Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Региональное законодательство о технопарках
Научные статьи
08.05.13 13:26




ЕврАзЮж № 3 (22) 2010
Бизнес и право
Фролов В.Н.
Региональное законодательство о технопарках
В условиях всемирного экономического кризиса приобрела особую актуальность деятельность, направленная на воплощение в жизнь инновационных идей, создающих технологии и продукцию совершенно нового уровня, ставящие регионы и страны, в которых находят поддержку лучшие «умы человечества», на первые места в экономике. Развитие технологий в различных областях способствует занятию главенствующих позиций на мировой арене. Для реализации наиболее перспективных и плодотворных идей были созданы технопарки. В США и Европе они существуют уже давно, но в Российской Федерации появились сравнительно недавно. С момента их зарождения и по настоящее время нет единого нормативного акта федерального уровня, дающего четкие понятия о технопарке, видах деятельности, общей структуре, отношениях участников. Из-за отсутствия Федерального закона «О технопарках» существующие формирования, внешне схожие с общими представлениями о данном феномене, на практике могут не являться таковыми. В регионах страны за последние годы было разработано и создано несколько региональных законов «О технопарках», что дает своего рода образец будущего федерального закона. К сожалению, почти все созданные в России региональные законы «О технопарках» практически идентичны и не охватывают по своему содержанию наиболее полного состава необходимых составляющих закона. В статье проводится анализ и краткая характеристика четырех региональных законов.
     

Для начала условимся о терминах, которые употре­бляются в статье.

Инновация - нововведение в области техники, тех­нологии, организации труда или управления, основан­ное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффек­тивности производственной системы или качества про­дукции.

Инфраструктура - комплекс отраслей хозяйства, об­служивающих промышленное и сельскохозяйственное производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хо­зяйство, железнодорожный транспорт, связь, водоснабже­ние и канализация, общее и профессиональное образова­ние, расходы на науку, здравоохранение и т. п.).

Резидент технопарка - организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, реализующий инно­вационный проект на территории технопарка и пользую­щийся его инфраструктурой.

Технопарк - форма организации инновационной дея­тельности научных организаций, проектно-конструктор­ских бюро, учебных заведений, организаций инноваци­онной инфраструктуры, производственных предприятий или их подразделений, компактно располагающихся на обособленной территории.

Начало реализации государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» было положено Президентом РФ В.В.Путиным. 22 января 2005 года он дал официальное по­ручение (№ Пр-91) об ее подготовке Правительству России. 10 марта 2006 г. Правительство РФ утвердило программу (распоряжение № 328-р), предусматривающую общее го­сударственное финансирование строительства сети техно­парков в 7 регионах РФ в объеме до 29 млрд. рублей (свыше $1,1 млрд. долларов США в ценах 2006 года) в течение 4 лет с 2007 до 2010 год.

Предполагалось, что федерация и регионы на пари­тетной основе профинансируют создание инженерной инфраструктуры на государственных земельных участках, после чего передадут их для возведения объектов технопар­ков частным инвесторам.

В результате реализации Программы к 2010 году долж­ны были быть созданы технопарки в сфере высоких техно­логий, обладающие развитой инженерной, транспортной, социальной, производственной и жилой инфраструктурой. Стоимость совокупного объема произведенных в результа­те деятельности в сфере высоких технологий технопарков продукции и оказанных услуг может превысить 100 млрд. рублей. Каждый технопарк имеет свою специализацию.

Технопарк — это специальная территория, на кото­рой объединены научно-исследовательские организации, объекты индустрии, деловые центры, выставочные пло­щадки, учебные заведения, а также обслуживающие объек­ты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана.

На сегодняшний момент на федеральном уровне от­сутствует закон, регулирующий отношения субъектов и объектов инновационной деятельности с другими участни­ками, отсутствует и понятийный аппарат, определяющий основные определения в этой сфере. Нет пока четких кри­териев, по которым можно было отделить технопарк от других формирований, внешне схожих с ним, но на прак­тике таковыми не являющихся. Однако ожидается при­нятие такого федерального закона, который установил бы четкие условия и «правила игры».

Однако на региональном уровне принимаются нормативно-правовые акты, которые регулируют соответ­ствующие отношения (пусть и не все, которые необходимо урегулировать). Каждый регион РФ стремится к улучше­нию своего экономического положения, способствуя про­движению всякого рода экономических программ развития региона, положительный отзыв находят и новые инноваци­онные пути развития. Технопарк является для региона од­ним из способов такого развития. К числу положительных моментов относится развитие малого и среднего бизнеса, который является основой основ экономики любого регио­на; повышение материального благосостояния граждан; снижение уровня безработицы; снижение преступности; создание конкурентоспособных инновационных разрабо­ток, успешное внедрение которых на рынок играет важную роль в занятии соответствующих позиций не только регио­на, но и страны на мировом уровне.

Первый в России закон о технопарках был принят в Воронежской области в мае 2006 года. В этом законе было впервые дано законодательное определение технопарка. Изданные позже законы о технопарках в других регионах полностью скопировали это определение, и лишь в не­которых регионах определение технопарка имеет другую трактовку.

Рассмотрим четыре региональных закона на примере законов о технопарках Республики Северная Осетия- Ала­ния, Дагестана, Воронежской и Кемеровской областей.

Согласно Закону Кемеровской области «О технопар­ках в Кемеровской области» от 25 июня 2008 года техно­парк определяется как форма совместной инновационной деятельности научных, проектно-конструкторских, обра­зовательных организаций, промышленных предприятий (их подразделений), инвесторов и других участников рын­ка. В соответствии же с законами о технопарках в пере­численных субъектах РФ технопарк - форма организации

2    Закон «О технопарках в Кемеровской области» от 25.06.2008.

инновационной деятельности научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, орга­низаций инновационной инфраструктуры, производствен­ных предприятий или их подразделений, компактно рас­полагающихся на обособленной территории. Последнее определение более полно отражает сущность технопарка, ибо это не просто деятельность соответствующих орга­низаций, а форма организации, смысл которой состоит в четком распределении ролей с указанием на то, что эта де­ятельность протекает на определенной территории. Зако­нодатель указывает на то, что эта деятельность совместная.

Все эти законы четко указывают, что резидентами тех­нопарка выступают: организация, индивидуальный пред­приниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, реализующие инноваци­онный проект на территории технопарка и пользующиеся его инфраструктурой.

Каждый из изданных законов преследует четкие цели деятельности технопарков, которые фактически схожи и, говоря кратко, выражаются в инновационном развитии ре­гиона, повышении уровня экономического положения.

Базовым обязательным основанием во всех перечис­ленных законах является условие присвоения и лишения статуса технопарка, что дает возможность провести четкую грань, отделяющую технопарки от неких организационных формирований, внешне схожих с технопарками, но тако­выми по сути не являющимися, однако также претендую­щими на получение льгот со стороны государства. Напри­мер, иногда гостиничные комплексы, существующие при технопарке и оказывающие свои услуги, которые никаким образом не связаны с инновациями, претендуют на налого­вые льготы.

Существуют специальные условия для претендентов, рассчитывающих получить статус технопарка: 1) наличие бизнес-плана технопарка; 2) привлечение максимально возможного количества резидентов; 3) оказание сервисных услуг; 4) наличие в структуре технопарка центра внедре­ния технологий, учебного центра, центра сервисных услуг; 5) наличие резерва площадей для развития технопарка. Доля производственных и офисных площадей, арендован­ных резидентами технопарка, организациями, предостав­ляющими сервисные услуги, от общей производственной и офисной площади технопарка не должна быть меньше 20 % в первый год деятельности, 30 % - во второй год, 50 % - в третий и последующие годы деятельности. Общая произ­водственная и офисная площадь, занимаемая технопарком, должна быть не менее 500 кв. м в пределах обособленной территории, в Кемеровской области - не менее 2000 кв. м. По закону «О технопарках» Кемеровской области техно­парк должен иметь резервные площади для развития, в структуре необходим экспертный совет технопарка.

Отличие региональных законов «О технопарке» в раз­ных регионах страны также выражается в таких моментах: в одних субъектах РФ присвоить статус «технопарк» могут ис­полнительные органы, в других же такой статус полномоч­на присваивать специально созданная комиссия. В Респу­блике Дагестан срок действия присвоенного статуса 5 лет, а в большинстве других регионах он составляет 10 лет. Все организации, удовлетворяющие соответствующим требованиям, получают статус технопарка и вносятся в реестр технопарков, после чего они вправе рассчитывать на государственную поддержку, которая выражается в следую­щем: 1) установление льгот по налогам и сборам в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полно­мочий и в порядке, установленном законодательством Рос­сийской Федерации и Кемеровской области; 2) изменение срока уплаты налогов и сборов в форме отсрочки, рассроч­ки, инвестиционного налогового кредита в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и Кемеровской области; 3) содействие в создании объектов инфраструктуры технопарка; 4) освобождение от уплаты арендной платы за земельные участки и имущество, на­ходящиеся в государственной собственности Кемеровской области; 5) передача в безвозмездное пользование объектов недвижимости, находящихся в государственной собствен­ности Кемеровской области.

Формы государственной поддержки технопарков в Республике Дагестан прямо не указаны в законе, а соот­ветствуют формам государственной поддержки иннова­ционной деятельности, указанным в Законе Республики Дагестан «Об инновационной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики в Ре­спублике Дагестан». То же самое присутствует и в Законе «О технопарках» в Северной Осетии.

В рамках соответствующих законов поддержка ока­зывается не только самому технопарку и управляющей организации, но и резидентам, внедряющим инновации в жизнь.

Региональное законодательство не ограничивается только законами «О технопарках», наряду с ними существу­ют различного рода законы субъектов РФ, определяющие основные пути развития региона, органы, взаимодейству­ющие с технопарком, виды и способы поддержки техно­парков. Например, Закон Челябинской области от 26 мая 2005 г. № 383-ЗО «О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области»; Закон Ростовской области «О предоставлении денежных средств бюджета Ростовской области бизнес-инкубаторам, технопаркам и инновационно-технологическим центрам»; Постановление «О создании технопарков на земельных участках, находя­щихся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области», принятое прави­тельством области в июле 2003 года; Закон Кемеровской области «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кеме­ровской области» от 26 ноября 2008 года; Закон Кемеров­ской области «О налоговых льготах субъектам инвестици­онной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков» от 26 ноября 2008 года; Закон Кемеровской области «Об основаниях и условиях предоставления от­срочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по региональным налогам» от 26 ноября 2008 года; Поста­новление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 ноября 2002 г. № 640 «О мерах по созданию республи­канского инновационно-производственного технопарка «Идея»; Постановление Правительства Калужской области от 12 мая 2008 г. № 183 «Об утверждении положения о по­рядке предоставления субсидий за счет средств областного бюджета субъектам инновационной деятельности в Калуж­ской области».

Такие региональные законы устанавливают основные принципы сотрудничества, условия поддержки со стороны государства и субъекта РФ, регулируют основные условия деятельности резидентов.

Настоящие законы распространяют свою силу лишь на отдельные территории регионов РФ. По сути своей ре­гиональные законы о технопарках выступают в качестве готового законодательного материала к федеральному за­кону, принятие которого скоро ожидается.

На наш взгляд, существование региональных законов о технопарках должно ограничиваться принятием феде­рального закона, условия которого будут распространяться на всю территорию РФ, исключая различного рода разно­гласия по практическому толкованию основных терминов, этот закон будет создавать равные условия для всех без ис­ключения организаций, претендующих на звание «техно­парк», и уже существующих технопарков. Региональные за­коны после принятия федерального закона о технопарках будут распространять свою силу лишь на местные техно­парки, регулируя вопросы финансирования из региональ­ных бюджетов и вопросы их непосредственной деятель­ности. Также необходимо на федеральном уровне решить вопрос о том, какой орган будет полномочен присваивать статус технопарка. Нужны четкие рамки разграничений вопросов, отнесенных к компетенции регионов и РФ. Лишь разграничение полномочий и их законодательное закре­пление решит вопросы существования такого феномена, как технопарк, в том понимании, в каком он уже существу­ет на сегодняшний день в Европе.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика