Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Коммерциализация прав на объекты промышленной собственности
Научные статьи
25.04.13 12:35

вернуться

  
ЕврАзЮж № 3 (58) 2013
Право интеллектуальной собственности
Коваль И.Ф.
Коммерциализация прав на объекты промышленной собственности
Статья посвящена исследованию законодательства и научных подходов к пониманию коммерциализации в сфере промышленной собственности. В результате проведенного анализа обосновано определение коммерциализации прав промышленной собственности в широком понимании, объединяющее использование объектов промышленной собственности и договорную передачу исключительных прав.

Общемировая волна интеллектуализации всех сфер общественной жизни предопределяет развитие процессов вовлечения прав на объекты промышленной собственности в экономический оборот на качественно новом уровне. В ус­ловиях экономической глобализации обнаружилась объек­тивная закономерность, согласно которой факт владения над­лежащим образом оформленными правами на результаты научно-технического творчества и другие объекты промыш­ленной собственности сам по себе не гарантирует правообла­дателю и государству получения ожидаемых экономических преимуществ, хотя зависимость между количеством запатен­тованных объектов и инновационным развитием государства является достаточно тесной.

    Автотехническая экспертиза. Дорожно-транспортное происшествие является очень сложным явлением и возникает в силу воздействия различных факторов. Автотехническая экспертиза вся подробная информация на сайте http://delta-expertiza.ru

В целях надлежащего протекания указанных процессов и приумножения экономического эффекта от их реализации су­ществует необходимость в использовании широкого комплекса экономических, финансовых, организационно-управленческих, юридических инструментов и механизмов, направленных на всестороннее обеспечение вовлечения этой специфической группы прав в сферу экономических отношений.

 

Для адекватного терминологического обозначения на­званных процессов был введен термин «коммерциализация», который, имея экономическое происхождение, получил в начале рыночных реформ на постсоветском пространстве то­тальное распространение в большинстве сфер общественной жизни. Политические, социально-экономические преобразо­вания обусловили трансформацию и сферы рыночной орга­низации отношений интеллектуальной собственности. Вместе с тем, несмотря на массовое употребление этого термина в научном обороте и хозяйственной практике, он не приобрел устойчивого понимания. Наблюдается бессистемное и несо­гласованное применение понятия «коммерциализация» в от­ношении прав интеллектуальной собственности, результатов интеллектуальной деятельности, интеллектуальной собственности и т. п. Очевидно, что без четкого понимания того, что коммерциализируется, неопределенными оказываются и ме­ханизмы ее осуществления. Украинские специалисты дают не­гативные оценки фактического состояния коммерциализации в сфере интеллектуальной собственности, утверждая, что се­годня Украина не имеет надлежащего опыта в данной области.

Как известно, научно-методологическая ценность любо­го понятия состоит в адекватном отображении определенных явлений объективной действительности, отношений (процес­сов), которые им обозначаются. В общетерминологическом значении «коммерциализация» - это «преобразование чего- нибудь в источник дохода, в предмет наживы». В экономиче­ской трактовке под ней понимают «широкое использование коммерческих основ в экономике, расширение количества коммерческих организаций, подчинение деятельности цели получения прибыли».

В украинском законодательстве понятие коммерциализа­ции не приобрело устойчивого и однозначного закрепления. В частности, оно было легализировано в начале 90-х годов для характеристики процессов оптимизации деятельности пред­приятий сферы услуг в результате их ликвидации или реор­ганизации. В Приказе Министерства образования и науки «О создании подразделов по вопросам интеллектуальной соб­ственности» от 1 ноября 2005 г. № 631 предусмотрено создание в структуре высших учебных заведений подразделов по вопро­сам интеллектуальной собственности или введение должности специалиста или специалиста в этой сфере «с целью эффек­тивного использования научного потенциала и содействия коммерциализации объектов права интеллектуальной соб­ственности». В Методических рекомендациях по коммерциа­лизации разработок, созданных в результате научно-техниче­ской деятельности, утвержденных приказом Государственного комитета Украины по вопросам науки, инноваций и инфор­матизации от 13 сентября 2010 г. № 18, термин «коммерци­ализация прав на объекты интеллектуальной собственности» определен как «организация движения интеллектуального ка­питала с целью получения прибыли».

Приведенные вариации нормативной характеристики понятия коммерциализации, в том числе относительно сфе­ры интеллектуальной собственности, не создают целостного правового представления об этом явлении.

В Российской Федерации определение коммерциали­зации получило четкое юридическое закрепление на уровне Федерального Закона «О науке и государственной научно-тех­нической политике». Согласно ст. 2 этого Закона «коммерци­ализация научных и (или) научно-технических результатов - деятельность по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов». При этом конкрет­ные формы (виды) действий по коммерциализации указан­ным законом не определены.

Понятие «коммерциализация» внедрено в правовое поле в сфере интеллектуальной собственности в связи с кардиналь­ными преобразованиями на пути формирования рыночной среды, которые объективно вызвали рост потребностей всего общества и его экономических агентов в максимально широ­ком вовлечении результатов интеллектуальной деятельности в экономический (коммерческий) оборот. В этом контексте уместно привести высказывание В.А. Дозорцева о том, что количество правовых категорий ограничено, существующие категории и понятия - это откристаллизированные временем формы государственного управления общественными процес­сами. Практика отбирает и сохраняет те категории, которые оказались достаточно емкими, обобщенными, способными к охвату новых отношений. Поэтому использование уже суще­ствующих категорий, приспособленных к новым условиям, является гарантией стабильности права.

Определяя «объект» коммерциализации, необходимо учитывать, что толчком к появлению и развитию процессов коммерциализации в сфере интеллектуальной собственности послужили коренные изменения принципов функциониро­вания национальной экономики в условиях рынка, которые объективно обусловили юридическое признание права интел­лектуальной собственности на изобретения, промышленные образцы, другие результаты интеллектуальной деятельности. Предоставление правам на результаты творчества значения полноценного исключительного права и, как следствие, по­явление фигуры правообладателя сделали возможным суще­ствование разнообразных форм вовлечения этих прав в ры­ночные отношения.

Из сказанного следует, что основу процессов коммерци­ализации составляет категория исключительных прав, обе­спечивающих монопольные возможности правообладателя в получении экономических преимуществ за счет использова­ния объектов промышленной собственности в хозяйственной деятельности, передачи прав на использование другим лицам, осуществления других действий коммерческой направленности в этой области. Другими словами, коммерческая реали­зация отношений, складывающихся по поводу результатов интеллектуальной деятельности, осуществляется лишь при условии их опосредования соответствующим исключитель­ным правом. Поэтому объектом коммерциализации стано­вятся, прежде всего, имущественные права интеллектуальной собственности.

Вышеизложенное подтверждается анализом сущности результатов научно-технического творчества и прав на них, ведь объект коммерциализации, которая опосредует разно­образные действия и соглашения в отношении него, должен иметь свойства товара, т. е. обладать следующими экономиче­скими характеристиками: потребительной стоимостью (спо­собностью удовлетворять конкретные человеческие нужды) и меновой стоимостью (способностью к обмену на другие то­вары). Необходимым признаком объектов торгового оборота признается их коммерческая оборотоспособность, которая ха­рактеризуется способностью служить объектом торговых до­говоров и изменять собственника.

Специалисты утверждают, что с точки зрения политэ­кономии изобретение не является товаром, поскольку на его создание не существует средних (общественно необходимых) расходов труда, учитывая, что процесс создания каждого ре­зультата творческой деятельности уникален и неповторим. Речь может идти лишь о товарно-денежной форме отчужде­ния имущественного права на изобретение. Ошибки в оценке экономической и юридической природы изобретения приво­дят к смешиванию нетоварной сущности изобретения с товар­но-денежной формой реализации патентных прав. И.А. Зенин по этому поводу подчеркивает, что в изобретении отсутствует товарная сущность, но права на изобретение могут принимать участие в экономическом обороте.

В научной литературе предлагаются разнообразные трактовки тех или иных аспектов коммерциализации интел­лектуальной собственности в зависимости от цели, которую преследует исследователь. Так, приводятся формы коммер­циализации объектов интеллектуальной собственности, среди которых: полная передача исключительного права, лицензи­рование, передача ноу-хау, франчайзинг, совместные пред­приятия, использование в качестве залога, вклад в уставный капитал; конкретизируются экономические выгоды, которые обеспечивает механизм коммерциализации исключительных прав: получение дивидендов от вложенной в уставный капи­тал торговой марки, роялти и паушальных платежей от пере­дачи по лицензии, расширение границ собственного бизнеса по франчайзинговому соглашению. Из приведенных поло­жений складывается впечатление, что понятием коммерци­ализации охватываются лишь различного рода сделки, кото­рые совершает правообладатель с целью временной передачи имущественных прав интеллектуальной собственности или их полного отчуждения на договорной основе.

Наряду с этим в литературе имеет место и более широкое определение коммерциализации, которое не ограничивается лишь «торговыми» операциями в этой сфере. Указанный про­цесс понимают как вовлечение объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, использование ин­теллектуальной собственности в коммерческой деятельности предприятия.

Исходя из сущности коммерциализации, а именно ее акцентировании на получении экономических выгод, более оправданным представляется широкий взгляд на содержа­тельные границы этого понятия. Согласно такому подходу основными правовыми формами коммерциализации прав промышленной собственности являются договорная передача прав третьим лицам и использование объектов промышлен­ной собственности правообладателем в собственной произ­водственной деятельности. Указанный подход основывается на содержательной характеристике исключительного права, в состав которого наряду с правомочностью по распоряжению правом входит и правовая возможность, связанная с исполь­зованием охраняемого объекта. Более того, распорядительные действия, как правило, представляют интерес не сами по себе, а как юридическое основание получения приобретателем прав возможности внедрения новых научно-технических до­стижений или отличительных обозначений в свою предпри­нимательскую деятельность путем их использования.

Целесообразность широкой интерпретации исследуемо­го понятия подтверждается финансово-экономическими ис­следованиями и расчетами, результаты которых доказывают, что наибольший экономический эффект в виде максимальной прибыли правообладатель получает в случае применения объ­ектов промышленной собственности именно в собственном производстве для изготовления и реализации конкурентоспо­собной продукции, модернизации собственного производ­ства. При использовании же договорной формы коммерциа­лизации он получает лишь часть прибыли (10-30%) от полной суммы, которая образовывается у приобретателя прав.

Учитывая указанные экономические закономерности, вряд ли оправданным является исключение действий, свя­занных с непосредственным использованием объектов про­мышленной собственности правообладателем, из возможных форм коммерциализации в сфере промышленной собствен­ности. Более того, приведенное свидетельствует, что именно такие действия способны в максимальном объеме обеспечить получение субъектом хозяйствования ощутимых доходов от принадлежащих ему исключительных прав. Вместе с тем, не­обходимо признать, что наиболее эффективные модели ком­мерциализации основываются на объединении различных форм вовлечения прав промышленной собственности в ком­мерческий оборот с учетом общей стратегии предприятия по управлению интеллектуальной собственностью.

В пользу приведенного содержательного наполнения категории коммерциализации свидетельствует и трактовка этимологически близкого ей понятия «коммерческая деятель­ность», которое применяется в качестве синонима предпринимательства и традиционно связывается с осуществлением хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. Подобное понимание коммерции имеет место и в праве дру­гих стран. Так, Коммерческий кодекс Франции коммерческой деятельностью обозначает не только разного рода торговые операции, которые совершаются коммерсантами, а и вообще любые другие виды предпринимательской, корпоративной деятельности, осуществляемой участниками экономического процесса с целью получения прибыли.

Изложенное представление о проявлениях коммерциа­лизации позволяет разграничить указанные процессы с близ­ким и тесно связанным понятием «трансфер технологий». Трансфер технологий - это передача технологии, оформляю­щаяся путем заключения двустороннего или многостороннего договора между физическими и/или юридическими лицами, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются имущественные права и обязанности относительно техноло­гии и/или ее составляющих (ст. 1 Закона Украины «О госу­дарственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий»). Приведенное определение дает основания при­соединиться к авторам, которые не отождествляют коммер­циализацию и трансфер технологий. Разграничение между ними находится в плоскости действий и связей, составляющих содержание данных процессов. В отличие от трансфера тех­нологий, который связан с передачей прав на технологии и опосредствуется соответствующим обязательственным право­отношением, коммерциализация, во-первых, охватывает не только договорные связи, а и непосредственное использование результатов научно-технического творчества в производстве правообладателя; во-вторых, осуществляется в отношении бо­лее широкого круга объектов, нежели трансфер технологии (торговые марки, промышленные образцы).

Таким образом, возможные формы (направления) ком­мерциализации прав промышленной собственности, детер­минированные двумя основными способами осуществления исключительных прав, представлены действиями в виде:

1)      использования объектов промышленной собствен­ности в процессе изготовления товаров, выполнения работ, предоставления услуг. Экономические (конкурентные) пре­имущества от применения этой формы коммерциализации состоят в обеспечении монопольного положения в определен­ном секторе рынка, увеличении объемов продажи продукции, повышении ее конкурентоспособности;

2)      передачи имущественных прав промышленной соб­ственности на договорной основе. Многообразие и сложность хозяйственных отношений вызвали к жизни появление цело­го ряда видов договорного вовлечения исключительных прав в коммерческий оборот, которые имеют общую объединяю­щую цель - получение экономического эффекта. Такой эф­фект обеспечивается в результате исполнения обязательств по лицензионному договору, договору коммерческой концессии, внесения прав промышленной собственности для формирова­ния уставного капитала хозяйственной организации (корпо­ративная трансакция); использования исключительных иму­щественных прав в качестве предмета залога, внесения этих прав как вклада в совместную деятельность, в процессе инно­вационной деятельности и т. д.

Очерченный диапазон форм (проявлений) коммерциали­зации прав промышленной собственности обуславливает по­требность использования в системе их обеспечения широкого набора не только специально-юридического инструментария, но и мер экономического, маркетингового, финансового и т. п. характера, способных благодаря своему всестороннему вли­янию создать надлежащие условия для эффективной реали­зации каждой формы коммерциализации. В этом контексте неотъемлемыми составляющими процессов коммерциализа­ции прав промышленной собственности являются действия, связанные с проведением оценки имущественных прав про­мышленной собственности, финансово-экономическим ото­бражением этих прав правообладателем и производными приобретателями, экономическим аудитом, управлением интеллектуальной собственностью на предприятиях и т. п. Результативность процессов коммерциализации зависит и от уровня обеспечения экономических условий, которые должны предоставлять мотивацию (стимулирование) всем участникам этих процессов.

Проведенный анализ свидетельствует, что коммерциали­зация прав промышленной собственности по своему содержа­нию представляет совокупность финансово-экономических, информационных, организационно-управленческих меро­приятий макро- и микроэкономического уровня, связанных с обеспечением и организацией действий коммерческой на­правленности в сфере вовлечения прав промышленной соб­ственности в хозяйственный оборот в форме использования объектов промышленной собственности и передачи исключи­тельных прав на договорной основе.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика