Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Особенности правового регулирования деятельности Российского государства в экономической сфере (вторая половина хiх века)
Научные статьи
08.10.13 13:34

вернуться

Особенности правового регулирования деятельности Российского государства в экономической сфере (вторая половина хiх века)


Экономическая функция государства относится к числу важнейших направлений его деятельности. Государство не может оставаться в стороне от экономических отношений, не может полностью устраниться от их регулирования. Именно развитие экономики дает государству необходимые ресурсы для реализации всех его задач, обеспечивает успешное раз­витие общественных связей как залог устойчивого и поступа­тельного развития.

Особенности участия конкретного государства в экономи­ческой жизни определяются рядом факторов, среди которых целесообразно отметить следующие:

1)   содержание общественных отношений на данном исто­рическом этапе государственно-общественного развития;

2)   форма государства, в первую очередь, специфика госу­дарственного режима;

3)   исторические традиции государственного участия в экономической и общественной жизни;

4)   господствующая на данном этапе идеологическая док­трина.

Деятельность государства в сфере экономических от­ношений осуществляется на основе правовых норм. Можно говорить о наличии обратной связи между экономической деятельностью и правовым регулированием: особенности пра­вового регулирования в сфере экономики определяются го­сподствующей формой экономических отношений; государ­ственное участие в экономике происходит в правовых рамках.

Рассматривая особенности правового регулирования дея­тельности российского государства в экономической сфере во второй половине XIX в., необходимо учитывать особенности данного периода применительно к развитию правовой систе­мы. По мнению А.А. Дорской, с 30-х годов XIX в. и до конца столетия система права России находилась на четвертом эта­пе своего развития, когда стали утверждаться принципы бур­жуазного права. В этот период, как полагает Д.А. Пашенцев, можно говорить уже о правовой системе Российской импе­рии, признаками которой являются система права - наличие основных отраслей, четкие различия между ними; структурированность источников права; появление различных видов систематизации источников права; наличие национальной специфики в развитии права; создание системы националь­ного юридического образования; достижение определенного уровня развития правосознания.

Основным источником правового регулирования эко­номических отношений на данном этапе стали нормы Свода законов Российской империи. В условиях отсутствия деления права на отрасли нормы, связанные с деятельностью государ­ства в экономической сфере, оказались разбросаны почти по всем 15 (с 1864 г. - 16) томам данного издания.

Изучение текста Свода законов Российской империи по­казывает, что основной целью деятельности государства в сфе­ре экономики являлось извлечение дохода, пополнение казны.

Доходы, получаемые государством в изучаемый пери­од, делились на прямые и косвенные. Прямыми считались те, которые государство непосредственно извлекало из своего имущества, в первую очередь из владения недвижимостью. К косвенным относились доходы, принудительно собиравшиеся с подданных: налоги и пошлины. Промежуточное положение между прямыми и косвенными доходами занимали так назы­ваемые регалии - доходные права, исключительно принадле­жавшие верховной власти или государству.

«Регалии, - писал в XIX в. И.И. Янжул, - суть такие про­мышленные предприятия, которые государство в силу своего верховного права захватывает в свою исключительную соб­ственность, причем частная инициатива в них или вовсе не допускается, или значительно ограничивается (на практике в бюджетах сюда относят обыкновенно безразлично все казен­ные промыслы, предназначенные для получения дохода)».

И.И. Янжул делил все регалии на три категории. К пер­вой он относил те регалии, где государство выступает наравне с частными предпринимателями, занимаясь теми же самыми промыслами: казенные железные дороги, оружейные, артил­лерийские и пороховые фабрики и т. д. Ко второй категории относились такие регалии, где государство ограничивало или исключало частную конкуренцию в экономических или по­литических (но не фискальных) целях: почтовое, телеграф­ное, монетное дело и т. д. Третью категорию составляли такие регалии, в которых частная инициатива не допускалась, как правило, только из фискальных соображений, из стремления государства к увеличению своего дохода: горная, соляная, та­бачная, спичечная и некоторые другие регалии.

Исследуя особенности регалий первого вида, то есть фак­тически казенных фабрик, Янжул отмечал, что государство не может успешно конкурировать с частными лицами в данной сфере деятельности, и потому существование казенных фа­брик, по его мнению, является нежелательным, за исключени­ем отдельных случаев, к которым он относит военные заводы, конезаводы и т. п.

В х1х в. российское правительство имело Императорский фарфоровый завод, несколько конезаводов, а также ряд пред­приятий оборонного характера.

Отдельную регалию составляли железные дороги: их важ­ность для государства сочеталась с дороговизной постройки, кроме того, эксплуатация требовала достаточно жесткой ад­министративно-правовой регламентации. Поэтому деятель­ность государства в железнодорожной сфере диктовалась не соображениями получения дохода, а иными, стратегическими мотивами.

Указ императора, подписанный в январе 1857 г., подчер­кивал желательность привлечения в железнодорожное стро­ительство иностранных капиталов. В последующие годы про­явилось противостояние между министром путей сообщения П.П. Мельниковым и министром финансов М.х. Рейтерном. Первый выступал как сторонник строительства железных до­рог за счет государства, второй настаивал на широком при­влечении частных капиталов. тем не менее оба министра выступали за активное железнодорожное строительство. В результате победы точки зрения М.х. Рейтерна правитель­ство с 60-х годов х1х в. приняло курс на поощрение частных обществ в вопросах железнодорожного строительства. Это выражалось, прежде всего, в предоставлении частным же­лезнодорожным обществам правительственных гарантий, а нередко и государственных средств. Но несовершенство за­конодательной базы привело к тому, что частные железные дороги задолжали правительству огромную сумму. Результа­том стало стремление правительства к установлению более эффективного контроля за строительством и эксплуатацией железных дорог. Закон от 15 июня 1887 г. постановил «при­знать, что правительству принадлежит руководительство действиями железнодорожных обществ по установлению тарифов на перевозку пассажиров и грузов с целью огражде­ния от ущерба казенного интереса, потребностей населения, равно как и нужд промышленности и торговли»7. В 1888 г. руководство железнодорожными тарифами было передано полностью министерству финансов. 8 марта 1889 г. импера­тор утвердил Временное положение о железнодорожных та­рифах и об учреждениях по тарифным делам.

В соответствии с данными актами для руководства та­рифным делом при Министерстве финансов создавались три новых органа: Совет по тарифным делам - для разрешения общих тарифных вопросов, Тарифный комитет - для обсужде­ния и решения наиболее важных частных тарифных вопросов, Департамент железнодорожных дел - для решения всех менее важных или срочных вопросов, а также для делопроизводства по тарифным делам. С этого момента все вновь вводимые тарифы и их изменения подлежали полной правительственной регламентации, что способствовало большей систематизации тарифных норм и учету интересов казны.

Изменение политики в отношении железных дорог обер­нулось для государства значительными расходами. В период с 1 января 1887 г. по 1 января 1899 г. займы государства для выку­па частных и сооружения казенных железных дорог составили 1,139 млрд рублей. Всего на железные дороги за 12 лет было затрачено свыше 1,5 млрд рублей. Несмотря на столь значи­тельные расходы, результатом принятых мер стало улучшение финансового положения железнодорожной сети, и за 1895 г. государство в первый раз получило 1,78 миллиона рублей чи­стой прибыли. В 1898 г. государственный доход от железных дорог составил уже 291 млн рублей.

Особая роль в структуре экономической деятельности го­сударства принадлежала в рассматриваемый период горной регалии. «Под именем горной регалии понимается как исклю­чительное право государства на производство горного дела... так и вообще право государств извлекать доход из добывания частными лицами металлов и минералов путем установления специальных налогов и пошлин.».

Правовое регулирование горного дела осуществлялось в Российской империи на основе Горного устава (Более точ­ное название - Свод учреждений и уставов горных). Данный акт к числу горных промыслов относил «приискивание, до­бывание, плавление, вываривание и обработку минералов естественного производства, находящихся на поверхности и в недрах: земель, камней, металлов, горючих веществ». Гор­ные промыслы и заводы находились в ведении Министерства финансов.

2 июня 1887 г. были утверждены Правила о частной гор­ной промышленности на казенных землях. В соответствии с данным документом свободными для горного промысла при­знавались все казенные земли, состоящие в ведении управ­лений государственными имуществами или приписанные к казенным горным заводам, за исключением состоящих в бессрочном пользовании. Занятия горным промыслом раз­решались лицам всех сословий, обладающим гражданской правоспособностью, в том числе и иностранцам. Предмета­ми горного промысла могли быть металлы (кроме золота и платины) и металлические руды, ископаемые угли, горючие сланцы и смолы (кроме нефти и янтаря), гранит, сера и сер­ный колчедан, драгоценные камни, огнеупорные глины и кам­ни. За пользование поверхностью земли государство взимало с промышленников особую плату.

Что касается добычи золота, то до начала х1х в. она со­ставляла монополию казны, а в рассматриваемый нами пери­од отдельным лицам стали предоставляться права на добычу золота в определенных районах страны. При этом Горный устав запрещал отдавать во владение частным лицам золо­тые рудники, открытые в казенных землях. Устав о золото­промышленности, единый для всей империи и принятый в 1870 г., облегчил доступ частным лицам к золотому промыслу, установив пошлину с добытого золота в размере от 5 до 15%. Изменения в порядке взимания сборов с частной золотопро­мышленности были произведены законом от 19 мая 1881 г., утвердившим Устав о частной золотопромышленности. В со­ответствии с данным уставом за пользование казенными зем­лями золотопромышленники уплачивали подесятинную пла­ту (от 1 до 10 рублей с десятины), горную подать (от 3 до 10%). Кроме того, закон устанавливал право первой купли казной золота по определенной цене.

В структуре экономической деятельности государства также можно выделить государственные имущества, или домены, среди которых следует отметить государственные земли и государственные леса. В это время государство вы­ступало в качестве крупнейшего в стране помещика - в кон­це XIX в. ему принадлежала 1/3 всех земель страны и 2/3 ле­сов. Но даже в тот период признавали, что домены дают слишком малый доход по сравнению с потребностями го­сударства, и потому не могут рассматриваться как важный источник государственного дохода. В то же время владение доменами полезно для государства, так как домены могут быть использованы в качестве обеспечения при заключении государственных займов. В чрезвычайных случаях важным экстренным источником пополнения бюджета может слу­жить и продажа доменов ( в современной терминологии, приватизация).



Можно ли подавать отчеты с нулевой доходностью в налоговую и платить только ед. соц. взнос? Что понадобится при закрытии ФОП? LiquidatorPro вся подробная информация на сайте http://liquidatorpro.com.ua


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика