Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Процессы приватизации международных межправительственных организаций спутниковой связи
Научные статьи
03.04.13 10:34

вернуться

  
ЕврАзЮж № 11 (18) 2009
Международное право
Стовбун В.Д.
Процессы приватизации международных межправительственных организаций спутниковой связи
В статье анализируются причины и результаты приватизации трех круп­нейших международных организаций спутниковой связи – Европейской организации спутниковой связи (ЕВТЕЛСАТ), Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Международной организации спут­никовой связи ИНТЕЛСАТ. Описан опыт создания странами Африки между­народной организации спутниковой связи РАСКОМ, когда изначально была предусмотрена возможность финансового участия в ней акционеров – не участников организации. Описана правовая реформа, проведенная Между­народной организацией спутниковой связи «ИНТЕРСПУТНИК», которая оста­лась на сегодняшний день единственной глобальной международной спут­никовой организацией, сумевшей успешно продолжить свою коммерческую деятельность без передачи ее в новое национальное юридическое лицо.

В развитии космического права принято выде­лять три этапа. Первый этап пришелся на вторую половину 50-х - 70-е годы ХХ века, когда в рамках ООН были разработаны основные пять договоров по космосу, это была своего рода «кавалеристская ата­ка» на международное право. Второй этап протекал в 80-90-е годы ХХ века, когда на смену договорному регулированию пришел метод принятия рекомен­дательных норм - резолюций Генеральной Ассам­блеи ООН. И, наконец, в конце ХХ века космическое право вступило в новый этап, этап переосмысления космического права, характеризуемый коммерциа­лизацией и приватизацией космической деятель- ности.

Процесс создания конкурентоспособной сре­ды в области телекоммуникационных услуг был на­чат в конце 70-х годов Правительством и Федераль­ной комиссией по связи США. Постепенно частные компании приобрели большой вес в телекоммуника­ционном сообществе, что привело к заметному обо­стрению конкурентной борьбы на международном рынке телекоммуникационных услуг между ними и «старыми» операторами, в первую очередь в лице международных межправительственных организа­ций. Кроме того, обострению такой борьбы способ­ствовало стремительное развитие науки и техники.

В силу вышеуказанных причин три из основ­ных международных организаций спутниковой свя­зи - Европейская организация спутниковой связи (ЕВТЕЛСАТ), Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Международная организация спутниковой связи ИНТЕЛСАТ - про­вели приватизацию своей деятельности.

Межправительственная организация космиче­ской связи ЕВТЕЛСАТ, являвшаяся региональной организацией, была создана в соответствии с Конвен­цией об учреждении Европейской организации спут­никовой связи и Эксплуатационным соглашением, заключенными 15 июля 1982 года и вступившими в силу 1 сентября 1985 года. ЕВТЕЛСАТ являлся право­преемником Временной европейской организации спутниковой связи, образованной в 1977 году. Работа по приватизации ЕВТЕЛСАТ началась в 1993 году и проводилась под руководством Совета Участников с помощью специальной рабочей группы, созданной для этой цели.

Основные принципы перестройки ЕВТЕЛСАТ были разработаны и одобрены на 24-м собрании Ас­самблеи Сторон в мае 1998 года.4 Пакет предложений по реструктуризации был одобрен Советом Участ­ников в феврале 1999 года и предложен на рассмо­трение Ассамблее Сторон в мае 1999 года. Основные принципы приватизации состояли в следующем.

Создается частное акционерное общество (Societe anonyme), подчиненное законодательству Франции, - Eutelsat s.a. (Конвенция ЕВТЕЛСАТ в действующей редакции предусматривает, что акционерное обще­стве может в будущем быть переведено в другую страну). В данное акционерное общество на основа­нии Соглашения о переуступке (Transfer Agreement), заключение которого предусмотрено поправками к Конвенции ЕВТЕЛСАТ, переводятся все активы и обязательства ЕВТЕЛСАТ, и именно оно берет на себя всю коммерческую деятельность, осуществлявшуюся ранее международной организацией ЕВТЕЛСАТ. Ак­ционерное общество подконтрольно международной организации ЕВТЕЛСАТ в отношении соблюдения им четырех основных принципов, установленных в статье III Конвенции ЕВТЕЛСАТ в измененной редак­ции от 2 июля 2001 года: обязательств по полному и всеобщему обслуживанию, обеспечению всеевропей­ского покрытия с помощью спутниковой системы связи, отсутствию ограничений для Участников, со­блюдению справедливой конкуренции.

Международная организация ЕВТЕЛСАТ сле­дит за соблюдением акционерным обществом по­ложений Конвенции, Устава и Регламента Радиосвя­зи МСЭ при использовании спутникового сегмента ЕВТЕЛСАТ.

Международная организация продолжает дея­тельность с учетом поправок, внесенных в ее уставные документы и отражающих переход эксплуатацион­ных функций к акционерному обществу. ЕВТЕЛСАТ сохраняет свою международную правосубъектность, включая право заключать договоры и пользоваться иммунитетами и привилегиями. Расходы междуна­родной организации покрываются за счет средств ак­ционерного общества ЕВТЕЛСАТ.

Взаимоотношения между международной орга­низацией и акционерным обществом регулируются двусторонним соглашением.

В Конвенцию ЕВТЕЛСАТ вносились поправ­ки, отражающие исключение категории «Участ­ник» ЕВТЕЛСАТ и ссылки на Эксплуатационное соглашение, которое было отменено. Участники ста­ли акционерами нового акционерного общества. Ор­ганами международной организации остаются Ас­самблея Сторон и Секретариат.

Приватизация была фактически завершена в 2001 году. Поправки к Конвенции ЕВТЕЛСАТ начали применяться на временной основе со 2 июля 2001 года и окончательно вступили в силу с 28 ноября 2002 года. Ныне действующий Устав (Articles of Association) ак­ционерного общества Евтелсат предусматривает, что оно создано и действует в соответствии с законо­дательством Франции. Как и любым акционерным обществом, компанией управляет Общее собрание акционеров (бывшие Участники) в качестве высше­го руководящего органа, а также Наблюдательный Совет и Совет директоров. Возглавляет компанию Генеральный директор. Акционерное общество ЕВТЕЛСАТ, занимающееся операционной деятель­ностью, с апреля 2005 года на 95 % принадлежит холдинговой компании Евтелсат Коммюникейшнс Франс С.А.С. (Eutelsat Communications S.A.S.), кото­рая, в свою очередь, является 100 % дочерним пред­приятием компании Евтелсат Коммюникейшнс С.А. (Eutelsat Communications s.a.), созданной путем объ­единения вкладов крупнейших акционеров Евтелсат с.а., а около 5 % принадлежат сторонним компани­ям. Франция продолжает на двусторонней основе выступать в качестве заявляющей администрации для спутниковых сетей, заявленных для работы спут­ников ЕВТЕЛСАТ. Компания достигла впечатляю­щих успехов - ЕВТЕЛСАТ считается третьим, после ИНТЕЛСАТ и SES/Astra, спутниковым оператором в мире, владеющим по состоянию на конец 2009 года 27 спутниками на геостационарной орбите, обслужи­вающими две трети населения Земли.

Международная организация морской спутнико­вой связи (ИНМАРСАТ) была создана на основании Конвенции о международной организации морской спутниковой связи от 16 июля 1979 года. Данная ор­ганизация создавалась при активном участии СССР, который еще в ноябре 1972 г. выступил в группе экс­пертов Международной морской организации с про­ектом Примерных принципов создания и деятель­ности международной организации для морской спутниковой связи и радио-определения. Предло­жения Советского Союза о создании ИНМАРСАТ получили поддержку большинства государств, кро­ме США, стремившихся использовать для нужд на­вигации международную систему ИНТЕЛСАТ, одна­ко предложение СССР о создании ИНМАРСАТ все же было реализовано. В соответствии с Конвенцией ИНМАРСАТ целью организации является обеспече­ние космического сегмента, необходимого для улуч­шения морской связи в интересах совершенствова­ния системы оповещения о бедствиях и обеспечения охраны человеческой жизни на море, повышение эффективности работы судов и управления ими, со­вершенствование служб морской общественной кор­респонденции, возможностей радио-определения. Депозитарием Конвенции об ИНМАРСАТ явля­ется Генеральный секретарь Международной мор­ской организации (ИМО). Штаб-квартира рас­положена в Великобритании. Одновременно с Конвенцией ИНМАРСАТ было подписано и Эксплу­атационное соглашение. Участником Эксплуатаци­онного соглашения от России являлось государствен­ное предприятие «Морсвязьспутник». Инвестиции в ИНМАРСАТ на начальном этапе составили около 200 млн. долл. США, доли Участников были рас­пределены в соответствии с их использованием си­стемы ИНМАРСАТ. Организация начала работу в 1982 году.

Организация выполняет важные функции по обеспечению Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мо­реплавания (ГМССБ), созданной в соответствии с Конвенцией ИМО по охране человеческой жизни на море от 1 ноября 1974 года, согласно которой все суда, удовлетворяющие условиям Конвенции, должны иметь на борту оборудование ИНМАРСАТ, обеспе­чивающее экстренную связь при бедствии. При этом в критических ситуациях и при стихийных бедствиях ИНМАРСАТ предоставляла связь бесплатно.

Изначально ИНМАРСАТ предоставляла услуги связи только морским потребителям, впоследствии ИНМАРСАТ добавила к изначальной цели обеспе­чение воздушной и сухопутной подвижных служб, включая воздушную спутниковую связь в целях ор­ганизации воздушного движения и управления экс­плуатацией воздушных судов (службы безопасно­сти аэронавигации), а также обеспечение службы радио-распределения в масштабах всей планеты. Чтобы отразить эти изменения, в 1994 году органи­зации ИНМАРСАТ было присвоено новое название - Международная организация подвижной спутни­ковой связи - ИМСО (International Mobile Satellite Organization, IMSO).

В начале 90-х годов ХХ века организации для раз­вития деятельности требовалось осуществить круп­ные вложения в запуск новых низкоорбитальных спутников. Однако большинство Участников не были в состоянии оплатить такие расходы. Кроме того, появились проекты новых систем низкоорбиталь­ных спутников (не все они были затем реализованы в первоначальном виде) - Иридиум (Iridium) и Глобал- стар (GlobalStar), что поставило ИНМАРСАТ перед угрозой возникновения в будущем серьезной конку­ренции с их стороны. Эти моменты стали основны­ми причинами реструктуризации и приватизации ИНМАРСАТ.

Ассамблея ИНМАРСАТ в качестве основных принципов возможной реструктуризации определи­ла: а) продолжение выполнения функций по ГМССБ, б) стремление обслуживать все районы, в) действие исключительно в мирных целях, г) на недискримина­ционной основе, д) с учетом принципов справедли­вой конкуренции, е) при сохранении межправитель­ственного характера ИНМАРСАТ и эффективного контроля со стороны государств-членов за выполне­нием обязательств по ГМССБ.

В апреле 1998 года 12-я внеочередная сессия Ас­самблеи ИНМАРСАТ одобрила поправки к Конвен­ции ИНМАРСАТ и Эксплуатационному соглашению, предусматривавшие создание на базе организации публичной акционерной компании «Инмарсат Лтд.» с ограниченной ответственностью, зарегистрирован­ной и существующей в Великобритании. Компания была создана 15 апреля 1999 года, а поправки к Кон­венции вступили в силу на временной основе. Это было сделано в целях сохранения жизнеспособности системы ИНМАРСАТ в условиях недостатка средств Участников. В это же время Эксплуатационное согла­шение ИНМАРСАТ прекратило действие, а Участни­ки получили обыкновенные акции в Инмарсат Лтд. в обмен на их долевое участие. В этот же день между ИМСО и Правительством Великобритании было под­писано Соглашение о штаб-квартире ИМСО в Вели­кобритании, а также заключено Соглашение между ИМСО и Инмарсат Лтд., отражавшее контрольные функции ИМСО по отношению к частной компании. Полная приватизация ИНМАРСАТ и передача ком­пании Инмарсат Лтд. всех коммерческих функций была завершена в 2003 году. ИМСО сохраняет качество международной организации, её членами являются 92 государства, структура современной ИМСО анало­гична структуре нынешней организации ЕВТЕЛСАТ и состоит из Ассамблеи Сторон и Секретариата.

ИНТЕЛСАТ процесс приватизации также не обошел стороной. В начале 90-х годов ХХ века у ИНТЕЛСАТ как на глобальном, так и на американ­ском рынке появились серьезные конкуренты из чис­ла частных компаний - Орион (Orion), ПанАмСат (PanAmSat). В это же время большое распростране­ние получили оптико-волоконные кабели, ставшие во многих случаях альтернативой спутниковой связи.[8] При этом нормативная база ИНТЕЛСАТ сама по себе в изменившихся условиях стала препятствием для динамичного развития организации - ИНТЕЛСАТ не был вправе предоставлять услуги пользователям напрямую, право доступа к космическому сегменту имели только Участники. ИНТЕЛСАТ также не ока­зывал услуг Интернет и мультимедиа.

На первом этапе реструктуризации Ассамблея ИНТЕЛСАТ приняла решение разрешить прямой доступ пользователей к системе. Участник мог назна­чить другое лицо, Назначенного Клиента (Appointed Customer), которому передавалась часть полномо­чий Участника. Также специально уполномоченные для работы в ИНТЕЛСАТОМ организации получили право назначить и страны, не являющиеся его чле­нами. Этот процесс совпал по времени с процессом либерализации законодательства в области связи: в 1996 году Конгрессом США был принят Закон о теле­коммуникациях, поощрявший конкуренцию в обла­сти телекоммуникационных услуг, Европейское со­общество также приняло решение о либерализации европейского телекоммуникационного рынка с 1 ян­варя 1998 года.

На втором этапе, уже собственно приватиза­ционном, под эгидой ИНТЕЛСАТ в 1998 году было создано частное предприятие - Нью Скайз Сател- лайтс Н.В. (New Skies Satellites N.V.). Данная компа­ния, в которой ИНТЕЛСАТ принадлежало 10 % капи­тала, была создана по законодательству Голландии. Компании было передано пять спутников на орбите и один в процессе производства. Создание данной компании позволило ИНТЕЛСАТ получить денеж­ные средства для развития своей системы. В дальней­шем (2005 г.) New Skies была выкуплена СЕС/Астра (SES/Astra) и прекратила самостоятельное существо­вание.

Процесс приватизации ИНТЕЛСАТ продолжил существование. Еще на момент создания компании New Skies было очевидно, что это является лишь не­большим шагом в процессе глобальной приватиза­ции ИНТЕЛСАТ.

Приватизация ИНТЕЛСАТ завершилась 18 июля 2001 года, когда все активы и пассивы организации были переданы частной компании Интелсат Лтд., за­регистрированной на Бермудах. Международная ор­ганизация ИНТЕЛСАТ фактически прекратила суще­ствование. С тех пор приватизированная компания Интелсат успела в 2006 году поглотить своего давнего конкурента - ПанАмСат (PanAmSat) и создать более десятка компаний, объединенных в единый холдинг. Так, компания холдинга, ответственная за марке­тинг и продажи, - Интелсат Глобал Сайлз энд Мар­кетинг Лтд. (Intelsat Global Sales & Marketing Ltd.), - инкорпорирована в Великобритании. Компании, от­ветственные за техническую и бизнес-поддержку, - Интелсат Глобал Сервис Корпорейшн (Intelsat Global Service Corporation) и Интелсат Корпорейшн (Intelsat Corporation) - зарегистрированы в Штате Дела­вэр, США. Интелсат является крупнейшим в мире спутниковым оператором, его спутниковый флот на­считывает около 50 спутников. 4 февраля 2008 года материнская компания холдинга - Интелсат Хол­динге Лтд. (Intelsat Holdings Ltd.) - была выкуплена инвестиционной компанией Серафина Холдингс (Serafina Holdings).

Опыт приватизации трех вышеуказанных орга­низаций был учтен при создании Международной организации спутниковой связи РАСКОМ, созданной в начале 90-х годов ХХ века государствами Африки. Концепция создания РАСКОМа изначально исходи­ла из необходимости привлечения средств частных инвесторов. Поэтому кроме Конвенции РАСКОМа - классического межправительственного международ­ного договора и Эксплуатационного соглашения - межведомственного международного договора тре­тьим основным документом РАСКОМа стало Со­глашение акционеров - не участников РАСКОМ, по­зволяющее привлекать средства частных инвесторов. Поэтому РАСКОМ изначально построен на коммер­ческих принципах с учетом опыта приватизации сво­их предшественников.

Единственной глобальной международной ор­ганизацией спутниковой связи, которая сумела укрепить свои позиции на телекоммуникационном рынке, не внеся кардинальных изменений в свой правовой статус, осталась Международная орга­низация спутниковой связи «ИНТЕРСПУТНИК», созданная в 1971 году в соответствии с межправи­тельственным Соглашением о создании междуна­родной системы и Организации космической связи «ИНТЕРСПУТНИК» от 15 ноября 1971 года (далее - «Соглашение о создании»). «ИНТЕРСПУТНИК» представляет собой открытую международную меж­правительственную организацию, членами которой являются правительства двадцати пяти независимых государств, штаб-квартира расположена в Москве. В 90-х годах ХХ века «ИНТЕРСПУТНИК» провел глобальную правовую реформу своей нормативной базы. Было разработано Эксплуатационное согла­шение Организации, в соответствии с которым была введена категория Участников - организации элек­тросвязи или администрации связи стран-членов, которым были переданы вопросы технического и финансового управления «ИНТЕРСПУТНИКОМ» при сохранении руководящей роли Совета Органи­зации, состоящего из представителей правительств стран-членов. Планируемое принятие Эксплуата­ционного соглашения потребовало также внесения изменений в Соглашение о создании ИНТЕРСПУТ­НИКА, что было осуществлено путем заключения нового международного договора, дополняющего и изменяющего Соглашение о создании, - Протокола о внесении поправок в Соглашение о создании меж­дународной системы и Организации космической связи «ИНТЕРСПУТНИК», который вступил в силу 4 ноября 2002 года. Эксплуатационное соглашение вступило в силу сразу после Протокола о поправках 4 февраля 2003 года. При этом принятие вышеука­занных документов не повлияло на статус «ИНТЕР­СПУТНИКА» в качестве международной межпра­вительственной организации, эксплуатационная деятельность «ИНТЕРСПУТНИКА» не была пере­дана какой-либо частной компании и продолжает успешно осуществляться самой международной ор­ганизацией



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика