Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


О проблеме унификации национальных и евразийских норм об ответственности за преступления, способствующие проституции - Евразийская интеграция
Научные статьи
12.11.13 15:25
Оглавление
О проблеме унификации национальных и евразийских норм об ответственности за преступления, способствующие проституции
Евразийская интеграция
Все страницы

Обстоятельствами, отягчающими ответственность, при­знаются принуждение несовершеннолетней, не достигшей четырнадцати лет, что говорит о признании потерпевшими лиц женского пола . Возникает вопрос об ответственности за принуждение к занятию проституцией лиц мужского пола, не достигших четырнадцати лет. Квалифицирующими при­знаками по ч. 3. ст. 358 УК КНР являются большое количество третьих лиц или многократное принуждение третьих лиц к занятию проституцией, причинение лицам, принужденным заниматься проституцией, телесных повреждений либо совер­шение действий, приведших к их смерти или иным тяжким последствиям, принуждение к занятию проституцией после изнасилования. Эти деяния при наличии особо отягчающих обстоятельств наказуемы не только лишением свободы на срок свыше 10 лет или бессрочным лишением свободы с кон­фискацией имущества, но и смертной казнью.

Ст. 359 УК КНР предусматривает уголовную ответствен­ность за вовлечение третьих лиц в занятие проституцией, общественная опасность которого возрастает, если в прости­туцию вовлекаются девушки, не достигшие 14 лет, а также за предоставление помещения для этого и сводничество. Эти действия наказываются лишением свободы на срок до пяти лет, краткосрочным арестом или надзором, а также штрафом, а при отягчающих обстоятельствах — лишением свободы на срок свыше пяти лет и штрафом.

Содержание уголовного законодательства Японии со­ставляют не только Уголовный кодекс Японии 1907г. , но и специальные уголовные законы, нормативные акты местно­го значения . По Закону о предотвращении проституции от 24.05.1956г. она признана явлением, которое должно быть за­прещено, поскольку наносит ущерб человеческому достоин­ству и оскорбляет общественную мораль. Ст. 3 гласит: «Никто не может заниматься проституцией или становиться клиен­том проституток», однако за нарушение этого положения не предусмотрено наказание, поскольку санкции означали бы вмешательство полиции в частную жизнь граждан. Принятие закона о предотвращении проституции было обусловлено социальным осуждением проституции, которая до войны яв­лялась разрешенным родом занятий. К этому закону прави­тельство вернулось в связи с распространением в Японии ин­ститута «энде косай» и открытого сводничества, предусмотрев новую норму о мерах, направленных против этого явления. По Закону 1956г. запрещены действия, способствующие про­ституции: вымогательство в целях проституции, сводничество - поиск и приведение клиентов, принуждение к занятию про­ституцией, вовлечение в проституцию силой или под угрозой, заключение контракта на проституцию, предоставление места (создание условий), денежных средств для проституции, раз­личных средств для занятия проституцией, получение денеж­ных средств за предоставление сексуальных услуг другими лицами, содержание публичных домов, предоставление денег (вкладывание средств) в публичные дома и т.д. В кодексе в гл. 22 «Преступления, состоящие в безнравственности, совраще­нии и двоебрачии» помещена одна статья, именуемая издате­лем «Склонение к распутству», когда лицо в корыстных целях соблазняет и совращает женщину, обычно не ведущую распут­ную жизнь (ст. 182 УК), что наказывается лишением свободы с принудительным физическим трудом на срок до трех лет или денежным штрафом на сумму до трех тысяч иен.

III.    Государства, уголовный закон которых не признает проституцию уголовно наказуемым деянием, однако диффе­ренцирует ответственность за нарушение запретов, установ­ленных на деяния, способствующие проституции (аболицио­низм). В таких странах проституция не легализована, однако и юридически не запрещена, что говорит о сочетании элементов регламентизма и аболиционизма, о соединении разрешений и запретов в сфере платных секс-услуг.

Уголовный кодекс Бельгии устанавливает норму 380 гла­вы VI «О совращении молодежи и проституции». По ней пре­следуется распутство, разврат или проституция со стороны совершеннолетнего путем организации, благоприятствования или облегчения, предоставления помещения или содержа­ния публичного дома ради удовлетворения чужих низменных чувств. Все деяния наказываются тюремным заключением от одного года до пяти лет и штрафом от пятисот до двадца-ти пяти тысяч франков. УК Бельгии известна ответственность за присутствие несовершеннолетнего при занятиях развра-том или проституцией. Этим нормативным актом запрещается публикация объявлений об услугах сексуального характера. § 1. статьи 380ter УК гласит: «Будет наказан тюремным за­ключением от двух месяцев до двух лет и штрафом от двух­сот франков до двух тысяч фран-ков тот, кто изготовляет или заставляет изготовлять, публикует или распространяет пу­бликации, прямо или косвенно, даже скрывая их подлинное содержа-ние под искусственной манерой изложения, с целью предложения услуг сексуального характера, если такие публи­кации адресованы специально несовершен-нолетним либо когда такие публикации образуют часть услуг, предлагаемых несовершеннолетними либо лицами, считающимися таковы­ми». § 2. преследует те же действия с использованием средств телеком-муникации.

В Законе о наказаниях (об уголовном праве) Израиля 1977г. юридическое содержание понятия «проституция» шире, нежели в уголовных законах других государств. Про­ституцией признается не только систематическое вступление в половые контакты с различными партнёрами за плату, но и оплаченная единичная сексуальная связь, а потому сутенер­ские действия наказываются по-разному. Для того, кто склоня­ет потерпевшего к единичным половым контактам, наказание предусматривает лишение свободы (тюремное заключение) на срок до пяти лет (ст. 201 УК «Вовлечение лица вступить в половой контакт за плату»), а тот, кто вовлекает потерпевшего в занятие проституцией, наказывается лишением свободы на срок до семи лет (ст. 202 УК «Вовлечение лица в занятие про­ституцией»). В израильском УК предпринята попытка при­знать в качестве платы за сексуальную услугу не только деньги, но и вещи, эквивалентные деньгам, а также услуги или выгоды имущественного характера.

В соответствии со ст. 199 пункт (алеф), сутенерством, нака­зуемым тюремным заключением сроком на пять лет, призна­ется проживание виновного на доходы от проституции лица, оказывающего платные сексуальные услуги вне зависимости от длительности такого проживания, а также получение пол­ностью или частично платы из дохода лица, занимающегося проституцией. Пока не доказано обратное, действует презумп­ция сутенерства, в соответствии с которой сутенер живет на до­ходы проститутки. Наказание за сутенерскую деятельность в отношении супруга, ребёнка или приёмного ребёнка, или ис­пользование положения наставника или попечителя, власти или зависимости от него потерпевшего увеличивается до семи лет тюремного заключения. Для правоприменителя неважна форма оплаты сексуальных услуг потерпевшего, а также то, была ли получена плата непосредственно от человека, зани­мающегося проституцией, или от какого-либо другого лица.

К содержателям притонов наказание применяется вне за­висимости от того, где организован притон для занятия про­ституцией: «Тот, кто содержит или руководит местом, включая автотранспорт и морской транспорт, для занятия проституци­ей, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет» (ст. 204 УК). Между тем расширительное толкование диспозиции содействовало привлечению к ответственности проституток. Если сексуальная услуга оказывается в жилье проститутки, она подлежит ответственности за содержание притона, а если она будет работать в притоне, то к ответственности будут привле­чены его руководители и содержатели, выполняющие функ­ции сутенеров. Занятие проституцией на дому признается более тяжким, нежели предложение проституткой сексуаль­ных услуг в общественных местах. За содействие проституции наказываются и лица, предоставляющие в наём места для со­держания притонов, включая автотранспорт и морской транс­порт, и осведомленные об использовании арендуемых поме­щений или транспорта для занятий проституцией (ст. 205). В уголовном порядке преследуется также потребление платных сексуальных услуг, оказываемых несовершеннолетними (ст. 203 гимель), а с 2000г. появилась статья 203 (алеф) «Торговля людьми с целью занятия проституцией» .

В Уголовном законе Швеции в главе 6 «О половых пре­ступлениях» наряду с изнасилованием, насильственными дей­ствиями сексуального характера (сексуальное принуждение и сексуальное приставание) помещено сводничество в занятии проституцией. Шведскому УК известно простое и тяжкое сводничество. Простым признается сводничество, когда вино­вное лицо «поддерживает или незаконно финансово эксплуа­тирует нерегулярные половые сношения за плату со стороны другого лица» (глава 6 ст. 8 ч. 1 УК Швеции), а также предо­ставляет помещение для занятия проституцией (ч. 2 ст. 8). Оба деяния наказуемы тюремным заключением на срок не более четырех лет. Одним из обязательных условий ответственности за сводничество является знание виновным того, что предо­ставленное им помещение «целиком или в значительной ча­сти» используется для платных сексуальных контактов. Соб­ственник признается «поддерживающим эту деятельность», если не предпринимает действий «по прекращению передан­ного права» (к примеру, расторжение договора найма, осво­бождение помещения от лиц, занимающихся проституцией). К тяжкому сводничеству, которое наказывается тюремным заключением на срок от двух до шести лет, отнесены случаи «безжалостной эксплуатации обвиняемым другого лица» и одобрение (поощрение) временных сексуальных услуг за пла­ту (ст. 9 УК Швеции). Статьей 1а Главы 4 УК Швеции предус­мотрено наказание за торговлю людьми с целью сексуальной эксплуатации другого лица путем его вовлечения в случайные сексуальные связи.

С 1.01.1999г. Закон (1998.64.08) «О запрете на покупку сек­суальных услуг» гласит: «Лицо, посредством вознаграждения склоняющее другое лицо к вступлению в случайную половую связь - в случае, если наказание за данное деяние не предусмо­трено Уголовным кодексом Швеции - может быть приговоре­но к выплате денежного штрафа или к тюремному заключе­нию на срок до 6 месяцев по обвинению в покупке секс-услуг». Подобным образом государство обозначило свою позицию по отношению к проституции как явлению . УК карается всту­пление или попытка вступить в сексуальный контакт с лицом моложе восемнадцати лет при обещании платы или предо­ставлении таковой. Данный состав в УК Швеции именуется не иначе, как «совращение несовершеннолетнего».

Компаративистское исследование позволяет определить общие черты, а также особенности уголовной ответственности за данные преступления в некоторых странах мира:

I.     В зарубежном законодательстве сложились три под­хода к проституции, в зависимости от которых определяется уголовно-правовая стратегия противодействия незаконному обороту коммерческих секс-услуг. Во-первых, легализация проституции (регламентизм) с ее четким правовым ограниче­нием с сохранением наказуемости за деяния, способствующие проституции (вовлечение в занятие проституцией, принуж­дение к занятию проституцией, сводничество, сутенерство, притоносодержательство, приобретение сексуальных услуг, нарушение правил занятия проституцией и др.). Другой под­ход - преобладание карательных начал и увлечение репрес­сивными, с помощью УК, способами борьбы с проституцией и преступлениями, способствующими ей (прогибиционизм). Третий вид характерен для группы стран, в которых уголовно­правовая борьба с незаконным оборотом секс-услуг сочетается с социально-профилактической направленностью, включая дифференцированное отношение к различным преступле­ниям и правонарушениям, способствующим проституции (аболиционизм). Таким образом, существует три уголовно­правовых модели воздействия на проституцию: либеральная (легализация индивидуальных секс-услуг, преследование наи­более опасных форм сексуальной эксплуатации), умеренно­репрессивная (проституция незаконна, однако, как правило, потребители и проститутки не привлекаются к ответственно­сти) и репрессивная (запрет на проституцию, приобретение секс-услуг, суровое преследование преступлений, способству­ющих проституции).

II.    Особенностями уголовно-правового регулирования противодействия незаконному обороту коммерческих секс- услуг являются:

1.     Наличие наказания за проституцию и способствующие ей действия не только в уголовных законах государств, но и в специальных нормативных актах, посвященных противодей­ствию проституции, защите жертв проституции и торговли людьми (Великобритания, Франция, Япония и др.).

2.     Отсутствие в уголовном законе РФ и большинства стран: а) нормативного определения проституции (за исклю­чением Закона Великобритании 1959г. «О преступлениях, со­вершаемых на улице», английского статута «Акт о сексуальных преступлениях 2003г.» (Sexual Offences Act 2003); б) законода­тельных разъяснений применяемым терминам (единичные половые контакты, нерегулярные половые сношения, разврат, половые сношения, распутство, распутная жизнь, аморальные половые сношения, аморальные половые сношения в качестве профессиональной деятельности (Бельгия, Дания, Израиль, КНР, Швеция, Япония).

3.     Различный подход российского и зарубежного законо­дателя к объекту деяний, способствующих проституции, что проявляется в названиях глав и разделов: 1) против обществен­ной морали; против общественной нравственности, благопри­стойности; преступления, состоящие в безнравственности, совращении и двоебрачии (Нидерланды); 2) против половой свободы; полового самоопределения, половой неприкосно­венности, половые преступления (Дания, Испания, ФРГ, Шве­ция); 3) против порядка общественного управления; обще­ственного порядка и нравственности, общественного порядка и общественной безопасности (Китай). В силу общности стра­дающего объекта наиболее удачным представляется струк­турное решение о расположении преступлений, связанных с оказанием платных половых услуг, в одной главе или разделе вместе с изнасилованием, насильственными действиями сексу­ального характера, порнографией, развратными действиями, как это сделано в подавляющем числе евразийских государств.

4.     Установление уголовной ответственности за посягатель­ства, неизвестные российскому уголовному законодательству, среди которых:

а)   присутствие виновного при проституции несовершен­нолетнего и призывы к сексуальной эксплуатации несовер­шеннолетних и взрослых (Бельгия); занятие проституцией и развратом лицом, страдающим венерическими заболевани­ями (Китай); терпимое отношение (согласие) собственника к факту присутствия лиц, занимающихся проституцией, в при­надлежащих ему публичных помещениях, местах проведения досуга (Франция); противодействие работе соответствующих учреждений и организаций, призванных помогать лицам, вовлеченным в проституцию, подвергающимся сексуальной эксплуатации и потенциальным жертвам (Франция); легали­зация фиктивных доходов от проституции (Франция); содей­ствие выезду за рубеж или въезду в страну для сексуального использования в специально предусмотренном составе (Ис­пания).

б)   приобретение сексуальных услуг (Великобритания, Германия, Дания, Израиль, Франция, Швеция, Япония), в т. ч. при определенных условиях (знание о том, является ли про­ституция постоянным средством заработка на жизнь (Дания)).

5.      Отличный от УК РФ перечень способов совершения преступлений, к которым относится применение силы, пыток, угроз, использование нужды потерпевшего, шантажа, уничто­жение или повреждение имущества, обман, злоупотребление доверием лица, имущественная выгода виновного, зависимое или критическое положение вовлекаемого лица, беспомощ­ное положение потерпевшего (Дания, Израиль, Испания, Китай, Нидерланды, ФРГ, Франция, Япония), изнасилование (Китай), использование телекоммуникационных сетей, рекла­мы для распространения сообщений о сексуальных услугах и помещениях для них (Бельгия, Франция).

6.      Различный подход к уголовно-правовому описанию предмета оплаты предоставляемых услуг в РФ и евразийских странах. В одних странах признак оплаты сексуальных услуг не является обязательным для признания акта продажи тела проституцией. В других наличествует детальное описание предмета сделки и оплаты за нее (Великобритания, Израиль).

7.      Установление признаков потерпевшего, не присущих УК РФ: а) половая принадлежность жертв вовлечения в про­ституцию (КНР, Япония); б) невменяемые лица, страдающие психическими расстройствами, иными болезнями, физиче­скими и психическими недостатками (Израиль, Испания, Франция); в) беременные (Франция); г) супруги (ФРГ).

8.      Группировки стран с учетом максимума санкций за во­влечение и организацию занятия проституцией демонстриру­ют существование различных оценок общественной опасности рассматриваемых преступных посягательств.

При примерно равном диапазоне сроков лишения сво­боды по основным составам законодатели евразийских стран первой группы устанавливают максимальный срок лишения свободы по квалифицированным составам от десяти до двад­цати лет (Израиль, КНР, Франция), вводят пожизненное ли­шение свободы (КНР, Франция) и смертную казнь (КНР). Во второй группе стран предел лишения свободы за квалифици­рованные вовлечение и организацию занятия проституцией составляет до десяти лет (Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, ФРГ, Швеция, Япония).

Различается УК РФ и зарубежных стран перечнем видов наказаний. Наряду с лишением свободы санкции содержат арест, заключение под стражу, ограничение свободы, обще­ственные работы, исправительные работы. Уголовный закон многих стран предусматривает конфискацию имущества (Китай, ФРГ). В отличие от УК РФ в уголовных законах дру­гих стран: а) типичным наказанием является штраф, в т. ч. при отягчающих обстоятельствах, применяемый вместе с ли­шением свободы (Бельгия, Дания, Испания, КНР, Франция, ФРГ, Япония); б) предусмотрены дополнительные наказания, направленные на понижение социального статуса виновного, среди которых поражение в правах, лишение политических, избирательных прав, запрет на профессию, торговлю и лише­ние соответствующих разрешений или государственной ли­цензии (Франция).

Уголовные кодексы национальных государств.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика