Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Н.Б. Пастухова:
ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИНАДЛЕЖИТ БУДУЩЕЕ!
Интервью с  Пастуховой Надеждой Борисовной, доктором юридических наук, профессором кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), почетным работником высшего профессионального образования

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


От глобальной экологической перспективы–2000 до копенгагенской встречи по климату–2009
Научные статьи
14.05.13 16:51

вернуться

  
ЕврАзЮж № 4 (23) 2010
Международное право
Валеев Р.М.
От глобальной экологической перспективы–2000 до копенгагенской встречи по климату–2009
Статья посвящена анализу международно-правовых документов, принятых после доклада ЮНЕП «Глобальная экологическая перспектива–2000», а также проведенных в течение последних десяти лет (2000–2010) международных конференций, посвященных окружающей среде. Особое внимание при этом обращено на реализацию Рамочной Конвенции об изменении климата и Киотский протокол к ней.

Если ремонт оказывается сложным и Ваш ПК или ноутбук нельзя починить на месте, то мы предлагаем бесплатно довезти компьютер до нашей мастерской и в течение суток починить. Ремонт компьютера в Минске, вся подробная информация на сайте http://hpc.by


В конце двадцатого столетия Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) подготовила доклад о состоя­нии окружающей среды - ГЭО-2000. В подготовке доклада приняли участие национальные университеты и институ­ты, ассоциированные центры более 40 государств, а также более 850 специалистов со всего мира в качестве авторов, рецензентов, консультантов.

 

ЮНЕП начала осуществление проекта «Глобальная экологическая перспектива» (ГЭО) в 1995 году. В ходе под­готовки доклада были поставлены две задачи:

1.   Оценка состояния глобальной окружающей сре­ды с широким участием самых разных специалистов путем формирования консенсуса по приоритетным во­просам;

2.   Опубликование материалов экспертизы о состоянии окружающей среды, определение наиболее актуальных проблем, выявление влияния происходящих процессов окружающей среды на социально-экономические показа­тели на планете.

Первый доклад по данной программе был подготов­лен в 1997 году. Второй доклад ГЭО-2000 - в 1999 году.[1] Он содержит следующие разделы:

-     глобальные перспективы, рассматривающие основ­ные движущие силы изменения состояния окружающей среды - экономику, рост населения, политическое устрой­ство и другие факторы, а также последствия происходящих глобальных событий;

-     состояние окружающей среды в глобальном и регио­нальном масштабе на планете, включая состояние озоно­вого слоя, изменение климата, биоразнообразия, ресурсов пресной воды, лесных ресурсов и др. природных объектов;

-     стратегии реагирования на происходящие измене­ния в окружающей среде, рассматривающие механизмы и способы реагирования, в том числе многосторонние согла­шения в данной области;

-     перспективы на будущее, предусматривающие про­блемы, которым необходимо уделять первоочередное вни­мание в XXI веке.

Доклад ГЭО-2000 завершается выводами и рекоменда­циями для будущей деятельности.

После подготовки и опубликования ГЭО-2000 прошло 10 лет. В связи с этим возникает вопрос: какие выводы были сделаны экспертами в 1999 году по окружающей среде, ка­кие меры предпринимались государствами в целях дости­жения экологической безопасности в течение последних 10 лет и, наконец, каковы прогнозы на ближайшие 20­30 лет XXI столетия по данной проблеме?

Среди прогрессирующих факторов изменения состоя­ния окружающей среды эксперты выделили загрязнение (в основном химическое), нехватку пресных водных ресурсов, изменение климата Земли, обезлесивание (опустынива­ние), неудовлетворительное управление на национальном и международном уровнях и, в связи с этим, исчезновение видов, снижение иммунитета человека и его сопротивляе­мости заболеваниям.

В научных кругах ведутся активные исследования воз­можных последствий растущего антропогенного воздей­ствия на природу и биологические процессы, в том числе влияния генетически модифицированных организмов на генофонд, выживания и общего состояния диких популя­ций и культивируемых видов, применения химических ве­ществ в промышленности, в сельском хозяйстве и в быту, быстро эволюционирующей природы микробов, вирусов, насекомых.

Большую озабоченность вызывают частые кислотные дожди в результате промышленных выбросов, исчезно­вение вследствие неразумной человеческой деятельно­сти водно-болотных угодий, бесконтрольное захоронение токсических отходов, интенсивный рост лесных пожаров, изменение состава морской воды и в связи с этим обесц­вечивание кораллов, биологическая инвазия коренных и некоренных видов и др.

В последние годы среди множества факторов, влияю­щих на экологическую безопасность, на передний план выдвигается изменение климата Земли, которому потвор­ствует нерациональное управление на национальном и международном уровнях.

Предполагаемый рост населения на уровне 9,3 млд. к 2050 году, масштабы глобального экономического развития могут оказать существенную нагрузку на природную среду вдобавок к возрастанию загрязнения окружающей среды, истощению возобновляемой ресурсной базы.

Прогнозы на будущее, высказанные экспертами ГЭО- 2000, должны были нацелить мировое сообщество на су­щественное совершенствование управления природными ресурсами, эффективное финансирование и правовое ре­гулирование защиты окружающей среды на международ­ном и национальном уровнях.

Как ранее было отмечено, в целях всеобъемлющей комплексной оценки состояния окружающей среды про­ект ГЭО начал осуществлять ЮНЕП - Программа ООН по окружающей среде, в широкую компетенцию которой вхо­дит также разработка проектов международных договоров и после их принятия государствами осуществление контро­ля за их выполнением и секретариатское обслуживание.

Подтвердив в Декларации тысячелетия обязательства государств о поддержке принципов устойчивого развития, которые изложены в Повестке дня на XXI век, твердое на­мерение придерживаться в экологической деятельности новой этики бережного и ответственного отношения к природе, Организация Объединенных Наций стала про­водить политику реализации заявленной программы.

Спустя пять лет в принятом Генеральной Ассамблеей ООН итоговом документе Всемирного саммита 2005 года главы государств и правительств заявили о твердой при­верженности делу достижения целей устойчивого разви­тия, в том числе посредством осуществления Повестки дня на XXI век.

Участники Саммита вновь отметили необходимость выполнения всех обязательств, принятых по Рамочной кон­венции об изменении климата и другими международны­ми соглашениями.

На Саммите было принято обязательство в интересах устойчивого развития проводить международное десяти­летие «Вода для жизни», осуществлять меры по снижению темпов утраты биологического разнообразия в соответ­ствии с Конвенцией о биологическом разнообразии и Кар­тахенским протоколом к ней, поддерживать реализацию инициативы Конвенции ООН по борьбе с опустынивани­ем, усиление мер по сохранению, рациональному исполь­зованию всех видов лесов на благо нынешнего и будущих поколений.

Участники также обязались принимать дальнейшие меры для поощрения инновации, экологически безопас­ной энергетики, сохранения источников энергии, внедре­ния более безопасных технологий, оказания помощи раз­вивающимся странам, поощрять комплексное освоение и устойчивое развитие Мирового океана и др.

Как развивалась международно-правовая защита отдельных объектов окружающей среды в течение этих десяти лет (1999-2009) в соответствии с заявленной про­граммой? Не анализируя содержание принятых в эти годы международных документов по защите окружающей сре­ды, обратимся к некоторым из них.

На Мальмёнской (Швеция) встрече в мае 2000 года министры окружающей среды и главы делегаций конста­тировали резкое ухудшение окружающей среды и базы природных ресурсов, большой разрыв между обязатель­ствами и действиями государств, отставание природоох­ранной деятельности от экономического и социального развития. В принятой Декларации было рекомендовано

22 мая 2001 года в Стокгольме по инициативе ЮНЕП была принята Конвенция о стойких органических загрязнителях. Основное ее предназначение - экологиче­ское безопасное обращение с химическими веществами и опасными отходами на протяжении всего их жизненного цикла. В Приложениях (A, B, C, D) к данной Конвенции приведен перечень химических веществ, производство и использование которых, в том числе их импортирование и экспортирование, запрещено или ограничено.

В Киеве 21 мая 2003 года был принят Протокол о реги­страх выбросов и переноса загрязнителей к Орхусской кон­венции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Дания, 25 июня 1998 года).

Цель данного Протокола заключается в расширении доступа общественности к информации путем создания в соответствии с его положениями согласованных, комплекс­ных общенациональных регистров выбросов и переноса за­грязнителей, что могло бы способствовать участию обще­ственности в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, а также содействовать предупреждению и сокращению загрязнения окружаю­щей среды.

На этой же встрече в Киеве 21 мая 2003 года был при­нят Протокол о гражданской ответственности и компен­сации за ущерб, причиненный трансграничным воздей­ствием промышленных аварий на трансграничные воды, к Конвенции 1992 года по охране и использованию трансгра­ничных водотоков и международных озер и к Конвенции 1992 года о трансграничном воздействии промышленных аварий.

Протокол исходит из принципа «платит загрязни­тель» и направлен на обеспечение всеобъемлющего режи­ма гражданской ответственности и адекватной, незамедли­тельной компенсации за ущерб, причиненный в результате трансграничного воздействия промышленных аварий на трансграничные воды.

Очередным документом, принятым в мае 2003 года в Киеве, явился Протокол по стратегической экологиче­ской оценке к Конвенции об оценке воздействия на окру­жающую среду в трансграничном контексте от 25 февраля 1991 года (Эспо, Финляндия).

Цель Протокола - обеспечение высокого уровня охра­ны окружающей среды путем тщательного учета экологи­ческих проблем при разработке планов и программ поли­тики и законодательства; установления четких, открытых и эффективных процедур стратегической экологической оценки и обеспечения участия общественности в этом про­цессе.

К этому же периоду относится принятие 27 января

2006   года Международного соглашения по тропической древесине.

Цель Соглашения направлена на поощрение расши­рения и диверсификации международной торговли тро­пической древесиной из лесов, которые управляются на устойчивой основе и в которых лесозаготовки ведутся за­конным образом. Пространственная сфера регулирования

Соглашения, участниками которого являются 33 государ­ства, носит ограниченный характер, ибо она охватывает древесину тропических лесов на территории стран, распо­ложенных между тропиками Рака и Козерога. Между тем, сохранение лесов и их возобновляемость является острей­шей проблемой для стран Европы, Юго-Восточной Азии и других государств. Только за период 1990-1995 годов было вырублено около 65 млн. га лесов, а до этого их общая пло­щадь составляла 2500 млн. га.

В этой связи весьма разумным кажется предложение

Н.Соколовой о необходимости осуществления междуна­родного управления, направленного на реализацию обще­го интереса всех государств в охране окружающей среды, а при решении вопросов международной собственности - на природные ресурсы.

2005 год вошел в историю как поворотный момент, с которого подавляющее большинство государств мира стало осознавать происходящие изменения климата Земли. Были получены убедительные доказательства утраты биоразноо­бразия, изменения климата в результате промышленных выбросов в атмосферу и других экологических угроз.

В феврале 2005 года вступил в силу Киотский прото­кол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата от 9 мая 1992 года.

Следует подчеркнуть еще один фактор, свидетельству­ющий об обеспокоенности мирового сообщества в связи с происходящими экстремальными природными явлениями. Именно после второго доклада ЮНЕП «Глобальная эколо­гическая перспектива-2000» активизировались международ­ные встречи по проблемам защиты окружающей среды.

4 сентября 2002 г. на Первом Всемирном саммите по устойчивому развитию его участники в Политической де­кларации заявили о необходимости принятия срочных мер для решения проблемы деградации окружающей сре­ды. Было заявлено о глобальных отрицательных послед­ствиях изменения климата Земли, потери биологического разнообразия, истощения рыбных запасов, опустынивания плодородных земель, о частых разрушительных стихийных бедствиях и т. д.

Принимая во внимание необходимость разработки срочных мер, нацеленных на обеспечение более эффектив­ного и результативного присутствия ООН в странах по во­просам развития, гуманитарной помощи и окружающей среды, Генеральный секретарь ООН учредил Группу высо­кого уровня, которая 9 ноября 2006 года представила до­клад «Единство действий».

По вопросу окружающей среды Группа констатирова­ла, что не может быть долгосрочного развития без охраны окружающей среды. Решение обостряющихся проблем, связанных с ухудшением состояния окружающей среды, является одной из самых серьезных коллективных задач экономического развития и обеспечения благосостояния людей. На государственном уровне достигнуты лишь весь­ма ограниченные успехи в деле включения экологических задач в стратегии развития. Они должны стать важнейши­ми компонентами национальной стратегии уменьшения нищеты и планов устойчивого развития.

Кроме того, она предложила ввести в действие к 2007      году 5 государственных экспериментальных проек­тов в рамках единой системы ООН и, если результаты их осуществления будут удовлетворительными, еще 20 про­грамм - к 2009 г., 40 программ - к 2010 г. и все остальные - к 2012 году. Группа рекомендовала создать Совет по устойчивому развитию для контроля за осуществлением единых государственных программ ООН, подотчетный ЭКОСОСу.

В последние годы основное внимание мировой обще­ственности и ЮНЕП было уделено осуществлению Рамоч­ной Конвенции ООН об изменении климата (1992 г.) и Ки­отского протокола к ней (1997 г.).

По инициативе Президента Французской Республики Жака Ширака 2-3 февраля 2007 года в Париже состоялась конференция «Граждане Земли: управление окружающей средой на международном уровне», в работе которой при­нимали участие руководители неправительственных ор­ганизаций, представители общественности из более чем 60 стран.

Приоритетными задачами Конференции стали:

-    составление перечня угроз, нависших над окружаю­щей средой и создающих опасность для экологических равновесий нашей планеты;

-    определение приоритетных действий борьбы с этими опасностями для противопоставления глобальным эколо­гическим вызовам нашего времени и будущих поколений;

-    решение на международном уровне проблемы по созданию организации по окружающей среде путем пре­образования ЮНЕП в ЮНЕО.

Накануне наступления 2008 года в области междуна­родной экологии произошло еще одно важное событие - Конференция ООН по изменению климата (Индонезия,

о.  Бали, 3-15 декабря 2007 года). Она собрала рекордное число участников: 11 тысяч представителей почти 200 стран мира, представителей множества межправительственных и неправительственных организаций.

Участники конференции одобрили «дорожную кар­ту», которая должна привести к заключению нового Все­объемлющего соглашения после истечения срока действия Киотского протокола (2012 г.). Завершение подготовки проекта нового договора было запланировано к 2009 году.

В ходе обсуждения «дорожной карты» выступающие отметили ежегодное исчезновение с лица планеты 13 млн. гектаров лесов, что является одной из главных причин гло­бального потепления.

По инициативе Всемирного банка девять промышлен­но развитых стран обязались выделить 160 млн. долларов США на реализацию программы по сохранению лесов.

На Конференции состоялась презентация доклада ПРООН «О развитии человека 2007/2008. Борьба с измене­ниями климата: человеческая солидарность в разделенном мире».

В предисловии к докладу Администратор ПРООН Ке- маль Дервиш и Исполнительный директор ЮНЕП Ахим

Шайнер отметили, что последствия наших поступков в от­ношении изменения климата сегодня будут действовать через столетие и позже. Удерживающие тепло газы, кото­рые будут выброшены нами в атмосферу планеты в 2008 г., останутся там до 2108 г. и дольше. Поэтому сегодня мы делаем выбор, который окажет воздействие не только на наши судьбы, но, в еще большей степени, на жизни наших детей и внуков.

Группа экспертов, которая подготовила доклад об изменении климата Земли, отметила, что среднемировая температура на планете повысилась на 0,7 °С, и это повы­шение обусловлено ростом концентрации парниковых газов в атмосфере, а преодоление порога температурно­го повышения в 2 °С резко увеличивает риск широкомас­штабного отката в развитии человека и экологических ката­строф.

Как видно из последних материалов исследования, ускоренное разрушение материковых льдов в Антарктике и на Гренландии, кислотное загрязнение океанов, умень­шение площади тропических лесов и таяние вечной мерз­лоты в арктических регионах - взятые вместе или в отдель­ности - могут непосредственно подвести человечество к «переломному моменту».

Выбросы углерода на душу населения в США в пять раз превышают аналогичный показатель в Китае и более чем в пятнадцать раз - в Индии. На долю автотранспорта приходится порядка 30 % всех выбросов парниковых газов в промышленно развитых странах.

Отвечая на вопрос о том, какие шаги необходимо предпринять, чтобы выйти на такую траекторию выбросов парниковых газов, которая позволила бы избежать пагуб­ных климатических изменений, эксперты предложили сле­дующую модель климатических изменений и углеродный бюджет на XXI век.

Чтобы изменить существующую картину выбросов, мир (если бы мир являлся единой страной) должен на по­ловину сократить выбросы парниковых газов к 2050 г. от­носительно уровней 1990 г. и продолжить эту тенденцию вплоть до конца XXI века. Избежать опасных климатиче­ских изменений можно, если богатые страны уменьшат вы­бросы на 80 %, при этом сокращение на 30 % должно быть достигнуто уже к 2020 г.

Вплоть до 2030 г. на это придется ежегодно тратить примерно 1,6 % мирового ВВП.

В докладе экспертов, объем которого составляет более 400 страниц, подробно рассмотрены причины климатиче­ских изменений по регионам, по отдельным странам, даны предложения и рекомендации краткосрочного и долго­срочного характера, дабы избежать надвигающихся не­предсказуемых и нелинейных климатических изменений, которые могут напрямую привести к экологическим ката­строфам.

Для осуществления разработанных рекомендаций в области охраны окружающей среды требуется практиче­ская их реализация на уровне стран. Между тем, наблю­дается тенденция рассмотрения этих проблем только на теоретическом уровне на международных конференциях без доведения их до реального осуществления в самих го­сударствах. Как отметила Группа высокого уровня, только в рамках трех конвенции, принятых в Рио-де-Жанейро (о биоразнообразии, климате и опустынивании), проводятся совещания общей продолжительностью до 230 дней в год. Если добавить к этой цифре число заседаний, проводимых в рамках семи других крупных глобальных соглашений по экологическим вопросам (не включая региональные согла­шения), то эта цифра возрастет почти до 400.

В целях практической реализации долгосрочной про­граммы по сохранению климата Земли на официальных международных встречах были предложены следующие меры:

1.   Создание в рамках ООН международной организа­ции по охране окружающей среды, способной обеспечивать эффективное выполнение международных соглашений и координировать действия государств по экологическим проблемам.

2.   Тесное сотрудничество ЮНЕП, ПРООН, ВМО, Гло­бального экологического фонда (ГЭФ) и Всемирного бан­ка в целях укрепления научно-технического потенциала, управления инвестициями и инфраструктурой, поддержки мер по улучшению положения и содействия тому, чтобы глобальные экологические задачи эффективно отражались в политике развития на уровне стран, а в экономических планах государств занимали центральное место.

3.   Разработка и принятие нового международного Все­объемлющего соглашения вместо Киотского протокола, срок действия которого истекает в 2012 году, предусматри­вающего сокращение выбросов в атмосферу на длительный период развитыми и развивающимися государствами.

4.   Реализация принципа ООН «единство действий» при решении проблем изменения климата. Эффективное инвестирование по предотвращению климатических из­менений.

5.   Разработка новых энергосберегающих технологий. Переход к низкоуглеродной экономике на основе механиз­ма чистого развития.

6.   Разработка системы международных стимулов для сохранения и эффективного управления тропическими лесами.

7.   Оказание гуманитарной помощи в случаях стихий­ных бедствий.

В докладе, представленном на 64 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2009 года, Генеральный секре­тарь назвал изменение климата определяющим вызовом для нашего поколения, затрагивающим все сферы деятель­ности - от энергетики до здравоохранения, продоволь­ствия, развития, безопасности. Лишь Рамочная конвенция ООН об изменении климата обладает глобальной легитим­ностью, основанной на принципе практически всеобщего участия.

Большие надежды были возложены на Балийскую «до­рожную карту», которая должна была продолжить путь к заключению Всеобъемлющего соглашения, призванного заменить Киотский протокол после истечения срока его действия в 2012 году, т. е. нового соглашения по сокраще­нию выбросов парниковых газов, подготовка которого была запланирована на встрече в Копенгагене (Дания).

В Женеве до созыва международной конференции в Копенгагене для реализации Балийской «дорожной кар­ты» с 31 августа по 4 сентября 2009 года состоялась третья Всемирная климатическая конференция, в работе которой приняли участие более 2000 ученых, занимающихся кли­матом, политики из более чем 150 стран, включая главы государств и правительств ряда стран.

Климатическая конференция, созванная по инициа­тиве Всемирной метеорологической организации, приняла Декларацию, учреждающую Глобальную рамочную основу.

По заявлению Президента ВМО Александра Бедриц­кого, Глобальная рамочная основа для климатического обслуживания направлена на расширение климатических наблюдений и мониторинга. Она позволит обществу под­нять климатическую информацию на новый уровень.

Расширение информации о климате в поддержку мер по уменьшению опасности бедствий является одним из важнейших инструментов, которые могут помочь обществу реагировать на такие растущие угрозы, а также использо­вать данные климатической науки для принятия решений на местном, региональном, национальном и международ­ном уровнях.

Как отметил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, Третья Всемирная климатическая конференция - это естественный мост, который позволит соединить науку и переговоры по климату в Копенгагене.

К сожалению, надежды на Копенгагенскую встречу оправдались не в полной мере. Как известно, изначально предполагалось, что в Копенгагене будет подписан доку­мент об ограничении промышленных выбросов, который заменит Киотский протокол.

Форум, который длился две недели, не оправдал воз­ложенных на него надежд. Итоговым документом явилась выдвинутая США, Китаем, Индией, ЮАР и Бразилией Де­кларация, получившая название «Копенгагенское соглаше­ние». Данная политическая декларация, не имеющая юри­дической силы, предусмотрела ограничение повышения температуры на планете на 2 градуса, снижения выброса парниковых газов без указания конкретных цифр, крат­косрочное финансирование развивающихся стран. Против итогового документа, предложенного Президентом США, выступили несколько латиноамериканских стран и остров­ные государства. Участники климатического форума в Ко­пенгагене разъехались, не добившись никаких результатов. Следующая встреча запланирована через год в Мексике.

Как отметил Министр иностранных дел Российской Федерации С.Лавров, Копенгагенская конференция не оправдала ожиданий, но стала одной из приоритетных в международном диапазоне с точки зрения того, что те­перь проблема изменения климата окончательно и бес­поворотно заняла одно из самых приоритетных мест в международном диапазоне. За Копенгагеном последуют другие конференции, в том числе на высшем уровне, ко­торым будет предшествовать очень серьезная экспертная работа.

Таким образом, несмотря на имеющиеся пробелы, сле­дует рассматривать принимаемые государствами и между­народными организациями меры по улучшению экологи­ческой обстановки на планете с оптимизмом. Обсуждение данной проблемы на универсальном уровне в рамках ООН, прогрессивное развитие и кодификация правовых норм в данной сфере позволит охватить защитой на международ­ном и национальном уровнях все экологические объекты. Важнейшим фактором их реализации явится установление эффективного международного и национального контро­ля как через систему органов Организации Объединенных Наций, так и региональных организаций.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика