Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


О правовой дефиниции «незаконный оборот ценностей» в методике расследования преступлений
Научные статьи
08.05.13 13:14


  
ЕврАзЮж № 3 (22) 2010
Криминалистика и оперативно-розыскная деятельность
Кучин О.С.
О правовой дефиниции «незаконный оборот ценностей» в методике расследования преступлений
При разработке аспектов криминалистической деятельности большое значение имеет исследование правового положения предмета преступного посягательства, особенно в отношении преступлений, для которых его криминалистическая идентификация является обязательной и решающей в процессе доказывания в действиях виновного лица состава того или иного преступления. В криминалистике в настоящее время необходимо дать научное и правовое определение понятиям «ценности» и «оборот ценностей» применительно к драгоценным металлам и природным драгоценным камням.
     
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

Одной из основных задач криминалистики является разработка научных положений выявления, расследования и профилактики преступлений, предусмотренных дей­ствующим УК РФ. Концептуальный анализ содержания криминалистической науки вынуждает исследователей ис­кать различные подходы для решения вышеуказанной за­дачи. Изучение действующего законодательства, регулиру­ющего общественные отношения, охраняемые уголовным законом, также способствует развитию криминалистики. В дальнейшем охрана этих отношений обеспечивается дея­тельностью специально уполномоченных государственных органов, которая, в свою очередь, основывается на положе­ниях таких наук, как уголовный процесс, криминалисти­ка, оперативно-розыскная деятельность. При разработке аспектов криминалистической деятельности большое зна­чение имеет исследование правового положения предмета преступного посягательства, особенно в отношении пре­ступлений, для которых его криминалистическая иденти­фикация является обязательной и решающей в процессе доказывания в действиях виновного лица состава того или иного преступления. Правовое положение предметов пре­ступного посягательства как объектов криминалистическо­го исследования может регулироваться нормами различ­ных отраслей права: гражданского, административного, таможенного, финансового, уголовного и иными. В данном случае можно говорить о специальном криминалисти­ческом научном изучении правового положения пред­метов преступного посягательства, которое направлено, в первую очередь, на создание новых парадигм, концептов, дефиниций, систем и методов, используемых для научно­теоретических криминалистических положений, направ­ленных на выявление, расследование и в дальнейшем на профилактику преступлений.

Основными предметами преступных посягательств яв­ляются объекты гражданских прав, перечисленные в ст. 128 ГК РФ. Из их числа самым распространенными предмета­ми преступлений являются вещи. В статье 130 ГК РФ они подразделяются на два вида: недвижимые и движимые вещи. По общему правилу вещи, как объекты граждан­ских прав, могут свободно отчуждаться (купля-продажа, дарение, мена и т. п.) либо переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства без каких-либо запретов или ограничений или иным спосо­бом. Оборотоспособность объектов гражданского права предусмотрена ст. 129 ГК РФ. Она означает допустимость совершения сделок и иных действий, направленных на их передачу в рамках гражданско-правовых отношений. В за­висимости от этого все объекты разделены на три группы: свободные в обороте, ограниченные в обороте и изъятые из оборота. Для этих целей действующим законодательством устанавливаются требования и нормы для регулирования полного изъятия объектов из оборота или в установленном им порядке для ограничения оборота.

В соответствии с ч. 2 ст. 129 ГК РФ виды объектов граж­данских прав, нахождение которых в обороте не допускает­ся (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо ука­заны в законе, а виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам обо­рота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборо­тоспособные, или ограниченные в обороте), определяются в порядке, установленном законом.

Вопросы, касающиеся теории оборотоспособности вещей, рассматриваются в науке гражданского права. Возникновение рыночной экономики, появление част­ной собственности и развитие предпринимательской деятельности обусловили радикальные изменения и об­новления правового регулирования оборотоспособно- сти объектов гражданских прав в общем и вещей в част­ности. В настоящее время в науке гражданского права вопросы оборотоспособности вещей были рассмотрены на монографическом уровне в работе Н.Ю.Михайловой.

Ранее, в советский период, вопросы гражданского оборота рассматривались в работах О.А.Красавчикова

В юридической литературе существует два подхода к определению гражданского оборота: одни авторы полага­ют, что гражданский оборот представляет собой совокуп­ность юридических фактов (Г.Ф.Шершеневич, В.М.Хвостов, С.Н.Братусь, М.И.Брагинский), другие понимают под гражданским оборотом совокупность отношений в сфере производства и обмена, регулируемых гражданским пра­вом (А.В.Дозорцев, С.С.Алексеев, Д.М.Генкин, Б.Б.Эбзеев).

Можно согласиться с определением гражданского оборота, данным Н.С.Михайловой, что это юридическая форма экономического оборота, включающая в себя пра­вомерные, активные, волевые действия, обеспечивающие переход субъективных имущественных прав, а в случае и в порядке, которые установлены настоящим гражданским законодательством, и иных прав участников гражданских правоотношений.

Одним из аспектов настоящего исследования является правовое положение определенного вида движимых ве­щей, ограниченных в обороте, - ценностей. Термин «цен­ности» неоднократно встречается в действующем ГК РФ. Статьи 128, 130 ГК РФ и Глава 7 ГК РФ используют термин «ценные бумаги», статья 141 ГК РФ определяет правовое положение «валютных ценностей». Понятие «валютные ценности» определено и в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173 ФЗ. В части 5 ст. 185 ГК РФ указаны «имущественные ценности». В раз­личных по своей юридической силе нормативных актах также используются определения, включающие в себя тер­мин «ценности»: «культурные ценности», «материальные ценности», «материально-технические ценности», «товаро­материальные ценности» и т. п.

Действующее законодательство дает определения не ценностям в общем смысле данного понятия, а ценностям, изъятым из гражданского оборота или ограниченным в гражданском обороте в частности. Термин «ценности», как самостоятельная правовая дефиниция, впервые появился в ст. 1 ФЗ от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Под ними понимается особая груп­па объектов гражданских прав - драгоценные металлы и природные драгоценные камни. Ранее законодателем они были отнесены к валютным ценностям наравне с иностран­ной валютой (ФЗ от 09.10.1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»). Однако впослед­ствии Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» они были исключены из числа валютных ценностей. Вместе с тем, ФЗ от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драго­ценных камнях» не раскрывает сущности понятия «ценно­сти» и не содержит прямых указаний на то, что драгоцен­ные металлы и природные драгоценные камни являются ценностями, ограниченными в обороте. Поэтому в данной работе представляется необходимым решить две частные научно-теоретические задачи:

1.      Дать научное и правовое определение понятиям «ценности» и «оборот ценностей» применительно к драго­ценным металлам и природным драгоценным камням;

2.      Определить, что драгоценные металлы и при­родные драгоценные камни, как объекты гражданских правоотношений, являются «ценностями, ограниченными в обороте».

Для решения первой задачи необходимо проанализи­ровать действующее законодательство и значение данного термина с точки зрения филологии, а для решения вто­рой - дать анализ правовому положению драгоценных ме­таллов и природных драгоценных камней в Российской Фе­дерации с учетом его исторического развития и нынешнего состояния.

Существует несколько способов определения терми­нов - родовидовой, перечневый, казуистический. Основ­ным для юридических текстов является родовидовой (или классификационный) способ, когда дефиниция форми­руется путем указания родового признака предмета и его видовых отличий. Такой способ является имплицитным, в отличие от перечневого (эксплицитного), и, соответствен­но, дает возможность толкования (усмотрения) термина при применении правовой нормы. Эксплицитный (от англ. explicit - полностью высказанный, не оставляющий сомнения, определенный) способ раскрытия содержания терминов не предполагает какого-либо отступления от за­данных законодателем параметров того или иного право­вого понятия. Задача науки - найти оптимальный способ языкового выражения воли законодателя. «Ученый никог­да не должен полагаться на какое-то единственное учение, никогда не должен ограничивать методы своего мышления одной-единственной философией».

Для того чтобы разработать дефиницию составного (или многокомпонентного) юридического термина «обо­рот ценностей», необходимо разобраться с определениями отдельных его компонентов - «оборот» и «ценности». На­учная методология - это сложная, динамичная, целостная, субординированная система способов, приемов, принци­пов разных уровней, сферы действия, направленности, эв­ристических возможностей, содержаний структур и т. д.

В различных словарях русского языка в принципе име­ются однотипные определения терминов «оборот», «цен­ности», «драгоценный». Л.С.Ковтун и И.Н.Шмелева пони­мают «оборот» как: 1) полный круг вращения, круговой по­ворот; 2) круговорот в развитии каких-либо событий, явле­ний; 3) движение туда и обратно, с возвратом на исходное место; 4) перевертывание с одной стороны на другую, обрат­ную; 5) поворот, изменение в ходе, развитии обстоятельств, дел; 6) обращение денежных средств и товаров, торгово­промышленные операции с целью воспроизводства, по­лучения прибыли; 7) отдельную стадию, законченный про­цесс в последовательной смене, движении таких стадий, процессов.

З.Е.Александрова определяет «оборот» следующим образом: 1) виток; 2) фаза; а «ценность» как: 1) стоимость; 2) сокровище.

Словарь В.Даля не содержит прямого толкования тер­мина «оборот». Исходя же из анализа сходных терминов, можно сделать вывод, что под «оборотом» он понимал свойство предметов, вещей переходить из одного состоя­ния в другое.

С.И.Ожегов определяет оборот как: 1) полный круг вращения; 2) отдельную часть, отдельное звено, стадию какой-нибудь деятельности, развитие чего-нибудь; 3) об­ращение денежных средств и товаров для воспроизвод­ства, получения прибыли; 4) движение туда и обратно, возвращение к исходному месту. Ценность определяется им как: 1) цена, стоимость; 2) важность, значение; 3) имею­щий большую цену; 4) ценный предмет, с большими до­стоинствами, важный, нужный. Указанные выше термины в принципе однозначно истолковываются и в иных словар­ных изданиях.

В справочной энциклопедической литературе нет отдельного определения термина «оборот», но исходя из анализа различных словосочетаний, где данный термин применяется, можно сделать вывод, что под «оборотом» понимается динамика, периодический процесс множе­ственных повторяемых в разной интерпретации опреде­ленных деяний (действий или бездействий), которые со­вершаются в отношении определенного вида предметов оборота. Оборот состоит из стадий и характеризуется на­личием периодов обращения (периодичностью) и пред­метом. Стадии - это отдельные акты (деяния или действия или бездействия), которые опосредуют движение предме­та оборота. Период обращения - это промежутки времени между стадиями. Предметы оборота - это его материально- составляющая часть.

Ценность означает, что вещь имеет цену, стоимость, выраженную в денежном эквиваленте, а также то, что дан­ная вещь является дорогой, т. е. она имеет большую цену по сравнению с иной, схожей единицей аналогичной вещи. Общее понятие «ценность» определяется как положитель­ная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека или общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сфе­ру человеческой жизнедеятельности, интересов, потребно­стей, оценки этой значимости, выраженная в принципах, нормах, идеалах, установках и целях.13 Ценности - это осо­бый социальный феномен положительной значимости в системе общественно-исторической деятельности человека. Теория ценностей (аксиология) входит в философию как особая дисциплина. С точки зрения философского учения неокантианцев, ценности, как сфера должного, фактически и логически предшествует сущему. Ценности выступают критерием для отбора и систематизации фактов человече­ской истории. Метод отнесения к ценностям тех или иных фактов выявляет смысл уникальных исторических собы­тий. С точки зрения указанного учения ценности имеют лишь одно измерение - значимость для субъекта. А с точки зрения теории феноменологии ценности рассматриваются как объективные феномены, не относящиеся ни к миру ма­териальной действительности, ни к области субъективного. Актуализация ценностей происходит через познающего и деятельного субъекта как свободную личность. В теории неопозитивизма ценности противопоставляются фактам, оценки, не обладающая познавательным значением.

Ценности следует рассматривать как явления, объек­тивные по своей природе, но подвергающиеся оценке со сто­роны социального субъекта (человека или общества). При этом оценка является специфической формой проявления познания. Ценности связаны с реальной деятельностью че­ловека. Только тогда, когда мы рассматриваем обществен­ное бытие человека в аспекте субъективно-объективного отношения, мы можем зафиксировать явление ценности. Мир ценностей есть особый мир, характеризуемый тем, что ценности выражают социально-личностную форму бытия явлений действительности. Ценности неотделимы от при­родных предметов, но они не сводятся только к физико­химическим свойствам. Явления природы приобретают ценностную характеристику лишь в той мере, в какой они вовлекаются в сферу человеческой деятельности и отно­шений людей. Следует отметить, что ценности связаны с оценкой. Оценка - это неотделимый элемент сознания, сформировавшийся в ходе человеческой деятельности. Это и есть средство осознания ценности природного и социаль­ного мира, а вместе с тем осознания человеком собственной личностно-индивидуальной значимости. В оценке раскры­вается единство значения и смысла, пронизывающих мир социальных и индивидуальных ценностей.

Федеральный закон № 41-ФЗ «О драгоценных метал­лах и драгоценных камнях» от 26.03.1998 определяет поня­тие «ценности», используя перечневый способ, т. е. путем перечисления элементов, входящих в данное понятие. Со­гласно ст. 1 указанного закона, «ценности - драгоценные металлы и (или) драгоценные камни». В свою очередь, по­нятия «драгоценные металлы» и «природные драгоценные камни» также определяются через перечни видов метал­лов и камней, которые государство относит к числу драго­ценных. Причем уточняется, что эти перечни могут быть изменены только федеральным законом, т. е. допускается возможность корректировки содержания понятия. Иными словами, законодатель подтверждает сформулированный ранее тезис о том, что требуется иная форма определения понятия «ценности», более абстрактная, чем сегодняшняя.

Относительно драгоценных металлов и природных дра­гоценных камней термин «ценности» применяется законо­дателем как обобщающее легальное определение. Легаль­ное определение способствует экономичному изложению нормативно-правового материала, выполняя функцию со­кращения сложных и длинных описаний. Функция легаль­ного определения заключается в том, что, будучи однократ­но введенным в нормативно-правовой акт, оно в дальнейшем позволяет использовать на всем протяжении текста вместо описания признаков определяемого понятия только обо­значающий его термин. Одновременно сокращаются длин­ные фразы, составляющие определяющие выражения.

Указанный термин определяет их в виде объективных природных предметов, непосредственно связанных с че­ловеческой деятельностью, ценностной характеристикой, социально-экономической индивидуальной оценкой как объектов гражданских прав (вещей), имеющих стоимость, отличающуюся от аналогичной единицы измерения иных вещей общевидового природного происхождения.

При разработке научных положений о выявлении и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом ценностей, необходимо определить правовое по­ложение этих ценностей в государстве и уделить должное внимание отношению государства к ним в целом.

Следует дать правовое понятие общественным отно­шениям, возникающим в сфере оборота ценностей в виде драгоценных металлов и природных драгоценных камней, чтобы в дальнейшем отличить законный (правовой) оборот от незаконного (криминального) оборота. Одновременно можно сделать однозначный вывод, что в российском за­конодательстве термины «ценности» и «драгоценные ме­таллы и природные драгоценные камни» означают одно и то же.

Динамика законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и природных драгоценных кам­нях является отражением экономических, политических и правовых изменений, имевших место на протяжении все­го исторического развития страны. В ходе развития обще­ственных отношений сложилось так, что указанные цен­ности являются уникальным товаром, имеющим особый вещный статус - всеобщего эквивалента стоимости. Было установлено, что «государственная валютная монополия представляет собой исключительное право государства в лице уполномоченных им органов на совершение всех опе­раций с валютными ценностями (иностранной валютой), ценными бумагами, выраженными в иностранной валю­те, драгоценными металлами и камнями и т. д., а также на управление валютными фондами внутри страны и за границей».

В современной юридической литературе уделено до­статочно места изучению исторических аспектов оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней в различные периоды существования государства. Огра­ниченный объем настоящего исследования и задачи, ко­торые ставит перед собой автор, не позволяют полностью осветить исторический аспект правового развития оборота указанных ценностей. Можно лишь указать, что с момента возникновения советского государства правительством по­стоянно принимались нормативные акты, в той или иной мере регулирующие правовое положение драгоценных металлов и драгоценных камней. Весь советский период характеризуется абсолютной монополией государства в сфере оборота драгоценных металлов и природных драго­ценных камней, особенно в области их добычи, переработ­ки, аффинажа, сортировки и последующего применения. Была введена обязательная сдача указанных ценностей го­сударству. Правительством СССР предпринимались раз­личные меры, направленные на обеспечение контроля со стороны государства за совершением операций с драгоцен­ными металлами и драгоценными камнями, которые отно­сились к валютным ценностям. Это происходило, в первую очередь, за счет ужесточения уголовного законодательства и уголовной политики в данной области.

С начала 90-х годов ХХ века в связи с наметившимся кур­сом на либерализацию экономических отношений в стране начался постепенный отказ от государственной монополии в области оборота драгоценных металлов и природных дра­гоценных камней. Как отмечал в то время в своих работах И.П.Серебряков, оборот драгоценных металлов и природ­ных драгоценных камней в стране, «.сохраняя решитель­ный характер, развивается крайне медленно». В настоящее время можно согласиться с мнением С.К.Осипова о том, что «процесс либерализации валютной деятельности в нашей стране, объективно обусловленный истощением потенциа­ла основанных на государственной валютной монополии административно-командных методов управления валют­ными отношениями и ресурсами и изменением устройства мировой валютной системы, развивается в значительной степени хаотически и не синхронизирован с реальным ре­формированием национальной экономики».

Уникальные качества драгоценных металлов и при­родных драгоценных камней, являющихся по ныне дей­ствующему законодательству Российской Федерации осо­бым видом ценностей, определяют острую необходимость создания единой правовой основы государственного регу­лирования их добычи, производства, переработки и обра­щения. Успех развития отечественной экономики во мно­гом зависит от законодательного регулирования оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней.

Статья 71 Конституции РФ относит к ведению Рос­сийской Федерации установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, основы ценовой политики, определение основ пользова­ния недрами. Законодательством о недрах установлено, что в границах территории Российской Федерации, все, вклю­чая подземное пространство и содержащиеся в недрах по­лезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, явля­ется государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами относятся к веде­нию Российской Федерации и субъектов Российской Феде­рации. Этим законодательством определены формы соб­ственности на добытые полезные ископаемые по условиям лицензии в виде федеральной государственной собственно­сти, собственности субъектов федерации, муниципальной, частной и иных форм собственности. В настоящее время в России действует Федеральный фонд резервных место­рождений драгоценных металлов и драгоценных камней, Алмазный фонд, золотой запас Российской Федерации, а также Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О дра­гоценных металлах и драгоценных камнях» к драгоценным металлам отнесены: золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений и осмий; к природным драго­ценным камням: алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, природный жемчуг, также к ним прирав­ниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Вышеприведенный перечень ценностей является исчерпы­вающим и может быть изменен только федеральным за­конодательством. Указанные ценности могут находиться в любом виде или состоянии.

Правовой режим драгоценных металлов и драго­ценных камней имеет ряд существенных особенностей.

Отношения в области их оборота регулируются большим количеством нормативных актов, которые условно можно разделить на следующие группы:

1.   Федеральные законодательные акты Российской Фе­дерации;

2.   Указы Президента Российской Федерации;

3.   Акты (постановления) Правительства Российской Федерации;

4.   Нормативные акты министерств и ведомств Россий­ской Федерации;

5.   Международные правовые акты.

Динамика правового регулирования оборота драго­ценных металлов и природных драгоценных камней сви­детельствует о том, что нормативные акты систематически дополняются или изменяются. Это является достаточным подтверждением того, что, с одной стороны, государство уделяет большое внимание регулированию отношений в области оборота данных ценностей, а с другой - остается пока неразрешенным противоречие в подходах государ­ства к регулированию данного рынка постсоветскими и до­перестроечными методами и настоящими потребностями рыночной экономики в правовом регулировании оборота и самого существования этих ценностей, усилении интере­са к ним как объектам рыночных отношений и расшире­нии возможностей совершения сделок с ними. В современ­ной научной литературе правовое регулирование оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней получило достаточное освещение, хотя нельзя констатиро­вать, что наблюдается единство мнений.

Среди первых и основных научных трудов необхо­димо назвать работу И.П.Серебрякова, посвященную ис­следованию комплекса правоотношений, возникающих между участниками рынка драгоценных металлов, а также работы А.В.Касаткина, А.Э.Абалова, освещающие сделки с драгоценными металлами, в том числе операции банков. Рынку драгоценных металлов за рубежом посвящена ра­бота А.В.Аникина, в которой отражена история золота на мировом рынке, его перспективы, использование в меж­дународной валютной системе, участие банков на рынке золота. Валютным правоотношениям были посвящены исследования И.П.Айзенберга. Вместе с тем, следует отме­тить, что указанные работы носят в основном экономиче­ский, а не правовой характер.

В последние годы научные проблемы правовой регла­ментации оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней были изучены и освещены в диссер­тационных исследованиях С.А.Дзейтова, С.В.Поповой, С.К.Осипова, А.Ю.Федорова, А.Ж.Харатян, Р.М.Олимовой. Указанным выше научным аспектам были посвяще­ны работы и автора настоящей статьи.

Анализ действующего законодательства позволяет вы­явить не только наиболее характерные изменения, которые произошли в правовом режиме драгоценных металлов и природных драгоценных камней в последнее десятилетие, но и те сохранившиеся незыблемые основы, которые суще­ствовали в доперестроечное время. Необходимо отметить две черты в развивающемся современном законодательстве в области правового регулирования указанных ценностей: во-первых, это появление новых принципов и подходов, от­ражающих роль драгоценных металлов и камней как эле­мента рыночного механизма; во-вторых, преемственность основ доперестроечного регулирования их режима.

Новые принципы регулирования правового режима драгоценных металлов и драгоценных камней проявились в следующем:

1.    Изменено правовое положение драгоценных ме­таллов и природных драгоценных камней, которые в соот­ветствии с международным законодательством последних десятилетий перестали относиться к валютным ценностям. Они были окончательно отнесены к понятию «ценности» и поэтому потеряли в новом рыночном государстве функцию всеобщего эквивалента и меры стоимости, т. е. перешли в категорию особого рода высоколиквидного и высокостои­мостного товара, являющегося одним из составляющих зо­лотовалютных стратегических резервов государства.

2.    Добыча драгоценных металлов и природных дра­гоценных камней разрешена всем юридическим и физи­ческим лицам, некоторое время разрешалась даже сво­бодная добыча без оформления лицензий. В дальнейшем это положение было отменено ФЗ от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ (в ред. от 09.05.2005 г.) «О драгоценных металлах и драго­ценных камнях», который установил, что любая добыча и производство драгоценных металлов и драгоценных кам­ней могут осуществляться только организациями и лица­ми, получившими в установленном порядке лицензию на этот вид деятельности. При этом организации, имеющие лицензию, вправе использовать старательский способ до­бычи драгоценных металлов и драгоценных камней (за ис­ключением алмазов).

3.    Введение права частной собственности на драгоцен­ные металлы и природные драгоценные камни в любом виде и состоянии для юридических и физических лиц, что соответствует основам рыночной экономики. Банки, коммерческие организации, частные фирмы и физиче­ские лица получили возможность накапливать ценности в виде драгоценных металлов и драгоценных камней и при необходимости использовать их в рыночных отношениях. Например, граждане могут приобретать в уполномочен­ных банках стандартные мерные слитки золота, серебра и платины весом от 10 до 10000 граммов 999,9 пробы. Это явилось законодательной основой для введения частного рынка этой категории товара. Разрешена реализация пла­тины, а с 1998 года расширен круг сделок с драгоценными металлами, например, использование их в качестве залога или иного финансового обязательства.

4.    Особого рассмотрения заслуживает положение за­конодательства, согласно которому действует особая форма собственности на добытые драгоценные металлы и камни: право владения, пользования и распоряжения принадле­жит субъекту их добычи при установлении первоочеред­ности приобретения этого особого товара федеральными структурами в лице Гохрана и ЦБ РФ и субъектами Россий­ской Федерации для образования государственных золото­валютных резервов. До 1992 г. собственником всех добытых драгоценных металлов и драгоценных камней являлось государство, с выходом Федерального закона РФ № 3615-1 от 09.10.1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» собственником всех добытых драгоценных ме­таллов и камней является добывающая их организация, производящая лицензионную добычу этого вида полезных ископаемых, если иное не установлено законом или догово­ром. Следовательно, право собственности на драгоценные металлы и природные драгоценные камни характеризует­ся тем, что законодатель властно определяет субъекта реа­лизации товара в законодательном порядке и в уголовном порядке преследует любое движение товара в сфере неза­конного оборота, т. е. право собственности на указанные ценности имеет особый правовой режим.

5.    С 1994 г. законодательно закреплено создание усло­вий для формирования частного рынка ценностей путем образования бирж драгоценных металлов и драгоценных камней, предназначенных для совершения юридически­ми и физическими лицами сделок, связанных с обращени­ем: стандартных и мерных слитков аффинированных дра­гоценных металлов; не обработанных драгоценных камней, прошедших сортировку; обработанных драгоценных кам­ней, прошедших сертификацию; самородков драгоценных металлов; изделий из драгоценных металлов и камней, за исключением ювелирных и иных бытовых изделий, полуфабрикатов, содержащих драгоценные металлы, мо­нет, содержащих драгоценные металлы, что было под­тверждено Федеральным законом от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Раз­витию рыночных отношений способствовало и предостав­ление банкам права вести операции с указанными ценно­стями в том числе и через открытие металлических счетов в уполномоченных банках. Все субъекты, кроме Гохрана Минфина РФ и ЦБ РФ, должны иметь лицензию или разре­шение, выдаваемое ЦБ РФ по согласованию с Минфином, на соответствующий вид операций с драгоценными метал­лами и драгоценными камнями и действовать в строгом со­ответствии с ними.

6.    Созданы законодательные условия для расширения внешнего рынка драгоценных металлов и природных дра­гоценных камней. Организации, имеющие генеральную лицензию на осуществление банковских операций и ли­цензию на совершение операций с ними, получили право осуществлять в установленном порядке экспорт аффини­рованного золота и серебра в виде стандартных и мерных слитков. Преемственность правового режима драгоценных металлов и природных драгоценных камней просматри­вается в том, что в основном сохранена монополия госу­дарства на данные ценности через установление особой формы частной собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни, строгую регламентацию их правового режима как в сфере их добычи, производства, так и в сфере обращения - реализации, хранения, пересылки и перевоз­ки. Это выражается в следующем.

В отношении драгоценных металлов и драгоценных камней сохранена форма частной собственности, когда го­сударство определяет субъектов их добычи, производства, обращения, а также переработки их лома и отходов. Соб­ственник добытого драгоценного металла или драгоцен­ных камней имеет ограниченные права на владение, поль­зование и распоряжение.

Собственником незаконно добытых драгоценных ме­таллов и камней является Российская Федерация. Поэтому лица, незаконно, без лицензии добывающие или произво­дящие добычу либо производство драгоценных металлов или драгоценных камней, несут ответственность за неза­конное предпринимательство, а полученные в результате незаконных действий ценности обращаются в доход госу­дарства.

Особенностью права собственности на данные ценно­сти является правовая регламентация субъектов аффинажа драгоценных металлов и сортировки драгоценных камней. Добытые и произведенные из комплексных руд, концен­тратов драгоценные металлы, за исключением самород­ков, после необходимой обработки должны поступать на аффинаж в организации, включенные в перечень, утверж­денный Правительством РФ. Эта промышленная опера­ция может быть произведена только на предприятиях, указанных в законе. При этом добытые и произведенные драгоценные металлы (за исключением самородков) долж­ны поступать на аффинажные предприятия с сохранени­ем права собственности за добывающей организацией. Аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов, а также дра­гоценные камни учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми соответствующими лицен­зиями и договорами. Но произведенные таким образом из

минерального сырья слитки золота и серебра покупаются в первую очередь соответствующими государственными органами.

Сортировка и оценка природных драгоценных камней производится добывающими организациями в соответствии с нормативно-технической документацией под контролем Гохрана РФ. Лом и отходы драгоценных металлов и камней подлежат сбору во всех организациях, в том числе воинских частях и формированиях, где они образуются. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут об­рабатываться и перерабатываться собирающими организа­циями для вторичного использования или реализовываться субъектам, имеющим лицензии на данный вид деятельно­сти, для дальнейшего производства и аффинажа драгоцен­ных металлов и рекуперации драгоценных камней.

Юридические лица обязаны обеспечивать полный сбор, учет и сдачу в Государственный фонд всех видов лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней в случае получения их из Министерства финансов РФ во всех местах их использования от всех источников образования. Сбор и сдача лома и отходов, содержащих алмазы, произ­водится в порядке, устанавливаемом Министерством фи­нансов РФ.

Особенностью правового положения драгоценных металлов и природных драгоценных камней является то, что их гражданско-правовой режим строго регламенти­рован законодателем и совершение сделок с нарушени­ем установленных законодателем правил преследуется в уголовно-правовом порядке. Ограничение свободного обо­рота данных ценностей как товара проявляется в том, что законодатель устанавливает их очередность в реализации: в первую очередь - федеральным структурам (Гохрану РФ и ЦБ РФ для образования государственных золотовалют­ных резервов); во вторую - субъектам Российской Федера­ции для образования государственных фондов; в третью - субъектам, имеющим лицензию на операции с этими цен­ностями (уполномоченным банкам). И только невостребо­ванная и не проданная государству продукция может быть реализована любым юридическим или физическим лицам в строго установленном законом порядке через уполномо­ченные банки и биржи.

Уникальные самородки драгоценных металлов, не подлежащие переработке, уникальные драгоценные кам­ни также предлагаются по договорной цене субъектами их добычи для приобретения в приоритетном порядке сна­чала специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, а затем уполномоченным орга­нам исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого добыты эти самородки и камни. Самородки, не относящиеся к категории уникальных, могут продаваться субъектами добычи в порядке, установленном законода­тельством РФ.

Несколько иной порядок продажи государству дра­гоценных камней установлен Положением о совершении сделок с природными драгоценными камнями на террито­рии Российской Федерации, утвержденным постановлени­ем Правительства РФ от 27.06.1996 г. № 759. Согласно это­му документу Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ размещают свои заказы на приобретение драго­ценных камней в добывающих организациях - юридиче­ских лицах, имеющих лицензию и осуществляющих до­бычу драгоценных камней в пределах установленных квот. Добывающие организации, самостоятельно осуществляю­щие сортировку (классификацию, аттестацию) природных драгоценных камней, могут реализовывать сырые сортиро­ванные оцененные драгоценные камни обрабатывающим организациям и промышленным потребителям, имеющим право на приобретение драгоценных камней, при преиму­щественном праве их покупки Гохраном и Центральным банком РФ. Добывающие организации, не имеющие воз­можности сортировать и оценивать добытые драгоценные камни, в установленном порядке реализуют или передают их на сортировку и оценку Министерству финансов РФ.

Вторичное сырье драгоценных металлов (лом и отхо­ды) в обязательном порядке продается его владельцами Министерству финансов РФ или предприятиям-заготови- телям, осуществляющим сбор и первичную обработку та­кого сырья, а затем продающим это сырье Министерству финансов или заключающим договоры с аффинажными заводами на переработку вторичного сырья. Организации обязаны обеспечивать полный сбор, учет и сдачу в Государ­ственный фонд всех видов лома и отходов драгоценных ме­таллов и драгоценных камней от всех источников образо­вания. Сбор и сдача лома и отходов, содержащих алмазы, производится в порядке, устанавливаемом Министерством финансов РФ.

Таким образом, оборот драгоценных металлов и при­родных драгоценных камней, как объектов гражданских правоотношений, строго регламентируется государством, драгоценные металлы и камни ограничиваются в свобод­ном обороте, и всякие гражданско-правовые сделки с ними допускаются в пределах, разрешенных законодательством.

Одним из подтверждений того, что драгоценные ме­таллы и природные драгоценные камни являются ценно­стями, ограниченными в гражданском обороте, является Указ Президента РФ от 22.02.1992 г. «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализа­ция которых запрещена», которым утвержден вышеука­занный перечень продукции. Согласно данному перечню запрещена свободная реализация: драгоценных металлов и изделий из них, драгоценных камней и изделий из них, отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоцен­ные камни.

Правовой режим на указанные ценности проявляется в том, что рыночные цены на золото и природные драго­ценные камни устанавливаются ЦБ РФ на уровне не ниже, но и не выше мировых цен, а не определяются свободным рынком. В условиях России это сдерживает развитие их то­варного оборота, поскольку затраты на их добычу и произ­водство достаточно высоки.

Сохранена государственная монополия на апробиро­вание и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных ме­таллов, а также на регулирование экспорта необработанных алмазов. Ограничение права собственности на ценности проявляется и в том, что их хранение возможно только в хра­нилищах Гохрана и ЦБ РФ либо уполномоченных банков.

Постепенная либерализация оборота драгоценных металлов породила целый комплекс проблем, к которым, с одной стороны, можно отнести сохранившиеся ограни­чения в обороте драгоценных металлов, с другой - расши­рение круга субъектов в сфере обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, проблемы лицензиро­вания, вовлечение драгоценных камней и драгоценных металлов в товарный оборот и т. д. Существующие про­блемы в законодательстве, коллизии старых и новых право­вых норм не позволяют пока сделать вывод о нормально функционирующем обороте драгоценных металлов и при­родных драгоценных камней.

Автор согласен с мнением С.К.Осипова о том, что «процесс либерализации валютной деятельности в нашей стране, объективно обусловленный истощением потенциа­ла основанных на государственной валютной монополии административно-командных методов управления валют­ными отношениями и ресурсами и изменением устройства мировой валютной системы, развивается в значительной степени хаотически и не синхронизирован с реальным ре­формированием национальной экономики».

Определенная правовая характеристика рынка драго­ценных металлов и природных драгоценных камней дана в диссертационном исследовании Р.М.Олимовой. Ею указа­но, что некоторые нормативные акты по вопросам оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней, принятые в начале и середине 90-х годов, противоречат ФЗ от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драго­ценных камнях», что вызывает необходимость приведения их в соответствие с данным федеральным законом, который имеет более высокую юридическую силу

Вместе с тем, следует отметить, что большинство авто­ров научных исследований по проблемам правовой регла­ментации оборота драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации касались только анализа действующих или утративших силу нормативных актов, регулирующих положение данных ценностей.

Исследование правового положения драгоценных ме­таллов и природных драгоценных камней как ценностей, ограниченных в гражданском обороте, имеет большое значе­ние для дальнейшей научной разработки криминалистиче­ского и оперативно-розыскного обеспечения выявления, рас­следования и профилактики преступлений, совершаемых в этой сфере экономических общественных отношений.

Законодатель прежде всего определяет, какие именно ценности являются драгоценными металлами и природны­ми драгоценными камнями, в каком состоянии данные цен­ности могут находиться в гражданском обороте свободно, а в каком состоянии их гражданский оборот ограничен или вообще запрещен. Кроме того, правовыми актами опреде­ляются права и обязанности участников оборота драгоцен­ных металлов и природных драгоценных камней, правила их поведения в данной сфере экономических отношений. При выявлении и дальнейшем расследовании преступле­ний в сфере незаконного оборота указанных ценностей оперативные работники и следователи обязаны постоянно обращаться к различным нормативным актам, регламенти­рующим их правовое положение в Российской Федерации.

Изучение правового положения оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней служит осно­ванием для вывода о том, что в настоящее время назрела необходимость совершенствования механизма его право­вого регулирования с целью обеспечить правовой базой криминалистическую и оперативно-розыскную деятель­ность, направленную на борьбу правоохранительных орга­нов с преступлениями, совершаемыми в данной сфере. По­этому одним из основополагающих аспектов выявления и расследования преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней является изучение и оценка их правового регулирования.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следую­щие выводы о роли исследования правового положения ценностей, ограниченных в обороте, в разработке науч­но-теоретических положений выявления, расследования и профилактике преступлений, совершаемых в отноше­нии них:

1.    Согласно правовому положению драгоценные ме­таллы и природные драгоценные камни в Российской Федерации являются единственными ценностями, огра­ниченными в обороте как объекты гражданских правоот­ношений, и, следовательно, единственными ценностями - предметами преступного посягательства, чей оборот огра­ничен действующим законодательством.

2.    Правовой режим является основополагающим в криминалистическом изучении преступлений, совершае­мых в отношении ценностей, ограниченных в обороте, так как только с помощью соответствующих норм права воз­можно идентифицировать вышеуказанные ценности как предметы преступного посягательства и как объекты граж­данских правоотношений, за незаконный оборот которых наступает ответственность в силу действующего уголовного законодательства. Только в ходе изучения правовых норм, регулирующих оборот вышеуказанных ценностей, можно установить, являются ли действия виновного лица незакон­ными и подпадающими в дальнейшем под признаки со­ответствующего состава преступления, предусмотренного уголовным законом.

3.    Исследование правового положения драгоценных металлов и природных драгоценных камней как ценностей, ограниченных в обороте, позволяет совершенствовать науч­ные подходы к дальнейшей разработке криминалистической теории и положений о выявлении, расследовании и профи­лактики преступлений, совершаемых в отношении них.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика