Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Особенности допроса подсудимых, имеющих психические или физические недостатки
Научные статьи
15.04.13 14:36


  
ЕврАзЮж № 2 (21) 2010
Уголовно-процессуальное право
Сафин Б.А.
Особенности допроса подсудимых, имеющих психические или физические недостатки
В статье на основе анализа научных работ и материалов правоприменительной практики рассмотрены проблемные вопросы и особенности допроса подсудимых, имеющих психические или физические недостатки.
     
 

Допрос является одним из основных элементов судеб­ного следствия, без проведения которого (за исключением особого порядка судебного разбирательства) постановление судом приговора становится незаконным, необоснованным и несправедливым, поскольку допрос - одно из основных средств получения доказательственной информации.

В суде осуществляется допрос подсудимого, потерпев­шего, свидетелей и эксперта.

Процедура допроса в суде, а следовательно и так­тика его проведения, имеет специфические черты, обу­словленные его публичным характером и возможностью допроса подсудимого, пострадавшего, свидетеля несколь­кими лицами одновременно. Наличие данных особен­ностей оказывает негативное влияние на психическое состояние допрашиваемых лиц, вызывает у них чувство настороженности, скованности, рассеянности. Особо же сильное их воздействие оказывается в ходе судебного до­проса на лиц, имеющих психические или физические не­достатки.

Наиболее четкое определение данных участников уго­ловного судопроизводства дано в Постановлении Пленума Верховного суда СССР от 16 июня 1978 г. № 5. Исходя из смысла данного постановления под лицами - участниками судебного разбирательства, имеющими психические или физические недостатки, следует понимать «...в частности лиц, хотя и признанных вменяемыми, но страдающих по­стоянным или временным расстройством душевной дея­тельности, существенным дефектом речи, зрения, слуха или другим тяжелым недугом».

Проведение в ходе судебного разбирательства эффек­тивного допроса подсудимых данной категории требует учета их психических и физических недостатков, порож­дающих индивидуальные психофизические особенности человека, оказывающих тормозящее влияние и небла­гоприятное воздействие на развитие и формирование личности, ограничивающих умственные способности и за­трудняющих практическую деятельность человека.

Немаловажным для оценки достоверности пока­заний подсудимого является установление судом по­средством исследования сведений о его психическом и физическом состоянии, адекватности восприятия им окружающей действительности. Без этого стороны судеб­ного разбирательства окажутся не в состоянии правильно сформулировать вопросы, а суд - верно оценить ответы на них.

Статья 196 УПК РФ предусматривает случаи обя­зательного назначения и производства судебной экс­пертизы в отношении потерпевшего, если необходимо установить его психическое или физическое состояние, когда возникает сомнение в его способности правиль­но воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания; а также в отно­шении подозреваемого, обвиняемого и (в соответствии с ч. 3 ст. 283 УПК РФ) подсудимого, если возникает не­обходимость установить его психическое или физиче­ское состояние, когда имеется сомнение в его вменяе­мости или способности самостоятельно защищать свои права.

Отсутствие в п. 3 ч. 1 ст. 196 УПК РФ такого основания проведения обязательной судебной экспертизы, как нали­чие сомнений в способности подсудимого правильно вос­принимать обстоятельства по уголовному делу и давать показания, может привести к ошибке при установлении судом фактических обстоятельств по делу и, как следствие к неправильному применению уголовного закона. Поэто­му целесообразным представляется внести изменения в п. 4 ст. 196 УПК РФ, изложив его в следующей редакции: «Психическое или физическое состояние потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого, когда возникает сомне­ние в его способности правильно воспринимать обстоя­тельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания».

Неопределенным в УПК РФ остается и вопрос о харак­тере сомнений, достаточных для назначения и производ­ства рассматриваемой судебной экспертизы.

Проведенный анализ судебной практики позволяет выделить следующие критерии оценки судом информа­ции о личности подсудимого, являющейся основанием для назначения судебной экспертизы по ч. 3 ст. 196 УПК РФ:

1.     Поведение подсудимого во время предварительно­го слушания или в ходе судебного заседания вызывает со­мнения в его вменяемости, способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, а также пра­вильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания.

2.     В материалах уголовного дела присутствуют све­дения о том, что подсудимый страдал или страдает пси­хическим заболеванием, имеет физические недостатки, инвалидность. В качестве таких сведений могут выступать справки из соответствующих учреждений (психиатриче­ское отделение больницы, наркологический диспансер, ор­ган медико-социальной экспертизы и др.).

3.     Анализ протоколов следственных действий дает основания для возникновения сомнений об отсутствии у подсудимого психических или физических недостатков.

4.     Имеется обоснованное ходатайство стороны уголов­ного судопроизводства о необходимости проведения такой экспертизы.

Представляется, что при назначении судебной экспер­тизы на основании п. 3 и 4 ст. 196 УПК РФ суду необходимо поставить перед экспертом ряд дополнительных вопросов, направленных на максимальную конкретизацию психиче­ских или физических недостатков подсудимого, позволяю­щих в дальнейшем определить степень достоверности по­казаний последнего.

Распространяя на процесс допроса лиц, имеющих психические или физические недостатки, общие положе­ния, закон оставляет в стороне учет специфических особен­ностей их психики и физиологии. Это в значительной мере сказывается на качестве и полноте их показаний. Доказа­но, например, что при нарушении работы одних органов чувств они компенсируются за счет работы других. Часто у лиц, имеющих психические расстройства, наблюдается по­вышенный уровень внушаемости, тревожности.

Ввиду наличия у данных лиц специфических психо­физиологических особенностей представляется необхо­димым обеспечить их в ходе судебного разбирательства наиболее благоприятными для получения полных и досто­верных показаний условиями проведения допроса. К по­следним следует отнести:

1)     возможность дачи показаний в отсутствие лиц, спо­собных своим присутствием повлиять на психическое со­стояние допрашиваемого;

2)     присутствие при допросе специалиста в соот­ветствующей области психиатрии, специальной пси­хологии.

Уголовно-процессуальным кодексом Российской Феде­рации предусмотрен специальный порядок допроса лиц, имеющих в некоторой степени сходные психологические проблемы, - несовершеннолетних. Такие особенности пси­хики несовершеннолетних, как повышенная возбудимость и неуравновешенность, в равной мере относятся и к неко­торым категориям лиц, имеющих психические или физи­ческие недостатки.

Исходя из приведенных доводов, представляется не­обходимым расширить предмет регулирования ст. 425, 429 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федера­ции, изложив их в следующей редакции:

-    статья 425. Допрос несовершеннолетнего подозрева­емого, обвиняемого, а также подозреваемого, обвиняемого, имеющих психические или физические недостатки.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обви­няемого, а также подозреваемого или обвиняемого, имею­щего психические или физические недостатки, не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей слож­ности более 4 часов в день.

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также подозреваемого или обвиняемого, имеющего психические или физические недостатки, не по­зволяющие самостоятельно осуществлять им свое право на защиту, участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоко­лом и делать замечания о правильности и полноте сделан­ных в нем записей.

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, об­виняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, а также подозреваемого или обвиняемого, имеющего психи­ческие или физические недостатки, участие педагога или психолога обязательно.

Следователь, дознаватель обеспечивают участие пе­дагога или психолога в допросе несовершеннолетнего по­дозреваемого, обвиняемого, а также подозреваемого или обвиняемого, имеющего психические или физические не­достатки, по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

Педагог или психолог вправе с согласия следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему по­дозреваемому, обвиняемому, а также подозреваемому или обвиняемому, имеющему психические или физические недостатки, а по окончании допроса знакомиться с прото­колом допроса и делать письменные замечания о правиль­ности и полноте сделанных в нем записей. Эти права сле­дователь, дознаватель разъясняет педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также подозреваемого или обвиняемого, имеющего психические или физические недостатки, о чем делается отметка в протоколе.

Порядок, установленный частями первой, второй, тре­тьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на по­рядок допроса несовершеннолетнего подсудимого, а также подсудимого, имеющего психические или физические не­достатки;

-    статья 429. Удаление несовершеннолетнего подсуди­мого, подсудимого, имеющего психические или физиче­ские недостатки, из зала судебного заседания.

По ходатайству стороны, а также по собственной инициативе суд вправе принять решение об удалении не­совершеннолетнего подсудимого, а также подсудимого, имеющего психические или физические недостатки, из зала судебного заседания на время исследования обстоя­тельств, которые могут оказать на него отрицательное воз­действие.

После возвращения несовершеннолетнего подсуди­мого, подсудимого, имеющего психические или физиче­ские недостатки, в зал судебного заседания председатель­ствующий сообщает ему в необходимых объеме и форме содержание судебного разбирательства, происшедшего в его отсутствие, и представляет несовершеннолетнему под­судимому, подсудимому, имеющему психические или фи­зические недостатки, возможность задать вопросы лицам, допрошенным в его отсутствие.

При проведении сторонами в ходе судебного разби­рательства допроса подсудимого, имеющего физические недостатки, перед судьей, председательствующим в су­дебном заседании, встает ряд организационных проблем, связанных с требованием закона об обеспечении им соблю­дения принципов равноправия и равенства сторон (ч. 1. ст. 243 УПК РФ). Часть из них вполне может быть урегули­рована путем применения общих правил, закрепленных в Уголовно-процессуальном кодексе. Так, проблема допроса немых, глухонемых подсудимых может быть решена путем предоставления им в соответствии с ч. 4 ст. 56 Кодекса пере­водчика (в данном случае сурдопереводчика).

Неурегулированной остается и проблема обеспечения прав незрячих и слабовидящих подсудимых (п. 2 ст. 275 УПК РФ). При допросе допускается право на использо­вание допрашиваемыми лицами письменных заметок, носящих важное доказательственное значение, однако в случае, если суд посчитает необходимым ознакомиться с содержанием заметок, рельефно-точечный шрифт Брайля, используемый для письма незрячими, окажется для суда значительным препятствием. Решением данной проблемы представляется закрепление в Уголовно-процессуальном кодексе обязательного участия в судебном заседании с уча­стием подсудимого, имеющего физические недостатки, не позволяющие воспринимать вопросы сторон по делу, от­вечать на них или знакомиться с материалами дела, равно как использующего неизвестный сторонам и суду метод письма, соответствующего специалиста. В качестве таких специалистов могут выступать педагоги соответствующих образовательных учреждений (тифлопедагоги, сурдопеда­гоги). При наличии у сторон или суда сомнений в качестве перевода может быть назначена и проведена в порядке, установленном законом, лингвистическая экспертиза.

Таким образом, уголовно-процессуальное законода­тельство России имеет ряд существенных пробелов в обла­сти нормативной регламентации допроса, осуществляемо­го в ходе судебного следствия в отношении подсудимого, имеющего психические или физические недостатки. Необ­ходимость их устранения является актуальной, ведь отсут­ствие нормативного регулирования в данной сфере может с большой вероятностью привести к практике повсеместно­го нарушения в ходе допроса прав лиц данной категории.

Генератор псевдослучайных чисел (ГПСЧ, англ. Pseudorandom number generator, PRNG) — алгоритм, порождающий последовательность чисел, элементы которой почти независимы друг от друга и подчиняются заданному распределению (обычно равномерному). Генератор чисел, вся подробная информация на сайте http://vlottery.ru


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика