Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Н.Б. Пастухова:
ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИНАДЛЕЖИТ БУДУЩЕЕ!
Интервью с  Пастуховой Надеждой Борисовной, доктором юридических наук, профессором кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), почетным работником высшего профессионального образования

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Коммерциализация прав на объекты промышленной собственности
Научные статьи
25.04.13 12:35

вернуться

  
ЕврАзЮж № 3 (58) 2013
Право интеллектуальной собственности
Коваль И.Ф.
Коммерциализация прав на объекты промышленной собственности
Статья посвящена исследованию законодательства и научных подходов к пониманию коммерциализации в сфере промышленной собственности. В результате проведенного анализа обосновано определение коммерциализации прав промышленной собственности в широком понимании, объединяющее использование объектов промышленной собственности и договорную передачу исключительных прав.

Общемировая волна интеллектуализации всех сфер общественной жизни предопределяет развитие процессов вовлечения прав на объекты промышленной собственности в экономический оборот на качественно новом уровне. В ус­ловиях экономической глобализации обнаружилась объек­тивная закономерность, согласно которой факт владения над­лежащим образом оформленными правами на результаты научно-технического творчества и другие объекты промыш­ленной собственности сам по себе не гарантирует правообла­дателю и государству получения ожидаемых экономических преимуществ, хотя зависимость между количеством запатен­тованных объектов и инновационным развитием государства является достаточно тесной.

    Автотехническая экспертиза. Дорожно-транспортное происшествие является очень сложным явлением и возникает в силу воздействия различных факторов. Автотехническая экспертиза вся подробная информация на сайте http://delta-expertiza.ru

В целях надлежащего протекания указанных процессов и приумножения экономического эффекта от их реализации су­ществует необходимость в использовании широкого комплекса экономических, финансовых, организационно-управленческих, юридических инструментов и механизмов, направленных на всестороннее обеспечение вовлечения этой специфической группы прав в сферу экономических отношений.

 

Для адекватного терминологического обозначения на­званных процессов был введен термин «коммерциализация», который, имея экономическое происхождение, получил в начале рыночных реформ на постсоветском пространстве то­тальное распространение в большинстве сфер общественной жизни. Политические, социально-экономические преобразо­вания обусловили трансформацию и сферы рыночной орга­низации отношений интеллектуальной собственности. Вместе с тем, несмотря на массовое употребление этого термина в научном обороте и хозяйственной практике, он не приобрел устойчивого понимания. Наблюдается бессистемное и несо­гласованное применение понятия «коммерциализация» в от­ношении прав интеллектуальной собственности, результатов интеллектуальной деятельности, интеллектуальной собственности и т. п. Очевидно, что без четкого понимания того, что коммерциализируется, неопределенными оказываются и ме­ханизмы ее осуществления. Украинские специалисты дают не­гативные оценки фактического состояния коммерциализации в сфере интеллектуальной собственности, утверждая, что се­годня Украина не имеет надлежащего опыта в данной области.

Как известно, научно-методологическая ценность любо­го понятия состоит в адекватном отображении определенных явлений объективной действительности, отношений (процес­сов), которые им обозначаются. В общетерминологическом значении «коммерциализация» - это «преобразование чего- нибудь в источник дохода, в предмет наживы». В экономиче­ской трактовке под ней понимают «широкое использование коммерческих основ в экономике, расширение количества коммерческих организаций, подчинение деятельности цели получения прибыли».

В украинском законодательстве понятие коммерциализа­ции не приобрело устойчивого и однозначного закрепления. В частности, оно было легализировано в начале 90-х годов для характеристики процессов оптимизации деятельности пред­приятий сферы услуг в результате их ликвидации или реор­ганизации. В Приказе Министерства образования и науки «О создании подразделов по вопросам интеллектуальной соб­ственности» от 1 ноября 2005 г. № 631 предусмотрено создание в структуре высших учебных заведений подразделов по вопро­сам интеллектуальной собственности или введение должности специалиста или специалиста в этой сфере «с целью эффек­тивного использования научного потенциала и содействия коммерциализации объектов права интеллектуальной соб­ственности». В Методических рекомендациях по коммерциа­лизации разработок, созданных в результате научно-техниче­ской деятельности, утвержденных приказом Государственного комитета Украины по вопросам науки, инноваций и инфор­матизации от 13 сентября 2010 г. № 18, термин «коммерци­ализация прав на объекты интеллектуальной собственности» определен как «организация движения интеллектуального ка­питала с целью получения прибыли».

Приведенные вариации нормативной характеристики понятия коммерциализации, в том числе относительно сфе­ры интеллектуальной собственности, не создают целостного правового представления об этом явлении.

В Российской Федерации определение коммерциали­зации получило четкое юридическое закрепление на уровне Федерального Закона «О науке и государственной научно-тех­нической политике». Согласно ст. 2 этого Закона «коммерци­ализация научных и (или) научно-технических результатов - деятельность по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов». При этом конкрет­ные формы (виды) действий по коммерциализации указан­ным законом не определены.

Понятие «коммерциализация» внедрено в правовое поле в сфере интеллектуальной собственности в связи с кардиналь­ными преобразованиями на пути формирования рыночной среды, которые объективно вызвали рост потребностей всего общества и его экономических агентов в максимально широ­ком вовлечении результатов интеллектуальной деятельности в экономический (коммерческий) оборот. В этом контексте уместно привести высказывание В.А. Дозорцева о том, что количество правовых категорий ограничено, существующие категории и понятия - это откристаллизированные временем формы государственного управления общественными процес­сами. Практика отбирает и сохраняет те категории, которые оказались достаточно емкими, обобщенными, способными к охвату новых отношений. Поэтому использование уже суще­ствующих категорий, приспособленных к новым условиям, является гарантией стабильности права.

Определяя «объект» коммерциализации, необходимо учитывать, что толчком к появлению и развитию процессов коммерциализации в сфере интеллектуальной собственности послужили коренные изменения принципов функциониро­вания национальной экономики в условиях рынка, которые объективно обусловили юридическое признание права интел­лектуальной собственности на изобретения, промышленные образцы, другие результаты интеллектуальной деятельности. Предоставление правам на результаты творчества значения полноценного исключительного права и, как следствие, по­явление фигуры правообладателя сделали возможным суще­ствование разнообразных форм вовлечения этих прав в ры­ночные отношения.

Из сказанного следует, что основу процессов коммерци­ализации составляет категория исключительных прав, обе­спечивающих монопольные возможности правообладателя в получении экономических преимуществ за счет использова­ния объектов промышленной собственности в хозяйственной деятельности, передачи прав на использование другим лицам, осуществления других действий коммерческой направленности в этой области. Другими словами, коммерческая реали­зация отношений, складывающихся по поводу результатов интеллектуальной деятельности, осуществляется лишь при условии их опосредования соответствующим исключитель­ным правом. Поэтому объектом коммерциализации стано­вятся, прежде всего, имущественные права интеллектуальной собственности.

Вышеизложенное подтверждается анализом сущности результатов научно-технического творчества и прав на них, ведь объект коммерциализации, которая опосредует разно­образные действия и соглашения в отношении него, должен иметь свойства товара, т. е. обладать следующими экономиче­скими характеристиками: потребительной стоимостью (спо­собностью удовлетворять конкретные человеческие нужды) и меновой стоимостью (способностью к обмену на другие то­вары). Необходимым признаком объектов торгового оборота признается их коммерческая оборотоспособность, которая ха­рактеризуется способностью служить объектом торговых до­говоров и изменять собственника.

Специалисты утверждают, что с точки зрения политэ­кономии изобретение не является товаром, поскольку на его создание не существует средних (общественно необходимых) расходов труда, учитывая, что процесс создания каждого ре­зультата творческой деятельности уникален и неповторим. Речь может идти лишь о товарно-денежной форме отчужде­ния имущественного права на изобретение. Ошибки в оценке экономической и юридической природы изобретения приво­дят к смешиванию нетоварной сущности изобретения с товар­но-денежной формой реализации патентных прав. И.А. Зенин по этому поводу подчеркивает, что в изобретении отсутствует товарная сущность, но права на изобретение могут принимать участие в экономическом обороте.

В научной литературе предлагаются разнообразные трактовки тех или иных аспектов коммерциализации интел­лектуальной собственности в зависимости от цели, которую преследует исследователь. Так, приводятся формы коммер­циализации объектов интеллектуальной собственности, среди которых: полная передача исключительного права, лицензи­рование, передача ноу-хау, франчайзинг, совместные пред­приятия, использование в качестве залога, вклад в уставный капитал; конкретизируются экономические выгоды, которые обеспечивает механизм коммерциализации исключительных прав: получение дивидендов от вложенной в уставный капи­тал торговой марки, роялти и паушальных платежей от пере­дачи по лицензии, расширение границ собственного бизнеса по франчайзинговому соглашению. Из приведенных поло­жений складывается впечатление, что понятием коммерци­ализации охватываются лишь различного рода сделки, кото­рые совершает правообладатель с целью временной передачи имущественных прав интеллектуальной собственности или их полного отчуждения на договорной основе.

Наряду с этим в литературе имеет место и более широкое определение коммерциализации, которое не ограничивается лишь «торговыми» операциями в этой сфере. Указанный про­цесс понимают как вовлечение объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, использование ин­теллектуальной собственности в коммерческой деятельности предприятия.

Исходя из сущности коммерциализации, а именно ее акцентировании на получении экономических выгод, более оправданным представляется широкий взгляд на содержа­тельные границы этого понятия. Согласно такому подходу основными правовыми формами коммерциализации прав промышленной собственности являются договорная передача прав третьим лицам и использование объектов промышлен­ной собственности правообладателем в собственной произ­водственной деятельности. Указанный подход основывается на содержательной характеристике исключительного права, в состав которого наряду с правомочностью по распоряжению правом входит и правовая возможность, связанная с исполь­зованием охраняемого объекта. Более того, распорядительные действия, как правило, представляют интерес не сами по себе, а как юридическое основание получения приобретателем прав возможности внедрения новых научно-технических до­стижений или отличительных обозначений в свою предпри­нимательскую деятельность путем их использования.

Целесообразность широкой интерпретации исследуемо­го понятия подтверждается финансово-экономическими ис­следованиями и расчетами, результаты которых доказывают, что наибольший экономический эффект в виде максимальной прибыли правообладатель получает в случае применения объ­ектов промышленной собственности именно в собственном производстве для изготовления и реализации конкурентоспо­собной продукции, модернизации собственного производ­ства. При использовании же договорной формы коммерциа­лизации он получает лишь часть прибыли (10-30%) от полной суммы, которая образовывается у приобретателя прав.

Учитывая указанные экономические закономерности, вряд ли оправданным является исключение действий, свя­занных с непосредственным использованием объектов про­мышленной собственности правообладателем, из возможных форм коммерциализации в сфере промышленной собствен­ности. Более того, приведенное свидетельствует, что именно такие действия способны в максимальном объеме обеспечить получение субъектом хозяйствования ощутимых доходов от принадлежащих ему исключительных прав. Вместе с тем, не­обходимо признать, что наиболее эффективные модели ком­мерциализации основываются на объединении различных форм вовлечения прав промышленной собственности в ком­мерческий оборот с учетом общей стратегии предприятия по управлению интеллектуальной собственностью.

В пользу приведенного содержательного наполнения категории коммерциализации свидетельствует и трактовка этимологически близкого ей понятия «коммерческая деятель­ность», которое применяется в качестве синонима предпринимательства и традиционно связывается с осуществлением хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. Подобное понимание коммерции имеет место и в праве дру­гих стран. Так, Коммерческий кодекс Франции коммерческой деятельностью обозначает не только разного рода торговые операции, которые совершаются коммерсантами, а и вообще любые другие виды предпринимательской, корпоративной деятельности, осуществляемой участниками экономического процесса с целью получения прибыли.

Изложенное представление о проявлениях коммерциа­лизации позволяет разграничить указанные процессы с близ­ким и тесно связанным понятием «трансфер технологий». Трансфер технологий - это передача технологии, оформляю­щаяся путем заключения двустороннего или многостороннего договора между физическими и/или юридическими лицами, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются имущественные права и обязанности относительно техноло­гии и/или ее составляющих (ст. 1 Закона Украины «О госу­дарственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий»). Приведенное определение дает основания при­соединиться к авторам, которые не отождествляют коммер­циализацию и трансфер технологий. Разграничение между ними находится в плоскости действий и связей, составляющих содержание данных процессов. В отличие от трансфера тех­нологий, который связан с передачей прав на технологии и опосредствуется соответствующим обязательственным право­отношением, коммерциализация, во-первых, охватывает не только договорные связи, а и непосредственное использование результатов научно-технического творчества в производстве правообладателя; во-вторых, осуществляется в отношении бо­лее широкого круга объектов, нежели трансфер технологии (торговые марки, промышленные образцы).

Таким образом, возможные формы (направления) ком­мерциализации прав промышленной собственности, детер­минированные двумя основными способами осуществления исключительных прав, представлены действиями в виде:

1)      использования объектов промышленной собствен­ности в процессе изготовления товаров, выполнения работ, предоставления услуг. Экономические (конкурентные) пре­имущества от применения этой формы коммерциализации состоят в обеспечении монопольного положения в определен­ном секторе рынка, увеличении объемов продажи продукции, повышении ее конкурентоспособности;

2)      передачи имущественных прав промышленной соб­ственности на договорной основе. Многообразие и сложность хозяйственных отношений вызвали к жизни появление цело­го ряда видов договорного вовлечения исключительных прав в коммерческий оборот, которые имеют общую объединяю­щую цель - получение экономического эффекта. Такой эф­фект обеспечивается в результате исполнения обязательств по лицензионному договору, договору коммерческой концессии, внесения прав промышленной собственности для формирова­ния уставного капитала хозяйственной организации (корпо­ративная трансакция); использования исключительных иму­щественных прав в качестве предмета залога, внесения этих прав как вклада в совместную деятельность, в процессе инно­вационной деятельности и т. д.

Очерченный диапазон форм (проявлений) коммерциали­зации прав промышленной собственности обуславливает по­требность использования в системе их обеспечения широкого набора не только специально-юридического инструментария, но и мер экономического, маркетингового, финансового и т. п. характера, способных благодаря своему всестороннему вли­янию создать надлежащие условия для эффективной реали­зации каждой формы коммерциализации. В этом контексте неотъемлемыми составляющими процессов коммерциализа­ции прав промышленной собственности являются действия, связанные с проведением оценки имущественных прав про­мышленной собственности, финансово-экономическим ото­бражением этих прав правообладателем и производными приобретателями, экономическим аудитом, управлением интеллектуальной собственностью на предприятиях и т. п. Результативность процессов коммерциализации зависит и от уровня обеспечения экономических условий, которые должны предоставлять мотивацию (стимулирование) всем участникам этих процессов.

Проведенный анализ свидетельствует, что коммерциали­зация прав промышленной собственности по своему содержа­нию представляет совокупность финансово-экономических, информационных, организационно-управленческих меро­приятий макро- и микроэкономического уровня, связанных с обеспечением и организацией действий коммерческой на­правленности в сфере вовлечения прав промышленной соб­ственности в хозяйственный оборот в форме использования объектов промышленной собственности и передачи исключи­тельных прав на договорной основе.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика