Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Удастся ли реализовать поддержанную на саммите G20 идею об автоматическом обмене налоговой информацией?
Научные статьи
08.10.13 12:41

вернуться

Удастся ли реализовать поддержанную на саммите G20 идею об автоматическом обмене налоговой информацией?


На своём заседании в Москве (19-20 июля 2013 года) Боль­шая 20ка (G20) поддержала целый ряд инициатив Организа­ции по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). Среди прочего был поддержан курс на продвижение автома­тического обмена информацией в налоговых делах в качестве международного стандарта. Необходимо отметить, что неко­торые международные игроки (прежде всего, Европейский союз) уже давно лоббируют идею о том, чтобы автоматиче­ский обмен налоговой информацией стал международным стандартом. С его помощью планируется бороться с уклоне­нием от уплаты налогов. Однако при всей важности указанной цели, стоит сразу же подчеркнуть, что её достижение может быть осложнено различного вида препятствиями. Настоящая статья призвана представить перечень данных препятствий, а также раскрыть их содержание.

Текущая ситуация

Государства и в настоящее время обмениваются налого­вой информацией между собой. Формой такого сотрудниче­ства является подача запроса налогового органа одной стра­ны своим иностранным коллегам. Добиться успеха от данной операции является довольно сложной задачей, поскольку за­прос должен удовлетворять сразу многим требованиям. Что­бы избавить запрашивающие налоговые органы от подобных трудностей, лоббируется режим автоматического обмена ин­формацией.

G20 даёт зелёный свет

Формально Московский саммит G20 поддержал заявлен­ную идею о приобретении режимом автоматического обмена налоговой информацией статуса международного стандарта. теперь ОЭСР должна к 2014 году представить детальный план по реализации упомянутой инициативы. Пока что, предста­вители 20ки выразили пожелание, чтобы разрабатываемый стандарт ориентировался на первую модель ФАТКА (FATCA - Foreign Account Tax Compliance Act). В таком случае пред­полагается, что налоговые органы разных стран будут автома­тически обмениваться информацией о процентах по вкладам, дивидендам по ценным бумагам, доходам от продажи финан­совых инструментов, а также о состояние самих банковских счетов.

Однако пока при всём кажущемся единодушии предста­вителей G20 не стоит забывать о том, что речь идёт о юридиче­ски не обязательном документе, в который были оформлены пожелания G20. Предсказуемо, что проблемы начнутся при детальной разработке и практической реализации стандарта обмена информацией. К таким проблемам, среди прочего, можно отнести нижеперечисленные.

Международному налоговому соперничеству быть

В настоящее время, только ленивый не критикует так называемое международное налоговое планирование, с по­мощью которого транснациональным корпорациям удаёт­ся снизить своё налоговое бремя (см. пример с сетью кафе Starbucks). Подобное планирование обуславливается тем, что в государствах действуют разные налоговые режимы, что, в свою очередь, вызвано тем, что в силу своего суверенитета каж­дая страна имеет право самостоятельно определять режим на­логообложения.

В качестве «волшебной таблетки» от международного на­логового планирования предлагается идея ограничить суве­ренитета государств и гармонизировать налогообложение в международном масштабе. Очевидно, что данная идея являет­ся изначально провальной, поскольку государства не желают расставаться с таким мощным атрибутом государственности, как правом устанавливать и взимать налоги. Уже в ходе обсуж­дения стандарта обмена информацией в Москве указание на суверенитет по настоянию Китая и Швейцарии было внесено в документы встречи G20.

Соответственно, каждое государство будет и впредь опре­делять ставки по своим налогам. А, значит, различные юрис­дикции и дальше будут бороться за налоговые отчисления международных компаний. так, в настоящее время Швейца­рия запускает реформу своего налогового законодательства, с помощью которой планируется усилить позиции Альпий­ской республики в международной налоговой конкуренции.

Необходимость заключения нового международного договора

Для оформления планов ОЭСР в качестве юридически обязательного стандарта требуется заключение нового меж­дународного договора. Сам по себе процесс переговоров за­нимает достаточно продолжительное время. Не следует до­полнительно разъяснять, что каждое государство преследует свои интересы, которые могут не совпадать с устремлениями других стран. так, даже в ЕС есть государства-члены, которые бы предпочли сохранить свою банковскую тайну (речь идёт о Великобритании, Люксембурге и Австрии).

Ещё большее время может занять присоединение госу­дарств к разрабатываемой конвенции. Политическая ситуа­ция во многих государствах такова, что исполнительная власть при выработке своей позиции на международной арене не всегда может гарантировать, что эта позиция будет поддер­жана законодателями. так, часто решения президентов США блокируются со стороны Конгресса, а в Швейцарии решение правительства может быть отклонено двухпалатным парла­ментов (как это было в отношении «Lex USA», которым Пра­вительство Швейцарии планировало разрешить спор между швейцарскими банками и властями США).

С технической точки зрения остаётся также открытым вопрос, смогут ли государства заключать двусторонние до­говоры, которые бы отклонялись от конвенции. В последнем случае приходит на ум то, что Швейцария и США заключи­ли соглашение об имплементации ФАтКА по второй модели, которая позволяет в определённых случаях сохранять банков­ские данные об американцах конфиденциальными. В таком случае заключённый между Берном и Вашингтоном договор уже отличается от намеченного на заседании 20ки в Москве.

Единый стандарт для всех?

Как настаивает Швейцария, и что было бы вполне спра­ведливо, стандарт (если он всё таки будет реализован) должен в одинаковой степени действовать для всех. Однако будет ли стандарт принят в Сингапуре, Дубае, Гонконге, не говоря уже о всевозможных островах с «серой» репутацией? Если данные юрисдикции не присоединятся к стандарту, то и остальным странам не будет смысла придерживаться его.

Трасты не в счёт?

Ещё одним примером того, что государствам будет слож­но найти общее решение по обмену налоговой информацией, являются трасты. До сих пор остаётся вопрос, должны ли пла­ны ОЭСР вообще касаться трастов и фондов, в форме которых активы приобретают большую юридическую защищённость.

Не все готовые поддержать требование о принципе взаимности

На заседании G20 в Москве министр финансов Швейца­рии Евелин Видмер-Шлюмпф отметила, что Швейцария на­стаивает на принципе взаимности в деле обмена налоговой информацией, что вызвало раздражение у делегации США. Дело в том, что в таких государствах, как США и Великобри­тания, располагаются юрисдикции, которые можно отнести к офшорам (в США - Штат Делавэр; в Соединённом Коро­левстве - заморские территории). Поскольку многие другие крупные государства (например, ФРГ) поддерживает принцип взаимности, то США и Великобритания рискуют тем, что за­пущенный ими бумеранг вернётся к ним же.

Пример США довольно интересный. Во-первых, остаётся без ответа вопрос, будет ли наличествовать политическая воля у властей США выдавать информацию, к примеру, немецким налоговым органам. Во-вторых, если ответ на предыдущий во­прос будет всё таки положительным, то как Вашингтон смо­жет обойти Конституцию США, ведь возможность для Штата Делавэр быть нетранспарентной юрисдикцией базируется на его компетенции в соответствии с федеративным устройством США.

Техническая защита информации

Предполагается, что технически сотрудничество по обме­ну информацией будет осуществляться на базе ОЭСР. тем не менее, здесь встаёт вопрос о том, способна ли данная органи­зация обеспечить сохранность данных, передаваемых ей госу­дарствами. В случае, если такая сохранность не будет гаранти­рована, может пойти речь о нарушении норм прав человека о защите своей частной жизни.

Проблема неправовых государств

Пожалуй, наиболее интересным и туманным для стран СНГ остаётся ответ на вопрос о том, будут ли европейцы и аме­риканцы делиться налоговой информацией с их коллегами из СНГ. Дело в том, что концептуально стандарт автоматического обмена информацией базируется на том предположении, что участвующие страны являются правовыми государствами с независимой судебной системой и объективными налоговыми органами. Иными словами, органы одного государства могут довериться органам другого государства в том, что последние выполняют свою функцию в рамках международного права и национального законодательства.

В ситуации со странами СНГ остаётся неясно, для чего будет использоваться налоговая информация (действительно ли для налоговых нужд или же для политических репрессий или рейдерства). В данной связи страны СНГ рискуют остать­ся за бортом режима автоматического обмена налоговой ин­формацией.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика