Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовое регулирование вопросов гражданской обороны
Научные статьи
11.09.13 09:49
Оглавление
Правовое регулирование вопросов гражданской обороны
ПРАВО И БЕЗОПАСНОСТЬ
Все страницы


вернуться


Правовое регулирование вопросов гражданской обороны (гражданской защиты) и межгосударственного взаимодействия государств-участников СНГ в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях


Современная геополитическая обстановка, угрозы и вы­зовы в духовной, экономической, социальной и демографи­ческой сферах, уровень преступности, террористические про­явления обусловливают возможность ведения вооружённой борьбы на территории государств - участников СНГ (далее - государств СНГ), а также применения против государств СНГ невоенных средств противоборства.

Масштабы, географические особенности, насыщенность многих районов потенциально опасными промышленными объектами, развитая инфраструктура, высокая степень ур­банизации такого обширного региона позволяет прогнози­ровать высокую степень опасности для населения государств СНГ, как от применения современных средств поражения, так и вследствие воздействия вторичных факторов поражения и применения невоенных средств.

Межгосударственное взаимодействие на уровне СНГ в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) и в военной сфере призвано способствовать обе­спечению безопасности населения государств СНГ, как в воен­ное, так и в мирное время.

применения ядерного оружия на вероятных театрах военных действий, где сконцентрированы промышленные потенциалы многих государств. Последствия такой войны окажутся весьма ощутимыми, поскольку будет причинён значительный ущерб вследствие повреждения радиационно-, химически-, пожаров­зрывоопасных объектов, гидротехнических сооружений и дру­гих объектов, создающих реальную угрозу инициирования ЧС.

Анализ потерь в войнах XX-XXI веков свидетельствует о резком росте удельного веса потерь мирного населения. Веро­ятный характер войн и вооружённых конфликтов нового по­коления даёт основания прогнозировать в государствах СНГ возможные массовые потери среди населения, значительное число пострадавших и нуждающихся в защите, что доказывает актуальность подготовки и ведения гражданской обороны и, в частности, проведения мероприятий по защите населения.

На современном этапе развития ГО неразрывно связана с защитой населения и территорий от ЧС природного и техно­генного характера. Поэтому часто на международном уровне правовое регулирование вопросов ГО рассматривается в свете обеспечения безопасности в ЧС. При этом, ввиду преимуще­ственной идентичности проводимых мероприятий и привле­каемых сил и средств, подразумеваются ЧС как природного и техногенного, так и военного характера.

В настоящее время можно констатировать наличие в каж­дом из государств СНГ сложившейся самостоятельной сферы правового регулирования в области обеспечения безопасно­сти в ЧС. Национальное правовое регулирование включает:

соответствующие основополагающие конституционные прин­ципы и положения, конституционные законы, законы, норма­тивно-правовые акты глав государств, правительств и других органов исполнительной власти.

Правовое регулирование в сфере обеспечения безопасно­сти в ЧС включает вопросы ГО. Основополагающим законо­дательным актом для ГО является закон «О гражданской обо­роне», который определяет ГО как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Соответствующие законы (в Российской Федерации - Феде­ральный закон «О гражданской обороне», в Кыргызской Респу­блике, Республике Молдова, Республике Узбекистан - Законы «О гражданской защите», в Украине - Закон «О Гражданской обороне Украины») приняты в 1993-2009 гг. во всех государствах СНГ. В Украине до 01.07.2013 года, помимо Закона Украины от 3 февраля 1993 года №2974-XII «О гражданской обороне Украины», правовые и организационные основы защиты населения от ЧС во­енного характера регулировались Законом Украины от 24 июня 2004 года №1859-IV «О правовых основах гражданской защиты».

01.07.2013года Законы Украины от 3 февраля 1993 года №2974-XII «О Гражданской обороне Украины» и от 24 июня 2004 года №1859- IV «О правовых основах гражданской защиты» утратили силу вви­ду принятия Кодекса гражданской защиты Украины.

В некоторых законодательных актах существуют отличия от законов большинства государств СНГ, однако они либо являются несущественными, либо устраняются в процессе законотворче­ства. Например, в утратившем силу Законе Украины от 3 февра­ля 1993 года №2974-ХП «О Гражданской обороне Украины» было искажено общее содержание понятия «гражданская оборона». В этом законе «гражданская оборона» определяется как «систе­ма органов управления, сил и средств», а не как «система меро­приятий». Такое определение нельзя считать неверным, но оно является неточным, поскольку система органов управления, сил и средств предназначена для реализации мероприятий, соответ­ственно является вторичной по отношению к системе меропри­ятий. Кроме того, в законах некоторых государств СНГ предмет­ная область ГО либо ограничена лишь защитой населения, либо расширена до защиты не только населения, но и материальных и культурных ценностей (Российская Федерация), территорий и объектов хозяйствования (Кыргызская Республика, Республика Казахстан), национального достояния страны (Республика Тад­жикистан), собственности (Республика Молдова).

Однако, несмотря на некоторые отличия, при рассмотре­нии законодательства в области ГО следует отметить, что во всех государствах СНГ в его основу положены нормативные правовые акты СССР, которые были созданы в соответствии с нормами международного права, закреплёнными Женевски­ми конвенциями. В СССР долгое время приоритетной явля­лась задача нейтрализации потенциальной военной угрозы, в том числе путём повышения защищённости населения, мате­риальных и культурных ценностей от опасностей, возникаю­щих при ведении военных действий или вследствие этих дей­ствий, то есть посредством подготовки и ведения ГО.

По нашему мнению, настоящим достижением в области международного законотворчества стали разработка и при­нятие модельных законов государств СНГ. Разработка модель­ных законов была проведена на основе программ модельного законодательства СНГ. Программа модельного законодатель­ства СНГ на 1996-1998 гг., принятая Межпарламентской Ас­самблеей СНГ, в числе приоритетных задач предусматривала принятие модельных законов в области охраны окружающей природной среды, оздоровления населения, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Модельные законы имеют статус рекомендательных ти­повых актов, которые могут быть приняты за основу при раз­работке национальных законов. При этом модельные законы гармонично воплощают опыт национального законотворчества и международный опыт, учитывают приоритеты и тенденции, характерные для государств СНГ. Основу для разработки мо­дельных законов составляют результаты научных исследований, рекомендации экспертов, труды законодателей и практических работников в области предупреждения и ликвидации ЧС.

Межпарламентской Ассамблеей СНГ принят ряд модель­ных законов в области предупреждения и ликвидации ЧС, среди которых модельный закон «О гражданской обороне», послуживший основой для разработки соответствующих на­циональных законов. По мнению большинства исследовате­лей, национальные законы государств СНГ по вопросам ГО имеют много схожих положений и минимум противоречий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что схожесть структуры и содержания законодательных актов государств СНГ в области ГО во многом объясняются преемственностью, общим историческим прошлым государств СНГ, а также со­трудничеством в рамках программы модельного законода­тельства. Указанные положения позволяют выделить общие для законодательств государств СНГ черты: достаточно под­робная правовая регламентация вопросов подготовки и веде­ния ГО, что объясняется значительным опытом СССР по раз­работке указанных вопросов; сходная система задач, функций, принципов организации и ведения ГО; общие подходы к орга­низации системы органов управления и сил ГО.

Рассмотрение принципов организации и ведения ГО как закреплённых в нормах права основополагающих идей, поло­женных в основу правового регулирования отношений в обла­сти ГО, имеет большое значение, поскольку они определяют не только структуру системы правового регулирования в рас­сматриваемой области, но и структуру системы ГО в целом.

Анализ законодательства показал, что системы ГО в госу­дарствах СНГ построены на основе одних и тех же, разработан­ных в СССР, принципах защиты населения от оружия массо­вого поражения, хотя далеко не все из них нашли отражение и закрепление в законодательных актах.

К числу основных принципов организации и ведения ГО, закреплённых в законодательных актах государств СНГ, следу­ет отнести:

-    принцип закрепления статуса системы ГО как неотъем­лемой части системы обеспечения национальной безопасно­сти и оборонного строительства;

-    территориально-производственный принцип организа­ции ГО;

-    принцип всеобщности и обязательности мероприятий ГО;

-    принцип заблаговременной подготовки государства к ведению ГО;

-    принцип допустимости ведения ГО только в условиях военных действий либо (для большинства государств СНГ) в ЧС природного и техногенного характера;

-    принцип комплексного и дифференцированного про­ведения мероприятий ГО.

На базе рассмотренных выше принципов построены структуры систем ГО государств СНГ. Реализация принципов организации и ведения ГО позволяет эффективно выполнять задачи в области ГО.

Кроме того, законодательное закрепление задач, в сущно­сти, является определением основных направлений политики государств СНГ в области ГО. Поскольку одной из основных целей принятия законов, регулирующих правоотношения в области ГО, являлось именно определение приоритетов госу­дарственной политики в данной области, задачи ГО с той или иной степенью детализации нашли своё отражение в законо­дательных актах каждого из государств СНГ.

Поскольку законодательство государств СНГ строится в соответствии с нормами международного права, основные за­дачи в области ГО должны быть идентичны перечню задач ГО, установленному источниками международного права. Допол­нительным протоколом к Женевским конвенциям о защите жертв войны определены следующие задачи ГО:

-    оповещение;

-    эвакуация;

-    предоставление убежищ их устройство;

-    проведение мероприятий по светомаскировке;

-    спасательные работы;

-    медицинское обслуживание, включая первую помощь, а также религиозную помощь;

-    борьба с пожарами;

-    обнаружение и обозначение опасных районов;

-    обеззараживание и другие подобные меры защиты;

-    срочная помощь в восстановлении и поддержании по­рядка в районах бедствия;

-    срочное предоставление крова и снабжение;

-     срочное восстановление необходимых коммунальных служб;

-     срочное захоронение трупов;

-     помощь в сохранении объектов, существенно необходи­мых для выживания;

-     дополнительная деятельность, необходимая для осу­ществления любой из вышеупомянутых задач, включая пла­нирование и организацию, но не ограничивающаяся этим.

Следует подчеркнуть, что формулировки отдельных за­дач в области ГО, закреплённые законами государств СНГ, от­личаются либо излишней обобщенностью, либо избыточной детализацией. С нашей точки зрения, наиболее идентичен пе­речисленным задачам перечень задач ГО, закреплённый в со­ответствующем законе Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» основными задачами в области ГО являются:

-     обучение населения в области гражданской обороны;

-     оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера;

-     эвакуация населения, материальных и культурных цен­ностей в безопасные районы;

-     проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

-     первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жи­лья и принятие других необходимых мер;

-     предоставление населению убежищ и средств индиви­дуальной защиты;

-     проведение аварийно-спасательных работ в случае воз­никновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-     борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

-     обнаружение и обозначение районов, подвергшихся ради­оактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

-     санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

-     восстановление и поддержание порядка в районах, по­страдавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-     срочное восстановление функционирования необходи­мых коммунальных служб в военное время;

-     срочное захоронение трупов в военное время;

-     разработка и осуществление мер, направленных на со­хранение объектов, необходимых для устойчивого функциони­рования экономики и выживания населения в военное время;

-     обеспечение постоянной готовности сил и средств граж­данской обороны.

Основной целью выполнения задач в области ГО является защита населения, поскольку жизнь и здоровье человека явля­ется главной ценностью и имеет безоговорочный приоритет перед спасением материальных и культурных ценностей.

Таким образом, исследование показало, что сформиро­ванные в государствах СНГ нормативно-правовые базы по­зволяют осуществлять дальнейшее развитие и реализовывать конкретные практические шаги по совершенствованию согла­сованного законодательства государств СНГ в области ГО.

II.  Межгосударственное взаимодействие государств СНГ по вопросам ЧС

В результате осознания собственных и общих интересов в государствах СНГ проявилось стремление к интеграции и со­трудничеству по вопросам защиты населения путём создания системы коллективной безопасности в области предупрежде­ния и ликвидации ЧС. Приоритетность интеграции государств СНГ в этом направлении определяется, прежде всего, общим историческим прошлым, взаимозависимостью жизненно важ­ных интересов в области экономики, обороны, безопасности, защиты прав человека, обеспечение которых составляет осно­ву национальной безопасности каждого из государств.

В январе 1993 года главы правительств государств СНГ подписали Соглашение о взаимодействии в области пред­упреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуа­ций природного и техногенного характера. В целях практиче­ской реализации положений данного соглашения был создан Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям при­родного и техногенного характера (далее - МГС по ЧС) в соста­ве полномочных представителей государств СНГ.

Основными задачами МГС по ЧС являются:

-     выработка рекомендаций в целях проведения государ­ствами СНГ скоординированной политики в области пред­упреждения ЧС и ликвидации их последствий;

-     выработка рекомендаций, направленных на сближение норм законодательства по проблемам ЧС и разработку согла­шений, необходимых для взаимодействия и сотрудничества в области предупреждения и ликвидации ЧС;

-     координация действий в международных организациях и участия в международных программах соответствующей направ­ленности, международного и межрегионального сотрудничества в области предупреждения ЧС и ликвидации их последствий;

-     содействие интеграции систем и взаимодействию орга­нов, предназначенных для предупреждения ЧС природного и техногенного характера, защиты жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, природной среды и ликвидации последствий при их возникновении;

-     содействие разработке и реализации межгосударствен­ных целевых и научно-технических программ в области пред­упреждения и ликвидации последствий ЧС, включая вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей;

-     содействие в организации подготовки и повышения ква­лификации специалистов в области предупреждения и лик­видации ЧС;

-     содействие организации контроля за состоянием при­родной среды и потенциально опасных объектов, прогнозиро­вания возникновения ЧС и их масштабов;

Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Бизнес-план — это проект вашего будущего дела, визитная карточка инвестиционного проекта. Вся подробная информация здесь http://pro-consulting.ua/products/





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика