Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Организационно-правовое обеспечение функционирования психологических служб в концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации 2009–2020 гг.
Научные статьи
10.04.13 10:31


  
ЕврАзЮж № 1 (20) 2010
Уголовно-исполнительное право
Бережнова Н.Д.
Организационно-правовое обеспечение функционирования психологических служб в концепции развития  уголовно-исполнительной системы Российской Федерации 2009–2020 гг.
В статье представлены предложения, разработанные в рамках усовершенство­вания Концепции развития УИС РФ 2009–2020 гг., касающиеся организационно- правового обеспечения психологической работы, принципиально отличительных характеристик направлений работы психологических служб и лабораторий, а также определения этапов развития психологических служб УИС РФ до 2020 г.
     

Сочетает эти качества прихожая, изготовленная на заказ и учитывающая все потребности хозяев и особенности помещения. Мебель на заказ вся подробная информация на сайте http://meblilux.net


Основной целью Концепции развития уголовно-ис­полнительной системы Российской Федерации 2009­2020 гг. является оптимизация уголовно-исполнительной системы, включая развитие в единстве и взаимосвязи рабо­ты психологических служб и других структурных подраз­делений УИС, основанное на создании совместных инфор­мационных систем и организационно-правовом обеспече­нии данного взаимодействия.

Концепция диктует совершенствование индивиду­альных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному. Важен учет социально-демогра­фических, уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и индивидуально-психологических характеристик личности на основе принципа дифференцированного подхода к ра­боте с различными категориями осужденных в зависимо­сти от вида ИУ. Психологическое обеспечение исполнения наказаний возложено на специальные службы, которые осуществляют целенаправленную работу по психологиче­скому сопровождению деятельности сотрудников учреж­дений УИС и исправлению лиц, отбывающих наказание. Для этого психологическим службам необходимо решить организационно-правовые проблемы, возникающие в про­цессе их функционирования. В связи с вышесказанным мы предлагаем внести следующие дополнения в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации 2009-2020 гг.:

1.     Подготовить программу мониторинга исправления осужденных - постоянного научно-исследовательского про­цесса, включающего в себя комплексы психодиагностиче­ских методик, программы психокоррекционных и психо­терапевтических мероприятий, психопрогноз, проводимые в специально запланированные периоды и отраженные в нормативно-правовых документах, с целью выявления уров­ня исправления личности обследуемого и эффективности применяемых методик. Составить индивидуально-исправи­тельные характеристики осужденных, их социально-психоло­гические портреты применительно к различным периодам и этапам отбывания наказания. Оп-ределить уровень ис­правления осужденных как степень изменения их личност­ных характеристик, а также уровень принятия личностью общественных норм, ценностей и степени осознания вины.

2.    Разработать модель управления психологической службой, программы маркетинга различных направлений психологической деятельности по обеспечению испра­вительной работы с осужденными в условиях гуманиза­ции УИС, работы с кадрами в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, работы по прогнози­рованию и предупреждению нарушений дисциплины и законности в УИС.

3.    Создать информационные системы, обеспечиваю­щие взаимодействие региональных психологических служб и структурных подразделений УИС, для осуществления внутренних и внешних контактов, эффективного обмена информацией, ее сбора, анализа и интерпретации.

4.    Разработать индивидуальные программы исправ­ления осужденных (мониторинг исправления), индивиду­альные программы работы с сотрудниками по вопросам профессиональной адаптации и деформации (кадровый мониторинг) для развития индивидуально-личностного и дифференцированного подходов психологической практи­ки УИС.

5.    Подготовить нормативно-правовые документы по использованию зарубежного опыта психологических служб в отечественной психологической практике по сле­дующим направлениям:

-      разработка индивидуальных программ ресоциали­зации для спецконтингента;

-      прогнозирование результатов психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий;

-      создание экспертной комиссии по выработке психо­логической позиции по применению льгот и мероприятий по подготовке к освобождению;

-      включение в функции психологических служб су- первизии деятельности сотрудников учреждений пенитен­циарной системы.

6.     Подготовить нормативно-правовые документы для обеспечения единства воспитательной и психологической функций и регламентации отношений между структурны­ми подразделениями УИС в сфере исправления и ресоци­ализации осужденных.

7.     Создать программы мероприятий психологических служб, направленных на исправление осужденных и диф­ференцированных по условиям реализации в двух аспек­тах: пенитенциарном и постпенитенциарном. Пенитенци­арный аспект предполагает использование современных методов психологии, направленных на исправление осуж­денных, а постпенитенциарный - преемственность и взаи­модействие с соответствующими органами, учреждениями и организациями, общественными объединениями с це­лью активизации их участия в последующем исправлении и ресоциализации осужденных.

8.     Разработать план развития профессиональной ком­петенции сотрудников психологических служб уголовно­исполнительной системы Российской Федерации, включая следующие компоненты: профессиональные базовые зна­ния и умения; высокий уровень социальной культуры и со­циальной адаптации; интеллектуальное развитие и позна­вательную активность; нервно-психическую устойчивость личности и стабильное эмоциональное функционирова­ние; коммуникативную компетентность; организованное управляемое поведение.

9.     Разработать профессиограммы сотрудников психо­логической службы УИС, включая следующие професси­ональные функции: когнитивную, коммуникативную, тре­нерскую, консультативную, валеологическую, научно-ис­следовательскую. Ввести научное рецензирование всех авторских разработок сотрудников психологических служб.

10.  Создать федеральную информационную систему, отвечающую за составление психологических прогнозов и плана мероприятий по предупреждению негативных явле­ний в учреждениях УИС.

11.  Разработать положения и инструкции о нормах взаимодействия психологической службы и каждого струк­турного подразделения учреждений УИС с целью разгра­ничения полномочий, прав, обязанностей и ответствен­ности.

12.  Учитывать современный рост профессионализма и организованной преступности при разработке положений об административной ответственности сотрудников психо­логических служб учреждений УИС за неквалифицирован­ную деятельность, разработать программу психологическо­го просвещения осужденных на различных мероприятиях психологической практики с привлечением осужденных в должности помощников психолога.

13.  Подготовить план мероприятий по работе с осуж­денными, находящимися в состоянии повышенной изоля­ции, план мероприятий по изучению состава осужденных, причин роста организованной преступности и усиления влияния различного рода преступных группировок.

14.  Разработать программу мониторинга результатив­ности предупредительной и исправительной деятельности психологических служб.

15.  Реализовать организационные меры в работе пси­хологических служб с осужденными:

-       создать систему психологического контроля с ис­пользованием современных достижений психологии с це­лью прогнозирования противоправных действий со сторо­ны как спецконтингента, так и сотрудников УИС;

-      разработать программу психолого-воспитательного воздействия на спецконтингент в условиях повышенного уровня изоляции;

-      определить систему просветительских мер с целью усиления ответственности в рамках гуманизации исполне­ния наказания, а также профилактических мер по устране­нию ложных трактовок расширения прав осужденных;

-          создать при психологических службах УИС информационно-аналитический отдел с целью выявления криминогенных факторов для своевременного информа­ционного обеспечения соответствующих структурных под­разделений, организации их совместной деятельности и осуществления предупредительных мер;

-      разработать программу мониторинга социально­психологической обстановки в производственных бригадах, отрядах, отделах, учреждениях; межличностных отноше­ний в группе осужденных; статуса отдельных правонару­шителей и спектра их влияния; межгрупповых конфлик­тов; преобладающих настроений в ИУ и других факторов, существенно влияющих на оперативную обстановку;

-      разработать структуру социально-психотерапевти­ческого отделения для исправительной работы осужден­ных, имеющих акцентуации и патологии характера.

16.     Осуществить реализацию комплекса организаци­онных мер в работе психологических служб с сотрудника­ми учреждений УИС:

-      создать программу тренингов для отработки навы­ков предупредительной деятельности персонала и контро­ля данной деятельности;

-      разработать программу кадрового мониторинга для построения алгоритма индивидуальной работы с сотруд­никами по проблемам профессиональной деформации;

-      разработать курсы повышения квалификации, атте­стации и супервизии деятельности сотрудников и руково­дителей учреждений по основным направлениям пенитен­циарной криминологии и практической пенитенциарной психологии;

-      разработать программу подготовки руководителей- психологов по постановке задач психологам-практикам, программы курсов по повышению уровня знаний воспита­телей, начальников отрядов, начальников отделов учреж­дений УИС в области современной пенитенциарной пси­хологии;

-      разработать совместные семинары руководителей психологических служб и руководителей учреждений УИС.

17.     Осуществить реализацию комплекса организаци­онных мер в работе психологических служб и в случаях их взаимодействия с другими службами и структурными под­разделениями УИС:

-      составить программу организации взаимодействия психологической службы и структурных подразделений учреждений УИС с распределением функциональных обя­занностей в процессе взаимодействия и разграничением полномочий, прав, обязанностей, ответственности между структурными подразделениями;

-      создать организационно-контрольные программы по этапному отслеживанию результатов мониторинга эф­фективности применяемых методов местных служб, по контрольным психодиагностическим срезам региональны­ми психологическими службами (отделами);

-      разработать программу преемственности и обрат­ной связи (психологическая служба - структурные под­разделения; психологическая служба - исправительные центры; психологическая служба - центры ресоциализа­ции, реабилитации; психологическая служба - местные ОВД; психологическая служба ВК - психологическая служ­ба ИУ; психологическая служба - лечебные учреждения и т. д.);

-     разработать программу курсов повышения квали­фикации для пенитенциарных психологов с целью разви­тия профессионально важных качеств и юридического обе­спечения их деятельности;

-     создать структуру психологических служб как само­стоятельных подразделений, состоящих из определенных отделов: отдела мониторинга для психодиагностического обследования осужденных и сотрудников, составления пси­хологических карт для специального пользования структур­ными подразделениями; отдела тренинговых технологий для учета составленных психологических карт, разработки и проведения тренингов, направленных на психологиче­ское обеспечение деятельности сотрудников учреждения и исправление, ресоциализацию осужденных; кадрового агентства для последующего трудоустройства осужденных.

18. В рамках задач исправления и наказания опреде­лить психологическую помощь осужденным как помощь в осознании преступного деяния, развитии чувства вины и формировании установки на исправление. Разработать нормативно-правовую основу психотерапевтической и психокоррекционной работы. Раскрыть содержание пси­хологической помощи через определение основных состав­ляющих пенитенциарной психологической практики:

-     помощь осуждённым в понимании и осознании круга вопросов, которые важно решать совместно с психо­логом;

-     помощь в восстановлении нарушенных социальных связей;

-     помощь в адаптации к условиям отбывания нака­зания;

-     помощь в коррекции враждебности по отношению к персоналу;

-     помощь в овладении профессиональными и обще­образовательными знаниями;

-     помощь осужденным, имеющим акцентуации, пато­логии характера, нарушения психического здоровья, в при­нятии социально приемлемого поведения;

-     помощь в развитии ориентации на общественную, полезную деятельность;

-     помощь в повышении уровня правосознания, соци­альной ответственности;

-     помощь в переориентации и преодолении дисгар­монии и дезадаптации личности;

-     помощь в осознании совершенных противоправных действий, развитии чувства вины и ориентации на пра­вильный выбор жизненного пути;

-     помощь в определении социально приемлемых дей­ствий;

-     помощь в коррекции негативизма в отношении офи­циальных властей, в особенности правоохранительных ор­ганов;

-     помощь в развитии толерантности к религиозным конфессиям;

-     помощь в определении жизненных целей, в разра­ботке программы подготовки к ним в условиях отбывания наказания и программы их реализации после освобожде­ния и т. д.

Вышеуказанные составляющие пенитенциарной психологической практики определяют направления психологической работы в учреждениях УИС. Во всех пра­воохранительных органах существует четкое разделение функций психологических служб и психологических лабо­раторий. Психологические службы занимаются вопросами психологического обеспечения и сопровождения, а психо­логические лаборатории - мониторингом и научными ис­следованиями. Психологические службы функционируют в различных структурах правоохранительных органов, а пси­хологические лаборатории - в научно-исследовательских институтах. В качестве примера четкого распределения функций между службой и лабораторией можно привести МВД, ФСБ, ВС, Таможенные органы.

В приказах УИС прослеживается взаимозаменяемость разных по определению и назначению понятий (служб и лабораторий). По своему назначению и направлениям ра­боты на современном этапе психологические лаборатории в учреждениях УИС полностью соответствуют психологи­ческим службам. А психологическая служба Главка, как ее принято называть, Научно-исследовательского института ФСИН России, обобщая опыт психологов регионов и про­водя научные исследования, претендует на более точное название «Психологическая лаборатория».

Концепция развития уголовно-исполнительной си­стемы Российской Федерации 2009-2020 гг. предъявляет жесткие требования к содержанию и качеству деятельно­сти учреждений УИС и их структурных подразделений. Каждое структурное подразделение должно выполнять свои функции и иметь соответствующее название, про­диктованное современностью. Если более двухсот лет назад пенитенциарная психологическая практика начиналась с поисковых, лабораторных методов, то сегодня имеются социально ориентированные психологические службы, опирающиеся на уже отработанный психодиагностиче­ский материал, основные функции которых заключаются в психологическом обеспечении процессов исправления и наказания, а также психологическом сопровождении дея­тельности УИС.

Это подтверждает и наш анализ исправительно­психологических методов, разработанных за последние два столетия, результаты которого представлены нами в виде этапов развития психологических служб УИС:

1.   Поисковый этап (1800-1860-е гг.). В этот период про­исходит своеобразный научный поиск алгоритма реализа­ции целей наказания через исправление и наказание.

2.   Утверждающий этап (1860-1880-е гг.). Появляются первые научные работы по исправительной психологии, которая предстает как научная основа уголовного права, таким образом происходит определенное утверждение ис­правительной деятельности.

3.   Декларативный этап (1880-1900-е гг.). Период «огла­шения» важных психологических сведений в праве.

4.   Интегративный этап (1900-1980-е гг.) Идет активная разработка интегративных методов исправления.

5.   Социально ориентированный (1980-2020-е гг.). Пси­хологические службы уголовно-исполнительной системы используют и планируют использовать индивидуально­личностный, дифференциальный и гуманистический подходы.

Таким образом, направления работы региональных психологических служб учреждений УИС приобретают определенную социальную ориентацию, а психологиче­ские исследования НИИ ФСИН России - прочную научную основу.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика