Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Перспективы развития высшего юридического образования в условиях евразийской интеграции
Научные статьи
02.08.13 14:17

вернуться

Гелевые аккумуляторы (АКБ) широко используют в источниках бесперебойного питания для компьютеров, фонарей, приемников и прочих бытовых приборов. Гелевый аккумулятор Киев вся подробная информация на сайте http://www.e-bike.com.ua

Перспективы развития высшего юридического образования в условиях евразийской интеграции

   Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), который вступает в силу с 1 сентября 2013 г., выставлялся на общественное обсуждение и породил массу дискуссий, справедливой и несправедливой критики. Закон в итоге был принят, и именно он в ближайшей перспективе будет определять основной вектор развития отечественного высшего образования, в том числе и юридического.

  Особый интерес, проявляемый именно к юридическому образованию, объясняется несколькими факторами.
Во-первых, именно юридическое образование, наряду с экономическим, является сегодня самым востребованным на евразийском пространстве. С переходом к рыночным отношениям в экономике значимость и доходность профессии юриста значительно выросли, и именно на данный факт ориентируются абитуриенты и их родители.

  Во-вторых, юридическое образование призвано решать важную государственную задачу – повышение уровня правосознания населения. От решения этой задачи зависит успех или неуспех государственной политики в различных сферах, в том числе в области борьбы с коррупцией и преступностью. Национальная система юридического образования оказывает непосредственное воздействие на уровень развития права, на его восприятие обществом, на функционирование всех правотворческих и правоприменительных структур, и в этом проявляется ее особая значимость.

  В-третьих, развитие юридического образования и юридической науки нередко происходят в русле старой, еще советской методологии. Как верно отмечает М.В. Немытина, «наличие в науке и образовании на протяжении семидесяти с лишним лет господствующей методологии позволяет говорить о догматизме, но не о фундаментальности в отечественной юриспруденции».

  В-четвертых, на юридическое образование особое внимание обращает российское руководство. Об этом свидетельствует, в частности, Указ Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в России» от 26 мая 2009 г. Этим Указом глава государства в целях повышения качества образовательных программ высшего профессионального образования в области юриспруденции, усиления контроля деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, поручил правительству оказать содействие Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» в разработке и внедрении в практику механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров.

  Указ предусматривает общественное обсуждение федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «юриспруденция», также увеличение объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования, формирование у обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону. Также Указ предполагает совершенствование процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров.

  В-пятых, юридическое образование может и должно способствовать активному развитию общественных связей, укреплению полноценного диалога государства и общества, власти и народа. Университетская среда с присущей ей автономией и академическими свободами в перспективе могла бы стать важным элементом формирующегося гражданского общества, как в России, так и на всем евразийском пространстве.

  В-шестых, развитие образования несет в себе мощный инновационный потенциал. В инновационной экономике основные доходы должны поступать не от использования природных ресурсов, а от создания и внедрения новых, в том числе интеллектуальных, технологий, от производства новых идей в экономической и социальной сферах. Эту задачу невозможно решить без опережающего развития образования.

  Одним из факторов, оказывающих влияние на динамику развития российского юридического образования, является фактор евразийской интеграции. Эта интеграция осуществляется, в первую очередь, в экономической сфере, что вполне закономерно. Укрепление экономических связей между Россией, Казахстаном, Белоруссией, другими государствами постсоветского пространства способствует экономическому росту, повышению уровня жизни населения наших стран. Однако такая унификация порождает целый ряд проблем, требующих решения. Эти проблемы лежат не только в правовой плоскости, как, например, проблема унификации таможенного и гражданского законодательства евразийских государств. Стоит вопрос и об унификации систем высшего профессионального образования, в том числе юридического. Юристы, которым предстоит работать в рамках единого экономического пространства, должны получать сходное как по формальным признакам, так и по содержанию образование.

  Одним из важных и эффективных способов унификации законодательства является принятие модельных законов. Теоретически новый российский Закон об образовании мог бы послужить основой для модельного евразийского закона, регулирующего отношения в образовательной сфере. Но этому препятствуют недостатки данного закона, в том числе достаточно слабая юридическая техника, громоздкие и сложные для восприятия статьи. Многие положения закона небесспорны, порождают справедливую критику и потому не могут выступать в качестве модельных норм.

  В рамках Болонского процесса юридическое образование в евразийских государствах постепенно переходит к двухуровневой модели. Именно такая модель закреплена новым российским Законом об образовании. Но у нее есть и существенные недостатки, отчетливо проявляющиеся на современном этапе.

  Прежде всего, отметим, что переход на двухуровневую систему образования привел к ситуации, когда юристы с дипломом бакалавра, имеющие, по западным меркам, полноценное высшее образование, фактически не востребованы на рынке труда. Прием бакалавров на работу в органы прокуратуры, структуры государственной власти на практике не производится, если должности, на которые они претендуют, требуют наличия высшего юридического образования. Высшая квалификационная коллегия судей, рассматривая вопрос о возможности занятия судейской должности бакалаврами, решила, что «степень бакалавра юриспруденции является первой ступенью высшего юридического образования, которая не дает права на занятие должности судьи». В связи с этим необходимо прислушаться к нередко высказываемым предложениям разработать и закрепить в законе перечень должностей, для которых необходимо иметь высшее юридическое образование определенного уровня. Одновременно с этим следует ввести специальные квалификационные экзамены, сдать которые необходимо для занятия этих должностей, подобно тому, как это уже установлено в отношении судей и нотариусов.

  Что касается магистратуры как второго уровня высшего юридического образования, то обучение студентов магистратуры осложняется в связи с тем, что место самой магистратуры в системе высшего образования окончательно не определено. В магистратуру по юридическим специальностям принимают как студентов, уже имеющих юридическое образование, так и лиц, не имеющих такового. Такая ситуация вызывает справедливую критику. За два года магистратуры студенты, не имеющие базового юридического образования, не успевают понять, что же такое право, и тем более изучить основы базовых отраслей. Магистратура предполагает несколько иное направление подготовки, ориентированное не на практику работы в правоохранительных и властных структурах, а на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность выпускников, и бывшие лингвисты и математики, заканчивая юридическую магистратуру, полноценными юристами не становятся.

  В целом, необходимо отметить, что евразийские государства в развитии высшего юридического образования нередко ориентируются на российский опыт в данной сфере. Однако этот опыт несет в себе не только определенный положительный потенциал, но и содержит целый ряд существенных недостатков. Среди них, в дополнение к указанным выше, отметим следующие:
1) доминирование идеи о коммерциализации образования;
2) понимание образования как услуги, а не как важной функции государства;
3) бюрократизация системы образования, сопровождающаяся стремительным ростом всевозможной отчетности;
4) господство формальных признаков и подходов в образовании, убивающих творческое начало и академическую свободу;
5) несовершенство системы нормативно-правового регулирования образования.
Выход из этой ситуации видится в решении следующих задач:
1) совершенствование законодательства, в первую очередь, недавно принятого Закона об образовании;
2) борьба с бюрократизацией образования;
3) развитие демократических начал в образовании, университетской автономии и академических свобод;
4) учет общественного мнения, в первую очередь, мнения академического сообщества по вопросам реформирования образования.

  Успешная реформа высшего юридического образования в России является неотъемлемым элементом процесса евразийской интеграции.

В последнее время интернет планшеты обрели всемирную популярность благодаря встроенной операционной системе Google Android 4.0, 4.1 и широким мультимедийным возможностям. Планшета, вся подробная информация на сайте http://allo.ua

Евразийская интеграция


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика