Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


О проблеме правовой квалификации жилых строений
Научные статьи
29.05.13 10:32

вернуться

  
ЕврАзЮж № 4 (59) 2013
Право стран СНГ
Клименко О.М.
О проблеме правовой квалификации жилых строений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства и дачного строительства, в аспекте регистрации места жительства
Статья посвящена существующей в Украине проблеме правовой квалификации жилых
строений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства и дачного строительства, в контексте регистрации места жительства. Многоаспектность проблемы раскрывается в недостаточности юридического оформления перехода от института прописки к механизму регистрации места жительства; правовой неопределенности в части выбора модели регистрации: в разрешительном порядке либо на уведомительных началах; привязке к регистрации места жительства административных механизмов относительно обеспечения со стороны государства условий для реализации и гарантий ряда основных прав человека; отсутствии юридических оснований для квалификации жилых объектов, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства и дачного строительства, как жилья; сужении объема права собственности относительно таких объектов в части легализации места жительства. Освещаются общие подходы и практика правового регулирования в этой области в некоторых государствах ЕС и СНГ , в частности, анализируются подходы к решению таких вопросов в Российской Федерации. Очерчен круг общих вопросов, разрешение которых является определяющим для проекции выбора перспектив конструктивного решение данной проблемы в Украине.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

В соответствии с международными стандартами право на свободный выбор места жительства отнесено к основным, фундаментальным правам человека. Впервые право на выбор места жительства было предусмотрено статьей 13 Всеобщей декларации прав человека.

В Украине это право получило признание и конститу­ционное закрепление в статье 33 основного Закона. Согласно этой статье каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, гарантируется также свобода пере­движения и свободный выбор места жительства, за исключе­нием ограничений, установленных законом.

Вместе с тем ряд вопросов, связанных с реализацией и обеспечением права на свободный выбор места жительства в Украине, остается не решенным. К таким относятся вопросы регистрации места жительства физических лиц в жилых до­мах, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства и дачного строительства. Учитывая неоднократные попытки их урегулирования на законодатель­ном уровне, сейчас они являются крайне актуальными. Про­блема заключается в правовой неопределенности относитель­но целого ряда важных для ее решения вопросов. В частности, это касается незавершенности юридического оформления перехода от института прописки к механизму регистрации места жительства; правовой неопределенности в части выбо­ра модели регистрации: в разрешительном порядке или на уведомительных началах; привязке к регистрации места жи­тельства административных механизмов по обеспечению со стороны государства условий для реализации и гарантий ряда основных прав человека; отсутствии юридических оснований для квалификации жилых объектов, расположенных на зе­мельных участках, предоставленных для ведения садоводства и дачного строительства, как жилья; сужении объема права собственности по таким объектам в части легализации места жительства.

Вследствие и по основаниям отсутствия надлежащего законодательного регулирования соответствующие местные органы исполнительной власти и органы местного само­управления отказывают гражданам в регистрации их места жительства в построенных за последние десятилетия дачных и садовых домах, а также в признании таких строений в ка­честве (статусе) жилья, хотя они во многих случаях с техниче­ской, инженерной точек зрения, уровня комфортабельности, оснащенности современным оборудованием в полной степени отвечают критериям жилого дома, определенным статьей 380 Гражданского кодекса Украины и другими актами законода­тельства.

Сейчас распространенной является ситуация, когда в дач­ных и садовых домах, несмотря на существующие проблемы, люди проживают постоянно, при этом фактически вынужде­ны нарушать законодательство относительно обязательной ре­гистрации места жительства, при этом они лишены соответ­ствующих правовых и социальных гарантий, обусловленных фактором такой регистрации.

Как показывает практика, юридическая невозможность реализации права на регистрацию места жительства в жилых домах, расположенных на земельных участках, предоставлен­ных для ведения садоводства и дачного строительства, в част­ности тех, которые находятся в частной собственности, суще­ственно ограничивает реализацию не только самого права на свободный выбор места жительства, но и других конституци­онных прав, включая право на жилье, право собственности, право на социальное обеспечение и другие, что в основном вы­звано несистемным законодательным урегулированием таких вопросов, которым присущ комплексный характер.

Следует отметить, что в настоящее время вопросы ре­формирования института регистрации места жительства фи­зических лиц является достаточно актуальным не только для Украины, но и для большинства государств постсоветского пространства, а также для некоторых государств Европейского Сообщества.

обычно для целей организации системы регистрации места жительства физического лица определяют два базовых подхода: разрешительный и уведомительный. Первый со­стоит в том, что государство предоставляет лицу разрешение зарегистрироваться по определенному адресу, при этом в за­конодательстве могут быть определены дополнительные тре­бования, как к лицу, которое регистрируется, так и к жилью - как места регистрации. Сейчас в постсоветских государствах преимущественно применяется именно этот подход к органи­зации системы регистрации. Такая система, по сути, является видоизмененным вариантом советского института прописки.

Согласно второму подходу лицо лишь уведомляет госу­дарство о месте своего проживания без предоставления каких- либо обоснований и объяснений относительно того, на каких основаниях оно там проживает, в какой связи находится с вла­дельцем жилья. Основанием для такой регистрации является только заявление лица о своем проживании по указанному адресу. Это заявление не требует подкрепления или под­тверждения документом о праве на жилье. Этот вид регистра­ции применяется в некоторых государствах Европы (напри­мер, Швеция, Германия) и США.

Хотя регистрация граждан по месту их жительства нети­пична для ряда государств Западной Европы, в последнее де­сятилетие некоторые из них, в частности Франция, Германия, Великобритания, пытались создать национальные реестры, содержащие информацию о месте жительства граждан. опре­деленных успехов в этой сфере достигла лишь Австрия. Однако следует отметить, что европейские механизмы регистрации четких регламентных требований относительно места прожи­вания обычно не содержат.

Так, в Германии вопросы, связанные с регистрацией места жительства физических лиц, регулируется на уровне законо­дательства отдельных земель, а функции по регистрации осу­ществляют органы местного самоуправления. Вместе с тем на уровне Федерации принят рамочный Закон «О регистрации» от 16 августа 1980 года (с изменениями и дополнениями). Ста­тья 11 этого Закона устанавливает обязанность регистрации физических лиц. Согласно ее части пятой жилищем призна­ется любое закрытое помещение, используемое для прожива­ния и сна. Так, жильем могут считаться трейлеры или суда, но только в случае, когда они не перемещаются, а также в отдель­ных случаях их перемещения. При этом если лицо является владельцем более чем одного жилого помещения на терри­тории Федеративной Республики Германия, то одно из таких жилых помещений является его основным местом жительства. Основным является жилье, которое преимущественно исполь­зуется лицом.

Во Франции для регистрации граждан применяется на­циональные карточки для удостоверения личности - офи­циальный, но необязательный документ, удостоверяющий личность . Информация об адресе проживания является производной и определяется, в частности, на основе счетов об оплате коммунальных услуг. Поэтому для подтвержде­ния места жительства предъявляются, например, счета за электроэнергию. На законодательном уровне не закреплено обязательство сообщать об изменении адреса проживания. В 2007 году было предложено внести изменения в эту систему, однако соответствующий законопроект до сих пор находится на рассмотрении парламента.

Несколько иные подходы в организации системы реги­страции места жительства физического лица характерны для государств бывшего СССР, которые в той или иной степени во­площают элементы или признаки присущего для советского режима института прописки.

Правовую основу института регистрации места прожива­ния граждан в Российской Федерации обеспечивает Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передви­жения, выбор места пребывания и жительства в пределах Рос­сийской Федерации» от 25 июня 1993 года № 5242-I. Согласно его статье 3 введен регистрационный учет граждан РФ по ме­сту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами РФ их прав и свобод, а также испол­нения ими обязанностей перед другими гражданами, государ­ством и обществом. Приведенная формулировка указывает на то, что регистрация физического лица выполняет не только функцию простого учета, но также и правовой конструкции, встроенной в механизмы правового регулирования различных общественных отношений: гражданских, жилищных, соци­ального обеспечения и других.

Примечательно, что законодательные оговорки относи­тельно регистрации места жительства по определенным жи­лым объектам, а именно, размещенным на земельных участках, которые предоставленны для ведения садоводства и дачного строительства, были предметом анализа в Конституционном Суде Российской Федерации. так, 18 мая 2011 года Конститу­ционный Суд РФ рассмотрел дело относительно соответствия Конституции абзаца второго статьи 1 Федерального Закона «о садовых, огороднических и дачных некоммерческих объеди­нениях граждан» от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ. Конститу­ционный Суд признал не соответствующим Конституции ука­занное положение и фактически отменил запрет регистрации места жительства физических лиц в дачных домах на садовых участках и землях сельскохозяйственного назначения.

Ранее, в Постановлении от 14 апреля 2008 года № 7-П, Конституционный Суд пришел к аналогичным выводам, при­знав это положение неконституционным в части, ограничива­ющей право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который отно­сится к землям населенных пунктов.

В Решении от 30 июня 2011 года № 13-П Конституцион­ный Суд, в частности, исходил из того, что Конституция Рос­сийской Федерации закрепляет право граждан свободно вы­бирать место жительства, поэтому недопустимо ограничение прав и свобод граждан ради одной только рациональной ор­ганизации деятельности органов власти. Суд также отметил, что регистрация по месту жительства является способом учета граждан в пределах РФ и лишь удостоверяет акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места житель­ства. Поэтому регистрационный учет не может иметь разре­шительного характера. Конституционный Суд указал на то, что запрет на регистрацию по месту фактического прожива­ния не должен приводить к ограничению прав граждан и к нарушению ими закона. К тому же, право на свободу выбора места жительства не исключает возможности выбора посто­янного места жительства за пределами населенных пунктов. таким образом, органы регистрационного учета должны реги­стрировать граждан независимо от места нахождения пригод­ного для постоянного проживания жилья. однако изменения в Федеральный Закон «о садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» так и не были вне­сены. Поэтому процедура регистрации места проживания в таких местах на законодательном уровне остается неурегули­рованной.

В рамках действующего до сих пор в Республике Беларусь института прописки сохраняют силу правила части седьмой статьи 10 Жилищного Кодекса, согласно которым в состав жи­лищного фонда не входят дачные и садовые дома.

В Республике Казахстан реализация конституционных прав граждан на свободу передвижения и выбора места жи­тельства обеспечивается нормативно-правовыми актами, определяющими порядок регистрации населения государ­ственными органами. К таким относятся Постановления Пра­вительства Республики Казахстан «об утверждении Правил документирования и регистрации населения Республики Ка­захстан» от 12 июля 2000 года № 1063 и «О некоторых вопро­сах регистрации населения Республики Казахстан» от 21 июля 2005 года № 761, в соответствии с которыми регистрации по месту жительства подлежат граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие на ее территории или прибывшие на постоянное жительство из-за границы. Регистрация может быть постоянной и временной и осуществляется по факту про­живания в жилых домах, квартирах, общежитиях, гостиницах, домах отдыха, санаториях, профилакториях, лечебных учреж­дениях, жилых зданиях дачных садоводческих товариществ и кооперативов, других зданиях, приспособленных для прожи- вания.

В Республике Латвия действует Закон «О декларировании места жительства» от 20 июня 2002 года. Согласно его статье 1 цель этого Закона - обеспечить доступность каждого для пра­воотношений с государством и самоуправлением. Закон за­крепляет обязанность лица декларировать место жительства. Впрочем, факт декларирования места жительства не создает гражданско-правовых отношений.

Местом жительства является любое свободно избранное лицом и связанное с недвижимостью место (с адресом), в ко­тором лицо добровольно поселилось с прямым или безмолв­но выраженным намерением там проживать, и которое лицо признает местом, где оно является доступным для правоот­ношений с государством и самоуправлением. При этом лицо должно иметь правовые основания для проживания в таком месте.

В Республике Литва основным документом, регламенти­рующим правоотношения в сфере регистрации места житель­ства, является Закон «о декларировании места жительства» от 2 июля 1998 года. Целями декларирования является сбор и аккумулирование данных о месте жительства лиц с целью реализации государственных задач, улучшения администри­рования, осуществления программ в области образования, социальной защиты, здравоохранения и других. Деклариро­вание места жительства является обязательным для всех лиц, проживающих на территории Литовской Республики. Ме­стом жительства считается место, где человек постоянно или большую часть времени проживает. В том случае, если есть несколько мест проживания, то местом проживания считает­ся то место, где находится личное имущество (или основная часть имущества), где находится рабочее место или где про­ходит большая часть жизни человека. В указанном Законе во­прос о регистрации места жительства физических лиц в до­мах, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства и дачного строительства, прямо не урегулирован. Вместе с тем к местам регистрации выставляют­ся определенные требования, а именно: такие места должны быть пригодными для жизни, у лица, декларирующего свое место жительства, должны быть юридические основания для такой регистрации (декларирования).

Проведенный анализ свидетельствует о том, что вопрос регистрации места жительства физических лиц в домах, рас­положенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства и дачного строительства, является до­статочно актуальным для большинства государств постсовет­ского пространства. однако образцов надлежащего правового регулирования этих вопросов пока не разработано. Вместе с тем следует определить некоторые общие требования, кото­рые обычно предъявляются к месту проживания физического лица: соответствие критериям жилья, в частности - пригод­ность для постоянного проживания (круглогодичного - с уче­том климатических условий), юридическая связь между жи­льем (недвижимостью) и лицом, которое регистрирует место жительства, наличие адреса такого места жительства.

Относительно данной проблемы в Украине считаем, что для ее разрешения следует определиться как с выбором общих подходов модели регистрации, так и в части согласованности этой правовой конструкции с иными механизмами правового регулирования отдельных общественных отношений.

Из содержания Конституции Украины следует, что соот­ветствующие конституционные нормы обеспечивают основу для надлежащего законодательного урегулирования очерчен­ного проблемного вопроса. так, помимо уже названной статьи 33 Основного Закона, которой определено право на свободный выбор места жительства, Конституцией Украины закреплено право частной собственности, которое, в частности, воплоще­но в гарантиях его полноты, что заключается в праве каждого владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению, и гарантиях незыблемости этого права (статья 41), а также право на жилье, которое включает право на постройку жилья, его приобретения в собственность или по­лучения в аренду (статья 47), что воплощает также качествен­ное измерение права на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи (статья 48). Кроме того, Конституцией уста­новлена обязанность каждого неуклонно соблюдать Конститу­цию и законы Украины (статья 68).

С целью реализации предусмотренного статьей 33 Кон­ституции Украины права каждого на свободный выбор места жительства был принят Закон Украины «О свободе передви­жения и свободном выборе места жительства в Украине» (да­лее - Закон).

По Закону регистрация определяется как внесение ин­формации в Единый государственный демографический ре­естр о месте жительства или месте пребывания лица с указани­ем адреса, по которому с лицом может вестись официальная переписка или вручение официальной корреспонденции. Со­гласно этому Закону место проживания - административно­территориальная единица, на территории которой лицо про­живает сроком свыше шести месяцев в год (статья 6).

Согласно статье 6 Закона и пункта 2.2 Порядка регистра­ции места жительства и места пребывания физических лиц в Украине и образцов необходимых для этого документов, ут­вержденного Приказом МВД Украины от 22 ноября 2012 года № 1077, для регистрации места жительства лицо или его за­конный представитель обязан подать документы, подтвержда­ющие, в частности, право на проживание в жилье - ордер, сви­детельство о праве собственности, договор найма (поднайма, аренды) или другие документы. таким образом для регистра­ции лицо должно подтвердить право на проживание в жилье.

Вместе с этим в статье 7 Закона отмечается, что основани­ем для снятия с регистрации места жительства, помимо про­чего, может быть судебное решение, вступившее в законную силу, о лишении права собственности на жилое помещение и пользования жилым помещением, о выселении лица. И хотя в других положениях Закона регистрация места жительства никак не связывается с жильем, правом собственности на него или фактическим местом жительства, эксперты отмечают, что этим Законом детально не определен порядок перехода от прописки к регистрации, и это приводит к негативным со­циальным и экономическим последствиям. В частности, им декларируется, что предоставление прав не зависит от места жительства, однако на практике все социальные, пенсионные, медицинские, коммунальные услуги привязаны к месту реги­страции, механизма же замены их предоставления не разработано. К тому же, многие процедуры остаются несогласован­ными, что ограничивает свободный выбор места жительства. Реализация же многих социальных прав привязана к месту ре­гистрации проживания, что часто является причиной отказов в регистрации при изменении места жительства.

Обозначенные аспекты проблемы пересекаются также и с другими, в частности, связанными с правовой квалификацией определенных жилых объектов, а именно тех, которые распо­ложены на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства и дачного строительства, как жилья. Ведь в Украи­не до сих пор регистрация места жительства допускается толь­ко в населенных пунктах с указанием названия улицы и номе­ра дома, с ее наличием связана реализация конституционных прав, гражданско-правовых отношений и предоставления со­циального обеспечения и обслуживания.

Согласно статье 38 Земельного кодекса Украины к землям жилой застройки относятся только земельные участки, распо­ложенные в пределах населенных пунктов, что препятствует регистрации за пределами населенного пункта даже в случаях, предусмотренных специальными законами, по мотивам от­сутствия легальных оснований для признания жилого строи­тельства в местности, имеющей, по сути, статус «незаселёнки» (необитаемых).

Право на жилье гарантируется Конституцией Украины и Жилищным кодексом Украинской ССР (далее - ЖК УССР). Согласно положениям статьи 1 ЖК УССР это право обеспе­чивается развитием и охраной государственного и обществен­ного жилищного фонда, включает исчерпывающий перечень жилых помещений и зданий (статья 4 ЖК УССР). Статьей 6 ЖК УССР определяется, что жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан.

Как следует из положений ЖК УССР, дома, расположен­ные на земельных участках для садоводства и дачного строи­тельства, не включаются в жилищный фонд. Из этого следует, что такое жилье не предназначается для постоянного прожи­вания граждан, что делает невозможным проведение реги­страции уполномоченным органом.

Проектом Закона о внесении изменений в некоторые за­конодательные акты Украины, касающиеся регистрации ме­ста жительства (№ 10254 от 23.03.2012 г.), предлагалось внести в Гражданский и Земельный кодексы Украины, Жилищный кодекс УССР и Закон Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине» изменения, направленные на совершенствование порядка регистрации места жительства физических лиц.

В заключении этого законопроекта Главным научно-экс­пертным управлением Аппарата Верховной Рады Украины обращалось внимание на целесообразность определения со­держания терминов «место пребывания» и «место житель­ства», необходимости согласования с содержанием термина «место жительства физического лица» в статье 29 Гражданско­го кодекса Украины, уточнив, что такими местами являются жилой дом, квартира, другое помещение, пригодное для про­живания в нем, на территории административно-территори­альной единицы, в котором лицо проживает определенный срок, а также закрепления в статье 6 Закона Украины «О сво­боде передвижения и свободном выборе места жительства в Украине» видов жилых помещений, проживание в которых дает право на регистрацию.

Проектом Закона об упорядочении сельской поселен­ческой сети (№ 4028 от 10.03.2010 г.) предлагалось, в частно­сти, обеспечить возможность регистрации для постоянного проживания в соответствующей местности. Главным науч­но-экспертным управлением в заключении по данному за­конопроекту отмечалась несогласованность с действующим законодательством предусмотренной в проекте процедуры определения «постоянных помещений и территорий прожи­вания, отдыха и туризма в сельской местности» и их регистра­ции (статьи 4, 6 проекта).

Из анализа законодательных положений следует, что воз­можность регистрации места проживания связана не только со статусом недвижимости, а также с целевым назначением зе­мельного участка, на котором расположена эта недвижимость. Поэтому целевое назначение земельного участка и располо­женная на ней недвижимость сейчас находятся в юридической взаимосвязи. В частности, законодательство устанавливает юридическую ответственность за нецелевое использование зе­мельного участка, в том числе, в случае строительства на нем каких-либо стационарных объектов, назначение и использова­ние которых противоречит целевому назначению земельного участка.

Так, согласно статье 51 Земельного кодекса Украины (да­лее - ЗК Украины) земельные участки, предоставленные для дачного строительства, входят в состав земель рекреационного назначения со специальным правовым режимом использо­вания рекреационных зон (статья 63 Закона Украины «Об ох­ране окружающей природной среды»). При этом земельные участки, предоставленные для ведения садоводства, относятся к землям сельскохозяйственного назначения (статьи 22, 35 ЗК Украины). Таким образом, предполагается, что лицо, которое изъявило желание построить жилье для постоянного места жительства, должно получить земельный участок из состава земли жилой и общественной застройки.

В связи с этим следует обратить внимание на то, что за­конодатель применяет комплексный подход к юридическому оформлению общественных отношений по регулированию порядка использования недвижимости, земельного участка, на котором расположена недвижимость, и обеспечения соот­ветствия их целевому использованию.

При решении данного вопроса следует также учитывать, что в Украине значительный период существовал институт прописки советской модели, который был признан некон­ституционным согласно Решению Конституционного Суда Украины от 14 ноября 2001 года № 15-рп/2001 по делу по кон­ституционному представлению 48-ми народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положения подпункта 1 пункта 4 Поло­жения о паспортной службе органов внутренних дел, утверж­денного постановлением Кабинета Министров Украины (дело о прописке).

Институт прописки по своему юридическому содержанию предусматривал целостную систему прав и обязанностей, кото­рые возлагались на человека с момента его прописки в жилом помещении. Среди них, в частности, право на жилье и возмож­ность его приобретения в частную собственность. То есть про­писка лица была основанием возникновения, изменения и пре­кращения имущественных и неимущественных отношений.

Согласно действующему законодательству регистрация выступает элементом административной процедуры. Однако, как следует из положений упомянутого Закона и ЖК УССР, такая регистрация может осуществляться по месту нахожде­ния помещений исключительно жилищного фонда. При этом возможность регистрации места жительства по его же нормам невозможна без подтверждения права на проживание. Это не соответствует цели, форме и содержанию регистрации в каче­стве места жительства или пребывания и не порождает иму­щественных или иных прав на жилье.

Проблематичным представляется и введение регистра­ции на земельных участках, предоставленных для ведения са­доводства и дачного строительства, расположенных вне насе­ленных пунктов, по основаниям возникновения определенных сложностей с реализацией прав и обязанностей граждан, в частности, прав на социальное обеспечение, медицинское об­служивание, с выполнением воинского долга и т.п.

Законодательное определение оснований регистрации места жительства и практика правоприменения требуют со­вершенствования правового регулирования процедуры реги­страции (учета). Как представляется, необходимыми услови­ями надлежащего законодательного обеспечения такого учета как административной процедуры является соблюдение кон­ституционных принципов верховенства права, юридической определенности, целесообразности, что требует концепту­ального определения, которому, как видится, должна пред­шествовать административно-территориальная реформа. В частности, речь идет о концептуальном определении принци­пов проведения регистрации, субъектов пользования инфор­мацией о регистрации, полномочий органов государствен­ной власти и органов местного самоуправления в этой сфере, усовершенствовании механизмов правового регулирования общественных отношений, которые имеют привязку к реги­страции, их соответствии европейским стандартам.

Право стран СНГ




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика