Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


От глобальной экологической перспективы–2000 до копенгагенской встречи по климату–2009
Научные статьи
14.05.13 16:51

вернуться

  
ЕврАзЮж № 4 (23) 2010
Международное право
Валеев Р.М.
От глобальной экологической перспективы–2000 до копенгагенской встречи по климату–2009
Статья посвящена анализу международно-правовых документов, принятых после доклада ЮНЕП «Глобальная экологическая перспектива–2000», а также проведенных в течение последних десяти лет (2000–2010) международных конференций, посвященных окружающей среде. Особое внимание при этом обращено на реализацию Рамочной Конвенции об изменении климата и Киотский протокол к ней.

Если ремонт оказывается сложным и Ваш ПК или ноутбук нельзя починить на месте, то мы предлагаем бесплатно довезти компьютер до нашей мастерской и в течение суток починить. Ремонт компьютера в Минске, вся подробная информация на сайте http://hpc.by


В конце двадцатого столетия Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) подготовила доклад о состоя­нии окружающей среды - ГЭО-2000. В подготовке доклада приняли участие национальные университеты и институ­ты, ассоциированные центры более 40 государств, а также более 850 специалистов со всего мира в качестве авторов, рецензентов, консультантов.

 

ЮНЕП начала осуществление проекта «Глобальная экологическая перспектива» (ГЭО) в 1995 году. В ходе под­готовки доклада были поставлены две задачи:

1.   Оценка состояния глобальной окружающей сре­ды с широким участием самых разных специалистов путем формирования консенсуса по приоритетным во­просам;

2.   Опубликование материалов экспертизы о состоянии окружающей среды, определение наиболее актуальных проблем, выявление влияния происходящих процессов окружающей среды на социально-экономические показа­тели на планете.

Первый доклад по данной программе был подготов­лен в 1997 году. Второй доклад ГЭО-2000 - в 1999 году.[1] Он содержит следующие разделы:

-     глобальные перспективы, рассматривающие основ­ные движущие силы изменения состояния окружающей среды - экономику, рост населения, политическое устрой­ство и другие факторы, а также последствия происходящих глобальных событий;

-     состояние окружающей среды в глобальном и регио­нальном масштабе на планете, включая состояние озоно­вого слоя, изменение климата, биоразнообразия, ресурсов пресной воды, лесных ресурсов и др. природных объектов;

-     стратегии реагирования на происходящие измене­ния в окружающей среде, рассматривающие механизмы и способы реагирования, в том числе многосторонние согла­шения в данной области;

-     перспективы на будущее, предусматривающие про­блемы, которым необходимо уделять первоочередное вни­мание в XXI веке.

Доклад ГЭО-2000 завершается выводами и рекоменда­циями для будущей деятельности.

После подготовки и опубликования ГЭО-2000 прошло 10 лет. В связи с этим возникает вопрос: какие выводы были сделаны экспертами в 1999 году по окружающей среде, ка­кие меры предпринимались государствами в целях дости­жения экологической безопасности в течение последних 10 лет и, наконец, каковы прогнозы на ближайшие 20­30 лет XXI столетия по данной проблеме?

Среди прогрессирующих факторов изменения состоя­ния окружающей среды эксперты выделили загрязнение (в основном химическое), нехватку пресных водных ресурсов, изменение климата Земли, обезлесивание (опустынива­ние), неудовлетворительное управление на национальном и международном уровнях и, в связи с этим, исчезновение видов, снижение иммунитета человека и его сопротивляе­мости заболеваниям.

В научных кругах ведутся активные исследования воз­можных последствий растущего антропогенного воздей­ствия на природу и биологические процессы, в том числе влияния генетически модифицированных организмов на генофонд, выживания и общего состояния диких популя­ций и культивируемых видов, применения химических ве­ществ в промышленности, в сельском хозяйстве и в быту, быстро эволюционирующей природы микробов, вирусов, насекомых.

Большую озабоченность вызывают частые кислотные дожди в результате промышленных выбросов, исчезно­вение вследствие неразумной человеческой деятельно­сти водно-болотных угодий, бесконтрольное захоронение токсических отходов, интенсивный рост лесных пожаров, изменение состава морской воды и в связи с этим обесц­вечивание кораллов, биологическая инвазия коренных и некоренных видов и др.

В последние годы среди множества факторов, влияю­щих на экологическую безопасность, на передний план выдвигается изменение климата Земли, которому потвор­ствует нерациональное управление на национальном и международном уровнях.

Предполагаемый рост населения на уровне 9,3 млд. к 2050 году, масштабы глобального экономического развития могут оказать существенную нагрузку на природную среду вдобавок к возрастанию загрязнения окружающей среды, истощению возобновляемой ресурсной базы.

Прогнозы на будущее, высказанные экспертами ГЭО- 2000, должны были нацелить мировое сообщество на су­щественное совершенствование управления природными ресурсами, эффективное финансирование и правовое ре­гулирование защиты окружающей среды на международ­ном и национальном уровнях.

Как ранее было отмечено, в целях всеобъемлющей комплексной оценки состояния окружающей среды про­ект ГЭО начал осуществлять ЮНЕП - Программа ООН по окружающей среде, в широкую компетенцию которой вхо­дит также разработка проектов международных договоров и после их принятия государствами осуществление контро­ля за их выполнением и секретариатское обслуживание.

Подтвердив в Декларации тысячелетия обязательства государств о поддержке принципов устойчивого развития, которые изложены в Повестке дня на XXI век, твердое на­мерение придерживаться в экологической деятельности новой этики бережного и ответственного отношения к природе, Организация Объединенных Наций стала про­водить политику реализации заявленной программы.

Спустя пять лет в принятом Генеральной Ассамблеей ООН итоговом документе Всемирного саммита 2005 года главы государств и правительств заявили о твердой при­верженности делу достижения целей устойчивого разви­тия, в том числе посредством осуществления Повестки дня на XXI век.

Участники Саммита вновь отметили необходимость выполнения всех обязательств, принятых по Рамочной кон­венции об изменении климата и другими международны­ми соглашениями.

На Саммите было принято обязательство в интересах устойчивого развития проводить международное десяти­летие «Вода для жизни», осуществлять меры по снижению темпов утраты биологического разнообразия в соответ­ствии с Конвенцией о биологическом разнообразии и Кар­тахенским протоколом к ней, поддерживать реализацию инициативы Конвенции ООН по борьбе с опустынивани­ем, усиление мер по сохранению, рациональному исполь­зованию всех видов лесов на благо нынешнего и будущих поколений.

Участники также обязались принимать дальнейшие меры для поощрения инновации, экологически безопас­ной энергетики, сохранения источников энергии, внедре­ния более безопасных технологий, оказания помощи раз­вивающимся странам, поощрять комплексное освоение и устойчивое развитие Мирового океана и др.

Как развивалась международно-правовая защита отдельных объектов окружающей среды в течение этих десяти лет (1999-2009) в соответствии с заявленной про­граммой? Не анализируя содержание принятых в эти годы международных документов по защите окружающей сре­ды, обратимся к некоторым из них.

На Мальмёнской (Швеция) встрече в мае 2000 года министры окружающей среды и главы делегаций конста­тировали резкое ухудшение окружающей среды и базы природных ресурсов, большой разрыв между обязатель­ствами и действиями государств, отставание природоох­ранной деятельности от экономического и социального развития. В принятой Декларации было рекомендовано

22 мая 2001 года в Стокгольме по инициативе ЮНЕП была принята Конвенция о стойких органических загрязнителях. Основное ее предназначение - экологиче­ское безопасное обращение с химическими веществами и опасными отходами на протяжении всего их жизненного цикла. В Приложениях (A, B, C, D) к данной Конвенции приведен перечень химических веществ, производство и использование которых, в том числе их импортирование и экспортирование, запрещено или ограничено.

В Киеве 21 мая 2003 года был принят Протокол о реги­страх выбросов и переноса загрязнителей к Орхусской кон­венции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Дания, 25 июня 1998 года).

Цель данного Протокола заключается в расширении доступа общественности к информации путем создания в соответствии с его положениями согласованных, комплекс­ных общенациональных регистров выбросов и переноса за­грязнителей, что могло бы способствовать участию обще­ственности в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, а также содействовать предупреждению и сокращению загрязнения окружаю­щей среды.

На этой же встрече в Киеве 21 мая 2003 года был при­нят Протокол о гражданской ответственности и компен­сации за ущерб, причиненный трансграничным воздей­ствием промышленных аварий на трансграничные воды, к Конвенции 1992 года по охране и использованию трансгра­ничных водотоков и международных озер и к Конвенции 1992 года о трансграничном воздействии промышленных аварий.

Протокол исходит из принципа «платит загрязни­тель» и направлен на обеспечение всеобъемлющего режи­ма гражданской ответственности и адекватной, незамедли­тельной компенсации за ущерб, причиненный в результате трансграничного воздействия промышленных аварий на трансграничные воды.

Очередным документом, принятым в мае 2003 года в Киеве, явился Протокол по стратегической экологиче­ской оценке к Конвенции об оценке воздействия на окру­жающую среду в трансграничном контексте от 25 февраля 1991 года (Эспо, Финляндия).

Цель Протокола - обеспечение высокого уровня охра­ны окружающей среды путем тщательного учета экологи­ческих проблем при разработке планов и программ поли­тики и законодательства; установления четких, открытых и эффективных процедур стратегической экологической оценки и обеспечения участия общественности в этом про­цессе.

К этому же периоду относится принятие 27 января

2006   года Международного соглашения по тропической древесине.

Цель Соглашения направлена на поощрение расши­рения и диверсификации международной торговли тро­пической древесиной из лесов, которые управляются на устойчивой основе и в которых лесозаготовки ведутся за­конным образом. Пространственная сфера регулирования

Соглашения, участниками которого являются 33 государ­ства, носит ограниченный характер, ибо она охватывает древесину тропических лесов на территории стран, распо­ложенных между тропиками Рака и Козерога. Между тем, сохранение лесов и их возобновляемость является острей­шей проблемой для стран Европы, Юго-Восточной Азии и других государств. Только за период 1990-1995 годов было вырублено около 65 млн. га лесов, а до этого их общая пло­щадь составляла 2500 млн. га.

В этой связи весьма разумным кажется предложение

Н.Соколовой о необходимости осуществления междуна­родного управления, направленного на реализацию обще­го интереса всех государств в охране окружающей среды, а при решении вопросов международной собственности - на природные ресурсы.

2005 год вошел в историю как поворотный момент, с которого подавляющее большинство государств мира стало осознавать происходящие изменения климата Земли. Были получены убедительные доказательства утраты биоразноо­бразия, изменения климата в результате промышленных выбросов в атмосферу и других экологических угроз.

В феврале 2005 года вступил в силу Киотский прото­кол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата от 9 мая 1992 года.

Следует подчеркнуть еще один фактор, свидетельству­ющий об обеспокоенности мирового сообщества в связи с происходящими экстремальными природными явлениями. Именно после второго доклада ЮНЕП «Глобальная эколо­гическая перспектива-2000» активизировались международ­ные встречи по проблемам защиты окружающей среды.

4 сентября 2002 г. на Первом Всемирном саммите по устойчивому развитию его участники в Политической де­кларации заявили о необходимости принятия срочных мер для решения проблемы деградации окружающей сре­ды. Было заявлено о глобальных отрицательных послед­ствиях изменения климата Земли, потери биологического разнообразия, истощения рыбных запасов, опустынивания плодородных земель, о частых разрушительных стихийных бедствиях и т. д.

Принимая во внимание необходимость разработки срочных мер, нацеленных на обеспечение более эффектив­ного и результативного присутствия ООН в странах по во­просам развития, гуманитарной помощи и окружающей среды, Генеральный секретарь ООН учредил Группу высо­кого уровня, которая 9 ноября 2006 года представила до­клад «Единство действий».

По вопросу окружающей среды Группа констатирова­ла, что не может быть долгосрочного развития без охраны окружающей среды. Решение обостряющихся проблем, связанных с ухудшением состояния окружающей среды, является одной из самых серьезных коллективных задач экономического развития и обеспечения благосостояния людей. На государственном уровне достигнуты лишь весь­ма ограниченные успехи в деле включения экологических задач в стратегии развития. Они должны стать важнейши­ми компонентами национальной стратегии уменьшения нищеты и планов устойчивого развития.

Кроме того, она предложила ввести в действие к 2007      году 5 государственных экспериментальных проек­тов в рамках единой системы ООН и, если результаты их осуществления будут удовлетворительными, еще 20 про­грамм - к 2009 г., 40 программ - к 2010 г. и все остальные - к 2012 году. Группа рекомендовала создать Совет по устойчивому развитию для контроля за осуществлением единых государственных программ ООН, подотчетный ЭКОСОСу.

В последние годы основное внимание мировой обще­ственности и ЮНЕП было уделено осуществлению Рамоч­ной Конвенции ООН об изменении климата (1992 г.) и Ки­отского протокола к ней (1997 г.).

По инициативе Президента Французской Республики Жака Ширака 2-3 февраля 2007 года в Париже состоялась конференция «Граждане Земли: управление окружающей средой на международном уровне», в работе которой при­нимали участие руководители неправительственных ор­ганизаций, представители общественности из более чем 60 стран.

Приоритетными задачами Конференции стали:

-    составление перечня угроз, нависших над окружаю­щей средой и создающих опасность для экологических равновесий нашей планеты;

-    определение приоритетных действий борьбы с этими опасностями для противопоставления глобальным эколо­гическим вызовам нашего времени и будущих поколений;

-    решение на международном уровне проблемы по созданию организации по окружающей среде путем пре­образования ЮНЕП в ЮНЕО.

Накануне наступления 2008 года в области междуна­родной экологии произошло еще одно важное событие - Конференция ООН по изменению климата (Индонезия,

о.  Бали, 3-15 декабря 2007 года). Она собрала рекордное число участников: 11 тысяч представителей почти 200 стран мира, представителей множества межправительственных и неправительственных организаций.

Участники конференции одобрили «дорожную кар­ту», которая должна привести к заключению нового Все­объемлющего соглашения после истечения срока действия Киотского протокола (2012 г.). Завершение подготовки проекта нового договора было запланировано к 2009 году.

В ходе обсуждения «дорожной карты» выступающие отметили ежегодное исчезновение с лица планеты 13 млн. гектаров лесов, что является одной из главных причин гло­бального потепления.

По инициативе Всемирного банка девять промышлен­но развитых стран обязались выделить 160 млн. долларов США на реализацию программы по сохранению лесов.

На Конференции состоялась презентация доклада ПРООН «О развитии человека 2007/2008. Борьба с измене­ниями климата: человеческая солидарность в разделенном мире».

В предисловии к докладу Администратор ПРООН Ке- маль Дервиш и Исполнительный директор ЮНЕП Ахим

Шайнер отметили, что последствия наших поступков в от­ношении изменения климата сегодня будут действовать через столетие и позже. Удерживающие тепло газы, кото­рые будут выброшены нами в атмосферу планеты в 2008 г., останутся там до 2108 г. и дольше. Поэтому сегодня мы делаем выбор, который окажет воздействие не только на наши судьбы, но, в еще большей степени, на жизни наших детей и внуков.

Группа экспертов, которая подготовила доклад об изменении климата Земли, отметила, что среднемировая температура на планете повысилась на 0,7 °С, и это повы­шение обусловлено ростом концентрации парниковых газов в атмосфере, а преодоление порога температурно­го повышения в 2 °С резко увеличивает риск широкомас­штабного отката в развитии человека и экологических ката­строф.

Как видно из последних материалов исследования, ускоренное разрушение материковых льдов в Антарктике и на Гренландии, кислотное загрязнение океанов, умень­шение площади тропических лесов и таяние вечной мерз­лоты в арктических регионах - взятые вместе или в отдель­ности - могут непосредственно подвести человечество к «переломному моменту».

Выбросы углерода на душу населения в США в пять раз превышают аналогичный показатель в Китае и более чем в пятнадцать раз - в Индии. На долю автотранспорта приходится порядка 30 % всех выбросов парниковых газов в промышленно развитых странах.

Отвечая на вопрос о том, какие шаги необходимо предпринять, чтобы выйти на такую траекторию выбросов парниковых газов, которая позволила бы избежать пагуб­ных климатических изменений, эксперты предложили сле­дующую модель климатических изменений и углеродный бюджет на XXI век.

Чтобы изменить существующую картину выбросов, мир (если бы мир являлся единой страной) должен на по­ловину сократить выбросы парниковых газов к 2050 г. от­носительно уровней 1990 г. и продолжить эту тенденцию вплоть до конца XXI века. Избежать опасных климатиче­ских изменений можно, если богатые страны уменьшат вы­бросы на 80 %, при этом сокращение на 30 % должно быть достигнуто уже к 2020 г.

Вплоть до 2030 г. на это придется ежегодно тратить примерно 1,6 % мирового ВВП.

В докладе экспертов, объем которого составляет более 400 страниц, подробно рассмотрены причины климатиче­ских изменений по регионам, по отдельным странам, даны предложения и рекомендации краткосрочного и долго­срочного характера, дабы избежать надвигающихся не­предсказуемых и нелинейных климатических изменений, которые могут напрямую привести к экологическим ката­строфам.

Для осуществления разработанных рекомендаций в области охраны окружающей среды требуется практиче­ская их реализация на уровне стран. Между тем, наблю­дается тенденция рассмотрения этих проблем только на теоретическом уровне на международных конференциях без доведения их до реального осуществления в самих го­сударствах. Как отметила Группа высокого уровня, только в рамках трех конвенции, принятых в Рио-де-Жанейро (о биоразнообразии, климате и опустынивании), проводятся совещания общей продолжительностью до 230 дней в год. Если добавить к этой цифре число заседаний, проводимых в рамках семи других крупных глобальных соглашений по экологическим вопросам (не включая региональные согла­шения), то эта цифра возрастет почти до 400.

В целях практической реализации долгосрочной про­граммы по сохранению климата Земли на официальных международных встречах были предложены следующие меры:

1.   Создание в рамках ООН международной организа­ции по охране окружающей среды, способной обеспечивать эффективное выполнение международных соглашений и координировать действия государств по экологическим проблемам.

2.   Тесное сотрудничество ЮНЕП, ПРООН, ВМО, Гло­бального экологического фонда (ГЭФ) и Всемирного бан­ка в целях укрепления научно-технического потенциала, управления инвестициями и инфраструктурой, поддержки мер по улучшению положения и содействия тому, чтобы глобальные экологические задачи эффективно отражались в политике развития на уровне стран, а в экономических планах государств занимали центральное место.

3.   Разработка и принятие нового международного Все­объемлющего соглашения вместо Киотского протокола, срок действия которого истекает в 2012 году, предусматри­вающего сокращение выбросов в атмосферу на длительный период развитыми и развивающимися государствами.

4.   Реализация принципа ООН «единство действий» при решении проблем изменения климата. Эффективное инвестирование по предотвращению климатических из­менений.

5.   Разработка новых энергосберегающих технологий. Переход к низкоуглеродной экономике на основе механиз­ма чистого развития.

6.   Разработка системы международных стимулов для сохранения и эффективного управления тропическими лесами.

7.   Оказание гуманитарной помощи в случаях стихий­ных бедствий.

В докладе, представленном на 64 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2009 года, Генеральный секре­тарь назвал изменение климата определяющим вызовом для нашего поколения, затрагивающим все сферы деятель­ности - от энергетики до здравоохранения, продоволь­ствия, развития, безопасности. Лишь Рамочная конвенция ООН об изменении климата обладает глобальной легитим­ностью, основанной на принципе практически всеобщего участия.

Большие надежды были возложены на Балийскую «до­рожную карту», которая должна была продолжить путь к заключению Всеобъемлющего соглашения, призванного заменить Киотский протокол после истечения срока его действия в 2012 году, т. е. нового соглашения по сокраще­нию выбросов парниковых газов, подготовка которого была запланирована на встрече в Копенгагене (Дания).

В Женеве до созыва международной конференции в Копенгагене для реализации Балийской «дорожной кар­ты» с 31 августа по 4 сентября 2009 года состоялась третья Всемирная климатическая конференция, в работе которой приняли участие более 2000 ученых, занимающихся кли­матом, политики из более чем 150 стран, включая главы государств и правительств ряда стран.

Климатическая конференция, созванная по инициа­тиве Всемирной метеорологической организации, приняла Декларацию, учреждающую Глобальную рамочную основу.

По заявлению Президента ВМО Александра Бедриц­кого, Глобальная рамочная основа для климатического обслуживания направлена на расширение климатических наблюдений и мониторинга. Она позволит обществу под­нять климатическую информацию на новый уровень.

Расширение информации о климате в поддержку мер по уменьшению опасности бедствий является одним из важнейших инструментов, которые могут помочь обществу реагировать на такие растущие угрозы, а также использо­вать данные климатической науки для принятия решений на местном, региональном, национальном и международ­ном уровнях.

Как отметил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, Третья Всемирная климатическая конференция - это естественный мост, который позволит соединить науку и переговоры по климату в Копенгагене.

К сожалению, надежды на Копенгагенскую встречу оправдались не в полной мере. Как известно, изначально предполагалось, что в Копенгагене будет подписан доку­мент об ограничении промышленных выбросов, который заменит Киотский протокол.

Форум, который длился две недели, не оправдал воз­ложенных на него надежд. Итоговым документом явилась выдвинутая США, Китаем, Индией, ЮАР и Бразилией Де­кларация, получившая название «Копенгагенское соглаше­ние». Данная политическая декларация, не имеющая юри­дической силы, предусмотрела ограничение повышения температуры на планете на 2 градуса, снижения выброса парниковых газов без указания конкретных цифр, крат­косрочное финансирование развивающихся стран. Против итогового документа, предложенного Президентом США, выступили несколько латиноамериканских стран и остров­ные государства. Участники климатического форума в Ко­пенгагене разъехались, не добившись никаких результатов. Следующая встреча запланирована через год в Мексике.

Как отметил Министр иностранных дел Российской Федерации С.Лавров, Копенгагенская конференция не оправдала ожиданий, но стала одной из приоритетных в международном диапазоне с точки зрения того, что те­перь проблема изменения климата окончательно и бес­поворотно заняла одно из самых приоритетных мест в международном диапазоне. За Копенгагеном последуют другие конференции, в том числе на высшем уровне, ко­торым будет предшествовать очень серьезная экспертная работа.

Таким образом, несмотря на имеющиеся пробелы, сле­дует рассматривать принимаемые государствами и между­народными организациями меры по улучшению экологи­ческой обстановки на планете с оптимизмом. Обсуждение данной проблемы на универсальном уровне в рамках ООН, прогрессивное развитие и кодификация правовых норм в данной сфере позволит охватить защитой на международ­ном и национальном уровнях все экологические объекты. Важнейшим фактором их реализации явится установление эффективного международного и национального контро­ля как через систему органов Организации Объединенных Наций, так и региональных организаций.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика