Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Актуальные вопросы международно-правового регулирования в области культурного многообразия
Научные статьи
15.04.13 13:02

вернуться

  
ЕврАзЮж № 2 (21) 2010
Международное право
Якубова Н.Г.
Актуальные вопросы международно-правового регулирования в области культурного многообразия
В статье рассматриваются вопросы международно-правового регулирования в области культурного многообразия на основе Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения.

 

В условиях развития глобального информационного общества актуальное значение приобретают вопросы ува­жения, сохранения и развития культурного многообразия.

Культурное многообразие, являясь источником соци­ального и экономического динамизма, способно обогатить человеческую жизнь в XXI веке, поскольку оно способствует творчеству и стимулирует новаторский подход.

Концепция культурного многообразия превратилась в высшую цель культурной политики на международном уровне. Данный тезис подкрепляется Всеобщей деклара­цией о культурном многообразии, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО 2 ноября 2001 года. В статье 1 Декларации подчеркивается, что культурное многообра­зие «является источником обмена, инновации и креатив­ности», который так же необходимо для человечества, как биологическое разнообразие для природы.

Декларация и иные международные правовые доку­менты ЮНЕСКО, касающиеся культурного разнообразия и осуществления культурных прав, легли в основу Конвен­ции об охране и поощрении разнообразия форм культур­ного самовыражения, принятой 20 октября 2005 года в Па­риже на 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО по вопросам образования, науки и культуры. Конвенция вступила в силу 18 марта 2007 года, на февраль 2010 года в ней участвует 104 государства (Россия не участвует) и одна региональная организация экономической интеграции (Европейское Сообщество).

Конвенция определяет культурное разнообразие как многообразие форм, с помощью которых культуры групп и обществ находят свое выражение. Эти формы самовыраже­ния передаются как внутри групп и обществ, так и между ними. В пункте 1 статьи 4 Конвенции подчеркивается, что культурное разнообразие проявляется не только через применение различных средств, с помощью которых куль­турное наследие человечества выражается, расширяется и передается благодаря многообразию форм культурного самовыражения, но и через различные виды художествен­ного творчества, а также производства, распространения, распределения и потребления продуктов культурного са­мовыражения, независимо от используемых средств и тех­нологий.

Основные цели Конвенции сформулированы в ста­тье 1, это:

1)    охрана и поощрение разнообразия форм культур­ного самовыражения. При этом понятие «формы культур­ного самовыражения» означает такие формы самовыра­жения, которые представляют собой результат творчества отдельных лиц, групп или обществ и имеют культурное содержание. Под культурным содержанием понимаются «символический смысл, художественный аспект и те куль­турные ценности, истоками которых является культурная самобытность или которые отображают такую самобыт­ность». Понятие «охрана» означает принятие мер, направ­ленных на сохранение, защиту и увеличение разнообразия форм культурного самовыражения;

2)    создание условий для расцвета и свободного взаимо­действия различных культур на взаимовыгодной основе;

3)    поощрение диалога между культурами в целях обе­спечения более широких и сбалансированных культурных обменов во всем мире в интересах взаимоуважения культур и культуры мира;

4)    поощрение межкультурного взаимодействия в це­лях развития взаимопроникновения культур в духе наве­дения мостов между народами. При этом понятие «меж- культурное взаимодействие» означает существование и равноправное взаимодействие различных культур, а также возможность создания общих форм культурного самовы­ражения на основе диалога и взаимного уважения;

5)    поощрение уважения к разнообразию форм куль­турного самовыражения и повышение осознания ценности этого разнообразия на местном, национальном и междуна­родном уровнях;

6)    подтверждение важности взаимосвязи между куль­турой и развитием для всех стран, в особенности развиваю­щихся, и поддержка действий, предпринимаемых на наци­ональном и международном уровнях с целью обеспечить признание подлинной ценности этой взаимосвязи;

7)   признание особого характера культурной деятель­ности и культурных товаров и услуг как носителей само­бытности, ценностей и смысла. Понятие «культурная дея­тельность и культурные товары и услуги» означает такую деятельность и такие товары и услуги, которые, когда они рассматриваются с точки зрения конкретного свойства, употребления или цели, воплощают или несут в себе фор­мы культурного самовыражения, независимо от своей воз­можной коммерческой ценности. При этом культурная деятельность может быть самоцелью или способствовать производству культурных товаров и услуг;

8)   подтверждение суверенного права государств на поддержку, принятие и осуществление политики и мер, которые они считают надлежащими для охраны и поо­щрения разнообразия форм культурного самовыражения на своей территории. Конвенция вводит специальное по­нятие «культурные политика и меры», что означает такую политику и меры, касающиеся культуры, будь то на мест­ном, региональном, национальном или международном уровнях, которые либо сосредоточены на культуре как та­ковой, либо предназначены для оказания непосредствен­ного влияния на формы культурного самовыражения от­дельных лиц, сообществ или обществ, включая создание, производство, распространение и распределение культур­ной деятельности и культурных товаров и услуг, а также на доступ к ним;

9)   укрепление международного сотрудничества и со­лидарности в духе партнерства, в частности для расшире­ния возможностей развивающихся стран в области охраны и поощрения многообразия форм культурного самовыра­жения.

Сфера применения Конвенции определена в статье 3, согласно которой Конвенция применяется в отношении политики и мер, принимаемых ее участниками в связи с охраной и поощрением разнообразия форм культурного самовыражения. Эти меры поощряются, хотя некоторые из них противоречат принципу либерализации, пропове­дуемому ВТО.

В Конвенции участники подтвердили свое суверенное право разрабатывать и осуществлять свою культурную по­литику и принимать меры по охране и поощрению раз­нообразия форм культурного самовыражения, а также по укреплению международного сотрудничества для дости­жения целей Конвенции. При этом, когда участник осу­ществляет политику и принимает меры по охране и поо­щрению разнообразия форм культурного самовыражения на своей территории, его политика и меры должны соот­ветствовать положениям статьи 5 Конвенции.

Меры участника, направленные на охрану и поощре­ние разнообразия форм культурного самовыражения на своей территории, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Кон­венции могут включать, в частности, следующее:

-      регламентирующие меры, направленные на охрану и поощрение разнообразия форм культурного самовыра­жения;

-      меры, которые надлежащим образом обеспечивают возможности для национальной культурной деятельности и культурных товаров и услуг среди всей совокупности ви­дов культурной деятельности и культурных товаров и услуг, имеющихся на его территории, с точки зрения их создания, производства, распространения, распределения и исполь­зования, включая меры, касающиеся использования языка в связи с такой деятельностью, товарами и услугами;

-     меры, направленные на оказание государственной финансовой помощи;

-     меры, направленные на оказание поддержки неком­мерческим организациям, а также государственным и част­ным учреждениям, творческим работникам и другим спе­циалистам в области культуры в развитии и поощрении свободного обмена и распространения идей, форм куль­турного самовыражения, культурной деятельности и куль­турных товаров и услуг, а также на стимулирование творче­ского и предпринимательского духа их деятельности;

-     меры, направленные на поощрение разнообразия средств информации, в том числе путем развития обще­ственного радиовещания.

В соответствии со статьей 7 Конвенции участники должны стремиться создавать на своей территории такую среду, которая помогает отдельным лицам и социальным группам:

-     создавать, производить, распространять и распреде­лять свои собственные формы культурного самовыражения и иметь к ним доступ. Особое внимание следует уделить потребностям женщин, а также различных социальных групп, включая лиц, принадлежащих к меньшинствам и коренным народам;

-     иметь доступ к различным формам культурного са­мовыражения, возникшим как на их территории, так и в других странах мира.

Каждый участник Конвенции, в силу статьи 8, может определить те особые ситуации, когда формы культурно­го самовыражения на его территории подвержены риску уничтожения, им угрожает серьезная опасность либо они так или иначе нуждаются в срочной защите, и принять любые надлежащие меры по охране и сохранению форм культурного самовыражения в указанных ситуациях в соот­ветствии с положениями Конвенции. При этом участники сообщают Межправительственному комитету (статья 23) о всех мерах, принятых с учетом требований конкретной си­туации, а Межправительственный комитет может вынести соответствующие рекомендации.

В соответствии с положениями статей 9-10, 12-13, 15, 19 Конвенции участники, в частности, должны:

-     представлять раз в четыре года в своих докладах ЮНЕСКО соответствующую информацию о мерах, при­нятых для охраны и поощрения разнообразия форм куль­турного самовыражения на их территории и на междуна­родном уровне;

-     назначать координатора, который отвечает за обмен информацией, касающейся Конвенции;

-     делиться и обмениваться информацией, касающей­ся охраны и поощрения разнообразия форм культурного самовыражения;

-     содействовать лучшему и более глубокому понима­нию важности охраны и поощрения разнообразия форм культурного самовыражения, в частности с помощью про­грамм в области образования и повышения информиро­ванности общественности;

-     сотрудничать с другими участниками и междуна­родными и региональными организациями;

-     прилагать усилия по стимулированию творчества и укреплению производственного потенциала путем раз­работки образовательных программ и программ профес­сиональной подготовки и обменов в области индустрии культуры. Эти меры должны осуществляться таким обра­зом, чтобы они не оказывали негативного воздействия на традиционные формы производства;

-     стремиться включать вопросы культуры в свою поли­тику в области развития на всех уровнях в целях создания условий, способствующих устойчивому развитию, и в этих рамках содействовать учету аспектов, связанных с охраной и поощрением разнообразия форм культурного самовы­ражения;

-     поощрять развитие партнерских отношений между государственным и частным секторами и некоммерчески­ми организациями;

-     обмениваться информацией и специальными знани­ями и опытом, касающимися сбора данных и статистики о разнообразии форм культурного самовыражения, а также информацией о передовой практике его охраны и поощре­ния. При этом ЮНЕСКО, используя существующие меха­низмы в рамках Секретариата, содействует сбору, анализу и распространению всей соответствующей информации, статистических данных и сведений о передовой практике, а также создает и обновляет банк данных по различным сек­торам и частным и некоммерческим правительственным организациям, деятельность которых связана с формами культурного самовыражения;

-     стремиться укреплять свое двустороннее, региональ­ное и международное сотрудничество в целях создания условий, способствующих поощрению разнообразия форм культурного самовыражения, в частности с тем, чтобы со­действовать диалогу между участниками по вопросам куль­турной политики, укреплять стратегический и управленче­ский потенциал государственного сектора в общественных культурных учреждениях посредством культурных обме­нов и обмена передовым опытом между специалистами и на международном уровне, содействовать применению новых технологий и стимулировать партнерские связи в целях расширения обмена информацией и улучшения культурного взаимопонимания, а также поощрения раз­нообразия форм культурного самовыражения.

Особое внимание в Конвенции уделяется пробле­мам развивающихся стран, искоренению нищеты. Так, в статье 16 Конвенции, посвященной вопросу о предостав­лении преференциального режима для развивающихся стран, указано, что развитые страны должны содействовать культурным обменам с развивающимися странами путем предоставления на надлежащей институциональной и юридической основе преференциального режима для их творческих работников и других специалистов и работни­ков в области культуры, а также для их культурных товаров и услуг. Также в статье 14 Конвенции закреплено положе­ние, согласно которому участники должны поддерживать сотрудничество в целях устойчивого развития и сокраще­ния масштабов нищеты, особенно в связи с конкретными потребностями развивающихся стран, для содействия фор­мированию динамичного сектора культуры посредством, в частности, следующего:

-     укрепления индустрии культуры в развивающихся странах. В частности, путем поощрения соответствующе­го взаимодействия между развитыми и развивающимися странами в области музыкального и кинематографическо­го искусства;

-     создания потенциала путем обмена информацией, опытом и специальными знаниями, а также подготовки людских ресурсов в развивающихся странах;

-     передачи технологии и специальных знаний и опыта путем принятия надлежащих мер стимулирования, осо­бенно в области индустрии и предприятий культуры;

-     обеспечения финансовой поддержки. В частности, путем создания Международного фонда культурного раз­нообразия, а также путем использования различных форм финансовой помощи, таких как ссуды под низкий процент, субсидии и другие механизмы финансирования.

Конвенцией был учрежден Международный фонд культурного разнообразия (статья 18), который является целевым фондом (в соответствии с Положением о финан­сах ЮНЕСКО). Средства данного фонда состоят, в частно­сти, из регулярных добровольных взносов участников, а также средств, ассигнованных с этой целью Генеральной конференцией ЮНЕСКО. Внесение взносов в этот фонд не может сопровождаться никакими политическими, эко­номическими или иными условиями, не совместимыми с целями Конвенции. Решение об использовании средств Международного фонда культурного разнообразия при­нимает Межправительственный комитет.

В рамках Конвенции функционируют следующие органы:

-    Конференция участников;

-    Межправительственный комитет.

Конференция участников (статья 22 Конвенции) явля­ется высшим пленарным органом Конвенции. Очередные сессии проходят один раз в два года (по мере возможности в рамках Генеральной конференции ЮНЕСКО), внеоче­редные сессии - в любое время, если Конференция участ­ников примет такое решение или если с такой просьбой в Межправительственный комитет обратится не менее тре­ти участников. Конференция участников принимает свои правила процедуры. Функции Конференции участников состоят, в частности:

-    в избрании членов Межправительственного ко­митета;

-    в получении и рассмотрении докладов участников Конвенции, направленных Межправительственным коми­тетом;

-    в утверждении оперативных руководящих принци­пов, разрабатываемых по ее просьбе Межправительствен­ным комитетом;

-    в принятии иных мер, которые могут быть сочтены необходимыми для содействия достижению целей Кон­венции.

В состав Межправительственного комитета (статья 23 Конвенции) входят представители 24 государств - участни­ков Конвенции, избираемых Конференцией участников на четырехлетний срок. Выборы членов Межправительствен­ного комитета проводятся в соответствии с принципами справедливого географического распределения и ротации. Межправительственный комитет проводит заседания еже­годно, осуществляет свою деятельность под управлением Конференции участников в соответствии с ее руководящи­ми указаниями и подотчетен ей. Межправительственный комитет осуществляет, в частности, следующие функции:

-    содействие достижению целей Конвенции, а также поощрение и мониторинг ее осуществления;

-    разработка и представление на утверждение Конфе­ренции участников, по ее просьбе, оперативных руководя­щих принципов осуществления и применения положений Конвенции;

-    препровождение Конференции участников докладов участников Конвенции вместе со своими комментариями и кратким изложением их содержания;

-    выработка надлежащих рекомендаций в ситуациях, которые были доведены до его сведения участниками со­гласно соответствующим положениям Конвенции;

-    выполнение любых других задач, которые могут быть поручены ему Конференцией участников.

В соответствии со своими правилами процедуры Межправительственный комитет может в любое время предложить государственным или частным организациям или физическим лицам принять участие в его заседаниях в целях проведения с ними консультаций по конкретным проблемам.

Указанным органам Конвенции оказывает помощь Секретариат ЮНЕСКО (статья 24). Секретариат готовит документацию Конференции участников и Межправи­тельственного комитета, а также проект повестки дня их за­седаний, оказывает содействие в выполнении их решений и представляет доклады по их выполнению.

По мнению автора, культурное многообразие может иметь как положительные, так и отрицательные аспекты и, в конечно итоге, должно ограничиваться публичным поряд­ком каждого конкретного государства. Так, например, цен­ности гомосексуализма не могут навязываться тем государ­ствам, которые рассматривают гомосексуализм как половое извращение. Точно также как пропаганда блюд из свинины в мусульманских странах или говядины в Индии. Публич­ный порядок рассматривается применительно к каждому конкретному государству и должен быть поставлен выше культурного многообразия, навязываемого извне.

В рамках Всемирной Торговой Организации базовый договор по регулированию торговли услугами - Генераль­ное соглашение по торговле услугами (далее по тексту «ГАТС») [2] содержит защитные механизмы, опирающиеся на публичный порядок (см. статью XIV ГАТС, содержащую исключения из ГАТС, которые обосновывают необходи­мость защиты публичного порядка). Вместе с тем, не будет лишним, если государства в своих Списках обязательств и изъятий по ГАТС еще раз повторят это изъятие примени­тельно к допуску на свой рынок и определят, в чем заклю­чаются основные принципы публичного порядка данного конкретного государства.

Применительно к Российской Федерации, наряду с общими принципами, касающимися запрета насилия, порнографии и т.п., явно противоречащими публичному порядку, по мнению автора, являются пропаганда гомо­сексуализма и лесбиянства, пропаганда превалирования прав ребенка над правами родителей, выдвижение в культ борьбы с сексуальными домогательствами, извращенная пропаганда расовой терпимости, в соответствии с которой героями каждого фильма должны быть лица разной ра­совой принадлежности, оголтелая эмансипация, а также пропаганда в кино чуждых нам ценностей иностранного общественного строя, которые навязываются вопреки соб­ственным ценностям, показ по национальному телевиде­нию иностранных фильмов, в которых русские являются террористами, крайне отрицательными киногероями, с которыми борется великий американский герой Джеймс Бонд, показ фильмов, в которых демонстрируется унизи­тельное отношение к русским женщинам по сравнению с иностранками, умышленная выдача мнимых сведений за действительные (например, открытие радио Г. Маркони или Антарктиды - Д. Куком), переписывание всемирной истории в пользу «великих держав», когда оказывается, что в Великой Отечественной Войне нацистскую Германию победили американцы, а также показ фильмов, с исполь­зованием «скрытой рекламы», пропагандирующий амери­канский и иной образ жизни вопреки нашему. Указанный список можно было бы продолжить.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика