Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Субъектный состав правовых отношений в сфере реализации судебной власти (на примере законодательства Украины) - Судебная власть
Научные статьи
08.10.13 13:03
Оглавление
Субъектный состав правовых отношений в сфере реализации судебной власти (на примере законодательства Украины)
Судебная власть
Все страницы

Кроме этого, все субъекты правоотношений могут быть отнесены к одной из двух групп - коллективные и индивиду­альные субъекты. В свою очередь, среди индивидуальных субъ­ектов можно выделить граждан, граждан с двойным граждан­ством, иностранцев, апатридов, физических лиц, должностных лиц. К коллективным субъектам следует отнести таких субъек­тов правоотношений, которые признаны законом, обладают единством воли, цели, организационным единством, имеют определенную систему организации. Среди указанных субъ­ектов необходимо выделить государство, государственные ор­ганизации: органы власти, управления, суд, прокуратуру, раз­личные хозяйственные, научные, культурные учреждения и организации; общественные организации, созданные с целью осуществления производственной и иной коммерческой и не­коммерческой деятельности; коллективные субъекты с правом юридического лица и без права юридического лица и т. п.

В правовых отношениях права и обязанности коллективных субъектов могут осуществляться как коллегиально, так и едино­лично, а объем и характер прав и юридических обязанностей этих субъектов определяется их компетенцией и полномочиями.

Исследуя приведенные взгляды ученых на проблему классификации субъектов правоотношений, необходимо бо­лее подробно остановиться на положениях отечественного законодательства. Так, Гражданский процессуальный кодекс Украины всех субъектов правоотношений в сфере осуществле­ния судебной власти, связанной с гражданским судопроизвод­ством, разделяет на:

1)   лиц, участвующих в деле (пункт 1 главы 4);

2)   других участников гражданского процесса (параграф 2 главы 4).

Подобным образом этот вопрос урегулирован и в Кодексе административного судопроизводства Украины. В частности, в административном процессе все субъекты делятся на:

1)   лиц, участвующих в деле (пункт 1 главы 5);

2)   других участников административного процесса (пара­граф 2 главы 5).

В данном случае необходимо отметить, что гражданское и административное процессуальное законодательство в указан­ных главах не выделяет в качестве отдельной группы субъектов суд или лиц, осуществляющих правосудие. Однако, принимая во внимание положения Конституции Украины о судопроизводстве, а также исходя из принципов правосудия, определенных Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей», можно сделать вывод, что центральное место в правовых отношениях, связанных со сферой реализации судебной власти, принадлежит исключительно суду. Учитывая это, главы «Участники граждан­ского процесса» и «Участники административного процесса» необходимо дополнить отдельными статьями «Субъекты, осу­ществляющие правосудие». В указанных статьях необходимо отобразить положения о составе суда, которые Гражданский процессуальный кодекс Украины раскрывает в главе 3, а Кодекс административного судопроизводства Украины в главе 2.

Именно по такому принципу был построен новый Уго­ловный процессуальный кодекс Украины. Так, глава 3, кото­рая называется «Суд, стороны и другие участники уголовно­го судопроизводства», среди субъектов правовых отношений в сфере реализации судебной власти, связанных с уголовным процессом, выделяет: суд (пункт 1 главы 3); сторону обвинения (параграф 2 главы 3); сторону защиты (пункт 3 главы 3); потер­певшего и его представителя (пункт 4 главы 3); других участни­ков уголовного производства (пункт 5 главы 3).

Достаточно специфически данный вопрос решается в Законе Украины «О Конституционном Суде Украины», статьи 1, 40, 41, 43 которого выделяют таких субъектов правовых отношений в сфере реализации судебной власти, связанных с конституционной юрис­дикцией в Украине, как: Конституционный Суд Украина; Прези­дент Украины; сорок пять народных депутатов Украины; Верхов­ный Суд Украины; Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека; Верховная Рада Автономной Республики Крым; Кабинет Министров Украины; органы государственной власти; ор­ганы местного самоуправления; граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица.

Определяя конкретных субъектов, на которых возлагает­ся обязанность по осуществлению правосудия, необходимо обратиться к нормам процессуального законодательства. Учи­тывая задачи и объемы нашего научного исследования, для примера рассмотрим основные положения по этому вопросу Гражданского процессуального кодекса Украины, Кодекса ад­министративного судопроизводства Украины, хозяйственного процессуального кодекса Украины и Уголовного процессуаль­ного кодекса Украины. Так, согласно статье 18 Гражданского процессуального кодекса Украины, гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются единолично судьёй, ко­торый является председательствующим и действует от имени суда, в отдельных случаях, установленных Гражданским процес­суальным кодексом Украины, гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегией в составе одного судьи и двух народных заседателей, которые при осуществлении пра­восудия пользуются всеми правами судьи; гражданские дела в судах апелляционной инстанции рассматриваются коллегией в составе трех судей, председательствующий из числа которых определяется в установленном законом порядке; гражданские дела в суде кассационной инстанции рассматриваются колле­гией в составе не менее трех судей; гражданские дела в Верхов­ном Суде Украины рассматриваются коллегиально. Отдельно следует отметить, что согласно статье 234 Гражданского процес­суального кодекса Украины дела особого производства об огра­ничении гражданской дееспособности физического лица, при­знании физического лица недееспособным и возобновлении гражданской дееспособности физического лица, признании физического лица отсутствующим безвести или объявления его умершим; усыновления; предоставлении лицу психиатриче­ской помощи в принудительном порядке; обязательной госпи­тализации в противотуберкулезное учреждение рассматрива­ются судом в составе одного судьи и двух народных заседателей, то есть коллегиально.

Согласно статье 23 Кодекса административного судопро­изводства Украины все административные дела в суде первой инстанции, кроме установленных законом случаев, рассма­триваются и решаются судьей единолично. Указанные выше случаи определены статьей 24 Кодекса административного судопроизводства Украины. В частности, административные дела, предметом обжалования в которых являются решения, действия или бездеятельность Кабинета Министров Украины, министерства или другого центрального органа исполнитель­ной власти, Национального банка Украины, их должностного или служебного лица, избирательной комиссии (комиссии по референдуму), члена этой комиссии рассматриваются и решаются в окружном административном суде коллегией в составе трех судей. Административные дела рассматривают­ся и разрешаются в окружном административном суде и в местном общем суде как административном суде коллегией в составе трех судей также по инициативе судьи в случае их особой сложности. Пересмотр судебных решений по админи­стративным делам в апелляционном порядке осуществляется коллегией в составе трех судей. Пересмотр судебных решений по административным делам в кассационном порядке осу­ществляется коллегией в составе не менее трех судей. Адми­нистративные дела, подсудные Киевскому апелляционному административному суду как суду первой инстанции, рассма­триваются и решаются коллегией в составе трех судей. Адми­нистративные дела, подсудные Высшему административному суду Украины как суду первой инстанции, рассматриваются и решаются коллегией в составе не менее пяти судей. Вопрос о допуске административного дела к производству Верховного Суда Украины решается в Высшем административном суде Украины коллегией в составе пяти судей. Пересмотр судеб­ных решений по административным делам в Верховном Суде Украины осуществляется коллегиально.

Статья 4-6 хозяйственного процессуального кодекса Укра­ины закрепила положение о том, что дела в хозяйственных су­дах рассматриваются судьей единолично. Любое дело, относящееся к подсудности этого суда, в зависимости от категории и сложности дела, может быть рассмотрено коллегиально в составе трех судей. Пересмотр в апелляционном порядке ре­шений хозяйственных судов осуществляется апелляционными хозяйственными судами коллегией судей в составе трех судей. Пересмотр в кассационном порядке решений местных и апел­ляционных хозяйственных судов осуществляется Высшим хо­зяйственным судом Украины коллегией судей в составе трех или большего нечетного числа судей. Пересмотр судебных ре­шений хозяйственных судов Верховным Судом Украины осу­ществляется коллегиально.

В свою очередь, в соответствии со статьей 31 Уголовно-про­цессуального кодекса Украины, уголовное производство в суде первой инстанции осуществляется профессиональным судьей единолично, кроме уголовного производства по преступлени­ям, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более десяти лет, которое осущест­вляется коллегиально судом в составе трех профессиональных судей; уголовного производства по преступлениям, за совер­шение которых предусмотрено пожизненное лишение свобо­ды, которое осуществляется коллегиально судом в составе трех профессиональных судей, а по ходатайству обвиняемого - су­дом присяжных в составе двух профессиональных судей и трех присяжных. Уголовное производство в отношении нескольких обвиняемых рассматривается судом присяжных в отношении всех обвиняемых, если хотя бы один из них заявил ходатайство о таком рассмотрении. Уголовное производство в апелляци­онном порядке осуществляется коллегиально судом в составе не менее трех профессиональных судей, при этом количество судей должно быть нечетным. Уголовное производство в кас­сационном порядке осуществляется коллегиально судом в со­ставе не менее трех профессиональных судей, при этом коли­чество судей должно быть нечетным. Уголовное производство в Верховном Суде Украины осуществляется судом коллегиаль­но. Уголовное производство в отношении должностных лиц, занимающих особо ответственное положение в соответствии с частью первой статьи 9 Закона Украины «О государственной службе», и лиц, должности которых отнесены к первой катего­рии должностей государственных служащих, осуществляется:

1)    в суде первой инстанции - коллегиально судом в со­ставе трех профессиональных судей, имеющих стаж работы в должности судьи не менее пяти лет, а в случае осуществле­ния уголовного производства в отношении преступлений, за совершение которых предусмотрено пожизненное лишение свободы, по ходатайству обвиняемого - судом присяжных в составе двух профессиональных судей, имеющих стаж работы в должности судьи не менее пяти лет, и трех присяжных;

2)    в апелляционном порядке - коллегиально судом в со­ставе пяти профессиональных судей, имеющих стаж работы в должности судьи не менее семи лет;

3)    в кассационном порядке - коллегиально судом в со­ставе семи профессиональных судей, имеющих стаж работы в должности судьи не менее десяти лет.

Как уже отмечалось выше, законодатель в ряде случаев на­ряду с профессиональными судьями относит к субъектам в сфе­ре реализации судебной власти, осуществляющих правосудие, еще народных заседателей. Более того, законодатель фактиче­ски уравнивает их в правах с профессиональными судьями.

В отличие от судов общей юрисдикции для рассмотрения вопросов об открытии производства по делам по конституци­онным представлениям, а также для рассмотрения вопросов об открытии производства по делам по конституционным об­ращениям в составе Конституционного Суда Украины в соот­ветствии со статьей 47 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» образуются коллегии судей. Кроме этого, ста­тьями 50 и 51 вышеупомянутого закона предусмотрено, что все вопросы, требующие решения Конституционным Судом Украины, кроме тех, что решаются на его пленарных заседа­ниях, рассматриваются на заседаниях Конституционного Суда Украины. В свою очередь, на пленарных заседаниях Консти­туционным Судом Украины принимаются решения по де­лам, связанным с предоставлением заключений о: конститу­ционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Мини­стров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым; соответствии Конституции Украины дей­ствующих международных договоров Украины или тех меж­дународных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязательность; соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента в рамках, определенных статьями 111 и 151 Кон­ституции Украины; официальное толкование Конституции и законов Украины; соответствие проекта закона о внесении из­менений в Конституцию Украины требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины; нарушение Верховной Радой Ав­тономной Республики Крым Конституции Украины или за­конов Украины. При этом заседание Конституционного Суда Украины является полномочным, если на нем присутствуют не менее одиннадцати судей Конституционного Суда Украи­ны, а пленарное заседание Конституционного Суда Украины является правомочным, если на нем присутствуют не менее двенадцати судей Конституционного Суда Украины.

Итак, по нашему мнению, в состав первой группы субъек­тов правоотношений в сфере реализации судебной власти, осу­ществляющих правосудие, следует отнести: судью единолично; коллегию судей суда первой инстанции; коллегию судей суда апелляционной инстанции; коллегию судей суда кассацион­ной инстанции; коллегию судей Судебной палаты по уголов­ным (административным, гражданским, хозяйственным) делам Верховного Суда Украины; коллегию Конституционного Суда Украины для рассмотрения вопросов об открытии производ­ства по делам по конституционным обращениям; коллегию Конституционного Суда Украины для рассмотрения вопро­сов об открытии производства по делам по конституционным представлениям; заседание Конституционного Суда Украины; пленарное заседание Конституционного Суда Украины.

Еще одной группой субъектов правоотношений в сфе­ре осуществления судебной власти являются так называемые субъекты, участвующие в деле. В частности, среди них статья 26 Гражданского процессуального кодекса Украины выделяет: в делах искового производства - стороны и третьи лица, пред­ставители сторон и третьих лиц; по делам приказного и особо­го производства - заявители, другие заинтересованные лица и их представители. Кроме этого, к лицам, которые принимают участие в делах, относятся органы и лица, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы дру­гих лиц. Кодекс административного судопроизводства Укра­ины определяет состав лиц, участвующих в деле, более узко. А именно, в соответствии со статьей 47 Кодекса административ­ного судопроизводства Украины, к ним относятся: стороны, третьи лица, представители сторон и третьих лиц. Несколько специфичным является круг лиц, участвующих в деле согласно Хозяйственному процессуальному кодексу Украины. Так, ста­тья 18 этого кодекса выделяет кроме сторон, третьих лиц, про­курора, которые принимают участие в деле, еще и участников третейского разбирательства - по делам об обжаловании реше­ния третейского суда и о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Итак, учитывая проанализированные нами системы классификаций субъектов правовых отношений, считаем целесообразным согласиться с ещё одной классификацией, предложенной А. Паскар, и, взяв ее за основу, предложить следующую классификацию субъектов правовых отношений в сфере реализации судебной власти:

1)   субъекты, осуществляющие правосудие: судья едино­лично; коллегия судей суда первой инстанции; коллегия судей суда апелляционной инстанции; коллегия судей суда кассаци­онной инстанции; коллегия судей Судебной палаты по уго­ловным (административным, гражданским, хозяйственным) делам Верховного Суда Украины; коллегия Конституционного Суда Украина для рассмотрения вопросов об открытии произ­водства по делам по конституционным обращениям; коллегия Конституционного Суда Украины для рассмотрения вопро­сов об открытии производства по делам по конституционным представлениям; заседания Конституционного Суда Украины; пленарное заседание Конституционного Суда Украины.

2)   субъекты, которые принимают участие в рассмотрении конкретного дела: субъекты, защищающие свои права и инте­ресы; субъекты, защищающие права и интересы других лиц;

3)   субъекты, способствующие осуществлению правосудия;

4)   субъекты, обладающие доказательствами;

5)   лица, присутствующие в зале судебного заседания.

Таким образом, субъектный состав правовых отношений

в сфере реализации судебной власти является достаточно раз­нообразным, что позволяет употребить различные подходы и критерии для их классификации, но, несомненно, централь­ное место среди субъектов этих правоотношений занимают судебные органы как органы власти, исключительной задачей которых является осуществление правосудия.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика