Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ) и вопросы совершенствования квалифицирующих признаков состава преступления
Научные статьи
15.05.13 11:46

вернуться

  
ЕврАзЮж № 4  (23) 2010
Уголовное право и криминология
Байбурина Э.Р.
Организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ) и вопросы совершенствования квалифицирующих признаков состава преступления
В статье рассмотрены вопросы совершенствования уголовно-правовой нормы, устанавливающей ответственность за организацию незаконной миграции.

Состояние правового обеспечения миграции должно, по мнению исследователей, быть таковым, чтобы в очерчен­ных им рамках осуществлялась последовательная и целе­направленная политика государства. Право должно опера­тивно реагировать на изменения миграционной ситуации. Одним из направлений совершенствования государственно­правового регулирования проблем миграции является приведение его в соответствие с международно-правовыми принципами и нормами, устранение коллизий между рос­сийскими законами и подзаконными нормативными пра­вовыми актами.

Законодательная основа противодействия организа­ции незаконной миграции должна отвечать потребностям правоприменительной практики. В этой связи вносимые нами предложения будут касаться, прежде всего, критиче­ского анализа квалифицированного состава организации незаконной миграции (ч. 2 ст. 322.1 УК РФ).

Действующее уголовное законодательство серьезно усилило уголовно-правовое воздействие на групповую пре­ступность. Групповая форма совершения преступления ныне учтена в более широком круге конкретных составов, которые предусматривают соответствующие основные или квалифицирующие признаки. Однако совершение пре­ступления группой лиц по предварительному сговору, как форма соучастия, не нашла своего закрепления в качестве квалифицирующего признака организации незаконной миграции.

В связи с этим представляется целесообразным в ч. 2 ст. 322.1 УК РФ в качестве квалифицирующего признака предусмотреть ответственность за организацию незакон­ной миграции, совершенную «группой лиц по предвари­тельному сговору» (п. «а»). Предусмотренный п. «а» ч. 2 ст. 322.1 УК квалифицирующий признак «организованной группой» перенести при этом в п. «а» ч. 3 ст. 322.1 УК РФ в качестве особо квалифицирующего признака.

Согласно ч. 2 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Это означает, что преступление совершается двумя или более лицами, ко­торые предварительно договаривались о совместном со­вершении преступления. Взаимодействие участников воз­никает до начала совершения преступления или во время его совершения. Такое предложение представляется соот­ветствующим требованиям логики уголовного закона.

Общественная опасность преступления усиливается, если оно совершается лицом с использованием своего слу­жебного положение или при его участии. В юридической литературе, в частности, указывается на то, что субъектом этого преступления может быть как должностное, так и не­должностное лицо, достигшее возраста 16 лет и на момент совершения преступления находящееся во вменяемом состоянии. В соответствии с таким определением субъекта организации незаконной миграции и повышением обще­ственной опасности такого деяния представляется целесоо­бразным дифференцировать и уголовную ответственность за его совершение путем выделения данного обстоятель­ства в качестве квалифицирующего признака. Для этого предлагается структурно изменить ст. 322.1 УК РФ, допол­нив ч. 2 пунктом п. «б» в следующей редакции: «Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совер­шенное лицом с использованием своего служебного поло­жения».

Применение данного квалифицирующего признака призвано ужесточить уголовную ответственность за ор­ганизацию незаконной миграции. В данном случае речь может идти об использовании не только должностного, но и служебного положения. Организация незаконной миграции, по нашему мнению, весьма затруднительна без помощи сообщников из паспортно-визовых, таможенных и (или) пограничных служб. В основе такой деятельности лежит корыстная или иная личная заинтересованность.

Поэтому субъектом рассматриваемых квалифициро­ванных видов данного преступления могут быть не только должностные лица, но и государственные и муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, а также лица, выполняющие организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции в коммер­ческих и иных организациях.

Представляется, что данный способ рассматриваемого состава преступления может означать злоупотребление не только служебными полномочиями, но и служебным ав­торитетом, что существенно повышает степень обществен­ной опасности не только совершаемого преступления, но личности преступника.

Материалы проведенного исследования свидетель­ствуют, что принимаемые правоохранительными органа­ми меры по выдворению лиц, незаконно проживающих на территории РФ, должного профилактического эффекта не имеют. Имеет место рецидив их совершения, что суще­ственно повышает степень общественной опасности лиц, нелегально находящихся на территории РФ. В этой связи представляется целесообразным дополнить ч. 2 ст. 322.1 УК РФ квалифицирующим признаком (п. «в»): «при повтор­ном въезде на территорию РФ ранее незаконно пребывав­шего лица».

Предусматривая в качестве квалифицирующего при­знака «в целях совершения преступления на территории Российской Федерации» (п. «б» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ), зако­нодатель тем самым не учел дифференциацию уголовной ответственности в зависимости от тяжести совершаемого преступления. В этой связи представляется целесообраз­ным изменить существующее содержание п. «б» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, изложив его в следующей редакции: «в це­лях совершения тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации». С учетом этого представляется целесообразным отнести данный квалифи­цирующий признак к числу особо отягчающих, структур­но разместив его в ч. 3 ст. 322.1 (п. «б»).

Такое предложение представляется соответствующим степени общественной опасности совершаемого деяния, что должно учитываться при определении вида и размера наказания за его совершение.

С учетом внесенных изменений и дополнений пред­ставляется целесообразным квалифицирующие признаки ст. 322.1 УК РФ изложить следующим образом:

Статья 322.1. Организация незаконной миграции

2.    Те же деяния, совершенные:

а)  группой лиц по предварительному сговору;

б)  с использованием лицом своего должностного по­ложения;

в)  при повторном въезде на территорию РФ ранее не­законно пребывавшего в России лица, -...

3.    Деяния, предусмотренные частями первой или вто­рой настоящей статьи, если они совершены:

а)  организованной группой;

б)  в целях совершения тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации, -.

Совершенствование законодательства призвано более четко определить предмет регулирования миграционного законодательства, способствовать устранению пробелов правового регулирования данной сферы деятельности.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика