Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Экологические аспекты в деятельности ВТО
Научные статьи
06.08.13 10:15
Покупая железные входные двери, вы всегда можете рассчитывать на профессиональные консультации, доставку и установку. Закладка части проёма необходима когда по каким-либо причинам невозможно изготовление металлических боковин или фрамуг. Вся подробная информация здесь http://www.arena-dverey.com.ua/ustanovka-vhodnikh-dverey


вернуться

Экологические аспекты в деятельности ВТО


22 августа 2012 г. Россия официально стала членом Все­мирной торговой организации, которая была создана в 1995 г. и сегодня насчитывает уже почти 160 стран-участниц. По­следствием присоединения Российской Федерации к Мар­ракешскому соглашению об учреждении ВТО является осу­ществление реформ российской правовой системы, системы регулирования внешнеторговой деятельности и экономики, а также реализация различных проектов, направленных на адаптацию России к членству в ВтО.

Вступление России в ВтО означает принятие Россией действующих правил этой организации в различных областях международной торговли, включая правила, относящиеся к охране окружающей среды, поскольку в эпоху глобализации это направление деятельности мирового сообщества является одним из приоритетных.

В связи с этим возникает закономерный вопрос о соот­ношении норм соглашений ВтО, регулирующих междуна­родную торговлю, и норм, направленных на регулирование охраны окружающей среды, содержащихся как во внутриго­сударственном праве, так и в международных соглашениях по охране окружающей среды, заключенных вне рамок ВТО.

В современных условиях экологические аспекты в дея­тельности ВтО выходят на первый план, так как ухудшение со­стояния окружающей среды связывают именно с торговлей и ее отрицательным воздействием на окружающую среду.

Система правового регулирования ВТО напрямую не свя­зывает окружающую среду и международную торговлю. Спе­циального соглашения, регулирующего отношения в экологи­ческой сфере, в пакете соглашений ВТО нет.

Вопросы взаимосвязи между охраной окружающей сре­ды и международной торговлей не были урегулированы и в эпоху Генерального соглашения по тарифам и торговле (что не удивительно, так как самого термина «охрана окружающей среды» еще не было). ГАТТ предусматривало возможность для государств вводить односторонние торговые ограничения в том случае, если эти ограничения оправданы для достижения правомерных целей, среди которых отдельно упоминались меры, необходимые для защиты жизни или здоровья челове­ка, животных и растений; а также меры, относящиеся к сохра­нению истощаемых природных ресурсов (ст. XX (b) и (g)).

Другими словами, защита окружающей среды (или то, что под ней понималось в то время) нашла отражение среди общих исключений применения положений ГАТТ.

На практике же возникали ситуации, которые в литера­туре получили название «экопротекционизм» (установление запретов на импорт товаров, произведенных способом, проти­воречащим внутреннему праву, регламентирующему охрану окружающей среды) и «экодемпинг» (предоставление госу­дарствами, не уделяющими внимания экологическим пробле­мам, национальным предприятиям определенных преиму­ществ, связанных с отсутствием экологических норм).

таким образом, в современной практике ВтО возникла потребность регулирования охраны окружающей среды и здоровья граждан, поскольку данные вопросы оказывают не­посредственное воздействие в сфере доступа на рынки. Инсти­туты ВтО, прежде всего, Орган по разрешению споров, толкуя нормы ГАТТ/ВТО исходя из реалий сегодняшнего дня - в свете серьезной обеспокоенности государств вопросами защиты и сохранения окружающей среды, вынужден учитывать эколо­гическую составляющую международной торговли.

В Соглашении об учреждении Всемирной торговой ор­ганизации уже в преамбуле указывается, что стороны насто­ящего Соглашения признают, что их отношения в области торговли и экономическая политика должны осуществляться, в частности, с целью повышения жизненного уровня, обеспе­чения полной занятости и значительного и постоянного роста уровня реальных доходов и эффективного спроса, а также рас­ширения производства и торговли товарами и услугами при оптимальном использовании мировых ресурсов в соответ­ствии с целями устойчивого развития, стремлении к охране и сохранению окружающей среды и к расширению возможно­стей для этого.

Таким образом, преамбула Соглашения об учреждении ВТО прямо закрепляет взаимозависимость и взаимообуслов­ленность охраны окружающей среды с «целями устойчивого развития» международной торговой системы.

Из всех соглашений пакета ВТО наиболее близкими к экологической теме являются Соглашение по техническим барьерам в торговле (Соглашение по ТБТ) и Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (Соглашение по СФМ). Согласно данным соглашениям могут быть введены ограничения торговли в целях охраны здоровья и окружаю­щей среды.

Так, в соответствии с п. 2.2. Соглашения по ТБТ члены обеспечивают, чтобы технические регламенты не разрабаты­вались, не принимались или не применялись таким образом, чтобы создавать или приводить к созданию излишних препят­ствий в международной торговле. С этой целью технические регламенты не оказывают на торговлю более ограничивающее воздействие, чем это необходимо для достижения законных целей, с учетом рисков, которые возникали бы, когда такие цели не достигаются. Такими законными целями являются, в частности, защита здоровья или безопасности людей, жизни или здоровья животных или растений, или охрана окружаю­щей среды. При оценке подобных рисков учитываются такие факторы как, inter alia, имеющаяся научная и техническая ин­формация, соответствующая технология или предполагаемое конечное использование товаров.

В соответствии с пп. (2) и (3) ст. 2 Соглашения по СФМ члены обеспечивают, чтобы любая санитарная или фитосани­тарная мера применялась только в той степени, в которой это необходимо для охраны жизни или здоровья людей, живот­ных или растений, и была основана на научных принципах и не оставалась в силе без достаточного научного обоснования, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 7 статьи 5. Члены обеспечивают, чтобы их санитарные или фитоса­нитарные меры не служили средством произвольной или неоправданной дискриминации между членами, в которых преобладают идентичные или схожие условия, включая их собственную территорию и территорию других членов. Сани­тарные и фитосанитарные меры не применяются таким спо­собом, который являлся бы скрытым ограничением междуна­родной торговли.

Отдельные нормы, затрагивающие вопросы охраны окру­жающей среды, содержатся также в Соглашении по сель­скому хозяйству, которое предусматривает, что платежи по программам охраны окружающей среды могут являться правомерной мерой внутренней поддержки, в отношении ко­торой запрашивается освобождение от обязательств по сокра­щению (п. 12 Приложения 2 к Соглашению).

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам устанавливает правомерность субсидий, направленных на со­действие в адаптации существующих производственных мощ­ностей к новым требованиям, налагаемым законодательством по охране окружающей среды, которые влекут за собой до­полнительные ограничения и усиление финансового бремени для компаний (пп. (с) п. 8.2. ст. 8 Соглашения).

В Соглашении по торговым аспектам прав интеллекту­альной собственности (ТРИПС) указано, что члены могут исключать из области патентуемых изобретения, коммер­ческое использование которых необходимо предотвратить в пределах их территорий для охраны общественного порядка или морали, включая охрану жизни или здоровья людей, жи­вотных или растений, или чтобы избежать серьезного ущерба окружающей среде, при условии, что подобное исключение не делается только в силу того, что использование запрещено их законодательством (п. 2 ст. 27 тРИПС).

И наконец, Генеральное соглашение по торговле услуга­ми (ГАТС) содержит положение, предусматривающее, что ничто в настоящем Соглашении не понимается как препят­ствие любому члену принимать или применять меры, необходимые для защиты жизни или здоровья людей, живот­ных или растений (п. (b) ст. XIV).

Важность охраны окружающей среды в ее взаимосвязи с международной торговлей обусловила создание в структуре ВТО органа, координирующего деятельность в данной сфере.

При подписании Заключительного акта Марракешской конференции 15 апреля 1994 г. было принято решение мини­стров о создании в рамках ВТО Комитета по торговле и окру­жающей среде. Цель создания данного органа - устранение политических противоречий между сохранением и поддер­жанием открытой, лишенной дискриминации и справедли­вой многосторонней системы торговли, с одной стороны, и действиями, направленными на охрану окружающей среды и содействием устойчивому развитию, с другой стороны.

По замыслу министров - участников Уругвайского ра­унда многосторонних торговых переговоров Комитет дол­жен координировать политику в области торговли и охраны окружающей среды, не выходя при этом за рамки компетен­ции многосторонней системы торговли, которая ограничена торговой политикой и теми аспектами политики в области охраны окружающей среды, которые связаны с торговлей и которые могут иметь существенные последствия для торгов­ли ее членов.

Таким образом, государства - члены ВТО, понимая приоритет охраны окружающей среды, указывают, что ко­ординация в данной области не должна выходить за рамки компетенции многосторонней торговой системы во главе с ВТО, и в то же время действия, направленные на охрану окружающей среды, не должны быть барьером для между­народной торговли.

В рамках обозначенных направлений Комитет по торгов­ле и окружающей среде имеет право определять влияние мер по охране окружающей среды на доступ на рынки и устанав­ливать различного рода взаимосвязи между положениями, касающимися многосторонней торговой системы, и торговы­ми мерами, направленными на охрану окружающей среды, включая положения и меры, относящиеся к многосторонним соглашениям в области охраны окружающей среды, а также устанавливать положения, касающиеся многосторонней тор­говой системы, в отношении транспарентности торговых мер, используемых для целей охраны окружающей среды, и мер и требований в области охраны окружающей среды, которые имеют существенные последствия для торговли. К важным на­правлениям деятельности можно отнести также установление взаимосвязи между механизмами урегулирования споров в многосторонней торговой системе и аналогичными механиз­мами, существующими в рамках многосторонних соглашений по охране окружающей среды.

Вместе с тем, несмотря на наличие в системе органов ВТО специального вспомогательного органа по вопросам охраны окружающей среды, значение Комитета по торговле и окру­жающей среде в современных условиях не стоит преувели­чивать, так как его работа носит, скорее, исследовательский и аналитический характер.

Итак, система ВТО для «устойчивого развития» устанав­ливает в качестве своих целей благосостояние и охрану окру­жающей среды и здоровья. Как это может быть соотнесено с провозглашенной в рамках ВТО свободой торговли - основой Всемирной торговой организации наряду с принципом наи­большего благоприятствования и принципом национального режима?

Ограничение свободы торговли (в том числе в целях ох­раны окружающей среды) допускается лишь в особых случаях при наличии законного основания и соразмерной цели. Лю­бое ограничение в передвижении товаров может являться со­кращением или аннулированием преимуществ и послужить основанием для обращения в Орган по разрешению споров ВТО.

Свобода внешней торговли при этом является не целью, а средством, и не единственным средством достижения указан­ных благ. Это подтверждает практика рассмотрения споров с участием третейских групп и Апелляционного органа.

В 1991 г. впервые в истории ГАТТ был рассмотрен спор между США, с одной стороны, и Мексикой, с другой, который в литературе назван первым «конфликтом между торговлей и экологией». Известны два случая споров, в которых Мексика и затем ЕС противостояли США по поводу ограничений, вве­денных США на импорт тунца из Мексики и ЕС по причине использования рыболовецкими судами этих государств спо­собов ловли, которые представляли опасность для дельфинов (дельфины - предмет особой защиты американского Закона о защите млекопитающих в связи с ловом рыбы 1972 г.; по раз­личным оценкам в 1986 г. подобная практика привела к гибе­ли около 133 000 дельфинов; к 1991 г. благодаря изменениям в методах ловли количество ежегодно погибающих дельфинов сократилось до 27 500).

Несмотря на то, что доклад третейской группы не был принят, выводы, положенные в его основу, имеют большое практическое значение.

Группа отметила, что цели устойчивого развития, вклю­чающие в себя защиту и сохранение окружающей среды, при­знаются всеми сторонами ГАТТ.

Вместе с тем предметом спора является не экологическая составляющая и не правомерность экологической политики США. Третейская группа должна была решить вопрос о прин­ципиальной возможности введения торгового эмбарго госу­дарством, преследующим экологические цели.

Оценив все обстоятельства и доводы спорящих сторон, группа пришла к выводу, что запрет на импорт тунца и про­дуктов из тунца, введенный США, не отвечает положениям ГАТТ (статей III, XI) и не подпадает под действие исключений, предусмотренных ст. XX ГАТТ.

Заслуживает внимания также вывод группы о том, что текст ст. XX ГАТТ не содержит каких-либо ограничений в от­ношении местонахождения истощаемого природного ресур­са, подлежащего сохранению. Этот вывод имеет важнейшее практическое значение, поскольку фактически признается право членов ВТО принимать меры, носящие экстерритори­альный характер.

Другим наглядным примером ограничений по экологи­ческим мотивам служит установление США ограничений в целях защиты морских черепах, которые погибали при ловле креветок, так как попадались в сети, используемые для их ловли. В США был разработан и вступил в силу регламент, со­гласно которому все американские рыболовецкие суда долж­ны быть оснащены устройствами, исключающими попадание черепах в сети. Впоследствии в США был введен запрет на импорт креветок, в процессе вылова которых использовались методы, не соответствующие американским стандартам. Не­которые государства приняли условия США и получили со­ответствующие сертификаты, позволяющие импортировать креветки в США. На импорт креветок из государств, не про­шедших сертификацию, был введен запрет.

Таким образом, импорт креветок в США стал зависеть от прохождения страной-экспортером процедуры сертифика­ции, которая проводилась властями США. Сертификат выда­вался при условии, что в стране-экспортере вообще не встреча­ется морских черепах либо при ловле креветок используются специальные сети, которые не причиняют им вреда.

Решение Апелляционного органа по данному делу, с точки зрения экологов, кажется очень неожиданным, но, с точки зрения положений ГАТТ/ВТО, является очень выдер­жанным. Апелляционный орган признал, что меры, пред­принятые США, осуществлены в целях защиты окружающей среды и подпадают под действие ст. XX (b) ГАТТ, но они все равно представляют собой произвольную и неоправданную дискриминацию между членами ВТО, что противоречит по­ложениям ст. XX ГАТТ. Особенностью данного решения яв­ляется также и тот факт, что практически впервые ОРС ВТО рассматривал вопрос об ограничениях не в отношении обо­рота «опасных» товаров, а в отношении способов производ­ства товаров, причем за пределами территории государства, вводящего ограничения.

Из известного дела ЕС - меры, касающиеся асбеста и ас­бестосодержащих продуктов 2001 г., следует, что государство вправе запретить определенный продукт, если эта мера при­меняется справедливо, беспристрастно и без дискриминации в отношении иностранных производителей. И в этом случае эта мера не будет входить в противоречие с правилами ВТО.

Что касается российского участия в ВТО в контексте рассматриваемой проблемы, то в Перечень специфических обязательств Российской Федерации по услугам включены услуги по канализации, удалении отходов, санитарной обра­ботке, услуги по очистке отработанных газов, услуги по борь­бе с шумом, услуги по охране природы и ландшафтов, услу­ги по оценке воздействия на окружающую среду. Документ определяет возможность ограничений доступа на рынок и ограничений национального режима. Введение ограничений зависит от способа поставки - трансграничная поставка, по­требление за рубежом, коммерческое присутствие, присут­ствие физических лиц. В зависимости от способа поставки услуги ряд обязательств в данной сфере Российская Федера­ция не приняла (например, при трансграничной поставке нет ограничений только в отношении услуг по оценке воз­действия на окружающую среду; в потреблении за рубежом ограничений нет, при коммерческом присутствии ограниче­ния применяются в отношении обращения с опасными отхо­дами, коммерческое присутствие допускается только в фор­ме юридического лица Российской Федерации; присутствие физических лиц ограничено).

В заключение хотелось бы отметить, что ВТО - это посто­янный центр переговоров между государствами. Соглашение об учреждении ВТО допускает выйти за пределы многосто­ронних торговых переговоров в строгом смысле. Принятие соответствующих решений возможно на Конференции ми­нистров. Например, в программе Дохийского раунда пере­говоров ВТО одним из основных направлений переговорного процесса в рамках нового раунда в качестве цели переговоров названа проблема нахождения взаимосвязи между нормами ВТО и специальными многосторонними соглашениями по окружающей среде; снижение или устранение тарифных и нетарифных барьеров на товары и услуги экологического ха­рактера; эффект экологических норм на доступ на рынок; во­просы маркировки.

Очевидно, что члены ВТО свободны в принятии собствен­ных внутригосударственных мер, направленных на защиту окружающей среды. Члены ВТО вправе осуществлять взаимо­действие по вопросам охраны окружающей среды на двусто­роннем и многостороннем уровнях и за рамками функциони­рования ВТО. Вместе с тем это возможно только до тех пор, пока подобные меры не нарушают обязательств государств в рамках ВТО и осуществлены исходя из уважения прав других членов ВТО. Экстерриториальное действие ограничений, на­правленных на охрану окружающей среды, допустимо в тех случаях, когда оно способствует защите общих интересов и предотвращает угрозу мировому сообществу в целом.

В контексте общего международного права актуальной становится задача регламентации взаимосвязей и, особенно, вопрос совместимости многосторонней торговой системы ВТО и многосторонних экологических соглашений, а также возможность Органа по разрешению споров ссылаться на положения данных соглашений. В современных условиях про­тиворечий в практике применения многосторонних соглаше­ний по вопросам окружающей среды нет, но это не означает, что противоречия не возникнут в будущем, и ОРС ВТО вынуж­ден будет эти противоречия разрешить.

ВТО может внести значительный вклад в работу между­народных организаций по охране и сбережению природных ресурсов и по содействию устойчивому экономическому ро­сту. Но здесь необходимо учитывать, что ВТО не должна под­менять международные природоохранительные организации, а Орган по разрешению споров - существующие в рамках этих организаций судебные учреждения. ВТО старается найти не­обходимый баланс между вопросами защиты окружающей среды и необходимостью развивать международную торгов­лю. При этом практика рассмотрения споров показывает, что меры в защиту охраны окружающей среды на самом деле мо­гут носить дискриминационный характер и быть признаны не соответствующими правилам и нормам ВТО.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика