Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Н.Б. Пастухова:
ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИНАДЛЕЖИТ БУДУЩЕЕ!
Интервью с  Пастуховой Надеждой Борисовной, доктором юридических наук, профессором кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), почетным работником высшего профессионального образования

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Социологический, психологический, этический аспекты брачного договора в Республике Казахстан
Научные статьи
07.05.13 13:28

вернуться

  
ЕврАзЮж № 3 (22) 2010
Право стран СНГ
Муканова М.Ж.
Социологический, психологический, этический аспекты брачного договора в Республике Казахстан
В статье на основе анализа научных работ и данных эмпирических исследований рассмотрены правовые социологические, психологические и этические аспекты брачного договора.

Нормы семейного права и нормы нравственного по­рядка отличает то обстоятельство, что и мораль и право выступают в роли регуляторов общественных отношений, причем те и другие имеют собственный арсенал средств. Го­воря о морально-правовом содержании семейно-правовых норм, необходимо подчеркнуть, что семейное законода­тельство теперь содержит минимум декларативных поло­жений, относящихся лишь к сфере действия норм сугубо нравственного свойства.

В силу упомянутых особенностей неоднозначно оце­ниваются правом и моралью брачные договоры.

В целях выявления степени информированности на­селения о брачном договоре, определения отношения на­селения к данному документу было проведено социологи­ческое исследование по Караганде. Задачей исследования являлся анализ информационных данных и выяснение ос­новных факторов и тенденций, оказывающих влияние на общественное мнение о брачном договоре.

Для проведения исследования был использован ме­тод опроса по телефону, позволяющий охватить все кате­гории населения. Был разработан опросный лист, содер­жащий ряд вопросов, на которые предлагалось ответить каждому человеку, поднявшему трубку. Опросный лист содержит вопросы как закрытого, так и открытого типа. После проведения опроса для удобства анализа отве­ты на вопросы были сформированы в логически схожие группы и пронумерованы для удобства обработки и ото­бражения в сводной ведомости. Степень достоверности выборки предполагает участие в опросе ста человек. Но­мера телефонов респондентов отбирались в случайном порядке из телефонного справочника. Человеку, отве­тившему на звонок, предлагалось добровольное участие в опросе.

После обработки данных были получены следующие результаты.

Из 100 опрошенных респондентов 40 мужского пола и 60 - женского. Возраст опрошенных - от 18 до 72 лет.

Из 40 мужчин 37 знают о существовании такого ин­ститута, как брачный договор, а остальные 3 никогда о нем не слышали и даже не представляют, что это такое (двое из них пожилые люди, а один - мужчина 25 лет). Неосве­домленных в данном вопросе женщин оказалось гораздо больше, чем мужчин. Так, 50 женщин из 60 знают о брач­ном договоре и, следовательно, 10 - нет. В основном это женщины, занимающиеся ведением домашнего хозяйства, и пенсионеры.

Для выявления степени информированности населе­ния о данном документе респондентам был задан вопрос о том, что, по их мнению, брачный договор из себя представ­ляет. Несмотря на то, что респонденты высказывали ис­ключительно собственное мнение, многие их ответы по сво­ей сути являются схожими. В результате все респонденты разделились на 4 группы (независимо от возраста и пола). Респонденты, входящие в первую группу, назвали брачный договор юридическим документом, который составляют новобрачные либо супруги. Так думает почти половина всех опрошенных людей, а именно 53 %. Таким образом, эти респонденты под брачным договором понимают непо­средственно документ, составленный супругами либо ново­брачными, который фиксирует определенные условия. И в некотором роде они правы, так как в общем виде брачный договор таковым и является. Но это определение не являет­ся полным, так как раскрыть содержание данного докумен­та, то есть какие именно условия могут входить в брачный договор, респонденты не смогли.

Вторая группа указала, что брачный договор - это со­глашение между супругами о разделе имущества в случае развода (30 %). Как видно, данная группа респондентов пу­тает брачный договор с соглашением о разделе имущества, то есть они не знают о том, что брачный договор регулиру­ет имущественные отношения не только при разводе, но и в течение брака.

Третью группу составили респонденты, которые дума­ют, что брачный договор - это соглашение между супруга­ми об определении прав и обязанностей (15 %). Причем в качестве обязанностей называли следующие варианты: кто из супругов будет делать уборку в квартире, мыть посуду, забирать детей из школы и т. д. Как известно, по нашему законодательству такие условия не могут быть включены в брачный договор.

В четвертую группу вошли респонденты, считающие, что брачный договор - это соглашение супругов, находя­щихся в браке, об определении прав на общее имущество (2 %). То есть данную группу составили респонденты, кото­рые наиболее близки к истинному значению понятия брач­ный договор. Эти респонденты считают, для того, чтобы поделить имущество, необязательно разводиться. Возмож­но, находясь в браке, составить брачный договор, в который можно включить условия о распределении имущества. Но все же этот ответ не является полным и исчерпывающим. Условия о разделе имущества являются одним из возмож­ных пунктов брачного договора.

Подводя итог на данном этапе, можно сделать вывод, что большинство людей слабо информированы в данном вопросе, следовательно, практически никто не имеет пра­вильного и полного представления о брачном договоре.

Среди основных целей, служащих основанием для за­ключения брачного договора, были отмечены следующие: преследование выгоды (брак по расчету) (7 %), предусмо­трение возможных конфликтов и разногласий при разво­де (8 %), стремление защитить свои интересы, закрепив за собой определенное имущество (37 %). По мнению многих респондентов, причиной заключения брачного договора яв­ляется недоверие супругов друг к другу (37 %). Также было высказано мнение, что заключение брачного договора обу­словлено веянием моды и тем, что наступает матриархат. 10 % вообще затруднились ответить. В целом возрастных различий по данному вопросу обнаружено не было. А вот ответы мужчин несколько отличались от ответов женщин. Так, например, среди тех, кто воспринимает брачный до­говор новой формой «брака по расчету», мужчин гораздо больше, чем женщин (6 % и 1 % соответственно). А в стрем­лении защитить свои интересы, заключив брачный дого­вор, больше женщин, нежели мужчин (23 % и 14 % соот­ветственно).

С целью выяснения личного отношения к брачному договору респондентам были заданы следующие вопросы: «Смогли бы Вы предложить любимому человеку заклю­чить брачный договор?» и «Как бы Вы отнеслись к предло­жению любимого человека заключить брачный договор?». По первому вопросу допускают такую возможность 25 % респондентов, никогда не пойдут на это 72 %, затрудняют­ся ответить - 5 %. По данному вопросу замечены следую­щие гендерные различия: у тех мужчин, кто смог бы пред­ложить заключить брачный договор, показатель в 2,5 раза меньше, чем у женщин (7 % и 18 % соответственно). Следует заметить, что большинство женщин, утвердительно отве­тивших на первый вопрос, находятся в возрастной группе от 27 до 48 лет. Причем почти половину из них составляют те, которые либо находятся в разводе, либо состоят уже не в первом браке.

Предложение заключить брачный договор 15 % ре­спондентов поддержали бы, 22 % отнеслись бы к этому нормально, 61 % восприняли бы отрицательно, 2 % за­труднились ответить на этот вопрос. Среди женщин чис­ло позитивно настроенных по данному вопросу больше по сравнению с мужчинами (12 % и 3 % соответственно). Муж­чины, которые отрицательно бы отреагировали на постав­ленный вопрос, составляют 68 % (из числа всех опрошен­ных мужчин), женщины - 56 % (из числа всех опрошенных женщин).

Подводя итог по этим двум вопросам, мы видим, что большинство респондентов не смогли бы предложить сво­им вторым половинкам заключить брачный договор. И большая часть респондентов отнеслась бы отрицательно к такому предложению (особенно высок этот показатель у мужчин).

Респондентам также был задан вопрос: «Каково Ваше отношение к брачному договору?». Положительный ответ дали 28 % респондентов, 22 % респондентов относятся к нему отрицательно и 51 % - нейтрально. Если же отдельно рассматривать мужчин и женщин, то выявляется следую­щая картина. Среди мужчин отрицательно воспринимают брачный договор 24 % от числа всех опрошенных мужчин, положительно - 8 %, нейтрально - 68 %. У женщин, в свою очередь, показатели совсем иные. Так, отрицательно отно­сятся к брачному договору 20 % от числа всех опрошенных женщин, положительно - 42 %, нейтрально - 38 %. Из этих данных видно, что лишь небольшое количество мужчин от­ветили на данный вопрос положительно, а в большинстве же своем они относятся к брачному договору нейтрально. Женщины иначе относятся к данному договору. Определен­ное количество женщин воспринимают брачный договор положительно, и примерно столько же женщин относятся к нему нейтрально. Но мужчин и женщин, отрицательно высказывающихся о данном документе, получилось при­мерно равное количество.

Основная масса женщин, положительно отзывающих­ся о данном договоре, находится в возрасте от 32 до 68 лет. Те же, кто относятся к нему нейтрально, составляют воз­растную группу от 18 до 31 года. Следовательно, те из жен­щин, что имеют определенный опыт семейной жизни, уже не так свято полагаются на силу чувств и понимают, что к созданию семьи нужно подходить обдуманно. И брачный договор здесь окажется вовсе не лишним.

На вопрос «Хотели бы Вы заключить брачный дого­вор?» положительный ответ дали 18 % респондентов, 80 % опрошенных ответили отказом, 1 % затруднился что-либо сказать. И в этом вопросе мужчины и женщины разошлись во мнении. Так, из всех опрошенных мужчин лишь толь­ко 5 % хотели бы заключить данный договор, а остальные 92 % были категорически против. Среди женщин положи­тельно настроенных оказалось 28 %, отрицательно же вы­сказались 72 %. Причем и здесь наблюдается зависимость ответов женщин от их возраста. Та часть женщин, которые хотели бы заключить брачный договор, в основном опять же приходится на возраст от 32 до 54 лет.

В качестве основной причины, побуждающей женщин к составлению такого документа, была указана следующая: стремление таким образом застраховать себя и своего ре­бенка, чтобы в случае развода не остаться без ничего. Конеч­но, женщины отвечали по-разному, но суть их ответов все же сводилась к вышеприведенной формулировке. Мужчин же толкает на заключение брачного договора нежелание быть кому-либо должным.

Те же, кто высказывался отрицательно на поставлен­ный вопрос, в основном называли следующие причины: заключение договора может оказаться невыгодным (3 %), оформление такого документа не соответствует семейным ценностям (36 %), 34 % респондентов в заключении догово­ра просто не видят смысла, 8 % затруднились назвать опре­деленные причины. Если приводить ответы респондентов более развернуто, то получается следующая ситуация. Люди старшего поколения часто отвечали, что уже прожи­ли столько лет вместе без договора и еще проживут, поэто­му в данном документе нет надобности. Также были те, у кого этот документ просто вызывает негативные эмоции, и поэтому они не хотели бы заключать данный договор. Так в основном отвечали мужчины (независимо от возраста). Также очень часто высказывалось мнение, что брачный до­говор - это признак недоверия между супругами. По мне­нию этих респондентов, брак и семья должны строиться на любви, а не на расчете. Так тоже считают по большей части мужчины, независимо от возраста, и женщины в возрасте от 18 до 27 лет.

По мнению респондентов, причинами малой рас­пространенности такого института, как брачный договор, являются следующие факторы: недостаток информации (30 %), юридическая неграмотность (9 %), особенности мен­талитета (29 %), низкий уровень достатка населения (10 %), доверие к супругу (7 %). 15 % респондентов не смогли отве­тить на этот вопрос. Но основными причинами респонден­ты видят низкую информированность населения, которая может быть связана с небольшим сроком официального существования договора, и особенности нашего менталите­та. Так, некоторые респонденты говорили, что люди еще не готовы принять данный институт ввиду того, что мы живем в бывшем СССР, у нас в стране совсем другая культура, ко­торая отличается от культуры Запада, где брачный договор давно считается привычным явлением.

Большая часть респондентов (75 %) считает, что брач­ный договор найдет свое место в Казахстане. 9 % думают, что у данного договора нет никакого будущего, остальные 16 % затруднялись ответить на данный вопрос. Хотелось бы отметить, что среди тех, кто считают, что брачный договор приживется у нас в стране, женщин больше, чем мужчин (46 % и 29 % соответственно).

На вопрос о необходимости данного договора положи­тельно ответили 61 % респондентов, 32 % опрошенных лю­дей сказали, что в этом документе нет никакой надобности, и 7 % не смогли ответить на данный вопрос. Большинство женщин, которые считают, что брачный договор имеет пра­во на жизнь, в возрасте от 31 года до 68 лет. Также следует заметить, что число женщин, положительно ответивших на данный вопрос, превышает число мужчин, которые дали положительный ответ (38 % и 23 % соответственно).

Для полноты исследования респондентам был задан такой вопрос: «Поможет ли брачный договор избежать развода?». 24 % респондентов ответили, что поможет, так как он будет служить в некотором роде сдерживающим фактором для тех супругов, которые боятся что-то поте­рять в случае развода. Большинство же думает (74 %), что никакой договор не помешает супругам оформить развод, потому что, если люди решили расстаться, они обязатель­но это сделают. 2 % респондентов затруднились ответить на этот вопрос. Хотелось бы заметить, что мужчины и женщи­ны оказались солидарными в этом вопросе. Так, положи­тельно ответивших на данный вопрос мужчин и женщин оказалось почти поровну. Примерно одинаковое число мужчин и женщин ответили отрицательно. Но также важ­но отметить, что большая часть женщин, думающих, что брачный договор поможет избежать развода, находится в возрастной группе от 33 до 63 лет.

Таким образом, на основе полученных данных можно сделать следующие выводы.

13 человек из 100 никогда не слышали о брачном до­говоре. Остальные не владеют точной и полной информа­цией о данном документе. Поэтому их представление о брачном договоре искажено.

Как было замечено, отношение к брачному договору мужчин не зависит ни от их возраста, ни от их материаль­ного и семейного положения. Все мужчины в целом ока­зались схожи во мнении. И в ответах на другие вопросы зависимости от каких-либо факторов (возраст, семейное положение и т. д.) автор также не усмотрел.

У женщин же выявилась другая тенденция. Исходя из ответов на некоторые вопросы, всех респондентов женского пола можно условно поделить на 2 группы. Первую группу составляют женщины в возрасте от 18 до 31 года, вторую группу - от 32 до 68 лет. Женщины из первой группы в основном отзывались о брачном договоре либо негативно, либо нейтрально. И почти никто в этом возрасте не заду­мывался над тем, чтобы заключить брачный договор. Мно­гие из этой группы считают данный документ признаком недоверия супругов, главной ценностью в браке признают чувство любви.

Женщины же из второй группы уже не так сильно полагаются на чувства и относятся к брачному договору скорее положительно. По крайней мере, они считают, что данный договор необходим и во многих случаях поможет избежать конфликтных ситуаций. Также следует заметить, женщины, пережившие развод либо находящиеся не в первом браке, в основном приходятся на вторую возраст­ную группу.

В целом однозначно положительного или резко от­рицательного отношения граждан к брачному договору не наблюдается.

Существуют гендерные различия отношения к брач­ному договору: мужчины в основном относятся к нему нейтрально, а женщины в данном вопросе поделились по­ровну: примерно одинаковое число женщин относится к брачному договору положительно и нейтрально.

Среди женщин также наблюдаются возрастные разли­чия отношения к брачному договору. Так, женщины в воз­расте от 32 до 68 лет воспринимают его более благосклонно и явно понимают важность данного документа.

Как уже было сказано выше, большинство респонден­тов не смогли бы предложить своим супругам, женихам, невестам заключить брачный договор. И большая часть респондентов отнеслась бы отрицательно к такому предло­жению. Особенно высок этот показатель у мужчин.

Также необходимо отметить, что большая часть ре­спондентов не хотят заключать брачный договор. Большой процент среди них мужчин. А среди тех, кто хотел бы за­ключить, больше женщин. Причем это женщины в возрас­те от 32 до 54 лет. Половину из этих женщин составляют те, которые либо находятся в разводе, либо состоят уже не в первом браке.

Подводя итог, можно отметить, что малая распростра­ненность брачного договора в Казахстане во многом связана с низкой информированностью населения о его существо­вании и функциях, также не последнюю роль здесь играют и особенности менталитета. Но, несмотря на это, больше половины респондентов думают, что брачный договор со временем все-таки приживется и у нас в стране.

Для более полной ясности по данному исследованию важно заметить, что отношение юристов и отношение граждан к брачному договору очень отличаются друг от друга.

Позитивное значение введения института брачного до­говора в семейное законодательство отмечают все авторы работ по данной проблеме. Так, М.В.Антокольская, А.М.Не- чаева, Л.М.Пчелинцева, Н.Е.Сосипатрова, Л.М.Максимович, С.Н.Бондов, Я.И.Функ, З.Г.Крылова, В.М.Сергунина и дру­гие высказывают совпадающие мнения о том, что институт брачного договора развивает демократические начала се­мейного законодательства, формирует новый подход в ре­гулировании семейных отношений, создает возможность самостоятельного определения статуса своего имущества без императивного вмешательства государства и воздей­ствия его на семью, подтверждает признание государством прав и свобод каждого человека и гражданина.

И почему брачный договор - это обязательно кон­фликт, возможно, наоборот, это уход от конфликта. Так, юристы отмечают, что брачный договор не провоцирует развод, как многие считают, а удерживает от него. Если в «неконтрактной» семье муж или жена чуть что могут ска­зать «не нравится - уходи», то при брачном договоре сто раз подумаешь: ведь каждый из супругов лишается части имущества. Уменьшится число разводов «под горячую ру­ку». При брачном контракте, составленном надлежащим образом, ни один из супругов не заинтересован в разводе.

А уж если решится, то, по крайней мере, будет готов по­нести ради свободы материальные потери.

Такого же мнения придерживаются А.Андреев и В.Сергунина: «Если супруги знают, что при разделе «семей­ного пирога» каждый потеряет что-то для себя значимое, они поостерегутся провоцировать в своей семье ситуацию развода. Кроме того, если развод все же неизбежен, то он, как правило, проходит менее болезненно».

Таким образом, договорный режим имущества су­пругов, по мнению специалистов, определяется развити­ем частно-правовых основ в праве, так как он восполняет правовые пробелы, дает возможность создавать для от­дельно взятой семьи наиболее удобные модели поведе­ния. При помощи него изменяются уже имеющиеся либо вводятся новые имущественные права и обязанности. Путем заключения брачного договора возможна защита прав членов семьи и лиц, стоящих на пороге ее образо­вания.

Но совсем иначе рассуждают наши граждане.

Лишь треть респондентов признает положительное значение брачного договора. Женщин среди них в 5 раз больше, чем мужчин. Несмотря на это, только пятая часть респондентов хотели бы заключить брачный договор. И в данном случае опять же число женщин в 5,6 раз превышает число мужчин.

Немногие респонденты считают, что данный документ поможет избежать развода. А поможет только тем, кто бо­ится потерять свое имущество при разводе, то есть в дан­ном случае брачный договор будет служить в некотором роде сдерживающим фактором. И в этом, как мы видим, мнение респондентов совпадает с мнением специалистов.

Но все-таки больше половины респондентов счита­ет, что никакой документ не удержит супругов от разво­да. Некоторые даже говорили, что он, наоборот, подтол­кнет супругов к разводу, так как желание одного супруга заключить брачный договор будет расцениваться вторым супругом как недоверие или стремление извлечь из этого какую-то выгоду. Поэтому намерение составить данный документ повлечет за собой возникновение конфликтов и ссор, и, возможно, супруги разведутся еще раньше, чем до­говор будет заключен.

Если же говорить о том, что брачный договор помо­жет избежать разногласий при разводе, то с этим многие респонденты соглашались. И в этом случае брачный дого­вор, конечно же, пригодился бы.

Также хотелось бы заметить, что вопреки мнению спе­циалистов о том, что брачный договор можно рассматри­вать как «свидетельство взаимного доверия супругов», мно­гие респонденты считают его, наоборот, высшей степенью недоверия между супругами, так как брак и семья должны строиться на любви и доверии. А если есть договор, то, зна­чит, присутствует расчет. Следовательно, брак становится просто имущественной сделкой между супругами.

Брачный договор не воспринимается всерьез, как ре­ально существующий институт.

Таким образом, на основе проведенного анализа мы приходим к выводу, что население Караганды не имеет точного представления о брачном договоре, в связи с чем не видит в нем потребности. Причиной невостребованно- сти может быть низкая информированность населения о цели, содержании брачного договора. Также имеют зна­чение менталитет, наследие советского мировоззрения, не­желание затрагивать столь щепетильную тему.

Пока ещё общественное мнение выражает негативное отношение к заключению брачных договоров. В обыденном сознании укрепилось мнение, что отношения, возникаю­щие в процессе семейной жизни между супругами, долж­ны регулироваться самими супругами без какого-либо вме­шательства со стороны государства. Конечно, возникшие в семье конфликты должны устраняться самими членами се­мьи, но бывают ситуации, когда вмешательство государства просто необходимо. Бесспорно то, что кроме правового значения брачный договор имеет и нравственно-этический аспект, предполагающий, по мнению Л.Максимович, нали­чие у каждого из супругов внутреннего запрета на извлече­ние из заключенного договора исключительных выгод для себя путем ущемления прав и интересов второго супруга.

Договор должен представлять собой образец соблю­дения сторонами паритетности и уважительного отноше­ния к правам друг друга. Если же одним из супругов при заключении брачного договора движет желание не только и не столько сохранить своё имущество, сколько прибрать к рукам имущество второго супруга, то это противоречит главной цели брачного договора - стать цивилизованным способом урегулирования имущественных отношений в браке.

Существуют и другие неправовые аспекты брачного договора, которые также хотелось бы изучить.

Этический аспект брачного договора состоит в невоз­можности рассмотрения самого брака лишь как средства для заключения брачного договора. Желание заключить договор не должно быть единственной и доминирующей причиной вступления в брак, важно не перейти ту грань, за которой право личности на свободу волеизъявления мо­жет привести к нарушению как правовых, так и этических норм. Недопустимо, чтобы имущественный интерес в бра­ке взял верх над эмоционально-доверительной стороной, брачный договор существует для брака, а не наоборот.

Из сказанного выше можно понять, что в сознании граждан брак и брачный договор отождествляются. Соот­ветственно, люди с тонким психоэмоциональным устрой­ством видят в брачном договоре угрозу собственному душевному комфорту, объясняя, что при заключении брач­ного договора не может идти речь об истинных интимных проявлениях, отсутствует доверие, возникают сомнения в искренности партнера. Возможно, этим определяется в большинстве случаев негативное отношение к данному ин­ституту.

Современный брачный договор, безусловно, дает ог­ромные возможности гражданам для создания наиболее приемлемой модели отношений в браке и семье, однако на данный момент договор не востребован. Проблема, на наш взгляд, состоит не только в том, что у нас еще формируется класс крупных собственников. Сторонами в гражданских процессах о разделе имущества являются граждане различ­ных слоев: если есть имущество, даже в небольшом количе­стве, всегда может возникнуть необходимость регулировать отношения, связанные с ним. С точки зрения юридической техники брачный договор не вызывает затруднений.

Проблема состоит в психологическом отношении граждан к заключению брачного договора. К брачному до­говору можно подвести и заманить в него хитростью, вос­пользовавшись доверчивостью, неинформированностью второго супруга, его уважением и бескорыстием, что недо­пустимо.

Достаточно часто заявляют, что заключение брачного договора говорит о недоверии между супругами или бу­дущими супругами. Если в гражданском праве доверие - условие гарантии, расчета по отношению к кому-то, в се­мейном праве, в частности при заключении договора, до­верие - это основа, расчет и рационализм по отношению к себе.

Психологический аспект проблемы глубоко не изучен, лишь у одного автора - Л.Максимович - встречается сле­дующее объяснение. Брачный договор в сознании людей отождествляется с возможностью развода, заключение брачного договора якобы может служить катализатором расторжения брака, связано это с эффектом прогнозирова­ния: если заключаешь брачный договор, значит, планиру­ешь разводиться.

На наш взгляд, этот подход не имеет научно обосно­ванного характера, достаточно сложно усмотреть прямую причинно-следственную связь между заключением брачно­го договора и разводом; такая позиция слишком упрощает психологические особенности личности и формирует нега­тивное отношение к брачному договору. Почему брачный договор - это обязательно конфликт, возможно, наоборот, это уход от конфликта.

А.М.Нечаева отмечает, что индивидуальное своеобра­зие личности не может не сказываться на поведении в семье, отношении к супругу, родителям, детям, семейному долгу. Например, темперамент, характер - это такие психологи­ческие особенности личности, которые не могут не влиять на семейно-брачные отношения. О взаимосвязи психоло­гии личности с особенностями ее поведения, регулируе­мого законодательством о браке и семье, можно говорить предположительно ввиду отсутствия научных изысканий в этой области. Любые элементы структуры социальной психологии (чувства, настроения, аффекты, привычки, традиции, предрассудки и пр.) самым непосредственным образом связаны с отношением к браку, разводу, супруже­ским и родительским обязанностям. Мало того, каждое из перечисленных понятий относится к факторам, определя­ющим цель, мотивы поведения человека в семье.

Хотелось бы отметить, что в поведении человека есть две функционально связанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации.6 Психолог К.Левин указывал, что восприятие че­ловеком ситуации, проблемы зависит от его собственных состояний, мотивов и потребностей.7 Кроме того, одну и ту же ситуацию один и тот же человек воспринимает по- разному, особенно это характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь полезное. Мотива­ция, мотив, количество и качество потребностей зависят от уровня организации человека, от образа и условий жиз­ни, от эволюционного уровня, от объемности мышления и других факторов, которые в социальной психологии и психологии личности подробно изучены, но, к сожалению, мало используются в цивилистике.

К примеру, мотивация может быть сознательной и бессознательной, на самом деле истинные мотивы многих наших поступков далеки от наших представлений о них, в связи с этим и возникают часто состояния внутренней не­удовлетворенности (кризисы отношений, возраста и т. д.). Кроме того, не все правильно понимают свои потребности и объективную необходимость считаться с реальностью. Не улучшает ситуацию и незнание элементарных психоло­гических законов, например, о том, что с момента рожде­ния до 5-летнего возраста устанавливается 50 % психоэмо­циональной программы, с 5-го по 8-й годы жизни человек усваивает еще 30 % своей эмоциональной программы. Это значит, что в восьмилетнем возрасте человек уже на во­семьдесят процентов психологически запрограммирован. Другими словами, к этому возрасту нами уже принято ре­шение о том, какое место мы занимаем в мире и какое ме­сто в нем мы отводим другим. С 8 до 18 лет мы получаем еще 15 % своей эмоциональной программы. На всю остав­шуюся жизнь остается лишь 5 процентов для понимания и изменения психоэмоциональных стереотипов и моделей поведения (паттернов).

В личностных, семейных отношениях человек моде­лирует стереотипы поведения родителей, фиксируется на наиболее привычных ему чувствах, даже если эти чувства негативны. Для человека характерна инертность отноше­ний, инертность восприятия, поэтому людям достаточно сложно расширять границы своих представлений о мире, людях, отношениях, так как это создает необходимость что-либо менять в своем миропонимании либо признавать свою неадекватность: это требует усилий, и это непривыч­но. Все непривычное, неясное, непонятное пугает.

Даже если существует необходимость, и субъект со­знательно готов заключить брачный договор, бессознатель­но он может бояться осуждения, обвинений в недоверии, меркантильности и просто мысли, что он плох в глазах партнера, к которому питает деликатные чувства. Для это­го необходимо быть социально зрелым, психологически и морально защищенным, иметь представления о браке и допускать, что брак - это необязательно только эмоции и чувства, это прежде всего совпадение во мнениях и позици­ях, принципиальных для совместной жизни.

Изучение психологии личности дает возможность охарактеризовать субъектов брачного договора как субъ­ектов с наличием выраженных осознанных потребностей; мотивационная сфера таких граждан развита, широка, гибка, иерархизирована. Психоэмоциональный уровень таких личностей достаточно высок, хотя не исключено, что брачный договор может заключаться людьми, для которых характерен исключительно рациональный подход к семей­ной жизни, к совместному проживанию. Их установка ори­ентировочно такова: если брак - это долгосрочное пред­приятие, то целесообразно договориться об условиях его существования. Заключение брачного договора определяет не только направленность поведения, но и его стиль.

Так как брак и семья отражают внутренний мир лич­ности, чувства, эмоции, мораль, этика не просто влияют на семейно-брачные отношения, но во многом и определяют их, благодаря этим факторам мы можем лучше понимать друг друга и лучше настраиваться на совместное общение и деятельность. Эмоции (чувства) - личностные образования, следующие за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Чувства, развиваясь и совершенствуясь, образуют ряд уровней, на­чиная от непосредственных чувств, заканчивая высшими чувствами, играющими социализирующую роль в раз­витии человека. Нравственные чувства характеризуются более или менее четкой осознанностью, значительностью реакции, в силу этого социально незрелые люди могут со­знавать лишь ближайшие непосредственные интересы, у них в ряде случаев чувства определяют отношение к кон­кретной действительности. Таким образом, общий эво­люционный уровень субъекта может определить, станет ли для него брачный договор авансированным проявлением уважения к партнеру на случай их совместного прожива­ния или способом приумножения капитала.

Заключению брачного договора может предшество­вать и эмоциональный шантаж: человек, испытывая чув­ство любви, глубокой симпатии или привязанности к пар­тнеру, попадает под психологическое влияние. В данном случае будет отсутствовать обман, насилие, заблуждение, угроза, тем не менее, в состоянии влюбленности человек может выразить не собственную волю, а стать жертвой ма­нипуляций, то есть психологическая зависимость может обусловить зависимость экономическую и правовую.

Кроме того, брачный договор искажен в современ­ном понимании вследствие существовавшей системы, не признававшей частной собственности, провозглашавшей приоритет личных отношений. Отношение к браку как способу проявления любви, осуждение браков по расчету и тому подобные мифы сформировали определенные сте­реотипы. Браки, заключенные по различным основаниям, имеют право быть, если это устраивает лица, их заключа­ющие. Брачные договоры могут мотивироваться любыми основаниями, для юриста важна лишь их правомерность.

С точки зрения права вопрос о субъектах брачного до­говора не вызывает больших затруднений, но именно от­ношения субъектов между собой, к заключению брака и определяют эффективность данного договора. В этом до­говоре, как ни в каком другом, отражаются личностные по­требности граждан. Этим и определяется специфический субъектный состав брачного договора и его особенности, так как брачный договор - это, на наш взгляд, предостав­ленная государством возможность взять на себя ответствен­ность за семейные отношения (это свобода жить так, как вы договоритесь, точно с таким же объемом ответственности за вашу свободу). Брачный договор может ориентировать граждан на длительное совместное проживание на основе взаимного доверия и взаимоуважения, в этом смысле брач­ный договор может рассматриваться как явление правовой культуры и культуры общечеловеческой.

Исходя из вышесказанного, можно резюмировать, что регулятивное значение брачного договора включает в себя: восполнение пробелов в праве и законодательстве; наи­более четкое и точное отражение интересов индивида; за­крепление диспозитивных начал законодательства о браке и семье, отказ от императивного вмешательства государ­ства в дела семьи; цивилизованный способ регламентации семейно-брачных отношений; дальнейшее развитие форм общения граждан при помощи правовых конструкций; закрепление воли и волеизъявления граждан на законо­дательной основе; стимулирование правовой активности граждан; формирование правового сознания.

Кроме регулятивного значения, брачный договор мо­жет иметь и неправовое значение. Заключение брачного договора вполне может обусловливаться, во-первых, нор­мально развитым инстинктом самосохранения, во-вторых, серьёзным подходом к достижению цели - создание бла­гополучного брака, в котором имущественные и иные отношения могут разрешаться на договорных началах, в-третьих, автор убежден, что заключение договора - это высшая степень доверия. Каждый человек, добиваясь адек­ватности окружающему миру, желая достичь гармонии в отношениях, стараясь реализовать себя в социуме, неиз­бежно должен уметь осознавать происходящее с ним (по­нимать свои потребности, знать, чего он хочет).

Бесперспективно ожидать заключения брачного дого­вора в обществе, где отсутствует культура формирования и развития межличностных отношений, где гражданам с детства не прививается умение договариваться по основ­ным вопросам и проблемам. Развитие семейно-брачных отношений, как и любое социальное явление, переживает периоды формирования, изменений, перехода в новое ка­чество, периоды кризиса и расцвета, а значит, зная законы развития, можно прогнозировать их будущее. Но пока в государстве отсутствует продуманная семейная полити­ка, даже наиболее цивилизованные способы регулирова­ния семейных отношений не будут приносить желаемых результатов. О.Н.Дудченко выдвигает предположение о вероятности наличия в стране сознательной политики, на­правленной на разрушение семьи. Однако семейные от­ношения претерпевают качественные изменения, мобиль­но приспосабливаясь к новым требованиям социального фона, поэтому брачный договор должен стимулировать активность граждан, готовых к инновациям, к защите соб­ственных потребностей и интересов в новых социальных условиях.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика