Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Православная церковь в системе взаимоотношений государства и общества в Российской Империи первой половины xix века
Научные статьи
08.10.13 13:27
Оглавление
Православная церковь в системе взаимоотношений государства и общества в Российской Империи первой половины xix века
государство
Все страницы

вернуться

Православная церковь в системе взаимоотношений государства и общества в Российской Империи первой половины xix века


Проблема взаимоотношений государства и общества имеет несколько аспектов: социальный, правовой, политиче­ский, религиозный и т.д. Ее понимание представляет несо­мненный интерес в контексте исследования вопросов, связан­ных с формированием гражданского общества и правового государства, со становлением механизма народовластия, с раз­витием правовой системы и правовой традиции.

Являясь важным элементом механизма государствен­но-общественного взаимодействия, Православная церковь в Российской империи была прочно встроена в систему обще­ственных связей, которые представляют собой «процесс си­стематического и комплексного воздействия органов государ­ственной власти и подконтрольных им общественных структур на граждан страны в целях обеспечения социального взаимо­действия и социального контроля населения страны».

В данном контексте существует два основных аспекта: первый связан со взаимоотношениями Церкви и государства, второй определялся особенностями взаимоотношений Церк­ви и общества.

Отношения светской и духовной власти в России XIX сто­летия характеризовались абсолютным контролем государства за жизнью Церкви. Ни один серьезный вопрос по управлению церковной организацией не мог быть решен без одобрения им­ператора, а на местах - без согласования со светской админи­страцией губерний и земель. Православная Церковь XIX века яв­лялась институтом, важной составной частью государственного механизма. Святейший Синод и «око государево» в нем - обер- прокурор - выполняли роль передаточного звена в исполнении высочайшей воли. Отношения внутри Церкви, ее внешние кон­такты регулировались специальной отраслью права - церков­ным правом. Основной церковного права является корпус обы­чаев, относящихся к самым первым зачаткам церковной жизни, однако в XIX в. церковное право играло заметную роль в отправ­лении правосудия в России, занимая определенную нишу в пра­вовом пространстве российского общества, существуя наряду с другими разновидностями и отраслями права.

Несмотря на плотную встроенность в государственный механизм, Церковь сохраняла свой суд, имела широкую сеть духовно-учебных заведений для подготовки сыновей духовен­ства и священно-церковнослужителей.

До конца XVIII в. за церковными приходами сохраня­лось право выбирать себе священника, однако на практике в подавляющем большинстве случаев священники в приходы назначались. Павел I отменил формальное право выборно­сти священников. Приходские должности передавались по наследству - как правило, старшему в семье, обязанному за­кончить духовное училище. Остальные сыновья являлись кан­дидатами на могущие открыться вакантные приходы. Если у священника были только дочери, то за старшей сохранялось «место», которое занимал ее муж, обязательно из духовной среды и окончивший духовное училище.

Духовенство, которое представляло собой важную часть общества, делилось на «белое» и «черное». К белому духовен­ству, по законодательству XIX века (Закон о состояниях, Свод Законов, Т. IX), принадлежали протопресвитеры, протоиереи, иереи (священники), диаконы, а также причетники в звании псаломщика (дьячки). Духовенство разделялось на епархи­альное (причты кафедральные, приходские, домовые), воен­ное и морское, придворное, заграничное. Военное и морское духовенство назначалось на должности и управлялось прото­пресвитером военного и морского духовенства. Придворное духовенство имело своей главой тоже отдельного протопрес­витера. Причты заграничных Церквей были подведомственны Санкт-Петербургскому епархиальному начальству и Синоду. Священник был обязательным членом церковно-приходских попечительств и имел право основывать учреждения, пресле­дующие благотворительные цели (богадельни, школы, брат­ства, попечительства). В городских думах и земских собраниях священники участвовали в качестве уполномоченного духовно­го начальства. Также они несли ответственность за акты граж­данского состояния православного населения государства. Духовенство на основании действующих в XIX веке законов считалось привилегированным классом Российской Империи. Оно освобождалось от телесных наказаний, воинской повин­ности и всех личных податей. Дома церковно- и священнослу­жителей и строения, принадлежавшие архиерейским домам и монастырям, были свободными от воинского постоя, поземельного сбора и городских повинностей. Духовенство имело право приобретать и отчуждать наравне с другими гражда­нами, земли в городах и селах. Средства содержания белого духовенства в XIX веке складывались из казенного жалования, земельных наделов, свободных от налогов, добровольных при­ношений прихожан. К черному духовенству в России XIX века относились монашествующие: послушники, монахи, иеродиа­коны, иеромонахи, игумены, архимандриты, епископы.

Из монашеской среды выходила церковная иерархия, наиболее чтимые монастыри ежегодно притягивали к себе сотни тысяч богомольцев, а монастырские старцы являлись учителями жизни для миллионов русских людей. Являясь со­ставной частью системы институтов Русской Православной Церкви, монастыри подчинялись верховной власти Святейше­го Правительствующего Синода и российского императора.

Правовое положение монастырей и монашествующих определялось «Сводом законов Российской империи». Мона­стыри имели право на обладание отводимыми им земельны­ми наделами, но не могли их продать, а только сдать в аренду. Монастырям запрещалось владеть населенными имениями.

Пострижение в монахи разрешалось для мужчин с 30 лет, а для женщин с 40. Выпускники духовных академий и семина­рий по указу Синода получили право становиться монахами с 25-ти лет. Кандидат к пострижению не должен был иметь су­пружеских уз, малолетних детей и неоплаченных долгов. На­хождение под судом или следствием тоже являлось препят­ствием к пострижению. Лица, принадлежащие к податным состояниям (крестьяне и мещане), должны были представить увольнительный документ от своих сословных обществ и зару­читься согласием казенной палаты. только после этого вопрос о разрешении им вступить в монашество решался губернатором.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика