Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовое регулирование вопросов гражданской обороны - ПРАВО И БЕЗОПАСНОСТЬ
Научные статьи
11.09.13 09:49
Оглавление
Правовое регулирование вопросов гражданской обороны
ПРАВО И БЕЗОПАСНОСТЬ
Все страницы

-     подготовка рекомендаций в области организации взаим­ного оповещения о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов, возникающих ЧС, ходе их развития и воз­можных последствиях, принимаемых мерах по их ликвидации;

-    координация действий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляемых по просьбе госу­дарств СНГ, в том числе по оказанию им материальной и иной помощи, размещению пострадавшего населения;

-    согласование и подготовка совместных планов действий в крупномасштабных и трансграничных чрезвычайных ситуациях .

При МГС по ЧС создан и успешно функционирует на­учно-консультативный орган - Научный совет по проблемам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техноген­ного характера. Научный совет в своей деятельности взаимо­действует с Консультативным советом руководителей органов государственного управления в сфере науки и технологий, на­циональными академиями наук, научными организациями государств СНГ.

Кроме того, в рамках данного сотрудничества в 1996 году создана и функционирует Межгосударственная система пред­упреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера государств - участников СНГ (далее - МС ПЛЧС), которая объединяет соответствую­щие национальные системы предупреждения и ликвидации ЧС, органы управления и подчинённые им силы и средства. МС ПЛЧС функционирует на основании положения.

МС ПЛЧС является международной системой в области противодействия ЧС государств СНГ. МС ПЛЧС предназначена для организации и осуществления взаимодействия государств СНГ в области противодействия ЧС, обеспечения защиты насе­ления и окружающей среды, а также уменьшении ущерба эко­номике при возникновении ЧС. Объединенные силы МС ПЛЧС приступают к действиям по предназначению, когда какое-либо государство СНГ не справляется с ликвидацией ЧС на своей территории собственными силами и обращается за помощью к МГС по ЧС или государствам СНГ на двусторонней основе, а также, если ЧС принимает трансграничный характер.

Важными направлениями деятельности МС ПЛЧС явля­ются:

-    оповещение государств СНГ об угрозе, возникновении и масштабах ЧС, которые могут носить трансграничный характер;

-    информирование сопредельных государств о состоянии потенциально опасных объектов и окружающей среды в при­граничных зонах;

-    создание и согласованное использование чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицин­ских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации ЧС;

-    организация взаимодействия органов управления, си­стем связи и оповещения, сил и средств МС ПЛЧС при орга­низации работ по ликвидации ЧС и первоочередному жизне­обеспечению населения;

-    осуществление согласованной политики в сфере межго­сударственного сотрудничества и сотрудничества с междуна­родными организациями по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

-    содействие в подготовке населения СНГ к действиям в ЧС, в подготовке и повышении квалификации специалистов национальных систем ПЛЧС.

Органом, осуществляющим управление деятельностью МС ПЛЧС, является МГС по ЧС. Повседневное обеспечение функ­ционирования отдельных национальных систем ведется через соответствующие оперативно-дежурные службы национальных органов управления, с использованием сил и средств Националь­ного центра управления в кризисных ситуациях МЧС России.

Объединенными силами МС ПЛЧС является Корпус сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Корпус сил СНГ) - объединение межгосударственных сил быстрого реаги­рования, предназначенных для ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Решение о создании Корпуса сил СНГ принято 22 января 1993 года Советом глав правительств СНГ в целях практической реализации Соглашения о взаимодей­ствии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характе- ра. В состав Корпуса сил СНГ включены наиболее подготов­ленные национальные спасательные формирования. Органом управления Корпуса сил СНГ определена Исполнительная дирекция Корпуса сил СНГ. Исполнительной дирекцией вы­работан замысел применения Корпуса сил СНГ на трёх стра­тегических направлениях: западном, южном и восточном. В соответствии с замыслом формирования Корпуса сил СНГ объединены в три основные группировки. Для поддержания в готовности формирований Корпуса сил СНГ с ними периоди­чески проводятся специальные учения и тренировки.

Значительных успехов в развитии МС ПЛЧС государства СНГ добились в области совместных научных исследований, преодоления последствий Чернобыльской катастрофы, по­строения системы взаимного информирования, сейсмических наблюдений и прогноза сейсмической опасности, анализа трансграничных переносов и экологических последствий тех­ногенных аварий и катастроф, развития Корпуса сил СНГ.

Успешно реализуется программа подготовки и повыше­ния квалификации специалистов национальных систем пред­упреждения и ликвидации ЧС на базе АГЗ МЧС России. Об­учение указанной категории ведётся на факультете подготовки иностранных специалистов (далее - ФПИС) на основе межпра­вительственных договоров и установленных МЧС России квот в рамках функционирования МС ПЛЧС по направлениям под­готовки «Управление воинскими частями и соединениями» (профиль «Управление спасательными воинскими форми­рованиями, организация и ведение гражданской защиты») и «Техносферная безопасность» (профиль «Защита в чрезвычай­ных ситуациях»). В период 1997-2013 гг. на ФПИС подготовле­но 418 специалистов для национальных систем предупрежде­ния и ликвидации ЧС и систем ГО (ГЗ) девяти государств СНГ.

Сегодня в АГЗ МЧС России проходят подготовку специалисты десяти государств СНГ, включая Российскую Федерацию.

По нашему мнению, для повышения эффективности со­трудничества по вопросам ЧС, в первую очередь возникает объективная необходимость сближения и унификации зако­нодательной базы.

Интеграция правового пространства государств СНГ в рассматриваемой области возможна по направлениям:

-    внутренняя гармонизация национальных законода­тельств (устранение недостатков и коллизий в правовом регу­лировании, толкование норм права);

-    анализ, обобщение и распространение позитивного на­ционального опыта в правовом регулировании соответствую­щих отношений;

-    активизация деятельности государств СНГ по присо­единению и ратификации соответствующих международных договоров и соглашений, а также участие в деятельности про­фильных международных организаций;

-    дальнейшая разработка и принятие модельных законов.

Основными направлениями развития межгосударственного

сотрудничества государств СНГ в области защиты населения от ЧС природного, техногенного и военного характера являются:

-    совершенствование мер по чрезвычайному гуманитар­ному реагированию, в том числе за пределами СНГ;

-    расширение взаимодействия в области ГО, предупреж­дения и ликвидации ЧС, преодоления последствий радиаци­онных аварий и катастроф;

-    организация доставки гуманитарной помощи в зоны во­енных действий и в зоны ЧС;

-    подготовка и повышение квалификации специалистов национальных систем предупреждения и ликвидации ЧС го­сударств СНГ.

Проведённое исследование показало, что реализация пе­речисленных направлений развития межгосударственного со­трудничества в рамках СНГ даст возможность расширения и укрепления международных связей, будет содействовать совер­шенствованию деятельности в данной области, будет способство­вать укреплению авторитета государств СНГ на международной арене, позволит рассчитывать, при необходимости, на ответную гуманитарную помощь, упрочит военно-стратегические связи и отношения в области обеспечения коллективной безопасности.

Ш. Целесообразность создания национальных систем ГЗ в СНГ

Амманская декларация по гражданской защите, одобрен­ная X Всемирной конференцией Международной организации гражданской обороны (МОГО) в 1994 году, призвала правитель­ства всех государств понимать концепцию Гражданской обо­роны, изложенную в Дополнительном Протоколе I от 8 июня 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года, более широко и не ограничиваться только периодами военных конфликтов.

Данной декларацией определён термин «гражданская за­щита» в качестве понятия, объединяющего все гуманитарные мероприятия, направленные на спасение населения и окружа­ющей среды от бедствий и аварий любого типа, в том числе обусловленных и военными действиями.

Таким образом, можно констатировать что понятие «граж­данская защита» более объемное (расширенное) в сравнении с понятием «гражданская оборона». Понятие «гражданская защи­та» включает в себя, в том числе и «гражданскую оборону». Соот­ветственно, термин «гражданская оборона» узок и подчеркивает оборонительную (военную) сущность защиты и не может рас­пространяться на мирное время, в то время как понятие «граж­данская защита» может быть применимо и в военное время.

В настоящее время термин «гражданская защита» нахо­дит всё большее использование, ему отдаётся предпочтение при рассмотрении проблем защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного и военного характера, что об­условлено следующим:

-     он, как и положено названию, предметно условен и до­статочно полно соответствует содержанию терминов «проти­водействие чрезвычайным ситуациям», «защита населений и территорий», «предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций», «гражданская оборона», «пожарная безопасность»;

-     он краток, ёмок, удобен в употреблении, объединяет в себе и заменяет все вышеназванные термины со всеми их смысловыми оттенками и различиями, что косвенно соответствует интеграции систем защиты мирного и военного времени в единую систему;

-     он более точен, чем термин «гражданская оборона», по­скольку фактическим смыслом деятельности в рассматривае­мой области является защита, а не такой конфликтный метод активного противодействия, как оборона;

-     он аналогичен названию подобных областей деятель­ности и систем многих развитых государств, чем упрощает международное сотрудничество в этой области;

-     он сохраняет преемственность международных право­вых документов, сформулированных применительно к ГО, поскольку на него распространено действие Дополнительного Протокола I к Женевским конвенциям 1949 года (Амманская конференция МОГО, 1994 года) и других правовых актов.

таким образом, можно констатировать, что одним из наи­более целесообразных путей приведения законодательств го­сударств СНГ в соответствие с международными правовыми документами, разрешения внутренних противоречий законо­дательств в отношении дублирования задач систем ГО и систем предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в государствах СНГ является интеграция перечислен­ных систем в единые государственные системы защиты населе­ния и территорий от ЧС природного, техногенного и военного характера - национальные системы гражданской защиты (ГЗ).

В Проекте Концепции поэтапной интеграции РСЧС и си­стемы гражданской обороны в Российскую систему граждан­ской защиты заложены положения, которые, с нашей точки зрения, могут быть использованы для всех государств СНГ.

таким образом, в государствах СНГ интеграция националь­ных систем предупреждения и ликвидации ЧС природного и тех­ногенного характера и национальных систем ГО возможна в силу:

-     единства физических принципов, лежащих в основе по­ражающих факторов опасных природных явлений, аварий и применяемого оружия;

-     сходства воздействия на людей, объекты экономики и инфраструктуры поражающих факторов опасных природных явлений, аварий и применяемого оружия;

-     единства целевых функций системы на мирное и воен­ное время (предотвращение ЧС, снижение возможного ущер­ба от них, ликвидация ЧС);

-     сходства функциональных задач на мирное и военное время, обусловленного единством целевых функций;

-     возможности решения задач мирного и военного вре­мени практически одними и теми же органами управления, силами и средствами;

-     сходства методологии и организации наблюдения, кон­троля, оценки обстановки и ликвидации последствий различ­ных воздействий в мирное и военное время;

-     возможности использования при противодействии ЧС природного, техногенного и военного характера в значитель­ной степени одних и тех же технических средств, материалов и имущества.

Кроме того, организационный аспект интеграции значи­тельно упрощает то, что в государствах СНГ задачи ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного ха­рактера возложены, как правило, на один и тот же специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам ГЗ.

По мнению ведущих исследователей перспектив созда­ния систем гражданской защиты, создание национальных си­стем ГЗ в государствах СНГ позволит:

-     создать единое нормативно-правовое, организацион­ное, методическое поле по вопросам ГЗ на мирное и военное время на всей территории СНГ;

-     создать единые органы управления, системы связи и оповещения, силы и средства на мирное и военное время, что обеспечит более качественную заблаговременную подготов­ку к ГЗ в военное время, переход системы с мирного на воен­ное время, определённую экономию средств на содержание (функционирование) системы;

-     сосредоточить усилия систем предупреждения и ликви­дации ЧС природного и техногенного характера и систем ГО на решении совместных задач.

Создание национальных систем ГЗ в государствах СНГ путём интеграции национальных систем ГО и систем пред­упреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера не требует значительных материальных затрат, так как большинство интеграционных мероприятий носит орга­низационный характер. В рамках СНГ опыт создания нацио­нальных систем ГЗ имеют Кыргызская Республика, Республи­ка Молдова, Республика Узбекистан и Украина.

Согласно Закона Республики Молдова от 9 ноября 1994 года №271-ХШ «О гражданской защите», Гражданская защита Республики Молдова «представляет собой систему общегосу­дарственных мер и мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время с целью обеспечения защиты населения, соб­ственности в условиях стихийных и экологических бедствий, аварий и катастроф, эпифитотий, эпизоотий и пожаров, а также применения современных средств поражения», что в целом соответствует общепринятому подходу (за исключени­ем неопределённости в отношении «мер» и «мероприятий»).

В Кодексе гражданской защиты Украины от 02.10.2012 года №5403-VI термин «гражданская защита» определяется как «функция государства, направленная на защиту населения, территорий, окружающей природной среды и имущества от чрезвычайных ситуаций путём предотвращения таких ситуа­ций, ликвидации их последствий и оказания помощи постра­давшим в мирное время и в особый период». такая трактовка также соответствует международным правовым документам.

Существуют и некоторые несоответствия в законодатель­ных актах государств СНГ. Так, в Законе Республики Узбекистан от 26 мая 2000 года №80-П «О гражданской защите» термин «гражданская защита» применяется только в отношении воен­ных действий и не учитывает мероприятия мирного времени.

Основными направлениями развития нормативно-право­вой базы национальных систем ГЗ государств СНГ являются:

-     создание и ратификация Стратегии ГЗ (коллективной безопасности) СНГ;

-     кодификация национальных законодательств в сфере ГЗ (Кодекс Гражданской защиты Украины введён в действие

01.07.2013  года);

-     разработка модельной Доктрины (Концепции) ГЗ и соз­дание на её основе национальных Доктрин (Концепций) ГЗ.

В условиях, когда ГО всё больше отходит от военной ор­ганизации и её мероприятия приобретают помимо военно­стратегического гуманитарный и социальный характер, соз­дание национальных систем ГЗ в государствах СНГ является целесообразным, не требует значительных материальных за­трат, позволяет систематизировать национальные норматив­но-правовые акты и привести их в соответствие с международ­ными правовыми нормами.

Таким образом, анализ законодательного регулирования вопросов ГО (ГЗ) и межгосударственного взаимодействия го­сударств СНГ по вопросам ЧС даёт возможность обосновать единство задач ГО и подходов к их решению в государствах СНГ, а также выявить необходимость интеграции законода­тельств государств СНГ и их приведение в соответствие меж­дународным правовым актам. В силу единства поражающих факторов ЧС и применяемого оружия в военных действиях, идентичности привлекаемых сил и средств, сходства функци­ональных задач систем предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и систем ГО в государ­ствах СНГ, является целесообразным создание национальных систем ГЗ.

Практическое применение предложений, разработанных в данном исследовании, позволяет существенно повысить эф­фективность защиты населения государств СНГ, как в военных действиях, так и в ЧС.



Наше охранное предприятие знают и потому, что еще одной сферой нашей деятельности является охрана правопорядка. Вся подробная информация здесь http://www.alexmoscow.ru/alex




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика