Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Российская Федерация в авангарде борьбы с ННН промыслом живых морских ресурсов
Научные статьи
29.05.13 09:38
Оглавление
Российская Федерация в авангарде борьбы с ННН промыслом живых морских ресурсов
1
Все страницы


вернуться





ЕврАзЮж № 4 (59) 2013
Международное право
К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев
Российская Федерация в авангарде борьбы с ННН промыслом живых морских ресурсов
В данной статье рассматривается понятие и противоправность ННН промысла; основные положения универсальных и региональных конвенций в этой области; деятельность универсальных и региональных организаций специальной и общей компетенции; сотрудничество РФ с другими государствами по борьбе с ННН промыслом.


Влияние ННН промысла на состояние мировых запасов водных биологических ресурсов. Запасы биологических ресур­сов Мирового океана практически неисчерпаемы. однако го­сударства должны эксплуатировать их разумно, на основе пре- досторожного и экосистемного подходов. Но рациональному использованию ресурсов непоправимый ущерб наносит неза­конный, несообщаемый и нерегулируемый (ННН) промысел, который имеет место практически во всех районах Мирового океана: как в зонах национальной юрисдикции, так и в откры­том море. одни рыбаки не соблюдают правила рыболовства, другие - запретные для промысла сезоны и районы, третьи

- не сообщают (или сообщают неправильную информацию) о своих уловах. Владельцы некоторых судов меняют флаг го­сударств, которые не могут или не хотят должным образом контролировать промысловую деятельность судов. Такой про­мысел подрывает национальные и международные меры по сохранению водных биоресурсов и управлению ими и ведет к истощению ресурсов. По данным ФАО, 32,5% запасов мор­ских рыб уже отлавливается чрезмерно . Большинство из 23-х запасов тунца эксплуатируется полностью. В долгосрочной перспективе из-за высокого спроса на тунца и значительного избытка добывающих мощностей тунцеловного флота состо­яние запасов тунца может и далее ухудшаться, если не будет вестись борьба с браконьерским промыслом.

Согласно недавно проведенному исследованию только незаконный и несообщаемый (без нерегулируемого) промы­сел приносит доход в 10-23,5 млрд долларов США в год. В 2006 г. в мире от сбыта добытой продукции промысла при первой продаже было выручено примерно 91 млрд долларов США. Если взять в качестве примера даже нижний уровень диапазо­на стоимостной оценки ННН промысла, то потери вследствие такого промысла являются значительными по отношению к общей стоимости рыболовного сектора.

ННН промысел на- серьезный ущерб носит экономике Российской Фе­дерации. В ее исключитель­ной экономической зоне и континентальном шельфе периодически ведут ННН промысел иностранные суда под удобными флагами (Бе­лиза, Камбоджи, Грузии,

Сингапура, Монголии, Па­намы и др.). Нередко брако­ньерским промыслом занимаются также суда под российским флагом, в том числе в территориальном море и морских запо­ведниках.

Уловы, добытые ННН промыслом, передаются иностран­ным судам или поставляются в порты Японии, Южной Кореи, Китая, Норвегии,

Португалии и многих других стран для продажи. В ре­зультате такого несанкционированного промысла подорваны запасы камчатского краба в морях Дальнего Востока и Барен­цевом море, ньюфаунлендской трески, камбалы, палтуса, мин­тая и других видов в анклаве Берингова моря. Так вот, любитель и опытный рыбак – не важно, ни один человек не отправится на зимнюю рыбалку без хорошей пары качественных и удобных перчаток. Самыми популярными среди профессионалов считаются неопреновые перчатки для зимней рыбалки.

Борьба с ННН промыслом - задача интернациональная. В разделе 10 МПД-ННН промыслу содержится справедливое напоминание о том, что «государствам следует в полной мере выполнять соответствующие нормы международного права, в частности, как это отражено в Конвенции ООН 1982 года, в це­лях предупреждения, сдерживания и ликвидации ННН про­мысла». Искоренение этого международно-правового наруше­ния возможно только коллективными усилиями государств, международных организаций, рыбаков и их объединений на основе норм и принципов международного права. Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением ФАО о том, что «для эффективной борьбы с ННН промыслом большинству стран, включая развивающиеся страны, потребуется укрепить наци­ональные механизмы осуществления, контроля и обеспечения соблюдения законов и постановлений, предназначенных для обеспечения сохранения живых морских ресурсов и управле­ния ими». Данное замечание ФАо актуально и для Российской Федерации, поскольку наше законодательство не содержит адресных норм по борьбе с ННН промыслом. Согласно п. 16 МПД-ННН промыслу в национальном законодательстве го­сударств-членов ФАо должны эффективным образом рассма­триваться все аспекты ННН промысла. Росрыболовство раз­работало поправки к Федеральному закону «о рыболовстве и сохранению водных биологических ресурсов» 2006 г. в части борьбы с ННН промыслом и направило их в Правительство Российской Федерации для рассмотрения. Россия не имеет также утвержденного национального плана по предотвраще­нию ННН промысла, как этого требует МПД-ННН промыслу. Росрыболовство совместно с ВНИРо составило проект такого плана, который согласован с соответствующими федеральны­ми органами и представлен в Правительственную комиссию по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного ком­плексов. В дальнейшем планируется утверждение Плана Пра­вительством Российской Федерации

Понятие и противоправность ННН промысла. Проблеме ННН промысла в последнее время уделяется серьезное внима­ние в научной литературе. отдельные аспекты понятия этого негативного явления рассмотрены в работах российских и за­рубежных авторов.

По данным ряда зарубежных специалистов (Д. Агню, Дж. Пирс, т. Питман, Р. Ватсон и др.) оборот ННН промысла со­ставляет 10-35 млрд долларов США в год. В 2006 году в мире от сбыта нелегально добытой продукции при первой продаже было выручено примерно 91 млрд долларов США.

ННН промысел стал глобальной проблемой; он имеет место практически во всех акваториях Мирового океана: как в пределах национальной юрисдикции, так и в открытом море. ННН промысел подрывает национальные и международные меры по сохранению рыбных запасов и управлению ими и ве­дет к истощению ресурсов. Например, по мнению Европей­ского союза, в результате ННН промысла истощены 70% рыб­ных запасов Северной Атлантики.

Это создает угрозу для средств жизнедеятельности лю­дей, которые напрямую связаны или в разной степени зависят от рыболовства.

Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции, при­нятой на 60 сессии 10 марта 2006 г., подчеркнула свою серьез­ную обеспокоенность тем, что ННН промысел «по-прежнему представляет собой одну из величайших угроз для морских экосистем и продолжает оказывать существенное воздействие на сохранение океанических ресурсов и управление ими». она призвала государства вести решительную борьбу с таким про­мыслом в рамках международного права.

По данным ИККАТ, АНТКОМ, НАСКО и других регио­нальных организаций по управлению рыболовством (далее

- РФМО), объемы ННН промысла в зоне их компетенции по­стоянно возрастают. Например, в зоне НАСКО в период с 1997 по 2003 г.г. объемы нелегального промысла возросли от 27 до 40 процентов.

По данным зарубежных специалистов количество судов, занимающихся ННН промыслом, также, заметно возрастает. Так, в районе ИККАТ таких судов в 2005 г. было 5, в 2008 г. - уже 22. Количество судов, внесенных в список «В» НЕАФК возросло с 18 (2005 г.) до 21 (2008 г.) В список нарушителей АНТКОМ в 2008 г. были включены 18 судов. В список, который ведет ИАТТК, в 2008 г. было внесено 22 судна. В списке НАФО в 2008 г. находились 23 судна .

Как полагает ФАО, во многих случаях международные документы оказались неэффективными в борьбе с ННН про­мыслом из-за отсутствия политической воли, которая была бы направлена на то, чтобы поддержать усилия по предотвраще­нию незаконного промысла. «Рыбаки, ведущие ННН промы­сел, получают незаслуженное преимущество перед рыбаками, действующими по закону, - отмечается в одном из материалов ФАО. - В этом смысле, рыбаки, ведущие ННН промысел, явля­ются «зайцами», незаконно получающими прибыль от убыт­ка, который терпят другие ради надлежащего сохранения ре­сурсов и управления ими и соблюдения других применяемых международных стандартов. Такая ситуация подрывает мо­ральный дух рыбаков, действующих по закону, и, возможно, что является еще более важным, стимулирует их игнориро­вать правила промысла».

По мнению сотрудника норвежского Института морских исследований (г. Берген) X. йосетра существуют разные типы промысла, которые могут быть отнесены к понятию «ННН промысел». В некоторых случаях выловленная рыба не достав­ляется на берег, а просто выбрасывается за борт по разным причинам, например, потому что это «не тот» вид рыбы или это рыба не промыслового размера. В других случаях рыба выгружается нелегально, скрытно, представляемая как какой- то другой вид или же утаивается от контроля и подсчета квот иными способами.

X. йосетр считает, что ННН промысел порождает био­логические и социальные последствия. Биологические по­следствия связаны со снижением потенциала роста запаса. Сверхэксплуатация запаса приводит к уменьшению среднего возраста пойманных рыб, а, следовательно, и к сокращению потенциального вылова. ННН промысел может привести к уменьшению популяционной плодовитости и качества икри­нок, в результате чего снизится показатель репродуктивного потенциала на тонну нерестующих рыб.

Социальный эффект ННН промысла заключается в том, что рыбаки, ведущие законный промысел, выловят меньше рыбы, чем могли бы.

отрицательное воздействие ННН промысла ощущают также и менеджеры. Им приходится иметь дело с рыбными запасами, которые постоянно уменьшаются, несмотря на все их усилия регулировать запасы согласно научным рекомен­дациям, принципам предосторожного подхода и их практи­ческому опыту, тогда как рекомендации, которые они будут получать от ученых, будут все более и более неопределенными и необъективными. Если в эксплуатации запасов участвует не одна страна, а несколько, то ННН промысел может также не­посредственно повлиять на долю, которую получит каждая из стран от общего ресурса.

ННН промысел является многогранной и динамичной проблемой, которая не может быть эффективно решена уси­лиями одного государства. Необходим многосторонний под­ход на международном, региональном и национальном уров­нях с участием всех заинтересованных стран.

Министры рыболовства государств-членов ФАо в 2005 г. одобрили Римскую декларацию по проблемам ННН про­мысла, в которой содержится призыв принять дальнейшие международные меры по ликвидации ННН промысла, кото­рый ведется судами, плавающими под «удобными» флагами, и потребовать, чтобы между государствами и рыболовными судами, плавающими под их флагами, устанавливалась «ре­альная связь», а также призывает государства в приоритетном порядке осуществлять положения Декларации 2005 г.

В резолюции третьего международного конгресса, состо­явшегося во Владивостоке с третьего по пятое сентября 2008 г. под названием «Развитие международного сотрудничества в сфере эффективного использования водных биологических ресурсов» констатируется, что «мировой рыбный рынок на­полнен продукцией незаконного, несообщаемого и нерегу­лируемого промысла и без принятия действенных мер по вы­теснению этой продукции с рынка действия по сохранению водных биоресурсов малоэффективны».

Участники данного форума подтвердили готовность со­действовать более тесному международному сотрудничеству по пресечению ННН промысла и обеспечению мер по со­хранению водных биоресурсов. В резолюции предлагается создать систему контроля над поставляемой на экспорт и импортируемой в страну рыбной продукции, исключающую возможность реализации на территории государств продук­ции ННН промысла.

По мнению участников конгресса, общественные органи­зации рыбаков должны активизировать свою деятельность по искоренению ННН промысла. они должны выработать и осу­ществлять совместные с государственными институтами меры противодействия ННН промыслу, в том числе посредством внедрения экологической сертификации рыбопродукции, производства и ее реализации. Им подлежит осуществлять информационный обмен с целью предотвращения недобро­совестной конкуренции, а также фактов браконьерства, при­обретения и сбыта продукции ННН промысла.

ННН промысел ежегодно наносит ощутимый ущерб эко­номике Российской Федерации. Например, в 2010 г. фактиче­ские поставки рыбы и морепродуктов из России в Японию в 2,5 раза превысили данные Федеральной таможенной службы

России. В частности, допустимые уловы камчатского краба превышены в 6,8 раза, краба волосатого - в 15 раз. Только один морской еж из каждых пяти, доставленных в порты Японии, добыт на законном основании. Ущерб от нелегальных поста­вок российской рыбы и морепродуктов в Японию в 2010 году составил 800 млн долларов США.

Аналогичная ситуация и по поставкам морепродуктов в Республику Корею. Из ввезенных в 2010 г. в порт Донхэ 5297 т крабов и крабовой продукции лишь 315 т (5,95%) выловлено и изготовлено на законном основании.

Кольским районным судом Мурманской области было установлено, что в июле 2010 г. в акватории Кильдинского пролива Баренцева моря командой судна под руководством капитана Лобанова с использованием краболовок были неза­конно добыты 1077 экземпляров камчатского краба. В резуль­тате водным биологическим ресурсам Российской Федерации причинен материальный ущерб на сумму свыше 899 тыс. руб.

Свою вину подсудимый отрицал как в ходе следствия, так и в суде. Вместе с тем государственному обвинению удалось представить суду доказательства, свидетельствующие о при­частности Лобанова к совершению преступного деяния.

Приговором Кольского районного суда подсудимый при­знан виновным в совершении преступления, предусмотренно­го ч.3 ст. 256 УК РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 тыс. руб. Также в полном объёме удовлетворен иск природоохранного прокурора о взыскании с Александра Лобанова суммы ущерба, причинённого водным биологиче­ским ресурсам России в размере 899 295 рублей.

В российской исключительной экономической зоне - рай­оне Кита-Ямато Японского моря, осенью 2011 г. - сложилась напряженная обстановка. В этом районе незаконную добычу кальмара и рыбы вели более сотни судов без опознавательных знаков, как полагают российские пограничники, китайских.

В январе 2013 г. в Охотском море камчатские погранич­ники задержали очередной краболов под «удобным» флагом. Для того чтобы остановить нарушителя потребовалась стрель­ба на поражение. В результате проверки установлено, что суд­но является рыболовной шхуной «Сапсан», приписано к пор­ту Фритаун (Сьерра-Леоне), а судовладелец зарегистрирован на Сейшельских островах.

В марте 2013 г. Корсаковский городской суд вынес приго­вор по уголовному делу в отношении гражданина Российской Федерации капитана иностранного судна А. Устинова. он при­знан виновным в совершении преступления, предусмотренно­го ч.3 ст. 256 УК РФ (незаконная добыча водных биологических ресурсов, использованием служебного положения, с примене­нием самоходного транспортного плавающего средства, с при­чинением крупного ущерба).

Как установлено в ходе служебного разбирательства, ка­питан иностранного судна «SEA DREAM» (под флагом коро­левства Камбоджа), оснащен промысловым оборудованием, Александр Устинов с 30 мая по 2 июня 2012 г., находясь в ис­ключительной экономической зоне Российской Федерации и обнаружив крабовые порядки, организовал и лично руково­дил незаконной добычей биологических ресурсов.

он незаконно, при отсутствии надлежащего разрешения, из корыстных побуждений, с целью получения материальной выгоды добыл краба стригуна в количестве 64 225 особей, об­щим весом 41 554 килограмма.

Преступные действия капитана были оперативно обнару­жены патрульным вертолетом береговой охраны ФСБ России, что позволило пресечь незаконную добычу. Своими действи­ями Устинов причинил крупный экологический ущерб жи­вым водным биоресурсам Российской Федерации в размере 18 899 590 рублей.

Понятие ННН промысла. Впервые термин «ННН промы­сел» (англ.- «IUU fishing») упомянут в Повестке дня на XXI век, которая была принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. В главе 17 этого документа упоминает­ся наличие нерегулируемого рыболовства и содержится при­зыв к международному сообществу принять срочные меры на двустороннем, субрегиональном и региональном уровнях для разрешения проблем управления рыбными ресурсами, в част­ности, далеко мигрирующими и трансграничными видами.

Международный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН промысла, одобренный Ко­митетом по рыболовству ФАО в 2001 г. (далее МПД-ННН про­мыслу) впервые в международной практике дает развернутое определение этого феномена, который состоит из следующих трех элементов.

1. Незаконный рыбный промысел (illegal fishing) относит­ся к деятельности: а) проводимой национальными или ино­странными судами в водах, находящихся под юрисдикцией ка­кого-либо государства, без разрешения этого государства или в нарушение его законов и подзаконных актов; б) проводимой судами, плавающими под флагами государств, которые явля­ются сторонами соответствующей региональной организации по управлению промыслом, но действующими или в наруше­ние мер по сохранению и управлению, принятых этой органи­зацией и являющихся обязательными для данных государств, или в нарушение соответствующих положений применимого международного права; или в нарушение национальных зако­нов или международных обязательств, в т.ч. взятых на себя со­трудничающими государствами и сотрудничающими РФМО.

Таким образом, основными признаками незаконного рыбного промысла являются: а) ведение национальными или иностранными судами в водах любого государства промысла без разрешения или в нарушение законов и нормативных ак­тов прибрежных государств; б) ведение судами государств-чле­нов РФМО промысла в нарушение правил этой организации, если они являются обязательными для такого государства; в) промысел, ведущийся в нарушение обязательств, взятых госу­дарствами в рамках РФМО.

2. Несообщаемый или неотчетный рыбный промысел (unreported fishing) относится к промысловой деятельности, о которой: а) не сообщалось или неправильно сообщалось со­ответствующему национальному органу власти в нарушение национальных законов и подзаконных актов; или б) проводи­мой в районе, подведомственном соответствующей РФМО и о котором не сообщалось или неправильно сообщалось в нару­шение процедур отчетности этой организации.

Соглашение о трансграничных рыбных запасах и запасах далеко мигрирующих рыб и управления ими 1995 г. (далее - Соглашение 1995 г.) требует, чтобы государство флага запра­шивало данные о местоположении судна, уловах и видах, яв­ляющихся и не являющихся объектами специализированного промысла. Согласно п. 11 ст. 21 этот Соглашения, серьезным нарушением является отсутствие точной отчетности об уловах или связанных с уловами данных. Как вытекает из вышепри­веденного определения, нерегистрируемый рыбный промы­сел имеет место в двух случаях: если о промысле не сообщено компетентному национальному органу, как этого требует на­циональное законодательство; о промысле не сообщается или неправильно сообщается соответствующей РФМО.

3. Нерегулируемый рыбный промысел (unregulated fishing) относится к промысловой деятельности: а) в зоне дей­ствия соответствующей РФМО, которая проводится судами, не имеющими национальности, или плавающими под фла­гом государства, не являющегося стороной этой организации, или промысловым субъектом, таким образом, который не со­ответствует или противоречит принятым этой организацией мерам по сохранению и управлению; или б) в районах или в отношении рыбных запасов, для которых нет применимых мер по сохранению и управлению, и где такая рыбопромысло­вая деятельность проводится способом, не соответствующим обязанностям государства по сохранению морских живых ре­сурсов в соответствии с международным правом.

В преамбуле Соглашения 1995 г., Повестке дня на XXI век 1992 г., Кодексе ведения ответственного рыболовства 1995 г. подчеркивается, что нерегулируемой промысел является од­ной из проблем, влияющих на сохранение и управление ры­боловством в открытом море. Соглашение 1995 г. содержит ряд положений в отношении государств не членом РФМО или не участников субрегиональных и региональных соглашений по управлению рыболовством. В частности, согласно п. 1 с. 17 этого Соглашения, государство, не являющееся членом РФМО и не дающее каким-либо иным образом своего согласия на применении мер по сохранению и управлению, введенных такой РФМО, не освобождается от обязанности сотрудничать в соответствии с Конвенцией 1982 г. и Соглашением 1995 г. в сохранении трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб.

Как нам представляется, главными признаками нерегу­лируемого рыбного промысла являются: ведение промысла в зоне ответственности РФМО судами под подставными («удоб­ными») флагами или под флагами государств, не являющих­ся членами соответствующих РФМО: промысел в районах, в которых не установлены применяемые меры по сохранению и управлению, и где промысел ведется вопреки обязатель­ствам государств по сохранению ресурсов, предусмотренным нормами международного права. Также нормы закреплены в статьях 117-119 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Например, согласно ст. 117 этой Конвенции все государства принимают такие меры или сотрудничают с другими госу­дарствами в принятии в отношении своих граждан таких мер, которые окажутся необходимыми для сохранения жи­вых ресурсов открытого моря. Статья 118 Конвенции 1982 г. обязывает государства сотрудничать друг с другом в сохране­нии живых ресурсов и управления ими в районах открытого моря. Государства, граждане которых ведут промысел разных видов живых ресурсов в одном и том же районе или одних и тех же живых ресурсов, вступают в переговоры в целях приня­тия мер, необходимых для сохранения этих живых ресурсов. В соответствующих случаях они сотрудничают в создании для этой цели субрегиональных и региональных организаций по рыболовству.

Итак, в трактовке МПД-ННН промыслу, ННН промысел состоит из трех независимых друг от друга элементов: неза­конный промысел, нерегистрируемый промысел и нерегули­руемый промысел. В частности, об этом говорит союз «или», который соединяет эти три понятия.

В российской литературе ННН промысел зачастую ото­ждествляют с браконьерством, с чем согласиться нельзя.

Понятие «ННН промысел» более узкое, чем понятие «браконьерство». Например, Н.А. Дронов и В.А. Спиридонов под браконьерством понимают: а) незаконный и неучтенный промышленный вылов (сверх выделенных квот) в море и на больших реках; б) незаконная добыча рыбы с целью заготовки икры на подходе к нерестилищам; в) добыча рыбы местными жителями для собственного потребления без разрешения.

По мнению В.А. Спиридонова незаконный вылов - это до­быча водных биоресурсов, произведенная с нарушением наци­онального законодательства или международных договоров.

Неучтенный вылов состоит из сверхнормативного про­мышленного и браконьерского вылова.

Нерегулируемый вылов - это сумма незаконного и сверх нормативного потребительского вылова.

таким образом, анализ содержащихся в МПД элементов ННН промысла позволил нам сформулировать следующие выводы:

1. ННН промысел является общим термином, который охватывает широкий спектр незаконной промысловой дея­тельности;

2. Любой элемент ННН промысла является противо­правным;

3. ННН промысел ведется в нарушение или без соблюде­ния правил, принятых на национальном или международном уровнях;

4. Любой из трех элементов ННН промысла является на­рушением норм международного права, закрепленных в Кон­венции ООН по морскому праву 1982 г., Соглашении 1995 г., Соглашении по обеспечению выполнения мер по междуна­родному сохранению и управлению рыболовными судами в открытом море 1993 г., в учредительных документах РФМО и в других договорах по рыболовству и порождает международ­но-правовую ответственность.

РФМо в своей деятельности по разработке мер, касаю­щихся противодействия ННН промыслу, опираются на соот­ветствующие положения МПД-ННН промыслу. В документах РФМо либо воспроизводятся элементы этого плана ФАо или приводятся свои лаконичные определения. Например, ИК- КАт определяет ННН промысел как «любой промысел, ко­торый не согласуется с соответствующими мерами ИККАт, касающимися сохранения запасов и управления ими». НЕ- АФК считает ННН промыслом любое «серьезное нарушение», включающее ведение рыболовства судном, без разрешения государства флага, промысел без квоты или промысел после вылавливания всего объема квоты, или использование за­прещенных орудий лова/ Примерно такая же квалификация ННН промысла ИКНАФ. Кроме этого, по мнению данной Ор­ганизации, незаконной является самовольная передача одной компанией своей квоты другой компании.

ИОТК, ИККАТ и АНТКОМ ежегодно составляют перечень видов промысла, которые являются незаконными. В частности, к таковым относятся: 1) промысел без зарегистрированной ли­цензии или в нарушение условий лицензии; 2) промысел без квоты; 3) промысел вопреки положениям закона и правил го­сударства порта; или 4) промысел судами без национальности.

 





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика