Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Воспитательная функция общественных объединений
Научные статьи
06.08.13 13:35
Распашные ворота представляют собой наиболее экономичный, универсальный и безопасный тип ворот, надежность которых испытана веками. Цена на распашные ворота, вся подробная информация на сайте http://www.mirvorot.kiev.ua


вернуться


Воспитательная функция общественных объединений

  

В отсутствие адекватной государственной идеологии рос­сийское общество сталкивается с нарастающей деградацией социально-экономических, ценностных и интеллектуальных устоев.

В этих условиях актуальным представляется неуклонное следование глубоким гуманистическим традициям, сложив­шимся в отечественной общественно - политической и фило­софской мысли. Одна из таких традиций - воспитательная функция общественных объединений.

Отметим, что Президентом Российской Федерации не­однократно отмечалась недостаточность воспитательных ме­роприятий, образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентич­ности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества1. Президент РФ назвал низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического раз­вития различных категорий детей причиной возникновения в подростковой среде межэтнической и межконфессиональ- ной напряженности, ксенофобии, дискриминационного по­ведения детей и подростков, агрессивности, травле сверстни­ков и других асоциальных проявлений2. В Указе о военной доктрине Президентов РФ поставлена цель совершенствова­ния допризывной подготовки и военно-патриотического вос­питания граждан.

Очевидно, что весомый вклад в осуществлении поставлен­ных задач могут и должны внести общественные объединения. В современной доктрине конституционного права отмечается роль общественных объединений в преодолении правового  формировании правовой культуры и ориента­ции на корпоративные ценности, в «школе демократии».

Подчеркивается значимость общественных объединений и их воспитательная деятельности в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их влияние на формирование позитивного общественного мне­ния о деятельности органов внутренних дел и др.

Однако «точечное» исследование не достаточно. Рассмо­трим законодательно закрепленные возможности обществен­ных объединений в обозначенной сфере.

Федеральный закон от 19.05.1995 г. «Об общественных объединениях» прямо не закрепляет воспитательную функ­цию, но предусматривает право общественных объединений осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотрен­ные законами.

В воспитательной сфере такие полномочия предусмотре­ны отраслевым законодательством на федеральном уровне и в законодательстве субъектов федерации, прямо и косвенно. На­пример, основными целями политической партии являются формирование общественного мнения; политическое образо­вание и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мне­ний до сведения широкой общественности и органов государ­ственной власти.

Примером прямого закрепления нормами федерального законодательства воспитательной деятельности общественных объединений может стать Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 11.02.2013) «О защите населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Согласно статье 21 пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объек­тах, обеспечивается органами управления, входящими в еди­ную государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объеди­нениями, осуществляющими свою деятельность в области за­щиты и спасения людей. Аналогичные положения отражены в законодательстве субъектов федераци.

Нормами Федерального закона от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» закреплено, что общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, разрабатывают, пропа­гандируют и реализуют в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды.

Законодательством о религиозных объединениях прямо закреплена их просветительская деятельность. так, Федераль­ный закон от 26.09.1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривает в сфере деятельности рели­гиозных объединений обучение религии и религиозное воспи­тание своих последователей.

Законодатели субъектов в некоторой степени детали­зируют обозначенную сферу воспитательно-просветитель­ской деятельности религиозных объединений (Закон Рт от 14.07.1999 № 2279 (ред. от 04.08.2012) «О свободе совести и о религиозных объединениях»; Закон Рт от 14.07.1999 № 2279 (ред. от 04.08.2012) «О свободе совести и о религиозных объе­динениях»; Закон Республики Адыгея от 12.01.1999 № 107 (ред. от 01.08.2008) «О свободе совести и свободе вероисповедания в Республике Адыгея»; Закон Республики Башкортостан от 20.06.91 № ВС-6/19 (ред. от 14.07.2010) «О свободе совести и ве­роисповедания в Республике Башкортостан»). так, в собствен­ности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты религиозно-просветительского назначения, в том числе отнесенные к памятникам истории и культуры. Для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации в порядке, установленном законо­дательством Российской Федерации, имеют право создавать религиозно-просветительские организации, образовательные и иные учреждения, а также учреждать средства массовой ин­формации.

Прямо предусмотрена возможность принятия и реали­зации культурно-просветительских программ и мероприятий (Закон РТ от 14.07.1999 № 2279 (ред. от 04.08.2012) «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Примерами закрепления полномочий общественных объединений в сфере воспитания может быть:

-     воспитательная и просветительская деятельность обще­ственных объединений в области обращения с отходами (Об­ластной закон Ленинградской области от 04.03.2010 № 7-оз (ред. от 09.07.2012) «Об обращении с отходами в Ленинград­ской области», Законы Забайкальского края от 23.12.2009 № 327-ЗЗК (ред. от 25.04.2012) «Об отходах производства и по­требления»; Нижегородской области от 23.11.2001 № 226-З (ред. от 31.07.2012) «Об отходах производства и потребления»; Алтайского края от 11.02.2008 № 11-ЗС (ред. от 10.10.2011) «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтай­ском крае» и др.);

-     экологическое просвещение, образование и формиро­вание экологической культуры (Закон Красноярского края от 06.12.2007 № 3-804 (ред. от 19.04.2012) «Об охране окружаю­щей среды в Красноярском крае»; Закон Иркутской области от 04.12.2008 № 101-оз «Об организации и развитии системы экологического образования и формировании экологической культуры на территории Иркутской области»; Закон Костром­ской области от 12.07.2006 № 60-4-ЗКО (ред. от 08.06.2009) «Об экологическом образовании и просвещении, формирова­нии экологической культуры в Костромской области»; Закон ХМАО от 22.06.2000 № 56-оз (ред. от 05.06.2008) «Об экологи­ческом образовании, просвещении и формировании эколо­гической культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»; Закон Волгоградской области от 15.05.2003 № 825-ОД (ред. от 16.10.2012) «Об экологическом образовании в Волго­градской области»);

-     воспитательная и просветительская деятельность по во­просам сохранения и развития национальной самобытности (Закон Иркутской области от 06.12.2010 № 121-ОЗ «Об Усть- Ордынском Бурятском округе как административно-террито­риальной единице Иркутской области с особым статусом»);

-     воспитательная и просветительская деятельность и на­учные исследования на горных территориях (Закон Респу­блики Северная Осетия-Алания от 30.12.1998 № 30-РЗ (ред. от 22.05.2006) «О горных территориях в Республике Северная Осетия - Алания»);

-     воспитательная и просветительская деятельность в мо­лодежной среде (Закон Магаданской области от 24.12.2012 « 1573-ОЗ «О государственной молодежной политике в Мага­данской области»).

Нормативным основанием для воспитательной деятель­ности общественных объединений могут быть прямо зако­нодательно закрепленные права в сфере воспитания и про­свещения, а так же косвенные - свободно распространять информацию о своей деятельности; проводить собрания, ми­тинги, демонстрации, шествия и пикетирование; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность (для юридических лиц); представлять и защи­щать свои права, законные интересы своих членов и участни­ков, других граждан в органах публичной власти; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; уча­ствовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Последние права общественных объединений сопряжены с особыми процеду­рами, использование которых позволит привлечь иные фор­мы для просветительской деятельности. Например, участие в выборах, референдумах, отзыве, народной правотворческой инициативе предусматривает сбор подписей, агитационные мероприятия и т.д., которые могут быть использованы в вос­питательных и просветительских целях.

Общественные объединения могут участвовать в восста­новлении нарушенных прав воспитательно-образовательных учреждений и организаций. так, законодательство о библио­течном деле в Мурманской, Нижегородской, тамбовской областях закрепляет, что неправомерное решение о ликви­дации государственных библиотек может быть обжаловано общественными объединениями в судебном порядке.

Общественные объединения участвуют в реализации го­сударственной политики в интересах детей и защите их прав на территории Ярославской области в порядке, установлен­ном действующим законодательством.

Для реализации государственной политики в интересах одаренных детей в Ярославской области создан координаци­онный совет по содействию реализации государственной по­литики в интересах одаренных детей (консультативный орган) в состав которого могут включаться представители, выдвину­тые в том числе и общественными объединениями.

Общественные объединения вправе участвовать в реали­зации государственных и муниципальных воспитательно-про­светительских программ, принимаемых органами публичной власти различных уровней, осуществлять собственную дея­тельность в этой сфере, на основании действующего законода­тельства и собственных уставов и программ.

Отметим воспитательные возможности общественных объединений в образовательных учреждениях.

Как известно, выделяют внешнюю и внутреннюю оценку качества в системе образования. «Последняя строится с уче­том трех основных элементов образовательного процесса: об­учающихся; обучающих (учителя, преподаватели); ресурсного обеспечения (организационное, материально-техническое, методическое, информационное, финансовое)». Сегодня за­конодательно закреплена возможность общественных объединений участвовать как во внутренней, так и во внешней оценке деятельности образовательных организаций. Это обществен­ные объединения обучающихся, структуры студенческого самоуправления.

Своим Указом от 19.12.2012 г. № 1666 Президента РФ на­звал в качестве задачи государственной национальной полити­ки Российской Федерации в сфере образования, патриотиче­ского и гражданского воспитания подрастающего поколения, формирование у детей и молодежи общероссийского граж­данского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспи­тании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса. Путем достижения, в том числе, названо создания в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования структур студенческого самоуправления (клубов, советов и других) на интернациональной основе, а также условий для координа­ции их деятельности; развитие системы военно-патриотиче­ского воспитания граждан Российской Федерации.

Студенческие объединения, органов студенческого само­управления в современной науке рассматриваются как альтер­нативный механизм разрешения конфликта в образовании, как составляющую кадровой технологии молодежного кадро­вого резерва, и системы противодействия коррупции в сфере оказания образовательных услуг.

Советом по вопросам развития студенческого самоуправ­ления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования при Минобрнауки РФ ещё несколько лет назад утверждено Примерное положение о сту­денческих советах. Но правовой статус студенческих советов не определён законодательно, что в итоге создаёт трудности в развитии такой общественной инициативы студентов.

Органы студенческого самоуправления - это неизбежный элемент системы образования. C вступлением России в Бо­лонский процесс обязательным условием аккредитации об­разовательного учреждения профессионального образования становится наличие системы воспитательной работы, которая включает в себя и наличие функционирующих органов сту­денческого самоуправления.

Безусловно, что надо учитывать всё многообразие форм студенческого самоуправления. Однако в этом много­образии получается, что одни формы имеют стабильную под­держку, а самое главное законодательное закрепление своего статуса, льгот и возможностей (финансирование), как, напри­мер, студенческие профсоюзные организации, а другие, как студенческие советы - на «голодном пайке».

С правовой точки зрения органы студенческого само­управления можно разделить на две основные формы: сту­денческие советы (либо иные структурированные органы общественного самоуправления - объединенные советы об­учающихся, советы студенческого самоуправления и т.п.) и общественные объединения студентов вуза (входящие, как структурные подразделения, отделения либо не входящие в состав региональных, межрегиональных, общероссийских об­щественных объединений).

Цели, задачи органов студенческого самоуправления с одной стороны сближает эти две формы, с другой стороны правовое построение делает их различными. Для студенческих советов характерно встраивание в структуру органов управле­ния вузом, закрепление правового положения в локальном нормативном акте вуза при сохранении их демократическо­го формирования студентами. Для общественных объедине­ний основным документом, регулирующим их деятельность, является устав, утверждаемый учредителями (участниками, членами) объединения. Отсюда следует, что для студенческих советов преобладающим регулятором взаимодействия с ву­зом являются нормы, закрепленные в положениях о них, для общественных объединений регуляторами взаимодействия в большей степени выступают договорные отношения.

Можно отметить, что студенческие советы в значи­тельной степени являются так же способом реализации права студентов на объединение. В этой связи, наличие двух основ­ных законодательных актов для органов студенческого само­управления - закона об общественных объединениях и закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании

-   диктует необходимость корректной взаимосвязи их по тако­му специфичному субъекту, как органы студенческого само­управления. Закон же о высшем и послевузовском професси­ональном образовании не содержит четких формулировок о самоуправлении студентов. В нем как общественные объеди­нения студентов упоминаются лишь общественные органи­зации, в то время как закон об общественных объединениях дает понятия иных организационно-правовых форм (обще­ственное движение, орган общественной самодеятельности), которые могут быть подходящими для целей и задач органов студенческого самоуправления.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. «Об образовании в Рос­сийской Федерации» предусматривает возможность создания в образовательной организации совещательных и контроль­ных органов, учитывающих мнение и интересы обучающихся и их законных представителей: советы обучающихся, советы родителей, профессиональный союзы обучающихся и т.п. (ч. 6 ст. 26). К компетенции образовательной организации относит содействие деятельности общественных объединений обучаю­щихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации (ст. 28). Тем не менее приведенная формулировка не создает чет­кого видения организационных форм существования обще­ственных объединений обучающихся, советов обучающихся и форм их деятельности, правового статуса.

Между тем, по мнению автора, воспитательная функция студенческого общественного объединения (общественного объединения обучающихся) велика. Она направлена на соз­дание условий для развития социального опыта студенчества; формирование социально положительных качеств личности; мотивацию социальной активности участников объединения; ответственности за дело и свое поведение; воспитание иници­ативности, творческого подхода, профессионализма; мораль­ной, политической, управленческой, правовой культуры; на­ционального самосознания.





Рыба́лка — любительское и профессиональное (оплачиваемое) занятие рыбной ловлей. В отличие от рыболовства, рыбалка — увлечение, вид отдыха, туризма и спорта. Различают рыбалку: по времени года: летняя, зимняя; по месту: морская. Рыбалка, вся подробная информация на сайте http://www.epochtimes.ru


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика