Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Привлечение к налоговой ответственности в порядке ст.101.4 НК РФ
Научные статьи
05.04.13 08:56


вернуться



ЕврАзЮж № 12 (19) 2009
Юридическая практика
Пантюшов О.В.
Привлечение к налоговой ответственности в порядке ст.101.4 НК РФ
В статье рассматриваются проблемы производства по делу о налоговом правонарушении, которое осуществляется в соответствии со ст. 101.4 НК РФ. Указываются отличия от общего порядка привлечения к налоговой от­ветственности (ст. 101 НК РФ).



    Прокат авто становится всё более необходимой и популярной услугой! Причина этому- неудобство и большие временные затраты. Прокат авто Днепропетровск вся подробная информация на сайте http://rentacar.dp.ua     

Привлечение к налоговой ответственности про­исходит в соответствии с определенными правилами. Согласно ст. 100.1 НК РФ допускаются два порядка рассмотрения дел о налоговых правонарушениях:

-     дела о выявленных в ходе камеральной или вы­ездной налоговой проверки налоговых правонаруше­ниях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ;

-     дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотрен­ных ст. 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в по­рядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.

Таким образом, можно выделить составы нало­говых правонарушений, которые могут быть обнару­жены исключительно в результате налоговых прове­рок и производство по которым происходит строго в порядке ст. 101 НК РФ:

-     грубое нарушение правил учета доходов и рас­ходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

-     неуплата или неполная уплата налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);

-     невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ).

Производство по всем иным составам налоговых правонарушений возможно как в порядке, установ­ленном ст. 101.4 НК РФ, так и порядке ст. 101 НК РФ. Порядок производства по делу будет определяться видом контрольных мероприятий, при проведении которых выявлены признаки правонарушения (нало­говые проверки или иные мероприятия налогового контроля).

Как справедливо отмечает А.Н.Борисов, при привлечении к налоговой ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ «.. .не имеет значения, является лицо, совершившее налоговое правонарушение, налого­плательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом или нет».

Таким образом, привлечение к налоговой ответ­ственности в порядке ст. 101.4 НК РФ не зависит от правового статуса привлекаемого лица. Нужно лишь отметить, что лица, которые не являются налогопла­тельщиками, плательщиками сборов или налоговы­ми агентами, привлекаются к налоговой ответствен­ности исключительно в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ.

По мнению авторского коллектива под руко­водством профессора А.А.Ялбулганова, процедуры производства, установленные в ст. 101 и 101.4 НК РФ, различаются не столько по сущностным параметрам, сколько по формальным.

Привлечение к налоговой ответственности в по­рядке ст. 101.4 НК РФ происходит обычно тогда, когда отсутствует необходимость в проведении налоговой проверки для выявления совершенного налогового правонарушения. В частности, при наличии призна­ков следующих правонарушений:

-      нарушение срока постановки на учет в налого­вом органе (ст. 116 НК РФ);

-      уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ);

-      нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);

-      несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое нало­жен арест (ст. 125 НК РФ);

-      непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контро­ля (ст. 126 НК РФ);

-      нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ).

Кроме того, в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ, акт составляется налоговым органом по пра­вонарушениям, которые допущены специальными субъектами в рамках налоговых отношений:

-      ответственность свидетеля (ст. 128 НК РФ);

-      ответственность эксперта, переводчика и спе­циалиста (ст. 129 НК РФ);

-      ответственность банка (гл. 18 НК РФ).

Привлечение к ответственности банков как спе­циальных субъектов возможно и в порядке, уста­новленном ст. 101 НК РФ, если соответствующие правонарушения выявлены в результате налоговых проверок.

Статьи 101 и 101.4 НК РФ устанавливают проце­дуру рассмотрения дела о налоговом правонаруше­нии. Рассмотрение дела о налоговом правонаруше­нии с нарушением установленного порядка станет самостоятельным основанием для признания приня­того решения о привлечении к налоговой ответствен­ности незаконным.

«Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов первой и апелляционной инстанции о том, что производство по делу о налоговом правона­рушении, выразившемся в непредставлении в уста­новленный в требовании срок документов, необходи­мых для проведения камеральной проверки, должно осуществляться в порядке статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а не в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом суд кассационной инстанции считает правильным мнение суда апелляционной инстанции о том, что допущенное налоговым органом процессу­альное нарушение является основанием для призна­ния оспариваемого решения недействительным.

Пунктом 14 статьи 101, пунктом 12 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации пред­усмотрено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены выше­стоящим налоговым органом или судом решения на­логового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Из материалов дела следует, что налоговый ор­ган в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса Рос­сийской Федерации принял оспариваемое решение через четыре месяца после события налогового пра­вонарушения - истечения указанного в требованиях срока для предоставления документов. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства про­ведения иных мероприятий налогового контроля, позволяющих применить статью 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, в ходе которых Ин­спекцией были обнаружены факты, свидетельствую­щие о совершении налогового правонарушения.

Кроме того, в нарушение пункта 12 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации нало­говый орган не обеспечил возможности лица, в от­ношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможно­сти этого лица представить объяснения».

Статья 101 НК РФ более детально регулирует по­рядок рассмотрения дел о налоговых правонаруше­ниях, обнаруженных налоговым органом в процессе выездной (камеральной) налоговой проверки.

Статья 101.4 НК РФ, можно сказать, является усеченным порядком рассмотрения дел о налоговых правонарушениях. В связи с этим следует выделить ряд полномочий, которые отсутствуют у налогового органа в процессе производства по делу о налого­вом правонарушении в соответствии с положениями ст. 101.4 НК РФ, по сравнению с полномочиями, ука­занными в ст. 101 НК РФ:

-      ст. 101.4 НК РФ не позволяет налоговому органу назначить дополнительные мероприятия налогового контроля;

-      ст. 101.4 НК РФ не предусматривает права нало­гового органа отложить рассмотрение акта о совер­шении налогового правонарушения и приобщенных материалов и документов;

-      ст. 101.4 НК РФ не содержит права налоговой службы применить обеспечительные меры для ис­полнения принятого решения о привлечении к на­логовой ответственности.

Согласно п. 1 ст. 101.4 НК РФ при обнаружении признаков налогового правонарушения должност­ным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение.

Налогоплательщик вправе отказаться подписы­вать составленный акт. Составление акта о налоговом правонарушении знаменует начало привлечения к налоговой ответственности. Факт совершения нало­гового правонарушения устанавливается руководи­телем (заместителем) налогового органа в процессе рассмотрения акта, иных материалов и документов по правилам ст. 101.4 НК РФ.

«В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогово­го органа:

1)   устанавливает, допускало ли лицо, в отноше­нии которого был составлен акт, нарушения законо­дательства о налогах и сборах;

2)   устанавливает, образуют ли выявленные нару­шения состав налоговых правонарушений, содержа­щихся в настоящем Кодексе;

3)   устанавливает, имеются ли основания для при­влечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение налогового пра­вонарушения;

4)   выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правона­рушения» (п. 7 ст. 101.4 НК РФ).

Выявление признаков любого налогового право­нарушения происходит в процессе осуществления мероприятий налогового контроля, которые явля­ются формой реализации налогового контроля. В со­ответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ, «налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых орга­нов в пределах своей компетенции посредством на­логовых проверок, получения объяснений налого­плательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извле­чения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом».

Анализ п. 1 ст. 101.4 НК РФ и п. 1 ст. 82 НК РФ по­зволяет сделать следующие выводы:

-       обнаружение признаков совершения налогово­го правонарушения возможно лишь в рамках прове­дения налоговой службой мероприятий налогового контроля;

-       обнаружить признаки налогового правонару­шения вправе непосредственно сотрудники налого­вой службы, проводящие контрольные мероприя­тия, которые и обязаны составить акт.

Нарушение данных требований станет основани­ем для признания в суде решения о привлечении к налоговой ответственности незаконным. Нужно об­ратить внимание, что решение, принятое в порядке ст. 101.4 НК РФ, не подлежит апелляционному обжа­лованию, т. е. возможно сразу обращаться в суд.

«...основанием для применения статьи 101.4 Кодекса является самостоятельное выявление нало­говым органом фактов совершения налогоплатель­щиком налоговых правонарушений и фиксация его в акте.

В рассматриваемом случае суды первой и апел­ляционной инстанций установили, что непредстав­ление Обществом налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов дея­тельности за 4 квартал 2005 года обнаружено сотруд­никами вышестоящего налогового органа - Меж­региональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 8 в ходе выездной налоговой проверки Общества, прове­денной за период с 01.01.2004 по 31.12.2005.

В принятом в порядке, установленном в статье 101 Налогового кодекса Российской Федерации, ре­шении от 08.11.2007 № 13-12/01 Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 8 отражено, что Общество в течение 2004, 2005 годов не пред­ставляло налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход. Данные декларации Общество представило 05.10.2007 и уплатило по ним в бюджет суммы налога и пеней, в связи с чем в привлечении

ОАО «Автодизель» к налоговой ответственности от­казано.

Судами также установлено, что проверку пред­ставленной налогоплательщиком налоговой декла­рации по единому налогу на вмененный доход за 4 квартал 2005 года либо иные мероприятия налого­вого контроля, предусмотренные Налоговым кодек­сом Российской Федерации, Инспекция не прово­дила. Оспариваемое решение принято Инспекцией 01.02.2008, то есть после выездной проверки, прове­денной Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплатель­щикам № 8.

С учетом изложенного суды пришли к правиль­ному выводу о том, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для принятия в соответствии со статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федера­ции оспариваемого решения о привлечении Обще­ства к налоговой ответственности по пункту 2 ста­тьи 119 Кодекса. Действующим законодательством не предусмотрена возможность принятия двух решений по одному и тому же налоговому правонарушению.

При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное требование и признали недействительным решение Инспекции от 01.02.2008 № 889».

Форма акта о налоговом правонарушении и тре­бования к его составлению устанавливаются феде­ральным органом исполнительной власти, уполно­моченным по контролю и надзору в области налогов и сборов - п. 3 ст. 101.4 НК РФ. Форма акта и требо­вания к его оформлению утверждены приказом ФНС от 13.12.2006 г. № САЭ-3-06/860@.

Статья 101.4 НК РФ не устанавливает срока, в тече­ние которого должен быть составлен акт о налоговом правонарушении. В день обнаружения признаков правонарушения или в иной срок? По этому пово­ду высказался Минфин РФ. В письме от 22.01.2009 г. № 03-02-08-7 финансисты пришли к выводу, что если в п. 1 ст. 101.4 НК РФ срок составления акта опреде­лен событием обнаружения фактов, говорящих о на­логовых правонарушениях, то оформить его нужно не позднее одного рабочего дня с момента их выявле­ния. Представляется, что данный срок нужно устано­вить в законе.

Статья 101.4 НК РФ не устанавливает срока, в те­чение которого акт должен быть вручен налогопла­тельщику. Пункт 4 статьи 101.4 НК РФ лишь указыва­ет, что при уклонении от получения акта налоговый орган отправляет акт по почте. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.

Статья 101.4 НК РФ также не устанавливает спе­циального срока, по истечении которого решение налогового органа считается вступившим в силу. Это позволяет сделать вывод, что решение, принятое в порядке ст. 101.4 НК РФ, вступает в силу в момент принятия.

По результатам рассмотрения акта и приложен­ных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выно­сит решение:

-      о привлечении лица к ответственности за нало­говое правонарушение;

-      об отказе в привлечении лица к ответственно­сти за налоговое правонарушение.

Согласно п. 11 ст. 101.4 НК РФ копия решения вручается налогоплательщику или передается иным способом, свидетельствующим о дате ее получения этим лицом (его представителем), но закон вновь не устанавливает срок передачи налогоплательщику принятого решения.

Согласно п. 12 ст. 101.4 НК РФ принятое решение подлежит отмене в следующих случаях:

-      несоблюдение должностными лицами налого­вых органов требований, установленных НК РФ;

-      нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля;

-      иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного ре­шения.

К существенным условиям процедуры рассмо­трения акта и иных материалов мероприятий нало­гового контроля законом относятся:

-      обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя;

-      обеспечение возможности данному лицу пред­ставить свои объяснения.

Привлекаемое к ответственности лицо вправе представить объяснения в письменной или в устной форме. Объяснения представляют собой возражения по акту в целом или по его отдельным положениям и являются одним из видов доказательств по делу.

Письменные возражения и приобщенные к ним документы могут быть представлены налогоплатель­щиком в течение 10 дней со дня получения акта (п. 5 ст. 101.4 НК РФ), нарушение данного срока не будет препятствием для приобщения указанных докумен­тов к материалам дела (п. 7 ст. 101.4 НК РФ).

При рассмотрении акта заслушиваются объ­яснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства. Не допускается использование доказательств, полученных с наруше­нием НК РФ, - данное положение введено с 01.01.09 г. и направлено на защиту интересов привлекаемого к ответственности лица.

На основании вынесенного решения о привлече­нии к налоговой ответственности правонарушителю направляется требование об уплате пеней и штрафа (п. 10 ст. 101.4 НК РФ).

Процедура привлечения к налоговой ответствен­ности в порядке ст. 101.4 НК РФ представляет собой механизм, который позволяет налоговым органам более оперативно по сравнению с порядком, установ­ленным ст. 101 НК РФ, возбуждать и рассматривать дела о налоговых правонарушениях, совершенных в налоговой сфере.

Вместе с тем, необходимо более детально уре­гулировать некоторые процедурные вопросы. Так, в ст. 101.4 НК РФ следует четко установить:

-      срок составления акта о налоговом правонару­шении;

-      срок вручения составленного акта о налоговом правонарушении;

-      срок и порядок вступления в силу решения, принятого в порядке ст. 101.4 НК РФ;

-      порядок обжалования принятого в порядке ст. 101.4 Нк РФ решения.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика