Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Н.Б. Пастухова:
ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИНАДЛЕЖИТ БУДУЩЕЕ!
Интервью с  Пастуховой Надеждой Борисовной, доктором юридических наук, профессором кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), почетным работником высшего профессионального образования

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовое регулирование вопросов гражданской обороны
Научные статьи
11.09.13 09:49
Оглавление
Правовое регулирование вопросов гражданской обороны
ПРАВО И БЕЗОПАСНОСТЬ
Все страницы


вернуться


Правовое регулирование вопросов гражданской обороны (гражданской защиты) и межгосударственного взаимодействия государств-участников СНГ в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях


Современная геополитическая обстановка, угрозы и вы­зовы в духовной, экономической, социальной и демографи­ческой сферах, уровень преступности, террористические про­явления обусловливают возможность ведения вооружённой борьбы на территории государств - участников СНГ (далее - государств СНГ), а также применения против государств СНГ невоенных средств противоборства.

Масштабы, географические особенности, насыщенность многих районов потенциально опасными промышленными объектами, развитая инфраструктура, высокая степень ур­банизации такого обширного региона позволяет прогнози­ровать высокую степень опасности для населения государств СНГ, как от применения современных средств поражения, так и вследствие воздействия вторичных факторов поражения и применения невоенных средств.

Межгосударственное взаимодействие на уровне СНГ в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) и в военной сфере призвано способствовать обе­спечению безопасности населения государств СНГ, как в воен­ное, так и в мирное время.

применения ядерного оружия на вероятных театрах военных действий, где сконцентрированы промышленные потенциалы многих государств. Последствия такой войны окажутся весьма ощутимыми, поскольку будет причинён значительный ущерб вследствие повреждения радиационно-, химически-, пожаров­зрывоопасных объектов, гидротехнических сооружений и дру­гих объектов, создающих реальную угрозу инициирования ЧС.

Анализ потерь в войнах XX-XXI веков свидетельствует о резком росте удельного веса потерь мирного населения. Веро­ятный характер войн и вооружённых конфликтов нового по­коления даёт основания прогнозировать в государствах СНГ возможные массовые потери среди населения, значительное число пострадавших и нуждающихся в защите, что доказывает актуальность подготовки и ведения гражданской обороны и, в частности, проведения мероприятий по защите населения.

На современном этапе развития ГО неразрывно связана с защитой населения и территорий от ЧС природного и техно­генного характера. Поэтому часто на международном уровне правовое регулирование вопросов ГО рассматривается в свете обеспечения безопасности в ЧС. При этом, ввиду преимуще­ственной идентичности проводимых мероприятий и привле­каемых сил и средств, подразумеваются ЧС как природного и техногенного, так и военного характера.

В настоящее время можно констатировать наличие в каж­дом из государств СНГ сложившейся самостоятельной сферы правового регулирования в области обеспечения безопасно­сти в ЧС. Национальное правовое регулирование включает:

соответствующие основополагающие конституционные прин­ципы и положения, конституционные законы, законы, норма­тивно-правовые акты глав государств, правительств и других органов исполнительной власти.

Правовое регулирование в сфере обеспечения безопасно­сти в ЧС включает вопросы ГО. Основополагающим законо­дательным актом для ГО является закон «О гражданской обо­роне», который определяет ГО как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Соответствующие законы (в Российской Федерации - Феде­ральный закон «О гражданской обороне», в Кыргызской Респу­блике, Республике Молдова, Республике Узбекистан - Законы «О гражданской защите», в Украине - Закон «О Гражданской обороне Украины») приняты в 1993-2009 гг. во всех государствах СНГ. В Украине до 01.07.2013 года, помимо Закона Украины от 3 февраля 1993 года №2974-XII «О гражданской обороне Украины», правовые и организационные основы защиты населения от ЧС во­енного характера регулировались Законом Украины от 24 июня 2004 года №1859-IV «О правовых основах гражданской защиты».

01.07.2013года Законы Украины от 3 февраля 1993 года №2974-XII «О Гражданской обороне Украины» и от 24 июня 2004 года №1859- IV «О правовых основах гражданской защиты» утратили силу вви­ду принятия Кодекса гражданской защиты Украины.

В некоторых законодательных актах существуют отличия от законов большинства государств СНГ, однако они либо являются несущественными, либо устраняются в процессе законотворче­ства. Например, в утратившем силу Законе Украины от 3 февра­ля 1993 года №2974-ХП «О Гражданской обороне Украины» было искажено общее содержание понятия «гражданская оборона». В этом законе «гражданская оборона» определяется как «систе­ма органов управления, сил и средств», а не как «система меро­приятий». Такое определение нельзя считать неверным, но оно является неточным, поскольку система органов управления, сил и средств предназначена для реализации мероприятий, соответ­ственно является вторичной по отношению к системе меропри­ятий. Кроме того, в законах некоторых государств СНГ предмет­ная область ГО либо ограничена лишь защитой населения, либо расширена до защиты не только населения, но и материальных и культурных ценностей (Российская Федерация), территорий и объектов хозяйствования (Кыргызская Республика, Республика Казахстан), национального достояния страны (Республика Тад­жикистан), собственности (Республика Молдова).

Однако, несмотря на некоторые отличия, при рассмотре­нии законодательства в области ГО следует отметить, что во всех государствах СНГ в его основу положены нормативные правовые акты СССР, которые были созданы в соответствии с нормами международного права, закреплёнными Женевски­ми конвенциями. В СССР долгое время приоритетной явля­лась задача нейтрализации потенциальной военной угрозы, в том числе путём повышения защищённости населения, мате­риальных и культурных ценностей от опасностей, возникаю­щих при ведении военных действий или вследствие этих дей­ствий, то есть посредством подготовки и ведения ГО.

По нашему мнению, настоящим достижением в области международного законотворчества стали разработка и при­нятие модельных законов государств СНГ. Разработка модель­ных законов была проведена на основе программ модельного законодательства СНГ. Программа модельного законодатель­ства СНГ на 1996-1998 гг., принятая Межпарламентской Ас­самблеей СНГ, в числе приоритетных задач предусматривала принятие модельных законов в области охраны окружающей природной среды, оздоровления населения, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Модельные законы имеют статус рекомендательных ти­повых актов, которые могут быть приняты за основу при раз­работке национальных законов. При этом модельные законы гармонично воплощают опыт национального законотворчества и международный опыт, учитывают приоритеты и тенденции, характерные для государств СНГ. Основу для разработки мо­дельных законов составляют результаты научных исследований, рекомендации экспертов, труды законодателей и практических работников в области предупреждения и ликвидации ЧС.

Межпарламентской Ассамблеей СНГ принят ряд модель­ных законов в области предупреждения и ликвидации ЧС, среди которых модельный закон «О гражданской обороне», послуживший основой для разработки соответствующих на­циональных законов. По мнению большинства исследовате­лей, национальные законы государств СНГ по вопросам ГО имеют много схожих положений и минимум противоречий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что схожесть структуры и содержания законодательных актов государств СНГ в области ГО во многом объясняются преемственностью, общим историческим прошлым государств СНГ, а также со­трудничеством в рамках программы модельного законода­тельства. Указанные положения позволяют выделить общие для законодательств государств СНГ черты: достаточно под­робная правовая регламентация вопросов подготовки и веде­ния ГО, что объясняется значительным опытом СССР по раз­работке указанных вопросов; сходная система задач, функций, принципов организации и ведения ГО; общие подходы к орга­низации системы органов управления и сил ГО.

Рассмотрение принципов организации и ведения ГО как закреплённых в нормах права основополагающих идей, поло­женных в основу правового регулирования отношений в обла­сти ГО, имеет большое значение, поскольку они определяют не только структуру системы правового регулирования в рас­сматриваемой области, но и структуру системы ГО в целом.

Анализ законодательства показал, что системы ГО в госу­дарствах СНГ построены на основе одних и тех же, разработан­ных в СССР, принципах защиты населения от оружия массо­вого поражения, хотя далеко не все из них нашли отражение и закрепление в законодательных актах.

К числу основных принципов организации и ведения ГО, закреплённых в законодательных актах государств СНГ, следу­ет отнести:

-    принцип закрепления статуса системы ГО как неотъем­лемой части системы обеспечения национальной безопасно­сти и оборонного строительства;

-    территориально-производственный принцип организа­ции ГО;

-    принцип всеобщности и обязательности мероприятий ГО;

-    принцип заблаговременной подготовки государства к ведению ГО;

-    принцип допустимости ведения ГО только в условиях военных действий либо (для большинства государств СНГ) в ЧС природного и техногенного характера;

-    принцип комплексного и дифференцированного про­ведения мероприятий ГО.

На базе рассмотренных выше принципов построены структуры систем ГО государств СНГ. Реализация принципов организации и ведения ГО позволяет эффективно выполнять задачи в области ГО.

Кроме того, законодательное закрепление задач, в сущно­сти, является определением основных направлений политики государств СНГ в области ГО. Поскольку одной из основных целей принятия законов, регулирующих правоотношения в области ГО, являлось именно определение приоритетов госу­дарственной политики в данной области, задачи ГО с той или иной степенью детализации нашли своё отражение в законо­дательных актах каждого из государств СНГ.

Поскольку законодательство государств СНГ строится в соответствии с нормами международного права, основные за­дачи в области ГО должны быть идентичны перечню задач ГО, установленному источниками международного права. Допол­нительным протоколом к Женевским конвенциям о защите жертв войны определены следующие задачи ГО:

-    оповещение;

-    эвакуация;

-    предоставление убежищ их устройство;

-    проведение мероприятий по светомаскировке;

-    спасательные работы;

-    медицинское обслуживание, включая первую помощь, а также религиозную помощь;

-    борьба с пожарами;

-    обнаружение и обозначение опасных районов;

-    обеззараживание и другие подобные меры защиты;

-    срочная помощь в восстановлении и поддержании по­рядка в районах бедствия;

-    срочное предоставление крова и снабжение;

-     срочное восстановление необходимых коммунальных служб;

-     срочное захоронение трупов;

-     помощь в сохранении объектов, существенно необходи­мых для выживания;

-     дополнительная деятельность, необходимая для осу­ществления любой из вышеупомянутых задач, включая пла­нирование и организацию, но не ограничивающаяся этим.

Следует подчеркнуть, что формулировки отдельных за­дач в области ГО, закреплённые законами государств СНГ, от­личаются либо излишней обобщенностью, либо избыточной детализацией. С нашей точки зрения, наиболее идентичен пе­речисленным задачам перечень задач ГО, закреплённый в со­ответствующем законе Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» основными задачами в области ГО являются:

-     обучение населения в области гражданской обороны;

-     оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера;

-     эвакуация населения, материальных и культурных цен­ностей в безопасные районы;

-     проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

-     первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жи­лья и принятие других необходимых мер;

-     предоставление населению убежищ и средств индиви­дуальной защиты;

-     проведение аварийно-спасательных работ в случае воз­никновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-     борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

-     обнаружение и обозначение районов, подвергшихся ради­оактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

-     санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

-     восстановление и поддержание порядка в районах, по­страдавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-     срочное восстановление функционирования необходи­мых коммунальных служб в военное время;

-     срочное захоронение трупов в военное время;

-     разработка и осуществление мер, направленных на со­хранение объектов, необходимых для устойчивого функциони­рования экономики и выживания населения в военное время;

-     обеспечение постоянной готовности сил и средств граж­данской обороны.

Основной целью выполнения задач в области ГО является защита населения, поскольку жизнь и здоровье человека явля­ется главной ценностью и имеет безоговорочный приоритет перед спасением материальных и культурных ценностей.

Таким образом, исследование показало, что сформиро­ванные в государствах СНГ нормативно-правовые базы по­зволяют осуществлять дальнейшее развитие и реализовывать конкретные практические шаги по совершенствованию согла­сованного законодательства государств СНГ в области ГО.

II.  Межгосударственное взаимодействие государств СНГ по вопросам ЧС

В результате осознания собственных и общих интересов в государствах СНГ проявилось стремление к интеграции и со­трудничеству по вопросам защиты населения путём создания системы коллективной безопасности в области предупрежде­ния и ликвидации ЧС. Приоритетность интеграции государств СНГ в этом направлении определяется, прежде всего, общим историческим прошлым, взаимозависимостью жизненно важ­ных интересов в области экономики, обороны, безопасности, защиты прав человека, обеспечение которых составляет осно­ву национальной безопасности каждого из государств.

В январе 1993 года главы правительств государств СНГ подписали Соглашение о взаимодействии в области пред­упреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуа­ций природного и техногенного характера. В целях практиче­ской реализации положений данного соглашения был создан Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям при­родного и техногенного характера (далее - МГС по ЧС) в соста­ве полномочных представителей государств СНГ.

Основными задачами МГС по ЧС являются:

-     выработка рекомендаций в целях проведения государ­ствами СНГ скоординированной политики в области пред­упреждения ЧС и ликвидации их последствий;

-     выработка рекомендаций, направленных на сближение норм законодательства по проблемам ЧС и разработку согла­шений, необходимых для взаимодействия и сотрудничества в области предупреждения и ликвидации ЧС;

-     координация действий в международных организациях и участия в международных программах соответствующей направ­ленности, международного и межрегионального сотрудничества в области предупреждения ЧС и ликвидации их последствий;

-     содействие интеграции систем и взаимодействию орга­нов, предназначенных для предупреждения ЧС природного и техногенного характера, защиты жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, природной среды и ликвидации последствий при их возникновении;

-     содействие разработке и реализации межгосударствен­ных целевых и научно-технических программ в области пред­упреждения и ликвидации последствий ЧС, включая вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей;

-     содействие в организации подготовки и повышения ква­лификации специалистов в области предупреждения и лик­видации ЧС;

-     содействие организации контроля за состоянием при­родной среды и потенциально опасных объектов, прогнозиро­вания возникновения ЧС и их масштабов;

Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Бизнес-план — это проект вашего будущего дела, визитная карточка инвестиционного проекта. Вся подробная информация здесь http://pro-consulting.ua/products/





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика