Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Н.Б. Пастухова:
ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИНАДЛЕЖИТ БУДУЩЕЕ!
Интервью с  Пастуховой Надеждой Борисовной, доктором юридических наук, профессором кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), почетным работником высшего профессионального образования

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Современные тенденции реализации задач уголовного и уголовно-исполнительного законодательства деятельностью органов внутренних дел и органов исполнения наказаний
Научные статьи
10.04.13 10:27


  
ЕврАзЮж № 1 (20) 2010
Уголовно-исполнительное право
Миронов Р.Г.
Современные тенденции реализации задач уголовного и уголовно-исполнительного законодательства деятельностью органов внутренних дел и органов исполнения наказаний
Настоящая статья посвящена современным аспектам деятельности органов внутренних дел и органов исполнения наказаний по реализации основополагающих задач, закрепленных в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве, по поддержанию правопорядка и общественной безопасности в системе защиты прав, свобод и законных интересов граждан. В работе определены виды и способы, фор­мы и приемы, а также методы их выполнения.
     

Известно, что задачи и функции не тождественны. За­дача определяет способ и характер действий. Она являет­ся идеальным представлением о чем-либо, основанным на прошлом опыте и требующим разрешения в настоящее время. Зависимость функций от задач проявляется в том, что задачи обуславливают само существование функций, определяют их содержание, а также воздействуют на фор­мы и методы их осуществления. Функция определяется как внешнее проявление свойства какого-либо объекта в определенной системе отношений. Таким образом, функ­ции органов внутренних дел и органов исполнения нака­заний (далее ОВД и ОИН) должны проявляться в области управления при обеспечении правопорядка и безопасно­сти и устанавливаться соответствующими нормативными актами. К таким актам относятся Концепция националь­ной безопасности РФ, а также законы РФ «О милиции», «О безопасности», «Об учреждениях и органах, испол­няющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральный закон «О содержании под стражей подозре­ваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и кон­цептуальные положения, характеризующие совместную деятельность ОВД и ОИН по обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов личности, общества и госу­дарства.

Закон РФ «О милиции», как и закон РФ «Об учрежде­ниях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» не регламентирует деятельность ОВД и ОИН в целом. Эти законы регламентирует общее на­правление деятельности только милиции и учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лише­ния свободы, права и обязанности отдельных сотрудников. Однако для органов внутренних дел и органов исполнения наказаний в их деятельности по поддержанию правопо­рядка и безопасности перечень общих задач, указанных в упомянутых законах, не является полным. Если в законах такого перечня задач нет, то более подробно они должны быть перечислены в отдельных положениях.

Формулирование общих задач не может конкретизи­ровать весь объем деятельности ОВД и ОИН по поддержа­нию правопорядка и безопасности в системе защиты прав, свобод и законных интересов граждан. В принципе, общие задачи остаются теми же, что и при обеспечении обще­ственной безопасности, меняются только вид и способы, формы и приемы, а также методы их выполнения.

Задачи названной деятельности органов внутренних дел и органов исполнения наказаний могут быть опреде­лены в соответствующих законодательных актах, постанов­лениях Правительства России и ведомственных актах, ко­торые не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Детальную разработку следует проводить, конкретизируя функции применительно к направлениям и видам рассматриваемой деятельности ОВД и ОИН.

Необходимо отметить, что изучаемая проблема дея­тельности ОВД и ОИН рассматривается через призму це­лей и задач так называемых законов «криминального цик­ла», основу которых составляют уголовный (далее УК РФ), уголовно-процессуальный (далее УПК РФ) и уголовно­исполнительный (далее УИК РФ) кодексы.

Центральное место в деятельности ОИН и в системе обеспечения уголовно-исполнительного законодательства занимает УИК РФ, где впервые для данной отрасли зако­нодательства урегулировано исполнение всех видов на­казаний и иных мер, предусмотренных Уголовным кодек­сом Российской Федерации. УИК РФ как законодательный акт сводного характера охватывает всю важнейшую часть нормативного материала уголовно-исполнительного за­конодательства и на основе единых принципов достаточно детально, непосредственно и полно регулирует обществен­ные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний. УИК РФ - это закон, рассчитанный на длительный период действия и излагающий в систематизированном виде кон­кретные правовые нормы, определяющие общие положе­ния реализации наказания и регулирующие исполнение всех видов уголовных наказаний. По сути дела, для регла­ментации каждого их отдельного вида, закрепленного в УИК РФ, мог бы быть издан отдельный закон. Связь между этими потенциальными законами в УИК РФ доведена до такой степени совершенства, что позволяет говорить о нем как о своеобразном отраслевом своде нормативных пред­писаний, пронизанных едиными подходами, обобщения­ми, принципами.

В настоящее время кроме УИК РФ в систему уголовно­исполнительных законов входят:

1)    Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреж­дениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[4] - определяет принципы, задачи и правовые основы деятельности уголовно-исполнительной системы и ее организационную структуру, а также организационно-правовые основы деятельности учрежде­ний, исполняющих наказания. Закон закрепляет права и обязанности персонала уголовно-исполнительной систе­мы, их правовую и социальную защиту;

2)    Федеральный закон от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» - содержит отлагательные нормы об исполнении наказаний в виде обязательных работ, огра­ничения свободы, ареста;

3)    Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» - в дополнение к УИК РФ устанавливает порядок исполнения уголовного наказания в виде штрафа;

4)    федеральные законодательные акты, принятие ко­торых прямо предусмотрено УИК РФ, в том числе об об­щественном контроле за обеспечением прав осужденных в учреждениях и органах, исполняющих наказания, и о со­действии общественных объединений их деятельности; о социальной помощи лицам, отбывшим наказание, и кон­троле за их поведением; о помиловании и др.

Государственной Думой Федерального Собрания Рос­сийской Федерации издано Постановление от 16 сентя­бря 2003 г. № 4332-Ш ГД о проекте Федерального закона № 11807-3 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельно­сти». Данный Закон призван урегулировать обществен­ные отношения, возникающие в связи с осуществлением общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (речь идет об изоля­торах временного содержания (ИВС ОВД) и следственных изоляторах (СИЗО ОИН)) и содействием общественных объединений их деятельности. Это, к сожалению, значи­тельно сужает предмет Закона, распространяя его действие исключительно на учреждения, обеспечивающие изоля­цию осужденных от общества, тогда как ч. 2 ст. 23 УИК РФ предусматривает осуществление общественного контроля за всеми учреждениями и органами, исполняющими на­казание. Вне общественного контроля остается исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужден­ного от общества, и институт условного осуждения.

Следовательно, перечисленные законодательные акты представляют собой собственно уголовно-исполнительное законодательство.

Особое положение в законодательстве, регламенти­рующем деятельность ОВД и ОИН, занимает Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стра­жей подозреваемых и обвиняемых в совершении престу­плений». С одной стороны, этот Закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиняе­мых в совершении преступлений. Тем самым его предмет отличен от предмета уголовно-исполнительного законо­дательства. С другой стороны, на администрацию СИЗО наряду с реализацией мер уголовно-процессуального при­нуждения возложены функции исправительных учреж­дений по исполнению лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяй­ственному обслуживанию следственных изоляторов (ст. 16 УИК РФ), а также в отношении лиц, осужденных на срок не свыше 6 месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия (ч. 1 ст. 74 УИК РФ). Указанные обстоятель­ства позволяют условно отнести рассматриваемый Закон к уголовно-исполнительному законодательству в узком смысле.

Цели уголовно-исполнительного законодательства определены в ч. 1 ст. 1 УИК РФ. Ими являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых престу­плений как осужденными, так и иными лицами.

В отличие от ранее действовавшего исправительно­трудового закона (ст. 1 ИТК РСФСР), который практи­чески дословно воспроизводил формулировку ст. 20 УК РСФСР, определяющей цели наказания, современные цели уголовно-исполнительного законодательства несколько от­личаются от целей наказания, закрепленных в ч. 2 ст. 43 УК РФ. Отсутствие в ст. 1 УИК РФ цели восстановления со­циальной справедливости объясняется тем, что указанная цель в большей мере достигается на стадии назначения уго­ловного наказания, когда в зависимости от характера и сте­пени общественной опасности преступления и личности виновного решается вопрос о выборе вида уголовного на­казания, его срока или размера либо о применении гуман­ного акта (освобождение от уголовной ответственности или от наказания). Уголовно-исполнительное законодательство не может усиливать карательный потенциал наказания, предусмотренный уголовным законом.

Исправление осужденных закреплено в УК РФ и УИК РФ как цель уголовного наказания и уголовно­исполнительного законодательства. В доктрине уголовного права преобладает мнение о том, что цель исправления считается достигнутой, если осужденный после отбытия наказания (не важно, в силу каких причин) больше не со­вершает преступлений (так называемое юридическое ис­правление). В науке уголовно-исполнительного права и пенитенциарной педагогике исправление рассматрива­ется в качестве результата комплексного воздействия на личность осужденного, которое превращает его в безопас­ного и безвредного для общества человека (нравственное исправление). Вместе с тем степень исправления конкрет­ного осужденного всегда индивидуальная, следовательно, и достижение цели исправления может быть разным. Глав­ное здесь - изменить искаженные нравственные ориента­ции осужденного, обусловливающие совершение престу­плений, на позитивные социально полезные. Поэтому в ч. 1 ст. 9 УИК РФ исправление осужденных определяется как формирование у них уважительного отношения к че­ловеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопо­слушного поведения. Исправление является главной лини­ей уголовно-исполнительного законодательства, на указан­ном понятии базируется большинство норм УИК РФ.

Цель предупреждения совершения новых преступле­ний реализуется по двум направлениям. Первое - недо­пущение преступлений со стороны осужденных во время отбывания ими уголовного наказания (специальное пред­упреждение) - осуществляется путем применения к этим лицам системы предусмотренных УИК РФ профилакти­ческих мероприятий. Они особенно разнообразны, когда исполняются такие виды наказаний, как лишение свободы, арест (вооруженная охрана, надзор, контроль, применение специальных средств и другие меры по обеспечению режи­ма). При исполнении других наказаний применяется иная система предупредительных мер, основное место в которой занимает контроль за поведением осужденного и соблюде­нием им порядка и условий отбывания назначенного нака­зания со стороны администрации учреждения или органа, исполняющего данный вид уголовного наказания.

Вторым направлением является общее предупрежде­ние преступлений иными лицами. В отношении бывших осужденных применяется система мер социальной реаби­литации, контроля и надзора, ориентированных на недо­пущение данными лицами новых преступлений. В отно­шении остальных неустойчивых граждан сдерживающим фактором в совершении ими преступлений должен высту­пать сам достаточно жесткий порядок и условия отбыва­ния уголовного наказания, когда существенным образом ограничиваются права и свободы человека.

Цели уголовно-исполнительного законодательства до­стигаются путем решения конкретных задач. В части 2 ст. 1 определяются основные из них: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в со­циальной адаптации. Более частные задачи указываются в ряде других норм и отдельных правовых институтах УИК РФ, регулирующих конкретные правоотношения в сфере исполнения наказаний (например, режим в исправитель­ных учреждениях, воспитательную работу с осужденными, организацию их общественно полезного труда и др.).

В общем виде, задача - это то, что требует решения. Если говорить языком уголовного и уголовно-исполнительного права, то их задачи совпадают с задачами уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Часть 1 ст. 2 УК РФ к ним относит охрану от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации, а также обеспечение мира и безопасности человечества, предупреждение преступлений. Уголовно­исполнительный закон Российской Федерации (см. ст. 1 УИК РФ) имеет своими целями не только предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, но и ставит задачи по их исправлению, а также регулированию порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определению средств исправления осужденных, охране их прав, свобод и законных интересов, оказанию осужденным помощи в социальной адаптации.

Задача регулирования порядка и условий исполне­ния и отбывания наказаний является приоритетной для уголовно-исполнительного законодательства и выражается в определении предмета правовой регламентации обще­ственных отношений, возникающих в этой сфере. При­чем уголовно-исполнительное законодательство в главах Особенной части устанавливает как порядок исполнения, так и порядок отбывания отдельных видов уголовного на­казания. Порядок исполнения наказания выступает как система нормативных предписаний об исполнении кон­кретного уголовного наказания, адресованных персоналу учреждений или органов, его осуществляющих. Порядок отбывания наказания представляет собой нормы, устанав­ливающие уклад, образ жизни и правила поведения осуж­денного в период отбывания конкретного вида уголовного наказания.

Задача определения средств исправления осужденных предполагает не только формулирование в отдельной нор­ме УИК РФ совокупности наиболее доступных и эффек­тивных в современных условиях средств достижения цели исправления осужденных, но и определение механизма их реализации в нормах и институтах Особенной части УИК РФ применительно к конкретному виду уголовного нака­зания.

Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных решается посредством закрепления в УИК РФ основ правового положения осужденных, основных их обя­занностей и прав, детализации правового статуса осужден­ных к различным видам уголовных наказаний. В уголовно­исполнительном законодательстве регламентируется механизм обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных, который, в частности, включает систему раз­ностороннего контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания (ст. 19-24 УИК РФ, ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения сво­боды»).

Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации реализуется в общем виде в нормах уголовно­исполнительного законодательства, определяющих при­менение к осужденным основных средств исправления. Эти нормы, с одной стороны, призваны позитивно воз­действовать на сознание осужденного во время отбывания наказания, с другой стороны, формировать его мировоз­зрение, навыки и умения, необходимые для жизни после отбытия наказания. Так, получение общего или профес­сионального образования во время отбывания наказания в виде лишения свободы позволяет осужденному быстрее и качественно решить проблему получения работы после освобождения из исправительного учреждения. Специаль­но на оказание осужденным помощи в рессоциализации направлены нормы гл. 22 УИК РФ, в которых определен по­рядок деятельности администрации учреждений по оказа­нию помощи осужденным при освобождении, содействию им в трудовом и бытовом устройстве и контролю за ними.

Решение данных задач обеспечивается социально­экономической базой и всем правовым механизмом государства, конкретной деятельностью ОВД и ОИН и иных государственных органов, а также участием обществен­ных формирований, трудовых коллективов и отдельных граждан. Следовательно, из задач уголовного и уголовно­исполнительного законодательства следует, что одной из основных управленческих функций ОВД и ОИН является охранительная - защита практически всей системы обще­ственных отношений от противоправных посягательств.

Напрямую с названной соприкасается предупреди­тельная функция, так как охранять - значит не только за­щищать объект, отражая посягательства, но и предупре­ждая их. В отношении всех граждан предупредительная функция реализуется путем воздействия на них уголовно­правового запрета, угрозы наказания за его нарушение и реального назначения уголовных наказаний (общее предупреждение). В отношении же лица, совершившего преступление, - реализацией конкретной меры уголовно­правового воздействия (специальное предупреждение).

Уголовно-правовые и уголовно-исполнительные сред­ства предупреждения преступлений можно одновременно рассматривать и как средства воспитания. Определяя ори­ентиры поведения, оценивая проступки и т. п., уголовный и уголовно-исполнительный законы также реализуют функцию воспитания.

Кроме основных функций, в теории права и управ­ления имеется понятие «обеспечивающие функции», то есть определяющие выполнение основных.5 Именно через обеспечивающие функции возникает возможность рас­смотрения основных направлений совместной деятель­ности ОВД и ОИН по реализации уголовного и уголовно­исполнительного законодательства. Однако это другая проблема, которая должна рассматриваться через призму организации взаимодействия исследуемых органов как основной функции выполнения задач в системе социаль­ного и государственного управления по обеспечению не только общественной безопасности и правопорядка, но и национальной безопасности Российской Федерации.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика