Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Органы прокурорского сообщества: опыт становления в Украине - прокуратура
Научные статьи
08.10.13 12:55
Оглавление
Органы прокурорского сообщества: опыт становления в Украине
прокуратура
Все страницы

Очередная ВКРП созывается СПУ один раз в два года. Кроме того, предусмотрена возможность созыва внеочеред­ной ВКРП (ст. 70 проекта Закона).

В период между созывами ВКРП высшим органом про­курорского самоуправления является СПУ. В его состав входят одиннадцать прокуроров: два представителя от Генеральной прокуратуры Украины, три представителя от региональных прокуратур, шесть представителей от местных прокуратур. При этом прокуроры, являющиеся членами квалификаци­онно-дисциплинарных комиссий прокуроров, не могут быть членами СПУ.

СПУ в период между созывами ВКРП обеспечивает вы­полнение решений конференции, а также решает вопрос о её созыве и проведении.

Полномочия и порядок работы СПУ определяются ука­занным Законом и соответствующим положением. СПУ: 1)

вносит рекомендации о назначении на должность и освобож­дении прокуроров с административных должностей в случаях, предусмотренных указанным Законом; 2) организует внедре­ние мероприятий по обеспечению независимости прокуро­ров и улучшению состояния организационного обеспечения деятельности прокуратуры; 3) рассматривает вопросы право­вой защиты прокуроров, социальной защиты прокуроров и членов их семей, принимает соответствующие решения по этим вопросам; 4) рассматривает обращения прокуроров и другие сообщения об угрозе независимости прокуроров, при­нимает по результатам рассмотрения соответствующие меры (уведомляет соответствующие органы о наличии оснований для привлечения к уголовной, дисциплинарной или иной от­ветственности, инициирует рассмотрение вопроса о принятии мер обеспечения безопасности прокуроров, публикует заяв­ления от имени прокурорского корпуса о фактах нарушения независимости прокурора, обращается к международным ор­ганизациям с соответствующими сообщениями и т. д.); 5) рас­сматривает обращения в связи с ненадлежащим исполнением прокурором, занимающим административную должность, служебных обязанностей, установленных для соответствую­щей административной должности; 6) обращается в органы государственной власти и местного самоуправления с пред­ложениями по решению вопросов деятельности прокурату­ры; 7) осуществляет контроль за организацией деятельности прокуратур (ст. 73 проекта Закона). Кроме того, в соответствии со ст. 12 проекта Закона по согласованию с СПУ Генеральный прокурор Украины может принять решение о создании таких местных прокуратур, как межрайонная и районная в городе.

Решение СПУ является обязательным для всех прокуро­ров; при этом ВКРП может отменить такое решение (ст. 73 проекта Закона).

Обеспечение деятельности органов прокурорского само­управления осуществляется Генеральной прокуратурой Укра­ины за счет средств Государственного бюджета Украины (ст. 74 проекта Закона).

Квалификационно-дисциплинарные комиссии прокуроров

Деятельности квалификационно-дисциплинарных ко­миссий прокуроров посвящена глава 3 «Квалификационно­дисциплинарные комиссии прокуроров и другие органы, обе­спечивающие деятельность прокуратуры» проекта Закона.

В соответствии со ст. 75 проекта Закона квалификацион­но-дисциплинарные комиссии прокуроров (далее - КДКП) являются коллегиальными органами, которые в соответствии с полномочиями, предусмотренными настоящим Законом, определяют уровень профессиональной подготовленности лиц, изъявивших намерение занять должность прокурора, и решают вопрос о переводе, дисциплинарной ответственности, а также об увольнении прокуроров с должности.

Систему КДКП составляют: 1) Высшая квалификационно­дисциплинарная комиссия прокуроров Украины; 2) региональ­ные квалификационно-дисциплинарные комиссии прокуро­ров, действующие в областях, Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе. Порядок их работы определяется принятым ВКРП положением (ст. 75 проекта Закона).

В состав всех комиссий входит по одиннадцать членов: 1) семь прокуроров, назначаемых ВКРП; 2) четыре человека, на­значаемых из числа научных и научно-педагогических работ­ников в сфере правоведения, которые имеют научную степень или ученое звание.

Назначение научных и научно-педагогических работни­ков в состав Высшей КДКП осуществляется съездом предста­вителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений, а в региональные КДКП - региональными кон­ференциями представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений, в порядке, определенном статьями 77, 78 проекта Закона.

Срок полномочий члена КДКП составляет шесть лет. Член КДКП не может одновременно входить в состав СПУ.

Председатель, заместитель председателя, секретарь КДКП работают на постоянной основе и на время исполнения своих обязанностей отправляются в соответствующую КДКП. Они не могут осуществлять полномочия прокурора. При этом за ними сохраняется право участвовать в решении вопросов, рассматриваемых органами прокурорского самоуправления (ст. 76 проекта Закона).

В ст. 80 проекта Закона закреплены полномочия КДКП. Так, Высшая КДКП: 1) ведет учет данных о количестве должно­стей прокуроров в Генеральной прокуратуре Украины, в том числе вакантных и временно вакантных; 2) участвует в пере­воде прокуроров на должности в Генеральную прокуратуру Украины; 3) рассматривает жалобы (заявления) о совершении дисциплинарного проступка прокурором Генеральной про­куратуры Украины или региональной прокуратуры и осу­ществляет дисциплинарное производство; 4) по результатам дисциплинарного производства и при наличии оснований, предусмотренных Законом, принимает решение о приме­нении к прокурору Генеральной прокуратуры Украины или региональной прокуратуры дисциплинарного взыскания или решение о невозможности дальнейшего пребывания лица в должности прокурора; 5) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

Региональная КДКП: 1) ведет учет данных о количестве должностей прокуроров в соответствующих региональных и местных прокуратурах, в том числе вакантных и временно ва­кантных; 2) проводит отбор кандидатов на должность прокуро­ра в установленном настоящим Законом порядке; 3) участвует в переводе прокуроров на должности в местные или региональ­ные прокуратуры; 4) рассматривает жалобы (заявления) о со­вершении прокурором местной прокуратуры дисциплинарно­го проступка и осуществляет дисциплинарное производство; 5) по результатам дисциплинарного производства и при наличии оснований, предусмотренных настоящим Законом, принима­ет решение о применении к прокурору местной прокуратуры дисциплинарного взыскания или решение о невозможности дальнейшего пребывания лица в должности прокурора; 6) осу­ществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

КДКП для осуществления своих полномочий имеет право знакомиться с документами, получать их копии, опрашивать прокуроров и других лиц, получать по письменному запросу от органов государственной власти и органов местного само­управления, их должностных лиц, руководителей предприя­тий, учреждений, организаций независимо от форм собствен­ности и подчинения, граждан и общественных объединений необходимую для проведения проверки информацию.

За членом КДКП, работающим на постоянной основе, со­храняется статус прокурора, место работы, а также гарантии материального, социального и бытового обеспечения, предус­мотренные законодательством для прокуроров. При этом за­работная плата выплачивается исходя из окладов по основно­му месту работы лица, командированного в соответствующую комиссию, а в случае прекращения полномочий на должности по основному месту работы - исходя из оклада по должности, полномочия на которой были приостановлены (ст. 82 проекта Закона).

Несмотря на то, что положения об органах прокурор­ского самоуправления и квалификационно-дисциплинарных комиссиях прокуроров, как мы уже обращали внимание, со­держатся в соответствующих главах одного раздела проекта Закона, а их функционирование связано с решением вопросов внутренней деятельности прокуратуры, сущность их все же различна. Так, перед квалификационно-дисциплинарными комиссиями прокуроров, в отличие от органов прокурорского самоуправления, стоят несколько иные, пусть в определенной мере сходные, цели (задачи). К примеру, они решают вопро­сы о дисциплинарной ответственности прокуроров, а особый порядок привлечения прокуроров к данному виду ответствен­ности, как это следует из содержания п. 1 ч. 1 ст. 16 проекта За­кона, является гарантией их независимости. Комиссии, соот­ветственно, обязаны самой процедурой рассмотрения вопроса гарантировать независимость прокуроров, и, следовательно, укреплять ее. Для них обязанность укрепления независимости как бы вытекает из основных полномочий (они должны быть надежным гарантом независимости прокуроров, ограждая их от необоснованных претензий). В то же время для органов прокурорского самоуправления укрепление независимости прокуроров в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 67 проекта Закона яв­ляется основной целью.

В состав квалификационно-дисциплинарных комиссий, в отличие от органов прокурорского самоуправления, входят не только прокуроры, но и представители юридической об­щественности (научные, научно-педагогические работники), фактически призванные осуществлять социальный контроль в кадровых вопросах. Следовательно, комиссии нельзя отнести к органам самоуправления. Учитывая характер компетенции комиссий, их можно считать своего рода органами кадрового управления в прокурорской системе.

Квалификационно-дисциплинарные комиссии прокуро­ров и органы прокурорского самоуправления можно считать органами прокурорского сообщества, как это определяется в законодательстве РФ применительно к судьям. Такое сооб­щество составляют прокуроры прокуратур всех уровней, атте­стованные научно-педагогические работники Национальной академии прокуратуры Украины (работники Академии про­куратуры). Соответственно, органами прокурорского сообще­ства являются органы, в которые входят прокуроры, работники Академии прокуратуры и на которые возлагается решение во­просов относительно и в связи с прокурорской деятельностью (кадровое обеспечение (формирование прокурорского корпу­са), разрешение вопросов о дисциплинарной ответственности, укрепление независимости прокуроров и др.). В то же время, не углубляясь существенно в суть этого вопроса, отметим, что он требует отдельного тщательного изучения.

В завершение следует отметить, что указанные новации воспринимаются в прокурорской среде неоднозначно. Во многом это обусловлено сложившимися традициями, кон­сервативным взглядом на механизм решения вопросов, свя­занных со статусом прокуроров. Так, считается, что введение коллегиальных начал при назначении на должности, соответ­ствующих перемещениях, привлечении прокуроров к дисци­плинарной ответственности приведет к излишнему бюрокра­тизму, снизит оперативность в их проведении и в современных реалиях не приведет к должному эффекту. С другой стороны, присутствует понимание необходимости выработки средств повышения объективности в принятии кадровых решений и сведения к минимуму количества ошибок в этой сфере, умень­шения «текучести» кадров вследствие ненадлежащей дисци­плинарной практики в рамках существующей на сегодня про­цедуры, повышения стабильности системы в целом. Поэтому только последующая практика работы органов прокурорско­го сообщества в Украине позволит дать однозначный ответ на вопрос о правильности принятого решения.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика