Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Понятие услуги и рейтинговой услуги в гражданском праве
Научные статьи
11.09.13 09:09

вернуться

Понятие услуги и рейтинговой услуги в гражданском праве


В современных условиях развитие гражданского законо­дательства Российской Федерации должно исходить как из потребностей экономического развития страны, так и из необ­ходимости развивать правовые основы взаимодействия госу­дарства и общества, укреплять общественные связи и на этой основе строить демократическое государство.

Потребности укреплять взаимодействие государства и общества определяют закономерное возрастание интереса к нормативно-правовому регулированию услуг, предоставля­емых в различных сферах. Среди прочего, важное значение приобретает и регулирование оказания рейтинговых услуг.

Услуги занимают заметное место в обязательственных отношениях, являющихся неотъемлемой частью предмета гражданско-правового регулирования. При этом роль услуг в гражданско-правовых отношениях существенно возросла в условиях перехода России к рыночной экономике. Появились такие понятия, вызывающие дискуссии в научной среде, как «образовательные услуги», «медицинские услуги» и т.д. Это в целом отвечает общемировой ситуации, когда услуги домини­руют в экономике западных стран.

Современные ученые отмечают, что правоотношения по оказанию услуг известны отечественному праву достаточно давно. так, Л.Б. Ситдикова отмечает, что «Договор возмездного оказания услуг относится к древнейшим институтам частного права, истоки которого можно найти в предклассическом рим­ском праве. В классическом римском праве обнаруживаются детально разработанные договорные конструкции, опосреду­ющие процесс оказания услуг». В то же время развернутое определение понятия услуги в римском праве отсутствовало.

С развитием капитализма и связанных с ним правоотно­шений в гражданско-правовой сфере возникло отграничение услуги от найма и от купли-продажи.

Историко-правовой анализ показывает, что в прошлом категория услуг как самостоятельная категория гражданского законодательства не была представлена в отечественном зако­нодательстве. Упоминание об этой категории отсутствовало в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г., а также в Основах граж­данского законодательства 1961 г. При принятии действую­щего Гражданского кодекса РФ в его текст также не включили категорию услуги.

Изучение истории развития категории услуги показыва­ет, что впервые в кодифицированном отраслевом законе она была предусмотрена в Основах гражданского законодатель­ства Союза ССР и Союзных республик, и при этом всего лишь в двух статьях: транспортная экспедиция (ст. 105) и право на товарный знак и знак обслуживания (ст. 148).

Отношение к понятию услуги изменилось после того, как оно было закреплено в тексте Конституции Российской Феде­рации 1993 г.

В Указе Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была использована новая для российского законодательства катего­рия государственных услуг. Понятие государственной услуги в данном Указе раскрывается при определении функций по ока­занию государственных услуг. Под этими функциями понима­ется предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им феде­ральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области об­разования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

также необходимо отметить, что понимание услуги вы­шло из сферы исключительно частного права. Оказание услуг предполагает диспозитивность правового регулирования. От­ношения по оказанию услуг отличаются добровольностью, они могут и должны регулироваться соглашением сторон. Тем более парадоксально, что в современном российском за­конодательстве определение «услуги» содержится в п.5 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. 1) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ: «Услугой для целей налогообложения при­знается деятельность, результаты которой не имеют матери­ального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности».

Касательно данного определения Л.Б. Ситдикова отмеча­ет: «Такое понятие услуги большей частью раскрывает эконо­мический аспект, нежели правовой» и предлагает следующее определение: «Под услугой следует понимать действия (деятельность) юридического лица или гражданина-услугодателя, направленные на достижение определенного нематериально­го результата, удовлетворяющие потребности нуждающихся в них субъектов-услугополучателей, имеющие самостоятель­ную имущественную ценность и потребляемые в процессе оказания услуги».

По мнению Л.В. Санниковой, можно сформулировать определение услуг как объекта гражданских прав - «это действия услугодателя по сохранению или изменению со­стояния невещественных благ (имущественных прав, инфор­мации, нематериальных благ), совершаемые им в пользу услугополучателя».

По мнению С. Халудоровой, услуга - это целесообразное действие одного лица, услугодателя (юридического или физи­ческого лица), направленное на удовлетворение нематериаль­ных потребностей, благ другого лица, услугополучателя, и ре­ализующееся в процессе оказания услуги, результат которого имеет определенную ценность.

В приведенных определениях представляется возможным выделить следующие общие черты, характерные для услуг в их гражданско-правовом понимании:

Услуга - это всегда определенное действие;

Услуга направлена на достижение нематериального (не­вещественного) результата;

Услуга предполагает наличие таких субъектов, как услуго- датель и услугополучатель.

Некоторые авторы выделяют более широкий перечень признаков услуги. Например, С.В. Халудорова полагает, что для услуги характерны следующие признаки:

«1) услуга - это специфическая форма экономических от­ношений;

2)    услуга является деятельностью, т.е. совокупностью целенаправленных действий, направленных на достижение определенной цели;

3)    услуга удовлетворяет потребности человека;

4)    услуга является полезным действием;

5)    услуга может иметь творческую, эксклюзивную направ­ленность;

6)    услуга не имеет вещественного воплощения и неотде­лима от личности исполнителя;

7)    услуга имеет моментальную потребляемость, неформа- лизованность качества»10.

Так как мы говорим не об экономическом, а о правовом содержании понятия «услуга», необходимо ввести в него пра­вовой элемент, подчеркнуть связанность услуги с гражданским правом. В связи с этим, предлагаем следующее определение:

Услуга - это урегулированное нормами гражданского права отношение между услугодателем и услугополучателем, представляющее собой действие, направленное на получение нематериального результата.

И так как понятие услуги предполагает деятельность, от­метим, что любая деятельность связана с целеполаганием.

Цель услуги - непосредственная польза, которая может выражаться в получении потребителем услуги (услугополучателем) таких благ, как информация, здоровье, новые знания, новый продукт и т.д. Будучи нематериальными, данные бла­га тем не менее обладают определенной ценностью, которую можно выразить в денежной стоимости. Это позволяет услу­гам приобретать возмездный характер и в этом качестве вы­ступать объектом регулирования в гражданском праве.

В ст. 128 Гражданского кодекса законодатель относит ус­луги к объектам гражданских прав, помещая их вместе с рабо­тами («работы и услуги»).

В гражданско-правовой доктрине существует дискуссия о со­отношении услуги и работы. По этому поводу А.В. Барков отме­чает: «В настоящее время большинство ученых придерживаются мнения о том, что отличие между работой и услугой обнаружи­вается через направленность деятельности: цель работы состоит в создании новой или обновленной (переработанной) вещи и ее по­следующей передаче. В обязательствах по выполнению работ дея­тельность или сам процесс труда важны лишь постольку, посколь­ку служат предпосылкой для достижения конечного результата, а в услугах деятельность не является предпосылкой к оказанию услуг, она неотделима от положительного эффекта».

В.А. Лапач высказывает мнение, что вещь может суще­ствовать и отдельно от своего источника, т.е. производителя, услуга же проявляется только в эффекте, который восприни­мается на уровне чувств. Так, услуги и работы являются дей­ствиями, составляющими самостоятельный предмет обяза­тельства, имеющий собственную имущественную ценность.

B.         В.           Кванина пишет: «...толкование терминов "услуга" и "ра­бота" приводит к выводу о том, что они соотносятся между собой как род и вид (услуга - это род, работа - вид). Этот вывод подтверж­дается и экономической теорией, которая исходит из следующего понимания услуги: услуга может быть оказана либо вещно, либо самим процессом функционирования живого труда».

C.         Э.          Жилинский считает: «Работа есть процесс трудовой де­ятельности, в результате которого создается конкретная матери­альная ценность: построен дом, сшит костюм, выкопан колодец и т.д. Услуги могут выражаться в техническом обслуживании и ремонте автомобилей, перевозке грузов, организации туризма, предоставлении телефонной и телеграфной связи и т.д.».

Анализируя соотношение понятий «работа» и «услуга», С.В. Халудорова пишет, что они отличаются следующими признаками:

«1) отличие между работой и услугой обнаруживается через направленность деятельности: цель работы состоит в создании новой или обновленной (переработанной) вещи и ее последующей передаче, а в услугах деятельность не является предпосылкой к оказанию услуг, она неотделима от положи­тельного эффекта;

2)    вещь может существовать и отдельно от своего источ­ника, т.е. производителя, услуга же проявляется только в эф­фекте, который воспринимается на уровне чувств;

3)    толкование терминов «услуга» и «работа» приводит к тому, что они соотносятся между собой как род и вид (услуга - это род, работа - вид);

4)    услуги и работы являются действиями, составляющи­ми самостоятельный предмет обязательства, имеющий соб­ственную имущественную ценность».

В юридический литературе встречается и мнение о том, что нельзя проводить резкое разграничение между поняти­ями работы и услуги. В частности, по мнению профессора М.И. Брагинского, каждая услуга становится объектом граж­данско-правового обязательства тогда, когда выражается в какой-то работе, а работа - когда она принимает форму ока­зания услуги.

Рассмотрев понятие «услуга» и его признаки, обратимся к понятию «рейтинговая услуга».

В российском законодательстве данное понятие не закре­плено, несмотря на то, что понятие рейтинга встречается, на­пример, в Федеральном законе «О защите конкуренции». В соответствии с подзаконными нормативными актами, рейтин­ги употребляются для оценки управляющих компаний, спе­циализированных депозитариев, кредитоспособности и т.д.

Рейтинг - это числовой или порядковый показатель, от­ражающий важность или значимость определенного объекта или явления.

Достаточно широко распространено понятие кредитного рейтинга, который определяется как оценка платежеспособ­ности предприятия, долга или финансового обязательства, долговой ценной бумаги, привилегированной акции или дру­гого финансового инструмента, а также эмитента такого дол­га или финансового обязательства, долговой ценной бумаги, привилегированной акции или иного финансового инстру­мента, данная с использованием системы классификации по рейтинговым категориям.

Исходя из этого, представляется целесообразным рассмо­трение понятия «рейтинговая услуга» по аналогии с рассмо­тренным выше понятием «услуга». Несомненно, рейтинговая услуга будет обладать всеми чертами и признаками, присущи­ми услугам, в целом. При этом необходимо учитывать, что ус- лугодатель в случае с рейтинговыми услугами определен - это рейтинговой агентство.

Предлагаем сформулировать определение следующим образом: Рейтинговая услуга - это урегулированное нормами гражданского права отношение между рейтинговым агент­ством и заказчиком (услугополучателем), представляющее собой действие, направленное на получение рейтинга, отра­жающего место оцениваемого объекта в ряду иных подобных объектов либо общее расположение однородных объектов от­носительно друг друга.

Представляется, что рейтинговая услуга как юридиче­ское понятие наиболее близко к понятию «информационных услуг», так как услугополучатель, в конечном счете, получает определенную информацию, отражающую место оценивае­мого объекта в ряду иных подобных объектов либо общее рас­положение однородных объектов относительно друг друга. В итоге получатель услуги платит именно за эту специфическую информацию.

С одной стороны, рейтинги представляют собой инфор­мацию, но эта информация обладает специфическими черта­ми. Прежде всего, она не может быть в полной мере отнесена к информации объективной. Составление рейтингов предусма­тривает использование определенной методики, которая мо­жет быть лучше или хуже другой методики, применяемой в данной сфере. Каждое рейтинговое агентство использует свою методику, и ни одна из методик не отличается совершенством. Любая оценка несет на себе отпечаток оценивающих субъек­тов, что проявляется и в выборе методов оценки. В конечном счете, услугополучатель (заказчик) доверяет не столько мето­дике оценки, в которой может и не разбираться, сколько авто­ритету рейтингового агентства. Именно авторитет рейтинго­вого агентства обеспечивает признаваемость составляемых им рейтингов и используемых методик.

Отличие рейтинговых услуг от услуг информационных проявляется еще и в том, что информационная услуга прояв­ляется в добывании информации и доведении ее до заказчика. При оказании рейтинговой услуги услугодатель фактически создает эту информацию, формирует рейтинги по определен­ным запросам. Следовательно, до создания рейтинга эта ин­формация отсутствовала, но имелась некая исходная инфор­мация, которую и использует рейтинговое агентство.

Таким образом, отсутствие легального определения по­нятий «услуга» и «рейтинговая услуга» определяет необходи­мость опираться на существующие доктринальные подходы. При этом можно выделить следующие признаки понятия «рейтинговая услуга»:

1)    рейтинговая услуга оказывается профессиональными участниками рынка рейтинговых услуг;

2)    рейтинговая услуга направлена на получение потребите­лем достоверной рейтинговой оценки определенного объекта;

3)    рейтинговая услуга оказывается на основании заключе­ния договора.


Оборудование для предприятий автосервиса и проведения гостехосмотра: линии и приборы техконтроля, комплексы моторной диагностики, балансировочные станки и т.д. Вся подробная информация здесь http://www.autom.com.ua/ru/oborudovanie_sto/equipment_dlya_tekhosmotra/


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика