Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Административно-правовое регулирование защиты прав детей в России: организационно-исторический аспект
Научные статьи
21.03.13 13:21

вернуться

 
ЕврАзЮж № 2 (57) 2013
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Шамрин М.Ю.
Административно-правовое регулирование защиты прав детей в России: организационно-исторический аспект
В статье анализируется развитие административно-правового регулирования защиты прав ребёнка в России от первых шагов законодательной регламентации до практики сегодняшнего дня. Делается вывод о важности института Уполномоченного по правам ребёнка.

   Детективное агентство Ивано-Франковск отнесется к вам с пониманием и поможет решить ваши проблемы. Детективное агентство «Частный детектив Ивано-Франковск» в городах Болехова, Калуши, Коломыя, Яремчы, Ивано-Франковска вся подробная информация на сайте http://detective-ivano-frankovsk.com 

Россия отметила 1150-летие своей государственности. Это богатейший исторический путь, величайшие исторические события и культурные завоевания, огромный практический самобытный, национальный потенциал, обретённый Россией, в том числе и в решении проблем детства. Она шла, развиваясь и нащупывая свою дорогу, свой путь к тому, что сегодня называется институтом Уполномоченного по правам ребёнка.

   Для того чтобы оценить социальное значение «детского вопроса», необходимо не только определить условия, создающие нетерпимое положение, в котором порой находится подрастающее поколение (в особенности беспризорные и брошенные родителями дети), но и следует обратиться к историко-правовым истокам данной проблемы, чтобы заимствовать из прошлого всё то хорошее, что существовало в нашем Отечестве в отношении правовой и социальной защиты малолетнего ребёнка в семье и обществе.

    Справедливым будет вспомнить имена известных историков права второй половины XIX в., привнёсших свои мысли в попытки решения вопросов детства: М.Ф. Владимирского-Буданова, К.А. Неволина, А.И. Загоровского, И.Г. Оршанского, К.П. Победоносцева, А. Стога с его работой «Об общественном призрении в России», А.Н. Афанасьева и Я.В. Ханыкова, П. Авраменко, В.М. Бензина, Н. Воскобойникова.

  Российское право, его нормы в отношении дореволюционных российских семей формировались под влиянием церковного, светского и обычного права, родительская власть распространялась только на социальное поведение детей, их межличностные взаимоотношения. Превалировали принципы нравственного поведения и морали: почтение, послушание, покорность и любовь к родителям. Не привились на российской почве детские сиротские монастырские приюты. Таким образом, государственно-церковное призрение незаконнорожденных и сирот провалилось. Не было светских казённых заведений.

   Первые шаги законодательной регламентации в области имущественной защиты прав и интересов детей связаны с усилиями Церкви по законодательной опеке, отмечены в редакции «Русской правды» В. Мономаха, в «Домострое» (XVI в.) и только к 1551 г. («Стоглав») выходят на государственно-правовой уровень. Попытки реформ при Петре I (серия Указов) явились лишь начинаниями.

  Сохранялась ведущая роль обычаев и традиций в регулировании взаимоотношений родителей и детей вплоть до начала XX в. Точного толкования отступлений от родительской власти и ограничений прав не было.

   И всё же следует сказать, что слово «реформа» давно уже витало в воздухе, давно вошло в историю «детского вопроса» в России, требовавшего практических шагов для своего решения. И связано оно с правлением Екатерины Великой. Встала задача преобразований, которые вылились в реформы при жизни императрицы и продолжились после её смерти.

    Публикуется Манифест «Об учреждении в Москве Воспитательного Дома с особым гошпиталем для неимущих родильниц». Он открылся 21 апреля 1764 г. в Москве и в марте 1770 г. в Петербурге. Губернии же оставались без подобных заведений. Была поставлена задача обретения «третьего чина» (третьего сословия). Практика привела, однако, к профанации этой идеи: так в 1764 г. из 523 младенцев умерло 424, то есть 81,07 %, в 1765 г. из 793 умерло 597, или 72,76 %, в 1776 г. из 742 детей не стало 494, или 76,52 %; в 1767 г. из 1089 принятых на воспитание скончалось 1073 ребёнка.

   На основании Учреждений о губерниях 1775 г. возникли приказы общественного призрения (к концу правления Екатерины II в 45 губерниях из 50). Цель: содержание и обучение детей. А.Д. Градовский в начале XX в. говорил об этом институте (приказ общественного призрения), как о «самостоятельном изобретении императрицы», стремившейся упрочить общественное и бюрократическое начала (этот орган был фактически упразднен Павлом I). Учреждались дворянская опека, сиротский суд и другие органы.

   И хотя идея создания воспитательных учреждений закрытого типа не реализовалась, всё же возникла стройная система общественного призрения, образовалась сеть губернских благотворительных учреждений, оживилась общественная инициатива в устройстве судеб сирот и незаконнорожденных. Таким образом, Екатерина Великая, безусловно, способствовала развитию реформ в России.

  Появились профессии для детей: по письменной, счётной, аптечной части, рукодельной для девочек – с 1800 г., с 1807 – «латинские классы» для подготовки к поступлению в Медико-хирургическую академию, в Повивальный институт.

  Николай I дополнил Воспитательные дома губернскими приютами.

  С массой обездоленных Воспитательные дома не справлялись, и в 1802 г. учреждается филантропическое общество («Императорское человеколюбивое общество»). Оно выдавало пособия разного рода, открывало дома для сирот и детей бедных родителей. В 1828 г. Петербургский приказ общественного призрения взят императрицей Марией Фёдоровной под своё начало. Тогда же возникает Дом её величества, который в 1860 г. причисляется к ведомству Учреждений императрицы Марии. С 1891 г. устанавливается система явного, вместо тайного, приёма младенцев.

  В государствах Западной Европы существовал налог на бедных. В России его не было.

  До конца XIX в. труд малолетних рабочих в российской фабрично-заводской промышленности не регулировался. Закон «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» положил начало его регламентации в России. Также принимаются законы, которые предусматривали продолжительность работы детей, положения о фабричной инспекции, одноклассных народных училищах, школах.

   За неисполнение норм, регулирующих труд детей, вводятся аресты, штрафы и штрафные санкции. Эти правовые нормы были для того времени достойными и прогрессивными.

  В опытном порядке издаётся закон, который на три года воспрещает ночную работу детей и женщин.

   Закон «О найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» предотвращал произвол нанимателей при приёме и увольнении рабочих.

   Так постепенно названные нормативные акты ограничивали труд несовершеннолетних рабочих в общероссийском масштабе и явились важным этапом реформ.

  Закон «Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения» запрещал работодателю осуществлять приём на работу детей от 10 до 12 лет. Силу правовой нормы получило право разрешения привлечения к работе малолетних в возрасте от 12 до 15 лет до шести часов подряд (по согласованию министра финансов с министром внутренних дел). Наложен запрет на ночное применение труда (с десяти вечера до четырёх часов утра) несовершеннолетних 12–15 лет.

  Законом «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности» была сокращена общая продолжительность рабочего времени, в том числе в воскресные и праздничные дни.

   И всё же законодательство было несовершенно: оно ухудшило положение малолетних непрерывной работой до 6 часов подряд, допускало девятичасовой рабочий день. Особенно страдали дети на мелких ремесленных производствах. У государства ещё не было настоящих собственных механизмов правового воздействия (кроме возможностей семейно-правового регулирования).

  Становление системы административно-правового регулирования защиты детства происходит и в советский период, и в эпоху современной России. Но, на взгляд автора, самый значительный вклад в неё внесло правление Екатерины II. В советскую эпоху были продолжены шаги к становлению института охраны прав ребёнка.

    Мало кому известен проект Декларации прав ребёнка 1918 г., послуживший прообразом Конвенции ООН о правах ребёнка 1989 г. Он принадлежит русскому теоретику и педагогу К.Н. Вентцелю, почти на 70 лет опередившему своё время и считавшему, что «в детях скрыты все величайшие возможности» . Автор хочет остановиться на нём особо. В проекте педагогу удалось сформулировать основные социальные, экономические, политические и судебные права и свободы ребёнка. Но идеи учёного не реализовались, хотя церковь была уже отделена от государства и отношения родителей и детей регулировались светским законодательством. Основы же экономического строя только устанавливались, и далеко было до правовых преобразований семьи. Однако в Декрете ВЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» взаимные права и обязанности родителей и детей были установлены. Был принят «Кодекс законов…», расширивший Декрет от 18 декабря 1917 г. Это был семейный кодекс. Во второй главе третьего раздела «Личные права и обязанности родителей и детей» содержались исключительно обязанности родителей. Проблемы усыновления, лишения родительских прав, установления отцовства, опеки были поставлены на повестку дня.

    С 1923 г. по 1 января 1927 г. продолжалась корректировка действующего законодательства и введение в действие нового Кодекса законов о браке, семье и опеке. В нём появляется глава об усыновлении и соответствующий институт. Были предприняты попытки по защите детства в Положении об органах опеки и попечительства, в ряде Постановлений ВЦИК и СНК, например, «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся». Государство вмешивается в семейные отношения прямо и активно, диктует, властно указывает, определяет условия, гарантирующие интересы коллектива, обеспечивающие выполнение долга по отношению к коллективу.

    В ответ на массовость криминальных абортов принимается Постановление ЦИК и СНК, запретившее аборты, увеличившее материальную помощь роженицам, многосемейным, а также предусматривающее расширение сети детских яслей и детских садов, усиление уголовного наказания за неплатёж алиментов и включившее изменения в законодательство о разводах.

     Во время Великой Отечественной войны был принят ряд Указов Президиума Верховного Совета СССР: «Об усыновлении», «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почётного звания “Мать-героиня” и учреждении ордена “Материнская слава” и “Медали материнства”». Указ, однако, запрещал устанавливать отцовство (в новой семье), усложнял процедуру расторжения брака.

   Нарушение прав ребёнка было налицо: в графе «отец» ставился прочерк (в свидетельстве о рождении), и это указывало на внебрачное происхождение ребёнка. Это была дискриминация внебрачных детей по отношению к рождённым в браке.

   В 1968 г. в СССР принимается общесоюзный семейно-правовой акт, а через год – Кодекс о браке и семье РСФСР. Советское государство признавало родителей лишь «временными» воспитателями или опекунами, оставляя за собой право заменить их «надёжными элементами». Ребёнок из объекта родительской власти превратился в объект государственной политики.

   К 90-м годам наращиваются усилия государства, направленные на дальнейшее административно-правовое регулирование защиты прав ребёнка.

  Россия встала на путь выполнения Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации. Ежегодно разрабатывается и распространяется доклад о положении детей, содержащий статистические, аналитические и информационные материалы. Первый доклад представлен в ООН в 1993 г. В 1997 г. в России открылось представительство Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), а по его предложению появились первые омбудсмены по правам ребёнка. Взаимодействие с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) становится определяющим.

  Однако по-прежнему продолжается сокращение детского населения России, ежегодно на 300 000 детей. Этот факт не остался без внимания, и Комитет ООН указал на это, подчеркнув, что в РФ сохраняется государственная монополия при решении проблем детства и в области прав ребёнка. Было указано на успешный европейский опыт в решении этих проблем.

    На современном этапе становление института детского омбудсмена в России продолжает играть огромную роль. Конвенция ООН о правах ребёнка и появление в соответствии с её рекомендациями Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка – огромное достижение. От Декларации прав ребёнка 1959 г. к Конвенции о правах ребёнка (вступившей в силу 15 сентября 1990 г.) – таков путь мира и России к учреждению Института Уполномоченного по правам ребёнка.

    Положения международного нормативного акта (Конвенции ООН о правах ребёнка) нашли своё отражение в отечественном законодательстве. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» установил основные гарантии прав и законных интересов ребёнка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации его прав. Государство признаёт детство важным этапом жизни человека. Также в этом законе закреплено конвенционное определение термина «ребёнок», общепринятое в международной практике, впервые введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Важнейшее положение ст. 2 Факультативного протокола к Конвенции ООН о правах ребёнка, касающегося участия детей в вооружённых конфликтах, о запрете призыва на военную службу лиц, не достигших 18-летнего возраста, российский законодатель включил в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».

    Сегодня во всём мире понимают, что защита прав ребёнка – глобальная задача всего человечества в условиях современности, и потому требуется не только объединение усилий, но и дальнейшее совершенствование деятельности института международно-правовой защиты прав ребёнка. На этом пути принятие Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», получившего название «закона Димы Яковлева», в память обо всех маленьких россиянах, погибших и пострадавших от рук приёмных родителей в США, – реальный шаг в усилении государственной поддержки детей сирот и, конечно, в административно-правовом регулировании защиты прав детей. В его принятии важную роль сыграл Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка, который отметил, что этот новый документ фактически является стартом Программы «Россия без сирот» и будет стимулировать усыновление детей именно российскими семьями на принципах семейных форм воспитания.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика