Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Процедура отбора присяжных заседателей в Республике Казахстан: теоретический и практический аспекты развития института народного правосудия в уголовном судопроизводстве
Научные статьи
02.04.13 12:46

вернуться

  
ЕврАзЮж № 10 (17) 2009
Право государств СНГ
Шайкенова С.Т.
Процедура отбора присяжных заседателей в Республике Казахстан: теоретический и практический аспекты развития института народного правосудия в уголовном судопроизводстве
Автором рассматриваются вопросы, связанные с функционировани­ем суда присяжных в Казахстане, а также нахождением оптимальных путей дальнейшего развития и совершенствования данного правового института.
  
   Так и фольга для ногтей – декоративный материал, используемый для создания оригинального нейл-арта. Большой популярностью среди мастеров маникюра пользуется тонкая фольга для дизайна ногтей, продающаяся в сжатом виде Вся подробная информация на сайте http://beauty-prof.com
       
  Процесс отбора присяжных заседателей в Республике Казахстан урегулирован нормами Закона Республики Казахстан «О присяжных заседателях» от 16 января 2006 г.  (далее – Закон о присяжных заседателях). Однако, как справедливо замечает Б.К.Шнарбаев, «в Законе Республики Казахстан отсутствует норма, предусматривающая критерии отбора кандидатов в присяжные заседатели, за исключением статьи 10, предусматривающей требования, предъявляемые к кандидатам в присяжные заседатели. Необходимо в законе предусмотреть норму, предусматривающую критерии отбора кандидатов в присяжные заседатели в Республике Казахстан, которая имела бы отличительные особенности».

  В целях обеспечения участия граждан Республики Казахстан в процессе отбора присяжных заседателей местными исполнительными органами ежегодно к 1 декабря года, предшествующего году, в котором будет производиться отбор кандидатов в присяжные заседатели, составляются первичные, единые и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели (ч. 1 ст. 4 Закона о присяжных заседателях).

    Как отмечается в Отчете по результатам мониторинга судопроизводства с участием присяжных заседателей в Республике Казахстан, проведенного с 1 января по 31 декабря 2007 г. в 10 областях, а также городах Алматы и Астана наблюдателями от Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее – Отчет ОБСЕ), «отбор кандидатов в присяжные заседатели для участия в судебном разбирательстве имеет важное значение для соблюдения международных стандартов справедливого судопроизводства. Руководство ООН по оценке системы уголовного правосудия уделяет значительное внимание этому вопросу при анализе систем уголовного правосудия, предусматривающих участие присяжных заседателей. При этом рекомендуется обращать внимание на то, какой существует порядок уведомления потенциальных присяжных заседателей, предусматривает ли он личное оповещение, существует ли проблема игнорирования повестки в суд для выполнения обязанностей присяжного значительным количеством граждан, какие есть у суда механизмы для обеспечения явки кандидатов в присяжные в суд и применяются ли они на практике и, наконец, какая именно процедура отбора кандидатов для участия в судебном заседании используется в данной системе уголовного процесса».

   Вместе с тем, предусмотренный ч. 1 ст. 4 Закона о присяжных заседателях порядок оставляет открытым вопрос исчисления сроков подготовки списков кандидатов в присяжные заседатели. Если первичные списки переданы в областной акимат  за несколько дней до истечения срока или точно в срок, указанный в ч. 1 ст. 4 Закона, то, по-видимому, областной акимат не всегда может располагать достаточным временем для формирования единого списка. Например, 29 ноября 2007 г. специалист государственно-правового отдела областного акимата сообщил, что первичные списки кандидатов в присяжные заседатели на 2008 г. еще не были получены из районных и городских акиматов. Лишь 7 декабря 2007 г. стало известно, что первичные списки были предоставлены только вечером 30 ноября.

   Существуют нарекания в отношении низкой качественности работы при составлении списков кандидатов для специально созданной компьютерной программы «Случайный отбор». Такие же выводы показал отчет по результатам мониторинга судебных разбирательств с участием присяжных заседателей в Республике Казахстан, представленный в Верховном суде Республики Казахстан Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ/ОБСЕ). Мониторинг в числе других задач был направлен на осуществление наблюдения за соблюдением установленной законом процедуры формирования списков кандидатов в присяжные. И вот что было обнаружено сотрудниками БДИПЧ/ОБСЕ, среди которых был известный эксперт в области права, кандидат юридических наук, доцент Д.К.Канафин, поделившийся подробностями исследования. С его слов, «по закону предварительный состав коллегии, то есть список людей, приглашающихся в суд для последующего отбора в состав присяжных, формируется путем случайной выборки. Однако мониторингом установлено, что судами не применяется единая унифицированная методика проведения случайной выборки кандидатов в предварительный состав коллегии – в разных регионах Казахстана она осуществляется совершенно различными способами. Мониторинг выявил отсутствие открытости процесса производства выборки. Не было обнаружено гарантий, подтверждающих случайный характер отбора и отсутствие постороннего влияния на этот процесс. Основной причиной такого положения вещей является пробельное регулирование в законе данного процессуального действия».

   Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются в алфавитном порядке. В списках указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте двадцати пяти лет – дополнительно день и месяц) и место жительства кандидата в присяжные заседатели.

    Количество граждан, включаемых в первичные, единые и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, основывается на данных о количестве кандидатов в присяжные заседатели, ежегодно представляемых председателем соответствующего областного и приравненного к нему суда.

   Представление председателя соответствующего областного и приравненного к нему суда должно быть направлено в местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы) не позднее 1 сентября года, предшествующего году, в котором будет производиться отбор присяжных заседателей для участия в судебном разбирательстве по спискам кандидатов в присяжные заседатели.

   Как отмечается в Отчете ОБСЕ, сроки составления представлений председателей областных судов в целом соблюдались. Вместе с тем, в ходе мониторинга были установлены отдельные факты нарушения срока составления представлений председателей областных судов. Например, наблюдателями в г. Алматы было выявлено нарушение сроков, указанных в ст. 4 и 5 Закона «О присяжных заседателях». Списки кандидатов в присяжные заседатели на 2007 г. продолжали формироваться в январе 2007 г. на основании дополнительного запроса председателя Алматинского городского суда.

    Процедура составления первичных списков кандидатов в присяжные заседатели приводится в ст. 6 Закона о присяжных заседателях. В соответствии с положениями данной статьи для составления первичного списка кандидатов в присяжные заседатели местный исполнительный орган района (города областного значения):
1) составляет в месячный срок со дня получения уведомления о количестве кандидатов в присяжные заседатели от района предварительный первичный список кандидатов в присяжные заседатели на основе списков избирателей соответствующего района (города областного значения) из числа постоянно проживающих в административно-территориальной единице граждан путем исключения из списков избирателей лиц, не соответствующих требованиям к кандидатам в присяжные заседатели, установленным ст. 10 Закона о присяжных заседателях;
2) в течение семидневного срока с момента окончания составления предварительного первичного списка кандидатов в присяжные заседатели обеспечивает гражданам возможность ознакомиться в помещении местного исполнительного органа с предварительным первичным списком кандидатов в присяжные заседатели, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений. Данные действия местного исполнительного органа района (города областного значения), а также действия (бездействие) местного исполнительного органа, нарушающие права граждан на участие в процедурах отбора для участия в уголовном судопроизводстве в качестве присяжного заседателя, могут быть обжалованы в суде в семидневный срок с момента окончания срока ознакомления граждан с предварительным первичным списком кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) проводит случайную выборку граждан из предварительного первичного списка кандидатов в присяжные заседатели в количестве, определенном местным исполнительным органом соответствующей области (города республиканского значения, столицы), отдельно по каждому району (городу областного значения). Эта процедура проводится по истечении срока на обжалование решений местного исполнительного органа района (города областного значения);
4) по результатам случайной выборки составляет первичный список кандидатов в присяжные заседатели, скрепляет печатью местного исполнительного органа и направляет его в местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы).
Общий срок проведения процедур, предусмотренных ст. 6 Закона о присяжных заседателях, не должен превышать двух месяцев со дня получения уведомления о количестве кандидатов в присяжные заседатели от района.

   Сложность процесса отбора присяжных заседателей поставила перед законодателем задачу составления запасного списка кандидатов в присяжные заседатели. Процедура подобного отбора регламентирована правилами ст. 7 Закона о присяжных заседателях.

   Согласно Отчету наблюдателей от ОБСЕ областные (столицы, города республиканского значения) акиматы составляли запасные списки кандидатов в присяжные заседатели параллельно с формированием первичных списков кандидатов в присяжные заседатели районными (городскими) акиматами.

    Несмотря на то, что ч. 2 ст. 4 Закона «О присяжных заседателях» предусматривает самостоятельную работу местного исполнительного органа области по проверке кандидатов в присяжные заседатели, сотрудники областных местных исполнительных органов в ряде случаев не считали целесообразным самостоятельно проверять кандидатов на соответствие требованиям ст. 10 Закона «О присяжных заседателях», поскольку формирование списков в точном соответствии с действующим законодательством требует от областного и городского акиматов совершения независимых друг от друга действий по комплектованию соответственно идентичных предварительного первичного и предварительного запасного списков, что влечет за собой двойную нагрузку на акиматы различного уровня.

    В связи с тем, что предварительный первичный список города областного значения должен формироваться одновременно с предварительным запасным списком, в который входят только граждане, проживающие в областном центре, может иметь место «дублирование» кандидатов в едином и запасном списках. Если оба списка формируются одновременно, то практически отсутствует возможность исключить из запасного списка кандидатов, которые уже попали в первичный список, составленный акиматом областного центра. С подобными трудностями могут столкнуться акиматы областей, а также еще в большей мере акиматы городов Астана и Алматы, так как в этих городах вероятность дублирования увеличивается, поскольку единый список формируется только за счет граждан, проживающих в данных населенных пунктах.

   Формирование запасного списка может рассматриваться как необоснованное ограничение права граждан на участие в отправлении правосудия в связи с их местом жительства. Это противоречит идее суда присяжных как суда, в равной степени представленного жителями всей административно-территориальной единицы, в которой он существует. Граждане, не проживающие в областном центре, имеют меньше возможностей для участия в уголовном судопроизводстве.

    Наблюдателями ОБСЕ были неоднократно зафиксированы нарушения, допущенные при формировании запасных списков. Например, в Актюбинской области аппаратом Акима области был подготовлен единый список кандидатов на 2007 г. из 1900 человек и запасной из 400 человек.

   Вышеизложенное, по мнению наблюдателей ОБСЕ, ставит под сомнение целесообразность существования запасных списков и предусмотренный порядок их формирования.

  Стандарты и принципы, выработанные в странах с устоявшимися традициями суда присяжных, требуют, чтобы списки кандидатов в присяжные заседатели, а также коллегия отражали количество и состав всего населения, проживающего на территории судебного округа. О необходимости пропорционального представительства всех жителей региона, в котором действует суд присяжных, высказывались и российские эксперты С.Пашин и Л.Левинсон: «Число включаемых в общие списки присяжных заседателей края, области граждан, постоянно проживающих в районах и городах края, области, должно примерно соответствовать в существующей пропорции числу жителей каждого района и города края, области».

    Составление предварительных первичных и предварительных запасных списков кандидатов в присяжные заседатели облегчено тем, что списки избирателей существуют в каждой административно-территориальной единице и создаются на основе сведений, представляемых органами, осуществляющими учет населения (ч. 5 ст. 24 Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 г.).  Однако нельзя исключать того, что избирательные списки могут быть неточными и неполными. Парламентские выборы в 2004 г., 2007 г., а также Президентские выборы 2005 г. в РК выявили данные недостатки в регистрации избирателей на ряде избирательных участков.  В этой связи существует опасность, что некоторые граждане могут быть лишены права участвовать в качестве присяжных заседателей в связи с недостоверностью списков избирателей.

  Именно поэтому ОБСЕ в своем Отчете за 2007 г. предлагает «в целях повышения точности и полноты списков кандидатов в присяжные заседатели… предусмотреть механизм дополнительных проверок сведений, содержащихся в избирательных списках».

    В уголовно-процессуальном законодательстве Республики Казахстан имеется специальный термин «кандидат в присяжные заседатели», под которым понимается гражданин Республики Казахстан, включенный в списки кандидатов в присяжные заседатели для последующего участия в процедуре отбора присяжных заседателей в соответствии с УПК РК (ч. 2 ст. 1 Закона о присяжных заседателях). Эти граждане вправе обращаться в местные исполнительные органы с заявлениями о незаконном включении или невключении конкретных лиц в предварительные первичные или предварительные запасные списки кандидатов в присяжные заседатели либо исключении их из этих списков, а также о допущенных неточностях в данных о кандидатах в присяжные заседатели в порядке, установленном Законом о присяжных заседателях.

    Местные исполнительные органы в пятидневный срок рассматривают поступившие заявления и принимают решения, которые могут быть обжалованы в суде в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Данные органы обязаны регулярно проверять и при необходимости вносить изменения в предварительные списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из списков лиц, не соответствующих требованиям ст. 10 Закона о присяжных заседателях.

  Согласно ч. 4 ст. 12 Закона о присяжных заседателях «в случае обнаружения судом обстоятельств, требующих исключения лица из списка кандидатов в присяжные заседатели, суд уведомляет об этом местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы)».

    Часть 2 ст. 550 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – УПК РК) предусматривает, что после назначения главного судебного разбирательства секретарь судебного заседания по распоряжению председательствующего судьи производит предварительную случайную выборку кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде единого и запасного списков.  В части 4 ст. 550 УПК РК указано, что по завершении предварительной случайной выборки кандидатов в присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовного дела составляется предварительный список с указанием фамилий, имен, отчеств и домашних адресов, который подписывается секретарем судебного заседания.

    Принцип случайной выборки признается в качестве одной из основных гарантий отбора независимой и беспристрастной коллегии присяжных. Случайная выборка призвана дать возможность каждому гражданину стать присяжным заседателем. Однако порядок ее проведения законодательно не урегулирован. Так, в частности, не оговорены условия и параметры случайной выборки, не описаны формы контроля со стороны гражданского общества за ее осуществлением, не определены должностные лица, ответственные за эту работу. Такие пробелы в нормативно-правовой базе могут создать условия для различного рода злоупотреблений и манипуляций со списками. О необходимости более точного регулирования этих отношений высказывались и работники акиматов, и представители науки.

  В США при отборе присяжных председательствующему судье предоставляются широкие права для выбора. В частности, судье предоставлено право не допускать к осуществлению функций присяжных или исключать из списка в целях охраны публичных интересов любую категорию или группу, если он сочтет, что их участие в рассмотрении дела повлечет чрезмерную трудность, исключительное неудобство, серьезное препятствие или волокиту в отправлении справедливого и беспристрастного правосудия.

   Присяжные для судов подбираются с помощью списков избирателей, адресных, телефонных книг, списков владельцев автомобилей определенного штата.  Во многих штатах используют комбинацию: списки избирателей и списки лиц, которым выданы водительские права, так как в выборах в США участвуют менее 50 % населения.

  В ряде штатов закон разрешает по делам об опасных преступлениях формировать «специальные жюри» присяжных, в состав которых входят наиболее уважаемые жители данного штата: крупные бизнесмены и высокопоставленные служащие. Перед Верховным Судом США ставился вопрос о конституционности такого подхода, и Верховный Суд отказывался признавать неконституционность закона.

   В отношении образовательного уровня, кроме умения писать и читать на английском языке, никакие требования не предъявляются. Именно это служит основанием для дискуссии о включении в число требований, предъявляемых к присяжным, также определенного образовательного ценза. Высказываются опасения, что присяжные из-за низкого уровня образования не способны разобраться в сложных делах. Однако и предложения о формировании коллегии присяжных только из лиц с дипломами колледжа также в обществе не принимаются в силу их неконституционности.

   Составление списка присяжных заседателей в Англии производится на основе списка избирателей. Когда список сформирован, то каждому из возможных кандидатов в присяжные направляется повестка с приложением в виде специальной формы с вопросами, ответы на которые помогут определить, кто из вызванных лиц не может быть привлечен в качестве присяжных заседателей. Обычно вызываются 25–30 человек для выбора из их числа жюри, которое и рассматривает дело по существу.

   Для того чтобы обеспечить общественный контроль за процессом случайной выборки, в некоторых странах образуются специальные комиссии по составлению списков присяжных заседателей. Так, например, в некоторых регионах Российской Федерации в состав таких комиссий входят представители администраций городов, муниципальных учреждений и общественных объединений.

   Согласно ч. 5 ст. 550 УПК РК «кандидатам в присяжные заседатели, включенным в предварительный список, не позднее чем за семь суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд». Граждане, получившие извещение, обязаны явиться в суд для участия в процедуре отбора присяжных заседателей.

   Как отмечается в Отчете ОБСЕ, их наблюдатели присутствовали на 30 заседаниях, в ходе которых проходил отбор кандидатов в присяжные заседатели. В ходе 11 заседаний была зафиксирована низкая явка кандидатов в присяжные заседатели.  Так, в Атырауском областном суде по делу подсудимого Ж.Т. для участия в отборе из 150 вызванных в суд кандидатов в присяжные заседатели явилось 34. По делу А.А., А.Ж. и К.М. в Алматинский городской суд из 90 вызванных кандидатов явилось 28. По делу А.Е., рассмотренному в Суде г. Астаны, для участия в процедуре отбора из 60 пригашенных явилось 35 человек.

    В соответствии с ч. 1 ст. 551 УПК РК отбор присяжных заседателей из числа кандидатов осуществляется путем:
1) освобождения председательствующим кандидатов в присяжные заседатели от участия в рассмотрении дела;
2) разрешения вопросов о самоотводе;
3) разрешения вопросов об отводе;
4) немотивированного отвода кандидатов в присяжные заседатели.

    В целях объективного решения вопроса об освобождении кандидата в присяжные заседатели от участия в рассмотрении дела председательствующий может при отборе присяжных заседателей задавать кандидатам вопросы, предложенные в письменной форме прокурором, потерпевшим, обвиняемым и его защитником, а также другие вопросы по своему усмотрению, имеющие значение для формирования коллегии присяжных заседателей.

   Наблюдатели ОБСЕ отмечают, что представители сторон не всегда пользовались правом задавать вопросы кандидатам в присяжные заседатели. В ходе семи процессов ни одна из сторон не представила своих вопросов в письменном виде и, таким образом, фактически не участвовала в процедуре отбора. В некоторых случаях представленные сторонами вопросы дублировали уже ранее заданные судом. Также в ходе мониторинга по делу М.А., Е.Ю., Б.Е. и Б.В., проходившему в Восточно-Казахстанском суде, председательствующим был задан вопрос кандидатам, который поступил от представителей прокуратуры. В вопросе звучала следующая фраза: «… способна ли женщина совершить преступление только под влиянием мужчины?». Этот вопрос вызвал недовольство со стороны мужчин – кандидатов в присяжные.

   Если в суд явилось менее двадцати пяти вызванных кандидатов в присяжные заседатели либо их осталось менее шестнадцати после освобождения некоторых из них от участия в судебном разбирательстве или после удовлетворения председательствующим судьей самоотводов и отводов, председательствующий дает распоряжение секретарю судебного заседания о пополнении состава кандидатов в присяжные заседатели недостающим числом из запасного списка. В этом случае в судебном заседании объявляется перерыв для вызова запасных кандидатов в присяжные заседатели (ч. 8 ст. 551 УПК РК).

  Как отмечается в Отчете ОБСЕ, во многом неявка кандидатов в присяжные заседатели была связана с неточностями при формировании списков кандидатов в присяжные заседатели в местных исполнительных органах. В связи с ненадлежащей проверкой списков кандидатов в присяжные заседатели в них попадали граждане, не проживающие по указанным адресам, умершие или прописанные в уже снесенных домах. Кроме этого, определенную роль играла недостаточная информированность или несознательность граждан.

   Вопрос о самоотводе кандидата в присяжные заседатели разрешается в соответствии с положениями ст. 553 УПК РК. Председательствующий спрашивает о наличии предусмотренных законом причин для освобождения кого-либо из кандидатов в присяжные заседатели от участия в рассмотрении дела. Каждый из явившихся кандидатов в присяжные заседатели имеет право указать на уважительные причины, препятствующие ему исполнить обязанности присяжного заседателя, а также заявить самоотвод.

   Кроме того, согласно ст. 554 УПК РК, каждому кандидату в присяжные заседатели прокурором, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями, подсудимым и его защитником должен быть заявлен отвод в случаях, если:
1) кандидат в присяжные заседатели является по данному делу потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, вызывался либо может быть вызван в качестве свидетеля;
2) кандидат в присяжные заседатели участвовал в производстве по данному уголовному делу в качестве эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, дознавателя, следователя, прокурора, защитника, законного представителя обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика;
3) кандидат в присяжные заседатели является родственником или свойственником (братом, сестрой, родителем и ребенком супругов) потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, обвиняемого или его законного представителя, прокурора, защитника, следователя или дознавателя;
4) имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что кандидат в присяжные заседатели лично, прямо или косвенно заинтересован в данном деле.

   Статья 555 УПК РК позволяет заявить немотивированный отвод кандидатам в присяжные заседатели. Положения данной статьи начинают действовать в том случае, если после предыдущих манипуляций количество кандидатов не сократилось до шестнадцати человек. В этом случае председательствующий объявляет число оставшихся кандидатов в присяжные заседатели, после чего опускает в урну билеты с указанием их фамилий, перемешивает билеты и извлекает из нее столько билетов, сколько необходимо, чтобы в урне их осталось шестнадцать.

   После того, как в результате осталось шестнадцать кандидатов, председательствующий передает оставшиеся шестнадцать билетов с указанием фамилий кандидатов в присяжные заседатели для проведения государственным обвинителем, а также подсудимым и (или) его защитником немотивированного отвода, в результате которого должно остаться одиннадцать кандидатов в присяжные заседатели (ч. 2 ст. 555 УПК РК).

    Если в деле участвует один подсудимый, немотивированный отвод двух кандидатов в присяжные заседатели производится государственным обвинителем, а затем трех кандидатов в присяжные заседатели – подсудимым и (или) его защитником в указанной очередности.

   Если в деле участвуют несколько подсудимых, государственный обвинитель имеет право отвести не более двух кандидатов в присяжные заседатели. При этом отвод кандидатов в присяжные заседатели производится по взаимному согласию подсудимых, а в случае отсутствия такого согласия – путем разделения между ними числа отводимых кандидатов в присяжные заседатели поровну, если это возможно. В противном случае отвод кандидатов в присяжные заседатели несколькими подсудимыми должен производиться путем жеребьевки с помещением в урну билетов с фамилиями всех подсудимых. Жеребьевка проводится в количестве, равном числу неотведенных кандидатов в присяжные заседатели. Подсудимый имеет право отвести столько кандидатов в присяжные заседатели, сколько раз билет с его фамилией был извлечен из урны председательствующим (ч. 6 ст. 555 УПК РК).

  Отказ кого-либо из подсудимых от права на отвод кандидатов в присяжные заседатели не влечет ограничений прав других подсудимых отвести столько кандидатов в присяжные заседатели, чтобы их осталось не менее одиннадцати.

   Согласно ч. 8 ст. 555 УПК РК кандидатам в присяжные заседатели может быть заявлен отвод государственным обвинителем, подсудимым или его защитником без указания мотивов отвода путем написания на билетах с указанием фамилий кандидатов в присяжные заседатели слова «отвод», скрепленного подписью.

   Билеты с указанием фамилий немотивированно отведенных сторонами кандидатов в присяжные заседатели приобщаются к материалам дела.

   В Англии в процессе отбора присяжных также предусмотрена процедура отвода присяжных. Отвод может быть двух видов:
1) безусловным, т. е. без указания мотивов;
2) мотивированным.

   A.M.Уилшир пишет, что «безусловный отвод защитой 35 лиц по списку (т. е. в отношении отдельных присяжных) допускается по делам о государственной измене, за исключением случаев, когда речь идет об обвинении в посягательстве на жизнь короля, которое выразилось в убийстве его или в покушении на его жизнь или личность».  И далее он указывает на то, что по остальным делам о тяжких преступлениях допускается безусловный (немотивированный) отвод 20 присяжных, а по делам о проступках безусловный отвод присяжных не допускается вообще.

    Т.В.Апарова указывает на то, что Закон 1982 г. об уголовном правосудии сократил право обвиняемого на 7 безмотивных отводов, сведя их к трем. В настоящее время не существует права ни на один безмотивный отвод. Оно аннулировано Законом 1988 г.  Законодатель счел, что институт безмотивного отвода – это не более чем способ затянуть процесс, что мешает успешному отправлению правосудия. Таким образом, английский уголовный процесс утратил один из частных, но достаточно важных признаков, определяющих классическую модель суда присяжных, созданную самими же англичанами.

   Как отмечает Н.А.Полякова, «сторона обвинения, официально не имеющая права на безмотивный отвод, на самом деле в настоящее время оказалась в положении более выгодном, чем сторона защиты. Так, у нее есть право временно отстранить кандидата в присяжные от рассмотрения в качестве такового. И если удается сформировать жюри без этого кандидата из числа иных лиц, приглашенных в качестве кандидатов в присяжные, то он не включается в состав жюри без указания мотивов».

   Мотивированный же отвод, как пишет А.М.Уилшир, может быть заявлен как обвинителем, так и защитой и может относиться как к отдельным присяжным, так и к жюри в целом. Основанием для отвода всего списка присяжных может послужить заинтересованность шерифа в исходе дела, если он является обвинителем или потерпевшим по данному делу. Заявление об отводе подается в письменной форме перед принесением присяги присяжными с указанием на мотивы отвода.

   Несколько иначе выглядит порядок отбора присяжных в американском судопроизводстве. Он сохранил те черты, которые были присущи отбору присяжных в Англии в XIX – начале XX в., и характеризуется очень подробной процедурой отбора присяжных (Voir dire).

   Присяжным заседателям задают вопросы о том, знакомы ли они с делом, с обвиняемым или с другими участниками процесса. Сторона защиты чаще всего выясняет следующие вопросы:
1) есть ли у присяжного родственники, работающие полицейскими или вообще в органах исполнения закона;
2) если бы обвинитель вызвал на суд полицейского в качестве свидетеля, придал бы присяжный его показаниям особый вес потому, что их дает сотрудник полиции;
3) был ли присяжный или кто-нибудь из его близких когда-либо потерпевшим от преступления, сходного с тем, которое вменяется в вину подсудимому;
4) если по делу предполагается рассмотрение вопроса о вменяемости, то у присяжных выясняют, как они относятся к психиатрам.

    В федеральных судах стремятся к тому, чтобы отбор присяжных производился судьей, а в штатах – сторонами. Мотивированный отвод присяжным может быть заявлен в том случае, если будет выяснено, что в силу определенных убеждений или полученной ранее информации присяжный «не в состоянии или не желает слушать и решать дело по справедливости – вне зависимости от источника такой информации».

   Предусмотрено право сторон на безмотивные отводы. Число отводов без указания причин также различно в различных штатах: сторона обвинения может заявить 6 отводов при числе присяжных – 12, защита – 10 отводов. По делам о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь, до 20 отводов может заявить каждая сторона. В штатах это число может варьироваться, но всегда точно определено законодательством штата. С учетом конкретных обстоятельств дела судье может быть дано право лимитировать количество безмотивных отводов.

   Порядок отбора присяжных во Франции сочетается одновременно с их отводами, которые являются немотивированными. Согласно ст. 399 Кодекса уголовного расследования Франции 1808 г. «в назначенный день, и притом по каждому делу особо, перекличка присяжных, причины отсутствия которых признаны неуважительными и которые не уволены от исполнения своих обязанностей, производится прежде открытия заседания, в присутствии их самих, в присутствии подсудимого и генерального прокурора».

   Правом отвода обладают в первую очередь подсудимый и его защитник, а затем прокурор. Они отводят присяжных по мере того, как их имена вынимаются из урны. Им принадлежит право равного отвода, пока в урне не останется 12 имен, не отведенных сторонами.

  Подсудимый и прокурор могут отвести одинаковое количество присяжных, а если их было нечетное количество, то подсудимый может отвести одним присяжным больше.

  Полагаем, что мнение присяжных – это индикатор культуры страны в целом, это иллюстрация результата «воспитания» общества средствами массовой информации и другими источниками, включая такие психологические факторы, как «стадная» паника и инстинкт выживания каждого. И это нормально. Так происходит в любой стране.

   Другой вопрос, как не допустить судебных ошибок, взращенных на предубеждении присяжных. В связи с этим следует отметить, что современные общественные процессы, происходящие в мире, требуют от юристов более чем когда-либо в другое время координировать свои действия с последними научными разработками в области психологии.

     Так, обратившись к психологической науке, которая также уделяет пристальное внимание проявлениям обычного человека в суде присяжных, можно выделить целый ряд всевозможных предрассудков, которые таят человеческие сознание и подсознание, в частности это:
– отношение мужчин к женщинам за рулем и наоборот;
– отношение к якобы «вседозволенности и ненаказуемости» сотрудников правоохранительных органов;
– отношение к некоторым этническим группам;
– отношение к умственно-отсталым лицам;
– отношение к лицам, имеющим в своей биографии годы нахождения в колониях;
– отношение к детям из неполных семей;
– отношение к лицам, болеющим ВИЧ, СПИД, туберкулезом и другими заболеваниями;
– отношение семейных к несемейным и разведенным;
– отношение к многодетным и малоимущим семьям;
– отношение к провинциалам;
– отношение к неравным бракам;
– отношение к неграмотным и необразованным лицам;
– другое.

   Каждый присяжный должен понимать, что принадлежность человека к какой-либо «группе риска» не дает 100%-ную гарантию его вины. Многие непорядочные индивиды, таким образом, с помощью предубежденно настроенных присяжных автоматически перекладывают свою вину на других, менее социально защищенных лиц. При срабатывании в психике человека доминирования его предрассудков над разумом индивид полностью отключает свое сознание, не давая даже минимальных шансов на размышления и трансформацию предрассудка в новое независимое мнение. Некоторые из присяжных так мало ценят свой дар убеждения, что даже и не будут пытаться отстаивать свою точку зрения.

  Именно поэтому в странах, где суд присяжных существует и работает уже далеко не первый год, работа с присяжными давно поставлена на научную основу. Так, профессор С.Пашин отмечает, что в США работают специалисты-психологи, которые советуют, как работать суду присяжных и как отбирать присяжных.

    Если обратиться к опыту нашего северного соседа, то в России на данный момент широко обсуждается необходимость внедрения обязательного психологического исследования кандидатов в судьи. Мы считаем, что процесс отбора присяжных заседателей в Республике Казахстан также должен быть поставлен на научную основу. Нельзя допустить, чтобы в ряд присяжных заседателей попали корыстолюбивые, истеричные, маниакальные и малоработоспособные члены общества. Для этого необходима политическая воля. Только тогда можно запустить ряд серьезных исследований, которые могли бы провести психологи страны в координации с юристами. Сделать это будет несложно. В мире уже существуют подобные тесты. Их методика предназначена для оценки уровня развития морального сознания.

    Как видим, еще многие аспекты уголовного процесса будут подвержены исследованиям ученых. Все это делается лишь с единой целью – добиться доверия граждан к суду. Поэтому мы полностью разделяем мнение начальника кафедры уголовного процесса Карагандинского юридического института МВД Республики Казахстан им. Б.Бейсенова профессора А.Н.Ахпанова, который считает, что «создаются реальные условия для повышения доверия к правосудию, к судьям, а через них – к государству. Внедрением суда присяжных будет развеян миф о том, что у нас сплошь и рядом коррумпированная судебная и правоохранительная системы. На сегодня честных и порядочных судей очень много. Особенно старшее поколение. Но, тем не менее, отдельные лица создают миф о продажности нашего правосудия. Мы освободим сознание людей от представления о том, что у нас судьи являются жестокими, бюрократичными, что они подсудимого за человека не считают».

   Следует признать, что в любом случае наше государство на верном пути. Теперь только необходимо упорно и терпеливо идти вперед, исследуя неисследованное и познавая непознанное.

Этот курортный регион заслужено гордиться отличным качеством снежного покрова, хорошо развитой туристической инфраструктурой и одними из лучших условий для катания. Туристический портал вся подробная информация на сайте http://tut1.ru


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика