Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


О реализации решений и рекомендаций евразийской экономической комиссии на национальном уровне - Таможенный союз
Научные статьи
12.11.13 15:34
Оглавление
О реализации решений и рекомендаций евразийской экономической комиссии на национальном уровне
Таможенный союз
Все страницы

В отношении некоторых решений Комиссии (требующих оперативного реагирования, а также тех, которым может при­даваться обратная сила) глава правительства любой Стороны вправе обратиться в Комиссию с предложением о внесении вопроса в отношении этих решений на рассмотрение Высше­го Евразийского экономического совета на любой стадии до их вступления в силу.

Решение Коллегии Комиссии, предлагаемое к отмене или изменению в соответствии с Договором, не вступает в силу до даты его рассмотрения Высшим Евразийским экономиче­ским советом и принятия решения консенсусом. Таким об­разом, для того, чтобы «заблокировать» вступление решения ЕЭК в действие необходимо воспользоваться предусмотрен­ной Договором процедурой для высказывания возражений и соблюсти при этом соответствующие сроки. С соответству­ющей инициативой, на наш взгляд, могут ходатайствовать перед уполномоченными органами субъекты хозяйствования, граждане. Их обращения по данному поводу—важный источ­ник информации.

В ст. 18 Договора определено, какие функции и полномо­чия обеспечивает Коллегия Комиссии. Среди них, в частности, она осуществляет выработку предложений в сфере интегра­ции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, включая разработку и реализацию основных на­правлений интеграции; принимает решения и рекомендации; исполняет решения, принятые Высшим Евразийским эконо­мическим советом, и решения, принятые Советом Комиссии; осуществляет мониторинг и контроль за исполнением между­народных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства; осуществляет мониторинг и контроль за исполнением Сторо­нами решений Комиссии; направляет Сторонам обязательные для исполнения уведомления об устранении нарушений при исполнении международных договоров и решений Комиссии и др. Коллегия Комиссии имеет право запрашивать у органов власти Сторон, юридических и физических лиц информацию, необходимую для осуществления Комиссией своих полномо­чий.

Одной из существенных проблем СНГ, которое возникло в 1991 году, является слабое или несвоевременное исполнение заключенных международных договоров. Этот недостаток учтен в Договоре о ЕЭК. Так, в соответствии с его ст.6 Комис­сия в пределах своих полномочий обеспечивает реализацию международных договоров, формирующих договорно-право­вую базу Таможенного союза и Единого экономического про­странства. Такая формулировка подчеркивает непосредствен­ный характер действия решений ЕЭК, хотя и требующий нередко «выхода» для их реализации (или их отмены либо изменения) на иные структуры данного межгосударственного образования. Как предусмотрено в ст. 20 Договора, в случае если в результате проводимого Коллегией Комиссии мони­торинга исполнения международных договоров, составляю­щих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, возникают основания полагать, что одна из Сторон не исполняет международные договоры, формирующие договорно-правовую базу Таможенного со­юза и Единого экономического пространства, и (или) реше­ния Комиссии, то Коллегия Комиссии решением, принятым двумя третями голосов, направляет Стороне уведомление о необходимости обязательного исполнения соответствующего международного договора и (или) решения Комиссии и уста­навливает разумный срок, в течение которого Сторона обяза­на устранить такое нарушение. В случае если в установленный срок Сторона не исполняет указанное решение, Коллегия Ко­миссии выносит соответствующий вопрос на рассмотрение Совета Комиссии.

В случае если Сторона не исполняет в установленные сроки решение Совета Комиссии о необходимости исполне­ния соответствующего международного договора и (или) ре­шения Комиссии, Коллегия Комиссии от имени Комиссии имеет право обратиться в Суд Евразийского экономическо­го сообщества с заявлением о неисполнении этой Стороной международных договоров, формирующих договорно-право­вую базу Таможенного союза и Единого экономического про­странства, и (или) решения Комиссии.

Одновременно Коллегия Комиссии уведомляет Высший Евразийский экономический совет и Совет Комиссии о на­правлении соответствующего заявления в Суд Евразийского экономического сообщества.

На любой стадии рассмотрения Судом Евразийского экономического сообщества заявления Суд Евразийского эко­номического сообщества по ходатайству Коллегии Комиссии от имени Комиссии, обратившейся с этим заявлением, или Стороны, права которой нарушены в связи с неисполнением международных договоров, формирующих договорно-пра­вовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) решения Комиссии, указанные в за­явлении, в течение 45 календарных дней с даты поступления ходатайства в Суд Евразийского экономического сообщества рассматривает вопрос о введении разумных временных мер, в том числе обеспечительного характера, в целях обеспечения исполнения решения Суда Евразийского экономического со­общества или предотвращения возможного нарушения прав и законных интересов, предусмотренных международными договорами, формирующими договорно-правовую базу Та­моженного союза и Единого экономического пространства, и (или) решениями Комиссии.

Кроме того, Комиссия может быть наделена Высшим Евразийским экономическим советом правом подписывать международные договоры по вопросам, входящим в компе­тенцию Комиссии.

После подписания международного договора Предсе­датель Коллегии в течение трех рабочих дней обеспечивает направление заверенных копий подписанного междуна­родного договора Сторонам для проведения необходимых процедур для вступления в силу данного международного договора.

Таким образом, ЕК обладает весомыми полномочиями, вытекающими из международного договора. Степень воздей­ствия международного права на национальное право зависит от многих факторов. В правовых системах различных стран со­держатся разные подходы к определению места и роли норм международного права в национальных системах. Однако основополагающим принципом международного права яв­ляется принцип добросовестного выполнения международ­ных обязательств. Государственные системы, в зависимости от того, какое место занимают международные договоры, можно классифицировать следующим образом: 1) международные нормы имеют конституционный статус; 2) статус междуна­родных договоров выше обычных законов; 3) международные нормы соответствуют обычному закону.

Международный договор Республики Беларусь, который вступил в силу путем ратификации, присоединения к нему или утверждения, обладает согласно нашей Конституции вер­ховенством по отношению к другим подконституционным актам (законам, декретам, указам, постановлениям и др.). Вы­страивая правовую пирамиду нормативных правовых актов, отметим, что законы, которыми международные договоры приобретают обязательную силу (например, посредством за­кона о ратификации), придают им нормативный, т.е. обще­обязательный характер. Иерархический ранг таких законов выше, чем у других обычных законодательных актов, включая и программные. Поэтому правотворческие и правопримени­тельные органы, включая суды, при принятии соответствую­щих решений обязаны руководствоваться нормами междуна­родных договоров.

На наш взгляд, при всех трудностях становления ЕврА­зЭС, в том числе Таможенного Союза, углубления интегра­ции в экономической и гуманитарной сферах, в ЕврАзЭС, в отличие от иных межгосударственных образований, нашли достаточно эффективную форму правового регулирования общественных отношений, составляющих взаимный интерес. В частности, посредством наполнения международных дого­воров (соглашений) конкретным юридическим содержанием. По сути, мы имеем дело, когда правовой акт становится обще­обязательным и приобретает даже более высокую юридиче­скую силу в связи с тем, что он облекается в договорно-право­вую форму. Так произошло не только определением статуса ЕЭК на основе Договора, но и с Таможенным кодексом Тамо­женного союза. В соответствии с Договором стороны приняли Таможенный кодекс Таможенного союза, который был при­веден в приложении, являющемся неотъемлемой частью на­стоящего Договора. Причем в Договоре было зафиксировано, что Положения Кодекса имеют преимущественную силу над иными положениями таможенного законодательства тамо­женного союза. Безусловно, что такой вариант решения был возможен благодаря текстам конституций Беларуси, России, Казахстана.

Есть еще некоторые аспекты, на которые следует обратить внимание. В статье 116 нашей Конституции предусмотрен подзаконный характер актов межгосударственных образова­ний. Однако, полагаем, что это не касается тех случаев, когда акты издаются на основе международного договора, соответ­ствующего Конституции, так как международный договор по юридической силе выше национального законодательного акта, но должен соответствовать Основному Закону. В ином случае акты межгосударственных образований должны зани­мать место вслед за законами и декретами, но не исключено, что они могут обладать более высокой юридической силой, чем акты Правительства или министерств, ведомств и других органов. Обеспечить прямое действие актов межгосударствен­ных образований не просто. При этом следует исходить по меньшей мере из следующих условий: с одной стороны, нель­зя подменять органы государственной власти каждой страны, а с другой - там, где это возможно, надо обеспечить действи­тельно прямое действие решений органов межгосударствен­ных образований, основанных на международном договоре, вступившем в силу. Снять все сомнения может одновременная с заключением международного договора «расчистка» зако­нодательного массива, чтобы не было противоречий между актами межгосударственного образования и национальными законодательными актами. То есть, заключая международные договоры такого рода, как Договор о ЕЭК, следует своевремен­но проводить инвентаризацию текущего законодательства.

Представляется, что реальный вклад в обеспечение кон­ституционных норм (см. ст. 112 Конституции), а значит в обе­спечение действия норм международного договора, соответ­ствующего Конституции, устранения возможных коллизий между актами межгосударственных образований и нацио­нальными законами могут национальные суды. Ничто сейчас не препятствует судам при возникновении споров действовать аналогично тому правилу, которое закреплено в ст. 112 Кон­ституции: если при рассмотрении конкретного дела суд вы­явит расхождение между Конституцией, международным до­говором и иным актом законодательства, то он обязан вынести в соответствии с Конституцией, международным договором и поставить перед Конституционным Судом вопрос о при­знании такого нормативного акта не соответствующим Кон­ституции. Такого рода решения могут быть сигналом также для главы правительства о необходимости внесения вопроса в отношении решения Комиссии ЕЭК, предлагаемого к отмене или изменению, на рассмотрение Высшего Евразийского эко­номического совета.

Интересно сравнение с принятой в свое время деклара­цией о применении правовых актов европейского сообщества. Согласно этой декларации основным условием сплочения и единства в процессе европейского сотрудничества является полная и точная инкорпорация в национальное законодатель­ство адресованных ему директив в пределах установленных ими сроков. Существенное условие правильного функцио­нирования сообщества, как указано в названной декларации, заключается в том, чтобы меры, принимаемые различными государствами-членами, обеспечивали применение законода­тельства с такими же эффективностью и строгостью, с каки­ми применяются их национальные законы. В этом виделась реальность Европейского Союза. И несмотря на все трудности это стало реальностью. Если будет такой же строгий подход к выполнению решений, принятых на уровне ЕврАзЭС, то мож­но будет говорить и о его эффективном функционировании.

Евразийская интеграция




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика