Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовое регулирование электронной коммерции в Украине. Детективне агентство Хмельницький
Научные статьи
06.08.13 10:59
Наши сотрудники детективного агентства обладают большим опытом в сфере оказания сыскных услуг, проведения расследования, поиска людей. Детективное агентство «Частный детектив Хмельницкий» в городах Хмельницкий, Адамовка, Антонины, Бакота, Барановка, Великая Радогощ. Детективне агентство Хмельницький вся подробная информация на сайте http://detective-khmelnytsky.com



вернуться

Правовое регулирование электронной коммерции в Украине. Детективне агентство Хмельницький


Согласно Закону Украины «Об основных принципах раз­вития информационного общества в Украине на 2007-2015 годы» от 9 января 2007 г. № 537-V одним из главных приори­тетов Украины является стремление построить ориентирован­ное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, в котором каждый мог бы создавать и накапливать информацию и знания, иметь к ним свободный доступ, пользоваться и обмениваться ими, чтобы предоставить возможность каждому человеку в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя общественному и личному развитию и повышая качество жизни.

В Украине есть необходимый исторический и современ­ный опыт для развития информационного общества. Сформи­рованы правовые основы построения информационного об­щества. Конституция Украины определила, что обеспечение информационной безопасности является важнейшей функ­цией государства, делом всего Украинского народа, а также закрепила ряд информационных прав граждан. Принята си­стема нормативно-правовых актов, регулирующих обществен­ные отношения по созданию информационных электронных ресурсов, защите интеллектуальной собственности на эти ре­сурсы, внедрению электронного документооборота, защите информации и т. п.

Вместе с тем, как отмечают участники парламентских слу­шаний по вопросам развития информационного общества в Украине, по сравнению с мировыми тенденциями состояние развития информационного общества в Украине является не­достаточным и не соответствует потенциалу и возможностям Украины. Это обусловлено, в частности, отставанием во вне­дрении технологий электронного бизнеса, электронных бирж и аукционов, электронных депозитариев, использовании без­наличных расчетов за товары и услуги и т. д.; низким уровнем информатизации отдельных отраслей экономики, некоторых регионов страны и недостаточным развитием нормативно-правовой базы информационной сферы. Указанное свидетель­ствует об актуальности выбранной для исследования темы.

Под электронной коммерцией следует понимать любую транзакцию, совершенную через Интернет, которая приводит к полной или частичной передаче прав собственности на то­вар или услугу. Несмотря на то что в юридической литера­туре единое понимание электронной коммерции отсутствует, понятно, что этим понятием охватывается достаточно широ­кий круг отношений. Последние опираются на современные технологии связи, развитию которых должно способствовать государство в связи с их исключительной значимостью для становления конкурентоспособной рыночной экономики. По­этому необходимо разработать основные процедуры и прин­ципы осуществления электронной коммерции, а также пред­усмотреть равные юридические гарантии и судебную защиту для всех ее участников.

В юридической литературе электронная коммерция рас­сматривается как составляющая таких более широких поня­тий, как электронный бизнес и электронная торговля.

В Украине право и юридическая практика сформирова­ли определенные нормативные рамки регламентирования коммерческих транзакций, осуществляемых с помощью элек­тронного обмена данными и других средств коммуникации и относящихся к сфере электронной коммерции.

Сегодня вопросы регулирования отношений в сфере электронной коммерции носят межотраслевой характер, однако в большинстве случаев находятся в рамках граждан­ско-правовых отношений, а потому регулируются нормами Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины), Хозяй­ственного кодекса Украины (далее - ХК Украины) и ряда за­конов, принятых в этой сфере. Отдельные аспекты таких от­ношений регулируются в рамках законов, принятых в сфере информационных отношений. Учитывая их большое коли­чество, целесообразно классифицировать законодательство в сфере электронной коммерции на отдельные группы.

В частности, законодательство Украины определяет об­щие принципы правового регулирования информационных отношений, в том числе и в сфере электронной коммерции. Одним из первых шагов к законодательному регулированию сферы информационных технологий в Украине стало при­нятие в 1992 г. Закона Украины «Об информации», которым закреплено право граждан Украины на информацию, за­ложены правовые основы информационной деятельности, определены правовые формы международного сотрудниче­ства в области информации, правовые основы получения, ис­пользования, распространения информации во всех сферах общественной жизни Украины, доступа к информации и т. п. Необходимо отметить, что данным законом дано определе­ние информации. термин «информация» также встречается в ряде других законодательных актов, например, в ГК Украи­ны (ст. 200), Законе Украины «О телекоммуникациях» (ст. 1), Законе Украины «О защите информации в информационно­телекоммуникационных системах» (ст. 1), которые различны по содержанию, что свидетельствует о необходимости согла­сованности этих положений.

Впоследствии в 1994 г. был принят Закон Украины «О за­щите информации в автоматизированных системах», целью которого является установление основ регулирования право­вых отношений по защите информации в автоматизирован­ных системах при условии соблюдения права собственности граждан Украины и юридических лиц на информацию и пра­ва доступа к ней, права владельца информации на ее защиту, а также установленного действующим законодательством огра­ничения на доступ к информации.

Принятие в 1996 г. Конституции Украины сыграло чрезвы­чайно важную роль в создании правовых основ как обеспечения информационной безопасности внутри страны, так и ее инте­грации в международное информационное пространство.

Следующим шагом по законодательному регулирова­нию сферы информационных технологий в Украине стало принятие Закона Украины «О Национальной программе информатизации», который определил своей задачей повы­шение эффективности отечественного производства на основе широкого использования информационных технологий, фор­мирование и поддержание рынка информационных продуктов и услуг, интеграцию Украины в мировое информационное про­странство и т. п. В 1998 г. также был принят Закон Украины «О Концепции Национальной программы информатизации».

В сентябре 2003 г. был принят Закон «О телекоммуни­кациях», которым впервые в украинском законодательстве определены термины «Интернет», «адрес сети Интернет», «адресное пространство сети Интернет», «домен UA» и т. д.

В 2007 г. был принят Закон «Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007­2015 годы», который среди основных стратегических целей развития информационного общества в Украине предусма­тривает государственную поддержку новых «электронных» секторов экономики (торговли, предоставления финансовых и банковских услуг и т.п.). Документом предусмотрена подго­товка и принятие Информационного кодекса Украины с вклю­чением в него разделов, в частности, о принципах электрон­ной коммерции и т. д.

Процесс кодификации долговременный, Информацион­ный кодекс Украины, безусловно, станет предметом глубокого анализа и критики. Реформирование информационного зако­нодательства должно происходить поэтапно: сначала - внесе­ние изменений в соответствующие отраслевые законы и лишь потом - систематизация информационного законодательства путем кодификации. то есть принятие Информационного ко­декса Украины, который объединил бы все институты этой от­расли права.

Отдельная группа нормативно-правовых актов направ­лена на регулирование отношений, связанных с заключени­ем сделок в электронной форме. О заключении соглашений с помощью сети Интернет и начале формирования судебной практики впервые упоминается в постановлении Высшего арбитражного суда Украины «О некоторых вопросах приме­нения электронной формы соглашений» от 27 марта 2001 г. № 04-1/11-7/60.

Поскольку электронная коммерция предусматривает за­ключение путем обмена электронными документами различ­ного рода сделок, среди нормативно-правовых актов общего характера, которые регулируют хозяйственную деятельность и совершение сделок, первостепенное значение имеют ГК Укра­ины и ХК Украины, анализ которых имеет важное значение для установления возможности использования электронных средств связи для совершения сделок.

ХК Украины (раздел ХХ, который регулирует отношения в сфере хозяйственных договоров) четко не оговаривает со­временные информационные технологии в качестве средств заключения договоров. Только ст. 181 ХК Украины допускает заключение хозяйственных договоров путем обмена факсо- граммами, телеграммами, телефонограммами т. п., а также путем подтверждения принятия к выполнению заказов. При этом в ч. 7 ст. 179 указывается, что «хозяйственные договоры заключаются по правилам, установленным Гражданским ко­дексом Украины с учетом особенностей, предусмотренных этим Кодексом, другими нормативно-правовыми актами от­носительно отдельных видов договоров».

ГК Украины признает возможность заключения сделок в электронной форме, рассматривая ее как способ фиксации письменной формы.

Статья 207 ГК Украины предусматривает, что сделка считается совершенной в письменной форме, если воля сторон выражена с помощью телетайпного, электронного или другого технического средства связи. При этом требование письменной формы соблюдено, если содержание сделки за­фиксировано в одном или нескольких документах, в письмах, телеграммах, которыми обменялись стороны.

Вместе с тем, исходя из определения документа, данного в ст. 1 Закона Украины «Об информации», согласно которому «документ - материальный носитель, содержащий информа­цию, основными функциями которого являются ее сохране­ние и передача во времени и пространстве» и определения электронного документа, данного в ст. 5 Закона Украины «Об электронных документах и электронном документообороте»17, согласно которому «электронный документ - документ, ин­формация в котором зафиксирована в виде электронных данных, включая обязательные реквизиты документа», мож­но сделать вывод о том, что электронный документ является разновидностью документа, однако имеет свои особенности. Так что можно считать требование ч. 1 ст. 207 ГК Украины по фиксации содержания сделки в документе выполненным при использовании электронного документа с соблюдением тре­бований, установленных в Законе Украины «Об электронных документах и электронном документообороте».

Исходя из анализа ч. 2 ст. 207 ГК Украины еще одним тре­бованием соблюдения письменной формы является наличие подписи сторон.

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 207 ГК Украины уточняет­ся, что использование при совершении сделок электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП) допускается в случаях, уста­новленных законом, другими актами гражданского законода­тельства, или по письменному соглашению сторон. Согласно такой норме использование электронной подписи, и ЭЦП в частности, рассматривается как исключение из общего прави­ла и разрешается в случаях, специально предусмотренных за­конодательством. такая формулировка ограничивает исполь­зование электронной подписи. Некоторые авторы предлагают внести изменения в ГК Украины, которыми, наоборот, исполь­зование ЭЦП сделать общим правилом, а в законе предусмо­треть случаи, в которых не допускается использование элек­тронной подписи.

Кроме того, заключение такой сделки, как договор, ре­гулируется главой 53 ГК Украины «Заключение, изменение и расторжение договора». Согласно ГК Украины договор заклю­чается путем предложения одной стороной заключить договор (оферты) и принятия предложения (акцепта) второй сторо­ной. При этом и акцепт, и оферта должны свидетельствовать о выражении воли и отвечать требованиям главы 16 «Сделки» ГК Украины. Предложение заключить договор должно также отвечать требованиям ст. 641 ГК Украины, а ответ о принятии предложения - требованиям ст. 642 ГК Украины.

Необходимо отметить, что глава 53 ГК Украины также прямо не устанавливает возможность совершения акцепта и оферты с помощью электронных средств связи и не регулиру­ет связанные с этим вопросы.

Таким образом, из анализа норм ГК Украины и ХК Украи­ны следует, что эти кодексы разрешают использование средств телекоммуникации для совершения электронных сделок, од­нако прямо не устанавливают такую возможность. Очевидно, что норм кодексов недостаточно для комплексного регулиро­вания отношений в сфере электронной коммерции.

В этом отношении полезным может стать опыт ЮНСИ- ТРАЛ. В частности, ст. 11 Типового закона об электронной коммерции (далее - ТЗЭК) «Заключение и действительность контрактов» прямо устанавливает, что «в контексте заключе­ния контрактов, если стороны не договорились об ином, офер­та и акцепт оферты могут совершаться с помощью сообщений данных. В случае, когда при заключении контракта использу­ется сообщение данных, этот контракт не может быть лишен действительности или исковой силы на том лишь основании, что для этой цели использовалось сообщение данных». Таким положением ТЗЭК способствует международной торговле пу­тем обеспечения большей правовой определенности в вопро­се заключения контрактов с помощью электронных средств связи, определяет форму, в которой могут быть выражены оферта и акцепт оферты, и требует заимствования в нацио­нальное законодательство.

Отдельные нормы о форме совершения сделки, а имен­но внешнеэкономических договоров, содержится в Законе Украины «О внешнеэкономической деятельности» и Законе Украины «О международном частном праве». Согласно ч. 2 ст. 6 Закона «О внешнеэкономической деятельности» внеш­неэкономический договор (контракт) заключается субъектом внешнеэкономической деятельности или его представителем в простой письменной форме, если иное не предусмотрено международным договором Украины или законом. Такая же норма содержится в ч. 3 ст. 31 «О международном частном праве», а именно: «Внешнеэкономический договор, если хотя бы одной стороной является гражданин Украины или юриди­ческое лицо Украины, заключается в письменной форме не­зависимо от места его заключения, если иное не установлено законом или международным договором Украины». Анализ данных норм позволяет утверждать, что такими законами не предусмотрена прямая возможность заключения таких сделок с использованием электронных средств связи.

В числе международных договоров, участницей которых является Украина, особое место занимает Венская конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международ­ной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 г. (далее - «Вен­ская конвенция»). Венская конвенция применяется к догово­рам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах.

Хотя Венская конвенция не требует, чтобы договор купли- продажи заключался или подтверждался в письменной фор­ме или подчинялся иному требованию в отношении формы, он может доказываться любыми средствами, включая свиде­тельские показания. Однако при ратификации правительство Украины на основании ст. 96 Венской конвенции сделало за­явление о том, что любое положение ст. 11, ст. 29 или части II Конвенции, которое допускает, чтобы договор купли-про­дажи, его изменение или прекращение соглашением сторон либо оферта, акцепт или любое иное выражение намерения совершались не в письменной, а в любой иной форме, непри­менимо, если хотя бы одна из сторон имеет свое коммерческое предприятие в этом государстве.

Полезным в отношении развития положений Венской конвенции, а также адаптации ее к современным условиям может служить опыт ЮНСИТРАЛ, а именно положения, со­держащиеся в Конвенции ООН об использовании электрон­ных сообщений в международных договорах.

Предложенная ЮНСИТРАЛ Конвенция призвана ре­шить некоторые вопросы заключения и действия договоров, заключенных с помощью электронных сообщений. В част­ности, Конвенция устраняет дискриминацию в отношении сделок, совершенных с помощью электронных сообщений. Конвенция также прямо закрепила, что ее положения приме­няются в связи с заключением или исполнением договора, к которому применяется любая из шести международных кон­венций, участником которых является и участник настоящей Конвенции. Такими конвенциями являются: Венская конвен­ция о договорах купли-продажи товаров 1980 г., Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г., Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле, Конвенция ООН о независимых га­рантиях и резервных аккредитивах 1995 г., Конвенция ООН об уступке дебиторской задолженности в международной тор­говле 2001 г.

Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что действующее законодательство прямо не закрепило возмож­ность использования электронной формы сделок для заключе­ния внешнеэкономических договоров. Поэтому прямое уста­новление такой возможности в специальном законодательном акте имеет важное значение для легализации совершения внешнеэкономических контрактов с помощью электронных средств связи. Более того, ратификация Конвенции позволит прямо признать юридическую силу договоров, заключенных с помощью электронных сообщений, что будет способствовать развитию международной электронной коммерции в целом.

Электронная коммерция является комплексным право­вым понятием, которое опирается на такие категории, как электронная подпись, электронный обмен документами, электронный договор, электронные документы, электронные расчеты. Эти категории имеют свою связь, на которую многие авторы не обращают внимания. В основе электронной ком­мерции как правового явления лежит электронный документ, который приобретает силу такого благодаря применению электронной подписи. Процесс формирования, обработки, хранения, отправки, получения, проверки и использования электронных документов составляет электронный документо­оборот, который лежит в основе заключения любого договора в электронной форме. Во исполнение такого договора осу­ществляются электронные расчеты по заключенному догово­ру. В Украине принят ряд нормативно-правовых актов, уста­навливающих основные организационно-правовые принципы электронного документооборота и использования электрон­ных документов, а также определен правовой статус электрон­ной цифровой подписи.

На уровне закона понятия электронного документа и ЭЦП впервые определены Законом Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине», принятым 5 апреля 2001 г..

До принятия изменений в Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» в нем впервые дава­лось определение электронного документа, согласно которо­му электронным документом назывался документ, информа­ция в котором представлена в форме электронных данных, включая соответствующие реквизиты документа, в том числе и ЭЦП, который может быть сформирован, передан, сохра­нен и преобразован электронными средствами в визуальную форму или на бумаге. Также было дано определение ЭЦП как совокупности данных, полученных с помощью криптографи­ческого преобразования содержимого электронного докумен­та, которая дает возможность подтвердить его целостность и идентифицировать лицо, которое его подписало. Кроме того, в ст. 18 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» был установлен правовой статус электрон­ного документа и ЭЦП, в частности, отмечалось, что электрон­ный документ имеет одинаковую юридическую силу с бумаж­ным документом, а ЭЦП на электронном документе имеет одинаковую юридическую силу с подписью на бумажном до­кументе.

В 2004 г. в Закон Украины «О платежных системах и пере­воде денег в Украине» были внесены изменения, которыми были изъяты определения электронного документа и ЭЦП, а правовой статус электронного документа был уточнен и касал­ся документа на перевод, в частности, было установлено, что электронный документ на перевод имеет одинаковую юриди­ческую силу с бумажным документом, а электронная подпись является обязательным реквизитом электронного документа на перевод.

Такое внесение изменений в закон было обусловлено при­нятием в мае 2003 г. Верховной Радой Украины Закона «Об электронных документах и электронном документообороте» и Закона «Об электронной цифровой подписи», которые призваны установить основы использования электронного до­кумента и определить статус ЭЦП.

Неуклонный рост пользователей сети Интернет при­вел к появлению в сети многих негативных явлений. Покупка товаров по чужим кредитным картам, кража интеллектуаль­ной собственности в Интернете получили огромный размах и никого уже не удивляют. На минимизацию этих негатив­ных явлений направлены нормы законов, устанавливающих юридическую ответственность за правонарушения в сфере осуществления электронной коммерции. Так, Уголовным ко­дексом Украины предусмотрены составы преступлений, ко­торые могут иметь место в сфере осуществления электронной коммерции (например, раздел XVI Уголовного кодекса Украи­ны предусматривает ответственность за преступления в сфере использования электронно-вычислительных машин (компью­теров), систем и компьютерных сетей и сетей электросвязи).

Кодексом Украины об административных правонарушениях (Статьи 148-2, 148-5) предусмотрена административная ответственность за нарушение положений Закона Украины «О телекоммуникациях». Гражданско-правовая ответственность предусмотрена нормами ГК Украины. В частности, ст. 200 ГК Украины определяет, что «субъект отношений в сфере инфор­мации может требовать устранения нарушений его права и возмещения имущественного и морального вреда, причинен­ного такими правонарушениями».

таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. На сегодня в Украине при­нят ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют, в частности, общие принципы информатизации общества, об­щественные отношения по созданию информационных элек­тронных ресурсов, отдельные аспекты заключения договоров в электронной форме, внедрения электронного документоо­борота, защиты информации и др. Однако необходимо отме­тить, что правовое регулирование электронной коммерции в Украине носит фрагментарный характер и не создает условий свободного развития электронной коммерции. Ряд принятых законов в сфере регулирования информационных отношений не вносят определенности в регулирование электронной ком­мерции, более того, требуют согласования между собой и с положениями Гражданского и Хозяйственного кодексов.

также стоит отметить, что сегодня Украина хоть и работает в направлении выработки норм, регулирующих электронную коммерцию, однако национальное законодательство требует безотлагательного решения таких вопросов, как: закрепление основ электронной коммерции в законодательстве Украины, дальнейшее развитие правового регулирования электронной коммерции и отдельных ее категорий в специальных законах, внесение соответствующих изменений в действующее законо­дательство, касающееся вопросов электронного обмена дан­ными, заключения сделок в электронной форме и т. п. Указан­ные вопросы целесообразно урегулировать путем принятия Закона Украины «Об электронной коммерции».

http://sportmag.in.ua/shop/kardiotrenazheryi/begovyie-dorozhki.html


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика