Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Деофшоризация в Евразийском пространстве, или не все иностранные юрисдикции одинаково полезны
Научные статьи
01.07.13 13:31

вернуться

Деофшоризация в Евразийском пространстве, или не все иностранные юрисдикции одинаково полезны


В силу известных причин тема так называемой «деоф­шоризации» в настоящее время особенно популярна. Одно­временно остается непонятным, что следует понимать под данным словом. Разумеется, лозунги о борьбе с «налоговыми гаванями», «серыми схемами» и т. п. играют популистскую роль в политическом процессе. Однако что будет означать на практике данная борьба? Идет ли речь о запрете или ограни­чении регистрации юридических лиц за рубежом? На каких субъектов будут распространяться предпринимаемые меры? Каковы будут санкции? Ясно одно, ответов не просто меньше вопросов, ответов практически нет.

такая ситуация негативным образом сказывается на пред­сказуемости ведения бизнеса на международном уровне, по­скольку использование иностранных юрисдикций в ходе со­трудничества с зарубежными деловыми партнерами и при осуществлении международных трансакций неизбежно. Од­нако между иностранными юрисдикциями существуют раз­личия, порой существенные. Именно на эти различия стоит ориентироваться при проведении деофшоризации. Иными словами, во-первых, деофшоризация не должна быть направ­лена против всех иностранных юрисдикций, во-вторых, меры по деофшоризации следует применять только против так на­зываемых «серых» юрисдикций, которые не поддерживают на надлежащем уровне стандарты прозрачности при проведении трансакций.

Представьте себе ситуацию, что в каком-либо небольшом городе одно предприятие занимается производством молока. Предприятию сопутствует успех в масштабах своего города, и в один прекрасный день оно решает экспортировать на име­ющейся грузовой машине молоко в региональный центр, в который ведут две дороги: одна объездная - длинная и ухаби­стая, другая - короткая и асфальтированная. Какую дорогу вы­брали бы Вы, окажись на месте этого директора? Ответ более чем очевиден.

Выбор данного примера неслучаен. Длинная и ухабистая дорога - это российские правопорядок и судебная система, ко­торые по многим важным показателям уступают передовым иностранным юрисдикциям - коротким и асфальтированным дорогам.

Если заявленная деофшоризация будет направлена про­тив всех иностранных юрисдикций, в контексте нашего при­мера это будет означать, что нашему предприятию придется каждый раз отправлять молоко по длинному и некомфортно­му маршруту. Как это повлияет на бизнес? Непредвиденные расходы руководство предприятия должно как-то покрывать. Скорее всего, оно будет закладывать издержки в стоимость молока для конечного потребителя. А теперь представьте себя жителем регионального центра, который собирается купить молоко. Хотите ли Вы переплачивать за него, то есть фактиче­ски оплачивать неоправданные затраты по преодолению на­вязанного длинного пути? Ответ, опять же, очевиден.

Вот почему иностранные юрисдикции часто являют­ся более предпочтительными для ведения бизнеса. Выбор иностранной юрисдикции обусловлен целым рядом пре­имуществ, как правового, так и экономического характера. К таким преимуществам относятся, среди прочего, доступ на зарубежные рынки, оптимизация налогообложения, между­народно-правовая защита капиталовложений, нейтральное правосудие, качество правовой системы.

Одним из примеров преимуществ является ситуация, свя­занная с заключением акционерных соглашений. С помощью акционерных соглашений участники юридического лица опре­деляют порядок управления последним, что способствует ста­бильности отношений и минимизации управленческих рисков. В России действует демо-версия института таких соглашений. Возросшие риски, в свою очередь, неизбежно включаются в ко­нечную стоимость продукции, что зачастую неблагоприятно отражается на конкурентоспособности такой продукции.

Напротив, в Швейцарии сложился либеральный подход к заключению акционерного соглашения: учреждение юри­дического лица в Швейцарии могло бы быть оптимальным решением для участников российских юридических лиц, ко­торые хотели бы заключить акционерное соглашение. Соз­данному швейцарскому юридическому лицу передавались бы 100% акций российского юридического лица; первоначальные акционеры российского лица становились бы акционерами швейцарского АО и заключали бы между собой акционерное соглашение, регулируемое швейцарским правом.

Иностранная юрисдикция предоставляет множество пре­имуществ российским предпринимателям. Однако по степе­ни прозрачности и пригодности для международных трансак­ций иностранные юрисдикции отличаются друг от друга. Как правило, происходит противопоставление так называемых «офшоров» прочим юрисдикциям, к которым нет претензий с точки зрения степени транспарентности.

Обычно под офшором понимается юрисдикция с низки­ми налоговыми ставками. Однако данное определение недо­статочно корректно. Если бы уровень налогов был квалифи­цирующим признаком отнесения той или иной юрисдикции к офшорам, Россия, по сравнению с другими европейскими странами, могла бы считаться офшором, поскольку «корпо­ративный» налог в России составляет 20% против, например, 29% - в Германии или 25% - в Австрии.

Хотя выгодные налоговые ставки сопутствуют офшорным юрисдикциям, офшорами такие юрисдикции делает их не- транспарентность.

Швейцария против Сборной «серых гаваней»

Не все то золото, что блестит. Применительно к ино­странным юрисдикциям использование данного устойчивого выражения вполне оправдано. Иностранные юрисдикции, ка­жущиеся перспективными для ведения бизнеса, зачастую мо­гут таить в себе неожиданные и часто неприятные сюрпризы, которые преуспевающее предприятие, стремящееся выйти на международный рынок, должно избегать.

В данной связи интересно сравнить Сингапур, Гонконг и эмират Дубай со Швейцарией. Для этого мы намерены ис­следовать каждую из юрисдикций с точки зрения нескольких критериев: (1) политический режим; (2) состояние правовой системы; (3) наличие механизма обмена налоговой информа­цией, а также (4) давление со стороны основных международ­ных игроков (прежде всего, США и ЕС).

1.   Политический режим

Надежность юрисдикции связана со степенью демокра­тизации институтов общества и государства. Авторитарный режим всегда порождает риск недовольства среди населения и, как следствие, нестабильность в деловой сфере. Для ино­странных инвесторов авторитарные режимы опасны еще и тем, что правительство может экспроприировать имущество без встречной компенсации. Напротив, демократический ре­жим является залогом успешного развития бизнеса.

a.    Сингапур

Сингапур является парламентской республикой, где ис­полнительная власть принадлежит кабинету министров во главе с премьер-министром. Законодательная власть фактиче­ски сосредоточена в руках одной партии, что свидетельствует об укоренении в Сингапуре элементов авторитарного режи­ма. С 1965 г. в Сингапуре доминирует партия «Народное дей­ствие», что вызывало и продолжает вызывать многочисленные протесты. Правящая партия обвиняется в подавлении реаль­ной оппозиции. По такому важному критерию демократиза­ции государства, как свобода прессы, организация «Репорте­ры без границ» поместила Сингапур в конец списка - на 140-е место из 167. Freedom House оценивает ситуацию в Сингапуре только как «частично свободную».

b.   Гонконг

В 1997 г. суверенитет над Гонконгом перешел от Велико­британии к Китайской Народной Республике (КНР). В насто­ящее время Гонконгу предоставлена автономия вплоть до 2047 г., означающая, что в компетенции властей Гонконга остается контроль над законодательством, полицейскими силами, де­нежной системой, пошлинами и иммиграционной политикой.

В целом описание автономии Гонконга звучит достаточ­но позитивно, однако фактически картина не столь радужная. Выборы в Гонконге далеки от классического понимания демо­кратии. Руководителем исполнительной ветви власти являет­ся глава администрации, который избирается специальным комитетом, состоящим из около 800 человек. Речь идет о сво­еобразной форме олигархии, поскольку люди, входящие в ко­митет, представляют гонконгскую деловую элиту. Все осталь­ные чиновники исполнительной власти (прямо или косвенно) назначаются главой администрации. Законодательный орган состоит из 60 депутатов. Из них только 30 избираются всеоб­щим голосованием.

Ситуация усугубляется негласным, но всеобъемлющим присутствием Пекина. Так, власти КНР способны эффективно влиять на состав комитета выборщиков, которые избирают гла­ву администрации Гонконга. таким образом, о независимости Гонконга от КНР можно говорить лишь с натяжкой. так же как и в Сингапуре, такое положение вещей вызывает критику на­селения, что выливается в многочисленные митинги протеста.

c.   Дубай

Дубай, будучи частью ОАЭ, является абсолютной насле­дуемой монархией. В данном емком определении умещается суть возможных рисков, связанных с ведением коммерческой деятельности: успех иностранного предприятия зависит во многом от благосклонности монарха, чья власть в эмирате практически абсолютна.

d.   Швейцария

Швейцария является федеративной республикой с демо­кратическим политическим режимом. В стране развита систе­ма сдержек и противовесов между законодательной и испол­нительной властями, а также между федерацией и кантонами. Демократические основы Швейцарии подкреплены сильным институтом народного референдума. таким образом, устрой­ство государства делает практически невозможным принятие невзвешенного решения. Также исключается вероятность при­нятия дискриминационного решения в отношении какого- либо отдельного лица или вопроса, что обеспечивает бизнесу необходимую стабильность.

2.  Правовая система

Выбирая туристическое направление, люди зачастую скло­няются в пользу экзотических стран, в которых можно получить новые, неожиданные впечатления. Однако ситуация диаметраль­но противоположна, когда речь заходит о предпринимательской деятельности: любой человек, заботящийся о своих капиталах, понимает, что экзотика правового регулирования трудно совме­стима с успехом в бизнесе. Правовое регулирование и обычаи де­лового оборота в Сингапуре, Гонконге и Дубае могут разительно и непредсказуемо отличаться от привычных реалий.

а.  Сингапур, Гонконг

В основе правовой системы Сингапура и Гонконга лежит английское общее право (Common Law), которое само по себе не знакомо российским предпринимателям, привыкшим к континентальной системе права. так, в Англии, являющейся прообразом правовых систем Сингапура и Гонконга, формы юридических лиц довольно существенно отличаются от при­нятых в континентальной Европе, включая Россию8. Более того, право Сингапура и Гонконга обладает своими местными характеристиками, что еще более усложняет понимание его со стороны российских бизнесменов.

По данным международной организации Amnesty International, в Сингапуре некоторые положения права находят­ся в противоречии с презумпцией невиновности9. На практике это означает, что предпринимателя могут обвинить в соверше­нии какого-либо наказуемого деяния, однако именно он (а не власти Сингапура) должен доказывать свою невиновность.

б.  Дубай

Правовая система Дубая испытывает на себе влияние норм шариата10. Для российского/европейского менталитета данные нормы не самоочевидны, соответственно, некоторые действия, вполне приемлемые в России, могут караться в Ду­бае. так, у иностранного гражданина могут возникнуть непри­ятности, если он, например, будет принимать пищу или воду в общественном месте в определенное время в период соответ­ствующих религиозных праздников.

в.  Швейцария

Иная картина рисуется в Швейцарии с ее континенталь­ным правом, которое генетически родственно российскому. Примером является правовое регулирование юридических лиц. Анализ статей 620-763 Кодекса обязательств Швейцарии применительно к акционерным обществам и статей 772-827 применительно к обществам с ограниченной ответственно­стью (ГмбХ) показывает, что формы компаний по швейцар­скому праву являются сходными с формами российских юри­дических лиц, а соответственно, более близкими и понятными российским резидентам, имеющим опыт работы с российски­ми АО и ООО.

Значение данного фактора не стоит недооценивать, ведь одним из залогов эффективного контроля над коммерческой организацией является знание принципов управления и пра­вовых рисков, связанных с осуществлением корпоративных процедур и сделок.

3.  Обмен налоговой информацией

Использование непрозрачных юрисдикций может обер­нуться проблемами в России для любого предпринимателя.

Дело в том, что такие офшоры, как Гонконг или Дубай, могут привлечь повышенное внимание российских налоговых орга­нов только в силу своей «серой» репутации.

а.  Гонконг, Дубай

В соответствии с Приказом Министерства финансов РФ № 108н от 13 ноября 2007 г. (в редакции от 21 августа 2012 г.) Гонконг и ОАЭ (а значит, и эмират Дубай) отнесены к про­блемным офшорным зонам, с которыми у России не установ­лен режим обмена налоговой информацией. Соответственно, трансакции с такими офшорами будут подвергаться тщатель­ной проверке.

б.  Сингапур

Между Сингапуром и Россией действует Соглашение от 9 сентября 2002 г. об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отноше­нии налогов на доходы. Статья 26 Соглашения устанавливает механизм обмена налоговой информацией, в силу чего Синга­пур не включен Министерством финансов РФ в список «серых» офшоров.

в.  Швейцария

В отличие от азиатских юрисдикций, в Швейцарии ин­ститут банковской тайны имеет многовековую традицию. В настоящее время в Швейцарии найден оптимальный баланс между банковской тайной и международными стандартами об оказании помощи в налоговых вопросах.

С начала 2009 г. швейцарское правительство адаптирова­ло практику оказания налоговой помощи под международные стандарты (прежде всего, ст. 26 типового соглашения ОЭСР). Для этого более 30 соглашений об избежании двойного на­логообложения были соответствующим образом изменены. Соглашение между Швейцарией и Россией от 1995 г. также было изменено и сейчас действует в редакции Протокола от 24 сентября 2011 г.

Помимо указанного соглашения, значение для рассма­триваемого вопроса имеет также внутреннее швейцарское за­конодательство. 1 февраля 2013 г. вступил в силу Федеральный закон Швейцарии о международной помощи в налоговых во­просах. Этим законом автоматический обмен данных между Швейцарией и Россией запрещен. Соответственно, выдача ин­формации возможна только с санкции швейцарских органов и только в рамках конкретного дела.

также исключается возможность производить запросы случайного характера (fishing expeditions). Российские налого­вые органы не смогут отправлять общие запросы в надежде, что информация, указанная в таком запросе, случайно совпа­дет с данными реального лица.

Наконец, швейцарские адвокаты не могут быть принуж­дены к выдаче информации и документов, составляющих ад­вокатскую тайну. Если представить, что свои дела затронутое налоговым запросом лицо ведет через швейцарского адвоката, получить доступ к такой информации будет проблематично.

Таким образом, как показывает исследование UNIKOM AG, Швейцария сохраняет свою банковскую тайну.

4.   Международное давление

Не секрет, что на международном уровне предприни­маются шаги по борьбе со злоупотреблением иностранными юрисдикциями. В этой связи на них оказывается давление, чтобы они изменили свое законодательство и заключили международные договоры для целей борьбы с уклонением от уплаты налогов. До настоящего времени Сингапур, Гонконг и Дубай не были в полной мере затронуты данными мерами, что не означает, что упомянутая тенденция их не коснется. Напротив, давление на названные юрисдикции будет только возрастать, что делает нелогичным ведение бизнеса с исполь­зованием данных юрисдикций.

а.  Сингапур, Гонконг и Дубай

По оценкам экспертов, в Гонконге допускается создание непрозрачных компаний, которые являются звеньями цепи по уклонению от уплаты налогов. Интерес американских нало­говых органов также подогревается тем, что власти Гонконга и Сингапура не спешат приводить свое банковское законода­тельство в соответствие с международными стандартами.

Уже есть примеры, когда указанные юрисдикции сдают­ся перед давлением, идущим извне. так, США потребовали от властей ОАЭ, чтобы банк Noor Islamic эмирата Дубай прекра­тил финансовые операции с Ираном. 29 февраля 2012 г. газе­та Washington Post со ссылкой на власти Дубая сообщила, что банк подчинился требованию американских властей.

б.  Швейцария

В отличие от указанных юрисдикций, Швейцария пока­зала свою способность не поддаваться международному дав­лению. На настоящий момент Швейцарская Конфедерация не является участницей НАтО или членом ЕС. Соответственно, акты, изданные в рамках данных организаций, не становятся обязательными для Швейцарии и для ее лиц.

Нейтралитет Швейцарии активно используется россий­скими компаниями, которые переместили в Альпийскую ре­спублику свои дочерние компании из стран ЕС. Летом 2012 г. представители антимонопольных органов ЕС посетили офисы Gazprom Germania (структура «Газпрома») и чешской Vemex (51% принадлежит Gazprom Germania). Чтобы обезопасить себя в дальнейшем от действий органов ЕС, в «Газпроме» ре­шили перенести европейские офисы в Швейцарию, выгодно отличающуюся от Великобритании и Люксембурга, которые также рассматривались газовым монополистом.

Таким образом, Швейцария лишена рисков, связанных с осуществлением прямых контрольно-надзорных мероприя­тий органами ЕС. Аналогично риски, связанные с блокирова­нием или арестом банковских счетов и иных активов в странах ЕС, в Швейцарии нивелированы.

Было бы неверным считать, что мировая тенденция по борьбе с международными финансовыми центрами не косну­лась Швейцарии, что вылилось в противостояние фискальных властей США со швейцарским банком UBS. Однако на теку­щий момент данный конфликт исчерпан, поскольку Швейца­рия и США подписали Соглашение FATCA, которое, как ожи­дается, вступит в силу 1 января 2014 г.

Еще одним доказательством в пользу Швейцарии являет­ся реакция рынка на события последних лет. Хотя уже мно­го лет ходят слухи, что деньги из Швейцарии и других евро­пейских центров идут в восточном направлении (Сингапур, Гонконг)19, цифры не подтверждают данные слухи: согласно данным Бостонской консалтинговой группы, за последние три года доля капитала европейского происхождения, которым управляют в Сингапуре и Гонконге, выросла всего на 1 %, до 8-9 % от общего объема.

Принцип свободы движения рабочей силы в правовых источниках Европейского Союза, Совета Европы, Содружестве Независимых Государств и Евразийском экономическом сообществе

О совершенствовании деятельности Экономического Суда Содружества Независимых Государств

Если Вам необходим оффшор прямо сейчас, то совсем не обязательно регистрировать новую оффшорную компанию, Вы можете купить готовый оффшор из списка приведенного ниже. Готовый оффшор, вся подробная информация на сайте http://offshore.su


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика