этом национальные правительства сохранили ответственность за прямые налоги, к которым относятся налог на доходы физических лиц и налог на доходы компаний.

   Вместе с тем международные обязательства и национальное налоговое законодательство государств-членов не должны нарушать положений налогового права ЕС.

   Сохранение определенной самостоятельности государств-членов в сфере налогообложения требует соответствия национальных налоговых систем общей экономической политике ЕС. Достижению этой цели служит процесс гармонизации в Европе, направленный на создание относительно одинаковых налоговых условий для бизнеса в пределах европейского рынка. Это достигается за счет внедрения и поддержания фискального нейтралитета, т. е. равного с налоговой точки зрения отношения к отечественным товарам и товарам, импортируемым из других государств-участников.

  Основными источниками налогового права ЕС являются учредительные документы, общие принципы права, нормативно-правовые акты вторичного права (регламенты, директивы, решения, заключения и рекомендации), решения суда ЕС и международные договоры.

   Учредительные документы. Основная особенность регулирования налогов состоит в том, что в его основу положен фундаментальный принцип гармонизации налогового законодательства государств-членов, реализуемый в процессе создания и применения различных правовых форм, в которые облекаются нормы интеграционного права, создаваемые институтами ЕС.

   Правовыми основаниями процесса гармонизации в ЕС являются положения учредительных документов ЕС (в частности, положения Договора об учреждении Европейского Сообщества 1957 г.), закрепляющие генеральное направление его налоговой политики. Главная цель этих документов – создание общего рынка с равными условиями конкуренции в странах-участницах; запрет дискриминации товаров из других государств-членов при установлении (прямо или косвенно) внутренних налогов любого вида. Здесь же содержатся положения о гармонизации налогового законодательства, обеспечивающие функционирование внутреннего рынка. Запрещается установление таможенных пошлин или сборов, имеющих аналогичный эффект, при осуществлении торговли между государствами-членами.

   Среди учредительных договоров основополагающим для политики интеграции в области налоговых отношений является Маастрихтский договор, который содержит ряд статей, закрепляющих: 1) правовые принципы, применимые к регулированию налоговых отношений; 2) правовые положения, на основе которых принимаются регламенты, директивы и решения по налоговым вопросам.

  Общие принципы права. Общие принципы права являются также источником налогового права ЕС, так как определяют общий подход к регулированию налоговых отношений. Существуют следующие принципы: принцип демократизма, принцип правового плюрализма и принцип приоритета прав и свобод человека.

  Нормативные акты вторичного права (регламенты, директивы, решения и т. д.).

   Регламенты. Правовая форма регламента избирается для закрепления наиболее важных решений институтов ЕС. В частности, путем принятия регламента учреждаются налоги или закрепляются отдельные элементы налога. Например: Регламент Совета № 260/68 о подоходном налоге с физических лиц, работающих в аппарате ЕС.

  Директивы. Директива № 92/2 об общем режиме, хранении, движении и контроле за товарами, облагаемыми акцизом; Директива № 90/435 об общей системе налогообложения материнских и дочерних компаний в разных государствах-членах; Первая и Шестая директивы о НДС, Директива № 92/108 о внесении изменений в Директиву № 92/12 об общем режиме, хранении, передвижении и контроле за товарами, облагаемыми акцизом; Директивы № 2001/115/ЕС, № 2002//38/ЕС, № 2003/92/ЕС о внесении дополнений в Шестую директиву о НДС и т. д.

  Решения. Решение Совета № 70/20243 о замене финансовых взносов государств-членов собственными доходами сообщества.

   Заключения и рекомендации. По договору о Европейском Сообществе заключения и рекомендации не имеют обязательного характера для государств-членов.

   Решения Суда ЕС. В процессе функционирования ЕС сложилась правовая система, особое место в которой занимает практика судебных инстанций (Суд ЕС и Общий суд, которые до ратификации Лиссабонского договора назывались Суд Европейских сообществ и Суд первой инстанции).

   Суд ЕС обладает компетенцией по рассмотрению различной категории дел, включая споры о налогах и сборах. Фактически Суд ЕС является высшей межгосударственной судебной инстанцией по рассмотрению трансграничных налоговых споров в рамках Европейского Союза. Кроме того, Суд ЕС призван обеспечивать единое толкование норм европейского права, в том числе норм, регулирующих налоговые отношения, всеми государствами – членами ЕС. Наряду с последними правом обращения в Суд ЕС наделены институты ЕС, а также юридические и физические лица.

   В целом же можно констатировать, что деятельность Суда ЕС в значительной степени ориентирована на разрешение вопросов, связанных с налогообложением институтов и служащих ЕС. Вместе с тем нельзя не принимать во внимание рассмотрение им других категорий дел, имеющих отношение к налогообложению. В частности, ряд решений Суда ЕС непосредственно касается различных аспектов косвенного налогообложения и, прежде всего, порядка уплаты акцизов и налога на добавленную стоимость. Отдельные решения касаются и прямых налогов. Толкование Судом ЕС соответствующих международных правовых актов имеет важное значение для формирования единого налогово-правового регулирования в рамках ЕС.

   Решения Суда являются обязательными, а в части толкования норм европейского права имеют значение прецедента, которому должны следовать в своей практике судебные органы государств – членов ЕС. Налоговые дела, рассмотренные Судом, можно разделить на две категории:
1) дающие разъяснение норм интеграционного права, но не содержащие запретительных положений;
2) дающие разъяснение норм интеграционного права и содержащие запретительные положения.

   Значительную часть налогового права ЕС занимает практика Суда ЕС по вопросам запрета дискриминации налогообложения резидентов и нерезидентов государств – членов ЕС, нарушений и ограничений свободы учреждения, свободы передвижения капитала, нарушений и несоответствия законодательства о НДС, а также отдельные вопросы запрета оказания государственной помощи.

  Международные договоры. Существенное место в системе источников налогового права ЕС занимают международные договоры. Среди них наибольший интерес с точки зрения их воздействия на регулирование налоговых отношений представляют договоры и конвенции об избежании двойного налогообложения, заключаемые государствами-членами на двусторонней основе (обусловленной особенностями налогового законодательства государств, в силу которых одно и то же лицо может дважды уплачивать налог, поскольку и по праву страны, гражданином которой оно является, и по праву государства, на территории которого им получен доход, оно подлежит налогообложению в соответствии с национальным законодательством). В 1990 г. члены ЕС подписали Конвенцию об устранении двойного налогообложения в связи с корректировкой (уточнением размеров) прибыли ассоциированных предприятий, чтобы создать единый правовой механизм разрешения этих споров.

    Территория применения норм налогового права ЕС в сфере «косвенного налогообложения» ограничена европейской материковой территорией ее государств-членов, за определенным исключением (например, в Гибралтаре отсутствует НДС). Так, Директива об общей системе НДС не применяется к следующим территориям, составляющим часть таможенной территории ЕС: гора Афон; Канарские острова; Французские заморские департаменты (Гваделупа, Мартиника, Реюньон и Французская Гвиана; Сен-Бартельми и Сен-Мартен, вышедшие из состава Гваделупы 22 февраля 2007 г., вернулись в состав ЕС после вступления в силу Лиссабонского договора); Аландские острова; Нормандские острова (Гернси, Джерси, Олдерни, Сарк, Херм). Также она не применяется к следующим территориям, не входящим в состав таможенных территорий ЕС: остров Гельголанд; территория Бюсингена; Сеута; Мелилья; Ливиньо; Кампионе-д'Италия; итальянские воды озера Лугано. Так, в целях Директивы государства-члены предпримут меры, необходимые для обеспечения того, чтобы сделки, происходящие или которые будут проводиться на территории Княжества Монако, рассматривались как происходящие или которые будут проводиться на территории Франции, сделки, происходящие или которые будут проводиться на территории острова Мэн, рассматривались как происходящие или которые будут проводиться на территории Соединенного Королевства, а сделки, происходящие или которые будут проводиться в Суверенных зонах баз Соединенного Королевства Акротири и Декелия, рассматривались как происходящие или которые будут проводиться (облагаться налогом) на территории Кипра. Нормы же налогового права ЕС в сфере прямого налогообложения применяются на всей географической территории государств – членов ЕС и их ассоциированных и зависимых территориях (например, на Каймановых островах и на Британских виргинских островах применяется Директива о налогообложении сбережений).

  Налоговая политика ЕС. Развитие налогового права ЕС находится в русле общей налоговой политики союза, которая направлена на то, чтобы налоговые правила не нарушали свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов и чтобы такое свободное передвижение не создавало возможностей для уклонения от налогов.

  Созданные в рамках такой политики правила существуют для обеспечения ровного функционирования единого рынка товаров и услуг и сохранения за каждым членом ЕС справедливой доли налоговых доходов.

  Несмотря на тот факт, что налоговая политика не выделена в Договоре о функционировании ЕС как отдельное направление, в настоящее время она является одной из важнейших составляющих как внутренней, так и внешней политики ЕС. «Если налоговая политика государства – это система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения с целью установления всех элементов налога и налогообложения для обеспечения доходной части государственного бюджета и защиты налогового суверенитета, то налоговая политика ЕС – это система мер, проводимых не только институтами и органами ЕС, но и его государствами-членами с целью гармонизации налогового законодательства государств-членов для устранения налоговых барьеров на внутреннем рынке ЕС, обеспечения реализации основных свобод, предусмотренных Договором о Европейском Сообществе (свобод движения товаров, лиц, услуг и капиталов), недопущения недобросовестной и пагубной налоговой конкуренции юрисдикций государств-членов, недопущения налоговой дискриминации на внутреннем рынке, выработки новых принципов и механизмов избежания двойного налогообложения, а также обеспечения борьбы с налоговыми правонарушениями».

  В результате создания и развития Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в последние годы в странах СНГ повышается интерес к особенностям правовых интеграционных процессов в Европе. Все больший и больший интерес возникает к отдельным отраслям экономической интеграции, особенно в области налогообложения.

   В настоящее время в состав налоговой системы ЕС входят следующие виды налогов, установленные на территории государств ЕС: косвенные налоги (НДС, акцизы и пошлины), прямые налоги (подоходный налог и т. д.) и взносы на социальную безопасность.

   Косвенные налоги. Собираются предприятиями торговли и передаются в налоговые органы, а уплачиваются конечным потребителем. Косвенные налоги начисляются на оборот, производство или потребление товаров и услуг и взимаются без учета полученной прибыли, но при этом они вычитаются при определении налогооблагаемой прибыли. К косвенным налогам относятся, в первую очередь, НДС, акцизы и пошлины, на гармонизацию которых в основном и были направлены усилия ЕС. Налоги на потребление, производство и различные налоги с продаж производят кумулятивный эффект и в конечном счете создают барьеры в торговле между странами ЕС.

   Основным следствием присоединения новых членов к ЕС в сфере косвенного налогообложения стало то, что сделки с этими странами, начиная с 1 мая 2004 г., рассматриваются как внутренние сделки. С этой даты границы новых участников с третьими странами образуют внешние границы ЕС. Импорт из третьих стран на территорию новых участников теперь подвергается таможенным и иным административным процедурам ЕС, а также облагается НДС, акцизами и таможенными пошлинами ЕС. Помимо предписаний соответствующих нормативных актов ЕС к налоговой политике новых стран-участниц будет применяться и обширная практика Суда ЕС.

   Директивы, гармонизирующие национальное законодательство в области косвенного налогообложения, можно представить в виде двух групп: 1) директивы в отношении НДС; 2) директивы в отношении акцизов.

    Налог на добавленную стоимость (НДС). НДС был введен в 1970 г. и был предназначен заменить налоги на производство и потребление, взимаемые государствами-членами. Наличие НДС в налоговой системе государства является обязательным условием его присоединения к ЕС, так как финансовые поступления от налога на добавленную стоимость составляют один из основных источников формирования бюджета ЕС. НДС учреждается в государствах-членах, которые и определяют размер его налоговой ставки в пределах, предписанных законодательством ЕС. Доходы, поступающие от НДС в бюджет Европейского Союза, представляют собой установленную решением Совета единую процентную надбавку к ставке НДС в государствах-членах.

   Первая директива о НДС (№ 67/ 227/ЕЕС) учредила НДС в Сообществе и закрепила его функционирование.

   Вторая директива о НДС (№ 67/228/ЕЕС) дополнила положения Первой директивы, конкретизируя порядок их реализации.

   Первые директивы положили начало единой системе НДС. Однако целый ряд вопросов остался вне конкретного регулирования директив, в частности определение сферы применения данного налога (номенклатуры товаров и услуг, в отношении которых действует НДС). В соответствии с директивами этот вопрос остался в компетенции государств-членов, которые самостоятельно и, естественно, без согласования с другими участниками ЕС, определяли перечень товаров и услуг, облагаемых НДС и исключаемых из сферы его действия.

   Именно к НДС относится наибольшее число гармонизированных норм. В целом политика Союза в этой сфере направлена на гармонизацию налога, а не на его стандартизацию, т. е. на обеспечение соответствия национальных налоговых систем государств-членов друг другу, а также целям Договора.
Введение НДС позволило создать прозрачную и нейтральную (с той точки зрения, что сумма, взимаемая с продукта, предназначенного для конечного потребления, не зависит от числа промежуточных транзакций) систему, пригодную для внутренней и внешней торговли ЕС.

   В дополнение и во изменение первых директив Совет принял еще ряд решений, но лишь принятие в 1977 г. Шестой директивы (№77/388/EEC) послужило развитию системы НДС путём отмены налоговых границ. В дальнейшем она неоднократно дополнялась. Важным дополнением к Шестой директиве стала Директива 92/77/ЕЭС от 19 октября 1992 г., которая касалась ставок налога. В ст. 1 этой Директивы говорится, что страны-участницы должны применять стандартные налоговые ставки с 1 января 1993 г. По новым правилам государства-члены применяют стандартные ставки НДС как минимум на уровне 15 % и имеют право применять одну или две пониженные ставки (не ниже 5 %) исключительно для определенных товаров или услуг культурного или социального назначения. Верхний предел НДС был отменен. Как показывает практика государств-членов, стандартные ставки НДС составляют 15–25 %.

   Директивы о гармонизации данного налога также подлежат применению и в новых странах-участницах, хотя ограниченное число исключений все же было согласовано при их вступлении в ЕС в части налогообложения малого и среднего бизнеса, взимания налога в отдельных отраслях экономики и с определенных товаров. Но в любом случае все новые члены ввели у себя НДС с 1 мая 2004 г.

    Директива Совета 2006/112/ЕС от 28 ноября 2006 г. «Об общей системе налога на добавленную стоимость» может считаться триумфом европейской налоговой интеграции. Данный акт, вступивший в силу с 1 января 2007 г., был принят для замены действовавшего интеграционного законодательства в сфере регулирования НДС (в частности, знаменитой Шестой директивы) без внесения в него существенных изменений. Изменения коснулись в основном логической структуры документа.

   Пересечение внутренних границ ЕС больше не может служить поводом для взимания сборов, это делается при осуществлении транзакций, как обычно и происходит в пределах одного государства. Однако понятие «точки назначения» все же сохраняется, что требует эффективной работы по обмену информацией между представителями властей различных государств и питает до сих пор еще встречающиеся мошеннические схемы уклонения от уплаты налогов.

   В нынешних условиях товары между субъектами налогообложения (для лиц, не подлежащих налогообложению, система проста: потребители уплачивают НДС в стране, где приобретается товар. Есть некоторые исключения, например, новые машины, заказы товаров по почте, торговля по Интернету и др.) из различных государств обращаются без уплаты НДС.

   Система налогообложения ЕС основана на том, что есть возможность перекрестной проверки, осуществляющейся налоговыми властями стран, вовлеченных в транзакцию. Во-первых, продавец должен быть в состоянии доказать, что покупатель – зарегистрированное лицо, подлежащее налогообложению в своей стране. Тогда может использоваться ставка НДС в 0 %. Во-вторых, декларации продавца и покупателя должны соответствовать друг другу, хотя с ними взаимодействуют различные фискальные власти (продавец отпускает товар без уплаты местного налога и сообщает о транзакции в налоговой декларации. Это дает ему право на возмещение НДС, уплаченного им ранее. Покупатель направляет декларацию налоговым властям и получает право на возвращение НДС в сумме, установленной в его стране проживания).

   Давней целью Европейской комиссии является отмена этой системы, применяемой во внутренней торговле ЕС, и введение четкой системы, основанной на принципе происхождения, когда налог уплачивается в той стране, где товар был произведен.

   Акцизы. При введении общих правил акцизных сборов ЕС руководствовался схожими принципами, Структура этого налога, его ставка (ее минимальные размеры) и передвижение товаров, подлежащих обложению, таких как табачные изделия, алкогольные напитки и минеральные масла, – все было направлено на то, чтобы в 1993 г. был сформирован единый рынок и введена общая система акцизов. Механизм взимания акцизов основан на принципе налогообложения в стране потребления подакцизных товаров. Налог взимается в момент, когда товар передается для домашнего пользования, по ставке, действующей в стране потребления. Движение подакцизных товаров осуществляется через налоговые склады и сопровождается административными документами.

    Хотя в этой сфере и сохраняются возможности для мошенничества, в особенности с сигаретами, в основном, благодаря нелегальному импорту из третьих стран (Европейская комиссия и налоговые власти стран ЕС подозревают, что некоторые производители табачных изделий поощряют контрабанду в ЕС, сознательно поставляя сигареты мошенникам в третьих странах), ситуация более управляема, чем при применении схемы НДС, поскольку речь идет о товарах, которые производятся и распределяются ограниченным числом объектов . Товары перемещаются между оптовиками с одного зарегистрированного склада на другой.

  Кроме этого, акцизы долгое время создавали проблемы в деле интеграции рынка из-за множества вариаций ставок между странами-участницами. Первоначально Директива 91/12/ЕЭС (по своему содержанию директива сравнима с налоговым законом государства, устанавливающим порядок уплаты налогов) и изменяющая ее Директива 92/180/ЕЭС установили общие правила взимания акцизов. Принятие директив 92/83/ЕЭС и 92/84/ЕЭС в октябре 1992 г. также стало важным шагом в направлении создания единого внутреннего рынка в этой проблемной области. Налогообложение алкогольных напитков (пиво, вино, смешанные напитки, винный спирт) регламентируется этими двумя директивами.
Нормативные акты вторичного права ЕС по акцизным товарам:
Акцизы на алкогольную продукцию. В настоящее время гармонизация акцизов на алкогольную продукцию осуществляется следующими основными актами вторичного законодательства ЕС:
Директивой Совета ЕЭС 92/83/ЕСС от 19 октября 1992 г. «О гармонизации структур акцизов на алкоголь и алкогольные напитки»,
Директивой Совета ЕЭС 92/84/ЕЕС от 19 октября 1992 г. «О сближении ставок акцизов на алкоголь и алкогольные напитки».
Акцизы на табачную продукцию. Основными актами в сфере гармонизации налогообложения табачной продукции являются:
Директива Совета ЕС 95/59/ЕС от 27 ноября 1995 г. «О налогах иных, чем налоги с оборота, влияющих на потребление произведенного табака»;
Директива Совета ЕЭС 92/79/ЕЕС от 19 октября 1992 г. «О сближении налогов на сигареты»;
Директива Совета ЕЭС 92/80/ЕЕС от 19 октября 1992 г. «О сближении налогов на произведенный табак, иной чем сигареты».

   Акцизы на энергоносители. 27 октября 2003 г. Совет министров Европейского Союза принял Директиву 2003/96/ЕС, реструктурирующую направление деятельности ЕС в отношении налогообложения энергоносителей и электричества, которая вступила в силу 1 января 2004 г., отменив ранее действовавшие Директивы Совета ЕЭС 92/81/ЕСС от 19 октября 1992 г. «О гармонизации структур акцизов на минеральные масла» и ЕЭС 92/82 / ЕЕС от 19 октября 1992 г. «О сближении ставок акцизов на минеральные масла». Директива расширила предмет регулирования системы минимальной ставки на все энергоносители, включая уголь, натуральный газ и электричество (ранее применялась только для минеральных масел).

  Итак, косвенные налоги – НДС и акцизы – регулируются на уровне нормативных актов и применяются в отношении определенных видов товаров.

   Прямые налоги. После расширения ЕС новые государства-члены привели свое законодательство в соответствие с принятыми в ЕС правовыми актами. Исключения из общих правил допускаются в отношении тех государств, которые при присоединении к Союзу согласовали для себя некоторые особые условия. По мере формирования интеграционного законодательства, регулирующего косвенное налогообложение, государства-члены все меньше уступали ЕС свой суверенитет в области прямого налогообложения. Тяжесть уплаты прямых налогов несет налогоплательщик. Сюда относятся подоходные налоги, корпоративные налоги, местные налоги и т. п. В отличие от косвенных налогов, прямые налоги не упоминаются непосредственно в Маастрихтском договоре. Совет по предложению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом и с Экономическим и социальным комитетом принимает единогласно директивы о сближении таких законов и правовых актов исполнительной власти государств-членов, которые оказывают непосредственное воздействие на создание и функционирование внутреннего рынка. В связи с этим на практике после многих лет функционирования внутреннего рынка и развития прецедентного права сообщество обрело право обращаться к гармонизации тех прямых налогов, которые влияют на реализацию четырех свобод.

   На сегодня институты ЕС приняли лишь две директивы, направленные на сближение законодательства государств-членов в области прямого налогообложения. Принятие советом в 1990 г. Директив № 90/434 и № 90/435 касается налогообложения сделок по трансграничной реорганизации и выплат дивидендов между материнскими и дочерними компаниями. Эти директивы вступили в силу 1 января 1992 г. Вопрос о прямых налогах непростой и мы оставим его для наших дальнейших исследований, здесь ограничившись общим упоминанием.

   Подоходный налог с физических лиц. Налог с физических лиц, работающих в аппарате ЕС. Налог взимается по прогрессивной шкале в размере от 5 до 45 % и поступает в доход ЕС.

    Взносы на социальную безопасность взимаются организациями, осуществляющими социальное страхование – в здравоохранении и пенсионной сфере. Они обычно уплачиваются как работающими, так и их нанимателями. Хотя их доля в ВВП особенно велика, это наименее регулируемый сектор в ЕС. В соответствии с принципом субсидиарности государства ЕС не спешат передавать органам Союза свои полномочия в этой сфере. Тем не менее и здесь преобладают принципы недопущения дискриминации в отношении граждан различных стран и обеспечения свободы перемещения в рамках ЕС. Их нарушение может быть оспорено в судебном порядке.

   1 декабря 1997 г. Совет согласовал пакет мер по предупреждению «вредной» налоговой конкуренции, искажений единого рынка, возрастающих потерь в налоговых доходах государств-членов, а также мер по введению системы налогообложения, которая не отразилась бы негативно на занятости. Данный пакет включал среди прочих документов резолюцию о Кодексе поведения государств при налогообложении бизнеса, в котором содержалось их политическое обязательство не только не принимать налоговые законы, приводящие к «вредной» налоговой конкуренции, но также и исключить уже существующие подобные правила.

    К «вредным» налоговым мерам Кодекс относит применение более низкого уровня налогообложения, включая его отсутствие, по сравнению с тем, которое обычно применяется в странах-участницах. При этом к таким мерам должны относиться такие особенности национального законодательства, как отсутствие требования о транспарентности сделок, несоответствие правил определения прибыли международным стандартам, предоставление существенных льгот вне зависимости от осуществления реальной экономической деятельности и др.

    Согласно Кодексу поведения, новые государства-члены должны исключить практику недобросовестной налоговой конкуренции. В результате новые участники при присоединении обязались отменить льготные налоговые режимы, определяемые Кодексом как «вредные». К таким режимам относятся оффшоры и определенные инвестиционные льготы.

   Таможенные пошлины (антидемпинговые и компенсационные пошлины), которые устанавливаются в соответствии с реестром ЕС – Единым таможенным союзом (ЕТТ) и требованиями ГАТТ. Таможенные пошлины являются вторым видом обязательных платежей, составляющих систему «собственных ресурсов» ЕС. Они выполняют преимущественно протекционистскую функцию и устанавливаются, как правило, в форме антидемпинговых и компенсационных пошлин. Сельскохозяйственные налоги устанавливаются преимущественно на импортируемую и экспортируемую сельскохозяйственную продукцию. Сфера их применения и ставки определяются в рамках механизма единой аграрной политики, а порядок их исчисления и уплаты регулируется Таможенным кодексом ЕС. По сути своей эти налоги – таможенные пошлины на продовольственные товары. Сельскохозяйственные налоги могут использоваться также и для введения ограничений на производство определенных видов продукции.

   Сотрудничество по налоговым вопросам. ЕС принял несколько директив в области прямого (Совет принял в декабре 1977 г. Директиву 77/799/ЕЭС и т. д.) и косвенного налогообложения, которые требуют от государств-членов оказывать взаимную помощь путем обмена информацией, уведомлений, представлений документов, сотрудничества в сборе налогов. Например, такие документы были приняты в области административного сотрудничества и взаимной помощи, борьбы с отмыванием денег, противодействия обману и в области защиты финансовых интересов ЕС. Правом ЕС предусмотрено создание Европейского офиса по борьбе с налоговыми нарушениями. Согласно принятым документам, обмен информацией может происходить как по запросу, так и автоматически. Предусмотрено проведение совместных международных налоговых проверок. В результате налоговые службы стран-участниц получили возможность оказывать друг другу помощь в сборе налогов. В связи с расширением ЕС налоговые органы новых участников Союза также обязаны предоставлять соответствующую информацию, и наделяются правом запрашивать ее в отношениях со всеми другими членами.

  Россия и ЕС являются стратегическими партнерами, которые в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 1994 г. заявили о своем желании постоянно осуществлять сближение положений законодательства и административной практики его применения, а также воздержаться от дискриминации национальных лиц и ограничений передвижения капитала. Необходимо выполнение требований и соответствия праву ЕС лицами – резидентами государств – членов ЕС и государств – нечленов ЕС (не секрет, что мало у кого из российских предпринимателей нет компании на Кипре, в Нидерландах, Люксембурге и иных государствах-членах). Первоначально она касалась прямых налогов, но со временем ее действие было распространено и на косвенные налоги (НДС и акцизы).

    Уже мало знать и понимать принципы и механизмы международного налогового права, включающего применение механизмов соглашений об избежании двойного налогообложения. Важно осознавать, что теперь в государствах – членах ЕС нормы и принципы международного налогового права в большей части реализуются через призму их обязательств в рамках ЕС.

   Можно предвидеть, что будет усовершенствован процесс принятия решений в налоговой сфере и намечены пути расширения прав Союза в фискальных вопросах.

   Идут дискуссии о введении налога ЕС, за счет которого финансировался бы бюджет Союза. И все же пока маловероятно, что будет достигнуто такое соглашение, ведь тем самым европейские институты получили бы большую налоговую независимость от национальных парламентов.

   Реформирование налоговой системы в ЕС. Экономический кризис в Европе ускорил процесс реформирования налоговый системы в ЕС. Были предприняты некоторые меры в налоговой сфере. Во-первых, в начале 2012 г. канцлер Германии Ангела Меркель и тогдашний президент Франции Николя Саркози обратились к коллегам по Евросоюзу с предложением внести изменения в основополагающие документы ЕС. Таким образом, будет начата подготовка к переходу от валютного к налоговому союзу. Эти изменения обяжут страны подчиняться Брюсселю в вопросах формирования налоговой и бюджетной политики, а также позволят наказывать их за нарушение бюджетной дисциплины. Во-вторых, меняется законодательство, новым налогам в налоговом системе ЕС будет являться налог на финансовые трансакции. Тема введения налога на финансовые транзакции муссируется уже давно, но реальные очертания она начала приобретать в последние два-три месяца. В конце сентября Еврокомиссия предложила Европарламенту с 2014 г. ввести данный налог во всех 27 странах ЕС. Президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу объяснил позицию возглавляемой им организации с подкупающей простотой и ясностью: за время кризиса на спасение панъевропейского банковского сектора было потрачено около 4,6 трлн евро из средств налогоплательщиков, настало время возвращать долги. Моральная сторона вопроса – не единственный и далеко не самый важный аргумент, который Еврокомиссия приводит в поддержку своей инициативы. По ее оценкам, налог на финансовые транзакции будет приносить 57 млрд евро в год. Другие аргументы, которые выдвигают Еврокомиссия и поддерживающие ее экономисты, звучат так: финансовый сектор находится в выгодном положении по сравнению с другими – он не платит НДС и пользуется господдержкой. Осознание того, что государство в случае чего не оставит финансовые компании наедине с их проблемами, подталкивает последние к рискованным операциям. После введения налога их стремление идти на риск снизится – точнее, за это стремление придется платить от 0,01 % до 0,1 % в зависимости от вида ценных бумаг (сбор за операции с акциями и облигациями будет составлять 0,1 %, сбор за операции с производными инструментами – 0,01 %). Стоит отметить, что называть данный налог банковским не совсем корректно. Если идея Еврокомиссии пройдет, то уплачивать его придется не только финансово-кредитным организациям, но и инвестиционным, брокерским и страховым компаниям, пенсионным фондам и хедж-фондам. «Налоговый иммунитет» будет только у физических лиц, совершающих операции на финансовых рынках: возлагать на них обязанность платить налог Еврокомиссия не планирует – во всяком случае, пока.

   Идея введения банковского специального налога не нова, этот термин впервые появился в далеком 1978 г. Актуальность этой идеи вполне объяснима. Введение налога на финансовые транзакции – шаг в верном направлении: если финансовый сектор виноват в текущем кризисе, то нет ничего удивительного в том, что власти пытаются переложить на него как можно большие расходы по выходу из кризиса. Это касалось ограничений на бонусы в банках, а теперь и налога на транзакции.

   Изучение и анализ налогового права ЕС показывает, что можно использовать в российском налоговом законодательстве ряд позитивных моментов из опыта правового регулирования налоговых отношений в ЕС. Например: принятие особых правовых актов в ЕС (регламенты, директивы, решения и т. д.), которые применительно к российскому законодательству соответствуют по значимости отдельным главам Налогового кодекса, и внесение отдельной главой в кодекс вопросов налогообложения иностранных инвестиций. Наряду с этим целесообразно выделить в отдельные главы Налогового кодекса вопросы налогообложения финансово-промышленных групп и естественных монополий (в том числе «Газпром», РАО «ЕЭС», железнодорожный транспорт и т. д.), банковской деятельности, малого бизнеса, страхового сектора экономики и лизинговых операций. Также нужно использовать опыт ЕС по решению проблемы двойного налогообложения и механизму разрешения данных споров, взяв за основу Типовой договор ОЭСР и Конвенцию ЕС об устранении двойного налогообложения. Кроме того для совершенствования российского законодательства по налогам, особенно в сфере косвенного налогообложения, нужно использовать положительный опыт ЕС по борьбе с мошенничеством в сфере уплаты НДС. Опыт деятельности Суда ЕС по налоговым вопросам (особенно по правотолкованию и правоприменению налоговых норм) можно применить в работе Конституционного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации. Кроме того, следует подумать об использовании положительного опыта правового регулирования налоговых отношений в ЕС в интеграционных процессах стран СНГ, особенно в рамках Таможенного союза. Налоговое право ЕС могло бы служить примером для развития налогового права Таможенного союза стран СНГ.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика