Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Миграционные процессы в правовом контексте: обзор исследовательских подходов
Научные статьи
08.10.13 12:31
Оглавление
Миграционные процессы в правовом контексте: обзор исследовательских подходов
международная миграция
Все страницы

вернуться

Миграционные процессы в правовом контексте: обзор исследовательских подходов


Для того, что в современной зарубежной юридической доктрине все более и более значительное внимание уделяется изучению различных аспектов миграции, есть веское основание: результатом скачкообразного роста миграции в конце XX - на­чале XXI века стало беспрецедентное - как по своей плотности, так и по своей продолжительности - взаимодействие различ­ных этносов, культур, конфессий в пределах одного государства.

Можно выделить несколько направлений соответству­ющих исследований: первое изучает данную проблематику сквозь призму гуманитарно-правовых и отчасти конституци­онно-правовых подходов; второе рассматривает соответствую­щий круг вопросов прежде всего в контексте формирующегося в рамках системы российского права комплексного структур­ного образования - миграционного права; третье направление уделяет преимущественное внимание противодействию неле­гальной миграции. При этом в зарубежной юридической на­уке в большей степени, чем в российской к изучению проблем интеграции мигрантов применяются методы правовой антро­пологии и компаративные методики; ставится более сильный акцент на институциональном обеспечении интеграции мигрантов.

Настоящий обзор посвящен анализу перспективных под­ходов к исследованию правовых аспектов проблематики ми­грации, прослеживающихся в зарубежной доктрине.

1.  Причины и последствия миграционных процессов в контексте нормативного регулирования миграции

При оценке обстоятельств, оказывающих влияние на ми­грационные процессы, в качестве одного из значимых фак­торов называются кризисные явления мировой экономики, вследствие которых первыми теряют рабочие места мигранты. Между тем, согласно докладу Международной органи­зации по миграции (далее - МОМ), их возвращение имеет катастрофические последствия для развивающихся стран, учитывая масштабы направляемых сюда «трудовых» денеж­ных переводов, а также высокий уровень безработицы. С од­ной стороны, социальная мобильность делает экономические системы более динамичными и эффективными, с другой сто­роны - слаборазвитые страны с высоким уровнем эмиграции неминуемо сталкиваются в этих условиях с вызываемыми при­током возвращающихся мигрантов ростом экономической и социальной нестабильности, включая торговлю живым това­ром и нелегальную миграцию.

Необходимость гибкого, последовательного и всеобъем­лющего подхода к миграционной политике эксперты МОМ оправдывают примерами нефтяного кризиса 1970-х годов и азиатского финансового кризиса 1998 года, доказывавшими, что сохранение рынка труда открытым для мигрантов важно для стимулирования кризисной экономики и быстрого вос­становления экономики посткризисной.

Ещё одним фактором, обуславливающим миграцию, являются климатические изменения. Согласно докладу Меж­правительственной группы экспертов по изменению климата 1990 года, миллионы людей вынуждены менять место своего жительства ввиду размыва береговой линии, затопления при­брежных районов, ставшими причинами деградации сельско­хозяйственной отрасли. В результате миграция превращает­ся в крайнюю, а иногда и единственную форму адаптации к резко ухудшившемуся природному окружению. Что, в свою очередь, послужило основанием для специального междуна­родно-правового регулирования миграционных процессов, вызванного климатическими причинами (включая усилия по смягчению соответствующих изменений).

Так, в соответствии с рамочной Конвенцией ООН об из­менении климата, развитые государства должны оказывать помощь развивающимся странам, уязвимым в связи с небла­гоприятными последствиями изменения климата, в покрытии расходов на преодоление этих изменений. тем не менее стоит отметить, что немало исследователей считают миграцию (за исключением тех случаев, когда она принципиально неизбеж­на, например, для жителей небольших островных государств, где даже незначительное повышение уровня моря чревато серьезными, а то и непреодолимыми затруднениями) свиде­тельствует лишь о неудаче конкретных стратегий приспосо­бления к климатическим переменам.

Оптимальный способ решения проблемы беженцев вследствие климатических изменений - это их включение в программу адаптации для каждой страны. При этом, в то время как изменение климата приводит к беспрецедентному увеличению числа меняющих место жительства по клима­тическим причинам, некоторые делают это из-за ухудшения состояния окружающей среды, не связанного с изменениями климата. При защите людей, подвергнувшихся неблагопри­ятным последствиям такого изменения, международное со­общество может упустить из виду тех, кто будет менять место жительства по причинам, не являющимся климатическими. Из-за этого возникает необходимость установления причин­но-следственной связи между событием, повлекшим мигра­цию, и глобальным изменением климата. Вместе с тем уста­новление множества правовых режимов, базирующихся на тех или иных первопричинах миграции, является в концептуаль­ном отношении «громоздким», а в практическом - чересчур дорогостоящим.

Миграция оказывает существенное влияние на торговые и экономические отношения. Продолжая оставаться одной из ключевых проблем экономической глобализации, миграция серьезно воздействует на современные международные отно­шения. Феномен трудовой миграции тесно связан с либерали­зацией торговли. При этом традиционная теория сегмента­ции рынка труда, в соответствии с которой последний делится между местными и иностранными работниками, в эпоху гло­бализации малоприменима. В настоящее время высококвали­фицированные работники-мигранты занимают первичный рынок труда наряду с местными работниками, в то время как низкоквалифицированные работники-мигранты занимают вторичный рынок. Это разделение приподнимает завесу как над новыми методами регулирования, так и над новыми фор­мами дискриминации.

Переход с 1990-х годов от ограничительного к так назы­ваемому «элективному» миграционному законодательству также является результатом изменившегося спроса на рынке труда. Такой переход возник как следствие спроса на высоко­квалифицированных работников. Изменения нормативного регулирования в сфере миграции были ответом на снижение экономического роста, объясняющегося преимущественно демографическими причинами. Государство благосостояния укрепляет свои связи с рынком и таким образом ослабляет ограничения социальной мобильности. В то же время госу­дарства могут руководствоваться опасениями в отношении не­гативных аспектов глобализации и воздействия на социальное единство и вследствие этого ограничивать определенные виды социальной мобильности, в результате чего возникает разроз­ненная, а не целостная модель нормативного регулирования в сфере миграции.

Принципы свободной торговли, установленные на много­стороннем или региональном уровне, используются для гло­бальной «охоты за талантами», в то время как двусторонние соглашения направлены на регулирование найма менее ква­лифицированных поставщиков услуг и работников в сфере сельского хозяйства, добычи и производства

В доктрине рассматривается вопрос о значении и по­следствиях миграции, в частности, иммиграции в Европей­ский Союз (ЕС) для осуществления трудовой деятельности. К основным нормативно-правовым актам, регулирующим отношения в соответствующей сфере, относится Директива  «синей карте». «Синяя карта» является разрешением на работу, предоставляющим высококвалифицированным ра­ботникам, не имеющим гражданство ЕС, право проживать и осуществлять трудовую деятельность на его территории. При оценке воздействия процесса привлечения таких работ­ников на социально-экономическую ситуацию в государствах их происхождения отмечается, что существует прямое про­тиворечие между поощрением высококвалифицированных работников путем предоставления возможности работать на территории ЕС и поощрением процесса развития бедных стран, в частности, в медико-санитарной сфере. Однако этот конфликт целей не принижает значение Директивы о «синей карте», поскольку оценка ситуации в развивающихся стра­нах показывает, что, по крайней мере, в ряде их них (страны Ближнего Востока и Северной Африки) выпускники учебных заведений зачастую являются безработными. Следовательно, уезжая в страны ЕС, они не оставляют жизненно важные ра­бочие места вакантными. Кроме того, необходимо учитывать, что работающие на территории ЕС мигранты из развиваю­щихся стран совершают большое количество денежных пере­водов в эти страны.

2.   Подходы к регулированию юридического статуса мигрантов

Юридическая доктрина выделяет в качестве одного из аспектов проблематики нормативного регулирования мигра­ционных процессов вопрос о соотношении института граж­данства и феномена миграции в контексте установления и поддержания безопасности государственных границ. Отмеча­ется, что данное соотношение представляет собой дихотомию, позволяющую западным либеральным государствам поддер­живать действие законов о гражданстве и на их основе содей­ствовать равенству и терпимости и в то же время проводить экономически мотивированную политику миграционного от­бора с помощью применения национальных законов в сфере миграции. такой отбор во многом осуществляется по полово­му признаку, поскольку во главу угла ставятся экономические факторы, которые дают мужчинам преимущество над женщи­нами, оказывающимися в зависимом положении.

В рамках анализа этого доктринального подхода указыва­ется, что процветающие западные государства, которые явля­ются популярным местом иммиграции, имеют возможность расширить круг предоставляемых благ и ослабить требования, предусмотренные их законодательством о гражданстве, путем установления более обременительных стандартов для тех, кто впервые получает разрешение на постоянное прожива­ние. таким образом, государство уменьшает число лиц, кото­рые впоследствии будет вправе ходатайствовать о получении гражданства, сохраняя принципы регулирования института гражданства соответствующими традиционной, либеральной терпимости. Отмечается, что данный доктринальный подход содержит в качестве своей центральной идеи оспаривание и неприятие мотивов влиятельных западных государств в установлении противоречивых и притворных законов, регулирую­щих состав их населения.

Правовое регулирование миграционных процессов во многом связано с необходимостью обеспечения безопасности государства, в том числе путем проведения антитеррористиче- ской политики. В большом количестве стран законодательные нормы, направленные на противодействие терроризму, по­явились после событий 11 сентября 2001 года. При этом в ряде стран, например, Австралии, где имело место сравнительное небольшое число актов политического насилия, вследствие чего как на федеральном уровне, так и на уровне штатов от­сутствовали законы по борьбе с террористической деятель­ностью, нормативное регулирование антитеррористического характера возникло путем его конструирования по примеру, имевшемуся в законодательстве других странах, в частности, Великобритании.

Результатом данного процесса стало принятие в 2005 году Антитеррористического закона Австралии, предусматри­вающего возможность применения к определенным лицам контрольного порядка, система которого была воспринята с определенными изменениями из британского Акта о предот­вращении терроризма 2005 года. Введение контрольного порядка в отношении лица налагает на него запреты, уста­навливает обязанности и ограничения с целью защиты обще­ства от актов терроризма. Перечень условий, которые могут быть установлены в связи с введением контрольного порядка в Австралии, во многом схож с условиями соответствующего порядка в Великобритании, и градируется от предусматрива­ющего минимальное вмешательство в частную свободу до вво­дящего серьезные ее ограничения.

В соответствии с Уголовным кодексом Австралии введе­ние контрольного порядка может предусматривать следую­щие запреты и ограничения в отношении лица: 1) находиться в определенных местах; 2) покидать Австралию; 3) общаться или находиться в одном сообществе с определенными людь­ми; 4) иметь доступ или использовать определенные формы телекоммуникации (в том числе Интернет); 5) иметь во вла­дении или пользовании определенные вещи; 6) осуществлять определенную деятельность (в том числе связанную с работой или родом занятий). Контрольный порядок может содержать следующие требования: 1) пребывать в определенном месте в определенный промежуток времени; 2) носить устройство слежения; 3) давать объяснения определенным лицам в опре­деленное время и в определенном месте; 4) не препятствовать осуществлению собственного фотографирования или снятия отпечатков пальцев; 5) с собственного согласия принимать уча­стие в разъяснительных или образовательных мероприятиях.

Контрольный порядок вводится решением суда по хо­датайству высших должностных лиц федеральной полиции Австралии, подкрепленному письменным согласием Гене­рального прокурора. Допустимость введение контрольного порядка была признана конституционной решением Высоко­го суда Австралии 2007 года.

В исследовательской литературе также рассматриваются вопросы, касающиеся целей и задач нормативного регулиро­вания миграции. В частности, применительно к миграцион­ному законодательству ЕС обсуждается процесс инструмента­лизации. Как отмечается, инструментализация представляет собой явление, в результате которого правила, регулирующие прибытие, нахождение и депортацию иностранцев, в послед­ние годы всё чаще используются в качестве инструмента ре­гулирования в других сферах. Запретительные меры в сфере миграции, таким образом, являются средством борьбы с тор­говлей людьми, терроризмом или даже используются в сфере социального страхования. Миграционное право оперирует нормами, не относящимися непосредственно к его сфере регу­лирования (пограничному контролю), имеет место усиливаю­щийся процесс «криминализации» миграционного права, оз­начающий, что уголовное право используется для достижения определенных целей в сфере миграции.

Движение в сторону европеизации миграционного права является ещё одним показателем его инструментали­зации: государства-члены ЕС путем самостоятельно вырабо­танных законодательных инструментов, которые часто воз­никали в результате значительного компромисса, пытаются в наименее возможной степени отказаться от собственного суверенитета в отношении доступа и проживания на своей территории лиц, не являющихся гражданами ЕС. Инстру­ментализация полезна для понимания различных форм вза­имодействия национальных правовых систем и права ЕС по вопросам миграции.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика