Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Вопросы участия Азербайджанской Республики в конвенциях по охране окружающей среды
Научные статьи
02.04.13 13:01

вернуться

  
ЕврАзЮж № 10 (17) 2009
Право государств СНГ
Магеррамов А.А.
Вопросы участия Азербайджанской Республики в конвенциях по охране окружающей среды
В статье рассматриваются вопросы надлежащего исполнения Республикой Азербайджан ряда междуна­родных договоров, связанных с защитой окружающей среды, и проблемы международного взаимодействия в этой сфере.

Преимущество нашей офисной мебели. Покупая себе в дом или офис мебель, вы должны четко понимать, что главное – удобство. Вся подробная информация на сайте marketmebeli.com/ru/produkciya/ofisnaya-mebel/ 
  В рамках изучения общих представлений о тенденциях развития законодательства государств об окружающей среде вполне оправдан интерес к систематизации законодательства других стран, не связанных непосредственно с применением закономерности систематизации законодательства в Азербайджанской Республике, а также к практике организации закона. Анализ опыта других стран в регулировании экологических отношений зачастую дает основание использовать правовые конструкции, являющиеся более приемлемыми для внутренней ситуации в правовой системе Азербайджанской Республики, а также овладеть прогрессивными правовыми приемами оказания влияния во взаимоотношении с окружающей средой, механизмами реализации соответствующих правовых норм различного родам субъектам. Изучение законодательства других стран позволяет избежать неверных шагов в организации внутригосударственного законодательства, применения бесполезных правовых механизмов.

   Кроме того, в ряде случаев изучение зарубежной практики выступает не только дополнительным, но и необходимым условием совершенствования нормативного материала с правовой точки зрения. Речь идет о законодательстве государств, и Азербайджанская Республика поддерживает курс своеобразного сближения и совместного развития отношений с этими государствами в разных сферах политической, экономической и социальной жизни на основе международных договоров. Так, в настоящее время Азербайджанская Республика в своем законодательстве реализует принцип сближения с законодательством других государств – членов СНГ. Данный принцип в более обширном виде нашел отражение в Договоре о межпарламентском сотрудничестве в правовой сфере, подписанном 27 февраля 1992 года в Москве. В Договоре отмечена попытка сближения законодательств государств – членов СНГ, выражающего общие интересы.

   С этой точки зрения, в целом можно согласиться с важностью связи внешних факторов, влияющих на формирование законодательства, с глобализацией экологических проблем и ее объективными процессами, приемами прогрессивного подхода национальных интересов к регулированию в законодательном порядке экологических отношений, применяемых в зарубежных странах.  При этом важно исследовать направления систематизации и в особенности кодификации зарубежного законодательства. Ссылаясь на признание влияния перечисленных процессов и интересов на экологическое законодательство, нужно подтвердить соответствующие векторы зависимости также при систематизации этого законодательства.

   Однако в целом формирование внутригосударственного законодательства в области окружающей среды должно осуществляться именно в условиях учета международных норм. Соответствующая постановка проблемы требует решения такого вопроса, как эффективная реализация международных правовых норм в качестве необходимой дополняющей функции осуществления внутригосударственных законодательных актов. Национальная правовая реализация (или имплементация, как обозначено в международной правовой доктрине) международных правовых норм является целенаправленной организационно-правовой деятельностью для всестороннего и своевременного исполнения государствами взятых на себя обязательств в соответствии с международным правом в рамках частных, коллективных или международных организаций.

   В законодательстве Азербайджанской Республики также используются разные способы имплементации. Так, если в статье 10 Конституции Азербайджанской Республики в основе внешней политики государства стоят общепринятые принципы международного права (общая трансформация), пункт 2 статьи 148 конкретно отмечает значимость международных соглашений, стороной которых является Азербайджанская Республика, и то, что они являются составной частью законодательной системы (инкорпорация). В статье 151 Конституции Азербайджанской Республики отмечается, что при возникновении противоречия между нормативными правовыми актами, входящими в систему законодательства Азербайджанской Республики (исключая Конституцию Азербайджанской Республики и принятые путем референдума акты), и межгосударственными договорами, участницей которых является Азербайджанская Республика, применяются международные договоры.

    Специальные законодательные акты, связанные с защитой окружающей среды, также выступают из этой позиции по данному вопросу. Например, в Водном кодексе Азербайджанской Республики отмечается, что в случае несовпадения правил, установленных в международных соглашениях в связи с эксплуатацией и охраной водных объектов, с правилами, предусмотренными в этом Кодексе, применяются правила международных соглашений, стороной которых выступает Азербайджанская Республика (ст. 2). Это же правило предусмотрено и в Лесном (ст. 2), и в Земельном кодексе Азербайджанской Республики (ст. 113) и др. Соответственно, в статье 82 Закона Азербайджанской Республики «Об охране окружающей среды» от 10 августа 1999 года отмечено, что в случае установления в международных соглашениях в области охраны окружающей среды, к которым присоединилась Азербайджанская Республика, норм, отличающихся от законодательства Азербайджанской Республики, применяются правила международных соглашений. Связанные с этим положения в той или иной форме нашли отражение также в других нормативно-правовых актах в области окружающей среды, принятых Азербайджанской Республикой.

   В целом в формировании внутригосударственных законодательных норм должно быть обеспечено принятие во внимание международных норм (стандартов). Анализ данного вопроса на примере Конституции Азербайджанской Республики и нормативно-правовых актов, входящих в законодательную систему, весьма важен. В соответствии с частью 2 статьи 148 Конституции Азербайджанской Республики международные договоры, участницей которых является Азербайджанская Республика, являются неотъемлемой составной частью системы ее законодательства. Наконец, в статье 151 Конституции АР отмечено, что при возникновении противоречия между нормативными правовыми актами, входящими в систему законодательства Азербайджанской Республики (исключая Конституцию Азербайджанской Республики и принятые путем референдума акты), и межгосударственными договорами, участницей которых является Азербайджанская Республика, применяются международные договоры.

  Следует отметить, что важнейшие принципы охраны окружающей среды нашли свое отражение в Конституции Азербайджанской Республики. К такого рода основным принципам относятся: принцип суверенности государств над ресурсами; принцип права людей жить в благоприятной окружающей среде; принцип охраны окружающей среды людьми; принцип получения населением информации об окружающей среде; выплата компенсации за ущерб, нанесенный в результате экологических правонарушений, и принцип определения ответственности за экологическое правонарушение; принцип эффективного использования природных ресурсов и т. д.

  А теперь проанализируем сравнительные особенности закрепления этих принципов в соответствующих международных актах и в законодательстве Азербайджанской Республики.

    Принцип права людей жить в благоприятной окружающей среде является первым принципом Стокгольмской Декларации и Декларации Рио-де-Жанейро. Как отмечено в статье 39 Конституции Азербайджанской Республики, каждый имеет право жить в условиях здоровой окружающей среды. В то же время в статье 6 Закона Азербайджанской Республики «Об охране окружающей среды» отмечено, что жить в естественной окружающей среде, благоприятной для здоровья и жизни, является правом граждан.

  Принцип получения людьми информации об окружающей среде предусмотрен в статье 10 Декларации Рио-де-Жанейро. Как уже отмечено, во пункте 2 статьи 39 Конституции Азербайджанской Республики и специально принятом Законе Азербайджанской Республики «О получении информации об окружающей среде» предусмотрено право каждого собирать информацию об подлинном состоянии окружающей среды. Как сказано в статье 6 Закона «Об охране окружающей среды», у каждого гражданина есть право получения точной информации о наличии благоприятной окружающей среды для жизни и здоровья, ее состоянии и мероприятиях по улучшению ее состояния. В этой статье, кроме права получения информации о состоянии окружающей среды также предусмотрено право получать информацию о предпринятых мерах для улучшения данного состояния.

    Принцип охраны окружающей среды людьми нашел свое отражение в пункте 2 статьи 1 Стокгольмской Декларации. Как отмечено в статье 78 Конституции Азербайджанской Республики, охрана окружающей среды является обязанностью каждого. Наряду с этим, в статье 6 Закона АР «Об охране окружающей среды» отмечено, что охрана окружающей среды является обязательством каждого.

     Положения, связанные с отраженным в Декларации Рио-де-Жанейро принципом выплаты компенсации за ущерб, нанесенный в результате экологического правонарушения, и определения ответственности за экологическое правонарушение, закреплены в Конституции Азербайджанской Республики. Так, согласно статье 39 Конституции, каждый имеет право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением. В статье 78 Закона АР «Об охране окружающей среды» отмечается, что физические и юридические лица, в том числе и должностные лица, виновные в нарушении данного Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики.

   Принцип эффективного использования природных ресурсов указан в статьях 2 и 5 Стокгольмской Декларации. Следует отметить, что в статье 3 Закона АР «Об охране окружающей среды» нашли отражение также принципы эффективного использования и восстановления природных ресурсов, на которые опирается принцип охраны окружающей среды.

  Принцип суверенности государств на природные ресурсы определен вторым принципом как Стокгольмской, так и Декларации Рио-де-Жанейро. В свою очередь в статье 14 Конституции Азербайджанской Республики говорится, что природные ресурсы принадлежат Азербайджанской Республики без ущерба для прав и интересов каких-либо физических и юридических лиц.

   Принцип участия населения в охране окружающей среды закреплен в статье 10 Декларации Рио-де-Жанейро. Данный принцип указан в статье 3 Закона АР «Об охране окружающей среды» в качестве одного из принципов, на которые опирается охрана окружающей среды. В законах, посвященных охране отдельных объектов природы, этот принцип также специально предусмотрен.

    Принцип международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды вытекает из принципа международного сотрудничества, являющегося одним из главных общепризнанных принципов международного права. Данный принцип отражен в статье 7 Декларации Рио-де-Жанейро, в статье 5 Конвенции о Биологическом разнообразии и в ряде подобных международных документов. В статье 10 Конституции Азербайджанской Республики отмечается, что Азербайджанская Республика строит свои отношения с другими государствами на основе принципов, предусмотренных в общепринятых нормах международного права. Далее, в статье 3 Закона Азербайджанской Республики «Об охране окружающей среды» в качестве одного из принципов, на которые опирается охрана окружающей среды, нашел широкое отражение принцип международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды.

    Как видим, принципы, отраженные в международных нормах, в соответствующей форме закреплены также в законодательной системе Азербайджанской Республики. Вместе с тем существует необходимость в усовершенствовании внутригосударственного законодательства Азербайджанской Республики и присоединении к новым международным соглашениям. В то же время путем устранения неопределенностей в принятии экологического законодательства Азербайджанской Республики в виде единого кодекса возможно полное обеспечение координации между нормативно-правовыми актами в данной сфере.

   Ввиду того, что Азербайджан расположен на важном перекрестке, связывающем страны Южного Кавказа, Центральной и Западной Азии, его сложное геополитическое положение оказывает важное влияние на международное сотрудничество в области охраны окружащей среды. Так, Азербайджанская Республика после приобретения государственной независимости значительно расширила свою деятельность в области международного сотрудничества, в том числе в сфере охраны окружающей среды.

   Основными принципами международного сотрудничества Азербайджанской Республики в сфере охраны окружающей среды являются обеспечение экологической стойкости и изучение глобальной практики для развития, участие в процессе подготовки международного законодательства и политики окружающей среды и сотрудничество с международными организациями, применение современной международной политики, стандартов, норм и технологий, приведение соответствующего законодательства в соответствие с директивами Европейского Союза, участие в процессе «Окружающая среда для Европы», осуществление региональных и международных проектов в сфере охраны окружающей среды и эффективного использования природных ресурсов, развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества со странами региона, странами-донорами и другими важными партнерами, присоединение к международным конвенциям и протоколам.

    Существующая ситуация выполнения обязательств, вытекающих из международных конвенций и соглашений, нашла свое отражение в дополнительных мерах в области вопросов, вытекающих из международных конвенций и соглашений, связанных с охраной окружающей среды, к которым присоединилась Азербайджанская Республика. Так, в связи с исполнением 4-го пункта Указа № 161 Президента Азербайджанской Республики от 29 декабря 2004 года о применении Закона АР «О государственном бюджете Азербайджанской Республики на 2005 год» Министерством экологии и природных ресурсов была исследована имеющаяся ситуация по выполнению обязательств, вытекающих из международных конвенций и соглашений, к которым присоединился Азербайджан, и подготовлены предложения по мерам, необходимым для реализации этого направления.

    В целом для решения экологических проблем каждое государство наряду с совместным сотрудничеством осуществляет, в свою очередь, независимую деятельность, согласовывая необходимые внутригосударственные законодательные акты.  Одним из основных направлений такой деятельности является имплементация государствами положений международных соглашений, членами которых они являются, во внутригосударственном законодательстве. Это, с одной стороны, связано с согласованием внутригосударственных правовых норм с нормами международного права, с другой – с возрастающей ролью международного права в международных отношениях.  В то же время, учитывая эти особенности, выступление международного права в качестве фактора совершенствования национального законодательства является полностью обоснованным. В литературе проблемы взаимоотношения международного и внутригосударственного права анализируются в новом аспекте и отмечается, что в связи с расширением влияния международных соглашений на внутреннюю жизнь государств  взаимоотношения между двумя правовыми системами – международным и внутригосударственным правом приобретают большую значимость.  Государство должно построить свою правовую систему в соответствии с международными обязательствами.  С.В.Черниченко отмечает, что внутригосударственное право должно быть согласовано с международным правом, чтобы обеспечить выполнение международного права.  Как считает Г.И.Тункин, если возникнет несоответствие или противоречие (коллизия) между внутригосударственными и международными правовыми нормами, государство должно выполнять свои международные обязательства. Так, ссылка на внутригосударственное законодательство не освобождает его от международных обязательств.  Связанные с этим положения указаны в статье 27 Венской Конвенции о праве международных договоров от 1969 года. 

    Формирование внутригосударственного законодательства в области окружающей среды также должно быть осуществлено именно в условиях строгого учета международных правовых норм.  Таким образом, международное право создает благоприятные условия для нормальной деятельности национальной правовой системы и их интеграции,  ибо трудно представить обогащение национальных правовых систем без международного права.  Одним из таких направлений является ратифицирование государством международных документов, принятых в соответствующей сфере. На сегодняшний день Азербайджанская Республика ратифицировала около 20 международных конвенций в области охраны окружающей среды. Кроме того, осуществлены важные меры в направлении выполнения обязательств, вытекающих из этих документов. Так как демонстрация предпринятых мер конкретными фактами дает возможность определить суть внутригосударственной деятельности в этом направлении, проанализируем это на примере конкретных международных документов.

   1. Рамочная Конвенция ООН 1992 года Об изменениях климата ратифицирована Азербайджанской Республикой в 1995 году. В целях обеспечения выполнения вытекающих из данной Конвенции обязательств в 1997 году соответствующим распоряжением Президента Азербайджанской Республики была создана Государственная Комиссия по Изменениям Климата. Комиссия была определена национальным координатором по Конвенции, также создана рабочая группа из экспертов соответствующих организаций.

   В связи с выполнением вытекающих из Конвенции обязательств и обязанностей при финансовой помощи Глобального Фонда Экологии (ГФЭ) и Программы развития ООН были подготовлены «Первые национальные данные Азербайджанской Республики», представленные Секретариату Конвенции. На первом этапе реализации проекта «Первые национальные данные» был подготовлен соответствующий план мероприятий для доведения до минимума влияния климатических изменений, а на втором этапе были оценены требования об экологически чистых технологиях для уменьшения выбросов газа, создающих тепловой эффект в важнейших областях экономики, и подготовлены предложения о применении данных технологий.

   В настоящее время готовятся «Вторые национальные данные Азербайджанской Республики». На этом этапе основное внимание будет направлено на выбор проектов по человеческому здоровью, влиянию на экосистемы, механизму чистого развития.

   В 2000 году Азербайджанская Республика ратифицировала Протокол Киото. Азербайджанская Республика не взяла на себя конкретных количественных обязательств по данному протоколу, она лишь участвует в Механизме Чистого Развития данного Протокола. С этой целью для осуществления конкретных пилотных проектов проводятся соответствующие переговоры с такими развитыми странами, как Канада, Дания, Франция, Япония. В 2004 году был подписан Меморандум Взаимопонимания о сотрудничестве в сфере реализации Протокола Киото между правительством Азербайджанской Республики и Правительством Королевства Дании.

   В целях реализации проектов с правительством Франции по расширению лесных участков для поглощения углерода подготовлен предварительный отчет технико-экономического оценивания.

   В настоящее время в рамках Программы TACIS ЕС осуществляется проект технической поддержки стран Южного Кавказа и Молдовы и при содействии Глобального Фонда Экологии в Азербайджане реализуется региональный проект по кадастру газов, создающих тепловой эффект.

   2. В 1996 году Азербайджанская Республика ратифицировала Венскую Конвенцию 1985 года о защите озоновой слоя, Монреальский Протокол о веществах, разрушающих озоновый слой, и соответствующие поправки к данному Протоколу.

   За прошедший период было определено количество озоноразрушающих веществ (ОРВ), используемых в стране за год, была подготовлена Озоновая стратегия Азербайджанской Республики, предусматривающая поэтапное уменьшение использования данных веществ. В соответствии со стратегией в Азербайджанской Республике был составлен и направлен Секретариату Конвенции график поэтапного уменьшения использования ОРВ.

   Согласно взятым по Протоколу обязательствам, в стране к настоящему моменту должно быть прекращено использование и импорт ОРВ хлорфлер-углеродного состава. В настоящее время проводятся соответствующие мероприятия в данном направлении и по урегулированию импорта и экспорта ОРВ в целом.
  
   В Азербайджане при финансовой помощи Глобального Фонда Экологии на предприятиях, пользующихся ОРВ (Бакинский завод по производству холодильников «Чинар» и Сумгаитский завод по производству компрессоров), проведены реконструктивные работы, предусмотрено использование на этих предприятиях альтернативных веществ, не считающихся озоноразрушающими.

    3. В 2002 году Азербайджанская Республика ратифицировала Конвенцию 1979 года О трансграничном загрязнении воздуха на больших расстояниях. Был назначен Национальный координатор Конвенции, создана рабочая группа для проведения работ в данной сфере. Было обеспечена передача Секретариату Конвенции данных по 2002 году о загрязнении атмосферы по Азербайджанской Республике, и продолжена подготовка таких данных на последующие годы.

    Рабочей группой предпринимаются соответствующие меры для подготовки к ратификации Протоколов «Тяжелые металлы», «Продолжительные органические загрязнители» и «Уменьшение кислотности, эвтрофикация и восстановление озонового слоя Земли» Конвенции.

  4. В 2004 году Азербайджанской Республикой была ратифицирована Конвенция 1992 года О трансграничном влиянии промышленных аварий. Министерство Экологии и Природных Ресурсов Азербайджанской Республики было назначено уполномоченным органом по Конвенции.

 В целях содействия выполнению вытекающих из Конвенции обязательств при финансовой поддержке Федерального Министерства Германии по Охране Природы и Окружающей Среды, Безопасности Ядерных Реакторов осуществляется проект «Подготовка и применение мер по предотвращению аварийных ситуаций в бассейне реки Кура». Согласно проекту предусмотрено создание пунктов по предотвращению аварийных ситуаций в бассейне реки Кура (в основном в странах Южного Кавказа) и снабжение их соответствующим оборудованием.

   5. В 2001 году Азербайджанская Республика присоединилась к Базельской Конвенции ООН 1989 года о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении. Уполномоченным органом по Конвенции назначено Министерство Экологии и Природных Ресурсов Азербайджанской Республики.

  Утверждены Порядок «Паспортизации опасных отбросов» и «Государственная Стратегия управления опасными отбросами в Азербайджанской Республике».

    Также в соответствии с международными стандартами построен полигон для закапывания опасных отбросов, и с 2004 года приступил к деятельности Национальный Центр по хранению опасных отбросов.
6. В 1998 году Азербайджанская Республика ратифицировала Конвенцию 1994 года ООН По борьбе с опустыниванием в странах, где происходит серьезная засуха и распространение пустынь, в особенности в Африке.

    За прошедший период подготовлен Национальный Доклад об осуществлении Конвенции в Азербайджане, проанализированы данные для подготовки Национального Плана Действий, в разных регионах страны проведены семинары на тему цели Конвенции и другие работы в этом направлении. В настоящее время в связи с проблемой распространения пустынь начато практическое осуществление Программы восстановления лесов, по которой предусмотрено насаждение 3,9 тыс. га леса и меры по содействию естественному восстановлению 5,9 тыс. га лесов в год. В 2004 году утверждена «Государственная Программа об эффективном использовании летних и зимных пастбищ, покосов и предотвращении распространения пустынь в Азербайджанской Республике». Также реализуется ряд проектов по реабилитации и рекультивации земель, загрязненных в результате техногенных воздействий.

   Создан Координационный совет по выполнению Конвенции, состоящий из представителей соответствующих министерств и управлений, а также неправительственных организаций.

    7. В 2003 году Азербайджанской Республикой была ратифицирована Стокгольмская Конвенция 2001 года О стойких органических загрязнителях. В качестве уполномоченного органа по Конвенции назначено Министерство Экологии и Природных Ресурсов Азербайджанской Республики. В министерстве собрана обширная информация, связанная с Конвенцией, создана рабочая группа, состоящая из специалистов соответствующих организаций, и подготовлен соответствующий план предложений.

   В связи со вступлением в силу Конвенции в 2004 году в Министерстве Экологии и Природных Ресурсов Азербайджанской Республики было проведено обширное собрание на тему «Пестициды, окружающая среда и здоровье населения» с участием представителей разных министерств, управлений, неправительственных организаций и средств массовой информации. На встречах, проведенных в регионах страны, членами рабочей группы была представлена подробная информация о стойких органических загрязнителях и проведена работа по информированию об опасности данных веществ для окружающей среды и социальной сферы.

   Начиная с июня 2005 года при поддержке Глобального Экологического Фонда и Организации Промышленного Развития ООН в Министерстве Экологии и Природных Ресурсов Азербайджанской Республики начат процесс подготовки Национального Плана Действий.

    8. В 2000 году Азербайджанская Республика ратифицировала Конвенцию ООН 1992 года по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. 22 октября 2002 года Азербайджанская Республика присоединилась к Протоколу по воде и здоровью данной Конвенции. Протокол вступил в юридическую силу с 2005 года.

    В рамках Конвенции в 2002–2003 годах был реализован проект «Совместное управление реками», финансируемый по линии Программы TACIS. Главной целью проекта является проведение наблюдений в области трансграничных загрязнений, их оценивание и постоянный контроль, обеспечение осуществления соответствующих проектов для устранения загрязнения. При выполнении проекта был проведен мониторинг четырех трансграничных рек, в том числе реки Кура.

   В рамках Конвенции предусмотрено осуществление пилотных проектов по мониторингу и оцениванию международных озер. В настоящее время озеро Джандар включено в список 15 приоритетных озер, составленный международными организациями.

   Для регулярного проведения мониторинга загрязнения в трансграничных реках на территориях Газахского и Бейляганского районов созданы аналитические исследовательские лаборатории, отвечающие современным стандартам и снабженные соответствующим оборудованием.

  9. В 1998 году Азербайджанская Республика присоединилась к Международной Конвенции О предотвращении загрязнения воды с судов (MARPOL 1973; 1978), а в 2004 году – к Протоколу 1978 года данной Конвенции.

   Согласно требованиям Конвенции соответствующими структурными подразделениями Министерства Экологии и Природных Ресурсов Азербайджанской Республики осуществляется деятельность по охране Каспийского моря, в том числе предотвращению загрязнения моря суднами.

    10. В 2000 году Азербайджанской Республикой была ратифицирована Конвенция ООН 1992 года О биологическом разнообразии. В целях реализации положений Конвенции проведен ряд мероприятий по сохранению всех важных экосистем на территории Азербайджанской Республики, видов флоры и фауны, являющихся редкими и находящихся под угрозой вымирания. Так, за последние два года в Азербайджанской Республике было создано 6 Национальных Парков (Ордубад, Ширван, Аг-гёль, Хиркан, Алтыагадж, Абшеронские национальные парки), 2 Государственных природных заповедника (Шахбуз, Эльдарские сосны) и Государственные природные заказники Гаха, Хиркана и Аразбою, расширены территории 5 Государственных природных заповедников (Туръянчай, Пиргулу, Илису, Исмаиллы, Гараязы).

   В настоящем специально охраняемые природные участки охватывают 604,5 тыс. га территории, что составляет 7 % территории страны. В то же время в Азербайджанской Республике подготавливаются и реализуются разные проекты, связанные с биологическим разнообразием, вместе с Программой Развития, Глобальным Экологическим Фондом, Банком Развития Германии (KfW) и другими международными организациями.

    11. В 2000 году Азербайджанской Республикой были ратифицированы Международная Конвенция ЮНЕСКО 1971 года (Конвенция Рамсар) о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, и Протокол о внесенных в нее изменениях и исправлениях. Создана рабочая группа.

   Информационные документы касательно Гызылагаджского Государственного природного заповедника и Аг-гёльского Национального Парка, включенные в Список Рамсар, были обновлены в 2004 году и направлены Секретариату Конвенции. На базе Аг-гёльского Государственного природного заповедника на территории в 17924 га создан Аг-гёльский Национальный Парк, в целом обеспечено сохранение биоразнообразия на окружающих территориях, получивших статус специально охраняемого природного участка.

   12. В 1998 году Азербайджанской Республикой была ратифицирована Конвенция 1973 года (Конвенция CITES) по международной торговле вымирающими видами дикой фауны и флоры.

    В 1999 году Административным органом по CITES было назначено Министерство Экологии и Природных Ресурсов Азербайджанской Республики. За прошедший период Административным органом выдано 110 сертификатов на разрешение, регулирующих операции импорта-экспорта. На постоянной основе составлялись и передавались отчеты, требуемые Секретариатом CITES. Был организован обмен информацией между Секретариатом CITES и Административным Органом. На основе его рекомендации впервые среди прикаспийских стран в Азербайджанской Республике были подготовлены «Правила регулирования использования и оборота осетровых рыбных ресурсов».

   13. В 1998 году Азербайджанская Республика ратифицировала Конвенцию 1972 года ЮНЕСКО Об охране всемирного культурного и природного наследия. В целях реализации требований Конвенции 4 природных памятника, расположенных на территории Азербайджанской Республики (Хирканский Государственный Заповедник, Гора «Бакинский этаж», Лёкбатанский грязевой вулкан и Бинагадинское кладбище фауны и флоры четвертого периода), представлены для включения в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

   Учитывая большую значимость Хирканского Государственного Заповедника, были подготовлены и отправлены в Центр Всемирного Наследия его проектно-сметные документы. Однако, из-за того, что территория Хирканского Государственного Заповедника, составляющая 2906 га, неполностью охватывала редкие Хирканские леса, в 2004 году Распоряжением Президента Азербайджанской Республики на территории площадью в 21435 га был создан Хирканский Национальный Парк, а в 2005 году на территории в 2252 га – Хирканский Государственный Природный Заповедник, и, таким образом, для номинации вышеуказанная территория получила название Хирканские Леса.

   14. В 1999 году Азербайджанская Республика ратифицировала Орхусскую Конвенцию ООН 1998 года Об участии общественности в принятии решений по вопросам об окружающей среде и доступе к информации, касающейся окружающей среды. В связи с выполнением положений конвенции в административном здании Министерства Экологии и Природных Ресурсов Азербайджанской Республики при содействии Бакинского Представительства Организации Безопасности и Сотрудничества в Европе был создан Общественный Информационный Центр Окружающей Среды (Орхусский Общественный Экологический Информационный Центр).

   Центр, обладающий необходимыми техническими возможностями, имеет целью обеспечение участия общественности в обмене информацией и принятии решений об окружающей среде, создание прозрачной общественной ситуации в вопросах окружающей среды и оказание помощи в создании успешного управления. Представители неправительственных организаций, государственных органов, международных организаций и каждый человек, интересующийся вопросами окружающей среды, могут обратиться в Центр без каких-либо препятствий.

   В целях закрепления положений Орхусской Конвенции в законодательстве в Азербайджанской Республике был принят Закон «О получении информации об окружающей среде».

   15. В 1999 году Азербайджанской Республикой была ратифицирована Конвенция 1991 года (Конвенция Эспо) об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Для выполнения взятых по Конвенции обязательств была организована рабочая группа. Рабочей группой подготовлены проекты ряда инструкций, связанных с оценкой влияния на окружающую среду. В отчетном периоде обширная информация о широкомасштабных проектах, представленных на государственную экспертизу (Этап Фаза-3 месторождения Азери-Чыраг-Гюняшли, обрабатываемого BP, контрактный участок D 222 компании Lukoil, контрактный участок Зяфяр-Мяшял компании Ekson-Mobil), была помещена на сайтах Министерства Экологии и Природных Ресурсов Азербайджанской Республики и заказчика, освещена в Орхусском Центре и в средствах массовой информации.

   16. В 2000 году Азербайджанская Республика ратифицировала Римскую Конвенцию 1951 года по защите растений. В целях обеспечения выполнения взятых государством обязательств по Конвенции соответствующим структурам Азербайджанской Республики были поручены конкретные задачи и исследованы перспективы развития двустороннего сотрудничества Азербайджанской Республики в данной сфере.

   Таким образом, добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из международных соглашений в области охраны окружающей среды, к которым присоединилась Азербайджанская Республика, может создать условия дальнейшего двустороннего сотрудничества в данной сфере. Такая деятельность рассматривается положительно странами мира, с которыми сотрудничает Азербайджанская Республика, что повышает доверие, без которого невозможны тесные отношения соответствующих стран.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика