Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Коррупция и наркотики в Российской Федерации
Научные статьи
29.05.13 11:56

вернуться

  
ЕврАзЮж № 4 (59) 2013
КРИМИНОЛОГИЯ
Поляков М.М.
Коррупция и наркотики в Российской Федерации
В статье исследовано влияние коррупции на незаконный оборот наркотических средств
и психотропных веществ в Российской Федерации.

Российская Федерация столкнулась в настоящее время с одной из самых страшных проблем современности - наркома­нией. трудно себе представить угрозу серьезнее той, которую несут для общества наркотики и психотропные вещества. Еже­годно от злоупотребления ими на всем земном шаре умирают миллионы людей. Наркозависимость - это чудовищное че­ловеческое состояние, возникающее вследствие приема даже крайне малых доз наркотиков. Расплатой за сиюминутное состояние счастья и отрешенности от бед становится жизнь и здоровье. Человек, употребляющий наркотики, перестает быть полноценным членом общества и превращается в слабое отражение своей личности.

Неконтролируемое употребление наркотиков - пробле­ма сложная и многогранная. Ею занимаются врачи, психологи, социологи, юристы, а также представители других отраслей знаний. С правовой точки зрения употребление наркотиков и психотропных веществ без назначения врача относится к ка­тегории юридической ответственности. Российским законода­тельством предусмотрена уголовная и административная от­ветственность за деяния, связанные с незаконным оборотом и употреблением наркотиков.

Современная наркоситуация в Российской Федерации ха­рактеризуется большинством специалистов как критическая. Ежегодно от наркотиков в нашей стране умирает более 100 тыс. человек и это один из самых больших показателей в мире. Наркомания стала настоящей социальной бедой, грозящей перерасти в будущем в лавинообразную эпидемию, которую будет просто не остановить. За последние 10 лет количество за­регистрированных органами здравоохранения потребителей наркотиков увеличилось почти в пять раз. Из этого количества потребителей более 360 тыс. (или 80,1 %) являются больными наркоманией и токсикоманией. При этом следует учитывать, что данные официальной статистики далеко не полностью от­ражают существующее положение дел. Латентность (скрытая от официальной регистрации часть) наркомании и связанной с ней преступности чрезвычайно высока.

По официальной статистике в России около 5,9 миллио­нов человек имеют опыт употребления наркотиков - это при­мерно 4 % населения. При этом реальные цифры превышают данные официальной статистики в 5-7 раз, поскольку не учитываются те, кто как потребитель нигде не зафиксирован - так называемые анонимные наркоманы.

Описанная выше ситуация порождена резким снижением духовности в российском обществе, возникшей в среде молоде­жи своеобразной модой на наркотики, пропагандой наркоти­ков в средствах массовой информации и сети Интернет. Важ­ным фактором, влияющим на рост молодежной наркомании, является то, что в этой среде злоупотребление наркотиками стало престижным, как бы отражающим причастность к особой субкультуре. Наркотики стали непременным атрибутом вече­ринок, дискотек, концертов модных музыкальных групп. Таким образом, происходит постепенная наркотизация российского общества и государства. С великим сожалением можно конста­тировать то обстоятельство, что в настоящее время практически не осталось ни одного населенного пункта, в котором не прожи­вали бы лица, хоть когда-нибудь в своей жизни употребившие наркотические средства или психотропные вещества. Рост по­казателей распространенности наркомании характерен как для городского, так и для сельского населения страны, но эта про­блема в городах проявляется значительно острее.

Анализ правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков свидетельствует о том, что это молодежная про­блема. Среди лиц, совершивших такие правонарушения, большинство (66,7 %) составляют молодые люди в возрасте 18­29 лет. Что касается наркоманов, совершивших правонаруше­ния в сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ, то их средний возраст не превышает 26 лет.

По данным Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков за 2012 г. было соверше­но свыше 79 тыс. преступлений и более 50 тыс. администра­тивных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсо­ров или аналогов, а также сильнодействующих веществ.

Важно отметить, что в современном мире многие нега­тивные явления и тенденции не существуют обособленно, а наоборот - взаимосвязаны и проявляются зачастую одновре­менно. Безусловно, наиболее яркими примерами в этом отно­шении выступают наркотики и коррупция. Как правило, где нелегально распространяются наркотики, там и пускает свои корни коррупция. Наркотики и коррупция являются близ­кими элементами противоправной деятельности, в которой бывают взаимосвязаны наркоманы, наркодилеры и коррумпи­рованные должностные лица органов государственной власти.

Коррупция в России давно стала проблемой № 1. В п. 37 Стратегии национальной безопасности Российской Федера­ции до 2020 года одними из основных источников угроз на­циональной безопасности являются деятельность транснаци­ональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотроп­ных веществ, а также сохраняющийся рост преступных пося­гательств, связанных с коррупцией.

В Российской Федерации официальное определение коррупции закреплено в Федеральном законе «о противо­действии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции). Согласно ст. 1 данного закона, коррупция - это:

а)   злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммер­ческий подкуп либо иное незаконное использование физи­ческим лицом своего должностного положения вопреки за­конным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление та­кой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б)   совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица.

Сегодня в нашей стране, пожалуй, нет ни одного орга­на власти, где бы коррупция не проявилась в явном или за­вуалированном виде. Граждане Российской Федерации ас­социируют государственные институты с коррупционными структурами, сросшимися с представителями бизнеса для удовлетворения своих корыстных потребностей. Да и сама власть, к сожалению, довольно часто дискредитирует себя громкими коррупционными скандалами. Очевидно, что кор­рупция стала «пятой колонной» нашего государства, которая разрушает политическую, экономическую, культурную и дру­гие сферы общественной жизни.

Согласно Индексу восприятия коррупции в 2012 г. (ИВК- 2012) Россия набрала 28 баллов и заняла 133 место из 174 воз­можных. Эту позицию Россия делит с такими странами как Гондурас, Гайана и Иран. По сравнению с 2011 г. (143 место) можно отметить достаточно хорошую позитивную динамику. однако такое расположение Российской Федерации в списке Индекса далеко не самым лучшим образом сказывается на имидже государства в мировом сообществе.

Контроль за оборотом наркотических средств и психо­тропных веществ, а также ответственность за коррупционные действия определены участием Российской Федерации в меж­дународных договорах по этим вопросам. Сегодня в России действуют: Женевская конвенция «О запрещении незаконной торговли наркотическими средствами» 1935 г., Единая кон­венция о наркотических средствах 1961 г. с внесенными в нее поправками, Конвенция о психотропных веществах 1971 г., Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота нарко­тических средств и психотропных веществ 1988 г., Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г., Конвен­ция Организации Объединенных Наций против коррупции 2003 г. и др.

Осуществление мер по борьбе с наркотиками и кор­рупцией относится к компетенции многих органов государ­ственной власти. К ним относятся: Прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Министерство внутренних дел РФ, Фе­деральная таможенная служба РФ, Федеральная служба без­опасности РФ, Служба внешней разведки РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и др.

По информации Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН) Российская Федерация - второй по размерам рынок героина. Около 25 % всего афганского герои­на (95 т) ежегодно вывозится из Афганистана в Центральную Азию по так называемому северному маршруту для удовлет­ворения спроса Российской Федерации, составляющего около 70 т. По оценкам, в Российской Федерации насчитывается от 1,6 до 1,8 млн. потребителей опиатов, т. е. коэффициент рас­пространенности потребления опиатов среди лиц в возрасте 15-64 лет составляет 1,6 %. Среди наркопотребителей очень высок уровень распространенности ВИЧ (около 37 %).

Таким образом, мировой наркорынок характеризуется самыми разнообразными тенденциями: с одной стороны - за последние годы производство наркотиков сокращается, а с другой - общий объем оборота наркотиков за 8-10 лет суще­ственно вырос. Серьезную озабоченность вызывает тот факт, что Российская Федерация находится на лидирующих позици­ях по потреблению наркотических и психотропных веществ. Россия оказалась вовлеченной в мировой наркотрафик, где ей был отведен так называемый «северный поток». Не вызы­вает сомнения, что сегодня в России действует очень мощная наркомафия, которая контролирует гигантские потоки нарко­тиков, курсирующие по территории нашей страны. В связи с этим оказываются втянутыми в противоправную коррупци­онную деятельность сотрудники полиции, прокуратуры, Госнаркоконтроля, судебной системы, гражданские служащие и депутаты представительных органов власти.

Все усилия по борьбе с наркотиками сводятся на нет, ког­да происходит колоссальное давление на должностных лиц со стороны организованных преступных групп. Запугивание и подкуп - самые эффективные приемы, которые организо­ванные преступные группы противопоставляют действиям правоохранительных органов по контролю над наркотиками. Коррупция - крайне опасное явление, оказывающее глубокое и разрушительное воздействие на личность, общество в целом и социальные институты. Нередко именно она становится причиной низкой результативности или даже полной несо­стоятельности усилий по контролю над наркотиками.

Сотрудники правоохранительных и судебных органов, не получая поддержки и защиты, оказываются перед сложным выбором: подвергнуться насилию или даже расстаться с жиз­нью либо пойти на сделку с совестью и стать сообщниками безжалостных преступников. После получения взятки долж­ностные лица автоматически дискредитируют не только себя, но и все усилия, которые предпринимаются по противодей­ствию наркотизации российского общества.

Сформировавшая сегодня устойчивая связь между нар­котиками и коррупцией, которую в международных докладах называют «наркокоррупцией», дает возможность организо­ванным группировкам укреплять свою противозаконную дея­тельность, вести свои дела с минимальной оглядкой на органы власти и извлекать максимальный доход из подпольного рын­ка наркотиков.

Самым мощным коррумпирующим фактором для долж­ностных лиц является возможность получить часть доходов от наркоторговли. Среди руководителей правоохранительных органов бытует мнение, что это - главная сила, подталкиваю­щая к совершению коррупционных правонарушений работ­ников их ведомств. Сотрудники правоохранительных органов, занимающиеся борьбой с наркотиками, более всего подверже­ны коррупции.

В обмен на долю выручки от незаконного оборота нарко­тиков некоторые должностные лица воздерживаются от при­менения закона или исполняют эту обязанность недостаточно строго, предоставляя преступникам относительную свободу действий; кроме того, некоторые должностные лица могут за плату выборочно применять закон или направлять его силу против конкурентов конкретной преступной группы.

В России нередко бывали ситуации, когда представите­ли наркобизнеса обретали самостоятельное политическое влияние. Они становились депутатами представительных ор­ганов власти или входили в состав руководящих структур ис­полнительных органов. Там они приобретали нужные связи и знакомства, вступали в сговор с коррумпированными пред­ставителями политической элиты. таким образом, криминал полностью подчинял себе представителей государственной власти. Подобное взаимоусиливающее переплетение полити­ческих и криминальных сфер влияния в итоге подрывает леги­тимность публичных институтов.

таким образом, те самые органы и механизмы, которые создаются для ограничения незаконной торговли наркотика­ми, нередко ослабевают или теряют дееспособность из-за кор­рупции. В некоторых странах Центральной Америки, напри­мер, коррупция, связанная с наркоторговлей, была отмечена среди высокопоставленных должностных лиц, в том числе среди руководителей правоохранительных ведомств по борь­бе с наркотиками. В 2008 г. правительством Мексики проводи­лась операция «Чистые руки», имевшая своей целью очистить ряды высших чинов полиции от влияния наркокартелей. В результате были арестованы и осуждены временный глава фе­деральной полиции и исполняющий обязанности начальника оперативного отдела по контролю над наркотиками. Это сви­детельствует о том, что правительства могут бороться с всепро­никающей наркокоррупцией на самом высоком уровне.

Для предупреждения коррупции, связанной с нарко­тиками, можно принять ряд мер. Многие из них совпадают с теми, которые принимаются для борьбы с коррупцией во­обще. Речь идет о мерах по предупреждению, обнаружению и расследованию случаев коррупции. В правоохранительных и судебных органах могут приниматься меры по созданию и укреплению множественных структур подотчетности, меха­низмов внутреннего расследования и дисциплинарных проце­дур. Самые важные меры предупреждения наркокоррупции определены в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Конвенция допускает создание независи­мых антикоррупционных органов, официально наделенных законодательными полномочиями и способных содействовать эффективному предупреждению коррупции. В ней также предложено периодически проводить оценку соответствую­щих правовых документов и административных мер на пред­мет определения их действенности с точки зрения предупреж­дения коррупции.

В процессе предупреждения коррупции необходимо наличие во всех органах власти эффективных, прозрачных и объективных систем подбора, найма на работу, продвижения по службе и выхода в отставку публичных должностных лиц. Все ведомства, участвующие в деятельности по контролю над наркотиками, должны обеспечить наличие у них конкретных процедур поддержки и контроля за работой всех сотрудни­ков, особенно тех, кто подвержен непосредственной опасности коррупции.

Важным методом предупреждения коррупции является недопущение отмывания коррупционных доходов. Первооче­редной задачей эффективной антикоррупционной стратегии является борьба с подкупом и запугиванием сотрудников су­дебной системы.

В соответствии с рекомендациями МККН в сфере деятель­ности полиции и других правоохранительных органов профи­лактика коррупции предполагает решительные действия по целому ряду направлений, включая:

a)    подбор личного состава, его подготовку и продвижение по службе;

b)   обеспечение достаточными ресурсами;

c)    корректировку несовершенных схем оплаты труда, воз­награждения и поощрения сотрудников;

d)   совершенствование существующих в организации и за ее пределами механизмов управления и подотчетности;

e)   повышение прозрачности;

i) изменение сложившихся в организации подходов и традиций, мешающих становлению высоких стандартов по­лицейского профессионализма и этики;

g) борьбу с любой внутренней субкультурой, которая мо­жет закреплять в сознании сотрудников идею о допустимости коррупции.

Сложившаяся наркоситуация в РФ и ее неблагоприятный прогноз развития обязывают государство и общество искать пути противодействия незаконному обороту наркотических веществ и злоупотреблению ими, определять наиболее эф­фективные меры по сокращению спроса и предложения на наркотики, а также вырабатывать стратегические направления этой деятельности.

По мнению автора, органам государственной власти не­обходимо сосредоточить свои усилия на профилактике рас­пространения наркотиков, психотропных веществ и корруп­ции. Это должна быть комплексная работа, направленная на искоренение причин и условий, способствующих наркотиза­ции и коррумпированности российского общества. Важней­шее значение должно отдаваться борьбе с распространением наркотиков и доступностью их приобретения. Главная задача борьбы с наркотиками - снизить до минимума количество наркоманов в нашей стране. Кроме того, необходимо всячески помогать лицам, больным наркоманией.

Криминология




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика