Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Глобальный форум по миграции и развитию (Порт-Луи, Маврикий, 19-22 ноября 2012 г.)
Научные статьи
29.05.13 10:04

вернуться

  
ЕврАзЮж № 4 (59) 2013
Международное право
Клишас А.А., Киселева Е.В.
Глобальный форум по миграции и развитию (Порт-Луи, Маврикий, 19-22 ноября 2012 г.)
За последние двадцать лет миграция стала предметом активного межгосударственного диалога. Первый подобный диалог на высоком уровне состоялся в 2006 году, а второй за-
планирован на октябрь 2013 года. Между ними и в неразрывной связи с ними ежегодно, начиная с 2007 г., проводятся встречи в рамках Глобального форума по миграции и развитию. Последняя встреча состоялась в ноябре 2012 года в Порт-Луи, Маврикий. В настоящей статье дан обзор проделанной на форуме работы, предваряемый общей информацией о месте и значении неформальных встреч такого рода.

До недавнего времени, с утверждения современной кон­цепции государственного суверенитета, право ставить усло­вия для въезда и пребывания иностранцев на территории страны трепетно охранялось государствами в качестве преро­гативы суверенной власти. однако в современных условиях ни одному государству не под силу в одиночку эффективно контролировать миграционные потоки, затрагивающие его территорию. В этом состо­ит объективный характер обращения к междуна­родно-правовым инстру­ментам для регулирования процессов миграции.

Впервые вопросы меж­дународной миграции и развития (как наивысшая степень ох­вата темы) были вынесены для рассмотрения государствами на универсальный уровень в 1994 году в рамках Конференции по народонаселению и развитию, состоявшейся в Каире. В раз­витие достигнутого взаимопонимания было решено провести первую в истории встречу представителей государств высоко­го уровня непосредственно и исключительно по вопросам ми­грации. На организацию этой встречи ушло 12 лет.

Диалог на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии был проведен 14-15 сентября 2006 года в рамках 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Он был 3 посвящен общей теме «многоаспектного характера вопроса о международной миграции и развитии, в целях выявления над­лежащих путей и средств для максимального использования ее преимуществ для развития и сведения к минимуму ее не­гативных последствий». Сложно переоценить значение кон­сенсуса 132 государств-участников Диалога по самым принци­пиальным положениям: было признано, что миграция в силу масштабности и многоаспектности явления может внести ве­сомый положительный вклад в развитие всех государств (как приема, так и происхождения) при условии проведения гра­мотной политики внутри государств, конструктивного сотруд­ничества между государствами при участии соответствующих международных организаций и соблюдения прав человека в отношении мигрантов во всех ситуациях.

Как подготовка, так и проведение Диалога высокого уров­ня послужили толчком для создания различных форм меж­государственного и межучрежденческого сотрудничества. одной из инициатив, запущенных по итогам Диалога, стал Глобальный форум по миграции и развитию.

Глобальный форум по миграции и развитию представля­ет собой консультативный процесс, т.е. неформальный способ взаимодействия государств, с помощью которого рассматри­ваются различные аспекты регулирования миграции без на­мерения создать юридические обязательства6. Именно несвя­занность какими бы то ни было нормами права в отношении организации встреч и их последствий составляет основное отличие консультативных процессов от международных орга­низаций. В сфере миграции, где действует множество органи­заций, как непосредственно специализирующихся на вопро­сах миграции (например, Международная организация по миграции (МоМ)), так и затрагивающих отдельные аспекты миграции в рамках своей компетенции (например, Междуна­родная организация труда (Мот)), отсутствует единый центр, концептуально и всеобъемлюще координирующий работу в этой области. При этом, если формализованная деятельность международных организаций, как правило, касается в каждом случае лишь каких-то конкретных проблем под углом зре­ния своих более широких задач, консультативные процессы концентрируются целиком и непосредственно на миграции. таким способом государства сочетают, с одной стороны, не­прикосновенность своего суверенитета по решению вопросов въезда и пребывания иностранцев, а с другой стороны, реша­ют практические вопросы, которые невозможно разрешить вне сотрудничества с другими странами.

Консультативные процессы действуют как на региональ­ном, межрегиональном, так и на универсальном уровнях. Гло­бальный форум по миграции и развитию - пример глобаль­ного взаимодействия государств. Шесть встреч этого форума были проведены последовательно в Бельгии (2007), на Филиппинах (2008), в Греции (2009), Мексике (2010) и Швейцарии (2011).

организационными элементами функционирования Форума являются пост председателя, «тройка», руководящая группа, «друзья Форума» и ряд других. Тенденцией является усложнение управленческого аппарата, что справедливо как применительно к Глобальному форуму по миграции и разви­тию, так и к другим аналогичным инициативам.

Не являясь частью системы Организации Объединенных наций, Глобальный форум по миграции и развитию осущест­вляет связь с ооН через несколько элементов, что было уста­новлено в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2008 г.: участие в работе подготовительных и итоговых встреч Форума Специального представителя Генерального секретаря ООН, учрежденного в 2006 г. (как главное звено), доклады председа­теля Форума Генеральному секретарю ООН по итогам каждо­го ежегодного саммита, межучрежденческую Группу по во­просам глобальной миграции.

В соответствии со сложившейся практикой работа фору­ма строится вокруг одной центральной темы, предлагаемой государством-председателем и согласуемой через широкие консультации. Утвержденная тема конкретизируется темами трех круглых столов, по две-четыре сессии каждая. Основной работе форума предшествуют дни гражданского общества, переходящие к основной межправительственной части через так называемые общие пространства (общее поле) с 2011 г. Ре­зультаты обсуждения обобщаются председателями круглых столов и - в итоге - председателем форума в виде доклада.

Председательство в Глобальном форуме по миграции и развитию перешло к Маврикию в декабре 2011 года. В прове­дение мероприятия было вовлечено значительное число госу­дарственных органов и должностных лиц этого государства, а также международных организаций, представителей частного сектора и гражданского общества.

Общая тема была сформулирована следующим образом: «Развитие человеческого потенциала мигрантов и их вклад в развитие сообществ и государств», а темами круглых столов стали «Циркуляция рабочей силы в целях инклюзивного раз­вития», «Включение миграции в планирование по развитию», «Управление миграцией и защита мигрантов в целях разви­тия человеческого потенциала».

Эти темы были направлены на достижение следующих целей проведения Форума: способствовать созданию и раз­витию конкретных реализуемых программ и стратегий на ос­нове наилучшей практики, которые могли бы выйти за рамки ежегодных встреч и действительно изменить ситуацию для мигрантов, диаспоры, семей, сообществ и участвующих госу­дарств; уделить больше внимания измерениям Глобального форума; консолидировать процессы консультаций с граждан­ским обществом и международными организациями, усилить вовлечение частного сектора и диаспоры в деятельность Гло­бального форума и реализацию его достижений; выработать общее видение будущего Глобального форума по миграции и развитию через завершение второго этапа двухгодичной оцен­ки его деятельности; провести Глобальный форум в Африке и усилить влияние африканских представлений о потенциале миграции для развития.

Маврикий стал первым государством Африки, приняв­шим подобный форум по миграции и развитию. Более 500 делегатов из 129 государств приняли участие в мероприятии. Рекордными являются данные по вовлечению развивающихся государств в работу Форума: из 76 государств Африки, тихо­океанского и Карибского бассейнов присутствовали 65, из 54 государств Африки - 51. Российская сторона была представ­лена соведущим первой сессии третьего круглого стола Ильей Маленко (ФМС России), а также - не от имени РФ, а ex officio в качестве международного гражданского служащего - Юрием Федотовым (Председателем Группы по вопросам глобальной миграции, возглавляющим Управление ООН по наркотикам и преступности).

Как и прежние заседания Глобального форума по мигра­ции и развитию, подготовка и проведение встречи в Порт-Луи (Маврикий) следовали принципам инклюзивности и про­зрачности. Заслугой организаторов ГФМР на Маврикии стала скорцентрированность на развитии и ориентированность на конкретные результаты.

Маврикий стремился продвинуться от простого диало­га к достижению реальных улучшений в условиях жизни и перспективах мигрантов и их семей. Среди достижений по этому направлению можно назвать запуск рассчитанной на несколько лет программы для Африки по вопросам трудовой миграции и развития навыков, которая нацелена на улучше­ние возможностей внутри самого региона. Имплементация программы будет осуществлена через серию двусторонних межправительственных переговоров при поддержке част­ного сектора и гражданского общества. Подобные програм­мы рассчитаны на то, чтобы, начавшись «на полях» Форума, продолжаться за его пределами, в том числе уже не только в юридически не создающем обязательства порядке, но и в фор­мализованном традиционными международно-правовыми средствами. Необходимо отметить, что за период существова­ния Глобального форума по миграции и развитию до встречи на Маврикии (т.е. за 2007-2011) было принято 199 рекоменда­ций и 759 действий на их основе.

На Форуме внимание уделялось как вопросам, составляю­щим на настоящий момент традицию в рассмотрении в рам­ках Форума (например, включение миграции в планирование по вопросам развития, последовательность и согласованность политики в области миграции, денежные переводы, вопро­сы трудовой миграции), так и новым аспектам, как например: повышение квалификации как ключ к росту и развитию, осно­ванному на использовании трудовых ресурсов (better jobs-based growth and development), в том числе в контексте «Юг-Юг»; бо­лее интегрированный подход к трудовой миграции, развитию навыков и повышению квалификации на африканском конти­ненте; новые модели сотрудничества по вопросам защиты в слу­чае смешанных потоков, включая и уделяя особенное внимание беженцам и другим вынужденным мигрантам.

Вопрос о вынужденных мигрантах был поднят в инно­вационном порядке, поскольку беженцы традиционно рас­сматриваются отдельно. По ним создана устоявшаяся нор­мативная и институциональная база. Однако эта тема была подхвачена и Швецией, которой Маврикий передал председа­тельство на ближайшие полтора года.

В рамках форума неоднократно подчеркивался примеча­тельно высокий уровень вовлеченности африканских и других развивающихся государств в работу встречи, а также сожале­ние по поводу исключительности этого факта в сравнении с иными аналогичными мероприятиями. В числе препятствий к поддержанию представленности глобального Юга столь вы­сокой на всех встречах разного уровня и формата по пробле­мам миграции и развития назывались разнообразные факто­ры вплоть до недостатка средств для проезда и проживания за рубежом на время проведения заседаний. Для поощрения участия развивающихся государств во встрече в Порт-Луи не­сколько государств (Венгрия, Дания, США, Финляндия, Шве­ция) выделили более 300 тысяч евро для покрытия транспорт­ных расходов делегаций. Проблема пропорциональности в соотношении развитых и развивающихся стран была названа одним из самых серьезных вызовов для будущих встреч в рам­ках Глобального форума.

Как было отмечено на Форуме, хотя проблемы, обозна­ченные еще на самой первой встрече в Бельгии (2007), не сня­ты и до настоящего времени, в некоторых аспектах удалось достичь прогресса, например, в оценке развития навыков и повышения квалификации для наилучшей реализации чело­веческого потенциала в труде и ответственность за это как го­сударств происхождения, так и государств приема мигрантов.

Ряд материалов встречи на Маврикии будет представлен для информации для проведения Диалога высокого уровня по миграции и развитию в октябре 2013 г., как например, доклад о втором этапе оценки Глобального форума по миграции и развитию, тематическая подборка материалов по всем самми­там Форума и ряд других.

Маврикий передал председательство Швеции, на долю которой выпало проведение Форума в год второго Диалога высокого уровня по вопросу о международной миграции и развитии (2013), в год двадцатилетия Каирской декларации и Программы действий (2014) и в преддверии оценки достиже­ния целей тысячелетия в области развития (2015).

тема, заявленная в предварительном порядке Швецией, звучит как «Открывая потенциал миграции для инклюзивного развития». Ее раскрытие предполагается через три блока: со­гласованность на уровне политики, миграция для инклюзив­ного экономического развития и миграция для инклюзивного социального развития.

Несколько внесенных Маврикием акцентов восприняты следующим председателем: интеграция мигрантов, работа с диаспорами, взаимообогащение знаниями и навыками. Ра­бота будет продолжена по усилению вовлеченности частного сектора и гражданского общества в работу Форума при сохра­нении межгосударственного формата работы, по включению вопросов миграции в цели развития после 2015 года. При этом нечто новое будет преподнесено и самой Швецией (гендерное равенство в различных аспектах миграции, социальное страхо­вание мигрантов и др.).

таким образом, Глобальный форум по миграции и разви­тию 2012 года на Маврикии в целом шел в общем русле своих предшественников. Это относится как к форме, так и к содер­жанию официальных встреч. Маврикий достойно выполнил возложенные на него задачи, связанные с историческим мо­ментом (преддверие Диалога на высоком уровне по вопросам о международной миграции и развития, оценка деятельности Форума). Участники Форума сделали в этот раз упор на самой проблеме развития и конкретных проектах.

С другой стороны, в рамках Форума акцентировалось внимание на сложностях развивающихся стран, прежде всего, относительно их пропорциональной представленности в фор­мировании глобальных подходов, что составляет концептуаль­ную проблему не только Глобального форума по миграции и развитию.

Изложенное подчеркивает уникальность Глобального форума по миграции и развитию как консультативного про­цесса, в рамках которого лидеры всех государств мира могут продолжать обсуждение разнообразных аспектов междуна­родной миграции, реализуя в дальнейшем достигнутые дого­воренности на уровне международно-правового регулирова­ния миграции.

Международное право




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика