Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Использование служебного положения для организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем
Научные статьи
15.05.13 11:56

вернуться

  
ЕврАзЮж № 4  (23) 2010
Уголовное право и криминология
Бейбулатов Б.Ш., Каиров С.А.
Использование служебного положения для организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем
Общественная опасность создания и руководства незаконным вооруженным формированием многократно увеличивается, если лицо является представителем власти, иным должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях. В этой связи необходимо дополнительно исследовать влияние должностных лиц на организацию и руководство незаконными вооруженными формированиями.

Часть 3 ст. 209 и 210 УК РФ предусматривает нали­чие специального субъекта - совершение деяний, пред­усмотренных ч. 1 и 2 ст. 209 и ч. 1 и 2 ст. 210 УК РФ, ли­цом, занимающим служебное положение. Таковыми, по мнению Л.Д.Гаухмана и С.В.Максимова, являются лица, статус которых определен в примечаниях ст. 285 УК РФ и примечании 1 к ст. 201 УК РФ. К ним относятся:

1)                       должностные лица, которыми «при­знаются лица, посто­янно, временно или по специальному полно­мочию осуществля­ющие функции пред­ставителя власти либо выполняющие органи- зационно-распоряди-

тельные, административно-хозяйственные функции в го- судаственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации»;

2)     лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федераль­ными законами для непосредственного исполнения полно­мочий государственных органов»;

3)     лица, занимающие государственные должности субъектов Российской Федерации, которыми считаются «лица, занимающие должности, установленные конститу­циями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государствен­ных органов»;

4)     «государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу долж­ностных лиц»;

5)     «лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, к категории которых относятся лица, постоянно, временно либо по специально­му полномочию выполняющие организационно-распоря­дительные или административно-хозяйственные обязан­ности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом мест­ного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением».

В.П.Малков расширяет круг лиц, которые могут быть субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 359 УК РФ. «Под использованием служебного положения, - пишет он, - следует понимать использование государственным служащим или лицом, занимающим определённую ру­ководящую должность в коммерческой организации, сво­их служебных полномочий в указанных законом целях». Н.Ф.Кузнецова полагает, что «использование служебного положения охватывает сферу должностной и более ши­рокой служебной деятельности. Как правило, она связана с военной службой вербовщика. Однако может использо­ваться и авторитет иного государственного (муниципаль­ного) служащего».

Следует обратить внимание, что специальным субъек­том преступления по ч. 3 ст. 209 УК и ч. 3 ст. 210 УК могут быть не только должностные, но и иные лица - носители служебных полномочий. Таковыми могут быть лица, как состоящие на государственной службе, так и занимающие определенное служебное положение в коммерческих и не­коммерческих организациях, партиях, движениях и т. д. Применительно к рассматриваемым составам преступле­ний виновные лица могут состоять на службе в государ­ственных органах (сотрудники органов государственной власти и управления, правоохранительных, судебных и контролирующих органов, военнослужащие и т. п.) или не­государственных организациях (работники частных охран­ных структур, служб безопасности банков и т. п.).

Так, согласно п. «б» ч. 3 ст. 188 «Контрабанда» специ­альным субъектом может быть только должностное лицо как носитель служебных полномочий. В исследуемых же автором ч. 3 ст. 209 УК и ч. 3 ст. 210 УК субъектом престу­пления признаются не только лица, стоящие на государ­ственной службе, что значительно расширяет (по срав­нению с должностными лицами) круг данной категории участников преступных формирований.

Из изложенного вытекает вывод, что служебное по­ложение может использоваться не только должностными лицами, государственными и муниципальными служащи­ми, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, но и обычными служащими.

В литературе приводится определение понятия слу­жащего: лицо, проходящее (несущее) службу в государ­ственных, муниципальных, общественных или частных организациях (учреждениях, предприятиях), обязанности которого выражаются в оказании платных услуг по специ­альности (квалификации) или выполнении своего долга перед Отечеством. Отличительным признаком служащего является его отношение к производству материальных цен­ностей. Специфика трудовых обязанностей последнего со­стоит в том, что его служебные функции не связаны с про­изводством таких ценностей (однако могут заключаться в создании и обеспечении необходимых условий для этого). Поэтому в процессе своего труда каких-либо благ и про­дуктов материального характера служащий не создает, то есть товаров не производит и соответствующих работ не выполняет. Результатом его деятельности выступает оказание услуг технического, экономического, научного, социально-культурного, бытового и иного характера.

При этом следует заметить, что не всякий служащий может быть субъектом «создания организованных преступ­ных формирований». Ими, например, по мнению соискате­ля, не могут быть лица, выполняющие служебные обязан­ности в порядке индивидуального предпринимательства, то есть работающие не в рамках отдельного коллектива, вне какой-либо организации. Хотя могут быть и исключения. Речь идет о служащих, которые, хотя работают самостоя­тельно (так сказать, без образования юридического лица), однако выполняют действия, влекущие официально при­знаваемые правовые последствия для граждан, организа­ций, общества или государства.

В служебное положение лица включается исполне­ние им служебных полномочий в процессе осуществления прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемого служебного статуса. Правда, в этом случае под служебным положением понимают лишь такое по­ложение, при котором лицо выполняет «руководящие» функции: «...при совершении наёмничества, предусмо­тренного ч. 2 ст. 359 УК РФ, может быть использовано слу­жебное положение как должностного лица, так и лица, выполняющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерче­ских и иных организациях». «Использование служебного положения допускает и использование служебных связей, авторитета занимаемой лицом должности и прочих фак­торов, не подпадающих под определение «исполнение служебных полномочий».

Необходимо также достоверно установить, что лицо именно использовало своё положение для совершения вербовки, обучения, финансирования или иного матери­ального обеспечения наёмника либо в указанной в законе обстановке. «Использовать» означает «воспользоваться кем-либо, чем-либо; употребить с пользой», то есть «с вы­годой, в интересах кого-нибудь, в соответствии с чьими- нибудь выгодами». Отсюда мы можем определить, что под использованием служебного положения следует понимать извлечение каких-либо преимуществ (выгод) из той роли в социальной жизни, которую играет виновный на опреде­лённом «месте», где он работает, «служит», для соверше­ния преступления. Здесь следует подчеркнуть, что «ис­пользование своего служебного положения» - это способ создания и руководства НВФ, которые указаны в ч. 1 ст. 208 УК РФ. Именно за этот способ создания и руководства за­конодателю следует существенно усиливать уголовную от­ветственность.

Естественно, что общественная опасность создания и руководства НВФ увеличивается, если лицо является пред­ставителем власти, иным должностным лицом, выполняю­щим организационно-распорядительные или админист­ративно-хозяйственные функции, либо лицом, выполняю­щим управленческие функции в коммерческих или иных организациях. В чём именно заключается использование перечисленными лицами своего служебного положения, можно уяснить, руководствуясь положениями Постанов­ления Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 года «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».

В теории уголовного права выделяется факульта­тивный признак - специальный субъект. Он встречается в отдельных случаях, когда лицо отвечает специальным признакам, предусмотренным соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса.

Признаки специального субъекта могут быть класси­фицированы по самым разным критериям: полу, возрасту, гражданству, профессии, должностному положению, от­ношению к воинской обязанности и т. д.


Именно поэтому продажа коттеджей так актуальна в настоящее время. Теперь купить частный дом или коттедж можно быстро и просто, вся подробная информация здесь zolotoybereg


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика