Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Неправительственные организации в условиях глобализации
Научные статьи
12.11.13 16:16

вернуться

Неправительственные организации в условиях глобализации


Вначале, вместо вступления, отметим, что в термин «гло­бализация» разные авторы вкладывают совершенно различ­ное содержание. Так, известный американский политик и дипломат Генри Киссинджер, то ли не в меру разоткровенни­чавшись (намеренно), то ли обмолвившись (случайно), изрек: «Главный вызов состоит в том, что то, что обычно называют глобализацией, на самом деле просто другое название господ­ствующей роли Соединенных Штатов». Есть все основания полагать, что в любом случае он говорил то, в чем был уверен наверняка...

На фоне перемен, произошедших в мире после разва­ла СССР, распада мировой системы социализма и замены двухполюсной модели международного мироустройства на «однополярный мир», характеристика глобализма, данная американским политическим тяжеловесом, представляется настолько адекватной, что в приведении других не ощущается никакой необходимости.

Кто бы не доминировал сегодня в мире, одна сверхдер­жава или их группа, международные учреждения (включая рассматриваемые) негосударственного происхождения будут «оттягивать на себя» решение все большего числа вопросов международной жизни, составлявших в недавнем прошлом предмет исключительных прерогатив государственных и меж­государственных органов. Это очевидная, устойчиво набираю­щая силу тенденция последних десятилетий века минувшего и первых - настоящего.

Отечественные и зарубежные исследователи природы международных организаций отмечают, что на протяжении всего времени существования ООН и других международных организаций, одной из важнейших закономерностей их раз­вития и первоосновой совершенствования их деятельности является объективный процесс интернационализации мировых политических, экономических, торговых, научных, финан­совых и иных связей между государствами и развертывания всестороннего сотрудничества между ними в рамках таких международных организаций. Одним из выражений процесса интернационализации служит все возрастающее число не­правительственных организаций, занимающихся экономиче­скими, культурными, правочеловеческими, гуманитарными, природоохранными и другими вопросами. К началу нынеш­него века их в мире насчитывалось свыше 43 тысяч.

Неправительственные организации (НПО) представляют собой ярчайшее проявление активности гражданского общества, которое стремится в последнее время играть все более существенную роль в формировании национальных и между­народных приоритетов, в содействии разработке разного рода международных документов по различным вопросам, в том числе и рассматриваемым в ООН и на других международных форумах. В результате НПО и другие негосударственные субъ­екты (профессиональные объединения, научные общества и др.) выступают ныне не только как распространители инфор­мации или источники услуг, но и все заметнее претендуют на роль активных участников разработки политики и подготовки многосторонних соглашений, деклараций, регулирующих от­ношения в самых разных областях человеческой деятельности.

Оперативная компетенция НПО, их гибкость и знание местных условий, а также огромные ресурсы, которыми они располагают, делают их подчас ключевыми партнерами и ис­полнителями тех решений, которые принимаются в рамках ООН. Как верно отмечают исследователи, НПО не столь за­бюрократизированы как межгосударственные организации, они менее идеологизированы (более открыты, объективны, толерантны), более мобильны. В целом, сегодня они играют, хотя и ограниченную, но, по признанию исследователей, неза­менимую роль внутри системы органов ООН.

Долгое время не было ясности, что считать неправитель­ственной организацией, оттого и предлагаемые дефиниции страдали отсутствием четкой определенности: «Международ­ные неправительственные организации, - отмечали авторы од­ного справочного издания, - это международные объединения национальных групп, союзов, частных лиц, созданных в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, научно-технической, гуманитарной и иных областях человеческой деятельности». Ясно, такое определе­ние НПО не могло никого удовлетворить...

В 1986 г. Статус НПО был определен конвенционным пу­тем.

Страны-члены Совета Европы «считая, что целью Совета Европы являются достижение более тесного союза между его членами, в частности для сохранения и развития идеалов и принципов, являющихся их общим наследием;

Признавая, что международные неправительственные организации осуществляют полезную для международного сообщества деятельность, в частности, в области науки, куль­туры, благотворительности, филантропии, здравоохранения и образования и содействуют осуществлению целей и принци­пов Устава ООН и Устава Совета Европы;

Желая установить в своих взаимоотношениях нормы, регулирующие условия признания правосубъектности этих организаций с тем, чтобы облегчить их функционирование на Европейском уровне, 24 апреля 1986 г. в Страсбурге подписа­ли Европейскую конвенцию о признании правосубъектности международных неправительственных организаций.

Положения указанной конвенции касаются объединений (НПО), подпадающих под следующие условия: (они должны):

а) вести деятельность международного характера и не преследующую цели извлечения прибыли;

в) быть созданными на основе акта, подпадающего под действие внутреннего законодательства Государства-участни­ка Конвенции;

c)    вести реальную деятельность не менее чем в двух госу­дарствах; и

d)   иметь свое уставное местонахождение на территории одного Государства-участника Конвенции, а фактическое - на территории либо этого, либо какого-либо другого Государ­ства-участника Конвенции».

Однако, как явствует из самого названия Конвенции, она касается деятельности НПО в Европе. Как же обстоят дела с определением термина «Неправительственная организация» применительно к их деятельности во всем мире?

Более или менее удовлетворительное, хотя и носящее весьма общий характер, определение удалось согласовать лишь через 11 лет - 25 июля 1996 г., когда в Резолюцию ЭКО- СОС 1996/31 «Консультативные отношения между ООН и неправительственными организациями» была включена сле­дующая дефиниция: «любая такая организация, которая не учреждена каким-либо государственным органом или на ос­нове межправительственного соглашения, считается непра­вительственной организацией для целей настоящих меро­приятий, включая организации, принимающие назначаемых правительственными органами членов, при условии, что та­кое членство не препятствует свободному выражению мнений этой организации».

Из данного определения видно, что в качестве НПО мо­гут рассматриваться десятки тысяч негосударственных органи­заций мира - от местных (локальных) до глобального уровня (универсальных). Однако, здесь важно уяснить следующее, небезынтересное обстоятельство. Так, в последние годы пред­принимаются попытки связать общественное движение, в том числе НПО, с возрастающей политической и экономической активностью транснациональных корпораций - мощных меж­дународных хозяйственных комплексов. «Искусственно выпя­чивая внешнее сходство ТНК и НПО, как структурных обра­зований, действующих в международной сфере, и намеренно абстрагируясь от их принципиальных различий, отдельные ученые стали продвигать тезис о тождественности их приро­ды как международных объединений негосударственного ха­рактера и, соответственно, о возможности причисления ТНК к группе НПО. Однако подобные попытки, с точки зрения Уста­ва ООН, представляются неправомерными».

Отождествлять рассматриваемые институции с такими «штатными» субъектами международного частного права как ТНК могут либо несведущие, либо заинтересованные люди. То есть, ошибка может быть допущена по недомыслию - либо намеренно. В рассматриваемом случае, скорее намеренно. Но для юриста-международника, - специалиста международного публичного права - здесь не должно быть никакой неясности. Крохотная МНПО, руководство которой состоит из несколь­ких человек (с годовым бюджетом, равным размеру мини­мальной пенсии среднестатистического европейца), чувствует себя в системе международного права куда более комфортно, чем мощнейшая ТНК, имеющая представительства, филиалы, дочерние фирмы в десятках стран мира (с многомиллиардным оборотом, сопоставимым с бюджетом ООН и всех ее специ­ализированных учреждений вместе взятых), но действующей, тем не менее, в рамках международного частного права.

Главное различие между этими несопоставимыми в пла­не финансово-экономических возможностей международны­ми институциями состоит в том, что в деятельности первой их категории наличествует (имплицитно присущее их статусу) качество - публичность, чего изначально, перманентно и по определению лишены хозяйствующие субъекты, каким бы ар­сеналом средств и экономической мощью они не располагали.

С другой стороны, у МНПО напрочь отсутствует то, что является «нервом всей деятельности», целью и смыслом суще­ствования второй категории субъектов - извлечение прибыли и сверхприбыли участниками предпринимательской деятель­ности. Вот почему вся жизнь МНПО, вне зависимости от их численного состава, политического веса и значимости, проте­кает в международном публичном праве, а не в международ­ном частном праве, которое специфическими методами регу­лирует специфические отношения своих субъектов, в первую очередь и главным образом - имущественные.

Не упустим из виду и следующего обстоятельства, говоря об отсутствии какой бы то ни было идентичности между ТНК и НПО. О ТНК, их международном статусе и взаимоотноше­ниях с ними (хотя к моменту учреждения ООН об их существо­вании было известно, не сказано ни слова ни в Уставе ООН, ни иных многосторонних договорах (конвенциях), ни в каком бы то ни было международно-правовом документе публичного характера. Что же касается МНПО, то с самого начала своей деятельности ООН уделяла самое пристальное внимание про­ведению и совершенствованию мероприятий по обеспечению устойчивых связей с этой категорией негосударственных субъ­ектов международного права.

К концу минувшего века был тщательно отработан поря­док установления таких связей. Статья 71 Устава ООН, касаю­щаяся МНПО, предусматривает надлежащие консультации с этими организациями. В указанной статье Устава ООН пред­усматривается, что «ЭКОСОС уполномочивается проводить мероприятия для консультаций с МНПО, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие мероприя­тия могут быть установлены с международными неправи­тельственными организациями, а в случае необходимости, с национальными неправительственными организациями, по­сле консультаций с заинтересованным государством-членом ООН».

Главной формой сотрудничества МНПО с ООН с первых дней деятельности ООН является установление консультатив­ных отношений МНПО с ЭКОСОС ООН. Важным шагом в становлении отношений МНПО с ООН стало учреждение 21 июня 1946 г. Комитета ЭКОСОС по неправительственным ор­ганизациям, который предоставляет консультативный статус конкретным МНПО.

При установлении консультативных отношений с МНПО применяются (в соответствии с Резолюцией ЭКОСОС 1996/31) следующие принципы:

-     НПО должна заниматься проблемами, входящими в компетенцию ЭКОСОС и его вспомогательных органов;

-     цели и задачи МНПО должны соответствовать целям и принципам Устава ООН;

-     НПО обязуется поддерживать работу ООН и способ­ствовать ознакомлению с ее принципами и деятельностью в соответствии со своими собственными задачами и целями, а также с характером и объемом своей компетенции и деятель­ности;

-     за исключением тех случаев, когда прямо предусмотре­но иное, термин «организация» означает неправительствен­ные организации национального, субрегионального, регио­нального и международного уровня;

-      консультативные отношения могут быть установлены с международными, региональными, субрегиональными и на­циональными организациями в соответствии с Уставом ООН и принципами и критериями, определенными резолюцией 1996/31 ЭКОСОС;

-      НПО должна пользоваться устоявшейся репутацией в своей области компетенции или иметь представительный ха­рактер;

-      НПО должна иметь постоянную штаб-квартиру, воз­главляемую соответствующим должностным лицом, приня­тый демократическим путем устав, копия которого хранится у Генерального секретаря ООН и который предусматривает определение политики НПО конференцией, конгрессом или иным представительным органом НПО и создание исполни­тельного органа, ответственного перед директивным органом;

-      НПО должна быть уполномочена делать заявления от имени своих членов через полномочных представителей; пол­номочия должны представляться по требованию;

-      НПО должна иметь представительную структуру и рас­полагать соответствующими механизмами отчетности перед своими членами, которые осуществляют эффективный кон­троль над ее политикой и деятельностью путем использова­ния права голоса и через другие соответствующие демократи­ческие и транспарантные процессы принятия решений;

-      основные средства НПО должны состоять, главным об­разом, из взносов ее национальных отделений или других компонентов или от поступлений от индивидуальных членов; в случае получения добровольных взносов их сумма и пла­тельщики добровольно сообщаются Комитету ЭКОСОС по неправительственным организациям, а в тех случаях, когда вы­шеупомянутый критерий не выполняется и НПО финансиру­ется из других источников, она должна удовлетворительным образом объяснить Комитету ЭКОСОС по НПО причины, по которым она не выполняет указанные требования;

-      при рассмотрении вопроса об установлении консульта­тивных отношений с НПО, ЭКОСОС учитывает вопрос о том, входит ли сфера деятельности данной НПО полностью или преимущественно в сферу деятельности какого-либо специа­лизированного учреждения и можно ли ее включить в список, если она имеет или может иметь соглашение о консультациях со специализированным учреждением;

-      предоставление, приостановление или отмена консуль­тативного статуса, а также толкование норм и решений по этому вопросу, являются прерогативой государств-членов, осуществляемой через ЭКОСОС и его Комитет по НПО. НПО, подающая просьбу о предоставлении ей общего или осо­бого консультативного статуса или о включении ее в реестр, должна иметь возможность ответить на любые возражения, высказываемые в Комитете, до принятия Комитетом своего решения. Таков неполный перечень принципов применяемых Организацией Объединенных Наций с неправительственны­ми организациями при предоставлении им консультативного статуса при ЭКОСОС.

Для неправительственных организаций Резолюция 1996/31 ЭКОСОС предусматривает три категории консульта­тивного статуса:

1.   Общий консультативный статус - для организаций, связанных с большинством видов деятельности ЭКОСОС и его вспомогательных органов, если они могут доказать ЭКОСОС, что они способны вносить существенный и постоянный вклад в достижение целей ООН, которые тесно связаны с экономи­ческой и социальной жизнью жителей представляемых ими районов или членский состав которых широко представляет основные слои общества в большом количестве стран различ­ных регионов мира.

2.    Специальный консультативный статус - для организа­ций, имеющих специальную компетенцию в нескольких об­ластях деятельности ЭКОСОС и его вспомогательных органов или специально занимающихся этими областями и известных в международном масштабе в тех областях, в которых они имеют консультативный статус или добиваются его.

3.    Другие организации, которые не имеют общего или специального статуса, но которые по мнению ЭКОСОС или Генерального секретаря ООН, в консультации с ЭКОСОС или его Комитетом по НПО, могут время от времени делать полез­ный вклад в работу ЭКОСОС и его вспомогательных органов или других органов ООН в рамках своей компетенции, вклю­чаются список, именуемый «Реестр».

Отношения НПО с ООН «отслеживает» Комитет по НПО ЭКОСОС. На него возложены и контрольные функции. С его подачи Совет принимает решение о предоставлении или ли­шении статуса конкретной НПО.

НПО, получившие консультативный статус, приобретают определенные права и обязанности. До сведения каждой из них с этого момента доводится предварительная повестка дня ЭКОСОС, а организации, имеющие общий статус (как более «продвинутые») могут предлагать свои пункты повестки дня Совета или предварительной повестки дня вспомогательных органов ЭКОСОС. Организации, обладающие общим и спе­циальным консультативным статусом, вправе назначать своих полномочных представителей для присутствия в качестве на­блюдателей на открытых заседаниях ЭКОСОС и его вспомога­тельных органов.

НПО, включенные в «Реестр», могут направлять своих представителей на такие заседания, которые касаются вопро­сов, входящих в их компетенцию. НПО с общим и специаль­ным статусом имеют право представлять краткие письменные заявления, которые могут быть опубликованы в качестве до­кументов ООН и рассылаться членам ЭКОСОС или вспомо­гательных органов. Организациям, включенным в «Реестр», также может быть предложено представить письменные за­явления. В рассматриваемой Резолюции 1996/31 содержатся положения, в соответствии с которыми организации двух пер­вых консультативных статусов (общего и специального) могут выступать на некоторых заседаниях ЭКОСОС в устной форме. Все НПО (вне зависимости от категории статуса) обязаны один раз в четыре года отчитаться о своей деятельности.1

Для продуктивной деятельности НПО в рамках ЭКОСОС создаются необходимые условия, включая своевременное до­ведение до их сведения документов ЭКОСОС и его вспомога­тельных органов; доступ к служебной документации для пе­чати в ООН; проведение неофициальных совещаний, встреч, «круглых столов» по вопросам, представляющим общий интерес для групп или организаций; принятие мер для над­лежащего размещения в залах заседаний и обеспечения до­кументами на открытых заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН, посвященным экономическим, социальным и смежным вопросам.

К концу минувшего столетия консультативный статус при ЭКОСОС был предоставлен более чем 2000 неправитель­ственным организациям (включая ряд российских).

Другой важной формой сотрудничества НПО с ООН яв­ляется их ассоциация с Департаментом общественной инфор­мации (ДОИ) Секретариата ООН. В своей резолюции 1297 (XLIX) от 27 мая 1968 г. ЭКОСОС рекомендовал Генерально­му секретарю ООН «поощрять увеличение числа связанных с ДОИ национальных и международных НПО всех государств- членов ООН, и в особенности, представляющих расовые груп­пы, учитывая их разнообразный опыт как в области прав чело­века, так и в экономических и социальных вопросах».

Ассоциация НПО с ДОИ не дает им права голоса ни в одном из органов ООН, но они могут иметь доступ к инфор­мационным материалам ООН и посещению открытых заседа­ний органов ООН.

В случае положительного решения Секретариата ООН, неправительственная организация включается в список ДОИ. Этот список состоит из трех частей:

Первая - неправительственные организации, имеющие консультативный статус при ЭКОСОС и ассоциированные с ДОИ.

Вторая - неправительственные организации, которые ас­социированы с ДОИ, но не связаны с ЭКОСОС.

Третья - ассоциации содействия ООН в различных стра­нах мира.

Для укрепления сотрудничества неправительственных организаций с ООН (в лице Секретариата) действует Испол­нительный комитет из представителей ДОИ и ассоциирован­ных с ним НПО.

В последние годы сотрудничество неправительственных организаций с ДОИ стало эффективным средством и основ­ным элементом отношений НПО с системой ООН. Главные критерии сотрудничества НПО с ДОИ состоят в том, что пер­вые обнаруживают выраженный интерес к проблемам, стоя­щим на повестке дня ООН. С каждым днем они получают все больше возможностей выхода на специализированные ауди­тории, включая широкую общественность, средства массовой информации, деловые круги. С появлением Интернета, они располагают большей возможностью для проведения эффек­тивных информационных кампаний.

В структуре ДОИ функционирует секция неправитель­ственных организаций, которая ежегодно проводит конферен­цию с привлечением до 2 тысяч участников. Она же обеспечи­вает надежную основу для углубленного диалога между НПО, должностными лицами ООН и представителями государств- членов ООН. Этой секцией проводятся еженедельные бри­финги для представителей около 200 неправительственных организаций, освещая различные вопросы, имеющие при­оритетное значение для Организации Объединенных Наций.

Очень важный механизм распространения информации и поощрения более глубокого понимания и конструктивного диалога между ООН и неправительственными организаци­ями был создан в 1975 году. Ряд учреждений ООН основал совместный проект под названием «Неправительственная служба связи ООН». Большинство изданий службы распро­страняется среди более чем 6 тысяч НПО, фигурирующих в ее базе данных.

Кроме ДОИ, вопросами консультативных связей с НПО занимаются и другие департаменты Секретариата ООН.

В своем докладе «Обновление ООН: программа рефор­мы», представленном Генеральной Ассамблее в 1977 г. Гене­ральный секретарь ООН призвал все департаменты, которые еще не сделали этого, назначить сотрудника по связям с не­правительственными организациями. Для улучшения взаи­модействия между всеми этими координационными центра­ми была воссоздана Междепартаментская рабочая группа по неправительственным организациям, председателем которой является Помощник Генерального секретаря ООН по связям с общественностью.

Сравнительно новой формой развития консультативных связей стало сотрудничество неправительственных организа­ций с фондами, программами и Специализированными уч­реждениями ООН и некоторыми региональными организа­циями (ОБСЕ, Советом Европы и др.). Специализированные учреждения самостоятельно развивают свои взаимоотноше­ния с неправительственными организациями, на основе по­ложений своих документов, которые во многом аналогичны положениям Резолюции ЭКОСОС 1996/31 с некоторыми от­личиями в применении.

Большинство фондов, учреждений и программ системы ООН получили от своих руководящих органов четкий мандат: «Работать с НПО!» Были разработаны и механизмы реали­зации этих предписаний. В одних случаях эти органы пред­ставляют неправительственным организациям (как в случае с ЭКОСОС) консультативный статус трех категорий. В других случаях - заключают с НПО соглашения о сотрудничестве или приглашают представителей НПО участвовать в работе своих органов в качестве наблюдателей.

Особый характер консультативных связей с НПО суще­ствует и у Всемирного Банка, при котором в 1982 г. был учреж­ден Комитет Банка по неправительственным организациям.

В Специализированных учреждениях ООН имеются, как правило, комитеты (центры) по НПО, осуществляющие коор­динирующие функции и ведущие оперативную работу. Такие центры связи с НПО созданы и в отделениях ООН в Женеве и Вене, при которых аккредитуется большое количество непра­вительственных организаций.

Необходимо особо отметить, что деятельность много­численных НПО активизировалась после окончания «холод­ной войны». Состоявшийся в мае 2000 г. в Нью-Йорке Форум тысячелетия рассмотрел обширную тему «ООН в XXI веке» и продемонстрировал серьезное намерение всемерного расши­рения потенциала гражданского общества и НПО в системе ООН. Итогом форума стало принятие Декларации и повестки дня действий по реализации планов Форума. В ходе работы Форума было (среди прочих) выдвинуто предложение о соз­дании при Генеральной Ассамблее ООН постоянно действую­щего органа, который представлял бы в ООН интересы НПО всего мира.

Заканчивая обзор некоторых (проводимых под эгидой и в рамках ООН) мероприятий, направленных на всемерное повышение статуса неправительственных организаций, отме­тим, что все исследователи феномена НПО согласны в том, что они сегодня привносят в процесс принятия решений между­народными организациями всех уровней ощутимую пользу в виде своих знаний опыта и наработок. Они поднимают в рам­ках международных учреждений новые вопросы и проблемы, которые впоследствии становятся предметом рассмотрения на соответствующих международных форумах и завершаются принятием общеобязательных международных документов.

Сегодня НПО рассматриваются как негосударственные субъекты, участвующие в формировании международной по­литики и налаживании нормальных отношений между широ­кой общественностью и межгосударственными процессами. Эти процессы, как было показано, все теснее увязываются с обоснованными требованиями всемирного гражданского об­щества о следовании критериям объективности, компетент­ности и транспарентности при решении задач общемирового характера.

Ставшее сегодня обязательным, участие НПО в разработ­ке и осуществлении действенного контроля за реализацией международно-правовых норм в гуманитарной и правоза­щитной сфере бесспорно подтверждается продуктивной де­ятельностью таких влиятельных НПО, как Комитет Красного Креста, Human Rights Watch, Amnesty International и многих других организаций, созданных общественной активностью широких народных масс.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика