Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Информационное обеспечение взаимодействия государственной власти и общественных объединений по вопросам достижения межнационального согласия
Научные статьи
09.10.13 13:52

вернуться

Информационное обеспечение взаимодействия государственной власти и общественных объединений по вопросам достижения межнационального согласия


Становление в многонациональной России правового госу­дарства усилило внимание общественности к формирующейся новой государственной национальной политике, в том числе к ее таким началам, как правовые и этические нормы. Национальная политика - понятие нового времени. Появилось это понятие в ходе формирования современных наций и национальных государств. Ее объективную основу составляют многонациональность мира и многонациональность отдельных национальных государств.

В глобальном смысле под национальной политикой под­разумевается общая политика национального, федеративного и другого государства, отражающая его национальные (общегосу­дарственные) интересы. В узком смысле национальная полити­ка, являясь частью общегосударственной (общенациональной) политики, представляет собой нормативную систему, регули­рующую национальную жизнь (функционирование и развитие национальной экономики, национального языка, культуры, образования и т.д.) и межнациональное взаимодействие (функ­ционирование и развитие национально-межличностных отно­шений, этнокультурных, социокультурных отношений этниче­ских групп) в данном обществе, данном государстве.

В рамках такого же универсального представления фор­мулируют свои национальные интересы и национальную по­литику суверенные республики, входящие в состав РФ. В то же время национальные интересы, национальная политика этих республик имеют свои особенности, определяемые их стату­сом как субъектов федерации.

Республики в составе РФ тесно увязывают свои нацио­нальные интересы, свою национальную политику с общерос­сийскими национальными интересами, общероссийской на­циональной политикой.

На сегодняшний момент проблемы формирования меж­национального согласия поднимаются на различных уровнях государственной власти.

В системе регулирования социальных и политических от­ношений в современном обществе центральное место занимает государственная информационная политика - деятельность си­стемы органов государствен­ной власти и управления в информационно-коммуни­кационной сфере, что регла­ментируется действующим законодательством в сфере информационной политики. В результате увеличения роли информации и инфор­мационной потребности людей в условиях интеграционных процессов, увеличилось и воздействие информации на обще­ственные отношения, в том числе и на социальные. В современ­ных условиях государственная информационная политика во многом способствует формированию и развитию новой системы отношений, позволяющих современному обществу перейти на новый этап развития, обеспечивая консолидацию в обществе. Как было отмечено, «сегодня государственная информационная политика сама находится в стадии формирования».

Необходимо отметить, что формирование гражданского общества как основы общественного строя способно состо­яться только в толерантном обществе - непременное условие развития и существования федерализма в России. Проблема толерантности актуальна для современной России в силу её многонационального состава и многоконфессиональности.

Для предотвращения межнациональных разногласий осуществляется немало различных социальных проектов. Не­маловажная роль здесь, безусловно, отводится СМИ, которым необходимо без предвзятости рассказывать о многонацио­нальной, поликонфессиональной России и ее народах. Очень важно, чтобы в школе дети узнавали о культуре и националь­ных традициях не только своего, но и других народов. Это бу­дет хорошей инъекцией от ксенофобии.

В современных российских условиях фиксируются две раз­нонаправленные тенденции - глобализационные, модерниза- ционные - распространение единой системы информации, и одновременно низкая пространственная мобильность россий­ского населения в условиях колоссальных размеров страны и региональных административных границ, замыкающих жиз­недеятельность проживающего на их территории населения, исторические, социально-культурные традиции, обуславлива­ющие локализацию как в масштабах страны, так и ее регионов.

Принятие Стратегии государственной национальной по­литики Российской Федерации на период до 2025 года акту­ализируют исследования этноконфессиональных проблем на региональном уровне.

Во многих регионах России территории обустраивается исходя из интересов ее многонационального населения. В этом смысле, Приволжский федеральный округ занимает особое, ключевое положение в российском государстве. В течение сто­летий на его территории в дружбе и взаимопонимании жили представителей разных культур и конфессии. Опыт успешно­го преодоления разногласий в интересах всех народов, прожи­вающих в Поволжье, -наша общая ценность и стратегическое преимущество4.

В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года прописано законодательное регулирование межэтнического взаимодей­ствия в многонациональном обществе, многонациональном государстве, управление основными направлениями этого взаимодействия на основе общегосударственных и специаль­но принятых в этой области законов в целях, во-первых, обе­спечения мирного сожительства, сотрудничества самих этни­ческих общин и групп, обеспечения прогресса каждой из них, во-вторых, достижения общенационального гражданского со­гласия в обществе, в государстве.

Определенный опыт имеется в Республике Татарстан - часть ее общенациональной политики, которую можно на­звать искусством регулирования и управления межнацио­нальными отношениями вообще, включая и отношения с дру­гими субъектами Российской Федерацией, а также другими государствами, где ныне проживает не малая часть представи­телей татарской нации.

При разработке и реализации своей общенациональ­ной политики Республика Татарстан руководствуется уни­версальными ценностями и традициями, накопленными многонациональными государствами эпохи индустриальной цивилизации и собственными ценностями государственного устройства, традициями совместной жизни на земле Татарста­на татар, русских, чувашей, мари, удмуртов, башкир, мордвы и представителей других национальностей, традициями их социокультурной и этнопсихологической совместимости. В одном из интервью первый президент Татарстана, госсоветник М.Ш. Шаймиев высказался по этому поводу следующим об­разом: «у татар и русских была и есть общая история и судьба. Она началась задолго до присоединения Казани к Русскому государству...процессы исторического развития русских и та­тар сначала развивались параллельно, а затем слились в один общий поток. Переплетенность исторических судеб, их нераз­рывность привели татар к восприятию Российской Федерации как своей Отчизны».

Материалы этносоциологических исследований, прове­денных учеными социологами свидетельствуют о превалиро­вании у жителей Татарстана представлений о благоприятном характере межэтнических отношений, основанном на высо­ком уровне взаимного доверия, толерантности, социально­культурной близости, готовности к тесному межэтническому взаимодействию, что можно рассматривать как потенциал дальнейшей консолидации. Разумеется, это результат дея­тельности и национально-культурных центров.

Национально-культурные центры в стране как обще­ственные объединения, возникшие в условиях новой полити­ческой реальности, ставят своей задачей национально-куль­турное возрождение конкретных народов, проживающих на территории области. В настоящее время в основном только формируются направления их деятельности, определяются конкретные цели. Слаба их материально-техническая база, не­достаточно научное обеспечение.

Тем не менее программы национально-культурного воз­рождения народов реализуется. Основными ее направления­ми являются: восстановление историко-культурного потенци­ала; формирование единого информационного пространства как условие функционирования и активизации механизмов национально-культурного возрождения; организация и мате­риально-техническое обеспечение национально-культурного возрождения народов на территориях.

Согласно Декларации принципов толерантности «для того чтобы сделать общество толерантным, государствам сле­дует ратифицировать существующие международные конвен­ции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равно­правного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей». Как показывает практика подобного рода законопроекты уже существуют и действуют на территории Российской Федерации, но дело в том, что юридический прин­цип не соответствует самой природе духовных ценностей, на включение в разряд которых претендует толерантность.

В связи с трансформацией российского общества, его интеграцией в мировое сообщество возникает потребность в анализе социальных предпосылок толерантности, как осново­полагающего признака межнационального согласия.

толерантность в качестве нового типа социальных отно­шений представляет проблему не только в сфере взаимодей­ствия различных культур и цивилизации, но и внутри послед­них, особенно в России, как федеративного государства, где проживает свыше 160 национальностей.

Большое значение для развития толерантности пред­ставляет нормальное функционирование информационных ресурсов, что позволяет и сформировать представление и приобщение к различным культурам народов России. В ка­честве интеграторов, как правило, рассматриваются религия, государство, культура, территория и т.д., на наш взгляд, также необходимо добавить средства массовой информации.

Информация является основным продуктом производства, соответственно, становится и мощным властным ресурсом, кон­центрация которого в одном источнике потенциально может привести к возникновению нового варианта тоталитарного го­сударства. такую возможность не исключают даже те западные футурологи (Е. Масуда, О. тоффлер), которые оптимистически оценивают будущие преобразования социального порядка.

«Главное значение имеют уже не мускульная сила и не энергия, а информация».

Социологические опросы подтверждают низкий рейтинг основных государственных институтов. Постсоветский период развития культуры показал не способность ответить на но­вые вызовы времени (коммерциализация отношений, утрата прежних идеалов и ценностей, глобализация и т.д.).

Развитие мультикультурализма в странах западной Евро­пы - казалось бы, высшее проявление толерантности. Однако на практике оказывается, что сам мультикультурализм в его современном виде способен приводить к росту интолерантности, ксенофобии.

Толерантность - это единство в разнообразии. Это не толь­ко моральная ответственность, это также политическая и за­конная необходимость. толерантность, помимо всего, является активной позицией, сформированной признанием всеобщих человеческих прав и основных свобод для всех. толерантность является ответственностью, поддерживающей человеческие права, плюрализм (в том числе культурный), демократию и верховенство закона. Она включает отрицание догматизма и абсолютизма и подтверждает стандарты, определенные меж­дународными документами о правах человека. Принципом толерантности должны руководствоваться отдельные лица, группы, органы местного управления и Страны.

Если толерантность в информационной сфере - одно из условий безопасности, то следует понять, что есть толерант­ность, что значит быть толерантным и как свою толерантность реализовать, добиваясь «всеобщей толерантности» в обществе.

Вспомним, что Дж. Локк не допускал терпимости к инакове- рующим и неверующим, значит, толерантность в подлинном смысле означает борьбу со всеми, кто нарушает общепризнан­ные права и свободы человека.

Информационная безопасность общества, государства характеризуется степенью их защищенности и устойчивостью основных сфер жизнедеятельности по отношению к опасным, дестабилизирующим, деструктивным, ущемляющим интере­сам страны информационным воздействиям на уровне, как внедрения, так и извлечения информации.

Опасные информационные воздействия связаны и с внедрением негативной информации, что может привести к ошибочным решениям, заставить действовать во вред, подве­сти общество к катастрофе. Наиболее уязвимы в данном слу­чае межнациональные отношения. При информационном обеспечении деятельности государства следует полагать, что информационные потоки направлены на многонациональ­ную аудиторию, что зачастую игнорируется в СМИ. Подоб­ные действия дискредитируют деятельность и роль органов исполнительной власти, а также общественных объединений.

Таким образом, устойчивость взаимодействий субъектов Российской Федерации во многом предопределяется межна­циональным согласием, которую выстраивает как сам гражда­нин, так и проекции средств массовой коммуникации.

конституционное право

Самый большой аквапарк Алматы! Аквапарк "Восьмое чудо света" - это огромная территория как на открытом воздухе, так и аквапарк в крытом. Аквапарки Алматы вся подробная информация на сайте http://www.kapshagaj.kz


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика