Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


О направлениях развития политико-правовой культуры в условиях легитимации государственной власти
Научные статьи
15.05.13 11:09

вернуться

  
ЕврАзЮж № 4  (23) 2010
Конституционное право
Навальный С.В.
О направлениях развития политико-правовой культуры в условиях легитимации государственной власти
В статье рассматриваются вопросы качества политико-правовой культуры современного гражданина сквозь призму избирательного права. По мнению автора, возможность проведения свободных выборов в органы государственной власти составляет основу демократизации российского общества. Вместе с тем, качественная составляющая этого процесса зависит в первую очередь от поведения современного избирателя. В связи с этим автор придает особое значение исследованию вопросов политико-правовой культуры граждан, а также ее роли в обеспечении легитимации государственной власти. На основании изучения форм участия избирателя в политико-правовой жизни государства автор приходит к выводу о необходимости повышения уровня политико-правовой культуры, которая в настоящее время находится в стадии формирования. Автор исследует факторы, оказывающие влияние на уровень правовой культуры в современном российском обществе. Доказывает, что повышение правовой культуры граждан представляет собой необходимый элемент формирования активного гражданина. Этому процессу способствует комплекс мер: изменение избирательного законодательства, принятие Избирательного кодекса Российской Федерации, повышение профессионального уровня должностных лиц, а также накопление правового опыта в практике проведения выборов.

Утверждение принципа народовластия требует со­вершенствования избирательного законодательства и практики его применения. Именно организация и про­ведение свободных демократических выборов являются залогом обеспечения конституционных прав граждан на достойную жизнь, самоопределение, участие в делах го­сударства. Этому же будет способствовать процесс фор­мирования гражданского общества - общества, в котором социальный прогресс возможен в обстановке социального (гражданского) мира. Важнейшим направлением решения этой исторической задачи является повышение уровня политико-правовой культуры, обеспечивающей преодо­ление социальных конфликтов посредством демократи­ческих выборов и их разрешение на основе буквы и духа закона. Другими словами, вопрос состоит в обеспечении легитимации государственной власти с помощью исполь­зования ресурсов политико-правовой культуры общества.

Избирательный процесс всегда был и будет одним из видов политической борьбы, и, следовательно, любой его этап является конфликтной средой. Статистический анализ материалов свидетельствует о том, что количество претензий, связанных с различными вопросами реализа­ции избирательного права, остается устойчивым.

Отметим, что в последние два-три года наметилась тенденция к снижению данной категории дел в судах об­щей юрисдикции. Этому способствовало то, что, во-пер­вых, был продолжен процесс обновления избирательного законодательства, что в целом позволило укрепить право­вую базу избирательного процесса. Во-вторых, решения избирательных комиссий стали более взвешенными и ар­гументированными, что свидетельствует о росте их про­фессионализма. В-третьих, укрепились организационные позиции Верховного Суда РФ, Центральной избиратель­ной комиссии РФ и работников ее Аппарата. Так, приказом Председателя Верховного Суда РФ от 15 сентября 2003 года судебной коллегией по гражданским делам был образо­ван судебный состав по административным делам, к ком­петенции которого было отнесено рассмотрение дел, воз­никающих из публично-правовых отношений, в том числе дел об оспаривании нормативных правовых актов в сфере избирательного законодательства. Именно с этого периода в бюллетенях Верховного Суда РФ ежеквартально в форме обзоров публикуются материалы, отражающие судебную практику по данной категории дел, и ответы на запросы нижестоящих судов. В-четвертых, усилена разъяснительная работа по данному вопросу. Во многом этому способствова­ли проведение специализированных семинаров по вопро­сам применения нового избирательного законодательства, подготовка научно-практических комментариев. Все эти меры, на наш взгляд, в определенной степени обеспечили совершенствование политико-правовой культуры.

Однако проблемы разрешения избирательных кон­фликтов продолжают иметь место. Ярким примером наличия в обществе избирательных конфликтов стали события октября 2009 года, когда оппозиционно настроен­ные парламентские политические партии в знак опроте­стования результатов выборов в местные и региональные выборы ряда субъектов РФ покинули зал заседаний палаты парламента - Государственной Думы. В средствах массовой информации даны разноплановые оценки происшедше­му. Нельзя не согласиться с Президентом России Дмитри­ем Медведевым, заявившим, что выборы «в целом прошли вполне организованно». Вместе с тем, проблемы, которые имеют место в избирательной системе страны, требуют сво­его решения. Механизм выборов, включая принудительно­добровольный принцип набора участковых избирательных комиссий, во многом морально устарел. Страна уже почти два десятилетия голосует, используя старые избирательные механизмы. В результате мы имеем те досадные ошибки и нестыковки в день голосования, которые не слишком чи­стоплотными политическими оппонентами используются с целью дискредитации власти и победившей политиче­ской партии.

Чтобы голоса избирателей подсчитывали не «призван­ные под ружье» уставшие учительницы школ, к которым сейчас приписаны избирательные участки, а на 100 % уком­плектованные квалифицированным персоналом избира­тельные комиссии, необходимы разработка и принятие су­щественных изменений в избирательном законодательстве. В этом, пожалуй, и заключается для нас один из главных выводов состоявшихся выборов. Публикации последних лет, как правило, включают в себя анализ различных элек­торальных ситуаций.1 Это связано с тем, что на сегодняш­ний день не отработаны научные подходы к понятию изби­рательного конфликта, его сущности, не изучены те формы, в каких может протекать избирательный конфликт, и отсут­ствует технология управления выходом из конфликта.

Мало изучена и не находит должного отражения в научных исследованиях роль избирательных комиссий в конфликтах. Сторонники продолжения политической реформы настаивают на изменении роли избирательных комиссий в данных конфликтах. В.Жарихин, оценивая со­временную ситуацию, свидетельствует о том, что избира­тельные комиссии в ходе выборов занимают позицию не­вмешательства. Он говорит: «Выборы - те же соревнования со своими законами. Представьте, в футболе игру регули­рует судья. И он то свистит, то не свистит, то судит в поль­зу одной команды и при этом говорит: все вопросы после матча к квалифицированной комиссии. Обычно такого су­дью на следующие матчи уже не приглашают. Наши изби­рательные комиссии заняли как раз такую позицию: после выборов обращайтесь в суд. Но должна же быть собствен­ная ответственность за процесс и результат. Это их обязан­ность сделать выборы максимально легитимными».

Фактически сегодня очевиден острый дефицит науч­но обоснованных принципов и методик выработки опти­мальных решений при урегулировании подобного рода конфликтных ситуаций. Мы полагаем, что во многом соз­данию этой ситуации способствовал стереотип советского мышления, наличествующая деформация правосознания.

В сфере идеологии в советский период развития го­сударства господствовал постулат о том, что в идеальном обществе нет социальных групп, отстаивающих антагони­стические интересы. В массовом сознании десятилетиями насаждалась и культивировалась точка зрения, что обще­ственные противоречия есть показатель несовершенства со­циальной системы. В свете таких теоретических установок на уровне практической деятельности повышенная кон­фликтность оценивалась как свидетельство неэффективно­сти и некомпетентности управления. Все это становилось мотивом управленческих решений и действий, направлен­ных на уклонение от участия в конфликте, попыток игнори­ровать очевидные противоречия, не предпринимая меры к их устранению.

В настоящее время научная разработка теории управ­ления ведется в русле теории, ориентирующей массовое сознание на понимание неизбежности конфликтов. Более того, рассмотрение таких конфликтов как нормального яв­ления для любой человеческой общности подчеркивает не­обходимость активного участия в них управленцев с целью разрешения этих конфликтов без ущерба для социума.

Автор полагает, что избирательные конфликты отно­сятся к категории «политических конфликтов». По мнению ряда исследователей, «источником политического кон­фликта в основном бывают не просто различные интересы групп, а непонимание ими собственных долгосрочных ин­тересов, а также социально и политически неправильные взгляды влиятельных представителей этих групп, их амби­ции, групповой эгоизм».

Собственно вопрос состоит в том, что сегодня необхо­димо научиться цивилизованно разрешать избирательные конфликты. Научиться этому можно, только идя по пути повышения политико-правовой культуры участников из­бирательного процесса, совершенствования избирательно­го законодательства.

Одним из условий формирования правовой культуры является выработка практики борьбы с фальсификациями, с грязными избирательными технологиями, использова­нием административного ресурса. Согласно словарю ино­странных слов, фальсификация означает подделывание чего-либо; искажение, подмену чего-либо подлинно лож­ным, мнимым.

В статье 142 УК РФ закреплено, что фальсификация избирательных документов референдума или неправиль­ный подсчет голосов предполагают уголовное наказание. В статье 142(1) излагается перечень вариантов фальсифика­ции итогов голосования. К их числу относится: включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, используе­мых при голосовании, либо представление заведомо не­верных сведений об избирателях, участниках референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в ре­ферендуме, или вымышленных лиц, либо фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума, либо замена дей­ствительных бюллетеней, либо порча бюллетеней, приво­дящая к невозможности определить волеизъявление изби­рателей, либо незаконное уничтожение бюллетеней, либо заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, либо заведомо неверное составление протокола об итогах голосования, либо заведомо неправильное установление итогов голосования.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях изби­рательных прав и права на участие в референдуме граж­дан Российской Федерации» среди 63 основных терминов и понятий нет определения одного из базовых понятий избирательного права - фальсификации итогов выборов. В перспективе это может привести к тому, что судебные иски и следственные действия по поводу фальсификации итогов выборов станут недоказуемыми.

Основными причинами фальсификации выборов сле­дует считать: а) пробелы в избирательном законодатель­стве; б) правовую неграмотность большинства граждан России; в) недостаточную профессиональную подготовку организаторов выборов; г) слабый общественный контроль за ходом выборов.

В качестве противодействия фальсификации ито­гов выборов следует предложить несколько направлений деятельности: а) юридическое сопровождение хода из­бирательной кампании. Это предполагает установку по­стоянного мониторинга хода избирательной кампании соперников, выявления допущенных ими нарушений, сво­евременную их фиксацию и доведение сведений о данных нарушениях до членов избирательных комиссий, судов. В случае масштабных избирательных кампаний создание мо­бильных юридических групп; б) общественный контроль за ходом избирательной кампании. Основная цель - не допу­стить манипуляций и нарушений со стороны соперников и избирательных комиссий в ходе голосования; в) обществен­ный контроль за подсчетом голосов. Особая роль в этом отводится наблюдателям, их взаимодействию и распре­делению ими обязанностей по контролю; г) обеспечение контроля со стороны средств массовой информации. Как показывает практика, наиболее эффективным приемом яв­ляется видеосъемка избирательного процесса.

Основа административного ресурса - грубейшее на­рушение избирательного законодательства и администра­тивный произвол. Сущность административной кампании заключается в том, чтобы в наибольшей степени использо­вать те возможности влияния на избирателей, которыми обладают органы государственной власти и местного само­управления. Среди причин, способствующих использова­нию административного ресурса, следует назвать: а) тота­литарное прошлое страны; б) отсутствие развитых структур гражданского общества; в) отсутствие реально независимых и свободных СМИ; г) отсутствие четко сформулированной доктрины государственного строительства; д) отсутствие устоявшихся правовых традиций; е) административную зависимость избирательных комиссий от органов власти; ж) маргинализацию большинства граждан общества.

Результативность использования административного ресурса подкреплена: а) возможностью изменить норма­тивно-правовую базу выборов в субъекте РФ; б) консоли­дацией региональной элиты посредством переговоров;

в)  компрометацией возможных оппонентов; расстановкой членов окружных участковых избирательных комиссий;

г)   созданием видимости широкой поддержки кандида­тов от власти; д) установкой контроля над региональны­ми СМИ.

Отметим, что фальсификация итогов голосования, ис­пользование административного ресурса наносят огром­ный ущерб общественному сознанию, подрывают авторитет власти. Основными способами борьбы с данными явления­ми следует считать развитие гражданского общества, повы­шение правовой и политической культуры граждан.

Дальнейшее повышение уровня политико-правовой культуры внесло существенные перемены в отношение из­бирателей к личностным качествам кандидатов в депутаты. Побудительным мотивом стали факты участия в выборах кандидатов, в прошлом судимых, замешанных в разного рода сомнительных связях с криминальными структурами, а также находящихся в поле зрения налоговых служб.

Следует признать, что данная проблема еще не на­шла должного отражения в научных исследованиях. Между тем, по нашему мнению, она является исключительно важ­ной, так как имеет прямое влияние на развитие процессов демократизации общества. А.Петухов отмечает, что сегодня можно вести речь о настоящем штурме власти со стороны преступного мира. Так, только в конце 90-х годов подраз­деления МВД РФ пресекли деятельность свыше 100 человек, которые были связаны с организованной преступно­стью и пытались пройти во власть, законодательную и исполнительную. Имеют подобные факты место и сегодня. Однако они в своей основе претерпели изменения, носят более скрытые формы. Исходя из этого, главная задача со­стоит в том, чтобы законодательными, организационными мерами поставить заслон на пути движения криминальных элементов во власть.

Достаточно четко эта проблема обозначена в одном из ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Со­бранию Российской Федерации, где отмечается, что чистые и честные выборы - это не просто декларация или полити­ческий лозунг дня.

Криминальные структуры, рвущиеся к «властным ре­сурсам», дискредитируют саму идею народного представи­тельства. Среди причин, способствующих этому явлению, считаем необходимым выделить две: во-первых, недоста­точный уровень организации и соблюдения законности в период проведения выборов, во-вторых, недостаточно проработанную законодательную базу, особенно в части финансирования выборов. В послании Президента РФ предложен ряд конкретных мер, способствующих недопу­щению криминальных элементов во власть. Прежде всего, это необходимость совершенствования законодательной базы, а также целенаправленные действия со стороны пра­воохранительных органов и судебной системы. Немало­важным следует считать и использование возможностей общественного контроля.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что этому вопросу уделяется пристальное внимание. Так, граж­дане Японии, Парагвая, Польши лишаются права быть из­бранными в законодательные и исполнительные структуры власти, если в отношении их вынесен приговор суда, запре­щающий им заниматься общественными делами. Анало­гичный запрет на срок, определенный судом, предусмотрен также за нарушения избирательного законодательства.

В Перу, согласно Органическому закону о выборах 1997 года, гражданин может быть лишен избирательного права (активного и пассивного) по постановлению суда о лишении его избирательных прав и свободы в качестве на­казания за совершенное преступление.

Согласно конституции Венгерской Республики (за­кон XX 1949 года) и закону «О выборах членов парламента» (XXXIV 1989 года), право быть избранным имеет каждый гражданин, постоянно проживающий в Венгрии и имею­щий право голосовать. Исключение составляют лица, кото­рым по решению суда запрещено заниматься обществен­ными делами или которые находятся на принудительном лечении по приговору в уголовном порядке.

В конституции США (поправка 14) предусмотрена возможность ограничения избирательных прав лиц, нахо­дящихся в заключении. Неоднозначное толкование этого положения привело к тому, что в одних штатах избира­тельные права отбывающих срок в местах заключения зна­чительно ограничены (они лишаются возможности голосо­вать и избираться), а в других штатах заключенные могут не только голосовать, но и быть избранными на выборную должность.

Действенным методом пресечения проникновения криминальных элементов во властные структуры являются жесткий контроль финансирования избирательных кампа­ний, ограничение возможностей негосударственного фи­нансирования (пожертвования юридических и физических лиц), наличие гласности в этих вопросах.

В большинстве демократических стран законодатель­но устанавливается обязательность финансовой отчетности по политическим кампаниям. Так, во Франции расходы на предвыборную кампанию кандидатов на пост президента должны быть опубликованы в официальных изданиях, от­четы кандидатов в депутаты парламента сдаются в Нацио­нальную Ассамблею и публикуются в печати.

В некоторых государствах установлен запрет на по­жертвования избирательной кампании со стороны опреде­ленных категорий физических лиц. В Японии, например, кандидатам запрещено делать взносы в собственном изби­рательном округе, на Тайване - принимать пожертвования от других кандидатов, а в Австралии, Германии и Израиле существует запрет на анонимные пожертвования.

Положения, регулирующие корпоративные пожерт­вования, существуют в самых различных формах - от полного запрета до некоторых ограничений в отношении определенных категорий юридических лиц (Израиль, Бра­зилия, Турция, Индия, Германия).

В тех странах, где пороговые величины для пожертво­ваний не установлены, нередко возникает обеспокоенность по поводу внесения в избирательные фонды крупных част­ных пожертвований. Для того чтобы свести к минимуму возможности для махинаций, там применяется требова­ние об отчетности по взносам, превышающим определен­ные суммы. Такое правило действует в Австралии, Канаде, Германии и Японии, где предусматриваются детальные от­четы, если размер пожертвований превышает сумму, уста­новленную законом.

В большинстве стран мира, независимо от того, предусмотрено их законодательством обнародование от­четных документов или нет, противоправные действия по вопросам политического финансирования преследуются законом, а на нарушителей налагаются в соответствии с законом штрафные или иные санкции. В ряде государств выявление нарушений, связанных с финансированием из­бирательных кампаний, привело к острым политическим скандалам, повлекшим за собой решения о реформирова­нии избирательного законодательства (Италия, Испания, США, Япония).

Сравнительно-правовой анализ законодательных ак­тов стран СНГ, направленных на конституционную и за­конодательную защиту от проникновения криминальных элементов во властные структуры данных государств, по­казывает, что, во-первых, ими принимаются радикальные меры в части решения данной проблемы, во-вторых, в этих актах выявлено единообразие в подходах к решению подобной задачи. Следует также отметить, что эффектив­ность контроля за расходованием кандидатами средств избирательных фондов определяется способами и источ­никами их финансирования, а они в странах СНГ различ­ны. Так, в Белоруссии подготовка и проведение выборов финансируются за счет государства. В Киргизии, Таджи­кистане и Узбекистане наряду с расходами государства на проведение выборов используются личные средства канди­датов, средства заинтересованных граждан, предприятий, учреждений, политических партий передаются в избира­тельные комиссии и распределяются с целью создания рав­ных возможностей для всех кандидатов. Законодательством всех стран Содружества запрещены в любом виде подкуп избирателей и иностранные пожертвования в избиратель­ные фонды кандидатов. В ряде стран (Армения, Молдавия, Украина) необходимым условием регистрации кандидата является предоставление декларации о доходах на момент проведения выборов.

Сегодня очевидно: чтобы обеспечить проведение сво­бодных демократических выборов, необходимо согласие всего общества перед угрозой прихода в российскую власть криминальных сил. И это условие, без которого невозмож­но сформулировать новую власть в России XXI века. Данная проблема не может быть решена качественно без измене­ния Конституции РФ в части реализации пассивного изби­рательного права.

По мнению Ю.А.Веденеева и В.И.Лысенко, «новое в избирательном процессе и избирательном праве состоит не только в содержании материальных, процедурных и процессуальных норм и институтов, а также в понимании правовой природы пассивного и активного избиратель­ного права и гарантий их реализации. Отличительным признаком современного этапа формирования новой го­сударственной избирательной политики является освое­ние демократических политико-правовых ценностей и становление гуманитарного, основанного на гражданских ценностях, общепризнанных принципах и нормах между­народного права, избирательного права и законодатель­ства, а также в целом гражданского демократического правосознания».

«Новый этап в развитии российского правосознания начинается, безусловно, не на пустом месте: необходимо обратиться к истокам», - отмечает А.П.Семитко. Прове­денный нами анализ исторического развития политико­правовой культуры - прямое тому подтверждение. В основе формирования правосознания и политико-правовой куль­туры в целом лежат абсолютно необходимые предпосыл­ки: личное самосознание и личное достоинство. Трудность формирования и развития правовой культуры в период перехода от тоталитарного режима к демократическому состоит в степени включенности базовых ценностей пра­вовой демократии (право, свобода, правовое государство, свободные демократические выборы) в структуру обще­ственного сознания и готовности граждан к активному со­действию в их реализации.

Рассматривая пути формирования правовой культу­ры, мы полагаем, что одна из тенденций ее развития - за­крепление политико-правовых ценностей переходного пе­риода в массовом сознании людей.

Важным показателем формирования политико-пра­вовой культуры является определение правильности вы­бранного направления развития России различными кате­гориями граждан и, как следствие, повышение их граж­данской активности. По данным социологических опросов, у граждан России выявляются определенные особенности: во-первых, критическое отношение к деятельности чинов­ников, во-вторых, отказ от взаимодействия с теми структу­рами, которые утратили доверие. При этом самый глав­ный вывод опросов состоит в том, что институт государства не подвергается сомнению. Граждане, размышляя о «госу­дарстве вообще», рисуют некую идеальную модель - силь­ное, способное их защитить, регулирующее социальные взаимоотношения в обществе. В свою очередь граждане молодого возраста убеждены, что в «сильном государстве», о котором они мечтают, не может не быть демократии и свободы слова, должны действовать гражданские структу­ры. Другими словами, молодые граждане страны связы­вают свое будущее с демократическими преобразования­ми. Сегодня вопрос состоит в том, что в высших эшелонах власти нет единого подхода к осуществлению проводимых реформ, нет концепции развития страны. Одна группа по­литиков, отстаивая либеральные ценности, видит в них ис­точник преодоления всех негативных последствий послед­них лет. Другие понимают, что без сильного государства невозможна сильная Россия, так сложилось исторически. Эту же позицию поддерживают и граждане страны. Так, по данным социологических опросов, 85 % граждан стра­ны выступают за восстановление сильной роли государства во всех основных отраслях народного хозяйства (одновре­менно не исключая возможности участия капитала в здра­воохранении, образовании, торговле и т. д.).

Возникает вопрос: какими же темпами мы движемся от старого к новому? Полагаем, что движение в этом слу­чае зависит от силы устоявшихся традиций. Вместе с тем, важно отметить, что сегодня не найдены новые формы, которые бы смогли адекватно отразить внутреннее ощуще­ние российского гражданина, его взгляд на современный мир. В этом случае приходится использовать старые фор­мы воспитания, а они, как показывает практика, не всегда применимы в новых условиях. Не менее важным является то обстоятельство, что современное российское демокра­тическое государство за 20 лет своего развития не создало того, что можно назвать предметом национальной гордо­сти, и поэтому приходится использовать заслуги старого государства, которое было сильным, способным защитить себя и своих граждан. Сегодня гражданам России не хва­тает осознания значимости их государства. Несмотря на это, граждане нацелены на продолжение реформ. Именно с ними они связывают возрождение сильного российского государства.

В научной литературе отмечается три направления в процессе формирования политико-правовой культуры че­ловека в новых условиях: мировоззренческое воспитание, усвоение социально-культурных ценностей общества; усвое­ние знаний и навыков, необходимых для активного участия в общественной жизни; развитие собственно творческих по­тенций каждой личности, навыков самостоятельного мыш­ления и принятия самостоятельных решений, ответствен­ности, сознательности и инициативы. При этом следует отметить, что в процессе формирования правового созна­ния, по мнению А.И.Долговой, важно иметь в виду пять его элементов: знание права; представление о праве; отноше­ние к действующему праву; требования, предъявляемые к праву; отношение к исполнению правовых предписаний.

Результаты последних социологических опросов о проведенных выборах показывают, что повысилась соци­ально-правовая активность граждан, чей возраст составля­ет 25-29 лет. На наш взгляд, на активность данной группы граждан влияет ряд обстоятельств. Во-первых, данная груп­па граждан обладает определенным жизненным опытом. Это, по существу дела, взрослые и опытные люди с уста­новившимися характерами, у которых уже в основном сформированы жизненная позиция и правовая ориента­ция, налажен образ жизни, и они имеют материальную самостоятельность. Годы их гражданского становления пришлись на годы реформ в стране, в том числе и в право­вой сфере. Эти граждане заинтересованы в их дальнейшем проведении. Во-вторых, высокий образовательный уровень, так как около половины граждан данной категории имеют высшее образование. Это обстоятельство способствовало возможности самостоятельного и заинтересованного изу­чения ими законов о выборах, получения разнообразной правовой информации.

И в то же время меньшую активность в выборах прояв­ляют молодые граждане, чей возраст составляет 18-24 года. На наш взгляд, связано это с тем, что граждане этого воз­раста только начинают вступать в общественную трудовую деятельность, они еще не имеют достаточного жизненного опыта, твердых правовых взглядов и убеждений, что неред­ко приводит их к неправильной оценке правовых явлений. Причинами также могут быть: во-первых, недостаточная организация избирательной кампании (в том числе не­достаточный опыт работы избирательных комиссий по правовому воспитанию избирателей); во-вторых, неуверен­ность граждан в том, что их голос действительно повлияет на результаты выборов; в-третьих, мнение отдельных изби­рателей о том, что реализация ими своего права на участие в выборах в конечном итоге не повлияет на положение дел в экономике города, улучшение материальных условий жизни горожан.

Полагаем, что эти причины в той или иной мере свя­заны с уровнем политико-правовой культуры граждан и определяют реальное поведение избирателей.

Во-первых, на сегодняшний день право гражданина избирать и быть избранным реализуется в условиях пере­хода одной общественно-экономической формации к дру­гой, что напрямую влияет на уровень его правосознания и правовой культуры.

Во-вторых, недостаточный уровень правовой культуры молодых избирателей повлиял на возможность их объеди­нения в различные общественные организации. Более того, существует мнение о том, что молодежного движения в Рос­сии сегодня нет. Вместе с тем, в настоящее время в России сложились и функционируют около ста общероссийских и межрегиональных молодежных и детских организаций и более 500 объединений регионального уровня. Вопрос в том, что молодежь вступает в эти объединения стихийно, на основе личных симпатий.

В-третьих, на реализацию избирательного права мо­лодыми гражданами значительное влияние оказывает создание нового информационного пространства. За срав­нительно короткое время произошла переоценка многих ценностей. Эпоха гласности породила как положительные, так и отрицательные моменты. Так, среди положительных можно назвать открытость общества, его раскрепощен­ность. Вместе с тем мы видим значительное уменьшение позитивного материала, недостаточный объем вещания по правовым вопросам.

В-четвертых, наличие идеологического вакуума. С од­ной стороны, отошла в прошлое идеология коммунизма, с другой - налицо необходимость в формировании цен­ностей, характерных для демократического правового го­сударства. На наш взгляд, участие государства в формиро­вании должного уровня правового сознания молодежи в современных условиях должно идти по следующим направ­лениям: а) усиление роли государственных органов всех уровней в выработке и утверждении политико-правовых ценностей и норм, общенациональных приоритетов, а также духовных, нравственных установок; б) эффективная социально-правовая защита, включая целенаправленную политику занятости молодежи; в) эффективная политика в деле правового обучения и воспитания молодежи. Следует отметить, что складывающаяся в стране за последнее время система формирования политики в отношении молодежи не учитывает в полной мере кризисных реалий, не базиру­ется на концепции правового воспитания, образования и правовой социализации молодого поколения.

По нашему мнению, роль государства в условиях пе­рехода от одной общественно-экономической формации к другой возрастает, прежде всего - в плане формирова­ния государственной идеологии, в основе которой лежат те ценности, на которых строится демократическое госу­дарство. И если мы говорим о принципе идеологического многообразия, то в его реализации государство должно за­нимать ведущее место. Фактически речь идет о генерирую­щей роли государства в этом процессе. Применительно к реализации гражданами избирательного права это найдет свое выражение в построении четкой системы, направлен­ной на правовое воспитание избирателей.

Резюмируя изложенное, мы убеждаемся в одном: фундаментальные ценности демократической политико­правовой культуры становятся существенным фактором современной общественно-политической практики и ха­рактеризуются определенной степенью устойчивости и осознанности. Апелляции к праву как к критерию и источ­нику должного и возможного в поведении и деятельности граждан, политических и государственных институтов по­степенно обретают форму общепризнанных стереотипов. Свободные демократические выборы постепенно превра­щаются в России в одну из основных ценностей, признан­ных общественным сознанием.

Политико-правовая культура поведения граждан в конкретном избирательном процессе, соблюдение ими норм избирательного права находят проявление, прежде всего, в культуре законодательной деятельности и в куль­туре государственно-правового строительства переходной к реальной демократии системы власти в целом.

Отмечая повышение уровня политико-правовой куль­туры субъектов избирательных правоотношений в совре­менных условиях, необходимо выделить элементы их кон­структивного взаимодействия (прежде всего избирательных комиссий и представителей политических партий). Это со­трудничество реализуется в разных формах, в частности, в принятии совместных заявлений о необходимости соблю­дения правовых и этических норм в ходе избирательных кампаний, подписании различных соглашений об обще­ственном согласии. Все эти действия свидетельствуют об одном: граждане России учатся жить демократическими нормами, формируют необходимые традиции. Эти про­цессы невозможно осуществить в обществе, где отсутству­ют элементы политико-правовой культуры.

Таким образом, политико-правовая культура на­ходится в стадии формирования и развития. При этом перспективу ее развития мы связываем с возможностью функционирования правового государства на базе развива­ющегося гражданского общества, в основе деятельности ко­торого выступают права и свободы человека, а сам человек является высшей ценностью общества. Перспективным на­правлением формирования политико-правовой культуры следует считать развитие молодежных парламентов, ко­торые по существу являются одной из форм привлечения молодежи к решению правовых, социально-политических проблем в государстве. Фактически это один из основных инструментов привлечения молодежи к участию в реали­зации государственной молодежной политики, выработки ею активной гражданской позиции. Первичные структу­ры молодежных парламентов стали создаваться в конце 90-х годов прошлого столетия. Их создание способствовало решению ряда задач, прежде всего: а) привлечению моло­дежи к реализации федеральных и региональных соци­альных программ и проектов; б) подготовке кадрового по­тенциала будущего депутатского корпуса; в) повышению политико-правовой культуры молодых избирателей.

Если исходить из содержательной части деятельности молодежных парламентов, можно выделить ряд комплекс­ных функций, характерных для данного общественно­политического образования. Во-первых, это представление интересов молодежи в органах власти, во-вторых, прове­дение социально значимых мероприятий с участием мо­лодых депутатов, молодежных организаций, в-третьих, просветительская деятельность в молодежной среде, фор­мирование активных жизненных позиций, в-четвертых, участие в законотворческой деятельности на уровне регио­нального парламента.

Достижение целей, стоящих перед молодежными пар­ламентами, возможно на пути: а) повышения политико­правовой культуры; б) формирования современного мыш­ления молодежи.

Полагаем, что в целях качественного функциониро­вания зарождающегося института важно оказывать всяче­скую помощь в решении вопросов его финансирования и способствовать внедрению представителей молодежных парламентов, тех, кто приобрел определенный опыт, в си­стему органов государственной власти и местного самоу­правления. Этим самым будет обеспечена преемственность поколений.

Завершая изложение данного вопроса, сформулиру­ем некоторые выводы:

1.   Реализация конституционного права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти обеспечивается системой правовых актов, как на фе­деральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, которая развивается в сторону демократизации.

2.   Проведение федеральных избирательных кампаний в соответствии с новым избирательным законодательством свидетельствует о складывающейся в стране приверженно­сти к установленному правопорядку и, в конечном счете, о влиянии правовой культуры на эти процессы.

3.   Важным элементом демократизации правовой базы избирательного процесса является повышение роли кон­ституционного регулирования.

В связи с этим, на наш взгляд, необходимо допол­нить Конституцию РФ главой об избирательной системе, в которой, во-первых, должны быть закреплены основные принципы избирательных прав граждан и конституцион­ные гарантии их реализации, во-вторых, сформулирован конституционный статус Центральной избирательной ко­миссии РФ, включая право законодательной инициативы по предмету ведения, другие принципиальные положения этой сферы общественных отношений. Представляется правильным вести подготовку и принятие Избиратель­ного кодекса РФ, который с учетом федерального устрой­ства государства будет нацелен на достижение в парла­менте сбалансированного представительства интересов различных социальных, территориальных, политических и иных групп, населения; использование субъектами из­бирательного процесса методов политической и предвы­борной борьбы на демократической основе; обеспечение демократического судебного и общественного контроля за организацией подготовки и проведением выборов, своев­ременным определением результатов голосования, под­ведением итогов выборов и их опубликованием. Однако решение этого вопроса возможно по мере накопления опы­та правового регулирования организации и проведения избирательных кампаний в рамках механизма принятия конституционных поправок.

Сегодня Россия находится на сложном этапе своего раз­вития. Какой из возможных путей, какую из возможных аль­тернатив развития она выберет - во многом зависит от воли и разума ее граждан. Сложная социально-экономическая и политическая ситуация в стране, разочарование большин­ства населения в проводимых реформах диктуют необхо­димость прихода во властные структуры деятелей нового поколения, отличительными чертами которых должны стать профессионализм и прагматизм, а их деятельность - служить не реализации социальной утопии или устарев­шим моделям, а осуществлению эффективного, компе­тентного управления. Случится ли это в ближайшей пер­спективе - зависит от нас, граждан великой России, и от уровня нашей политико-правовой культуры.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика