Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Влияние антикоррупционного законодательства Великобритании на деятельность российских компаний
Научные статьи
06.08.13 13:48
Арматура строительная ипользуется для армирования железобетона. Арматура строительная имеет выступы которые способствуют прочному сцеплению с бетоном. Арматура цена, вся подробная информация на сайте http://www.ssc.org.ua

вернуться

Влияние антикоррупционного законодательства Великобритании на деятельность российских компаний

  

На протяжении последних лет в России принят целый ряд мер, направленных на борьбу с коррупцией. В феврале 2012   г. Россия ратифицировала Конвенцию ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществле­нии международных коммерческих сделок 1997 г. С 1 января 2013   года вступили в силу изменения Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», предус­матривающие принятие мер по предупреждению коррупции не только государственными органами, но и организациями.

В соответствии с новой статьей 13.3. Федерального закона «О противодействии коррупции» организации обязаны раз­рабатывать и принимать меры, которые могут включать:

1)    определение подразделений или должностных лиц, от­ветственных за профилактику коррупционных и иных право­нарушений;

2)    сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3)    разработку и внедрение в практику стандартов и про­цедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4)    принятие кодекса этики и служебного поведения ра­ботников организации;

5)    предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6)    недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

На наш взгляд, новые требования российского антикор­рупционного законодательства во многом близки к требова­ниям законодательства о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма. При этом законодательство о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма действует в России уже более 11 лет. Обязанно­сти организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, детально регламенти­рованы в большом количестве нормативных правовых актов

Президента и Правительства Российской Федерации, Росфин- мониторинга, ФСФР, Банка России. Подзаконные акты, дета­лизирующие обязанности организаций по предупреждению коррупции, пока не приняты. В этой связи безусловный ин­терес представляет опыт российских компаний, которые еще до появления соответствующих норм в России столкнулись с необходимостью разработки антикоррупционных программ под влиянием законодательства Великобритании.

Особенности нового законодательства Великобритании о борьбе со взяточничеством. Закон Великобритании «О взяточ­ничестве», принятый 8 апреля 2010 года (Bribery Act of 2010), вступил в силу с 1 июля 2011 года. Целью принятия закона яв­лялось предотвращение взяточничества как непосредственно на территории Великобритании, так и за рубежом. Понятие «взяточничество» включает как дачу, так и получение взятки. Деяние, совершенное за рубежом, признается преступным, если бы по британскому праву оно являлось преступлением в случае совершения его в Великобритании.

Можно выделить ряд основных особенностей нового за­конодательства Великобритании, отличающих его от антикор­рупционного законодательства других стран.

В законодательстве многих стран, в том числе и России, основной упор традиционно делался на меры контроль в отно­шении потенциальных взяткополучателей - государственных служащих и иных лиц, выполняющих государственные функ­ции. Закон Великобритании «О взяточничестве» направлен, прежде всего, на внедрение механизмов предотвращения кор­рупции потенциальными взяткодателями - коммерческими фирмами.

Ответственность по новому британскому закону устанав­ливается не только за подкуп должностных лиц на террито­рии Великобритании, но и за подкуп британской компанией или в интересах британской компании должностного лица за рубежом.

В отличие от законодательства США ответственность устанавливается не только за подкуп лиц, выполняющих пу­бличные государственные функции, но и за подкуп должност­ных лиц в частном секторе.

В соответствии со ст. 7 Закона обязанности по разработ­ке мер по предотвращению коррупции возлагается не только на компании, зарегистрированные в Великобритании.

Действие законодательства Великобритании о борьбе со взяточничеством в отношении российских компаний.

Для российских компаний обязанность исполнения норм законодательства Великобритании по борьбе со взяточниче­ством может возникнуть в следующих случаях:

-     российская компания имеет филиал, представительство в Великобритании, ведет бизнес в Великобритании;

-     российская компания является агентом или дистрибью­тером компании, зарегистрированной в Великобритании, ока­зывает услуги британской компании.

В первом случае российские компании непосредственно подпадают под территориальную юрисдикцию Великобрита­нии и, соответственно, под действие права Великобритании. Важно также то, что российская компания, ведущая бизнес в Великобритании, может нести ответственность по законо­дательству Великобритании и в том случае, если взятка была дана этой компанией в третьей стране, например, в России. Закон не раскрывает, что значит «компания, ведущая бизнес в Великобритании», оставив это на усмотрение судей. В этой связи, компаниям нужно подходить очень внимательно к ис­полнению закона.

Второй случай представляется весьма интересным. По существу, действие ряда норм публичного права Великобри­тании, направленных на борьбу с коррупцией, через частно­правовые контракты распространяется на иностранные ком­пании, не ведущие бизнес на территории Великобритании.

Закон Великобритании вводит очень широкое понятие «ассоциированного или взаимосвязанного лица», не давая четкого юридического определения. Толкование понятия «ассоциированное или взаимосвязанное лицо» оставлено на усмотрение судебной практики. Важно отметить, что в соот­ветствии с Руководством, выпущенном Бюро по борьбе с се­рьезным мошенничеством и Генеральной прокуратурой Ве­ликобритании, для признания взаимосвязанным лицом не требуется наличия связи лица с Великобританией. В качестве такого лица могут выступать сотрудники, юридические лица, выступающие агентами, дистрибьюторами товаров англий­ской компании.

Судебная практика по данному вопросу пока не сформи­ровалась. Гипотетически можно представить следующую си­туацию. Если российский дистрибьютор английских товаров даст взятку российскому должностному лицу для продвижения товаров на российском рынке и это будет установлено приго­вором российского суда, то английская компания может быть привлечена к уголовной ответственности уже по законодатель­ству Великобритании. Для того, чтобы защититься от уголов­ного преследования, британская компания должна будет дока­зать в суде Великобритании, что она приняла все необходимые внутренние меры по предотвращению коррупции, в том числе со стороны дистрибьюторов и агентов. Соответственно, бри­танская компания вынуждена в договорах с дистрибьюторами своих товаров предусматривать их обязанность по внедрению программ и процедур противодействия коррупции, предусмо­тренных законодательством Великобритании.

Помимо риска привлечения к ответственности негативные репутационные последствия для компании могут возникать уже в связи с фактом проведения в отношении компании анти­коррупционного расследования, независимо от его результатов.

Практически британские компании реализуют требова­ния законодательства следующим образом: в договор с ино­странным партнером включается антикоррупционная ого­ворка, то есть положения о признании им кодекса поведения (этического кодекса) британской компании, содержащего по­ложения о недопустимости коррупции. Компания-партнер берет на себя обязательства разработать процедуры по реа­лизации кодекса с учетом региональной специфики. также на компании - партнеры возлагается обязанность включения кодекса поведения и процедур в договоры с субподрядчиками и информирования о таких договорах британской компании.

Российские компании, работающие с партнерами из Великобритании, начиная с 2011 г. стали разрабатывать соб­ственные кодексы этики (служебного поведения) и антикор­рупционные программы.

Необходимо отметить, что практику включения в дого­воры антикоррупционной оговорки начинают использовать и компании из других европейских стран.

Обязанности компаний в сфере борьбы с коррупцией по законодательству Великобритании. Наличие адекватных про­цедур предотвращения коррупции позволяет защитить ком­панию от ответственности в случае, если ее сотрудник совер­шит преступление, связанное со взяточничеством.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона «О взяточничестве» ком­пании обязаны разработать процедуры, направленные на пре­дотвращение коррупционных правонарушений со стороны лиц, ассоциированных с компанией, в частности сотрудников. Процедуры разрабатываются в соответствии с Руководством, принятым Министерством юстиции в марте 2011 года.

В Руководстве, выпущенном Министерством юстиции, сформулированы шесть принципов, которые должны лежать в основе антикоррупционных процедур компании.

Принцип 1. Пропорциональность процедур. Применя­емые процедуры должны соответствовать уровню риска, с которым сталкивается компания, ее масштабам и характеру бизнеса. Процедуры должны быть понятными, эффективны­ми и практически исполнимыми. При этом термином «про­цедуры» охватываются как политики компании по предотвра­щению взяточничества, так и процедуры по имплементации политик. Оценка существующих рисков вовлечения в корруп­цию должна стать первым этапом в разработке Процедур по предотвращению взяточничества.

Принцип 2. Обязанности высшего руководства. Высший менеджмент компании и владельцы компании обязаны пре­дотвращать взяточничество со стороны связанных с ними лиц и способствовать созданию в компании культуры, при кото­рой взяточничество неприемлемо ни при каких условиях.

Практическая реализация данного принципа должна найти отражение в Кодексе поведения или этики компании, где формулируется отношение владельцев компании и выс­шего менеджмента к взяточничеству, ознакомлении с Кодек­сом сотрудников и, возможно, широкой общественности (раз­мещение на сайте).

Степень непосредственного участия руководства компа­нии в противодействии взяточничеству зависит от размеров компании. В крупных компаниях основная задача руковод­ства - принятие соответствующих внутренних документов и организация контроля за их исполнением. В небольших ком­паниях возможно непосредственное участие в принятии и ре­ализации решений.

Кроме того, в компании должен существовать механизм доведения сотрудниками до высшего руководства информа­ции о фактах взяточничества.

Принцип 3. Оценка риска. Компания должна проводить оценку потенциальных внутренних и внешних рисков взяточ­ничества со стороны связанных с ней лиц. Оценка риска долж­на осуществляться периодически, а ее результаты докумен­тально фиксироваться.

Принцип 4. Должная осмотрительность (Due diligence). Компания должна применять процедуры должной осмотри­тельности в отношении лиц, которые действуют от имени или по поручению компании в целях снижения риска вовлечения взяточничества. Степень проверки зависит от оценки уровня риска. Например, работа с новым партнером в юрисдикции с высоким уровнем риска требует его углубленной проверки.

Принцип 5. Коммуникации (включая обучение). Необ­ходимо обеспечить доступность информации об антикорруп­ционной политике компании как для сотрудников, так и для внешних партнеров, а также обучение.

Принцип 6. Мониторинг процедур. Компании осущест­вляют регулярный мониторинг процедур и при необходи­мости вносят изменения. Они также должны предусмотреть регулярную отчетность по применению процедур и оценку эффективности их применения.

Для практической реализации указанных принципов британские компании, а также иностранные компании, имею­щие связь с Великобританией, принимают антикоррупцион­ные политики или кодексы этики (делового поведения), анти­коррупционные программы, а также определяют сотрудника или структурное подразделение компании, ответственное за предотвращение коррупции.

Антикоррупционная политика, Кодекс этики или слу­жебного поведения представляют собой документы общего характера, определяющие неприятие компанией коррупции в своей деятельности и участие высшего менеджмента в орга­низации противодействия коррупции. В данных документах определяются ключевые принципы и требования, направлен­ные на предотвращение коррупции и соблюдение норм анти­коррупционного законодательства компанией, ее органами управления, сотрудниками и иными лицами, которые могут действовать от имени компании.

Российские компании, работающие с партнерами из Ве­ликобритании, часто дают ссылки в кодексах этики (служеб­ного поведения) на нормы международного права и законода­тельства Великобритании.

В антикоррупционной политике или кодексе закрепляет­ся принцип неприятия коррупции в любых формах и прояв­лениях (принцип «нулевой терпимости») при осуществлении повседневной деятельности и стратегических проектов, в том числе во взаимодействии с акционерами, инвесторами, контр­агентами, представителями органов власти, самоуправления, политических партий, своими сотрудниками, обществами и иными лицами.

Политика компании по соблюдению антикоррупционно­го законодательства должна также информировать сотрудни­ков относительно их обязанностей и способов реагирования в отношении конкретных коррупционных рисков, с которыми сталкивается компания, их несоблюдение должно быть осно­ванием для применения компанией дисциплинарных взыска­ний. Также закрепляется положение о том, что сотрудники не должны идти на дачу взятки ради получения выгодного кон­тракта, и если они из-за этого не заключат контракт, их работа не будет негативно оценена руководством.

Антикоррупционные положения могут включаться в иные внутренние документы компании.

Антикоррупционная программа компании может вклю­чать следующие стандарты и процедуры:

-     организация работы компании по предотвращению коррупции;

-     взаимодействие с филиалами, дочерними и зависимы­ми компаниями;

-     подарки и прием партнеров;

-     расходы на промоушен;

-     благотворительность;

-     поддержка политических партий (если компания в принципе поддерживает или планирует поддерживать какие- либо политические партии);

-     антикоррупционная оговорка в договорах компании;

-     процедура изучения партнеров и клиентов;

-     процедура оценки риска и критерии присвоения уров­ня риска;

-     процедура контроля финансовых операций на предмет возможной связи с коррупцией;

-     процедура деятельности компании в случае, если она сталкивается с вымогательством или наоборот предложением взятки, процедура поведения сотрудников в таких случаях;

-     антикоррупционные процедуры при приеме на работу;

-     программу обучения.

Специальные руководства в отношении подарков и при­ема партнеров (Hospitality). Закон «О взяточничестве» не за­прещает делать обычные подарки деловым партнерам, при­глашать их на обед и оплачивать расходы по их приему, связанному, например, с демонстрацией товаров компании, а также промоушен. Вместе с тем стоимость подарков и уровень приема должен соответствовать обычной практике компа­нии. Для того чтобы избежать обвинений во взяточничестве, в антикоррупционной программе должны быть определены допустимые суммы расходов. Должны также учитываться пра­вовые нормы государства, в котором предполагается делать подарки и оплачивать расходы по приему партнеров. Необ­ходимо учитывать как нормы для государственных служащих, так и нормы в отношении бизнеса.

При расследовании может учитываться существенное превышение расходов по приему над обычными расходами, влияние принимавшегося лица на принятие решений о за­ключении контрактов и иные решения.

Руководство в отношении выплат публичным лицам за выполнение их обычных функций в установленные сроки, чтобы быть уверенным, что чиновник выполнит свою функ­цию (Facilitation payments). Выплаты должностным лицам за выполнение их функций, не предусмотренные законодатель­ством соответствующей страны, считаются взяткой. Никаких исключений Закон Великобритании не предусматривает.

Ранее, по законодательству Великобритании, компания не­сла ответственность, только если подкуп осуществлялся ее выс­шим руководством, осуществляющим управление компанией.

Внутренний контроль. Большое значение для выпол­нения антикоррупционных процедур имеет осуществление периодического внутреннего контроля за исполнением анти­коррупционной программы. В случае расследования будут учитываться не только наличие в компании перечня формаль­ных документов, но и наличие документов о практической реализации принятых в компании процедур, например, из­учение клиентов и партнеров. В своих выступлениях предста­вители правоохранительных органов специально обращают внимание на то, что наличие на бумаге программ и процедур против коррупции не гарантирует защиту от уголовного пре­следования. Будет учитываться их реальное выполнение.

Ответственность за взяточничество по законодательству Великобритании. В соответствии с Законом Великобритании «О взяточничестве», наказуемыми признаются следующие действия:

    Предложение, обещание или дача взятки как непосред­ственно должностному лицу, так и через посредника.

    Требование, обещание принятия или получения взятки как непосредственно должностным лицом, так и через посред­ника. При этом не имеет значения, осознает ли лицо, полу­чившее взятку, что совершаемые за взятку действия или вы­полняемые функции являются ненадлежащими.

    Подкуп иностранного должностного лица (ответствен­ность за данное деяние установлена особо в целях соблюдения требований конвенции ОЭСР «О противодействии подкупу иностранных должностных лиц при осуществлении между­народной коммерческой деятельности» от 1999 г.). При этом иностранное должностное лицо может за взятку совершать действия в пределах своих должностных полномочий либо оказывать общие влияние на решение вопросов, не относя­щихся непосредственно к его компетенции.

Под иностранным должностным лицом понимается: лицо, занимающее избираемую или назначаемую должность в законодательном, исполнительном или судебном органе иностранного государства; лицо, выполняющего публичную функцию для или по поручению иностранного государства, его публичного органа или публичной компании (компании с государственным участием); лицо, являющееся сотрудником или представителем международной межправительственной организации.

    Неисполнение организацией обязанности по приня­тию мер для противодействия взяточничеству.

Как для физических лиц, так и для организаций за нару­шение закона в Великобритании установлена уголовная ответ­ственность.

Ответственность юридических лиц. Серьезный ак­цент в новом законе Великобритании сделан на ответствен­ности юридических лиц за коррупционные преступления и правонарушения.

За дачу взятки компании будут нести наказание в виде штрафа, размер которого не ограничен и будет определяться судьей, а также запрета на участие в публичных контрактах в странах ЕС.

Закон предусматривает ответственность и за подкуп ино­странных должностных лиц, функции которых не связаны с Великобританией и осуществляются за пределами Велико­британии. При этом ответственность устанавливается не толь­ко за подкуп лиц, выполняющих публичные государственные функции, но и за подкуп должностных лиц в частном секторе.

Ответственность компании строится на вменении компа­нии действий ассоциированных с ней лиц. Понятие ассоции­рованного лица содержится в ст. 8 Закона «О взяточничестве». В соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона Великобритании презюмиру- ется, что сотрудник компании действует от имени или по по­ручению компании, пока не доказано обратное. Компания бу­дет нести ответственность за действия ассоциированных лиц, связанные с подкупом должностных лиц. Ассоциированным лицом может быть также агент или дистрибьютор товаров.

В случае совместного предприятия действия сотрудника совместного предприятия не влекут за собой автоматически и ответственность учредителей только по той причине, что они опосредованно получают выгоду от данного предприятия.

Ответственность физических лиц. Для физических лиц установлено наказание в виде лишения свободы на срок до де­сяти лет или/и штрафа, размер которого не ограничен и опре­деляется судьей.

Современное развитие законодательства различных стран о борьбе с коррупцией во многом повторяет путь, по ко­торому развивалось законодательство о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Большое влияние на законотворчество государств в этой сфере оказывают нормы международного права, а также рекомендации ОЭСР.

Как и в сфере борьбы с отмыванием денег, постепенно формируется принцип сотрудничества государства и частного сектора. На частные компании возлагаются обязанности по фор­мированию системы антикоррупционного комплаенс-контроля, созданию необходимых внутренних документов и процедур. За­кон Великобритании «О взяточничестве» одним из первых закре­пил соответствующие обязанности компаний. Большой интерес, в том числе с позиций теории права и международного права, представляют положения закона, которые по существу распро­страняют действие его отдельных норм через частноправовые контракты на иностранные компании, не ведущие бизнес непо­средственно на территории Великобритании. Данное явление еще требует своего изучения и теоретической оценки.

Российские компании, ведущие бизнес в Великобрита­нии и с британскими компаниями, первыми среди россий­ских компаний столкнулись с необходимостью исполнения требований Закона «О взяточничестве» и создания адекватных политик и процедур.

С 1 января 2013 г. в России вступили в силу новые нор­мы антикоррупционного законодательства, устанавливающие обязанности организаций, по сути аналогичные обязанностям по законодательству Великобритании. В этой связи опыт ис­полнения требований законодательства Великобритании рос­сийскими компаниями представляется весьма полезным.


Добро пожаловать в интернет-магазин, на сайте в широком ассортименте представлены разнообразные детские товары из Китая. Детские товары в Китае. Детство – это прекрасная пора, время счастливого смеха, приятных сюрпризов и подарков, словом, всего того, что делает его незабываемым. Вся подробная информация на сайте http://www.pokoopka.com/c-mom-and-baby


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика