Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Конституционные реформы суверенного Казахстана: Из истории и опыта развития
Научные статьи
26.03.13 10:45

вернуться

  
ЕврАзЮж № 9 (16) 2009
Право стран СНГ
Ауанасова А.М.
Сулейменов А.М.
Конституционные реформы суверенного Казахстана: Из истории и опыта развития

В данной статье авторы раскрыли основные инновации конституционной реформы 2007 года, их значение в контексте развития демократических институтов Республики Казахстан.

   Встав на путь коренных преобразований, Казахстан провозгласил непререкаемым приоритетом верховенство Закона и защиту интересов, прав и свобод граждан. Совершенствование современной Конституции, отвечающей требованиям новой исторической эпохи, для дальнейшего продвижения демократических реформ, успешного политического, социально-экономического и культурного развития страны, – именно в этом заключается сегодня главная задача Казахстана на пути дальнейшей демократизации общества. В связи с этим 16 мая 2007 года Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев выступил на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан с предложениями по изменению и дополнению Конституции страны.

  Конституция – это закон, который должен отвечать реалиям дня, а если есть необходимость, то следует вводить изменения и дополнения в текст Основного закона. Это необходимо для того, чтобы действующая конституция закрепляла не декларативные постулаты, а демократические основы государства.

  Если мы обратимся к истории независимости Республики Казахстан, то увидим, что «Казахстану нужен был такой Основной закон, который бы шел «нога в ногу» с новыми реалиями и перспективами и сосредотачивал на своих страницах опыт предыдущих поколений и уверенность в лучшем будущем. Конституция независимого Казахстана должна была закрепить основные принципы, по которым народ собирался строить открытое и демократическое общество».

   28 января 1993 г. Верховный Совет Республики Казахстан принял первую Конституцию суверенного независимого государства, которая имела большое значение в укреплении государственной независимости Казахстана, создании новых органов государства, призванных служить народу, выражающих его волю в провозглашении широких прав и свобод граждан. Но вскоре после вступления в силу первой казахстанской Конституции стали очевидны её недостатки. Она носила переходный характер, поэтому её можно назвать «компромиссом истории», не оправдавшим ожидания казахстанцев. В ней не были определены  цели и приоритеты общественного развития. Отсутствие в Основном законе механизмов преодоления разногласий, возникающих между различными государственными институтами, явилось одной из причин объективного нарастания противоречий между исполнительными и законодательными органами. Конституция образца 1993 года стала правовым препятствием на пути совершенствования государственного устройства, дальнейшего развития социально-экономических и политических реформ.

    Экспертно-консультативный совет изучил десятки конституций других государств – как стран СНГ, так и дальнего зарубежья. Это положительно сказалось на качестве новой Конституции, в которой были учтены ошибки, допущенные при разработке ее предшественницы.

   В итоге 30 августа 1995 года состоялся высочайший акт волеизъявления наших граждан, подавляющее большинство которых сказало «да» новому Основному закону страны.

  Одной из новелл Президента было закрепление в первой статье Конституции основополагающих принципов деятельности Республики, которые определили главные приоритеты государственной политики. К ним относятся: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение демократическими методами наиболее важных вопросов государственной жизни, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.

   Вместе с тем вызывал нарекания и способ принятия Основного закона страны. Получалось так, что не народ принял Конституцию, а сформированный по советским законам Верховный совет и чиновничество даровало ее себе и заодно народу. Достаточно сказать, что, несмотря на положения Конституции о Президенте как представителе Республики внутри страны и в международных отношениях, Верховный Совет, принявший Основной закон и, соответственно, закрепивший президентскую форму правления, оставил право выступать от имени всего народа Казахстана только за собой. В этом проявилось стремление все еще «советского», по своей природе, Верховного совета сохранить за собой гегемонию на власть.

   В Конституции 1993 года было заявлено, что Казахстан является демократическим государством. Декларативный характер некоторых новелл говорил о том, что становление демократии в Казахстане еще только предстоит. Поэтому закономерно, что Казахстан должен быть не только демократическим, светским, правовым, но и социально ориентированным государством. Республика Казахстан выбрала путь строительства такого государства.

    Общество оказалось в своеобразном тупике: ни Правительство, ни Верховный Совет не могли найти выхода из взаимного противостояния.

    Эволюцию претерпел вопрос и формы правления государства. В Конституции 1993 года четкого ответа на этот вопрос не было. В то время в Казахстане имелись одновременно признаки как президентской, так и парламентской республики. С одной стороны, Президент являлся Главой государства, с другой – структура Конституции, в которой глава о Верховном Совете предшествовала главе о Президенте, предполагала определенное верховенство высшего представительного органа в государственной иерархии. Тогда, по волеизъявлению казахстанцев, Конституция провозгласила Казахстан президентской республикой. Выбор президентской формы правления был не случаен. Именно эта форма правления является оптимальной в условиях Казахстана и создаёт все наиболее благоприятные предпосылки для успешного реформирования политической и экономической систем общества.

    Конституция учредила двухпалатный Парламент, дискуссии о необходимости которого долго велись в обществе, но так и не были реализованы в Конституции 1993 года. Как и во многих странах мира, наша Конституция не является застывшей догмой. Накопленный практический опыт работы с Конституцией нужен как для решения внутренних задач, так и для эффективных ответов на новые вызовы современности. Новая Конституция установила новые подходы к определению статуса Правительства и его полномочий. Возглавляя систему исполнительных органов, руководя их деятельностью и самостоятельно принимая управленческие решения, Правительство несет и всю полноту ответственности за состояние дел в экономике и социальной сфере. Конституция страны впервые учредила такой государственный орган, как Конституционный Совет, пришедший на смену прежнему Конституционному Суду.

  Существенным достижением новой Конституции является признание института местного самоуправления, который призван обеспечить самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Значение этого конституционного положения состоит в том, что реальная жизнь человека сосредоточена как раз в городе, районе, селе, ауле. Именно там он проживает и повседневно трудится, решает свои жизненные проблемы. В связи с этим в рамках местного самоуправления, которое должно быть законодательно наполнено материально-вещественным содержанием, каждый гражданин должен иметь возможность реализовывать свои жизненные планы и помыслы, проявлять свою гражданскую инициативу.

   Одним из важнейших аспектов по реформированию политической сферы казахстанского общества, инициируемого Главой государства, является совершенствование Основного Закона.

   За эти годы созданы все условия для развития важнейшего института демократии – парламентаризма. Успешно внедрен профессиональный двухпалатный Парламент, в котором обеспечивается представительство многообразных интересов. Казахстан стал одной из первых республик в Центральной Азии, кто решительно пошел по этому пути. Другие шли уже за нами, используя наш опыт.

   Глава государства предложил пойти по пути таких изменений, когда республика остается президентской, но с существенным расширением полномочий Парламента Республики Казахстан, что практически трансформирует модель республики из президентской в президентско-парламентскую. Мажилису отводится ключевая роль в утверждении Президентом страны кандидатуры Премьер-министра и состава правительства и делегируются полномочия по контролю над деятельностью Правительства.

   Главным аспектом развития парламентаризма в Казахстане становится качественное изменение роли политических партий в государстве и обществе. Выборы депутатов Мажилиса будут проводиться по пропорциональной избирательной системе, традиционной для стран западной демократии, которая обеспечивает репрезентативность и учитывает специфические особенности современного общества. Новая форма проведения выборов в Казахстане предоставляет политическим партиям дополнительные возможности по усилению своей роли в политической системе страны, обеспечив реальное отражение расклада политических сил и действительную волю населения. Переход на пропорциональную избирательную систему при формировании Мажилиса Парламента – один из самых принципиальных моментов политической реформы. Его принятие означает, что Казахстан по данному показателю отныне имеет прочную правовую базу для вхождения в число передовых стран.  Опыт развития демократии однозначно говорит о том, что пропорциональные выборы по партийным спискам дают гораздо лучшее, чем мажоритарная система, отражение в составе представительного органа реального соотношения сил на партийной арене страны. При этом главным фактором является то, что политические партии обретают широкие возможности влияния на государственную политику, на деле становятся каналом трансляции интересов населения в сферу государственной власти. Конституционная реформа создала условия для принципиального изменения правового статуса политических партий и, на их основе, укрепления полномочий и авторитета Парламента. Это открывает совершенно новые возможности для развития как партийной системы Казахстана, так и парламентской деятельности. Выступая на XI внеочередном съезде НДП «Нур Отан», Н.А.Назарбаев отметил, что «мы уже живем и действуем в новой политической реальности», когда партии эффективно встраиваются в политическую систему страны.  Убедительная победа, которую партия Президента страны одержала на выборах в Мажилис Парламента и маслихаты всех уровней, свидетельствует, что народ Казахстана принял и поддержал конституционную реформу.

  Конституционные реформы позволяют говорить о политическом статусе партии «Нур Отан», поддержанной большинством населения на выборах всех уровней. Для ее членов главное – интересы страны и ее граждан, и в своих действиях и в своих решениях они всегда исходят только из этих интересов. Сегодня ни одна другая партия не может составить ей реальную конкуренцию. Это связано, в первую очередь, с авторитетом лидера Казахстана Н.А.Назарбаева  как гаранта того, что все обещанное будет исполнено в срок. Несмотря на кризисные явления, сотрясающие мировое пространство, Президент, как лидер партии «Нур Отан», выполняет свои предвыборные обещания. По сути, у партии «Нур Отан» нет конкуренции и на уровне программ и предвыборных платформ, которые бы поспорить с ней в предвыборной борьбе за избирателей.

   В развитии парламентаризма принципиальным моментом его юридического выражения являются вопросы формирования Правительства и парламентского контроля над его деятельностью. В данных вопросах конституционная реформа продвинула Казахстан на новые рубежи. Мажилис и представленные в нем политические партии сегодня имеют мощные рычаги влияния, начиная с консультаций, которые проводит Президент страны по кандидатуре будущего премьер-министра и вплоть до возможностей объявить вотум недоверия Правительству и отдельным министрам. Вместе с тем срок президентского правления сокращен до пяти лет. Этот шаг подчеркивает твердость демократических устремлений казахстанского лидера, а также делает равными сроки полномочий ключевых избираемых субъектов власти.

   Согласно статьям 50–51 Конституции Республики Казахстан «Мажилис состоит из 107 депутатов, 98 депутатов избираются по пропорциональной системе, а 9 депутатов избираются Ассамблеей народа Казахстана». Учет интересов крупных этносов служит дальнейшей консолидации общества. Таким образом, численность депутатов Парламента увеличивается на 38 человек и составит 154 депутата. Это нормальная пропорция для 16-миллионного населения республики.

   В соответствии с рекомендациями Государственной комиссии изменена схема формирования Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии. Формирование состава этих органов осуществляется на более демократической основе, с равноценным участием обеих палат Парламента. Две трети состава Конституционного Совета, ЦИКа и Счетного комитета формируются Парламентом. Эти изменения значительно повысили роль законодательного органа.

    С учетом намеченного баланса взаимоотношений между Президентом, Парламентом и Правительством претерпел изменения и раздел Конституции, посвященный Правительству.  Главная роль в утверждении Премьер-министра, а значит и всего Правительства, согласно статье 56, отводится Мажилису. Конституционная обязанность Премьер-министра ставить перед вновь избранным Мажилисом вопрос о доверии Правительству станет еще одним важным фактором влияния на судьбу Правительства. Повышение ответственности институтов исполнительной власти перед представительной стало одной из самых существенных новелл в Конституции. Установлена ответственность Правительства не только перед Главой государства, но и перед всем Парламентом для обеспечения исполнительной властью высокой эффективности и качества государственных услуг, общественной подотчетности и прозрачности деятельности.

   Для выражения Мажилисом вотума недоверия Правительству достаточно будет простого большинства голосов депутатов, а не двух третей, как это было раньше.

  В то же время в Конституции сохранены моменты, когда недоверие Правительству может быть выражено всем Парламентом. Согласно статье 53 это возможно по итогам отчета Правительства об исполнении бюджета или когда Премьер-Министр сам поставит вопрос перед Парламентом в связи с непринятием закона, инициированного Правительством.

   Происходит укрепление роли политических партий. Выборы депутатов Мажилиса по пропорциональной системе являются исторически важным шагом в повышении роли политических партий. Премьер-Министр будет представлять партию парламентского большинства. Реализация такого подхода повысит роль политических партий в формировании Правительства и приведет к тому, что партия парламентского большинства в свою очередь будет нести ответственность за формирование и последующие действия Правительства, которое должно будет осуществлять программу победившей на выборах партии или коалиции.

  Созданная правовая основа повысит роль партийных фракций, которые станут главным инструментом реализации политических целей.

   Изменения коснулись раздела Конституции по вопросам местного самоуправления. Маслихаты стали основой местного самоуправления как представительные органы, избираемые местным населением для решения задач в определенном локальном регионе. Изменения в Конституции позволили акимам районов, наряду с выполнением государственных функций, легитимно решать задачи местного самоуправления. Настоящим прорывом в области реформирования политической системы стала инициатива главы государства о том, что основой местного самоуправления станут избираемые населением представительные органы – маслихаты. Маслихаты, в соответствии со статьей 87 Конституции Республики Казахстан, «вправе выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его  освобождении от должности».

   Решение о выражении недоверия акиму принимается простым большинством голосов. Эти решения резко повышают политическую роль  маслихатов как представителей действенного местного самоуправления благодаря большей подотчетности им исполнительных органов.

   Важным условием политической модернизации уникального по своему этническому составу государства является обеспечение межнационального согласия и укрепление Ассамблеи народа Казахстана. Созданная в 1995 году Ассамблея народа Казахстана стала уникальным инструментом реализации национальной политики государства, в основе которой лежит принцип равенства возможностей всех граждан независимо от национальной и религиозной принадлежности. В статью 44 Конституции введена норма о формировании Ассамблеи народа Казахстана Президентом страны. Таким образом, Ассамблея получила конституционный статус организации, обеспечивающей представительство различных этнических групп в общественно-политической жизни. Обеспечение представительства Ассамблеи в Парламенте подняло на новую ступень роль авторитет этого органа и будет служить дальнейшему укреплению мира и согласия в стране.

  Для обеспечения участия казахстанских НПО в решении социально значимых проблем были приняты законы Республики Казахстан «О государственном социальном заказе» и «О социальном партнерстве в Республике Казахстан», направленные на формирование новой модели отношений в сфере социальной политики, создание устойчивой и эффективной системы отношений между государством и общественным сектором.

  Политическая модернизация предполагает повышение роли средств массовой информации, обеспечение гарантий независимости редакционной политики СМИ и защиты прав журналистов. В то же время средства массовой информации должны чувствовать свою роль в процессе демократизации и свою ответственность перед обществом и действовать исключительно в правовом поле. В информационном пространстве Казахстана сегодня доминируют частные СМИ, и это результат демократических инициатив. Свобода слова в любом демократическом государстве не означает бесконтрольность и не отменяет ответственности СМИ перед обществом.

    Расширены гарантии прав и свобод граждан страны. В Казахстане функционируют различные демократические институты, такие как Комиссия по правам человека при Президенте, Уполномоченный по правам человека. Программа политических преобразований и разработка конституционной реформы как одна из ее важнейших составляющих стали приоритетным вектором нашего движения вперед. В статье 2 Конституции закреплен статус столицы: «Столицей Казахстана является город Астана».

   Задача на среднесрочную перспективу – оправдать доверие избирателей, войти в число положительно зарекомендовавших себя на мировой арене доминирующих партий. Их сила, как подчеркнул Н.А.Назарбаев, в том, что они способны обеспечить поступательное развитие страны, преемственность курса реформ и поддерживать политическую стабильность. В том, что Мажилис сегодня политически монолитен, есть несомненные плюсы. Это позволит проводить целенаправленную политику, не «размазывать» ответственность и выходить на самые ответственные решения, консолидируя все ветви власти и управления в рамках реализации Стратегии «Казахстан – 2030».

   Система исполнительной вертикали в сочетании с оптимизированным административно-территориальным устройством, с упроченными иными составляющими государственности в совокупности позволили Казахстану выйти из системного кризиса, начать динамичное развитие, а ныне заявить об ускоренной социально-экономической и политической модернизации.

  За годы действия Конституции ни одно политическое разногласие не переросло в кризис. Все споры решаются в рамках конституционных процедур. Сложилась система взаимоотношений между государственными институтами.
 
  Строгое следование Конституции – это основа успешного развития государства и гражданского согласия в обществе. Научиться жить по ней – это и есть высшая школа демократии. Школа, которую обязан освоить каждый гражданин Казахстана. Поправки в Конституцию коренным образом усовершенствовали политическую систему нашей страны. Без уважительного отношения к Конституции и неукоснительного соблюдения ее норм невозможно достичь общественного согласия, порядка, мира и спокойствия, а значит, и благополучного будущего нашего Отечества.

  Конституция стала основой нашей свободы. Она закрепляет весь комплекс наших побед, наших обретений, которые принесла независимость. Конституция дала нам главное – право выбора, ибо творить свою жизнь самим – ценнее любых сокровищ.

    Наша Конституция – это не зеркальное отображение действительности, а представление о должном состоянии общества и государства, поэтому ее потенциал далеко не исчерпан. Закрепленные в Основном законе юридические нормы и принципы, имеющие базовый стратегический характер, раскрываются по мере развития государства и общества, формирования необходимых политических, экономических и социальных условий. Процессы реализации конституционных преобразований и инициатив первого Президента Казахстана тесно взаимосвязаны. Это единый комплекс мер по укреплению демократии, усилению государства, созданию дополнительных политических условий для долгосрочного стабильного развития Казахстана.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика