Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Защита прав детей: административно-правовой аспект
Научные статьи
25.04.13 12:49

вернуться

  
ЕврАзЮж № 3 (58) 2013
Административное право
Шамрин М.Ю.
Защита прав детей: административно-правовой аспект
В статье рассматривается административно-правовой аспект проблемы защиты прав ребенка. Прослеживается путь России в учреждении института Уполномоченного по правам ребенка.

Давайте подумаем, какой должна быть Ваша няня для ребенка и как правильно ее выбрать. Начнем с личных качеств и профессиональных навыков. Требуется няня для детей, вся подробная информация здесь http://www.cordiality.com.ua

...Права ребенка требуют особой защиты и постоянного улучшения положения детей во всем мире, а также их развития и воспитания в условиях мира и безопасности.

История человечества - это непрекращающаяся смена поколений, история взаимоотношений взрослых и детей, ро­дителей и детей, государства и детей, протекающих на фоне проблем всей человеческой жизни. Без этого, в сущности, и нет истории. Ребенок продолжает, как и во все времена, оста­ваться центральной фигурой в семейном воспитании, а для государства судьба подрастающего поколения - главнейшая забота. С него (ребенка) и начинается история проблемы, обо­значенной коротким словосочетанием - защита прав ребенка, за которым и возникает медленное, эволюционное зарожде­ние института защиты прав детей: «Эволюция в мире привела к дальнейшему развитию социально-семейных отношений. Самые передовые демократии сталкиваются с проблемами подростковой преступности и массовой беспризорности, с вы­сокой смертностью детей из-за плохого медицинского обслу­живания и низкого уровня жизни их семей. Сложность всех этих проблем свидетельствует о том, что их решение не под силу отдельным, пусть даже и высокоразвитым государствам, и требует объединения усилий всего человечества. Эти факто­ры и привели к созданию института международно-правовой защиты прав ребенка».

Первым международным документом, в котором стави­лась проблема малолетнего человека, была Женевская декла­рация 1923 г. Впервые в истории человечества было сформу­лировано право ребенка на помощь, воспитание, защиту в тех областях жизни, где раньше речь шла только о филантропии. Декларация направлена на создание условий, обеспечиваю­щих нормальное физическое и психическое развитие ребенка. Однако этот документ носил лишь декларативный характер, и поэтому реальная правовая защита была возможна лишь пу­тем создания норм национального права на основе принятия государствами международных договоров.

Первым таким договором стала Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. общим собранием ООН, которая стала действовать с 1976 г. В ней были заложены основы защиты прав детей. Свое развитие данная Декларация получила в пактах о правах человека.

В данных актах были гарантированы равные права всем детям, обеспечение их основных социальных потребностей.

20 ноября 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая регулирует положение ребенка в современном мире. Декларация состоит из деся­ти принципов, обеспечивающих права детей. В основных из них речь идет о том, что ребенку, независимо от цвета кожи, языка, пола, веры, законом и иными средствами должна быть обеспечена социальная защита и предоставлены условия и возможности, которые позволили бы ему развиваться физи­чески, умственно, нравственно, духовно и в социальном отно­шении здоровым и нормальным путем в условиях свободы и достоинства.

20 ноября 1989 г. Организацией Объединенных Наций была одобрена Конвенция о правах ребенка, ратификацион­ная грамота подписана Президентом СССР 10 июля 1990 г., на территории России она вступила в действие 15 сентября 1990 г. и действует в силу правопреемства. Конвенция более четко формулирует права ребенка, приспосабливает закон к потребностям детей, обеспечивает ребенку право на охрану в той степени, в которой не обеспечивает взрослым. Конвенция не просто декларация, а международный договор, признавая который страна обязана соблюдать и выполнять основные его требования, в том числе путем внесения дополнений и изме­нений в свое законодательство в целях защиты детей от вся­кого рода посягательств. Кроме того, в ноябре 1985 г. одобре­ны Конгрессом Организации Объединенных Наций Правила правосудия в отношении несовершеннолетних, известные как «Пекинские правила». Они утверждены Ассамблеей и дей­ствуют во всех регионах мира.

В российской правовой системе права ребенка как гражда­нина страны, определенные их гарантии содержатся, в первую очередь, в Декларации прав и свобод человека и гражданина России (1991) и Конституции Российской Федерации (1993), Семейном кодексе (1996), в законодательстве об охране здоро­вья, об образовании, о труде, в ряде других законодательных актов, в том числе и в тех, которые сейчас перерабатываются.

Издан ряд указов Президента России по вопросам охра­ны семьи, материнства, отцовства и детства, а также создания института Уполномоченного при Президенте Российской Фе­дерации по правам ребенка.

Важную роль в защите прав и интересов ребенка будет играть разрабатываемый нашими учеными проект закона РФ о правах ребенка. В него, помимо закрепления норм Конвен­ции о правах ребенка, вводятся новые современные нормы в сфере детства. Большие надежды возлагаются на разрабаты­ваемый проект закона о предотвращении насилия в семье, ко­торый является первым нормативным актом в сфере защиты детей от посягательств близких родственников.

Во многом эти документы воспроизводят и развивают концепции и нормы, содержащиеся в актах международного права с учетом российской специфики.

Сегодня в России нет единой системы защиты прав детей, нет сводного законодательства, своеобразного кодекса законов о правах и обязанностях детей, их родителей, о механизме за­щиты этих прав. Административно-правовой статус Уполно­моченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка не определен и требует регламентации. Поэтому дет­ская тема приобретает особый смысл, в связи с чем будущее становится весьма «неопределенным».

По экспертным оценкам Россия будет ежегодно терять по 300 тысяч детей. И к 2025 г. на население в 125-145 миллионов она будет иметь лишь 22 миллиона детей. А это означает, что через 15 лет мы будем на грани официальной катастрофы. Для сравнения: в США в данное время - 72 миллиона детей, а у нас почти в 3 раза меньше. К 2021 г. у них будет более 100 миллио­нов детского населения, а в России уже в 5 раз меньше. С нами рядом живет 700 тысяч сирот.

Для совершенствования административно-правового ме­ханизма защиты прав детей России необходимо изучить прак­тику европейского сообщества, обратив внимание на Финлян­дию, Норвегию, Швецию.

Численность населения в Финляндии невелика. При об­щей площади 338 145 км2 она составляет немногим более 5 млн. человек. Тем не менее, Финляндия - это страна, ко­торая одной из первых присоединилась к Конвенции ООН о правах ребенка. Это произошло в 1991 г., с тех пор защите детства в этой стране уделяют огромное внимание. Институт ювенальной юстиции, а также положения международного акта, закрепившего основные права ребенка, нашли отраже­ние в Законах «Об охране детства» и «Об опеке...», которые распространяют свое действие на всех детей, проживающих на территории Финляндии.

Деятельность, связанная с защитой прав ребенка, переда­на федеральной властью муниципалитетам. там ее осущест­вляют социальные работники. При выполнении своих обязан­ностей они ориентируются на нормы международного права.

С просьбой оказать помощь в службу защиты детей (му­ниципальное социальное бюро) может обратиться семья, сам ребенок, а также любой человек в отношении определенного ребенка. Для работников, которые трудятся в сфере детства (учителей, воспитателей, руководителей детских кружков) это не право, а обязанность. такое обращение может быть адресо­вано и детскому омбудсмену. Каждое сообщение будет прове­рено тщательнейшим образом. Меры по защите детей начнут применяться после детального изучения положения ребенка. Как правило, служба защиты детей старается не изымать ре­бенка из семьи, но в большинстве случаев приходится приме­нять данную меру.

В случае если ребенку угрожает опасность и ему требует­ся срочная помощь, применяется экстренное перемещение на замещающее попечение. Уполномоченный орган принимает все меры для возвращения ребенка в семью. Если оно невоз­можно, то ведется подготовка к обычному изъятию ребенка из семьи. В случае достижения ребенком 12-летнего возраста или наличия возражений родителей решение об изъятии при­нимает специальный административный суд. Данная проце­дура получила название принудительного изъятия ребенка. Решение административного суда может быть обжаловано. За деятельностью органов по защите прав детей Министерство социальных дел и здравоохранения Финляндии осуществляет контроль и в случаях нарушения законодательства может при­нять меры властного характера.

В Финляндии также учрежден институт детского ом­будсмена, т. е. уполномоченного по правам ребенка. Его де­ятельность основывается на специальном законе. Финский омбудсмен - государственный, обладающий независимостью чиновник, который назначается Правительством. Срок дей­ствия полномочий финского омбудсмена по правам ребенка составляет пять лет. Во втором параграфе закона определены его функции:

1)    мониторинг законодательства, регулирующего права несовершеннолетних;

2)    предоставление информации детям, родителям, орга­низациям в отношении прав и интересов ребенка;

3)    выдвижение инициатив и предложений в целях реше­ния государственных проблем в сфере детства;

4)    разработка новых форм сотрудничества с другими госу­дарственными органами и негосударственными организация­ми и др.

Важнейшая задача - осуществление надзора за соблюде­нием положений Конвенции ООН о правах ребенка на тер­ритории Финляндии. Уполномоченный по правам ребенка не может изменять решения других государственных органов. Он осуществляет свою работу при Министерстве социальных дел и здравоохранения. Данное министерство не вмешива­ется в его деятельность. Особого внимания в работе Уполно­моченного по правам ребенка заслуживает международное


Interpedia

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Эфиопия

18

4

11

6

7

5

15

13

14

16

Индия

6

6

1

6

8

15

4

9

2

7

Китай

24

36

34

35

71

69

26

19

7

14

Колумбия

30

36

28

27

17

15

12

8

13

10

Таиланд

22

17

12

28

15

23

19

13

15

15

ЮАР

-

-

-

3

9

9

11

11

12

16

Кения

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Румыния

8

1

-

-

-

-

-

-

-

-

Общий

108

100

86

105

127

136

87

73

63

78

сотрудничество в области совершенствования администра­тивно-правового механизма защиты прав ребенка. Каждый год происходит встреча финского омбудсмена с коллегами из Норвегии, Швеции, Дании, Исландии в рамках заседания Европейской сети омбудсменов по правам детей, которая функционирует с 1997 г. Она объединила уполномоченных по правам ребенка из 33 европейских стран, включая Российскую Федерацию. Целью данной организации является улучшение условий жизни всех детей в Европе. На ежегодных встречах уполномоченные обмениваются опытом работы, информаци­ей, подходами и стратегиями, применяемыми ими в решении проблем детства.

В Финляндии подписана и ратифицирована Гаагская кон­венция о защите детей и сотрудничестве в отношении ино­странного усыновления. Это позволило финским гражданам усыновлять детей из других стран - участниц данной Конвен­ции с помощью специальных агентств, действующих с разре­шения Совета по международному усыновлению при Мини­стерстве социальных дел и здравоохранения. Самые известные организации, оказывающие услуги по международному усы­новлению - «Save the Children», «The city of Helsinki Social Welfare Board» и «Interpedia». Благодаря их деятельности де­ти-сироты из разных государств обретают семью в одной из самых лучших для жизни стран - Финляндии. Процедура усы­новления регулируется специальными указами и Законом об усыновлении14. Данный закон разработан в соответствии с по­ложениями Конвенции о правах ребенка. Автор представляет статистическую таблицу международных усыновлений детей (чел./год) финскими гражданами от агентства «Interpedia».

Таким образом, финны активно участвуют в международ­ном усыновлении. Однако своих детей-сирот, по сложившейся практике, на усыновление иностранцам не отдают, т. к. про­цедура эта очень долгая и непростая, и осуществима только в теории. Международное усыновление доступно только рези­дентам Финляндии16. По статистике Правительственного Де­партамента США по иностранному усыновлению, с момента вступления в силу на территории Финляндии Гаагской Кон­венции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления только два ребенка нашли приют в американских семьях: в 2000 и 2003 гг. Для сравнения Показателен опыт Норвегии в области защиты прав ре­бенка. Норвегия - наименее населенная из европейских стран. В ней проживает 4 842 700 человек. Средняя плотность населе­ния составляет 16 чел./км2. Более 80 % всего населения страны сосредоточено в Южной, Западной и Восточной Норвегии, причем в последней - почти половина. В районе Осло-фьорда сосредоточена примерно треть населения страны. Доля город­ского населения - 78 %. Согласно Индексу развития челове­ческого потенциала ООН, она является одним из самых без­опасных и лучших мест в мире для развития детей. Несмотря на то что большинство детей в Норвегии наслаждаются ком­фортной и защищенной жизнью в богатой стране, есть дети, страдающие от насилия, жестокого обращения и неисполне­ния обязанностей со стороны их семей.

Основными нормативными правовыми актами, охраня­ющими права ребенка в этой североевропейской стране, яв­ляются законы об охране детства (The Child Welfare Act), о детях и родителях (The Children Act), об усыновлении (Act Relating to adoption) и др. В 1991 г. была ратифицирована Кон­венция ООН о правах ребенка.

Основной закон по защите прав ребенка - The Child Welfare Act, главной целью которого является обеспечение ро­ста детей в безопасной среде.

Ключевой составляющей системы охраны детства в Нор­вегии является Норвежская служба охраны детства. Она представляет собой систему безопасности для детей и семей, которые подвергаются риску. В каждой коммуне создано управ­ление охраны детства, задача которого заключается в обеспече­нии неукоснительного соблюдения Закона об охране детства.

Закон гласит, что служба охраны детства (служба CWS) предоставляет поддержку и консультации родителям, ис­пытывающим затруднения при воспитании своих детей. Она также обязана изымать детей у родителей, если ее сотрудники будут серьезно обеспокоены условиями их содержания. Служ­ба CWS вправе непосредственно вмешаться в экстренных си­туациях, но если она собирается оставить ребенка под своей опекой, на это потребуется решение суда. Закон об охране дет­ства четко предусматривает, что возможность патронатного воспитания может рассматриваться только в случаях, когда ре­бенок подвергается насилию или в его отношении существует серьезное неисполнение родительских обязанностей. Разме­щением ребенка в приемную семью занимаются специальные агентства, действующие на основании лицензии, выданной Министерством по делам детей, равноправия и социальной интеграции Норвегии.

Министерство по делам детей, равноправия и социаль­ной интеграции осуществляет контрольно-надзорные полно­мочия в отношении данной службы. Конвенция ООН о правах ребенка и норвежское законодательство предусматривают, что ребенок другой национальности, проживающий в Норвегии, должен получать такую же охрану, как и норвежский ребенок.

Норвегия была первой страной, в которой была создана должность комиссара или омбудсмена, уполномоченного за­коном на защиту детей и их прав. С 1981 г. Омбудсмен по пра­вам ребенка в Норвегии неустанно работал над усовершенство­ванием национального и международного законодательства, касающегося благополучия детей. В 1981 г. были приняты Закон № 5 и Инструкция для Уполномоченного по правам ребенка, регулирующие его деятельность. Омбудсмена по правам ре­бенка назначает король сроком на четыре года. Данный инсти­тут является политически нейтральным, т. к. Уполномоченный по правам ребенка не входит в состав какой-либо политической партии. Детский омбудсмен подчиняется Министерству по де­лам детей и семьи. Ни Парламент, ни Правительство Норвегии не имеют права давать ему указания. Его основная задача сле­дить за соблюдением Конвенции ООН о правах ребенка, как на национальном, так и на международном уровне.

Обязанностями Омбудсмена являются защита интересов детей в государственных органах, а также исследование усло­вий, в которых они растут и развиваются.

Он имеет право исследовать и обнародовать вопросы, имеющие значение для улучшения благополучия детей и мо­лодежи. Однако по закону защитник прав ребенка не вправе давать обратный ход административным мерам или отменять административные решения.

Омбудсмен осуществляет роль политика, выступающего от имени детей и роль активиста в случаях, когда какое-то осо­бое дело требует внимания органов власти и СМИ. также его обязанности могут заключаться в предоставлении консульта­ций родителям, организациям в отношении интересов детей.

Инициирование проектов и исследований является еще одним способом сбора информации о детях. Кроме того, мно­гие учреждения, а также СМИ обращаются к Омбудсмену за информацией.

Органы государственной власти, государственные и част­ные учреждения обязаны предоставлять уполномоченному по правам ребенка необходимую для выполнения возложенных на него функций информацию по его требованию.

На территории страны вступила в силу Гаагская конвен­ция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностран­ного усыновления. Система международного усыновления в Норвегии, как и в Финляндии, очень развита. Также дей­ствует норвежский Закон «Об усыновлении» (Act Relating to adoption). Норвежцы усыновляют детей из разных стран мира: Кореи, Таиланда, Индии, Китая, ЮАР, Эфиопии. Междуна­родным усыновлением занимаются специальные агентства: «InorAdopt», «VERDENS BARN» и «Adopsjonsforum», осущест­вляющие свою деятельность с разрешения Норвежского ди­ректората по делам детей, молодежи и семьи Министерства по делам детей и равноправия. Самое известное агентство, ко­торое занимается вопросами международного усыновления с 1969 г. - «VERDENS BARN». Автор приводит статистическую таблицу международных усыновлений детей норвежскими гражданами с 1969 г., предоставленную самым авторитетным норвежским агентством.

Юридически иностранцам не запрещено усыновлять нор­вежских детей, однако на практике это не происходит. В насто­ящее время в норвежском законе (Act Relating to adoption) за­креплено, что заявление на усыновление может подать только гражданин, являющийся резидентом Норвегии. Это означа­ет, что иностранные граждане смогут усыновить норвежского ребенка только в случае постоянного проживания на террито­рии Норвегии. По данным Правительственного Департамента США по иностранному усыновлению за последние пять лет американцы не усыновили ни одного норвежского ребенка. С момента действия в Норвегии Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновле­ния были зарегистрированы всего лишь три усыновления аме­риканцами норвежских детей: в 2000, 2001 и 2007 г. И то эти усыновления были исключительными случаями.

Автору представляется небезынтересной шведская поли­тика в области защиты прав ребенка.

Швеция занимает восточную и южную части Скандинав­ского полуострова и имеет, по сравнению со своими соседя­ми, наибольшую численность населения. Балтийскому щиту, в пределах которого расположена Швеция, уже более чем два с половиной миллиона лет. Его подстилают гнейсы с метал­лическими включениями. На рудных богатствах основывает­ся нынешнее благосостояние страны. Численность населения Швеции составляет 9,4 миллионов человек, а плотность насе­ления - 21,9 человек на 1 км2. Важнейшими отраслями инду­стрии являются деревообработка, автомобилестроение, хими­ческая и электротехническая промышленность.

AR

Korea

India

Thailand

Kina

S0r-Afrika

Russland

Brasil

Bulgaria

Romania

TOTALT

1969-78

2077

 

 

 

 

 

 

 

 

2077

1979

117

 

2

 

 

 

 

 

 

119

1980

165

 

0

 

 

 

 

 

 

165

1981

227

 

4

 

 

 

 

 

 

231

1982

290

2

2

 

 

 

 

 

 

294

1983

269

7

2

 

 

 

 

 

 

278

1984

286

11

5

 

 

 

 

 

 

302

1985

245

12

1

 

 

 

 

 

 

258

1986

194

13

2

 

 

 

 

 

 

209

1987

209

18

3

 

 

 

 

 

 

230

1988

154

18

6

 

 

 

 

 

 

178

1989

153

22

7

 

 

 

 

 

 

182

1990

113

23

14

 

 

 

 

 

3

153

1991

87

22

11

16

 

 

 

 

4

140

1992

115

18

7

29

 

1

 

 

1

171

1993

105

13

9

18

 

3

 

 

3

151

1994

122

19

15

31

 

4

 

 

5

196

1995

125

22

4

25

 

5

0

 

13

194

1996

108

8

6

57

 

9

2

 

32

222

1997

121

20

12

57

 

7

0

0

27

244

1998

121

25

11

82

 

5

1

1

40

286

1999

120

31

23

42

 

10

1

0

15

242

2000

128

22

26

71

 

8

2

0

1

258

2001

125

34

22

90

 

5

0

0

0

276

2002

106

19

23

126

 

3

0

0

0

277

2003

81

19

13

128

2

5

0

0

0

248

2004

87

15

23

108

5

 

10

0

0

239

2005

79

12

17

114

14

 

 

 

 

236

2006

59

18

11

60

9

 

 

 

 

157

2007

44

11

13

60

16

 

 

 

 

144

2008

45

7

12

28

21

 

 

 

 

113

2009

48

10

12

34

28

 

 

 

 

132

2010

43

6

6

34

22

 

 

 

 

111

2011

33

12

8

30

15

 

 

 

 

98

2012

26

7

11

16

13

 

 

 

 

73

TOTALT

6427

496

343

1256

145

66

6

1

144

8884

Эта северная страна ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка в 1990 г. В шведском законодательстве вопросы защиты прав ребенка регулируются следующими законами: «О социальном обеспечении» (Social Services Act), «О детях и родителях» (Act on the Children and Parents Code) и др. Реа­лизуется Стратегия укрепления прав ребенка, в соответствии с которой был принят План по борьбе с сексуальной эксплуа­тацией детей.

Основной закон в сфере защиты детства - Social Services Act. В соответствии с ним осуществление деятельности по защите детей федеральной властью передано комитетам по социальному обеспе­чению, которые функционируют в каждом муниципалитете. Данные муниципальные органы гарантируют поддержку детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. У ребенка имеется возможность самостоятельного обращения в комитет с просьбой оказания помо­щи. При выявлении социальной службой угроз ребенку, ее работники проводят экспертизу. В случае подтверждения факта нахождения ре­бенка в опасности составляется специальный план действий по оказа­нию помощи. Как правило, социальная служба старается не изымать ребенка из семьи. Это крайняя мера. Ее решение оставить ребенка под своей опекой может быть принято только после заключения суда.

В 1993 г. был создан институт омбудсмена по правам ре­бенка (Barnombudsman). Термин «омбудсмен» существует в Швеции с 1809 г. Его деятельность регулируется специаль­ным законом. Уполномоченный по правам ребенка является государственным служащим. Его главная задача - следить за соблюдением законов о защите прав детей. Конвенция ООН по правам ребенка - основной документ, которым руковод­ствуется защитник детей в решении своих задач. Результаты своей работы он представляет в виде ежегодного доклада Пра­вительству.

Функции омбудсмена:

1)    предлагать поправки в законы с целью реформирова­ния механизмов административно-правового регулирования защиты прав ребенка;

2)    воздействовать на общественное мнение с целью уси­ления внимания государства и граждан к проблемам детства;

3)    представлять интересы шведских детей на междуна­родной арене;

4)    обобщать статистические данные и анализировать их в целях обретения новых решений проблем детства;

5)    следовать международным тенденциям в области за­щиты детей и доводить до сведения населения положения Конвенции ООН о правах ребенка

В Швеции ратифицирована Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления. Шведы активно усыновляют детей из разных стран мира. Им, в целях покрытия расходов на усыновление, вы­плачивается грант, размер которого составляет 40 000 швед­ских крон (около 6 000 долларов США) на каждого ребенка (сумма аналогичного пособия в России составляет 13 087, 61 руб.). Данная выплата осуществляется Агентством социаль­ного страхования. На территории страны действует Закон «О международных агентствах по усыновлению». Самые извест­ные организации в Швеции, оказывающие услуги по усынов­лению: «Adoptionscentrum», «ALC», «BFA-A», «BV», «FFIA». Все они действуют на основании лицензии, выданной уполно­моченным государственным учреждением в области между­народного усыновления при Министерстве социальных дел (Myndigheten for internationella adoptionsfragor). Автор при­водит статистику международных усыновлений от агентства «FFIA»

FFIA

2012

2011

Colombia

3

5

Indien

5

5

Kenya

 

1

Kina

20

28

Sri Lanka

 

1

Thailand

7

3

Ungern

2

 

Summa

37

43

Усыновлять шведских детей могут только граждане стра­ны. В Швеции установлен запрет на усыновление иностранца­ми. Правительственным Департаментом США по иностранному усыновлению не зарегистрировано ни одного усыновления гражданами Соединенных Штатов Америки шведских детей.

Таким образом, институты омбудсмена и ювенальной юсти­ции являются неотъемлемым элементом европейской системы по­мощи детям, нуждающимся в пристальном внимании государства.

В Российской Федерации отсутствует закон, регулирую­щий деятельность Уполномоченного. Автор предлагает раз­работать его в ближайшее время. Административно-правовой статус омбудсмена должен быть закреплен на федеральном уровне. Проблемы детства не решить без принятия такого акта.

Государственная Дума приняла в первом чтении законопро­ект «О социальном патронате», который предполагает создание в нашей стране североевропейской модели защиты прав ребен­ка. Данный документ вызвал оживленную дискуссию в обществе. Большинство считает, что пока не подготовлена социально-эко­номическая платформа для создания подобного института. Ав­тор надеется, что опыт европейский стран в области админи­стративно-правового регулирования защиты прав детей будет в дальнейшем изучаться и в скором времени воплотится в системе отечественного законодательства. Завершая статью, невозможно не остановиться на мировой проблеме - торговле детьми. Дети - не товар, а торговля ребенком - это тяжкое и страшное преступле­ние, которое карается законом. Первым шагом в решении этой проблемы стало подписание Российской Федерацией в 2012 г. Факультативного протокола к Конвенции ООН о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. Необходимо срочно его ратифицировать.

Огромную опасность представляет на территории Российской Федерации деятельность представительств зарубежных агентств в области международного усыновления. Они коррумпировали российских чиновников, ответственных за устройство детей-сирот в семьи, администрации детских домов и домов ребенка. Должност­ные лица до сих пор предоставляют российским гражданам, жела­ющим усыновить ребенка, ложную информацию о детях, выдают здоровых сирот за тяжелобольных. таким образом, они вынуждают россиян отказываться от усыновления. И это не удивительно, ведь иностранцы готовы платить огромные деньги за наших детей. так, стоимость усыновления одного российского ребенка, к примеру, для американца доходит до 60 тысяч долларов.

Только за 2011 г. 3 400 российских детей были усыновлены иностранными гражданами. Из них 956 - американцами. За последние десять лет, по данным Правительственного депар­тамента США по иностранному усыновлению, американские агентства вывезли в Соединенные Штаты 45 112 российских детишек. Большие денежные средства вращаются в этой сфе­ре. Торговля детьми процветает. Немаловажно, что Америка, подписав Конвенцию ООН о правах ребенка и дав обещание ее ратифицировать, до сих пор не сделала это. Кроме США только в Сомали не ратифицирована Конвенция о правах ре­бенка вследствие отсутствия законного Правительства.

На этом пути принятие Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основопола­гающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Рос­сийской Федерации», получившего название «Закон Димы Яковлева», в память обо всех маленьких россиянах, погибших и пострадавших от рук приемных родителей в США, - реаль­ный шаг в усилении государственной поддержки детей сирот и, конечно, в административно-правовом регулировании за­щиты прав ребенка. Данный закон запретил американцам усыновлять российских детей и прекратил торговлю детьми американскими агентствами.

Президент России В.В. Путин считает, что российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - мило­сердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и вза­имопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исто­рически делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Какое огромное, непреходящее значение приобретает в этом смысле защита прав детей, нуждающихся в немедленной госу­дарственной поддержке.

В подтверждение своих слов глава государства подписал Указ «О некоторых мерах по реализации государственной по­литики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В его разработке важную роль сыграл Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, который отметил, что этот новый документ фактически является стартом Програм­мы «Россия без сирот» и будет стимулировать усыновление детей именно российскими семьями на принципах семейных форм воспитания. Данный Указ предусматривает упрощение процедуры усыновления, а также увеличение размера единов­ременного пособия при передаче ребенка на воспитание в се­мью и других выплат.

В заключение можно отметить, что в настоящее время Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла законопроект об ответственности юри­дических лиц за торговлю детьми, их эксплуатацию, детскую проституцию и порнографию с внесением поправок в Феде­ральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Рос­сийской Федерации», который будет дополнен терминами «торговля детьми» и «эксплуатация детей». Таким образом, деятельность иностранных агентств по международному усы­новлению будет контролироваться органами исполнительной власти. Автор надеется, что в ближайшем будущем в Россий­ской Федерации будет введен запрет на усыновление россий­ских детей иностранцами.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика