Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Хозяйственно-правовая ответственность и ее особенности в законодательстве Украины о железнодорожных перевозках грузов
Научные статьи
01.07.13 14:05

вернуться

Хозяйственно-правовая ответственность и ее особенности в законодательстве Украины о железнодорожных перевозках грузов


Юридическая ответственность представляет собой одну из форм государственно-принудительного воздействия на на­рушителей норм права, заключающуюся в применении к ним законом санкций - мер ответственности, влекущих для них до­полнительные неблагоприятные последствия. Тем не менее понятие юридической ответственности среди правоведов про­должает оставаться одним из наиболее дискуссионных вопро­сов и общепринятого определения сегодня не существует, что затрудняет его разработку и в отраслевых науках.

Наиболее последовательную позицию в этом вопросе в хозяйственном праве занимает В.К. Мамутов. С его точки зрения, хозяйственно-правовая ответственность - это претер­певание (или несение) хозяйственным органом неблагопри­ятных экономических последствий непосредственно в резуль­тате применения к нему предусмотренных законом санкций (мер ответственности) экономического характера. Законода­тельное закрепление хозяйственно-правовой ответственно­сти впервые было сделано 2004 году в Хозяйственном кодек­се (ХК) Украины. Ч. 1 ст. 216 ХК Украины регламентирует хозяйственно-правовую ответственность как ответственность участников хозяйственных отношений за правонарушения в сфере хозяйствования путем применения к нарушителям хо­зяйственных санкций на основаниях и в порядке, предусмо­тренном ХК, другими законами и договором.

Самостоятельность хозяйственно-правовой ответствен­ности, равно как и самостоятельность хозяйственного права как отрасли права, до сих пор остается предметом дискуссий ученых, однако жизнь подтвердила и практическую, и теоре­тическую необходимость такого вычленения. Характеристика хозяйственно-правовой ответственности особо значима для применения при осуществлении конкретных видов хозяй­ственной деятельности, например, в сфере перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования. Про­блематике хозяйственно-правовой ответственности в своих ра­ботах уделяли внимание такие правоведы, как В.К. Мамутов, О.А. Беляневич, А.Г. Бобкова, А.Н. Винник, Г.Л. Знаменский, Б.М. Поляков, А.П. Подцерковный, Д.М. Притыка, Г.В. Прон- ская, Б.Г. Розовский, В.Г. Ротань, Н.А. Саниахметова, В.И. Сем- чик, А.А. Чувпило, B. C. Щербина.

В период реформирования железнодорожной системы Украины на первый план выходят вопросы гармонизации частных и публичных интересов в сфере правового регули­рования перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования.

хозяйственно-правовая ответственность сочетает в себе частноправовые и публично-правовые меры воздействия на правонарушителя. Однако надо отметить, что это сочетание не дублирует существующие гражданско-правовые институты.

Сравнение частноправовых санкций хозяйственно-право­вой ответственности и санкций гражданско-правовой ответ­ственности показывает их существенные различия. Возмеще­ние убытков в сфере хозяйствования в хК Украины (гл. 25 хК) подвергнуто более подробной регламентации, чем в Граж­данском кодексе (ГК) Украины (гл. 51 ГК): согласно ч. 5 ст. 225 хК Украины стороны имеют право по взаимному согласию заранее определить согласованный размер убытков, которые должны быть возмещены; ГК Украины такую возможность не предусматривает. хК Украины исходит из презумпции за­четной неустойки, предвидя штрафную неустойку только для денежных и отдельных видов обязательств (ст.ст. 229, 232 хК), а ГК Украины регламентирует штрафную неустойку для всех видов обязательств (ст. 624 ГК). хК Украины предусматривает возможность применения пени в любых обязательствах (ст.ст. 230, 231 хК), а ГК Украины - только в денежных обязательствах (ч.3 ст. 549 ГК) и т.д. хозяйственно-правовая ответственность при осуществлении железнодорожных грузовых перевозок предполагает применение также отдельных норм ГК Украины и других законодательных и административных актов (Зако­на Украины «О транспорте», Закона Украины «О железнодо­рожном транспорте», Устава железных дорог Украины), но в рамках и пределах, которые не противоречат хК Украины.

Выделение хозяйственно-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности было продиктовано, прежде всего, практической необходимостью. Современная экономика требует новых, комплексных и «не­стандартных» мер воздействия на правонарушителей, которые не свойственны традиционным видам ответственности. Имен­но хозяйственно-правовая ответственность на рынке железно­дорожных услуг является наиболее эффективной, поскольку санкции применяются непосредственно к субъекту хозяйство­вания и определенным образом влияют на его профессио­нальную деятельность, т.е. эффективно выполняют превен­тивную функцию и функцию наказания. Однако применение хозяйственно-правовой ответственности в сфере перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования имеет существенные недостатки и требует терминологической согласованности и усовершенствования, особенно в период ре­формы железнодорожного транспорта. Среди основных при­знаков хозяйственно-правовой ответственности необходимо выделить следующие: 1) такая ответственность является реак­цией государства или уполномоченного им лица на противо­правное поведение субъекта хозяйствования, которое может выражаться в нарушении договора или правил осуществления хозяйственной деятельности; 2) юридически предусматривает­ся в законе или договоре; 3) применяется преимущественно к субъектам хозяйствования, хотя не исключается возможность ее применения и к другим участникам отношений в сфере хозяйствования в случаях и порядке, предусмотренных хК Украины;4) заключается в уменьшении благ участника хозяй­ственных отношений, но является направленной не на самого правонарушителя, а преимущественно на его имущественную базу (непосредственно или в конечном результате); 5) обеспе­чивается государственным принуждением; 6) применяется как с учетом вины правонарушителя (например, возмещение убытков, административно-хозяйственные санкции), так и без учета ее наличия (оперативно-хозяйственные санкции и т.д.).

хозяйственно-правовая ответственность - это несение субъектами хозяйствования неблагоприятных экономических и (или) правовых последствий в результате применения к ним предусмотренных законодательством санкций за хозяйствен­ные правонарушения.

В литературе различают юридические и фактические ос­нования хозяйственно-правовой ответственности. Юридиче­ские основания - это тот правовой документ, который характе­ризует определенное поведение субъекта хозяйствования как противоправное и предусматривает за него форму и размер ответственности. Такими основаниями в хозяйственном праве могут быть нормативно-правовой акт законодательства, дого­вор, а также административный акт (например, Устав желез­ных дорог Украины). В широком смысле юридические основа­ния охватывают всю совокупность нормативно-правовых норм, которые существуют в сфере хозяйствования. Ведь нормы за­конов или условия договоров, которые не обеспечены мерами ответственности за их нарушение, часто являются «мертвыми» и фактически лишаются своей силы. В узком смысле юриди­ческие основания хозяйственно-правовой ответственности за­трагивают лишь хозяйственные санкции, которые наступают за совершение определенного правонарушения.

Фактические основания хозяйственно-правовой ответ­ственности можно различать по субъекту и объекту. В первом случае речь идет о соответствии правосубъектности лиц, уча­ствующих в правовых отношениях, тем критериям, которые устанавливаются законом для правонарушителя и потерпев­шей стороны. Во втором случае, имеются ввиду фактические действия, которые устанавливаются законом, договором или административным актом как противоправные, в данном слу­чае речь идет о хозяйственном правонарушении.

Состав хозяйственного правонарушения рассматривают как совокупность элементов, при наличии которых одно или другое поведение в сфере хозяйствования считается правона­рушением. Необходимо отметить, что в теории и практике хозяйственного права, так же как в гражданском праве, тра­диционно выделяются следующие элементы состава право­нарушения, как объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. А к числу общих, типичных условий хозяйственно-правовой ответственности относят: противо­правное поведение, которое заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств и нару­шении законных прав другого лица, которое может выражать­ся в форме деятельности или бездеятельности; наличие вреда (убытков) у потерпевшей стороны; причинная связь между противоправным поведением нарушителя и негативными по­следствиями; вина правонарушителя.

Именно совокупность этих условий, с учетом особенно­стей их содержания, определенных нормами Устава желез­ных дорог Украины и действующими Правилами перевозки грузов и условиями хозяйственного договора перевозки груза железнодорожным транспортом общего пользования, вклю­чают в состав правонарушения как юридического факта для наступления ответственности при неисполнении или ненадле­жащем исполнении обязательств по перевозке грузов.

Существующая сложность применения хозяйственно­правовой ответственности на железнодорожном грузовом транспорте общего пользования по хозяйственному догово­ру железнодорожных транспортных услуг перевозки грузов заключается в том, что в таких правоотношениях ответствен­ность могут нести три хозяйствующих субъекта: грузоотпра­витель, грузополучатель и перевозчик (железная дорога). При этом, например, при предъявлении требования по ответствен­ности железной дороги за необеспечение сохранности груза, доставленного или утраченного при его перевозке грузоотпра­вителем (грузополучателем) должно быть доказано, что при перевозке перевозчик совершил неправомерные действия, ко­торые имели следствием повреждение, недостачу или потерю груза, что почти невозможно так же как и контролирование процесса перевозки груза. Устав железных дорог Украины, кроме статей, в которых приведена их ответственность за со­хранность груза (ст.ст. 110-115, 117, 127) содержит нормы, кото­рые фактически способствуют потере груза. так, в ст. 76 Устава предусмотрено, что охрана загруженных и пустых вагонов на железнодорожных путях осуществляется за счет предпри­ятий, а ст. 116 Устава снимает с железной дороги ответствен­ность за нарушение сроков доставки грузов в случае, если это нарушение возникло вследствие стихийного бедствия или по другим обстоятельствам, которые не зависят от железной до­роги. О чем в данном случае идет речь непонятно, но такая формулировка предоставляет железной дороге снять с себя ответственность за нарушение сроков доставки грузов.

В гражданском праве ответственность может наступать и при отсутствии правонарушения со стороны того лица, на которого она возлагается. хозяйственные отношения грузо­перевозок не являются исключением. так, в случае отсутствия грузополучателя на станции назначения или невозможности его уведомления о прибытии груза, хозяйственно-правовую от­ветственность (согласно ст. 125 Устава железных дорог Украины) несет грузоотправитель. Это обстоятельство вызвано тем, что обязательственные правоотношения между должником и тре­тьими лицами, должником и кредитором возникают на основа­нии хозяйственного договора транспортной перевозки. В случае нарушения прав кредитора третьим лицом (грузополучателем) правонарушителем считается должник (грузоотправитель), потому что он надлежащим образом выполняет обязатель­ства. В таком случае можно говорить о добровольном (на осно­ве юридического факта заключения хозяйственного договора перевозки) взятии на себя ответственности за чужое правона­рушение. таким образом, основанием хозяйственно-правовой ответственности могут быть другие обстоятельства, предусмо­тренные законом или, что особенно важно, договором.

Относительно грузовых перевозок железнодорожным транспортом общего пользования можно утверждать, что хозяйственно-правовая ответственность субъектов хозяйство­вания, а именно грузоотправителей, грузополучателей и перевозчика (железные дороги), согласно этому закону, опре­деляется как несение ими неблагоприятных экономических последствий в результате применения к ним предусмотрен­ных данным законом Украины «О транспорте» экономических санкций.

Вопрос хозяйственно-правовой ответственности за неис­полнение или ненадлежащее исполнение хозяйственно-до­говорных обязательств перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования, а вернее ответственности перевозчика вызывает много дискуссий и различных точек зрения среди ученых и практиков. Причина этого заключается в нормах Устава железных дорог Украины, которые в односто­роннем порядке устанавливают меры ответственности желез­ных дорог за нарушение договорных обязательств перевозки груза, запрещают участникам хозяйственно-договорных отно­шений перевозок уменьшать или исключать ответственность в своих договорах. При этом они в значительной мере огра­ничивают размер ответственности перевозчиков при наличии норм законодательства о полном возмещении убытков (ст. 224 ГК Украины). Согласно же ст.132 Устава железных дорог Укра­ины не разрешается предъявление требований грузоотпра­вителей, грузополучателей и железной дороги за нарушение договорных обязательств о перевозке грузов на сумму менее одной заработной платы по каждой накладной, за исключе­нием претензий граждан. таким образом: устанавливается минимальный размер суммы ответственности железной доро­ги; субъекты хозяйствования лишаются возможности предъ­явления требований ниже нормы, устанавливаемой Уставом железных дорог Украины, и, главное, размер минимальной заработной платы постоянно увеличивается и тем самым сни­жается уровень ответственности железной дороги. Кроме того, общая сумма возмещения убытков во всех случаях не может превышать суммы, которая должна выплачиваться за полно­стью утраченный груз, расходы и убытки, которые не учтены договором перевозки, не подлежат возмещению.

так же и в российском законодательстве, по мнению В.А. Егизарова, ответственность перевозчиков регулируется в основном специальными нормами железнодорожного зако­нодательства, которые имеют значительное отличие от общих норм имущественной ответственности.

таким образом характерной чертой хозяйственно-право­вой ответственности за невыполнение основных обязательств по перевозке грузов (обеспечение сохранности груза, просроч­ку доставки груза) является ее ограниченный характер. Размер ответственности, устанавливаемый ст. 114 Устава железных до­рог Украины, с одной стороны, корреспондирует нормам ст. 314 хК Украины об ответственности перевозчика за утрату, не­достачу, повреждение груза, которая, в свою очередь, не имеет никаких ссылок на ограниченную ответственность перевозчи­ка по нормам ч. 2 ст.225 хК Украины, устанавливающей воз­можность такой ответственности за неисполнение или ненад­лежащее исполнение обязательств. Учитывая существующую с советских времен традицию, в железнодорожном законо­дательстве Украины принцип ограниченной ответственности перевозчика, который распространяется на все случаи неис­полнения или ненадлежащего исполнения им своих обязан­ностей и неустойки (штрафы, пени) и определенный Уставом железных дорог Украины признается особенным. На наш взгляд, такой узковедомственный характер законодательства о железнодорожном транспорте не отвечает сегодняшним требованиям рыночной экономики и препятствует эффектив­ному функционированию железнодорожной системы в сфе­ре перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования Украины и тормозит интеграцию отечественной транспортной системы в европейскую и мировую транспорт­ные системы.

Согласно Государственной целевой программе рефор­мирования железнодорожного транспорта на период до 2019 года о создании новой организационно-правовой мо­дели управления железнодорожным транспортом, новым для украинского железнодорожного законодательства дол­жен стать вопрос о хозяйственно-правовой ответственности владельца инфраструктуры. До начала реформирования железнодорожного транспорта владельцем инфраструк­туры и перевозчиком был один хозяйствующий субъект - «Укрзалiзниця». Размежевание в системе железнодорожного транспорта естественно-монопольного и конкурентного сек­торов, обеспечение доступности инфраструктуры железных дорог для пользователей требуют при совершенствовании законодательства о железнодорожных грузовых перевозок учета степени ответственности не только для перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, но и для владельцев инфраструктурной сети за убытки, которые возникли в про­цессе перевозки по их вине.

Еще одной характерной чертой хозяйственно-правовой ответственности перевозчика за просрочку доставки груза и обеспечение сохранности груза при перевозке грузов является презумпция его виновности: согласно ст.114 Устава железных дорог Украины за не сохранность (утрату, недостачу, порчу и повреждение) принятого к перевозке груза железные дороги несут ответственность в размере фактически причиненного вреда, если не докажут, что утрата, недостача, порча, повреж­дение возникли по не зависящим от них причинам. Эта статья Устава железных дорог Украины полностью корреспондирует ч.3 ст.13 Закона Украины «О транспорте». Причем доказатель­ство вины перевозчика не всегда лежит на нем. Ч.2 ст.314 ХК Украины предусматривает, что в транспортных кодексах или уставах могут быть предусмотрены случаи, когда доказатель­ство вины перевозчика в утрате, недостаче или повреждении груза возлагается на получателя или отправителя.

Специфика хозяйственно-правовой ответственности за­ключается также в том, что несмотря на отсутствие норм об освобождении от ответственности в хК Украины, Законе «О транспорте», Законе «О железнодорожном транспорте», Устав железных дорог Украины содержит целый ряд статей по этому поводу: ст. 107 об освобождении грузоотправителя от уплаты штрафа за невыполнение плана перевозок; ст.108 об освобождении железной дороги от уплаты штрафа за невы­полнение планов перевозок; ст. 109 об освобождении желез­ной дороги от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза.

Целесообразность установления ограниченной ответ­ственности перевозчика и освобождение от ответственности Уставом железных дорог Украины, запрет Уставом уменьшать ответственность как перевозчиков, так и грузоотправителей, и грузополучателей - все это недостатки железнодорожного за­конодательства, которым нет места в условиях рыночной эко­номики и создании конкуренции на железнодорожном транс­порте в условиях проведения структурной реформы.

На наш взгляд, при совершенствовании железнодорож­ного законодательства (нами поддерживается способ кодифи­кации) в условиях формирования рыночной конкурентной среды в сфере железнодорожных перевозок грузов общего пользования недопустимо применение принципа ограничен­ной ответственности перевозчика, равно как и освобождение перевозчика от ответственности, поэтому эти нормы надо ис­ключать, так же как перенесение доказательства вины перевоз­чика на грузоотправителя или грузополучателя.

Исключению, на наш взгляд, подлежит также ст.36 Уста­ва железных дорог Украины, которая дает право начальнику железной дороги увеличивать размер сбора за хранение груза (в случае возникновения осложнений на станции в связи с не­своевременным выгрузкой и вывозом грузов) до двукратного размера по своему усмотрению, что создает почву для корруп­ции, которая существует в Украине.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что существующие нормы имеют значительное количество особенностей, причем основания и мера ответственности участников перевозного процесса устанавливаются в боль­шинстве случаев императивно законом, а не договоренностью сторон. При этом указанные нормы не только не стимулируют развитие конкурентоспособности железнодорожных перевоз­ок, а наоборот противоречат одной из главных задач струк­турного реформирования железнодорожного транспорта - развития правовой базы в пользу рыночных отношений для повышения качества грузоперевозок.



Наш интернет-ресурс посвящен рынку недвижимости в Минске. С помощью нашего портала можно не только купить квартиру или коттедж в Минске, но и получить оценку экспертов. Вся подробная информация здесь http://gohome.by/news/view/stoimost-kvartira-minsk


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика