Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Защита прав человека на благоприятную окружающую среду в международном праве
Научные статьи
10.09.13 16:40


вернуться


Защита прав человека на благоприятную окружающую среду в международном праве


От состояния окружающей среды напрямую зависит жизнь и здоровье людей. Так, например, 40% всех человеческих смертей связано с неблагоприятными экологическими условиями жизни, более миллиарда людей до сих пор не имеют доступа к чистой питьевой воде, что вызывает в свою очередь рост числа инфекционных заболеваний, более 4 миллиардов людей вынуждены жить в условиях интенсивного загрязнения воздуха. Все это, безусловно, вызывает обоснованные опасения за будущее следующих поколений и за человечество в целом. Ухудшение экологической обстановки является сегодня также одной из причин миграции населения, в международном праве стали появляться такие понятия, как «экологический беженец» и «климатический беженец».

Современные проблемы экологии поставили под угрозу устойчивое развитие человечества. Продолжающаяся деградация окружающей природной среды привела к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качество окружающей среды, необходимое для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды. В последнее время пристальное внимание международного сообщества направлено на охрану окружающей среды. В свете глобальных экологических проблем обеспечению благоприятной окружающей среды уделяется сегодня достаточно много внимания.

Все большее значение приобретают вопросы экологической безопасности, содержание которой представляется шире, чем просто охрана окружающей среды, поскольку включает в себя не только обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, но и обеспечение экологических интересов и потребностей человека, общества и государства. В числе принципов международного экологического права есть и такие, которые напрямую связаны с правами человека, например, право человека на благоприятную окружающую среду.

Сформировавшиеся в последнее время экологические права представляют собой естественные индивидуальные права человека, признанные и закрепленные в законодательном порядке и обеспечивающие удовлетворение различных потребностей человека во взаимосвязи с природой. Также следует отметить, что экологические права человека носят неотчуждаемый характер и принадлежат каждому человеку. Это личные права, связанные с жизнью человека в благоприятной для него окружающей среде, и их обеспечение не должно зависеть от уровня экономического развития того или иного государства. Основой для обеспечения экологических прав должно быть принятие государством определенных мер по поддержанию биосферы в пригодных для всего живого условиях, как для настоящего, так и для будущих поколений.

В отечественной науке экологического права предлагается следующая классификация экологических прав граждан:
– фундаментальное экологическое право – право на благоприятную окружающую среду;
– иные экологические права, которые служат одновременно гарантиями реализации и защиты фундаментального экологического права;
– смежные экологические права, а также конституционные и другие права, смежные с экологическими правами.

Таким образом, право человека на благоприятную окружающую среду – это одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Иные экологические права граждан, такие как, например, право требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; или право на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями; или право требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов служат, по существу, средствами реализации главного права человека – права на благоприятную окружающую среду. Так вот, изначальное и основное предназначение жалюзи - это защита от яркого солнечного света и его регулирование, жалюзи Алматы – это устройства, основное назначение которых аналогично шторам: защита помещений от попадания солнечных лучей и ограждение жильцов от любопытных лиц. Вертикальные жалюзи также неплохо справляются с функцией защиты от солнца, они также бывают пластиковые, деревянные и алюминиевые.

Право человека на благоприятную окружающую среду форми­ровалось в международном праве несколько десятилетий, оно стало основным правом человека, требующим защиты в условиях прогресса промышленных технологий. Выделяют четыре этапа формирования права человека на благоприятную окружающую среду в международном праве. На первом этапе (с 1948 по 1972 гг.), когда принимались базовые международные документы, такие как: Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека и гражданина 1948 г., Международные пакты о правах человека 1966 г., не упоминается «право на благоприятную окружающую среду». Однако в текстах документов отмечается связь между качеством «условий жизни» и качеством окружающей среды, а также указывается на наличие такого «жизненного уровня», который необходим человеку для достойного существования. Право человека на экологически чистую окружающую среду тесно связано с естественными правами человека на жизнь, отсюда ряд международно-правовых документов в сфере прав человека можно рассматривать как основополагающую часть экологического права.

На втором этапе (с 1972 по 1992 гг.) наблюдается рост числа международных документов в сфере охраны окружающей среды. Толчок был дан Стокгольмской конференцией по вопросам защиты окружающей среды в 1972 г., по итогам которой была принята Декларация по проблемам окружающей человека среды и провозглашен План мероприятий по охране окружающей среды из 109 пунктов, дополненный резолюцией ООН по вопросам организации и финансирования настоящего Плана. В последующем также была учреждена Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), штаб-квартира которой находится в Найроби (Кения). Охрана окружающей среды в условиях глобализации и изменения климата обуславливает необходимость в таком сильном механизме управления, как система ООН.

В Декларации впервые в международном праве было сформу­лировано понятие «права человека на благоприятную окружающую среду». Принцип 1 Декларации Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, принятой в 1972 г. в Стокгольме, провозглашает, что каждый человек имеет право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Впервые на международном уровне была зафиксирована связь между охраной природной среды и основными правами человека, к тому же была закреплена ответственность государств за обеспечение этого права и за охрану и улучшение окружающей среды. После Стокгольмской конференции 1972 г. начинается неизвестный ранее в международном праве процесс его постепенной экологизации. Чуть позже, в 1982 г., Генеральная Ассамблея ООН одобрила Всемирную хартию природы, которая определила основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, в том числе меры по сохранению генетического разнообразия и рациональному использованию природных ресурсов.

Третий этап берет свое начало с 1992 г., продолжается вплоть до 2002 г. и связан с реализацией решений Конференции ООН в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. В принятой по итогам конференции Декларации отмечается ряд новых элементов права человека на благоприятную окружающую среду. В частности, право требовать ограничения и ликвидации нежизнеспособных мо­делей производства и потребления; право на доступ к междуна­родной информации о состоянии окружающей среды, которая имеется в рас­поряжении различных государств; право участвовать в решении международных проблем, касающихся окружающей среды; право на эффективные судебные и административные процедуры, включая возмещение причиненного ущерба; право человека участвовать в принятии экологически значимых решений.
В целях поддержки защиты права человека на благоприятную окружающую среду для его здоровья и благосостояния, а также права на доступ к информации и на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, в 1998 г. в рамках Европейской экономической комиссии ООН была принята так называемая Орхусская конвенция. Принятая в городе Орхусе (Дания), Конвенция не только упоминает право на благоприятную окружающую среду (в преамбуле и статье 1), но и раскрывает его содержание. Данная конвенция понимает под правом человека на благоприятную окружающую среду «право жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния».

Орхусская конвенция, а также созданный на ее основе Комитет по соблюдению и Совещание Сторон как контролирующие органы, представляют собой систему, обладающую большим потенциалом стать действительно эффективным средством защиты экологических прав человека на международном уровне. Так, например, Комитет по соблюдению имеет своей целью разрешение споров, возникающих в процессе имплементации норм настоящей Конвенции. Эта процедура в сравнении с региональными правозащитными судами позволяет с наименьшими затратами и наибольшей скоростью разрешать или предотвращать международные споры, а также эффективно контролировать исполнение соответствующих решений. В отечественной научной литературе высказывается мнение о том, что недостатки в законодательном регулировании отношений в области реализации и защиты экологических прав граждан в Российской Федерации могут быть устранены с учетом позитивного опыта европейских государств в данной сфере. При этом присоединение Российской Федерации к Орхусской Конвенции представляется ключевым.

И, наконец, выделяют четвертый этап (с 2002 г. по настоящее время), который берет свое начало с Йоханнесбургского экологического саммита 2002 г. Принятая по итогам Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию 2002 г. направлена на искоренение нищеты, изменение моделей производства и потребления, а также на охрану и рациональное использование природных ресурсов. В решениях конференции подчеркивается различие возможностей развития для развитых и развивающихся стран, предлагаются меры по обеспечению устойчивого развития стран Африки, Латинской Америки и ряда иных регионов. Примечательно, что в п. 169 Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне подчеркивается необходимость дальнейшего изучения вопроса о связи между окружающей средой и правами человека, включая право на развитие.

На конференции рассматривался ряд других важных экологических вопросов, связанных с поэтапным уменьшением количества людей, не имеющих доступа к чистой питьевой воде; восстановлением рыбных ресурсов Мирового океана; изменением отношения бизнеса к проблемам обеспечения устойчивого развития; сокращением производства вредных для здоровья химических веществ; обоснованием роли энергетики в устойчивом развитии и т. д. Также было высказано предложение о необходимости дальнейшего развития «экологического правосудия».

В последнее время появился и активно развивается институт специальных докладчиков Совета ООН по правам человека, которые шаг за шагом вносят неоценимый вклад в защиту экологических прав человека. Среди них хотелось бы выделить: Специального докладчика по вопросам о праве на питание; Специального докладчика по вопросам о положении в области прав человека и основных свобод коренных народов; Специального докладчика по вопросам о неблагоприятных последствиях незаконных перевозок и захоронения токсичных и опасных продуктов и отходов для осуществления прав человека; Независимого эксперта по вопросам о правозащитных обязательствах, связанных с доступом к безопасной питьевой воде и санитарным услугам.

С середины 70-х годов XX в. международное сотрудничество в области экологических прав человека переходит и на региональный уровень. Особо следует выделить деятельность Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, в частности, Заклю­чительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., в котором отмечалась невозможность обес­печения качества окружающей среды только на внутригосударс­твенном уровне, поэтому была предложена система мер по решению этой проблемы в ми­ровом масштабе. Упоминалась необходимость принятия мер по борьбе с загрязнением воздуха, вод и зе­мель, концентрации усилий по дальнейшему развитию заповедного дела, улучшению состояния окружающей среды в населенных пунктах, проведению научных исследований, мониторинга и оценки изменений в окружающей среде, а также правовому сотрудничеству.

В 1986 г. на Венской встрече представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе были рассмотрены ряд вопросов экологического характера и даны рекомендации в области сокращения выбросов серы, сероводорода, других загрязнителей, разработки новых методов захоронения отходов вместо за­топления их в море, исследований явлений глобального потепления клима­та, охраны озонового слоя и т.д. Для реализации этих целей предполагалось усиление международного сотрудничества и обмен информацией.

При этом под экологической информацией понимается любая информация о состоянии воды, атмосферы, почвы, живых организмов и экосистем и их изменениях, а также о деятельности, факторах и мерах, которые оказывают или могут оказать воздействие на них, о запланированной или осуществляемой деятельности по использованию природных ресурсов и последствиях этого для окружающей среды, включая данные, необходимые для оценки этих последствий для окружающей среды и населения, а кроме того, о мерах, направленных на охрану и рациональное использование окружающей среды.

В рамках Европейского Союза право на благоприятную окружающую среду нигде напрямую не закрепляется. Однако, как отмечает А.А.Третьякова, «фундаментальное экологическое право на благоприятную (здоровую) окружающую среду закреплено в конституциях ряда рассматриваемых государств – членов Союза». Таким образом, можно говорить о косвенном признании права на благоприятную окружающую среду Европейским Союзом, так как право на благоприятную окружающую среду относится к общим конституционным традициям государств-членов, которые уважаются Европейским Союзом в качестве общих принципов права в соответствии с Договором о Европейском Союзе 1992 года.

В последнее время сформировалась определенная практика защиты права на благоприятную окружающую среду на международном уровне, в частности, в рамках Европейского суда по правам человека. Несмотря на то, что в Европейской конвенции по правам человека 1950 г. нет статьи, посвященной экологическим правам, это не препятствует их защите посредством апелляции к другим статьям Конвенции. Таким образом, расширительное толкование Европейским судом по правам человека давно известных прав человека, таких как: право на жизнь, право на здоровье, право на достойный уровень жизни, право на частную жизнь и др. дало возможность, в отсутствие специального международного документа об экологических правах, эффективно защищать право человека на благоприятную окружающую среду.

Все люди имеют право на безопасную, здоровую и экологически чистую окружающую среду. Это право и другие права человека, включая гражданские, культурные, экономические, политические и социальные, являются универсальными, взаимозависимыми и неделимыми. Права человека, экологически здоровая окружающая среда, устойчивое развитие и мир являются взаимодополняющими и неразрывными понятиями. Каждый человек имеет право на справедливое пользование благами, сохранение и рациональное использование природы и природных ресурсов для удовлетворения своих потребностей. В тоже время все люди обязаны беречь и охранять окружающую среду, а государства должны обеспечивать соблюдение и осуществление права на безопасную, здоровую и экологически чистую окружающую среду. Для этого им следует принимать административные, законодательные и иные меры, направленные на эффективную реализацию права человека на благоприятную окружающую среду.

В целом следует отметить, что в широком смысле право на благоприятную окружающую среду носит совокупный характер и включает в себя различного рода отношения по использованию природных ресурсов и недр, обеспечению экологической безопасности, оно включает в себя право каждого человека на информацию о состоянии окружающей среды, право на компенсацию в случае экологических правонарушений. Как справедливо отмечают в литературе, получение более точной информации о состоянии окружающей среды и ее использовании является одним из основных факторов, создающих условия обеспечения и защиты права на здоровую окружающую среду. Другим важным составным элементом права на благоприятную окружающую среду является право на возмещение нанесенного вреда здоровью и имуществу вследствие экологического правонарушения.

Закрепление права на благоприятную окружающую среду в международных актах привело к тому, что государства стали закреплять его в своем национальном законодательстве. В национальном праве многих государств это право было закреплено в конституциях. Необходимо отметить, что формулировка этого права в различных конституциях ряда стран не отличается однообразием, что приводит к различному пониманию содержания права на благоприятную окружающую среду.

Как отмечают в отечественной юридической литературе, вот уже более чем 40 лет концепция экологических прав человека находит свое подкрепление в различных государствах. Многие страны включили в свои конституции положения о защите экологических прав и где-то ситуация с защитой этих прав действительно улучшилась. Однако единообразия в формулировках экологических прав не наблюдается. При тщательном рассмотрении национального законодательства этих стран, обращает на себя внимание тот факт, что техника обеспечения таких прав отличается большим разнообразием. Где-то сами конституции содержат в себе специальные экологические гарантии, в других случаях такие гарантии соединены с иными основными правами. Предусматривается также использование основных прав в интересах защиты окружающей среды. Конституции ряда стран увязывают основы экологической политики государственных учреждений и ведомств с защитой окружающей индивида природной среды.

Право человека на благоприятную окружающую среду находится на стыке международного экологического права, международного права прав человека и соответствующих отраслей внутригосударственного права, нормы которых предусматривают охрану и обеспечение прав человека, в том числе охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Таким образом, помимо своего нормативного закрепления в международных документах, право человека на благоприятную окружающую среду должно обеспечиваться национальным законодательством государств.

Итак, право на благоприятную окружающую среду относится сегодня к основополагающим правам человека и обеспечивает основания для здорового и благополучного существования людей. По мнению некоторых отечественных ученых, право на благоприятную для устойчивого развития окружающую среду является естественным правом человека и данное право постепенно становится нормой обычного права в международном праве.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика