Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA

НИКОЛАС РОБИНСОН:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО В ЭПОХУ АНТРОПОЦЕНА

Интервью с профессором Юридической школы им. Элизабет Хауб Университета Пейса (США, Нью-Йорк).


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Проблемы, связанные с охраной культурных ценностей в Европейском Союзе
Научные статьи
03.08.13 11:14
Можна вибрати, наприклад, що облягає вечірнє плаття з шовку, або пишне, з органзи. Обидва вечірніх сукні 2013 додадуть вам пишноти і будуть ідеально виглядати на його господині. У 2013 році, в тренді буде хутро, тому багато представлені на подіумах вечірні сукні. Источник, вся подробная информация на сайте http://www.oksana-mukha.com

вернуться

Проблемы, связанные с охраной культурных ценностей в Европейском Союзе

 

В конце 20-х годов XX в. всемирно известный художник, ученый и мыслитель Николай Константинович Рерих пред­лагает заключить Пакт об охране культурных ценностей, соз­данных человечеством. Проект международного пакта был предложен, чтобы предотвратить разрушение достижений человечества во время войны и в мирное время, а также обе­спечить сохранение культурного наследия, принадлежавшего всему миру. 15 апрeля 1935 г. в Белом доме в Вашингтоне, в кабинете американского президента Франклина Рузвельта на 32-м этаже, США и государства Центральной и Южной Америки, члены Панамериканского союза, подписывают до­говор, ставший известным как Пакт мира или «Пакт Рериха». В действительности он является первым международным до­говором о защите культурных памятников и персонала куль­турных и научных учереждений как во время вооруженного конфликта, так и в мирное время.

Символом Пакта является получивший всемирную из­вестность знак, названный «Знамя мира», созданный самим Рерихом. Одно из толкований, которые Николай Рерих дает универсальному знаку, - это наука, искусство и духовность, объединенные в кругу культуры. Рерих неоднократно обра­щал внимание на факт, что его идея создания знамени мира, которое должно развеваться над памятниками культуры, му­зеями и научными учреждениями, была навеяна Конвенцией Красного Креста. Впоследствии знамя мира было утвержде­но как международно признанный флаг защиты культурных ценностей.

Болгария своеобразным способом принимает и развива­ет идею о знамени мира в 70-х годах XX в. 16 августа 1979 г. в Софии открыта Первая международная детская ассамблея «Знамя мира» по инициативе Людмилы Живковой. Вместе с ассамблеей открыт и комплекс «Колокол» недалеко от г. Со­фии. При открытии монумента там установлены 68 колоколов из государств со всех континентов. В первой ассамблее, про­веденной с 16 по 25 августа 1979 г., участвовали дети из 79 госу­дарств. Девиз форума - «Единство, творчество, красота».

На основе Пакта Рериха в 1954 г. принята Гаагская конвен­ция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В Конвенции дается определение термина «куль­турные ценности». Согласно ст. 1 Гаагской Конвенции 1954 г. культурными ценностями считаются независимо от их проис­хождения и владельца:

а)   ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие, как памятники архитектуры, искусства или истории, ре­лигиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых пред­ставляют исторический или художественный интерес, произ­ведения искусства, рукописи, книги и другие предметы худо­жественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архив­ных материалов и репродукции ценностей, указанных выше;

б)   здания, главным и действительным назначением ко­торых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте «а», такие, как му­зеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укры­тия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте «а»;

в)   центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах «а» и «б», так на­зываемые «центры сосредоточения культурных ценностей».

Гаагская конвенция подходит универсально к защите культурных ценностей, подчеркивая, что «ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества» и «для эффек­тивности защиты этих ценностей она должна быть организо­вана еще в мирное время принятием как национальных, так и международных мер».

Гаагская конвенция ратифицирована значительным ко­личеством государств, включительно и Болгарией в 1956 г. В отличие от Пакта Рериха, однако, Гаагская конвенция имеет узкую сферу применения - действует только в военное вре­мя и защита, которая предусматривается, относится только к культурным ценностям, но не к культурным институциям и их персоналу. В 1999 г. был подписан Второй протокол к Гааг­ской конвенции о защите культурных ценностей в случае во­оруженного конфликта 1954 г. Он вступил в силу 9 марта 2004 г. и на данный момент к нему присоединились 64 государства. Стороны Протокола исходили из того, что «нормы, регули­рующие защиту культурных ценностей в случае вооружен­ного конфликта должны отражать развитие международного права». От предыдущих документов он отличается тем, что относится как к международным, так и к немеждународным вооруженным конфликтам и вводит усиленную систему за­щиты культурных ценностей. В соответствии со ст. 10 Второго протокола к Гаагской Конвенции 1954 г. «культурные ценно­сти могут быть взяты под усиленную защиту, если они отвеча­ют трем условиям:

a)    они являются культурным наследием, имеющим огромное значение для человечества;

b)    они охраняются благодаря принятию на национальном уровне надлежащих правовых и административных мер, при­знающих их исключительную культурную и историческую цен­ность и обеспечивающих защиту на самом высоком уровне;

c)     они не используются для военных целей или прикры­тия военных объектов и сторона, осуществляющая контроль над ними, сделала заявление в потверждение того, что они не будут использоваться подобным образом». Объект, который получил статус усиленной защиты, не может представлять во­енную цель ни при каких обстоятельствах.

Существенным отличием Протокола 1999 г. является то, что в нем предусмотрена возможность уголовной ответствен­ности за нарушение норм о защите культурных ценностей. В главе IV Протокола (ст. 15-21) впервые конкретно определен состав преступлений против культурных ценностей.

В целом, эффективность правил Гаагской конвенции и других международных соглашений остается предметом спо­ра. Несмотря на то что в настоящий момент 126 государств яв­ляются сторонами по Конвенции 1954 г., а 102 и 64 - по Перво­му и Второму протоколам соответственно (по состоянию на начало 2012 г.), заметное и длительное отсутствие крупных го­сударств, таких как США и Великобритания, оказало свое вли­яние. Следует иметь ввиду, что США ратифицировали Кон­венцию только в 2009 г. Вряд ли это случайно, учитывая, что США возобновили свое членство в ЮНЕСКО в 2003 г., после того как вышли из организации в 1984 г., а в следующем году за ними последовали Великобритания и Сингапур.

Тем не менее разрушение культурных ценностей всегда остается неизбежным сопутствующим элементом вооружен­ных конфликтов, несмотря на благие намерения государств и международных организаций для смягчения этих послед­ствий. таким образом, логично возникает вопрос: в какой сте­пени нынешнее состояние международно-правового режима способно обеспечить адекватную защиту культурного имуще­ства во время вооруженного конфликта?

Генеральный директор ЮНЕСКО госпожа Ирина Бокова, открывая проведенную в Софии 25 октября 2012 г. Восьмую конференцию по вопросам культурного наследия в Юго-Вос­точной Европе, признает драматическую историческую судь­бу балканских народов, но в тоже время подчеркивает, что культурное наследие является одним из главных преимуществ Юго-Восточной Европы, которое должно быть открыто миру[8]. Перед Форумом Новой дипломатии 3 декабря 2012 г. Бокова заявляет, что «только культуры недостаточно, чтобы сотворить мир, но без культуры мир не может быть долгосрочным».

Возникает еще один вопрос, касающийся таких поня­тий, как «культурные ценности», «культурное наследие» и «культурная собственность». Как указывают некоторые авто­ры, определение культурных ценностей, данное Конвенцией 1954 г., не совпадает с определением Положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Женевских конвенций 1949 г., Первого дополнительного протокола 1977 г., что означает, что на практике в каждой конкретной ситуации приходится определять, какой акт является применимым и имеет преиму­щественную силу.

Если понятие «культурная собственность» включает в себя как памятники прошлого, так и функционирующие в наше время культурные объекты, обслуживающие современ­ного человека, то понятие «культурное наследие» скорее всего связывается с памятью человечества и включает все матери­альные и нематериальные памятники культуры, движимые и недвижимые свидетельства развития человечества, его до­стижений, его постепенного и неравномерного, но неизмен­но поступательного и восходящего движения. Мы можем принять, что понятия «культурные ценности» и «культурная собственность» (си1Шга1 рroperty) могут употребляться как взаимозаменяемые, так как в различных языковых версиях Гаагской конвенции 1954 г. присутствуют оба понятия. На ан­глийском языке, например, наименование международного договора звучит как «The Hague Convention for the Protection of Cultural Property in the Event of Armed Conflict». 15 лет спустя те же понятия используются при подписании в 1970 г. Конвен­ции ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и пред­упреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи собствен­ности на культурные ценности (UNESCO Convention on the Means of Prohibiting and Preventing the Illicit Import, Export and Transfer of Ownership of Cultural Property). Подобный подход можно проследить и при принятии 26 марта 1999 г. Второго протокола к Гаагской Конвенции о защите культурных ценно­стей в случае вооруженных конфликтов 1954 г.

Можно утверждать, что иной подход использован при подписании 24 июня 1995 г. новой Конвенции ЮНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным цен­ностям (UNIDROIT Convention on Stolen or Illegally Exported Cultural Objects), где в английской версии использован термин «ml^ral оbjects». Некоторые исследователи указывают, что понятие «культурные объекты» несет различный смысл, не­зависимо от того, что в большинстве комментариев западных ученых к указанной конвенции употребляется и термин «куль­турная собственность».

Другие правовые инструменты употребляют понятие «культурное наследие», в частности некоторые международ­ные соглашения, заключенные под эгидой Совета Европы как международной организации. такими являются подписанная 6 мая 1969 г. Европейская конвенция об охране археологиче­ского наследия и подписанная в 1985 г. Конвенция об охране архитектурного наследия Европы. В обоих документах исполь­зуется термин «наследие». Наверное, будет ошибочно утверж­дать, что различные международные организации - ЮНЕСКО и Совет Европы используют различную терминологию в при­нимаемых документах, специфическую для каждой из них, и это можно легко доказать, исходя из наименования принятой 16 ноября 1972 г. в рамках ЮНЕСКО Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. Понятие «культурное наследие» употребляется и в более новых между­народно-правовых актах, таких как принятая 2 ноября 2001 г. Конвенция об охране подводного культурного наследия, при­нятая 17 октября 2003 г. Конвенция об охране нематериально­го культурного наследия и представляющая инструмент мяг­кого права, принятая той же датой Декларация ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия.

В отношении понятий «культурная собственность» и «культурное наследие» можно было бы говорить исключитель­но долго. Существуют противоречивые мнения относительно охвата этих двух понятий. так, например, некоторые иссле­дователи придерживаются мнения, что термин «культурная собственность» должен быть трактован более широко, так как она включает в себя как памятники прошлого, так и функци­онирующие в наше время культурные объекты, обслуживаю­щие современного человека. Другие авторы указывают, что концепция о культурном наследии является более широкой и охватывает памятники материальной и нематериальной культуры и память человечества, т. е. все то, что должно быть сохранено и передано будущим поколениям. Третья группа авторов категорически подчеркивает, что концепция «куль­турная собственность» является неадекватной и неподходя­щей в случаях, когда говорится об объектах, принадлежащих к нематериальной культуре, например, таких как фольклор. Этой точки зрения придерживается и Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, которая на встрече с болгарским президентом Росеном Плевнелиевым, состоявшейся 20 фев­раля 2012 г., подчеркивает, что «нематериальное культурное наследие является нашим мостом из прошлого в будущее». тенденция в международном праве в последние десятилетия склоняется скорее к использованию концепции «культурное наследие». Это утверждение может быть подкреплено и тек­стом ст. 2 Конвенции об охране нематериального культурного наследия, в которой записано:

«1. "Нематериальное культурное наследие" означает обы­чаи, формы представления и выражения, знания и навыки, — а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, — признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в ка­честве части их культурного наследия. такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколе­нию, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобыт­ности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека. Для целей настоящей Конвенции принимается во внимание только то нематериальное культурное наследие, которое согласуется с существующими международно-правовыми актами по пра­вам человека и требованиями взаимного уважения между со­обществами, группами и отдельными лицами, а также устой­чивого развития.

2.    "Нематериальное культурное наследие", как оно опре­делено в пункте 1 выше, проявляется, в частности, в следую­щих областях:

a)    устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;

b)    исполнительские искусства;

c)    обычаи, обряды, празднества;

d)   знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

e)    знания и навыки, связанные с традиционными ремес­лами».

Рассматривая понятия «культурная собственность» и «культурное наследие», необходимо иметь в виду, что они ни­когда не появляются одновременно в одном и том же право­вом документе. Может быть, единственным исключением в этом направлении был подготовленный в 1985 г. проект Евро­пейской конвенции об охране подводного культурного насле­дия, который был представлен Комитету министров Совета Европы. В ст. 1 представленного тогда проекта указывалось, что для целей Конвенции все останки, объекты и все остальные следы человеческого существования будут считаться частью подводного культурного наследия и будут отнесены к подво­дной культурной собственности. В окончательной редакции ст. 1, однако, это было удалено и она отражает принятую кон­цепцию о «культурном наследии».

Как отмечалось ранее, одним из наиважнейших между­народно-правовых актов является Конвенция об охране все­мирного культурного и природного наследия, принятая в Париже 16 ноября 1970 г. Высокие темпы общественого и эко­номического развития в большинстве стран ставят перед но­выми угрозами культурно-исторические и природные ценно­сти. Сохранение наследия на национальном уровне уже не по силам большинству стран. Необходимы огромные средства, а также научные и технические программы для реставрацион­ных и консервационных работ. Чтобы сохранить мировое на­следие, необходимы общие усилия государств - членов ЮНЕ­СКО. Чтобы обеспечить защиту и сохранение памятников, государства подписали Конвенцию, где обязуются принять об­щую политику для этой цели, создавая специальные службы с необходимыми специалистами и средствами для осуществле­ния этих задач. Должны быть предприняты юридические, на­учные, технические и финансовые меры для идентификации, защиты, сохранения, использования и социализации культур­ного наследия. Государства должны содействовать созданию или развитию региональных центров для подготовки кадров в области защиты, сохранения и использования культурного и природного наследия и поощрять научные исследования в этой области.

Международная защита мирового культурного и при­родного наследия включает в себя создание системы сотрудни­чества и международной помощи, имеющей целью оказывать помощь государствам в их усилиях по защите и идентифици­ровании этого наследия. При ЮНЕСКО был создан Межпра­вительственный комитет мирового наследия, включающий в себя 21 государство, сбалансированно представленные со всех континентов. С правом консультативного голоса присутству­ют и представители Международного центра консервации и реставрации в Риме и Международного союза по охране природы и ее ресурсов. Каждое государство представляет Ко­митету Всемирного наследия список ценностей культурного и природного наследия, расположенных на его территории, которые могли бы быть включены в список всемирного куль­турного и природного наследия. Комитет, согласно принятым критериям, решает, которые из них, имея исключительную универсальную стоимость, будут включены в список. Комитет разрабатывает и периодически публикует «Список мирового наследия, находящегося под угрозой». В него заносятся нахо­дящиеся под угрозой уничтожения памятники, а также при­водятся и точные расчеты необходимых финансовых средств на неотложные реставрационные и консервационные работы.

Болгария присоединилась к Конвенции об охра­не всемирного культурного наследия 7 марта 1974 г. К этому времени уже были приняты и Рекомендации об ох­ране на национальном уровне культурного и природного на­следия. В отличие от Конвенции, в которой рассматриваются задачи, относящиеся к охране всемирного наследия, в Реко­мендации ставится акцент на защите национального культур­ного и природного наследия. Здесь обращается специальное внимание на открытие, исследование, реставрацию и консер­вацию памятников и их интеграцию в современное общество. Республика Болгария является государством - членом ЮНЕ­СКО и активно участвует в работе межправительственных ко­митетов по различным вопросам в области интеллектуальной собственности, культуры и образования. Болгария является го­сударством с богатым историческим наследием и культурным разнообразием. Земля древних цивилизаций, среди которых особое место занимают фракийская, римско-византийская и древнеславянская культура, перекресток миграционных дви­жений множества племен и народов, Болгария является тер­риторией богатого археологического и фольклорного насле­дия. В список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО занесены семь памятников, находящихся на территории этой страны и имеющих значение для мировой цивилизации.

Охрана этих памятников имеет существенное значение для сохранения национальной идентичности болгар, так как традиционная культура всегда являлась существенной частью их жизни и средством выживания в периоды рабства или зави­симости. В нынешнее время Болгария, как государство - член Европейского Союза, является частью глобального не только экономического, социального, но и культурного рынка. Этот факт предлагает много возможностей, но кроет в себе и зна­чительный риск. Неслучайно некоторые болгарские авторы указывают, что одним из возможных подходов в пространстве свободы, безопасности и правосудия является создание в Уго­ловном кодексе Болгарии обособленной системы специаль­ных составов преступлений против культурного наследия.

Настоящее изложение было бы неполным без указания некоторых актов Союза, связанных с охраной культурных цен­ностей - Регламент 3911/92 Совета /ЕИО/ относительно вывоза культурных памятников, а также Директива 93/7 /ЕИО/ отно­сительно возращения культурных ценностей, незаконно вы­везенных из территории государства-члена. Не на последнем месте должна быть указана и рамка в соответствии с Лисса­бонским договором, который в ст. 167 главы XIII «Культура», в части Договора о функционировании Европейского Союза указывает, что:

1.   Союз содействует расцвету культуры государств-чле­нов, уважая их национальное и региональное многообразие и в тоже время выводит на передний план общее культурное наследие.

2.   Действия Союза направлены на поощрение сотрудни­чества между государствами-членами и, если необходимо, - поддержку и дополнение их действий в следующих областях:

-     развитие знаний и распространение культуры и исто­рии европейских народов;

-     сохранение и защита культурного наследия, имеющего европейское значение;

-     культурный обмен с некоммерческой целью;

-     художественное и литературное творчество, включая и аудиовизуальный сектор.

3.   Союз и государства-члены поддерживают сотрудничество с третьими странами и компетентными международными орга­низациями в сфере культуры, и в частности с Советом Европы.

4.   Союз имеет в виду культурные аспекты своей деятель­ности в силу других положений настоящего договора, усили­вая уважение и развитие разнообразия его культур».

В ст. 167 Лиссабонского договора говорится об «общем культурном наследии», и в пар. 3 категорически подчеркива­ется необходимость сотрудничества с другими международ­ными организациями в области культуры, и прежде всего с Советом Европы. Можно, конечно, отметить известную непо­следовательность в тексте, так как в отношении запрета коли­чественных ограничений между государствами-членами в гла­ве III, в частности, в ст. 36 сказано, что:

«Распоряжения ст. 34 и ст. 35 не являются препятствием для введения запретов или ограничений на ввоз, вывоз или транзитное движение товаров, основывающихся на сообра­жениях об общественной морали, общественом порядке или общественной безопасности; о защите здоровья и жизни лю­дей, животных или растений; о защите национальных богатств с художественной, исторической или археологической стои­мостью; о защите индустриальной и торговой собственности».

В заключение можно отметить, что и в настоящее время проблема защиты культурных ценностей все также остается актуальной. Яркими примерами являются бомбардирование здания телевидения в Югославии, разрушение и разграбление Багдадского музея, культурных и религиозных символов в Аф­ганистане, а в более новом времени и в Ливии, Египте, Сирии и др. Создается также и впечатление, что в международном праве существуют значительные несоответствия, и государ­ствам не требуется прилагать усилия и обеспечивать защиту бесценного культурного наследия, особенно когда его разру­шение может рассматриваться вне пределов вооруженного конфликта. Вряд ли является случайным факт, что в октябре 2003 г. в рамках ЮНЕСКО была принята Декларация, касаю­щаяся преднамеренного разрушения культурного наследия. Хотя Декларация не является юридически обязательным до­кументом, она, тем не менее, отражает стремление междуна­родного сообщества регулировать нормами так называемого «мягкого права» необходимость защиты общего культурного наследия человечества. Декларация также призывает государ­ства принять надлежащие меры для предотвращения и нака­зания за преднамеренное разрушение культурных ценностей на базе всех принятых международных соглашений.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика