Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


О некоторых правовых аспектах современных образовательных инициатив
Научные статьи
29.05.13 11:47

вернуться

  
ЕврАзЮж № 4 (59) 2013
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Долгов А.П., Долгов К.А., Скрыпников А.В.
О некоторых правовых аспектах современных образовательных инициатив
Статья посвящена некоторым современным образовательным инициативам: концептуальным основам нового «Закона об образовании в Российской Федерации» и Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; особенностям «Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы» и анализу отдельных положений этих инициатив. Авторы сопоставляют нормативные правовые акты последних лет, посвященные системе образования, обращают внимание на противоречия в них.

 

Современное образовательное пространство России нахо­дится в состоянии бурных модернизационых перемен. В дека­бре 2012 Госдума и Совет Федерации приняли Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «об образовании в Рос­сийской Федерации, который подписал президент РФ Вла­димир Владимирович Путин.

основные принципы нового закона «об образовании в Российской Федерации» довольно подробно изложены в офи­циальной справке Государственно-правового управления Пре­зидента России.

Федеральный закон направлен на обеспечение государ­ственных гарантий и реализацию конституционного права граждан на образование, на правовое регулирование отноше­ний в сфере образования в целях обеспечения и защиты инте­ресов личности, общества и государства.

Федеральным законом регулируются правовой статус об­разовательных организаций (государственных, муниципаль­ных, частных), организаций, осуществляющих обучение, ин­дивидуальных предпринимателей и порядок осуществления ими образовательной деятельности, устанавливаются права и обязанности обучающихся и их родителей (законных предста­вителей), педагогических и иных работников образовательных организаций, а также меры их социального обеспечения.

Федеральным законом определяются принципы и меха­низмы реализации права граждан на доступное, бесплатное и качественное образование, в том числе статус и значение федеральных государственных образовательных стандартов, порядок приёма в организации, осуществляющие образова­тельную деятельность, порядок разработки и особенности ре­ализации образовательных программ в зависимости от уровня и направленности образования.

Устанавливаются уров­ни общего образования (дошкольное образование, начальное общее образо­вание, основное общее об­разование, среднее общее образование) и профес­сионального образования (среднее профессиональное образование, высшее об­разование - бакалавриат, высшее образование - спе- циалитет, магистратура, высшее образование - под­готовка кадров высшей ква­лификации). Кроме того, регулируются вопросы по­лучения дополнительного образования и профессио­нального обучения.

Каждое из этих поло­жений не только в чем-то ново, но и непривычно для традиционного понимания системы российского обра­зования. Поэтому реакция

общественности на появление этого документа неоднозначна. Например, КПРФ тоже предлагала альтернативный проект, но он не был принят. «Мы готовим обращение в Конститу­ционный суд по признанию нового закона «об образовании» неконституционным на основе статьи 55 части 2 Конституции РФ. она запрещает принимать законы, которые ухудшают со­циальное и материальное положение граждан», - заявил ви­це-спикер Госдумы Иван Мельников. «Вы знаете, что с сентя­бря вступает в силу закон «об образовании». Наша фракция готовила альтернативный проект, но мы, к сожалению, прои­грали голосование в нынешнем составе Госдумы, но выиграли в общественном мнении. Борьба продолжается, и мы готовим обращение в Конституционный суд, чтобы признать этот за­кон неконституционным, - заявил Иван Мельников. - Дело в том, что этот закон ухудшает положение детей-сирот в части поступления в высшие учебные заведения, он ухудшает поло­жение родителей в части ограничения платы за нахождение детей в детских учреждениях. Он ухудшает положение моло­дежи в части поступления в ВУЗы, ибо сокращается число бес­платных бюджетных мест. он ухудшает положение студентов в части платы за общежитие. Все это нарушает статью 55 часть вторая Конституции Российской Федерации. На основании этого мы и готовим запрос в КС».

Довольно любопытный комментарий новому закону дал первый зампред Комитета Госдумы по образованию олег Смолин (в свое время он голосовал против этого закона). По его заверению, из нового закона исчезло то ограничение, что родительская плата за присмотр и уход в детских садах не должна составлять более 20% затрат учреждения для обычной семьи и более 10% для многодетной. То есть плата за детский сад может резко увеличиться. отдать детей в садик многим станет просто не по карману. Матери не смогут работать. А это значит, что ещё больше семей с детьми окажутся на гра­ни нищеты. о. Смолин ссылается на данные общероссийско­го движения «Российским детям - доступное дошкольное образование», согласно которым сегодня общая стоимость присмотра и ухода за ребёнком в детских садах составляет: в Мурманске - 16 000 руб., в Подмосковье - 9000-12 500 руб., в Твери - более 8000 руб. в месяц на одного ребёнка. В общем, по мнению зампреда, нам предстоит стопроцентная оплата об­разовательных услуг. Именно услуг, ведь в новом законе везде, где речь заходит о деньгах, говорится о предоставлении госу­дарством образовательных услуг.

При этом олег Николаевич не акцентирует внимания на том, что по новому закону дошкольное образование будет отделено от услуг «присмотра и ухода». Если учить ребенка в детском саду станут бесплатно, то родителям придется пла­тить за «присмотр». Компенсация со стороны властей оста­нется прежней, а вот родительский вклад может составить уже не 20, а все 100% затрат детского сада - сумма будет за­висеть от учредителя (муниципалитета). Предполагается, что малообеспеченные родители будут платить меньше или вовсе не будут, однако конкретные детали в законе не уточняются. Единственное, оставшееся от старого закона исключение, - от платы по-прежнему будут освобождены дети-инвалиды, дети- сироты и больные туберкулезом.

Далее О.Н. Смолин опасается, что гимназии и лицеи перестанут существовать. Вместо них закон предлагает некие «нетиповые учебные заведения». Поправку приняли, несмо­тря на опасения членов Общественного совета при Миноб­рнауки, что гимназий и лицеев довольно много, а нетиповых учебных заведений будет гораздо меньше. Значительная часть ребят потеряют возможность учиться по программам повы­шенной сложности.

Вполне может быть - исчезнут коррекционные школы. Скорее всего, ликвидировать их будут ускоренными темпами, чтобы сэкономить деньги. Детей с нарушениями здоровья бу­дут размещать в обычных школах. Совместное образование - это прекрасно, но сначала нужно создать для этого условия, выделить средства. Об этом в законе - ни слова.

Средняя зарплата учителя должна быть не ниже сред­ней по региону. Однако речь идёт только об учителях. Сюда не включили педагогов-воспитателей, школьных психологов, преподавателей техникумов. Кроме того, к средней приравни­вается не ставка учителя, а зарплата. А большинство учителей и так вынуждены работать не на одну ставку.

Что касается дополнительного образования, то в законе появилась довольно расплывчатая формулировка: «гаранти­руется бесплатное допобразование в пределах основной об­разовательной программы», т. е. основная - не вся основная,

-  иронизирует О.Н. Смолин, - а где и что там дополнительно?

Профессиональное образование будет начинаться с кол­леджей и техникумов. С одной стороны, это хорошо - качество образования повысится, с другой - многие дети, которые идут в ПТУ, просто не способны усвоить программу среднего про­фессионального образования. Значит, их будут натаскивать, а не давать знания. Это приведёт к снижению числа квалифици­рованных рабочих кадров.

В вузах, сетует зампред, увеличится плата за общежитие. Ограничения, что она не должна превышать 5% стипендии, больше нет. Даже если исполнится поручение президента Пу­тина о том, что самые успевающие студенты должны получать стипендию в размере прожиточного минимума, то как раз всю её они вынуждены будут отдавать за общежитие. Сегодня в Мо­скве, например, полная оплата проживания в общежитии - 4-6 тыс. руб. Зато теперь у нас будет не два, а три уровня высшего образования. Первый - бакалавриат. Второй - специалитет и магистратура. Третий - аспирантура, адъюнктура, ординатура и т. д. Улучшит ли это качество обучения? Посмотрим.

Особую озабоченность вызывает не только у О.Н. Смоли­на, но и у большинства вузовских работников - отмена надба­вок за учёные степени и звания для преподавателей - доктор­ов, кандидатов, доцентов и профессоров.

И еще более серьезные акции: из нового закона исклю­чено действующее сейчас положение о запрете на привати­зацию государственных и муниципальных образовательных учреждений. А как у нас проходят приватизации и чем закан­чиваются, всем известно.

В заключение своего интервью зампред обращает внима­ние на ещё одну незаметную вроде бы деталь. В действующем законе применительно к государственному или муниципально­му образованию сказано, что у нас существуют образовательные учреждения. В новом законе все они называются образователь­ными организациями. Однако ст. 43 Конституции РФ гаранти­рует бесплатное образование в государственных и муниципаль­ных учреждениях. В организациях, в том числе государственных и муниципальных, бесплатное образование не гарантируется.

Любопытную сравнительную характеристику положений нового закона с существующей практикой провели «Москов­ские новости». Вторя заявлениям О.Н. Смолина, «Московские новости» прогнозируют, что новый закон «Об образовании» фактически сделает платными детские сады, уменьшит чис­ло школ для особо одаренных детей и количество бюджетных мест в вузах.

«Московские новости» посмотрели, что еще изменится в российском образовании из-за введения с сентября 2013 года новых правил.

Детские сады станут платными.

Как сейчас: за содержание одного ребенка в детском саду родители платят не более 20% затрат учреждения, многодетные семьи за каждого из своих дошкольников - в два раза меньше. Региональные власти при этом обязаны компенсиро­вать родителям не менее 20% их платы за одного ребенка. Если в семье двое детей - за них возместят до половины расходов, начиная с третьего - можно рассчитывать даже на 70%.

Будет: дошкольное образование планируют отделить от услуг «присмотра и ухода». Если учить ребенка в детском саду станут бесплатно, то за «присмотр» родителям придется пла­тить. Компенсация со стороны властей останется прежней, а вот родительский вклад может составить уже не 20%, а все 100% затрат детского сада - сумма будет зависеть от учреди­теля (муниципалитета). Предполагается, что малообеспе­ченные родители будут платить меньше или вовсе не будут, однако конкретные детали в законе не уточняется. Единствен­ное, оставшееся от старого закона исключение, - от платы по- прежнему будут освобождены дети-инвалиды, дети-сироты и больные туберкулезом.

Школ для одаренных детей станет меньше.

Как сейчас: среди множества различных типов школ ли­цеям, как привилегированным учебным заведениям, разреше­но делить класс на две части, чтобы уделять детям больше вни­мания (при этом оплата педагогам в любом случае идет как за целый класс), и иметь дополнительные ставки для ассистентов и читающих лекции университетских преподавателей.

Будет: специализация учреждения может быть указана в его названии, но считаться лицеем или гимназией школа бу­дет только на словах. После введения новой системы оплаты труда, согласно которой «деньги идут за учеником», тем, кто делает ставку на индивидуальное обучение в небольших груп­пах, придется увеличивать классы, сокращать ставки учителей и в итоге, возможно, объединяться с другими школами. Фор­мально дети, «проявившие выдающиеся способности», имеют право на поддержку - это закреплено в специальной статье, которой не было в старом законе. Будущих победителей олим­пиад, научных, спортивных и творческих конкурсов должны помочь выявить так называемые «нетиповые» школы - кото­рые могут создаваться как на базе обычных, так и при вузах. Однако кем и как будут финансироваться их улучшенные об­разовательные программы, в новом законе не указано.

Спецшколы для инвалидов продолжат закрывать.

Как сейчас: существует восемь видов коррекционных школ, где на обучение детей с ограничениями по здоровью тратится в 2-3 раза больше бюджетных денег, чем на обычного ребенка. Возможность учиться таким детям со сверстниками в обычной школе (инклюзивное образование) в законе не закреплена.

Будет: «особого» ребенка по-прежнему можно будет от­дать в специальную школу, чтобы он учился по адаптирован­ным программам. При этом региональные власти должны будут обеспечить ему качественное образование и, если здо­ровье ребенка позволяет, создать условия для его обучения в обычной школе. однако, хватит ли в региональных бюджетах на это средств, вот вопрос. Число коррекционных школ в Рос­сии, по данным Минобрнауки, за последние годы сократилось на несколько сотен.

Священники смогут преподавать в школах.

Как сейчас: религиозная организация может быть только учредителем школы, преподавать там священнослужители не имеют права. В 2009 году в 19 регионах страны в качестве экспе­римента в школах был введен курс «Основы религиозных куль­тур и светской этики», в рамках которого родители могли вы­брать для своего ребенка одну из религий для изучения (курс вели светские педагоги). В 2012 году эксперимент был признан успешным и получил распространение по всей стране.

Будет: родители по-прежнему смогут выбирать, будет ли их ребенок изучать «основы светской этики» или одну из определенных религий. Однако теперь религиозные органи­зации получают право проверять, насколько программа курса соответствует их вероучению, его историческим и культурным традициям, а также рекомендовать для работы в школах своих педагогов.

Зарплата учителей станет средней по региону.

Как сейчас: в школах действуют три модели системы оплаты труда, по которым педагогам начисляется заработная плата. Несмотря на ее некоторое увеличение в 2012 году, во многих регионах она оказывается ниже средней по сравнению с другими отраслями.

Будет: зарплата учителей не должна быть ниже средней в регионе. Изначально предлагалось привязать к этому уровню не зарплату, а базовую учительскую ставку - которая состав­ляет 18 часов, но в итоге в законе осталось общее определение. В то же время зарплата может также включать начисления за работу сверх нормы.

Срок действия сертификата ЕГЭ увеличится до 4 лет.

Как сейчас: единый госэкзамен был введен в 2009 году - сначала в рамках эксперимента, затем в качестве обязатель­ного. Результаты ЕГЭ действительны в течение двух лет после получения сертификата.

Будет: поступить в вуз можно будет только по результа­там ЕГЭ. За исключением МГУ им. М.В.Ломоносова и Санкт- Петербургского государственного университета, где придется сдавать дополнительные экзамены. Право на введение таких экзаменов сейчас имеют и некоторые другие ВУЗы, их пере­чень еще будет расширяться. Срок действия сертификата увеличится до 4 лет. Без экзаменов, как и раньше, смогут по­ступать победители Всероссийской олимпиады и олимпиад первого уровня, льготы сохраняются и для некоторых других категорий абитуриентов.

Дети-сироты больше не смогут поступить в вуз вне кон­курса.

Как сейчас: вне конкурса, при условии успешной сдачи экзаменов, в ВУЗы поступают: 1) дети-сироты и дети, оставши­еся без попечения родителей; 2) дети-инвалиды и инвалиды I и II групп; 3) молодые люди до 20 лет из неполных семей, где отец или мать - инвалид I группы, если их среднедушевой доход ниже прожиточного минимума (по данным Росстата, в среднем по стране в 2012 году он был чуть больше 6000 рублей).

Будет: успешно сдав экзамены, вне конкурса в вузы смогут поступить только дети-инвалиды и инвалиды I и II групп - в пределах квоты, которая устанавливается вузом и не может быть меньше 10% от общего объема контрольных цифр при­ема по данному направлению. Остальные смогут учиться на подготовительных отделениях. Правда, если их результаты экзаменов совпадут с результатами детей из обычной семьи, менее социально защищенного абитуриента вуз должен будет зачислить в первую очередь.

Студентов-бюджетников в вузах станет меньше.

Как сейчас: учиться на бюджете могут не менее 170 сту­дентов в расчете на каждые 10 тысяч населения всех возрастов.

Будет: студентов-бюджетников должно быть не менее 800 на каждые 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет. Учиты­вая демографический спад, по мнению законодателей, такое сокращение необходимо - иначе уже следующим летом мно­гим вузам придется отказаться от конкурса: бюджетных мест хватит более чем на 70% выпускников школ.

С большинством прогнозов аналитиков из «Московских новостей» трудно не согласиться.

Еще более категоричны в оценке нового закона отдельные критики, сопоставляющие последние нововведения в систему образования. В частности, поминают и новую систему оплаты труда, и федеральные государственные образовательные стан­дарты, и перераспределение полномочий, и т.п. Так, издание под названием «Желтый Шадринск» пространно, но довольно профессионально и со знанием дела дает собственный прогноз будущей образовательной деятельности по новому закону.

Мнение критиков однозначно: по новому закону защи­тить право ребенка на бесплатное образование или право пе­дагога на справедливую оплату труда будет гораздо труднее.

А государству с новым законом будет проще: не надо за­крывать маленькие школы - достаточно сделать такое норма­тивное финансирование, по которому школа численностью меньше 1000 учеников не сможет выжить.

Еще более категорично звучит: федеральная власть не гарантирует ничего ни детям, ни педагогам, все теперь опре­деляют региональные и местные власти. Начальное и среднее образование остается бесплатным, но, во-первых, ФГОСы раз­рабатываются и принимаются Министерством образования (то есть никто не мешает через год определить, что государство гарантирует не 37, а, например, 20 бесплатных часов в неделю), а во-вторых, именно региональная власть решает, сколько сто­ит в регионе одна ученическая «душа».

тем более не гарантируется бесплатность дополнительно­го образования. теперь чиновник может, опираясь на нормы закона, говорить педагогам дополнительного образования: будете себя хорошо вести (работать и отчитываться по приду­манным чиновниками правилам) - оплатим кружки и секции.

Нет теперь никаких государственных гарантий соци­альных и трудовых прав педагогов - все зависит от регионов. Президент и премьер-министр могут раздавать любые обеща­ния - командовать регионами они не могут, а у губернаторов найдутся более важные статьи расходов, чем учительская зар­плата или оплата сельским учителям коммунальных услуг.

Нормативное финансирование стало единственно воз­можным по всей стране, то есть «неэффективными» стали ты­сячи маленьких школ.

В сочетании с нормами ФЗ-№83 новый закон приведет к неизбежному росту платных образовательных услуг, особенно в старших классах (подготовка к ЕГЭ) и в дополнительном об­разовании. Если в классе 30 (и более!) учеников, не может идти речь ни о каком индивидуальном подходе. Детям будет пред­лагаться стандартный набор элементарных учебных ЗУН, а вот подготовку к ГИА/ЕГЭ, а тем более - к олимпиадам школа объявит «платной образовательной услугой вне рамок ФГОС».

Принципиально изменились отношения между дирек­тором школы и педагогическим коллективом, а также, бла­годаря НСОт, внутри педагогического коллектива. Директор теперь - не педагог, а менеджер, он никак не связан с сутью педагогической работы. Зависит директор всецело от соб­ственника, то есть от руководителя Управления образования, который может уволить директора без объяснения причин. Оценивается директор, прежде всего, по умению «оптимизи­ровать», то есть сократить количество психологов, библиоте­карей, социальных работников. Зарплата директора опреде­ляется по средней зарплате работников, поэтому директору выгодны учителя, работающие на 1,5-2 ставки, и невыгодны совместители - ученые, вузовские преподаватели.

Всё вышеизложенное - критические замечания и прогноз возможных негативных последствий от внедрения нового закона. Но образовательная среда за последнее двадцатилетие (с первого ельциновского указа) привыкла ко многим казусам. И жива.

Будем надеяться, что новый закон все-таки создан на бла­го российского народа.

теперь его на практике нужно будет «увязать» с другими образовательными инициативами, не допустить противоре­чий в нормативно-правовом поле, а где-то внести необходи­мые коррективы в уже реализуемые программы.

Так, в конце 2012 года принята «Государственная програм­ма Российской Федерации "Развитие образования" на 2013­2020 годы». Первый этап ее реализации - 2013-2015 годы - фактически начался.

Цель программы: Обеспечение высокого качества россий­ского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития россий­ского общества и экономики.

Повышение эффективности реализации молодежной по­литики в интересах инновационного социально ориентиро­ванного развития страны.

Задачи:

-     формирование гибкой, подотчетной обществу систе­мы непрерывного профессионального образования, развива­ющей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического раз­вития Российской Федерации;

-     развитие инфраструктуры и организационно-экономи­ческих механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного об­разования детей;

-     модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

-     создание современной системы оценки качества образо­вания на основе принципов открытости, объективности, про­зрачности, общественно-профессионального участия;

-     обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.

Впечатляет прогнозный объем финансирования Государ­ственной программы (в ценах соответствующих лет): за счет средств федерального бюджета он составит 3 991 773 353,40 тыс. рублей!

Разработчики полагают, что в результате реализации Го­сударственной программы:

-     улучшатся результаты российских школьников по ито­гам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA);

-     повысится удовлетворенность населения качеством об­разовательных услуг;

-     совокупный объем затрат на сферу образования по от­ношению к ВВП (бюджетные средства, средства семей и пред­приятий, направляемые в систему образования) увеличится с 5,4 до 6,5 %;

-     повысится эффективность использования бюджетных средств, будет обеспечена финансово-хозяйственная самосто­ятельность образовательных организаций за счет реализации новых принципов финансирования (на основе государствен­ных (муниципальных) заданий);

-    повысится привлекательность педагогической профес­сии и уровень квалификации преподавательских кадров;

-    будут полностью обеспечены потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным на­правлениям модернизации и технологического развития;

-    увеличится количество российских вузов, отмеченных в первой полутысяче в наиболее массово признаваемых рейтин­гах мировых университетов;

-    будут созданы условия для получения любым гражда­нином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни;

-    увеличится доля образовательных услуг, оказываемых в рамках частно-государственного партнерства;

-    будет сформирована сеть ведущих вузов страны;

-    будет создана инфраструктура поддержки раннего раз­вития детей (0-3 года);

-    будут ликвидированы очереди на зачисление детей в возрасте от трёх до семи лет в дошкольные образовательные учреждения;

-    во всех общеобразовательных организациях будут соз­даны условия, соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

-    не менее 75% детей 5-18 лет будут охвачены программа­ми дополнительного образования;

-    увеличится доля молодых людей, участвующих в дея­тельности, молодежных общественных объединений, с 17% в 2010 году до 28% к 2020 году;

-    повысится эффективность реализации молодежной по­литики в интересах инновационного развития страны.

То есть желаемые достижения соответствуют нормам но­вого закона, но что будет на практике - не прогнозируемо.

Уже в преамбуле данной программы четко обозначена ее ориентация на зарубежные образцы. При этом даются убеди­тельные «выигрышные» сравнения.

Небезосновательно утверждается, что уровень образова­ния населения России - один из самых высоких в мире. Доля населения без образования и с начальным общим образовани­ем составляет в России менее 2 % (один из самых низких по­казателей среди стран Организации экономического сотруд­ничества и развития - ОЭСР). По охвату общим образованием населения в возрасте от 7 до 17 лет (99,8 %) Россия превосходит большинство стран ОЭСР.

Россия входит в число мировых лидеров по численности студентов программ третичного образования. Этот результат обеспечен более высокой долей среднего профессионального образования, в то время как по уровню населения с высшим образованием Россия соответствует средним значениям по странам ОЭСР.

Отметим: в начале статьи мы обращали внимание на предусмотренные новым законом изменения в российской структуре начального профессионального образования и среднего профессионального образования, о которых так кри­тически отзываются специалисты.

Далее в указанной программе подчеркивается, что по показателю охвата детей дошкольным образованием Россия соответствует средним значениям по странам ОЭСР. Показатель обеспеченности местами в дошкольных образовательных учреждениях составляет 63,7 %, что является лучшим показа­телем с 1991 года, достигнутым в условиях роста рождаемости. При этом в ряде субъектов Российской Федерации сохраняет­ся дефицит мест.

Снова отметим: мы обращали внимание на положения нового закона, касающиеся системы дошкольного образования.

Говорили мы и о дополнительном образовании детей, бесплатность которого не гарантируется. А в программе ут­верждается: Россия - одна из немногих стран, где обеспечи­вается бюджетное финансирование организаций дополни­тельного образования детей в сфере образования, культуры, спорта. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 % детей в возрасте от 5 до 18 лет. Хотя делается оговорка - рост участия детей в дополнительном об­разовании происходит в основном за счет платных услуг.

То есть по каждому разделу программы можно «прой­тись» критически и заметить отдельные «нестыковки» с поло­жениями нового закона. И хотя в программе резюмируется, что в целом в масштабах страны обеспечен высокий уровень доступности образования на всех уровнях, а сама программа призвана обеспечить расцвет российского образования в бли­жайшем обозримом будущем. Но в целом - только будущее и покажет, насколько реалистичны сегодняшние прогнозы.

Как уже отмечалось в наших статьях, дала некоторые ре­зультаты национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Напомним: будучи Президентом России, Дмитрий Ана­тольевич Медведев призвал современное общество обратить особое внимание на нашу новую школу. Именно так называ­ется выдвинутая им инициатива, реализуемая сегодня повсе­местно в системе отечественного образования.

Инициатива «Наша новая школа» видится нам как зако­номерное продолжение приоритетного национального про­екта «Образование», реальное обозначение стратегических направлений государственной политики в сфере общего об­разования на ближайшие десять лет.

Разработчики этой инициативы в Министерстве обра­зования и науки Российской Федерации уже отчитались о проделанной работе в 2011 году и поставили первоочередные задачи на 2012 год. Сегодня пора говорить о выполнении пла­новых показателей за 2012 год и задачах на 2013 год.

Насколько нам известно, готов доклад о реализации дан­ной инициативы за 2012 год. Дабы не повторяться в анализе доклада 2011 года и не забегать вперед до подробного рассмо­трения итогов 2012 года, отметим только, что в 2013 году, види­мо, понадобится внесение существенных корректив в плани­рование и последующее исполнение ранее предусмотренных задач с учетом положений нового закона.

Что же касается отдельных противоречий и вопросов, которые поднимались нами в прошлых публикациях при анализе проекта нового закона, то многие из них, по нашему мнению, так и остались неразрешенными. В частности, мы го­ворили о том, что не выстроена рациональная система распре­деления полномочий между федеральным и региональными уровнями; что система софинансирования, которая существу­ет, позволяет решать лишь отдельные и не всегда самые важ­ные проблемы; что участие в софинансировании происходит не в зависимости от того, какие есть проблемы, как их нужно решать, каковы оптимальные варианты решений, какова мера ответственности за прогнозируемый результат, а в зависимо­сти исключительно от финансовых возможностей регионов и т.д. и т.п.

Мы говорили, что положения о статусе учителя носят декларативный характер, предлагая изменить и закрепить изменения законодательно, например, путем приравнива­ния статуса учителя к статусу госслужащего, - увы, высокий социальный статус учителя так и остается голой деклараци­ей, - может следующий закон подойдет к этому вопросу более серьезно.

Отмечалось нами, что не менее противоречиво реализу­ется в регионах новая система оплаты труда, что новые вне­дряющиеся подходы исключительно привлекательны, но вся система стимулирования и простых процентных надбавок не соответствует тем сложным задачам, которые наши учителя решают. Если мы предъявляем сегодня к учителям очень высо­кие и серьезные требования, то, соответственно, и заработная плата должна быть адекватной.

Отрадно, что теперь зарплата учителей не должна быть ниже средней в регионе. Изначально предлагалось привязать к этому уровню не зарплату, а базовую учительскую ставку - которая составляет 18 часов, но в итоге в законе осталось общее определение. В то же время зарплата может также включать начисления за работу сверх нормы.

Однако директор школы теперь оценивается, как уже упоминалось, прежде всего, по умению «оптимизировать», то есть сократить количество психологов, библиотекарей, соци­альных работников, вспомогательных служб. Зарплата дирек­тора определяется по средней зарплате работников, поэтому директору выгодны учителя, работающие на 1,5-2 ставки, и невыгодны совместители - ученые, вузовские преподаватели.

Как видим, новый закон об образовании многие вопросы так и оставил нерешенными.

Образовательное право




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика