Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


К вопросу о создании административных судов в Российской Федерации
Научные статьи
29.05.13 11:22

вернуться

  
ЕврАзЮж № 4 (59) 2013
Судебная система
Видашев И.И.
К вопросу о создании административных судов в Российской Федерации
В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Об этом написано в статье 4 и статье 26 ФКЗ «О судебной системе», где сказано, что кроме уже существующих судебных органов могут быть сформированы специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, учреждаемые федеральным конституционным законом. Но на данный момент административное производство не осуществляется каким-либо единым органом, хотя в юридической литературе обоснованы весьма веские причины ее формирования. В данной работе рассматриваются различные модели административной юстиции в странах мира, анализирует опыт нашей страны и в конце формирует принципы создания административных судов на территории Российской Федерации.

Ресторан Online – сервис заказа и доставки еды в дома и офисы. У нас всегда большой выбор блюд различных национальных кухонь, подробнее тут


Создание специализированных судов для рассмотрения споров граждан с государством - это способ пресечения зло­употреблений властью и превышения полномочий органами публичного управления.

В Конституции Российской Федерации предусмотрено, что судебная власть осуществляется посредством конститу­ционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В свою очередь, Конституционный Суд РФ указал, что судопроизводство по административным делам должно быть административным судопроизводством незави­симо от того, осуществляется оно судом общей юрисдикции или арбитражным судом. Эти положения развиты в абзаце 3 ч. 3 ст. 4 и ст. 26 ФКЗ «о судебной системе», где сказано, что кроме уже существующих судебных органов могут быть сфор­мированы специализированные суды по рассмотрению граж­данских и административных дел, учреждаемые федеральным конституционным законом.

Среди форм и средств контроля за органами исполни­тельной власти ведущее место должен занимать институт ад­министративной юстиции, являющийся эффективным сред­ством защиты прав и свобод граждан в области публичных правоотношений, обладающих определенной особенностью - одной из сторон в деле является государственный орган, ор­ган местного самоуправления, должностное лицо, наделенные властными полномочиями.

Термин «административная юстиция» используется в двух основных значениях. В широком смысле под админи­стративной юстицией понимается деятельность как обычных судов, так и специальных административных судов и «квазису- дебных» органов по разрешению административных споров, возникающих в связи с обжалованием частными лицами не­правомерных действий и решений органов исполнительной власти, нарушающих их права, свободы и законные интересы.

Административная юстиция в узком (собственном) смыс­ле слова - это деятельность специальных административных судов по разрешению в особом процессуальном порядке спо­ров, возникающих между частными лицами и публичной ад­министрацией по поводу правомерности административных действий или решений.

В генезисе российской административной юстиции сле­дует выделить наиболее значимые, на наш взгляд, этапы.

В XVI--XVII веке с перерывами в деятельности функцио­нировал Челобитный приказ, выполняющий такие функции, как: принятие челобитных (иски частных лиц) на решения дьяков, подьячих, воевод, суд над данными лицами, контроль за деятельностью других правительственных учреждений.

В течение XVIII в. - и первой половины XIX в. элементы административной юстиции развиваются из «надзора», кото­рую представлял сенат и прокуратура - органы, принимавшие жалобы на чиновников и осуществлявшие надзор за их дея­тельностью. Отделение судебной власти от административной в результате проведенной судебной реформы, создание зем­ских и городских органов самоуправления обострили вопрос о судебном контроле деятельности земской и городской администрации. В 70-90-ых годах в каждой губернии учреждаются особые судебно-административные присутствия для разбора жалоб частных лиц (граждан) на земские, городские и иные местные власти. В каждой губернии создавалось до 10-14 при­сутствий, причем каждое рассматривало жалобы и выносило по ним решения по своему кругу дел.

Губернские присутствия были коллегиальными органами и назывались присутствиями смешанного состава, т.к. в состав этих органов входили губернатор, вице-губернатор, губерн­ский предводитель дворянства, председатель окружного суда, депутаты городских или земских собраний, а также должност­ные лица, являвшиеся специалистами в той области, которой они занимались.

Высший надзор за всеми органами управления в России осуществлял Сенат, которому принадлежали также функции высшего органа административной юстиции и который осу­ществлял надзор за деятельностью всех государственных, зем­ских, городских учреждений.

осенью 1908 г. Министерство внутренних дел составило по тезисам П.А. Столыпина доклад под названием «Проект преоб­разования учреждений губернского управления статс-секретаря Столыпина», в котором определялось понятие административ­ной юстиции и предлагалась программа административных мероприятий, призванных создать систему уездно-волостных органов административной юстиции и качественно улучшить деятельность как губернских присутствий, так и Сената. однако, в октябре 1917 г. на смену «старому порядку» пришел новый, в котором институт административной юстиции получил другое место в системе возникших государственных учреждений и в определенной степени новое научное осмысление.

30 мая 1917 г. Временным правительством был издан за­кон о создании суда по административным делам. В каждый уезд назначался административный судья со своим делопро­изводством. В губернских городах учреждались администра­тивные отделения при окружных судах. Административные судьи рассматривали споры между государственными орга­нами и органами самоуправления, а также общественными организациями. Седьмого сентября ведению этих судов были подчинены земельные и продовольственные комитеты.

В 1922 г. был введен судебный порядок обжалования дей­ствий нотариусов. В соответствии с Положением о государ­ственном нотариате, утвержденном декретом СНК РСФСР от четвертого октября 1922 г., жалобы на совершение нотариусом ка­кого-либо действия, а равно и отказ в совершении действия при­носились участвующими лицами в президиум народных судов.

В 20-50-ые годы большая часть жалоб рассматривалась госу­дарственными органами: министерствами, ведомствами, испол­комами, администрацией учреждений и предприятий, а также партийными комитетами всех уровней. однако в 60-ых годах начался более активный этап в развитии института администра­тивной юстиции в СССР. Это было связано с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР «о дальнейшем ограни­чении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» от 21-го июня 1961 г., которым всем гражданам, а также должностным лицам, подвергнутым штрафу в административ­ном порядке, было предоставлено право обжаловать постановле­ние о наложении штрафа в народный суд по месту жительства.

Большой вклад в развитие административной юстиции внесли принятые в 1980 г. основы законодательства Союза СССР и союзных республик об административных правонару­шениях. основы, а затем Кодекс РСФСР об административных правонарушениях закрепили право граждан обжаловать в суд административные взыскания, наложенные на них органами государственного управления, их должностными лицами. Право граждан на обжалование административных решений в суд в 70-ых годах было закреплено на конституционном уров­не. Часть 2 ст. 58 Конституции СССР 1977 г. установила: «Дей­ствия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном порядке обжалованы в суд».

30 июля 1987 г. был принят Закон СССР «о порядке об­жалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан». До этого закона граждане имели право на судебную жалобу лишь в случаях, указанных в специальных актах. Но с принятием данного закона уста­навливалось общее правило граждан на судебную жалобу. Впоследствии Закон СССР от 2 ноября 1989 г. «о порядке об­жалования в суд неправомерных действий органов государ­ственного управления и должностных лиц, ущемляющих пра­ва граждан» к актам, подлежащим судебному обжалованию, отнёс коллективные и единоличные действия, в результате ко­торых: гражданин незаконно лишен возможности полностью или частично осуществить право, которое предоставлено ему законом или иным нормативным актом; на гражданина неза­конно возложена какая-либо обязанность».

На данный момент процесс остановился на принятии Гражданского процессуального кодекса Российской Федера­ции от 14 ноября 2002 года N 138-ФЗ и Арбитражного процес­суального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ, где нормы, посвященные производству, вытекающе­му из публичных правоотношений, фактически являют собой процедуры административного производства. Предметного нормативно-правового акта, регулирующего административ­ное судопроизводство, в настоящее время не существует.

В юридической литературе выделяют 4 основных способа обеспечения правовой защиты граждан в сфере действия пу­бличного права.

Административный подход означает проверку вышесто­ящим в порядке подчиненности органом (должностным ли­цом) законности, обоснованности и целесообразности приня­тия и исполнения административных актов, нарушивших, по мнению гражданина, его права и свободы. Соответствующий ему тип административной юстиции называют «управленче­ским типом, при котором органы административной юсти­ции входят в систему органов государственного управления и не являются подконтрольными судам общей юрисдикции (Франции, Италии).

Французская система административной юстиции ха­рактеризуется наличием специальных органов - администра­тивных трибуналов, которые рассматривают только споры по искам граждан к органам управления. Государственный совет

Франции был основан Наполеоном Бонапартом в 1800 г. Его предшественником был так называемый Королевский совет, существовавший с XIII в. и возглавлявшийся самим королем. теперь условно считают, что президентом совета является пре­мьер-министр или министр юстиции: оба они имеют право председательствовать на заседаниях его генеральной ассам­блеи. Фактически работой Государственного совета руководит его вице-президент. Все действительные (постоянные) члены Государственного совета назначаются президентом респу­блики. Государственный совет оказывает консультационную помощь правительству, давая заключение по всем законо­проектам перед передачей их в парламент, а также в качестве судебной инстанции Государственный совет выполняет функ­ции высшего административного суда.

органами административной юрисдикции Италии яв­ляются областные административные трибуналы первой ин­станции и Государственный совет как апелляционная инстан­ция. областные административные трибуналы были созданы только в 1971 г., в соответствии с Конституцией 1948 г., которая предусматривала их создание и устанавливала, что «судебная защита прав и законных интересов органами общей и адми­нистративной юрисдикции допускается в отношении любого акта государственной администрации[9]. областные админи­стративные трибуналы рассматривают дела о нарушениях за­конных интересов, вызванных неправомерными действиями и административными актами, оценивают целесообразность ад­министративных актов (специальная компетенция) и в огово­ренных законом случаях решают вопросы, касающиеся субъ­ективных прав (исключительная компетенция).

Вторым типом организации административной юсти­ции выделяют общесудебный, который выражается в рассмо­трении и разрешении административных дел судами общей юрисдикции при использовании гражданско-процессуальной формы жалоб на действия (решения) органов управления, на­рушивших права и свободы граждан. такой способ судебной защиты применяется в России, Японии, Китае.

Англосаксонский тип административного производства образует система подконтрольных судам общей юрисдикции специальных трибуналов по рассмотрению административ­ных споров, не включенных в судебную систему (Великобри­тания, США). В Англии существуют трибуналы по земельным спорам, по делам о национальном страховании, по вопросам ренты, по делам о подоходном налоге, промышленные три­буналы, трибуналы национальной службы здравоохранения, трибуналы по квартирной плате и т.д. Для органов админи­стративной юстиции Англии характерно наличие различных организационно-правовых форм (трибуналы, комитеты, ко­миссии), хотя их и обозначают в литературе собирательным понятием «административные трибуналы». определяется это тем, что каждый трибунал закреплен за министерством определенного профиля, которое устанавливает для него про­цедуру работы. Административный трибунал состоит из не­четного числа членов и возглавляется председателем, который назначается в большинстве случаев министром той сферы, к которой принадлежит трибунал.

трибуналы рассматривают административные споры, им подведомственные, публично, но слушания могут быть закры­тыми, если затрагиваются вопросы национальной безопасно­сти, интимные стороны личной жизни, финансовых секретов и т.д. Процесс носит состязательный характер и предполагает устные показания сторон, перекрестные допросы свидетелей. Решение по делу выносится простым большинством голосов в письменном виде, с обоснованием всех положений, содержа­щихся в решении. Решения административных трибуналов могут быть обжалованы каждой стороной в апелляционные трибуналы, которые действуют в различных сферах обще­ственной жизни и по охвату дел соответствуют нижестоящим трибуналам. Над административными трибуналами стоит надзорный орган - Национальный совет административных трибуналов, который является консультативным органом при правительстве и наблюдает за работой трибуналов, периоди­чески составляет отчеты об их деятельности, поступающие в парламент. Начиная с 30-х г.г. XX в., надзор за административ­ными трибуналами осуществляет Высокий суд - главный суд Англии по гражданским, уголовным, административным во­просам.

Германский тип характеризуется созданием специализи­рованных судов для разрешения споров по индивидуальным административным делам, возникающим в сфере функци­онирования органов управления. Административные суды входят в единую судебную систему и независимы в осущест­влении функции правосудия от административных органов и от обычных судов. В систему административной юстиции ФРГ входят как общие, так и специализированные административ­ные суды - финансовый суд и суд по социальным вопросам. общие административные суды рассматривают все споры в области публичного права, не имеющие конституционного характера или не отнесенные законом к иной юрисдикции (на­пример, требования об отмене актов органов государственно­го управления, о принятии административного акта, который власти не приняли намеренно или в результате бездействия, иного действия административных органов, о подтверждении существующей правовой ситуации.

Высшие административные суды земель (суды админи­стративной юстиции) выступают в качестве апелляционной инстанции по отношению к решениям административных судов, а также рассматривают по первой инстанции дела, име­ющие особое значение. В некоторых землях они проверяют в порядке абстрактного нормоконтроля соответствие законода­тельству подзаконных актов.

Федеральный административный суд рассматривает жа­лобы в порядке ревизии на решения нижестоящих админи­стративных судов, а также в качестве первой инстанции раз­решает споры между федерацией и федеральными землями, жалобы на решения федерального министра внутренних дел о запрете деятельности общественных объединений и т.п..

Согласно 6-му разделу Федеральной конституции Ав­стрии, систему административных судов составляют Консти­туционный суд в качестве особого административного суда, который рассматривает жалобы на решения административ­ных властей в случаях, когда заявитель утверждает, что были нарушены его конституционные права, Административный суд в качестве высшего юрисдикционного органа, рассматри­вающего официальные (объективные) жалобы в случаях нару­шения публичного права и жалобы частных лиц на решения органов управления или бездеятельность властей. Независи­мые административные суды являются первой инстанцией в системе судов публичного права.

Согласно Конституции турции, ни одно решение или действие административных властей не может быть вне зоны судебного контроля. Компетенция органов административной юстиции осуществляется местными административными со­ветами и Государственным советом, являющимся высшей кас­сационной инстанцией по административным делам. Вместе с тем некоторые административные органы также наделены квазисудебнами функциями: местные органы власти, дисци­плинарные комиссии, арбитражные комиссии по установле­нию минимума заработной платы, комиссии по налоговым спорам, однако решения этих органов могут быть обжалованы в судебном порядке в административных советах и в Государ­ственном совете.

В Нидерландах существует большое число различных органов административной юстиции: административные от­деления окружных судов, суды по вопросам государственной службы, административный апелляционный суд по вопросам государственной службы и социального обеспечения, коллегия (суд) публичного экономического права, административное от­деление Государственного совета, комиссия по тарифам и акци­зам, апелляционная коллегия (суд) по учебным грантам.

Создание системы административных судов на законода­тельном уровне было определено Законом «О судоустройстве Украины» от 7 февраля 2002 года.

С Указом №1417/2004 от 16.11.2004 «Об образовании мест­ных и апелляционных административных судов, утверждении их сети и количественного состава судей» система администра­тивных судов была окончательно сформирована. таким обра­зом, система административных судов создавалась, начиная с высших звеньев.

Система административных судов Украины состоит из Высшего административного суда Украины, семи апелляци­онных административных судов, а также местных окружных административных судов во всех 24 областях Украины, городах Киеве и Севастополе.

Высший административный суд Украины состоит из пяти судебных палат. Задача административного судопро­изводства состоит в защите прав и законных интересов в пу­блично-правовых спорах от нарушений со стороны органов власти, органов местного самоуправления. Административ­ные суды рассматривают все дела, связанные со спорами фи­зических или юридических лиц с субъектом властных полно­мочий относительно обжалования его решений, действий или бездействия. Кроме этого административные суды рассматри­вают споры, связанные с публичной службой, реализацией полномочий управленческими субъектами. особая категория дел, рассматриваемых в административном суде - споры , свя­занные с избирательным процессом и референдумом.

В Российской Федерации в настоящее время администра­тивное судопроизводство существует в формах рассмотрения дел об административных правонарушениях и рассмотрения заявлений физических и юридических лиц на действия (без­действие) и правовые акты управления государственных и му­ниципальных органов, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (административная юстиция), а административно-правовые споры разрешаются судами об­щей юрисдикции и арбитражными судами в рамках установ­ленных правовых процедур, обеспечивающих реализацию в полном объеме установленного административно-правового статуса субъектов права, права и свободы которых нарушены.

В 2000 г. Верховным Судом Российской Федерации был подготовлен проект федерального конституционного закона «о федеральных административных судах в Российской Феде­рации», который включал в себя 18 статей.

Система федеральных административных судов должна была состоять из судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, федеральных окружных административных судов, судебных коллегий по ад­министративным делам верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, межрайонных ад­министративных судов.

На данный момент существует разделение дел, относя­щихся к категории административных, между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Так, мировой судья рассматривает дела: об обжаловании постановлений о нало­жении административных штрафов, вынесенных комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, и органами внутренних дел.

Районный суд рассматривает в качестве суда первой ин­станции административные дела: об обжаловании постанов­лений по делам об административных правонарушениях, вы­несенных несудебными органами, протоколов о применении мер обеспечения производства по делам об административ­ных правонарушениях, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, их должностных лиц и муниципальных служащих, решений избирательных комис­сий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местного и территориального обще­ственного самоуправления и соответствующих комиссий по проведению референдума, решений и действий, вытекающих из налоговых правоотношений с участием физических лиц и некоммерческих организаций, отказов в разрешении на въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации, а также постановлений о выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и ре­шений о предоставлении или отказе в предоставлении статуса вынужденного переселенца или беженца, решений, связанных с государственной регистрацией местных общественных объ­единений, местных религиозных организаций и иных неком­мерческих организаций и так далее.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой ин­станции дела:

1)    связанные с государственной тайной;

2)    об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за­трагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3)    о приостановлении деятельности или ликвидации ре­гионального отделения либо иного структурного подразделе­ния политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиоз­ных организаций, централизованных религиозных организа­ций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объедине­ний и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиоз­ных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекраще­нии деятельности средств массовой информации, распростра­няемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонения от принятия ре­шений) избирательных комиссий субъектов Российской Фе­дерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных изби­рательных комиссий по выборам в законодательные (предста­вительные) органы государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения ниже­стоящих избирательных комиссий или соответствующих ко­миссий референдума.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

1)     об оспаривании ненормативных правовых актов Пре­зидента Российской Федерации, ненормативных правовых ак­тов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации;

2)     об оспаривании нормативных правовых актов Прези­дента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных право­вых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3)     об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;

4)     о приостановлении деятельности или ликвидадии по­литических партий, общероссийских и международных об­щественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Россий­ской Федерации;

5)     об обжаловании решений (уклонения от принятия ре­шений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответ­ствующих комиссий референдума;

6)     по разрешению споров между федеральными орга­нами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответ­ствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации. Федеральными законами к подсудности Верховного Суда Рос­сийской Федерации могут быть отнесены и другие дела15.

В соответствии с действующим законодательством ар­битражные суды в порядке административного судопроиз­водства (ст. 29 АПК РФ) рассматривают возникающие из ад­министративных и иных публичных правоотношений дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской или иной экономической деятельно­сти. К подведомственности арбитражного суда отнесены четы­ре основных категории таких дел:

-       об оспаривании нормативных правовых актов, затраги­вающих права и законные интересы заявителя в сфере пред­принимательской и иной экономической деятельности, если федеральный закон их рассмотрение относит к компетенции арбитражного суда;

-       об оспаривании ненормативных правовых актов, ре­шений и действий (бездействия) государственных и муни­ципальных органов, иных органов и должностных лиц, за­трагивающих права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности;

-       об административных правонарушениях, если феде­ральный закон их рассмотрение относит к компетенции арби­тражного суда;

-       о взыскании с организаций и граждан, осуществляю­щих экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральный закон не предусматривает иной порядок их взыскания. Эти дела возбуждаются по искам го­сударственных и муниципальных органов, наделенных кон­трольными полномочиями, к организациям и индивидуаль­ным предприятиям о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей и санкций. Иск может быть предъ­явлен, если требование об уплате взыскиваемой суммы не ис­полнено ответчиком в добровольном порядке. Этот перечень административных дел, входящих в подведомственность арби­тражных судов, не является закрытым. Закон может относить к их ведению и иные дела, вытекающие из публично-правовых отношений, например:

1.     о возврате налогоплательщикам и налоговым агентам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов или излишне внесенных сумм налогов, сборов, пеней (гл. 12 Налогового кодекса РФ);

2.     о ликвидации юридических лиц (п. 16 ст. 31 Налого­вого кодекса и ст. 26 Закона «о государственной регистрации юридических лиц» 2001 г.);

3.     об аннулировании лицензий (ст. 13 Закона «о лицен­зировании отдельных видов деятельности» 2001 г. и др.).

Полагаем, что создание административной юстиции в Российской Федерации должно основываться на следующих принципах:

1)    Административная юстиция есть судебная форма за­щиты нарушенных прав и законных интересов организаций и граждан от неправомерных действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, их долж­ностными лицами и служащими;

2)    Административные суды - это специализированные суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, что со­ответствует ст. 26 Федерального конституционного закона «о судебной системе Российской Федерации»;

3)    Полномочия, порядок образования и деятельности административных судов должны быть закреплены федераль­ным конституционным законом.

4)    Высшей судебной инстанцией по пересмотру и рас­смотрению отдельных административных дел должна стать Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

5)    границы судебных округов, не должны совпадать границами субъектов Федерации и административно-тер­риториальными единицами, то есть низовые звенья адми­нистративных судов должны формироваться на принципах экстерриториальности;

6)    деятельность административного суда должна быть максимально открытой.

Судебная система




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика